m
И. А. Малашихина, Н. Л. Шальнева
Исторический анализ модернизации и стандартизации основных этапов.
Педагогические н ну ки
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И. А. Малашихина, Н. Л. Шальнева
THE HISTORICAL ANALYSIS OF MODERNIZATION AND STANDARDIZATION OF BASIC TRANSFORMATION STAGES OF PROFESSIONAL TRAINING FUNCTIONS
Malashihina I. A., Shalneva N. L.
The authors of the article have studied the main aims and tasks of higher education, the basic transformation stages of professional training and professional development of the faculty of higher education establishments.
Key words: higher education, professional training, professional retraining, professional development.
В статье авторы проследили основные цели и задачи высшего образования, этапы трансформации функций профессионального обучения, подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное обучение, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.
УДК 378.937
Важным фактором формирования требований к специалистам является развитие и применение новейших методологических подходов, обусловленное результатами научных исследований в различных отраслях научной деятельности.
Получение образования утрачивает свой разовый характер и приобретает черты регулярного, а также непрерывного процесса. На этом фоне возрастает потребность в производстве знаний для всех секторов науки. Данная проблема решается как образовательными учреждениями, так и различными организациями и предприятиями, заинтересованными в повышении уровня квалификации специалистов. Основные цели, стоящие перед образованием на данном этапе, заключаются в следующем:
- обучение с целью приобретения новых навыков работы с программным и аппаратным обеспечением теми, кто выполняет работу, требующую повышения уровня автоматизации;
- переобучение тех категорий специалистов, чей труд заменен работой нового оборудования;
- обучение специалистов, выполняющих новые задания, связанные с применением новых информационных технологий в производственном процессе (2, 5, 7).
При этом главная задача учебных заведений, предоставляющих базовое профессиональное образование, заключается, во-первых, в создании условий для подготовки специалистов по востребованным специаль-
ностям; во-вторых, в осуществлении учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и творческих навыков.
Высшее образование контролируется органами государственной власти на базе выявления соответствия их деятельности принятым стандартам и требованиям качества. При этом дополнительное образование, осуществляемое вне государственных учебных заведений, является достаточно «самостоятельной» сферой. В первую очередь, речь идет о различных тренинговых организациях и учебных центрах, предоставляющих возможность краткосрочного повышения квалификации. Однако высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг вынуждает такие организации следовать общепринятым нормам качества предоставляемых услуг. Такие нормы можно назвать стандартами де-факто, при этом они никак документально не закреплены.
Во-первых, стандартом качественного преподавания является применение прогрессивных методов обучения, основанных на креативных и интерактивных подходах. Данная группа методов находит широкое применение в течение последних десятилетий в сфере обучения и повышения квалификации. Это связано с тем, что данные методы позволяют отрабатывать определенные навыки и применять практические знания на конкретных примерах, осуществлять моделирование ситуации и т. д. К ним относятся: метод конкретных ситуаций, деловые ролевые игры, мозговой штурм, обсуждение и т. д. Такие методы базируются на принципах обучения взрослых людей, которые значительно отличаются от подходов традиционной педагогики (3, 8, 11).
Во-вторых, важным требованием к учебному процессу в рамках профессионального обучения является оборудование учебных аудиторий. Здесь речь идет о наличии презентационной техники. Кроме того, аудитории должны быть снабжены оборудованием, необходимым для изучения специфических предметных областей.
В-третьих, непременным показателем качества учебного процесса является уро-
вень его организации. Необходимым атрибутом современного профессионального тренинга является наличие раздаточных материалов, оценочных листов (анкет), проведение кофе-брейков, организация круглых столов и т. д.
В-четвертых, главным показателем качества обучения является уровень подготовленности и педагогического мастерства преподавателя. Это является наиболее важным аспектом обучения. На данный момент не существует единых требований к качеству преподавания, однако, каждая организация, нанимающая таких специалистов, формулирует перечень квалификационных характеристик, которыми должен обладать преподаватель. Именно уровень преподавания является важнейшим условием качественного обучения, поэтому организации, реализующие образовательные программы, уделяют особое внимание подготовке и развитию преподавателей (8, с. 56-57).
Согласно принципам управления качеством, образовательная услуга заключается в том, чтобы передать студентам те навыки и знания, которые им необходимы для ведения настоящей и будущей профессиональной деятельности. В современных условиях определяющим фактором предоставления качественных образовательных услуг является способность вуза прогнозировать будущие потребности работодателей в кадровых ресурсах. Таким образом, управление качеством образования сводится к разработке и осуществлению системы мер, позволяющих эффективно предоставлять образовательные услуги такого качества, которое обеспечивает соответствие результата образования требованиям потребителя. При этом следует отметить, что обучающимся система образования предоставляет услуги, а остальным потребителям - организациям, предприятиям и государству в целом - продукцию, то есть специалистов, обладающих профессиональными знаниями и навыками.
На протяжении последних десятилетий можно проследить этапы трансформации функций профессионального обучения (4, с. 122-123).
т
И. А. Малашихина, Н. Л. Шальнева
Исторический анализ модернизации и стандартизации основных этапов.
