Научная статья на тему 'Проблемы развития правовой компетентности обучающихся образовательными учреждениями высшего образования: «Теоретико-методологический аспект»'

Проблемы развития правовой компетентности обучающихся образовательными учреждениями высшего образования: «Теоретико-методологический аспект» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич, Кручинин Владимир Николаевич

В научной статье рассматриваются особенности и проблемы формирования и развития правовой компетенции у студентов, получающих высшее образование в современной России. Раскрываются теоретико-методологические подходы к проблеме изучения развития правовой компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития правовой компетентности обучающихся образовательными учреждениями высшего образования: «Теоретико-методологический аспект»»

ПРАВО

УДК 340.07; 378

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Жигулин А.А., Кручинин В.Н.

Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже.

Аннотация: в научной статье рассматриваются особенности и проблемы формирования и развития правовой компетенции у студентов, получающих высшее образование в современной России. Раскрываются теоретико-методологические подходы к проблеме изучения развития правовой компетентности

Ключевые слова: юридическое образование, обучение, правовая компетентность, психолого-акмеологические факторы, личностно-профессиональное развитие, становление личности профессионала.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEGAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION: "THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECT"

Zhigulin A.A., Kruchinin V.N.

Branch of the Russian State Social University in the Voronezh city,

Russia.

Abstract: the scientific article considers the peculiarities and problems of formation and development of legal competence among students enrolled in higher education in contemporary Russia. Disclosed theoretical and methodological approaches to the study of the development of legal competence

Keywords: legal education, legal competence, psychological-acmeological factors, personal and professional development, the personality of a professional.

В современном обществе, в условиях построения правового и социального государства, имеет место тенденция осознания практической значимости права, формирования личности юриста-профессионала, обладающего профессиональными компетенциями, необходимыми для качественного оказания юридической помощи населению. При всей значимости имеющихся исследований в этой области, в них, по нашему мнению, уделено недостаточное внимание вопросам развития правовой компетентности студентов высшего образования в современной России.

В современных условиях модернизации российского образования в качественно новом аспекте рассматривается проблема становления личности профессионала. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Выступая на заседании Госсовета РФ, президент России Владимир Владимирович Путин указал на то, что выстраивание новой системы модернизации российского образования и общества в целом столкнулось с необходимостью определить сущность таких понятий как «правовая компетентность», «правовое сознание», «правовая культура», «правовое воспитание».

Анализ современных концепций образования позволяет утверждать, что его гуманизация и социализация, обращение к личности студента как к субъекту социально-культурного взаимодействия в едином образовательном пространстве служат основными ориентирами творческого подхода к развитию правовой компетентности, к изучению влияния правовых ценностей и смыслов в условиях целостного педагогического процесса. В условиях формирования правового государства каждый человек должен обладать определенной правовой компетентностью, чтобы активно выступать в роли социального субъекта, активно реализующего свои права и обязанности в рамках существующей правовой системы государства.

Методологические направления к исследованию процесса развития правовой компетентности студента высшего профессионального образования были показаны в следующих подходах:

- системном (A.A. Бодалев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.);

- деятельностном (В.В. Давыдов, Е.М. Иванова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);

- субъектном (К. А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, E.H. Волкова, С.Л. Рубинштейн и др.);

- аксиологическом (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и

др-);

- культурологическом (B.C. Библер, М.С. Каган, В.А. Сластенин и

др-);

- акмеологическом (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, H.A. Коваль, Н.В. Кузьмина и др.).

Основные идеи данных подходов определили своеобразие, несводимость процесса развития правовой компетентности студента вуза ни к одному из них, обнаружив его многомерный характер, который проявляется в многоуровневости и многообусловленности, прогрессивном изменении компонентов правовой компетентности.

С позиций системного подхода процесс развития правовой компетентности рассматривается на основе анализа внешних и внутренних отношений, которые формируются как целостная система. Рассматривая вопросы применения системного подхода в психологических исследованиях, справедливо отметил Б.Ф. Ломов то, что системный подход должен стать инструментом синтеза данных, накапливаемых в многочисленных специальных психологических дисциплинах и дальнейшего развития общей теории психологии [1].

