МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
4. Шмелев А.Д. «Заполнители пауз» как коммуникативные маркеры // Жанр интервью: особенности русской устной речи в Финляндии и Санкт-Петербурге - Tampere (= Slavica Tamperensia VI), 2004.
5. Schiffrin D. Discourse Markers: Language, Meaning, and Context // Handbook of Discourse Analysis. 2001 http: //www .independent.co.uk
© Смирнова В.В., 2015
УДК 81
Л.С. Смирнова
студент факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ЯЗЫК СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена изучению функционирования языка в социальных сетях. Прослеживается взаимосвязь развития Интернет-языка с особенностями современной культуры.
Ключевые слова Русский язык, речь, речевая культура, интернет.
Ситуация последних десятилетий тревожит многих лингвистов, психологов, любителей русской словесности [4]. Это объясняется тем, что произошли большие изменения в жизни России, в ее общественном и государственном устройстве, которые оказали влияние на развитие современного русского языка. Они наиболее заметно проявляются в лексике: язык наш пополняется огромным количеством заимствованных слов и оборотов, часто неоправданно. Не признаются обязательными общепринятые языковые нормы -лексические, грамматические, орфоэпические, стилистические. Это происходит под влиянием мощного потока просторечной, сниженной, часто вульгарной лексики и уголовного жаргона, захлестнувшего не только среду общения, но и печать, и телевидение, и рекламу [2]. Таковы главные процессы, которые происходят на наших глазах в последнее время.
Функционирование русского языка в Интернете рассматривается как наносящее ущерб и вредящее русскому языку и русской культуре. С развитием общества усложняются компьютерные технологии, которые переходят в мобильные телефоны, все более их совершенствуя. Повсюду мы постоянно можем наблюдать людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а СМС-сообщения. Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Это огромное открытое пространство, в котором царят собственные законы, в том числе и языковые [3]. Посещая различные сайты, чаты, общаясь по электронной почте, мы замечаем, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, сообщениях электронной почты тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково - без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Можно утверждать, что с появлением Интернета, новой сферы коммуникации, появился и некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным, а в каком-то -устным. Здесь надо оговориться, что речь идет о разговорных жанрах Интернета. Скажем, на сайте какого-нибудь министерства или крупной компании посетитель столкнется с обычной письменной речью. Иначе обстоят дела в таких речевых сферах, как форумы, ICQ, блоги, комментарии к блогам, чаты. Именно этот фрагмент Интернета оказывается наиболее интересным для изучения.
Так появился Интернет-язык - язык электронных носителей. Это язык посланий, чатов, живых журналов и всего самовозрастающего содержания интернета. Исходя из этого, мы понимаем, что Интернет-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
язык - это новая форма русского языка. Нечто среднее между устной и письменной речью.
В связи с появлением нового языка закономерно возникает вопрос: влияет ли общение в сети на нормы русского языка? Как раз при общении в Интернете нет правил, нет законов - нет норм, что очень даже устраивает современного молодого человека, чья душа не приучена трудиться. Современная молодежь отвернулась от литературы: ведь чтение - это труд, труд тяжелейший, в котором участвует ум, сердце, весь набор чувств. В то же время, чтение - самое эффективное обучение языку.
Роль новых способов словообразования в современном языке невелика. Одним из них является способ усечения основы [5]. Люди ищут все новые и новые способы выражения своих мыслей в сжатой форме. Собеседники могут слово оборвать, не дописать окончания. К таким словам относятся, например, че, тя, мя, ти, дава, ясн, наверн, прям.
В советское время в русском языке существовало множество аббревиатур. Связано это, в первую очередь, с экономией пространства и скоростью набора текста. Стали возникать новые аббревиатуры. Среди самых известных можно назвать IMHO, что означает In my humble opinion. Оно существует и в русском варианте и записывается как ИМХО (ср. LOL - т.е. «очень смешно»).
Не интернет-язык - причина языковой безграмотности нашей молодежи, а общая низкая культура. И именно она отражается в Интернет-языке.
Список использованной литературы:
1. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 2000. С.21-34
2. Кочнова К.А. Особенности языка средств массовой информации последнего десятилетия // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.176-179.
3. Кочнова К.А. Речевая культура интернет-среды // Актуальные проблемы обучения русскому языку, культуре речи и дисциплинам специализации. Н.Новгород, 2014. С.78-80.
4. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: Очерк изменений в русском языке конца ХХ века. Воронеж, 1998.
5. Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Н.Новгород, 2006. С. 241-242.
© Смирнова Л.С., 2015
УДК 808
А.М. Тисовская
студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования особенностей речевой культуры в современных условиях на основе анализа русской картины мира.
Ключевые слова Речь, язык, картина мира, менталитет.
Вопросы речевой культуры волнуют сегодня многих специалистов [1; 6]. Как меняется наша речь? Какие факторы влияют на эти изменения? Как современные процессы в обществе определяют условия функционирования речи?