Научная статья на тему 'Правовая компетентность студента профессионального колледжа: особенности развития'

Правовая компетентность студента профессионального колледжа: особенности развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LEGAL COMPETENCE / LEGAL DEVELOPMENT / COMPONENTS OF LEGAL COMPETENCE / BASIC COMPETENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

Представлены основные результаты теоретического анализа психологических особенностей правовой компетентности. Раскрываются сущностные характеристики правовой компетентности студента профессионального колледжа. Формулируются базовые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal competence of the professional college student: features of development

The basic results of the theoretical analysis of psychological features of legal competence are presented. Intrinsic characteristics of legal competence of the professional college student are revealed. Basic competences are formulated.

Текст научной работы на тему «Правовая компетентность студента профессионального колледжа: особенности развития»

УДК 15

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

© А.А. Жигулин

Представлены основные результаты теоретического анализа психологических особенностей правовой компетентности. Раскрываются сущностные характеристики правовой компетентности студента профессионального колледжа. Формулируются базовые компетенции.

Ключевые слова: правовая компетентность; правовое развитие; компоненты правовой компетентности; базовые компетенции.

На современном этапе развития российского общества кардинально изменились квалификационные требования к выпускникам учебных заведений как высшего, так и среднего профессионального образования. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года» смещаются акценты в сторону компетентностно-го подхода в образовании. Введение компе-тентностного подхода обусловлено тенденцией интеграции российского образования в единое европейское образовательное пространство.

Результатом образовательного процесса является развитие субъекта профессиональной деятельности, обладающего совокупностью знаний, навыков и умений [1]. Государственные образовательные стандарты как высшего, так и среднего профессионального образования указывают на необходимость подготовки выпускника, обладающего определенным уровнем правовой компетентности. То есть «в настоящее время в мире образования идет процесс формирования личности нового типа - «правосознательного гражданина», для которого характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры» [2].

Справедливо по этому поводу отметил Г.А. Фирсов, что выпускники образовательных учебных заведений, получая прочные знания по своей специальности, вместе с тем имеют ограниченные знания правовых норм своей деятельности. Поэтому главная задача современного образования, по его мнению, заключается в том, чтобы студенты, во-первых, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности; во-вторых, чтобы получали необходимые для профессиональной дея-

тельности правовые знания и приобретали навыки, позволяющие самостоятельно понимать действующие законы, правовые нормы, умело разбираться в них и применять их в профессиональной деятельности [3].

Акмеологический подход к изучению развития профессионала как субъекта деятельности, ориентация на максимальную самореализацию личности средствами профессии, получившие научное обоснование в трудах В.А. Бодрова, А.А. Деркача, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой и других, позволяют рассмотреть правовую компетентность как интегративное свойство личности, которое выражается в совокупности правовых компетенций, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития морально-нравственных, культурных, этических, социально-значимых качеств и черт личности, позволяющих регулировать социально-профессиональное поведение в соответствии с правовыми нормами и предписаниями. Правовая компетентность отражает характер и степень правового развития личности, ядром которого выступает правовое сознание, которое формируется в активной творческой правоприменительной деятельности и выступает как ценностно-смысловое обоснование общественной правовой культуры. Для понимания сущностных характеристик правовой компетентности студента профессионального колледжа вызывают особый интерес положения, представленные Ю.Л. Ивлевым в отношении психологических детерминант правового сознания личности. К основным психологическим детерминантам правового сознания он относит: 1) ценностные ориентации личности, направленные на соблюдение законности и следование нормам общества; 2) нравствен-

ность личности, выраженная в осознании долга; 3) эмоционально-правовые детерминанты, представленные ответственным отношением и эмоциональным фоном; 4) уровень знаний в области закона и интеллектуальные способности личности [4].