Учитывая тот факт, что содержание правовой компетентности проявляется в признаках профессионализма, а целостность профессионализма может быть обнаружена в принципах его системного описания, где компоненты профессионализма как элементы системы предстают обладающими одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже принципами строения, системный подход позволил исследовать процесс развития правовой компетентности как акмеологической системы развития субъектов обучения и субъектов психолого-педагогиче-ского управления в едином образовательном пространстве высшего учебного заведения.

Таким образом, правовая компетентность студента высшего профессионального образования в исследовании представляет собой системное образование, состоящее из множества компонентов, обладающих собственными характеристиками, которые под воздействием психолого-ак-меологических факторов и условий раскрывают уровень личностно-пра-вового развития будущего профессионала.

В рамках деятельностного подхода учебно-воспитательная деятельность субъектов образовательного процесса вуза рассматривается как

неотъемлемое условие и средство развития правовой компетентности студента.

В соответствии с основными положениями А.Н. Леонтьева учебно-воспитательная деятельность студента выступает как ведущая деятельность, т.е. деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития [2; 3; 4].

Как видим, исходя из теоретических положений А.Н. Леонтьева, совместная образовательная деятельность субъектов образовательного процесса будет приводить к позитивному развитию правовой компетентности студента только тогда, когда она будет иметь для него личностный смысл. Реализуя деятельностный подход к исследованию проблем обучения и развития, В.В. Давыдов справедливо указывал на то, что внутри деятельности формируется сознание и личность [5].

Большие возможности исследования процесса развития правовой компетентности студента вуза заложены в теории системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова. Выделение в его теории таких конструктов как «нормативно одобренный способ деятельности» и «психологическая система деятельности» позволяют рассматривать процесс развития правовой компетентности в условиях учебно-воспитательной деятельности студента как динамическую систему и осуществлять диагностику и коррекцию типичных и индивидуальных трудностей при усвоении правовых норм и правил [6]. Мы полностью поддерживаем его позицию в том, что в процессе освоения деятельности происходит распредмечивание нормативно одобренного способа и превращение его в индивидуальный способ деятельности за счет профессионально важных качеств. Внутренней стороной этого процесса освоения профессии (деятельности) является формирование психологической системы деятельности.

Субъектный подход позволил нам рассмотреть личность студента вуза как субъекта деятельности, характеризующегося наиболее высоким уровнем профессиональной активности, стремящегося к совершенствованию правовой компетентности через развитие ключевых компетенций в этой области. В соответствии с основными положениями данного подхода процесс развития правовой компетентности студента проходит сквозь призму субъектных форм объективации жизненного и образовательного пространства. В этой связи наиболее актуальным является позиция С.Л. Рубинштейна в том, что субъект как субъект деятельности никогда не сводим к ней, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется [7].

Несомненным является то, что нельзя выводить это развитие только из нормативных требований и норм, которые предъявляют общеобразовательные профессиональные программы высшего профессионального образования и квалификационные требования к выпускникам. Это значит отрицать саму личность как субъект такого развития.

В рамках нашего исследования личность студента вуза следует рассматривать как новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку системы ее психической организации, заключающееся не только в качественном усвоении правовых норм и правил, но и в активном изменении своего образа жизни и деятельности в сторону осознания правовой необходимости их соблюдения, через разрешение противоречия между возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю.

В рамках аксиологического подхода процесс развития правовой компетентности студента вуза представляет собой процесс личностно-профессионального развития, направленный на преобразование ценностного содержания самой подготовки специалиста в учебном заведении высшего профессионального образования, а также на упорядочение системы социокультурных ценностей в неразрывной связи с правовой социализацией личности, модернизация которого основывается на признании значимости общечеловеческих ценностей и гуманизации системы управления. В соответствии с основными положениями аксиологического подхода личностные ценности выступают в качестве оснований действий человека при оценивании тех или иных событий. Упорядоченная система аксиологических форм культуры, иерархизированная по критерию их значимости для субъекта деятельности, регулирует его отношения с социальной действительностью и с самим собой. В этой связи, при исследовании процесса развития правовой компетентности студента наиболее актуальными являются взгляды Д.А. Леонтьева в том, что регулирующее действие ценностей выражается в задании вектора деятельности [8].

