2. Кочнова К.А. Критериально-ориентированный подход к контролю знаний студента // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Н.Новгород, 2010. С. 504-505.
3. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.
4. Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Н.Новгород, 2013. 202 с.
5. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М., 2002. 560 с.
© Хасьянова А.В., 2015
УДК 808
А.А. Чернова
студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования речевой культуры.
Ключевые слова Культура речи, язык, речь, общение.
В настоящее время многие лингвисты, педагоги, философы говорят о необходимости правильного формирования речевой культуры в обществе [1; 5], которая основана на ценностных ориентирах и нормативных постулатах личности, нравственных моделях общения, включает определенные способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций [2].
Следует выделить несколько важных факторов, определяющих модель речевой культуры.
Во-первых, необходимо четко определять цель речи, знать, зачем ты вступаешь в разговор. Нужно стараться избегать многословия. Говорящий (выступающий) вредит себе, когда говорит больше и дольше, чем того требует тема или чем в состоянии воспринять слушатели. Без причины никто никогда ни о чем не говорит. У бесцельной «болтовни» цель очень простая: это общение, сам процесс общения.
Во-вторых, другая форма речевого поведения - сообщение, информация. Необходима информативность речевого поведения. Говорить нужно не только кратко, но просто, понятно, точно. Информативная речь в устах культурного человека категорически не терпит ни многословия, ни пустословия.
Если мы имеем информативное задание в чистом виде - вопрос / ответ, согласие / возражение, сообщение, поучение, разъяснение и прочее, - то все содержательно дефектное - длинноты, неточности, логические просчеты, сложные формулировки - все это остается невостребованным, лишним для того, кому адресована речь. Ведь для информации, то есть сообщения, самым важным все-таки остается содержание речи, о чем идет речь. И наоборот: сам факт вступления в общение вторичен, это только средство для получения или отправления информации. Средство для сообщения или реакции на него, таким образом, может быть и неречевым.
Важной составной частью модели речевой культуры является правильность, грамотность и выразительность передачи собственной мысли, умение находить простые, доходчивые формулировки, уместные средства, инструменты для аргументации своей позиции [3].
Другой фактор - умейте находить общий язык с любым собеседником. Нельзя заранее враждебно относиться к чужому способу выражения. Это вызовет полное не взаимопонимание. Соблюдать культуру речевого поведения - это значит соблюдать норму, а норма языка, норма поведения - это само по себе
явление обобщающее. Оно не всегда совпадает с индивидуальными вкусами. И тот человек, чья культура выше и, следовательно, чей речевой опыт богаче, разнообразнее, такой человек легче найдет способ быть понятым и быть тактичным в случае несогласия с каким-либо способом выражения.
Вежливость и благожелательность - основа культуры речевого поведения. Невежливость - это слишком серьезная болезнь, и лечить ее нужно кардинально. А лечить кардинально может нам помочь лишь изменение общей нравственной ситуации в нашей жизни. Изменение же это, в свою очередь, зависит от слишком глубоких причин. Здесь надо говорить о несоответствии, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. То есть о таком соответствии общечеловеческим нормам вежливости, доброты, этикета, которое необходимо для общества.
Владейте нормами вежливого общения. Здесь очень важно соблюдать такую заповедь речевого этикета: умейте не только говорить, но и слушать. Нет ничего более тягостного, чем человек, который слышит только самого себя, который глух к желаниям и нуждам собеседника, не умеет соблюдать стратегию и тактику разговора в роли слушателя. Важно отдавать себе отчет в том, что отсутствие реакции на слово является нарушением культурной нормы общения и, следовательно, речевого поведения. Ответить можно не только словом, но и жестом, улыбкой.
Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека [4]. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно пополнять свой словарный запас, учиться понимать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Список использованной литературы:
1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб: Златоуст, 1999. 319 с.
2. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Нижний Новгород, 2015. 194 с.
3. Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2013. 202 с.
4. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Сб. трудов. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
5. Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. М., 2000.
6. Ширяев Е.Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: проблемы и перспективы развития русистики. М., 1991. Ч. 1.
© Чернова А.А., 2015
УДК 808
А.А. Чернова
студент факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ЯЗЫК ЖЕСТОВ: НАЦИОНАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА
Аннотация
Статья посвящена невербальным средствам общения, их национально-культурной составляющей.
Ключевые слова Жесты, невербальные средства общения, национальная специфика.
Эффективность коммуникации определяется умением правильно интерпретировать вербальную и