Таким образом, понимание сущности правовой компетентности личности следует искать не только в объективной внешней стороне, выражающейся в знаниях и умениях в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, также во владении приемами профессионального общения и поведения [5], но и в личностных качествах индивида, составляющих внутреннюю основу для реализации правомерного поведения в процессе жизнедеятельности. С акмеологи-ческих позиций развитие профессионала рассматривается в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного обогащения, которое включает в себя повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных и противоправных личностных установок, стандартов и форм поведения [6]. Поэтому процессуально развитие правовой компетентности личности студента, по нашему мнению, следует рассматривать в контексте профессиональной подготовки в образовательном учебном заведении, нормативной регуляции учебновоспитательной деятельности субъектов образовательного процесса, мотивации на саморазвитие и достижения в области освоения профессии, рефлексивной самоорганизации своего поведения.

В исследованиях Ю.И. Гревцова и И.Ю. Козлихина указывается на то, что наряду с законодательством и корпусом профессиональных юристов субъект права (личность, обладающая совокупностью тех или иных прав и свобод) выступает в качестве компонента социально-правового механизма действия права и развития правовой компетентности, самостоятельно реализуя принадлежащие ему правовые возможности [7]. Факторами, способствующими развитию правовой компетентности личности и формирующимися в процессе ее правовой социализации являются: наличие соответствующей

юридической информации; развитое правовое сознание; желание и умение участвовать

в общественно-правовой жизни; тип ответственности, доминирующий у человека [8].

Д.С. Безносов в своем диссертационном исследовании представил глубокий анализ понятия «отношение к закону», включающего в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный (когнитивный); эмоциональный (чувственный); поведенческий (ко-нативный); оценочный [9]. Познавательный компонент содержит в себе определенный объем знаний о законе и позволяет обозначить интеллектуально-когнитивные детерминанты правового сознания личности. Эмоциональный компонент, во-первых, проявляется в направленности эмоциональных отношений к праву, а во-вторых, - в интенсивности переживаний по отношению к праву. Поведенческий компонент определяется правомерным или неправомерным поведением человека в той или иной социально-профессиональной ситуации. Оценочный компонент свидетельствует о признании роли правовой системы в регуляции социально-профессиональных отношений в обществе.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в научной литературе нет однозначного понятия «правовая компетентность». Оно носит емкое содержание, интегрирующее в себе профессиональные, социальные, психологические, политико-правовые и другие характеристики, необходимые для успешного овладения деятельностью. Правовая компетентность выступает как: источник легитимизации социального управления (Т. Парсонс, Р. Мертон, Т. Стюарт и др.); составляющая структуры акмеологической культуры служащих (В.Ф. Вакуров); высшая стадия морально-правового развития (Л. Кольберг); определенный уровень психолого-правового развития в результате правовой социализации личности (В .И. Гойман); направленность как подструктура избирательной активности личности на правомерное поведение (В.В. Гуль-дан); элемент психосинтеза на основе профессиональной компетентности в структуре деятельности (И.В. Кархалев); социальнонормативный компонент профессиональной культуры субъектов рефлексивного управления, связанный с усвоением его правовой базы и обеспечивающий социализацию управленческих решений (А.Б. Фомина).

Анализ многочисленных научных исследований правовой компетентности личности

в психологической науке и практике позволил нам интерпретировать понятие «правовая компетентность студента профессионального колледжа» как сложную интегративную характеристику личности, отражающую уровень его правовой осведомленности, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, способность к нравственно-правовой самооценке своей жизнедеятельности.

Выражением правовой компетентности личности выступают акмеологические инварианты развития профессионализма: профессионализм деятельности, профессионализм личности, нормативность деятельности и поведения, продуктивная Я-концепция [10]. Профессионализм деятельности отражает высокую профессиональную компетентность, основанную на психосинтезе правовой, психологической и акмеологической компетентности в структуре деятельности [11]. Профессионализм личности помимо развития профессионально важных качеств отражает адекватный уровень законодательноправовых притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие правовых отношений. Нормативность деятельности и поведения играет роль правового регулятора жизнедеятельности. Продуктивная Я-концепция позволяет сформировать нравственно-правовые стандарты, программы развития и саморазвития, выстраивать систему правовых отношений с другими субъектами социальнопрофессионального взаимодействия.