Итак, ценности выступают мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир.

Исходя из вышеизложенного следует полагать, что ценностно-смысловая сфера личности является вершиной иерархии смыслов этой деятельности. При разрушении ценностно-смысловой сферы личности происходит разрушение главного стержня, на котором держится данная конкретная деятельность, в результате чего деятельность начала бы внутренне обесцениваться, обесцвечиваться, терять самый вкус бытия.

Зная содержание и структуру ценностно-смысловой сферы, можно анализировать особенности правового развития личности студента, прогнозировать траекторию его жизнеосуществления, выбирать оптимальные средства совершенствования правовой и профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Культурологический подход в рамках нашего исследования позволил рассмотреть процесс развития правовой компетентности студента вуза через соотношение нормативно-ролевого и личностно-смыслового уровней реализации профессиональной активности студента как субъекта деятельности, обладающего внутренней личностно-профессиональ-ной позицией. В своем диссертационном исследовании справедливо отметил В.Ф. Варуков, что правовая компетентность синтезирует в себе широкую гамму правовых знаний и правовых умений, отражает степень сформированное™ и выраженности акмеологической культуры [9]. В соответствии с позицией М.С. Кагана культура представляет собой целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которых реализуется его активность и которая служит его совершенствованию, удовлетворению и повышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой.

Рассматривая правовую культуру как личностно-смысловой компонент правовой компетентности студента вуза, с опорой на основные положения культурологического подхода, можно утверждать, что в системе правового развития личности она обеспечивает нравственную активность как деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе, в котором субъект выступает как активный носитель нравственных ценностей, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственно-правовую позицию.

Таким образом, правовая культура отражает характер и степень правового развития личности, которое основывается на позитивном правосознании и реализуется в активной правоприменительной деятельности, выступает личностно-смысловым основанием правовой компетентности. Обращение к культурологическому подходу дает нам все основания раскрыть процесс развития правовой компетентности студента вуза через смысловую детерминацию его социального поведения. В этой связи заслуживает внимания позиция Е.Е. Соколовой в том, что существующие в культуре аффективно-смысловые образования сами по себе могут не оказать никакого влияния на формирование соответствующих «реальных форм», то есть останутся для входящего в культуру (прежде всего формирующейся личности) «молчащими», если нет активного

присвоения субъектом этих форм [10]. Вполне закономерно, что усвоение культурного смысла в правовом отношении позволяет студенту самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности, отражает способность органического и последовательного осуществления в поведении и в отношениях с другими людьми правовых ценностей и норм, готовность к правовому самосовершенствованию.

Акмеологический подход способствовал выявлению детерминант развития правовой компетентности студента вуза в динамике его профессионального становления. С акмеологической точки зрения правовая компетентность студента рассматривается нами не как идеальный образ должного будущего, а как постоянное движение к нему через соотношение реальных характеристик профессионального развития личности студента с оптимальной моделью саморазвития. Конкретизация сути процесса развития личности в рамках акмеологического подхода, разрабатываемого в научных исследованиях Л.В. Абдалиной, A.A. Деркача, В.Г. Зазыкана, H.A. Коваль, Н.В. Кузьминой и других, предполагает:

• понимание развития правовой компетентности студента профессионального вуза как процесса правового совершенствования, прогрессивного движения к профессионально-правовой зрелости;

• признание субъектного характера этого развития;

• осуществление развития правовой компетентности через противоречия, разрешаемые субъектом деятельности;

• признание индивидуального способа достижения акме и самоосуществления, представляющего собой интеграл акмеологической культуры, личностных свойств и качеств, а также индивидуальных характеристик;

• учет соотношения потенциального и актуального в правовом развитии личности студента (оптимальность такого соотношения оценивается на основе составляемой человеком пропорции своих усилий, потерь, достижений и удовлетворенности этим интегралом);

• проектирование развития правовой компетентности с учетом психолого-акмеологических факторов и условий.