На первом этапе, который начался после окончания второй мировой войны и продлился до начала 1970-х годов, целью дополнительного профессионального обучения являлось приобретение навыков, необходимых для выполнения работы. Широко внедрялась методология обучения на рабочем месте, которая заключалась, во-первых, в демонстрации обучаемому того, как надо выполнять работу, с объяснением ключевых аспектов, во-вторых, в наблюдении и корректировании того, как обучаемый выполняет работу, в-третьих, в контроле и оценке работы обучающегося до тех пор, пока его производительность не достигнет приемлемого уровня. Также использовался метод детального анализа навыков, который заключается в описании последовательности всех движений, необходимых для выполнения работы, и оценке времени, затраченного на них. На данном этапе также был внедрен метод программированного обучения с использованием материалов для самостоятельного изучения, в которых приводится описание каждого этапа приобретения новых знаний и навыков. Данный метод требует применения таких средств обучения, как обучающие тексты, обучающие фильмы, программы и т. д.
Следующий этап развития профессионального обучения был связан с необходимостью повышения качества руководящих кадров в связи с бурным развитием производства и международных и межрегиональных торговых связей в 70-е годы. На данном этапе возникало и развивалось множество теорий и направлений в области обучения: когнитивная психология, социология, стили управления, андрагогика, групповая динамика, лидерство и т. д. Началось формирование корпоративных и внешних центров и отделов обучения и развития специалистов, появились консультанты и тренеры в различных областях. Это привело к возникновению большого количества различных школ, курсов и центров обучения, что стало предпосылкой для зарождения третьего этапа, связанного с организационным развитием и технологиями.
Важнейшим аспектом третьего этапа является возникновение теории организационного развития. Методологическую базу обучения и развития на данном этапе составляют методы группового, ролевого обучения, деловые игры, имитации и т. д. Обучение осуществляется на базе планов индивидуального развития. Подобная открытая модель непрерывного обучения на современном этапе также является превалирующей. Такая модель ориентирована на самостоятельное обучение, осуществляемое при поддержке обучающих и экспертных систем, разрабатываемых на базе компьютерных и информационных технологий.
Четвертый современный этап развития системы обучения характеризуется усилением роли информационных технологий (ИТ) в различных сферах. На данном этапе задачи профессионального развития связаны с приобретением знаний и развитием навыков для работы с новым оборудованием, выполнением качественно новых заданий (4, 6, 10).
По мере того, как новые технологии вытесняют неквалифицированный и рутинный труд, человеческие ресурсы мобилизуются на творческую работу, связанную с принятием решений, что требует соответствующего уровня интеллектуальной и профессиональной подготовки. В этой связи необходимо выделить два основных аспекта профессионального развития:
- развитие творческого мышления и ме-такогнитивных навыков;
- обеспечение доступа к ресурсам профессиональной информации, необходимой для принятия решений в различных областях (9, 74-75).
На данном этапе развития, в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, важнейшей функцией является управление знаниями. Управление знаниями представляет собой логически последовательный подход к выявлению и определению знаний, необходимых организации для достижения ее задач. Основные вопросы здесь связаны с формированием знаний, а также с их распространением и применением. Создание новых знаний на данном этапе обусловлено интенсивной динамикой современного об-
щества в целом. Таким образом, основной задачей системы обучения и развития специалистов на четвертом этапе является формирование и дальнейшее развитие навыков и способностей к обучению на уровне организации в целом.
Сегодня понятие основного и дополнительного профессионального образования охватывает широкий спектр образовательных услуг, направленных на приобретение новых и совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и навыков специалистов. Основными направлениями таких видов образования являются: профессиональная подготовка, переподготовка, стажировка и повышение квалификации.
Профессиональная переподготовка подразумевает приобретение дополнительной квалификации (профессии) на базе имеющего высшего образования. Профессиональная переподготовка осуществляется высшими учебными заведениями. Следовательно, стандартизация этой сферы образования аналогична стандартизации в области высшего образования (11).
Повышение квалификации является краткосрочным обучением, направленным на приобретение навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций. Основными направлениями повышения квалификации считаются: обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и личностными качествами, восполнения недостающих знаний; обучение для повышения общей квалификации; обучение для работы по новым направлениям развития науки; обучение для усвоения новых методов и приемов выполнения профессиональных операций (1, 3, 4).
Особое место среди мероприятий профессионального обучения и развития занимает тренинг. Тренинг представляет собой краткий интенсивный курс повышения квалификации (1-4 дня), направленный на формирование и совершенствование конкретных навыков. Характерными чертами тренинга являются практическая направленность и интерактивное групповое обучение.
Одной из интереснейших форм реализации систем корпоративного обучения и раз-
вития являются корпоративные университеты. Корпоративный университет представляет собой набор комплексных обучающих программ, построенных по принципу модульности и состоящих из отдельных курсов повышения квалификации и профессионального развития (9, с. 111-112).
Мощным инструментом управления качеством профессионального уровня является обучение и профессиональное развитие преподавателей. Данная область в некоторой степени подвержена стандартизации, которая заключается в регламентации требований к процессу повышения квалификации преподавателей.