Структурными компонентами правовой компетентности студента профессионального колледжа, по нашему глубокому убеждению, являются: когнитивный (познавательный);

поведенческий; рефлексивный; коммуникативный; мотивационный. Когнитивный компонент определяет оптимальный конкретный объем знаний в области правовых отношений в обществе, уровень интеллектуально-правового развития. Поведенческий компонент характеризуется правомерным / неправомерным поведением в различных социальнопрофессиональных ситуациях. Рефлексивный компонент отражает системное предвидение социально-профессионального поведения в соответствии с нравственно-право-

выми предписаниями, умение выделять, анализировать и соотносить собственные поступки с социально-профессиональной ситуацией через систему самооценок и само-описаний собственного «Я» и действующей системы нормативно-правовых отношений. Коммуникативный компонент правовой компетентности включает в себя готовность ясно и четко излагать свои мысли, убеждать, аргументировать, строить систему доказательств, анализировать, высказывать суждения. Мотивационный компонент характеризуется правовой направленностью личности, стремлением к развитию правовых компетенций и выработке на этой основе самостоятельных ответственных решений в выполнении своих обязанностей и реализации прав и свобод.

Таким образом, правовая компетентность студента профессионального колледжа является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении соответствующими компетенциями. В ряде исследований указывается на то, что правовые компетенции, являясь компонентом профессиональной подготовки в образовательном учебном заведении, в целом направлены на: 1) обеспечение необходимого уровня систематизированных знаний о праве, процессе его применения в правовой действительности; 2) развитие правовых интересов, правовой культуры, правового мышления и сознания, правовых чувств, познавательных и практических умений; 3) формирование научного правового мировоззрения и связанных с ними иных качеств - нравственных, эстетических и др.; 4) формирование способностей к правовому самообразованию, потребности и умений в совершенствовании правовых знаний [12].

Проводя различия между понятиями «правовая компетентность» и «компетенции», необходимо отметить, что ключевые компетенции в области права раскрывают суть правового развития личности в динамических социально-профессиональных условиях образовательного пространства, обеспечивают высокий уровень правовой компетентности студента, который проявляется не только в его законопослушном поведении, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. 2008. № 81. С. 9-14.

3. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

4. Ивлев Ю.Л. Психологические детерминанты правового сознания военнослужащих Министерства обороны РФ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2007.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.

6. Деркач А.А., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М., 1998.

7. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб., 2008.

8. Ивлев Ю.Л. Основные теоретические позиции проблемы формирования и развития правового сознания личности // Сборник научных трудов СевКавГТ. Серия Гуманитарные нау-

ки. 2007. № 5. URL: http:// www.ncstu.ru. Загл. с экрана.

9. Безносов Д. С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.

10. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004.

11. Кархалев И.В. Акмеологические особенности развития правовой компетентности сотрудников наркоконтроля: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007.

12. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. 2008. № 81. С. 15.

Поступила в редакцию 12.12.2009 г.

Zhigulin A.A. Legal competence of the professional college student: features of development.

The basic results of the theoretical analysis of psychological features of legal competence are presented. Intrinsic characteristics of legal competence of the professional college student are revealed. Basic competences are formulated.

Key words: legal competence; legal development; components of legal competence; basic competences.

УДК 371+370.136

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗУЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Л.Н. Макарова, Р.И. Кузьмин

В статье рассмотрена специфика профильного обучения через научные общества школьников, организуемых на базе учреждений дополнительного образования детей. Проанализированы преимущества данной модели профильной подготовки по сравнению с научными обществами учащихся, действующими в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: профильное обучение; научные общества школьников; дополнительное образование; исследовательская деятельность.

Современные [тенденции в образовании направлены на непрерывность профессионального образования путем организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся средних общеобразовательных школ. Поставленная цель может быть достигнута различными путями, среди которых

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

наиболее эффективными являются следующие формы и виды организации профильной подготовки учащихся: во время учебных занятий; в форме элективных и специальных курсов по выбору учащихся во внеурочное время; на базе учреждений дополнительного образования детей; в системе «школа-вуз» на базе ведущего регионального вуза.

Каждое из перечисленных направлений организации профильной подготовки учащихся имеет свои достоинства и недостатки, обладает специфическими особенностями и определяется результативностью достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.