Таким образом, акмеологический подход позволил нам определить стратегию преобразования наличного уровня правовой компетентности студента вуза как целостности в высший, оптимальный, направленного формирование социально-правовой жизненной позиции, которая актуализирует потребности понимать и интерпретировать действующие в обществе правила, нормы; получать точную информацию о них; выяснять обоснованность личных прав и надежность/ненадежность чужих обязательств, а также осуществление своего субъектного развития в соответствии правовой организацией жизнедеятельности общества. С

позиций акмеологического подхода развитие правовой компетентности студента детерминируется разрешением противоречий между наличным и должным поведением людей, между тем, что есть и тем, что должно быть с точки зрения правовых требований.

Теоретической основой уточнения акмеологической сущности понятия «правовая компетентность студента вуза» послужили исследования Л.В. Абдалиной, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, A.B. Брушлин-ского, A.A. Деркача, В.Г. Зазыкина, Э.Ф. Зеера, H.A. Коваль, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.Э. Орбана, С.Л. Рубинштейна и других. Инте-гративный характер акмеологического подхода к изучению правовой компетентности студента базируется на методологическом положении Б.Г. Ананьева, согласно которому, с одной стороны, развитие личности представляет собой возрастающую по масштабам и уровням интеграцию систем или структур, с другой стороны - возрастающую дифференциацию ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерную прогрессирующей интеграции. Развитие психических функций, которые лежат в основе операциональной сферы субъекта труда, проявляется в развитии функциональных, операциональные и мотивационных механизмов.

К настоящему времени в рамках акмеологии созданы теоретико-методологические основы для исследования процесса развития личности в профессии. Активное освоение новых знаний, навыков, умений, новых алгоритмов деятельности приводит к расширению сферы профессиональной компетентности, к изменению профессиональных стандартов и социального статуса субъектов учебной и профессиональной деятельности.

Поэтому проблема развития правовой компетентности личности студента как составной части его профессиональной компетентности связана, прежде всего, с расширением сферы правового влияния не только в области осознания своих обязанностей и прав, выражающимся в понимании сути правовых понятий и норм, но и в реализации объективных правовых отношений с государством, с другими людьми, упорядоченности своей жизнедеятельности в соответствии со своими обязанностями и правами как гражданина и субъекта, осуществляющего профессиональную деятельность.

Рассмотрение процесса профессионального развития субъекта деятельности (в том числе и учебной) через призму правовых отношений позволяет говорить о формировании личности нового типа - «правосо-знательного гражданина», обладающего высоким уровнем правовой компетентности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в научной литературе нет однозначного понятия «правовая компетентность». Оно носит емкое содержание, интегрирующее в себе профессиональные, социальные, психологические, политико-правовые и другие характеристики, необходимые для успешного овладения деятельности. Правовая компетентность в различных исследованиях выступает как:

• составная часть профессиональной компетентности личности, выражающаяся в знаниях и умениях в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, также во владении приемами профессионального общения и поведения (Э.Ф. Зеер);

• источник легитимизации социального управления (Т. Парсонс, Р. Мертон, Т. Стюарт и др.);

• составляющая структуры акмеологической культуры служащих (В.Ф. Варуков);

• высшая стадия морально-правового развития (Л. Колберг);

• определенный уровень психолого-правового развития в результате правовой социализации личности (В.И. Гойман);

• направленность как подструктура избирательной активности личности на правомерное поведение (В.В. Гульдан);

• элемент психосинтеза на основе профессиональной компетентности в структуре деятельности (И.В. Кархалев);

• социально-нормативный компонент профессиональной культуры субъектов рефлексивного управления, связанный с усвоением его правовой базы и обеспечивающий социализацию управленческих решений (А.Б. Фомина).

