Научная статья на тему 'Особенности развития правовой компетентности современного специалиста'

Особенности развития правовой компетентности современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
955
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / COMPETENCE / LEGAL COMPETENCE / SENSE OF JUSTICE / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябышева Елена Николаевна, Плаксина Наталья Игоревна

В научной статье рассматриваются особенности развития правовой компетентности современного специалиста. Дана характеристика правовой компетентности личности современного специалиста. Излагаются основные факторы, способствующие развитию правовой компетентности личности современного специалиста. Выделяются правовые компетенции, как компонент профессиональной подготовки в образовательном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябышева Елена Николаевна, Плаксина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL COMPETENCE MODERN SPECIALIST

In the scientific article discusses the features of a modern specialist legal competence. The characteristic of the legal personality of the modern professional competence. Sets out the main factors contributing to the development of the legal personality of the modern professional competence. Distinguished legal competence, as a component of training in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Особенности развития правовой компетентности современного специалиста»

УДК 377

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL COMPETENCE MODERN SPECIALIST

Ryabysheva Elena Nikolaevna - candidate of psychological sciences, associate professor, Voronezh Institute of Economics and Law

Plaksina Natalya Igorevna - Voronezh Institute of Economics and Law

Abstract: In the scientific article discusses the features of a modern specialist legal competence. The characteristic of the legal personality of the modern professional competence. Sets out the main factors contributing to the development of the legal personality of the modern professional competence. Distinguished legal competence, as a component of training in an educational institution.

Keywords: competence, competence, legal competence, sense of justice, a specialist.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Рябышева Елена Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Воронежский экономико-правовой институт

Плаксина Наталья Игоревна - Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: В научной статье рассматриваются особенности развития правовой компетентности современного специалиста. Дана характеристика правовой компетентности личности современного специалиста. Излагаются основные факторы, способствующие развитию правовой компетентности личности современного специалиста. Выделяются правовые компетенции, как компонент профессиональной подготовки в образовательном учебном заведении.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, правовая компетентность, правосознание, специалист.

Акмеологический подход к изучению развития профессионала как субъекта деятельности, ориентация на максимальную самореализацию личности средствами профессии, получившие научное обоснование в трудах В.А. Бодрова, А.А. Деркача, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой и др., позволяют

рассмотреть правовую компетентность как интегративное свойство личности, которое выражается в совокупности правовых компетенций, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития морально-нравственных, культурных, этических, социально значимых качеств и черт личности, позволяющих регулировать социально-профессиональное поведение в соответствии с правовыми нормами и предписаниями. Правовая компетентность отражает характер и степень правового развития личности, ядром которого выступает правовое сознание, которое формируется в активной творческой правоприменительной деятельности и выступает как ценностно-смысловое обоснование общественной правовой культуры. Для понимания сущностных характеристик правовой компетентности современного специалиста вызывают особый интерес положения, представленные Ю.Л. Ивлевым в отношении психологических детерминант правового сознания личности. К основным психологическим детерминантам правового сознания он относит: 1) ценностные ориентации личности, направленные на соблюдение законности и следование нормам общества; 2) нравственность личности, выраженная в осознании долга; 3) эмоционально-правовые детерминанты, представленные ответственным отношением и эмоциональным фоном; 4) уровень знаний в области закона и интеллектуальные способности личности [2].

Таким образом, понимание сущности правовой компетентности личности следует искать не только в объективной внешней стороне, выражающейся в знаниях и умениях в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, также во владении приемами профессионального общения и поведения, но и в личностных качествах индивида, составляющих внутреннюю основу для реализации правомерного поведения в процессе жизнедеятельности. С акмеологических позиций развитие профессионала рассматривается в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного обогащения, которое включает в себя повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных и противоправных личностных

установок, стандартов и форм поведения. Поэтому процессуально развитие правовой компетентности личности современного специалиста, по нашему мнению, следует рассматривать в контексте профессиональной подготовки в образовательном учебном заведении, нормативной регуляции учебно-воспитательной деятельности субъектов образовательного процесса, мотивации на саморазвитие и достижения в области освоения профессии, рефлексивной самоорганизации своего поведения.

В исследованиях Ю.И. Гревцова и И. Ю. Козлихина указывается на то, что наряду с законодательством и корпусом профессиональных юристов субъект права (личность, обладающая совокупностью тех или иных прав и свобод) выступает в качестве компонента социально-правового механизма действия права и развития правовой компетентности, самостоятельно реализуя принадлежащие ему правовые возможности. Факторами, способствующими развитию правовой компетентности личности, и формирующимися в процессе ее правовой социализации являются: наличие соответствующей юридической информации; развитое правовое сознание; желание и умение участвовать в общественно-правовой жизни; тип ответственности, доминирующий у человека [1].

