Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к проблеме развития правовой компетентности студента профессионального колледжа'

Теоретико-методологические подходы к проблеме развития правовой компетентности студента профессионального колледжа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / СУБЪЕКТНЫЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / LEGAL COMPETENCE / SYSTEM / ACTIVITY / SUBJECT / AXIOLOGY / ACMEOLOGIC APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич, Абдалина Лариса Васильевна

Рассмотрены теоретико-методологические подходы, которые позволяют представить структурно-содержательные характеристики феномена «правовая компетентность» специалиста и определяют своеобразие процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа, его многомерный характер, который проявляется в многоуровневости и многообусловленности, а также прогрессивном изменении компонентов правовой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodological approaches to a problem of development of legal competence of the student of professional college

The article considers theoretical-methodological approaches which allow presenting structurally-substantial characteristics of the expert's legal competence phenomenon and define originality of development of legal competence of the professional college student, its multidimensional character which appears in multilevelness and multiconditionality, and also in progressive change of the legal competence components.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к проблеме развития правовой компетентности студента профессионального колледжа»

- общие тенденции в динамике спортивных результатов одинаковы у мужчин и женщин. Вклад каждого вида в общую сумму очков, кроме бега на выносливость, примерно одинаковый и составляет 20-22 %.

Все это указывает на то, что при распределении тренировочных нагрузок в годичном цикле не следует делать акцент на каком-то одном виде, необходимо варьировать нагрузки, учитывая сильные и слабые стороны многоборца.

Процесс подготовки полиатлонистов очень динамичен, подвижен во всех своих частях. Анализ многолетней динамики результатов в отдельных видах многоборья по-

зволил увидеть, в каких направлениях возможно совершенствование методики подготовки высококвалифицированных полиатлонистов.

Поступила в редакцию 17.02.2010 г.

Sadilkin A.F., Keino A.Yu. Dynamics of sports results in long-term preparation of summer polyathlonists.

The article shows how the analysis of dynamics of results in separate kinds of summer polyathlon will allow seeing rational variants of training loadings, directions of preparation highly skilled polyathlonists.

Key words: summer polyathlon; complex of kinds of sports; dynamics of results; variants of training loadings.

УДК 159.922:34(470)(043.3)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

© А.А. Жигулин, Л.В. Абдалина

Рассмотрены теоретико-методологические подходы, которые позволяют представить структурно-содержательные характеристики феномена «правовая компетентность» специалиста и определяют своеобразие процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа, его многомерный характер, который проявляется в многоуровневости и многообусловленности, а также прогрессивном изменении компонентов правовой компетентности.

Ключевые слова: правовая компетентность; системный; деятельностный; субъектный; аксиологический и акмеологический подходы.

В условиях формирования правового государства каждый человек должен обладать определенной правовой компетентностью, чтобы активно выступать в роли социального субъекта, активно реализующего свои права и обязанности в рамках существующей правовой системы государства.

Методологические направления к исследованию процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа были обнаружены в следующих подходах: системном (А.А. Бодалев, В. А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); деятельностном (В.В. Давыдов, Е.М. Иванова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); субъектном (К.А. Абульханова, Л.И. Анцы-ферова, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологическом (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев

и др.); акмеологическом (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина и др.).

Основные идеи данных подходов определили своеобразие, несводимость процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа ни к одному из них, обнаружив его многомерный характер, который проявляется в многоуровневости и многообусловленности, прогрессивном изменении компонентов правовой компетентности.

С позиций системного подхода процесс развития правовой компетентности рассматривается на основе анализа внешних и внутренних отношений, которые формируются как целостная система. Рассматривая вопросы применения системного подхода в психологических исследованиях, Б.Ф. Ломов справедливо отметил то, что «системный подход должен стать инструментом синтеза данных,

накапливаемых в многочисленных специальных психологических дисциплинах и дальнейшего развития общей теории психологии» [1]. Учитывая тот факт, что содержание правовой компетентности проявляется в признаках профессионализма, а «целостность профессионализма может быть обнаружена в принципах его системного описания, где компоненты профессионализма как элементы системы предстают обладающими одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже принципами строения» [2], системный подход позволил исследовать процесс развития правовой компетентности как акмеологической системы развития субъектов обучения и субъектов пси-холого-педагогического управления в едином образовательном пространстве профессионального колледжа. Таким образом, правовая компетентность студента профессионального колледжа в исследовании представляет собой системное образование, состоящее из множества компонентов, обладающих собственными характеристиками, которые под воздействием психолого-акмео-логических факторов и условий раскрывают уровень личностно-правового развития будущего профессионала.