Вопросы правовой компетентности нашли свое отражение и в работах таких представителей правовой науки, как С.С Алексеев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий и другие, которые поднимали проблему движения к «правовой личности». Так, например, в работах видного российского правоведа начала XX века И.А. Ильина четко прослеживается образ субъекта правового и нравственного сознания. Правосознание в его работах представляет духовный орган, который есть у каждого человека. В соответствии с его позицией даже слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы - ложными и дурными. Ильина позволяют приблизиться к глубинному пониманию правовой компетентности через внутреннюю рефлексию правосознания личности [11].

Яркий представитель психологической теории права Л.И. Петражицкий указывал на то, что источником правовых отношений являются психические переживания долга и обязанности, которые тесно связаны

с переживаниями правовыми [12]. Б.А. Кистяковский признавал необходимость использования понятия правовой компетентности в психологической науке и практике. Через соединение таких понятий как индивидуальная психика и правовые переживания осуществляются правовые отношения, в которых выражаются и кристаллизуются правовые нормы.

В этой связи закономерным продолжением взглядов российских правоведов начала XX века на формирование «правовой личности» носят воззрения Б.А. Кистяковского в отношении такой категории как правосознание. Правосознание, по его убеждению, представляет собой внутренний личностный регулятор юридически значимого поведения. Он считал, что социальная дисциплинированность человека создается исключительно правом, поэтому правосознание выступает в качестве как индивидуально, так и социально дисциплинирующего фактора. Отсутствие данного фактора негативно влияет на развитие правовой компетентности молодежи, не может вызвать уважения к праву и лишает его всякой социальной ценности [13]. Опираясь на воззрения классиков русской правовой мысли, необходимо отметить, что для формирования и развития правовой компетентности субъекты образовательного процесса должны в полной мере представлять теоретические позиции данного процесса, а также детерминирующие факторы, которые необходимо развивать в процессе обучения и воспитания. В этой связи правомерно говорить о правовом образовании и правовом воспитании личности в учебных заведениях высшего профессионального образования, направленных на развитие правовой компетентности студентов. В процессе правового образования и правового воспитания повышается уровень правовой компетентности студентов, происходит интернализация права, усваиваются правовые принципы и нормы, признается их необходимость и справедливость, формируется отношение к ценностям права как к своим ценностям. Формирование и развитие правовой компетентности направляет энергию личности в позитивное русло, способствует разрешению конфликтов социально-приемлемым образом.

В данном контексте правовая компетентность студента вуза, по нашему глубокому убеждению, определяется не только уровнем правовых знаний, пониманием необходимости исполнять правовые предписания, но и степенью сформированности субъектной позиции личности по отношению к закону как приоритетной ценности общества. По мнению исследователей, личностям, склонным к девиантному поведению, присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к окружающим людям, социально-нравственным ценностям. Мы полностью согласны с мнением Д.А. Леонтьева в том, что психологической основой отклоняющегося развития является

несформированность ценностной регуляции как в количественном отношении (низкий удельный вес ценностей по сравнению с потребностями как источников мотивации), так и в качественном (ассимилируются в структуру личности преимущественно ценности малых девиантных групп; макросоциальные ценности остаются для них сугубо внешними) [8; 14].

Таким образом, происходит отказ личности от правовых идеалов, стремление к идеалам девиантного поведения. Таким образом, в соответствии с позицией В.В. Лунеева, создается мотивационный вакуум, и это обстоятельство побуждает личность к противоправным действиям, которые связаны с недостаточным правовым развитием личности, для которой мотивы отдаленного морального будущего оказываются, как правило, слабее актуальных сиюминутных побуждений, даже если значимость «далекой» мотивации для субъекта огромна [15].

Рассматривая правовую компетентность студента вуза как категорию развития субъекта образовательной и профессиональной деятельности, следует согласиться с мнением И.А. Ильина в том, что творческий источник права пребывает во внутреннем мире человека; действовать в жизни право может только благодаря тому, что оно обращается к внутреннему миру человека, а именно к тем слоям души, в которых слагаются мотивы человеческого поведения и, сложившись, порождают живой поступок человека [11].

