Факторы эффективности обучения в вузе
полняться сведениями по промышленным производствам, если они имеют место в организации и принимают на себя общие отраслевые затраты этих производств и часть общехозяйственных расходов.
В целом следует отметить, что применение рекомендованной методики распределения общепроизводственных и общехозяйственных
1. 2.
3.
4.
5.
Система высшего образования — один из важнейших социальных институтов общества, а уровень профессиональной подготовки будущих специалистов напрямую зависит от формирования и реального состояния удовлетворенности учебой студента вуза. Учеба в вузе — напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе.
В связи с этим на первый план выдвигается задача изучения реальных социальных процессов в системе высшего образования, их особенностей и тенденций развития. В настоящее время в России на 10 тыс.
расходов, а также документальное подтверждение самого процесса их распределения будет способствовать более точному и обоснованному исчислению себестоимости произведенной продукции, отображающему реальный уровень этого показателя в разрезе каждого носителя затрат.
населения приходится 424 студента вузов, что оценивается как наивысший показатель за все годы существования как России, так и СССР.
В таблице представлено число высших учебных заведений по России и Пензенской области. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что количество вузов в России на протяжении последних пяти лет сокращается на 15%, а количество обучающихся в них студентов — на 24%. Аналогичная тенденция наблюдается и по Пензенской области. В 2013 г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования.
Таблица
Число образовательных организаций и количество студентов
Годы Число образовательных учреждений Количество студентов, тыс. человек
Российская Федерация Пензенская область Российская Федерация Пензенская область
2009-2010 1114 22 7418,8 62,7
2010-2011 1115 20 7049,8 58,9
2011-2012 1080 19 6490,0 54,2
2012-2013 1046 18 6073,0 50,8
2013-2014 969 - 5646,7 -
ЛИТЕРАТУРА
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по применению плана счетов. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н / Правовая система Гарант.
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях. Утверждено приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003 г. № 792 / Правовая система Гарант. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в отраслях АПК: учебное пособие / Н.Н. Бондина, A.M. Севостья-нов, И.В. Павлова и [др.]; под ред. Н.Н. Бондиной. М.: КолосС, 2010. 189 с.
Павлова И.В. Вуалирование реальных затрат производства путем корректировки общих расходов // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА». Пенза: РИО ПГСХА, 2011. С. 140. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (в редакции от 27.04.2012) / Правовая система Гарант.
pavlova_iv_12345@mail.ru
УДК 378.6
Светлана Алексеева,
кандидат экономических наук, доцент, Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, Ольга Назарова,
кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Рассмотрены и проанализированы основные факторы эффективности обучения в вузе, дана краткая оценка современного состояния системы высшего образования в России. Затронуты проблемы подготовки специалистов для системы АПК. Каждый из факторов эффективности профессионального обучения грамотно сформулирован и представлен в доступной форме. Детально определены основные методы развития профессиональных знаний и навыков. S u m m a r y
The article deals with the analysis of factors of training at the institution of higher education. The short assessment of present state of higher education system in Russia is given in the article. The article touches upon the problems of training specialists for agro-industrial complex. Each of the factors of the effectiveness of vocational training is correctly formulated and presented in an accessible form. The main methods of the development of professional knowledge and skills are determined in details.
Ключевые слова: вуз, факторы эффективности обучения, оценка эффективности обучения, формы обучения, методы обучения, процесс обучения.
Keywords: institution of higher education, factors of the efficiency of training, forms of training, methods of training, process of training.
Научное и кадровое обеспечение АПК
Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций — на 46 единиц [8]. Что касается аграрных вузов, то их в России 59. В настоящее время сложился дефицит специалистов АПК, несмотря на то что сельское хозяйство является важным стратегическим направлением, обеспечивающим продовольственную безопасность страны.
Это связано с происходящими в России реформами образования, которые требуют подготовки специалистов, способных обеспечить преобразования не только в технике, технологиях, информационных системах, но и в самой организации производства, в решении вопросов управления производственными коллективами и коммерческими структурами. Новая общественная ситуация такова, что она не просто заставляет людей учиться и переучиваться, но требует изменения системы ценностей, установок, взглядов, выдвигает перед человеком требование — стать человеком нового социального типа, новой личностью, которая будет доминировать в России в ближайшем будущем.
Для того чтобы оценить эффективность профессионального обучения и добиться ее увеличения прежде всего необходимо знать, от чего зависит успешность профессионального обучения, каковы факторы, определяющие его эффективность. Основные из таких факторов следующие: адекватность программ обучения настоящим и будущим потребностям организации; правильная формулировка целей обучения; используемые формы обучения; используемые методы обучения; степень учета особенностей взрослых при проведении обучения; мотивация персонала к обучению.