В рамках деятельностного подхода учебно-воспитательная деятельность субъектов образовательного процесса профессионального колледжа рассматривается как неотъемлемое условие и средство развития правовой компетентности студента. В соответствии с основными положениями А.Н. Леонтьева учебно-воспитательная деятельность студента выступает как ведущая деятельность, т. е. деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Таким образом, исходя из теоретических положений А.Н. Леонтьева, совместная образовательная деятельность субъектов образовательного процесса будет приводить к позитивному развитию правовой компетентности студента только тогда, когда она будет иметь для него личностный смысл. Реализуя деятельностный подход к исследованию проблем обучения и развития, В.В. Давыдов справедливо указывал на то, что внутри деятельности формируется сознание и личность.

Большие возможности исследования процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа заложены в теории системогенеза деятельности

B. Д. Шадрикова [3]. Выделение в его теории таких конструктов, как «нормативно одобренный способ деятельности» и «психологическая система деятельности» позволяют рассматривать процесс развития правовой компетентности в условиях учебно-воспитательной деятельности студента как динамическую систему и осуществлять диагностику и коррекцию типичных и индивидуальных трудностей при усвоении правовых норм и правил. Мы полностью поддерживаем его позицию в том, что в процессе освоения деятельности происходит распредмечивание нормативно одобренного способа и превращение его в индивидуальный способ деятельности за счет профессионально важных качеств. «Внутренней... стороной этого процесса освоения профессии (деятельности) является формирование психологической системы деятельности» [3].

Субъектный подход позволил нам рассмотреть личность студента профессионального колледжа как субъекта деятельности, характеризующегося наиболее высоким уровнем профессиональной активности,

стремящегося к совершенствованию правовой компетентности через развитие ключевых компетенций в этой области. В соответствии с основными положениями данного подхода процесс развития правовой компетентности студента проходит сквозь призму субъектных форм объективации жизненного и образовательного пространства. В этой связи наиболее актуальным является позиция

C.Л. Рубинштейна в том, что «субъект как субъект деятельности никогда не сводим к ней, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется» [4]. Таким образом, несомненным является то, что нельзя выводить это развитие только из нормативных требований и норм, которые предъявляют общеобразовательные профессиональные программы среднего профессионального образования и квалификационные требования к выпускникам. Это значит отрицать саму личность как субъект такого развития.

В рамках нашего исследования личность студента профессионального колледжа сле-

дует рассматривать как новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку системы ее психической организации, заключающуюся не только в качественном усвоении правовых норм и правил, но и в активном изменении своего образа жизни и деятельности в сторону осознания правовой необходимости их соблюдения, «через разрешение противоречия между возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю» [5].

В рамках аксиологического подхода процесс развития правовой компетентности студента профессионального колледжа представляет собой процесс личностно-профессионального развития, направленный на преобразование ценностного содержания самой подготовки специалиста в учебном заведении среднего профессионального образования, а также на упорядочение системы социокультурных ценностей в неразрывной связи с правовой социализацией личности, модернизация которого основывается на признании значимости общечеловеческих ценностей и гуманизации системы управления. В соответствии с основными положениями аксиологического подхода личностные ценности выступают в качестве оснований действий человека при оценивании тех или иных событий (Г.М. Андреева). Упорядоченная система аксиологических форм культуры, иерархизированная по критерию их значимости для субъекта деятельности, регулирует его отношения с социальной действительностью и с самим собой (Ю.В. Си-нягин, Е.В. Селезнева). В этой связи при исследовании процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа наиболее актуальными являются взгляды Д.А. Леонтьева в том, что регулирующее действие ценностей выражается в задании вектора деятельности. Таким образом, ценности выступают мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин). Исходя из вышеизложенного следует полагать, что ценностно-смысловая сфера личности явля-

ется вершиной иерархии смыслов этой деятельности.