Таким образом, можно констатировать тот факт, что внимание исследователей акцентируется на психологическом содержании правовой компетентности личности как субъекта деятельности: правовых мотивах и целях, которые образуют внутреннюю детерминацию профессионального поведения и деятельности, направляя активность субъекта относительно правового содержания конкретной профессиональной деятельности. То есть, если личности удается стать и оставаться субъектом деятельности, то она берет на себя правовую ответственность за нарушение законности в осуществлении этой деятельности во всех ее проявлениях.

В исследованиях Ю.И. Гревцова и И.Ю. Козлихина указывается на то, что наряду с законодательством и корпусом профессиональных юристов субъект права (личность, обладающая совокупностью тех или иных прав и свобод) выступает в качестве компонента социально-правового механизма действия права и развития правовой компетентности, самостоятельно реализуя принадлежащие ему правовые возможности. Факторами, способствующими развитию правовой компетентности личности, и формирующимися в процессе ее правовой социализации являются:

• наличие соответствующей юридической информации;

• развитое правовое сознание;

• желание и умение участвовать в общественно-правовой жизни;

• тип ответственности, доминирующий у человека [16].

Д.С. Безносов в своем диссертационном исследовании представил глубокий анализ понятия «отношение к закону», включающего в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный (когнитивный); эмоциональный (чувственный); поведенческий (конативный); оценочный [17].

Познавательный компонент содержит в себе определенный объем знаний о законе и позволяет обозначить интеллектуально-когнитивные детерминанты правового сознания личности.

Эмоциональный компонент, во-первых, проявляется в направленности эмоциональных отношений к праву, а, во-вторых, - в интенсивности переживаний по отношению к праву.

Поведенческий компонент определяется правомерным или неправомерным поведением человека в той или иной социально-профессио-нальной ситуации.

Оценочный компонент свидетельствует о признании роли правовой системы в регуляции социально-профессиональных отношений в обществе. Значимость права в обществе, в соответствии с точкой зрения Д.С. Безносова, может оцениваться с помощью одного из пяти вариантов оценки: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная [17].

В соответствии с позицией Д.С. Безносова анализ соотношения вышеуказанных компонентов позволяет произвести классификацию развития правового сознания личности. Авторы выделили восемь видов правосознания личности: правовой идеализм; правовой реализм; правовой конформизм; правовой фетишизм; правовой инфантилизм; правовой скептизм; правовой цинизм; правовой нигилизм.

Характеристика видов правосознания личности представлена в таблице 1.

Для понимания сущностных характеристик правовой компетентности студента профессионального коллежа вызывают особый интерес положения, представленные Ю.Л. Ивлевым в отношении психологических детерминант правового сознания личности. К основным психологическим детерминантам правового сознания он относит:

• ценностные ориентации личности, направленные на соблюдение законности и следование нормам общества;

• нравственность личности, выраженная в осознании долга;

• эмоционально-правовые детерминанты, представленные ответственным отношением и эмоциональным фоном;

• уровень знаний в области закона и интеллектуальные способности личности [18].

Таблица 1.

Характеристика видов правосознания личности_

Вид правосознания личности Характерные признаки проявления

Правовой идеализм Завышенная самооценка значимости правовых норм в обществе; положительные эмоции; правомерное поведение; недостаточный объем правовых знаний для объективной оценки роли права.

Правовой реализм Полнота правовых знаний; положительные эмоции; правомерное поведение; высокая оценка значимости законов в регуляции правовых отношений; опора на развитое чувство долга, ответственности, уважение к праву; законность деятельности и поведения.

Правовой конформизм Равнодушное отношение к праву; нейтральная оценка его значимости в регулировании общественных отношений.

Правовой фетишизм Завышенная оценка роли права при отсутствии системы правовых знаний и правомерного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовой инфантилизм Незнание или недостаточные знания законов; равнодушие в отношении правовой системы; ориентация в основном на стереотипы правового поведения других людей.

Правовой скептизм Хорошие знания права; правомерное поведение; завышенная значимость права.

Правовой цинизм Деформация правосознания при хорошем знании законов; негативное отношение к ним; заниженная оценка роли права в обществе; асоциальное поведение.