В настоящее время главным мотивом выступает оплата труда, как основной источник дохода и поддержания определенного уровня жизни, средство обеспечения воспроизводства рабочей силы. Низкий уровень оплаты труда работников сельскохозяйственного производства, снижение мотивации труда, несовершенство систем материального стимулирования отмечают многие ученые-экономисты [1].
Профессиональное обучение должно представлять собой комплексный непрерывный процесс, состоящий из ряда этапов. Первой и ключевой стадией этого процесса является определение потребностей организации в профессиональном обучении. На практике могут использоваться следующие методы определения потребности в обучении: аттестация и подготовка индивидуального плана развития; тестирование; оценка информации о работниках, имеющейся в службе управления персоналом; анализ кратко- и долгосрочных планов организации и отдельных подразделений и определение того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации; наблюдение за работой персонала на рабочих местах — «полевые исследования»; анализ источников проблем, мешающих эффективной работе; выявление внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на работу персонала; систематизированный опрос, анкетирование, интервью руководителей; сбор и анализ заявок, пожеланий и предложений сотрудников и линейных менеджеров в области их профессионального обучения; анализ стратегии развития организации (переведение общих положений организационной стратегии на язык профессионального обучения).
На основании анализа выявленных потребностей служба управления персоналом должна грамотно сформулировать конкретные цели программы профессионального обучения. Данный процесс очень важен, поскольку именно степень достижения поставленных целей определяет эффективность проведенного обучения [2, 3].
Эффективность профессионального обучения в значительной степени зависит от того, кто его осуществляет. В этом отношении организация может выбрать один из следующих вариантов: способствовать организации самостоятельного обучения сотрудников; осуществлять обучение на рабочих местах, используя в качестве преподавателей и тренеров наиболее опытных сотрудников; использовать возможности собственного учебного центра; использовать несколько или все указанные варианты в комбинации.
Не существует одного универсального метода обучения, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Их выбор зависит от ряда факто-
ров: цели и задачи обучения; срочность обучения; финансовые возможности предприятия; наличие инструкторов, материалов, помещений; состав участников обучения (их квалификация, мотивация, уровень подготовки); квалификация и компетенция преподавателей и др. При выборе методов обучения необходимо также учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти: 10% того, что читали; 20% того, что слышали; 30%, того, что видели; 50% того, что слышали и видели; 70% того, что слышали, видели и обсуждали; 80% того, что говорили сами; 90% того, что делали сами.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все их условно можно разделить на три группы: методы обучения, применяемые на рабочем месте; методы обучения, применяемые вне рабочего места; методы, которые в равной степени подходят для каждого из двух первых вариантов.
Важным этапом процесса определения эффективности профессионального обучения является установление критериев оценки. На протяжении многих лет в международной практике профессионального обучения для оценки его эффективности используется модель Д. Киркпатрика. Модель описывает четыре шага и, соответственно, уровня оценки результатов обучения:
1. Реакция: насколько обучение понравилось участникам.
2. Усвоение: какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения.
3. Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников в рабочей обстановке.
4. Результат: каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов специалист по работе с человеческими ресурсами Дж. Филипс предложил ввести пятый уровень оценки: возврат на вложенный капитал (ВВК), который рассчитывается по формуле:
ВВК = Финансовые результаты обучения / Затраты на обучение.
Оценки эффективности профессионального обучения делятся на послетренинговые и долгосрочные. Первые измеряют эффект учебной программы непосредственно после ее завершения, вторые — после истечения определенного промежутка времени. Чтобы получить всестороннюю картину эффективности проведенного обучения, целесообразно использовать как послетренинговую, так и долгосрочную ее оценку. Последняя дает возможность оценить долгосрочный эффект учебной программы [7].
Обратим внимание на подготовку специалистов для системы АПК. Она строилась на основе запоминаний определенного объема знаний, которые со временем утрачивают свою значимость. В развитых странах слушателей обучают главным образом развитием мышления, привитием навыков и умения делать конкретное дело, выгодное для предприятия в условиях острой конкуренции товаропроизводителей. Кадровая ситуация в российском АПК в настоящее время достаточно напряженная: статистика говорит о том, что хозяйства укомплектованы специалистами с высшим образованием лишь на треть, со средним — наполовину. Современный руководитель сельхозпредприятия — это высококвалифицированный и образованный человек, владеющий множеством специальностей и сочетающий в себе множество качеств. Это крестьянин, агроном, менеджер, маркетолог, бизнесмен, имеющий четкую предпринимательскую ориентацию, применяющий в своей работе современные информационные технологии — все в одном лице [5].
Результаты оценки эффективности проведенного обучения должны быть обязательно доведены до сведения как самих обученных, так и их непосредственных руководителей и высшего руководства компании. В идеале оценка должна подтвердить целесообразность проведения профессионального обучения и продемонстрировать, каких результатов для организации оно позволило достичь. Эта информация в дальнейшем должна быть проанализирована и использована при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения и устранять причины его неэффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева С.Н., Харитонова Т.В. Производительность, организация и нормирование труда — основные факторы устойчивого роста оплаты труда // Нива Поволжья. 2014. № 3. С. 115-121.