Главным звеном системы профессионального развития преподавателей вузов являются факультеты повышения квалификации преподавателя ФПКП. Основная задача функционирования ФПКП заключается в углублении знаний слушателей в области современной науки, а также в области вопросов преподавания дисциплин с учетом передового педагогического опыта, внедрения новых методов и технологий преподавания.
Специфика преподавания в вузе состоит в том, что в большинстве случаев преподаватели не имеют специального педагогического образования и являются, в первую очередь, специалистами в преподаваемой предметной области. Таким образом, педагогический аспект является важным направлением подготовки преподавателей вузов. Существуют следующие направления обучения на ФПКП: профессиональные знания в предметной области; педагогическое мастерство; применение ИТ в различных областях, в том числе в преподавании; обмен опытом с коллегами; связь теории с практикой; новые перспективные специальности.
Российское законодательство регулирует вопрос повышения квалификации кадров на базе типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов. Согласно этому положению, повышение квалификации специалистов (в том числе, преподавателей и сотрудников вузов) должно проводиться не реже одного раза в пять
И. А. Малашихина, Н. Л. Шальнева
Исторический анализ модернизации и стандартизации основных этапов...
лет. При этом не регламентируются направления обучения, а также его содержание.
Наряду с учебными мероприятиями, организуемыми ФПКП, важнейшим элементом системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов является стажировка. Стажировки преподавателей проводятся как на производственных и научно-исследовательских предприятиях, так и в других вузах. Ее основной задачей является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка также осуществляется с целью изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Итак, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза может проводиться в форме научной, педагогической или производственной стажировки (1, 5, 6).
Таким образом, повышение квалификации преподавателей рассматривается как неотъемлемая часть в системе непрерывного образования в течение всего периода профессиональной деятельности.
На основе анализа образовательной деятельности вузов можно выделить следующие три основных направления повышения качества подготовки специалистов: предметная область; навыки работы с ИТ; качественная преподавательская деятельность.
Уровень квалификации преподавателей как специалистов в определенной предметной области определяется их вовлечением в научную работу и достижениями в научной деятельности. Так, показателем квалифицированности служит ученая степень.
Следует отметить, что большое внимание уделяется психолого-педагогической подготовке как преподавателей вузов, так и будущих специалистов. Консультации и поддержка производятся также в связи с организационными, правовыми и психологи-
ческими аспектами профессиональной деятельности как преподавателей, так и студентов университета.
Повышение квалификации преподавателей системы высшего образования с целью приобретения и совершенствования навыков производится в следующих областях: использование различных методов преподавания и педагогических технологий; применение различных образовательных информационных технологий в преподавательской деятельности; эффективное взаимодействие со студентами; научные исследования и подготовка диссертаций.
Исследуя перечень курсов, можно сделать вывод, что на данный момент приоритетным направлением в области профессионального развития преподавателей является совершенствование педагогического мастерства, а также приобретение и развитие навыков работы с новыми информационными образовательными технологиями (1, с. 33-35).
В образовательных сообществах на данный момент обсуждаются вопросы профессиональной аккредитации научных и преподавательских кадров университетов. Данный аспект рассматривается как основной фактор, влияющий на качество преподавания и подготовки специалистов университетами. Качество сегодня становится центральной проблемой цивилизации. Качество информации, качество политики, качество производства, качество техники и технологии, качество культуры, науки - можно называть любое направление человеческой деятельности, и везде качество выступает главным фактором состояния, развития и перспективы решения вопросов. По существу, проблема качества становится центральной проблемой эпохи глобализации.
Возможность становления новой современной, как ее называют постиндустриальной или информационной цивилизации зависит в первую очередь от решения проблемы качества образования. Повышение качества образования в этой проблеме занимает центральное место.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности педагога. - М., 1998.
2. Анисимов В. В. Новый этап в развитии [высшего] педагогического образования // Педагогика. - 1992. - № 11/12. - С. 48.
3. Белозеров В. С. Стандартизация и педагогический мониторинг как форма управления подготовкой кадров в условиях многоуровневого высшего педагогического образования // Многоуровневое высшее педагогическое образование. - Омск, 1994. - Вып. 6. - С. 16.
4. Бордовский В. А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 1999.
5. Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. - М., 2004.
6. Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога в системе непрерывного образования: дис. . д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001.
7. Громова М. Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. -С. 105-108.
8. Дмитриева М. С. Управление учебным процессом в высшей школе. - Новосибирск, 1971.
9. Зайцева О. Г. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза на основе принципа интеграции: дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2002.
10. Рубцов В. В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1986.
11. Шаповалов В. А. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе // Непрерывное педагогическое образование. — Ставрополь, 1994. — Вып. 6. — С. 3-11.
Об авторах
Малашихина Ирина Анатольевна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии. Автор 5 монографий и 20 статей в реферируемых журналах и изданиях рекомендованных ВАК РФ. iramalashichina @ mail. ru
Шальнева Наталья Леонидовна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии. Сфера научных интересов - психология личности и ее проявления на разных возрастных этапах.
K-Psyho-Kpp @ stavsu.ru