Правовой нигилизм Деформация правосознания из-за незнания законов; негативное отношение к ним; противоправное поведение при крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений.

Таким образом, понимание сущности правовой компетентности личности следует искать не только в объективной внешней стороне, вы-

ражающейся в знаниях и умениях в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, но и во владении приемами профессионального общения и поведения, а также в личностных качествах индивида, составляющих внутреннюю основу для реализации правомерного поведения в процессе жизнедеятельности. С акмеологических позиций развитие профессионала рассматривается в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного обогащения, которое включает в себя повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных и противоправных личностных установок, стандартов и форм поведения.

В этой связи, в рамках нашего исследования, представляет большой интерес позиция М.И. Еникеева, которая заключается в том, что люди ведут себя в соответствии с нормами права не из страха перед наказанием, не только благодаря знанию законов и не вследствие усвоения правовых концепций, а в результате присвоения ими социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения [19]. Поэтому проблема развития правовой компетентности личности (в контексте нашего исследования - личности студента вуза) не сводится к вопросу о приобретении правовых знаний, навыков и умений, а приобретает цен-ностно-смысловой характер. Ценностно-смысловая система составляет в данном случае основу правовой компетентности личности, которая детерминируется не только присвоением правовых норм, но и приспособлением будущего специалиста к условиям жизнедеятельности на основе ассимиляции как социально-правовых ценностей, которые охраняются государством, так и стандартов поведения профессиональной общности, в которую после обучения в образовательном учебном заведении попадает индивид. В соответствии с научным подходом в психологии (В.Г. Асеев, Ф.В. Басин) о саморегуляции человеческого поведения, основанного на динамическом единстве сознательного и подсознательного, есть все основания предположить, что развитие правовой компетентности личности обусловлено не только рассудочным правосознательным отношением к действительности, но и такими психологическими механизмами, как подражание, психическое заражение, внушение, правовые стереотипы. Справедливо отметила М.И. Воловикова тот факт, что личность становится субъектом права, когда приходит к пониманию ценности закона; в то же время, когда закон становится внешним для людей, они сами перестают быть субъектами [20].

Исследования правовой компетентности за рубежом проводились преимущественно в рамках социологического анализа проблем социального управления. Т. Парсонс обосновал деференцированность правовой компетентности, акцентируя внимание на том, правовая компетентность не зависит от традиций, опыта и ценностных обязательств, а является

источником легитимации социального управления [21]. Р. Мертон связывал понятие правовой компетентности с социальной интеграцией управленческих функций, которые проявляются в принятии ответственных решений, основанных на знании неформального характера латентных функций [22]. П. Дракер и Т. Стюарт отмечают, что правовая компетентность достигается использованием правового знания в качестве методологии для получения конкретных результатов, координацией деятельности высокоспециализированной профессиональной компетентности.

В зарубежной исследования правовой компетентности личности опираются на взгляды представителей когнитивного направления JI. Колберга и Дж. Tanna, изучавших стадии и уровни развития морального и правового сознания.

Теоретическим основанием изучения проблем, связанных с правовой компетентностью является концепция морального развития JI. Колберга. Согласно этому подходу, моральное сознание развивается не в результате непосредственного присвоения социального опыта, а в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной. JI. Колберг выделил три уровня морального развития: доконвенциальный (человек следует нормам только под давлением авторитета или из-за страха наказания); конвенциальный (стремление следовать стереотипам, принятым в обществе); постконвенциальный (следование закону и нормам определяется внутренним этическим законом - совестью). Опираясь на исследования правосознания, проведенные Дж. Таппом в разных странах и культурах, М.И. Воловикова провела конкретизацию этих уровней применительно к правосознанию. На 1-м уровне находятся те, кто утверждает, что законам следует подчиняться, так как они обеспечивают физическую безопасность граждан или во избежание наказания; на 2-м уровне находятся те, кто утверждает, что ценность закона заключается в поддержании социального порядка; 3-й уровень присущ людям, для которых юридические законы выступают выражением внутренних моральных принципов [23].