48
Международный сельскохозяйственный журнал
Обеспечение продовольственной безопасности Республики Башкортостан
2. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Педагогика. 2005. № 1. С. 5-10.
3. Дятлова К.Д., Францева Ю.Е. Эфффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 19-24.
4. Кабанова А.В. Факторы профессионального становления личности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 1. С. 203-207.
5. Насырова З.К. Кадровая ситуация в АПК // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. № 2. С. 41-43.
6. Новиков А.М. Профессиональная педагогика: учебное пособие / Институт теории и истории педагогики Российской академии образования. М.: Изд-во ЭГВЕС, 2010. 456 с.
7. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www. edu.ru
8. http: //www. gks.ru
fesun2008@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ВТО
УДК 338.24
Альфия Кузнецова,
доктор экономических наук, профессор,
Ляйсан Мамбетова, Гульназ Валиева, Эльдар Кадыров,
аспиранты, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Проблема обеспечения продовольственной безопасности — одна из центральных государственных проблем, поскольку она является частью национальной безопасности страны и затрагивает интересы каждого человека. Важную роль в обеспечении продовольствием населения играет агропромышленный комплекс. От его успешного развития будет зависеть развитие отечественного рынка продовольствия. Самообеспеченность основными продуктами питания, решение задачи импортозамещения сельскохозяйственной продукции приобретают особое значение в связи с запретом импорта продуктов питания и сельскохозяйственной продукции из некоторых стран.
Результаты проведенного исследования показали, что наиболее сильное влияние на результативный признак — выход валовой продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий — оказывают следующие показатели: количество зерноуборочных комбайнов на 1000 га зерновых, шт.; надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях, кг; урожайность зерна (в хозяйствах всех категорий), ц/га; количество тракторов на 1000 га пашни, шт.; кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения, тыс. руб./га; валовой сбор зерна на душу сельского населения, ц/чел.; количество энергетических мощностей в расчете на 100 га посевной площади, л.с.
Проведенный анализ имеющегося потенциала сельскохозяйственного производства Республики Башкортостан позволяет сделать вывод о том, что регион в состоянии обеспечить население основной сельскохозяйственной продукцией. Но для решения данной задачи необходимо: увеличить размеры инвестиций, направляемых на развитие экономики сельского хозяйства республики; повысить уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства; активизировать реализацию научно обоснованных норм ведения зооветеринарной работы в животноводстве для повышения надоев коров, выхода телят, снижения яловости и др.; повысить уровень товарности молока; осуществлять внесение минеральных и органических удобрений для поддержания баланса качества земельных ресурсов; развивать селекционную работу, систему семеноводства ключевых сельскохозяйственных культур и др. S u m m a r y
The problem of food security is one of the central state problems, because it is part of the national security and affect the interests of everyone. Important role in ensuring food security of the population plays the agro-industrial complex. From its successful development will depend on the development of the domestic food market. Self-sufficiency in basic foodstuffs, the solution of the problem of import of agricultural products of particular importance in connection ban on imports of food and agricultural products from certain countries.
Results of the study showed that the most powerful influence on a productive feature — gross output per 100 hectares of agricultural land — have indicators: the number of harvesters per 1,000 hectares of crops, pcs.; milk yield per cow in agricultural organizations, kg; grain yield (in all categories of farms), c/ha; the number of tractors per 1,000 hectares of arable land, piece; cadastral value of agricultural land, thous./ha; gross grain per capita in rural areas, c/pers.; the amount of generating capacity based on 100 ha of cultivated area, hp.
The analysis of the existing agricultural production potential of the Republic of Bashkortostan suggests that the region is able to provide the population with basic agricultural products. But solving this problem it is necessary to: increase the size of investment aimed at the development of the rural economy of the Republic of Bashkortostan; to increase the level of technical equipment of agricultural production; Strengthen the implementation of evidence-based standards of reference for Animal work in cattle to increase milk production of cows, calves', reducing the barrenness and others; to improve the marketability of milk; to the application of mineral and organic fertilizers in maintaining the balance of quality of land resources; to develop breeding work, the system key seed crops and others.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, проблемы продовольственного самообеспечения, структура производства, техническая оснащенность, производственный потенциал, инвестиции в основной капитал, сельское хозяйство, Республика Башкортостан. Keywords: food security, problems of food self-sufficiency, production structure, technical equipment, productive capacity, investment in fixed assets, agriculture, Republic of Bashkortostan.
Перед агропромышленным комплексом России и Башкортостана поставлена серьезная задача обеспечения продовольственной безопасности населения и полное импортозамещение основных групп
товаров: молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, морепродуктов, фруктов и овощей.