Акмеологический подход способствовал выявлению детерминант развития правовой компетентности студента профессионального колледжа в динамике его профессионального становления. С акмеологической точки зрения правовая компетентность студента рассматривается нами не как идеальный образ должного будущего, а как постоянное движение к нему через соотношение реальных характеристик профессионального развития личности студента с оптимальной моделью саморазвития. Конкретизация сути процесса развития личности в рамках акмеологическо-го подхода, разрабатываемого в научных исследованиях Л.В. Абдалиной, А.А. Деркача,

В.Г. Зазыкина, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьминой и других, предполагает:

- понимание развития правовой компетентности студента профессионального колледжа как процесса правового совершенствования, прогрессивного движения к профессионально-правовой зрелости;

- признание субъектного характера этого развития;

- осуществление развития правовой компетентности через противоречия, разрешаемые субъектом деятельности;

- признание индивидуального способа достижения акме и самоосуществления, представляющего собой интеграл акмеоло-гической культуры, личностных свойств и качеств, а также индивидуальных характеристик;

- учет соотношения потенциального и актуального в правовом развитии личности студента (оптимальность такого соотношения оценивается на основе составляемой человеком пропорции своих усилий, потерь, достижений и удовлетворенности этим интегралом);

- проектирование развития правовой компетентности с учетом психолого-акмео-логических факторов и условий.

Теоретической основой уточнения акмеологической сущности понятия «правовая компетентность студента профессионального колледжа» послужили исследования Л.В. Абдалиной, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, А.А. Деркача, В. Г. За-зыкина, Э.Ф. Зеера, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.Э. Орбана, С.Л. Ру-

бинштейна и др. Интегративный характер акмеологического подхода к изучению правовой компетентности студента базируется на методологическом положении Б.Г. Ананьева, согласно которому, с одной стороны, развитие личности представляет собой возрастающую по масштабам и уровням интеграцию систем или структур, с другой стороны - возрастающую дифференциацию ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерную прогрессирующей интеграции. Развитие психических функций, которые лежат в основе операциональной сферы субъекта труда, проявляется в развитии функциональных, операциональных и мотивационных механизмов.

К настоящему времени в рамках акмео-логии созданы теоретико-методологические основы для исследования процесса развития личности в профессии. Активное освоение новых знаний, навыков, умений, новых алгоритмов деятельности приводит к расширению сферы профессиональной компетентности, к изменению профессиональных стандартов и социального статуса субъектов учебной и профессиональной деятельности. Поэтому проблема развития правовой компетентности личности студента как составной части его профессиональной компетентности связана, прежде всего, с расширением сферы правового влияния не только в области осознания своих обязанностей и прав, выражающемся в понимании сути правовых понятий и норм, но и в реализации объективных правовых отношений с государством, с другими людьми, упорядоченности своей жизнедеятельности в соответствии со своими обязанностями и правами как гражданина и субъекта, осуществляющего профессиональную деятельность.

Дальнейший научный поиск направлен на выявление структурно-содержательных характеристик феномена «правовая компетентность» специалиста, основания для определения которого мы видим в представлении о нем известных отечественных и зарубежных ученых. Правовая компетентность в них предстает как:

- составная часть профессиональной компетентности личности, выражающаяся в знаниях и умениях в области взаимодействия

с общественными институтами и людьми, также во владении приемами профессионального общения и поведения (Э.Ф. Зеер);

- источник легитимизации социального управления (Т. Парсонс, Р. Мертон, Т. Стюарт и др.);

- составляющая структуры акмеологи-ческой культуры служащих (В.Ф. Вакуров);

- высшая стадия морально-правового развития (Л. Колберг);

- определенный уровень психологоправового развития в результате правовой социализации личности (В .И. Гойман);

- направленность как подструктура избирательной активности личности на правомерное поведение (В. В. Гульдан);

- социально-нормативный компонент профессиональной культуры субъектов рефлексивного управления, связанный с усвоением его правовой базы и обеспечивающий социализацию управленческих решений (А. Б. Фомина).

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 104.

2. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тамбов, 2008. С. 16.

3. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция

С.Л. Рубинштейна. М., 1989. С. 35.

5. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Москва; Воронеж, 2007.

С. 31.

Поступила в редакцию 12.02.2010 г.

Zhigulin A.A. Theoretical-methodological approaches to a problem of development of legal competence of the student of professional college.

The article considers theoretical-methodological approaches which allow presenting structurally-substantial characteristics of the expert’s “legal competence” phenomenon and define originality of development of legal competence of the professional college student, its multidimensional character which appears in multilevelness and multiconditionality, and also in progressive change of the legal competence components.

Key words: legal competence; system; activity; subject; axiology; acmeologic approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.