Таким образом, проблема исследования правовой компетентности выходит за рамки изучения составляющих ее правовых когниций и переходит в ранг проблемы соотношения правовой свободы и правовой необходимости. Опираясь на взгляды C.JI. Рубинштейна, можно с уверенностью сказать, что вопрос о правовой свободе и правовой необходимости выступает как вопрос о совместимости детерминированности и ответственности человека за свои поступки, научного мировоззрения и морали [24]. При этом свобода сознательных правовых действий может быть противопоставлена детерминированности как необходимости, но, сознательное

действие детерминируется обстоятельствами жизни и вместе с тем изменяет их по замыслу человека.

Акмеологический подход к изучению развития профессионала как субъекта деятельности, ориентация на максимальную самореализацию личности средствами профессии, получившие научное обоснование в трудах В.А. Бодрова, A.A. Деркача, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой и др., позволяют рассмотреть правовую компетентность как интегратив-ное свойство личности, которое выражается в совокупности правовых компетенций, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития морально-нравственных, культурных, этических, социально значимых качеств и черт личности, позволяющих регулировать социально-профессиональное поведение в соответствии с правовыми нормами и предписаниями. Правовая компетентность отражает характер и степень правового развития личности, ядром которого выступает правовое сознание, которое формируется в активной творческой правоприменительной деятельности и выступает как ценностно-смысло-вое обоснование общественной правовой культуры.

В связи с этим ведущую роль играет подход, выражающийся в теоретическом усвоении студентом вуза правовых знаний; развитии позитивных правовых эмоции; осознанном восприятии правовых предписаний, правильном отношении к ним; сформированное™ правовых убеждений; выработанных правовых умений и навыков использования правовых средств в практической деятельности; регуляции правомерного поведения.

Таким образом, адекватное исследование процесса развития правовой компетентности личности невозможно без учета влияния факторов ее целостной жизнедеятельности. Жизненные детерминанты определяют личностный смысл для субъекта деятельности, а динамика жизнедеятельности оказывает непосредственное воздействие на особенности протекания профессионализации, как в пространстве жизненного поля личности, так и во времени.

Поэтому, развитие правовой компетентности студента в условиях непрерывного профессионального образования рассматривается нами как непрерывный динамический процесс, который регулируется самим студентом как субъектом учебно-профессиональной деятельности на основе учета внутренних и внешних факторов, а также особенностей самой деятельности. Анализ научных подходов к проблеме развития правовой компетентности позволил определить ее структуру, содержание и сущностные характеристики применительно к студентам, обучающимся по программам высшего профессионального образования.

Библиографический указатель:

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983 а. Т. 1. - 391 с.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983 а. Т. 2. - 318 с.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

6. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука., 1982. - 185 с.

7. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 176 с.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

9. Вакуров В.Ф. Правовая компетентность в структуре акмеологи-

ческой культуры служащих. Содержание и пути развития: Дисс.....

канд. псих. наук. - М., 2001. - 283 с.

10. Соколова Е.Е. Идеи А.Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. - С. 80-117.

11. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. - 431 с.

12. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Издательство «Лань». - 608 с.

13. Кистяковский Б.А. Право как социальное явление. Проблемы и задачи социально-научного познания // Вопр. философии и психологии. -1912.-Кн. 112.-С. 60-77.

14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Мысль, 1992. - 16 с.

15. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. - М.: Наука, 1991.-383 с.

16. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права: учеб. пособие. - СПб.: Изд. Дом СПбГУ; юрид. Фак. СПбГУ, 2008. - 772 с.

17. Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ: Дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 234 с.

18. Ивлев Ю.Л. Основные теоретические позиции проблемы формирования и развития правового сознания личности // Сборник науч. трудов СевКавГТ. Серия «Гуманитарные науки», 2007. № 5. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// www.ncstu.ru.

19. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: Проспект, 2008. - 336 с.

20. Воловикова М.И. Личность как субъект становления нравственного и правового сознания // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002.-С. 329-351.

21. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 270 с.

22. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994. - С. 78-93.

23. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психол. журнал. - 2004. - Т. 25. - № 5. - С. 16-24.

24. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.