Д. С. Безносов в своем диссертационном исследовании представил глубокий анализ понятия «отношение к закону», включающего в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный (когнитивный); эмоциональный (чувственный); поведенческий (конативный); оценочный. Познавательный компонент содержит в себе определенный объем знаний о законе и позволяет обозначить интеллектуально-когнитивные детерминанты правового сознания личности. Эмоциональный компонент, во-первых, проявляется в направленности эмоциональных отношений к праву, а, во-вторых, - в интенсивности переживаний по отношению к праву. Поведенческий компонент определяется правомерным или неправомерным поведением человека в той или иной социально-профессиональной ситуации. Оценочный компонент свидетельствует о признании роли правовой системы в регуляции социально-

профессиональных отношений в обществе. Вместе с тем, необходимо отметить, что в научной литературе нет однозначного понятия «правовая компетентность». Оно носит емкое содержание, интегрирующее в себе профессиональные, социальные, психологические, политико-правовые и другие характеристики, необходимые для успешного овладения деятельности. Правовая компетентность выступает как: источник легитимизации социального управления (Т. Парсонс, Р. Мер-тон, Т. Стюарт и др.); составляющая структуры акмеологиче-ской культуры служащих (В. Ф. Вакуров); высшая стадия морально-правового развития (Л. Кольберг); определенный уровень психолого-правового развития в результате правовой социализации личности (В. И. Гойман); направленность как подструктура избирательной активности личности на правомерное поведение (В. В. Гульдан); элемент психосинтеза на основе профессиональной компетентности в структуре деятельности (И. В. Кархалев); социально-нормативный компонент профессиональной культуры субъектов рефлексивного управления, связанный с усвоением его правовой базы и обеспечивающий социализацию управленческих решений (А. Б. Фомина) [5].

Анализ многочисленных научных исследований правовой компетентности личности в психологической науке и практике позволил нам интерпретировать понятие «правовая компетентность современного специалиста» как сложное ин-тегративная характеристика личности, отражающая уровень его правовой осведомленности, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, способность к нравственно-правовой самооценке своей жизнедеятельности.

Выражением правовой компетентности личности выступают акмеологические инварианты развития профессионализма: профессионализм деятельности, профессионализм личности, нормативность деятельности и поведения, продуктивная Я-концепция. Профессионализм деятельности отражает высокую профессиональную компетентность, основанную на пси-

хосинтезе правовой, психологической и акмеологической компетентности в структуре деятельности. Профессионализм личности помимо развития профессионально важных качеств отражает адекватный уровень законодательно-правовых притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие правовых отношений. Нормативность деятельности и поведения играет роль правового регулятора жизнедеятельности. Продуктивная Я-концепция позволяет сформировать нравственно-правовые стандарты, программы развития и саморазвития, выстраивать систему правовых отношений с другими субъектами социально-профессионального взаимодействия [4].

Структурными компонентами правовой компетентности современного специалиста, по нашему глубокому убеждению, являются: когнитивный (познавательный); поведенческий; рефлексивный; коммуникативный; мотивационный. Когнитивный компонент определяет оптимальный конкретный объем знаний в области правовых отношений в обществе, уровень интеллектуально-правового развития. Поведенческий компонент характеризуется правомерным / неправомерным поведением в различных социально-профессиональных ситуациях. Рефлексивный компонент отражает системное предвидение социально-профессионального поведения в соответствии с нравственно-правовыми предписаниями, умение выделять, анализировать и соотносить собственные поступки с социально-профессиональной ситуацией через систему самооценок и самоописаний собственного «Я» и действующей системы нормативно-правовых отношений. Коммуникативный компонент правовой компетентности включает в себя готовность ясно и четко излагать свои мысли, убеждать, аргументировать, строить систему доказательств, анализировать, высказывать суждения. Мотивационный компонент характеризуется правовой направленностью личности, стремлением к развитию правовых компетенций и выработке на этой основе самостоятельных ответственных решений в выполнении своих обязанностей и реализации прав и свобод.

Таким образом, правовая компетентность современного специалиста является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении соответствующими компетенциями. В ряде исследований указывается на то, что правовые компетенции, являясь компонентом профессиональной подготовки в образовательном учебном заведении, в целом направлены на: 1) обеспечение необходимого уровня систематизированных знаний о праве, процессе его применения в правовой действительности; 2) развитие правовых интересов, правовой культуры, правового мышления и сознания, правовых чувств, познавательных и практических умений; 3) формирование научного правового мировоззрения и связанных с ними иных качеств - нравственных, эстетических и др.; 4) формирование способностей к правовому самообразованию, потребности и умений в совершенствовании правовых знаний

[3].

Проводя различия между понятиями «правовая компетентность» и «компетенции», необходимо отметить, ключевые компетенции в области права раскрывают суть правового развития личности в динамических социально-профессиональных условиях образовательного пространства, обеспечивают высокий уровень правовой компетентности современного специалиста, который проявляется не только в его законопослушном поведении, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Библиографический указатель:

1. Артеменко И.В. Правовая компетентность и криминализация российского общества: социологический анализ взаимовлияния: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Краснодар, 2007. - С. 11-14.

2. Жигулин А.А. Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа (на примере специалиста неюридического профиля): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2010. - С. 8-12.

3. Жигулин А. А. Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа: дисс. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2010. - С. 110-114.

4. Жигулин А.А. Психологическая структура правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 7 - С. 37-40.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5 - С. 34-42.

Статья поступила в редакцию 17.02.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.