Научная статья на тему 'Анализ результатов подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя'

Анализ результатов подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / АССИСТЕНТ / СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL / THE ASSISTANT / THE SENIOR TEACHER / EDUCATION FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL WORK / CERTIFICATION OF THE SCIENTIFIC PEDAGOGICAL STAFF / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Людмила Михайловна, Завада Галина Владимировна

В статье отмечаются вопросы аттестации и оценки деятельности ПВШ. Показан список компетенций старшего преподавателя. Указывается на необходимость подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя. Для этого предлагается экспериментальная образовательная программа, которая реализуется в системе повышения квалификации преподавателей. Проводится анализ результатов обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Людмила Михайловна, Завада Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article we spoke about activity features of the higher school teachers in modern conditions. Questions of certification and an estimation of activity of the higher school teachers are marked. The necessity of assistants, education to professional work on posts of the senior teacher is expressed. For this purpose experimental program which is realized of improvement of the professional skill system of the higher school teachers is offered. The analysis results is done on the training are provided.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя»

Романова Л.М., Завада Г.В.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ АССИСТЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТИ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье отмечаются вопросы аттестации и оценки деятельности ПВШ. Показан список компетенций старшего преподавателя. Указывается на необходимость подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя. Для этого предлагается экспериментальная образовательная программа, которая реализуется в системе повышения квалификации преподавателей. Проводится анализ результатов обучения. Ключевые слова: компетенции преподавателя высшей школы, ассистент, старший

преподаватель, подготовка к профессионально-педагогической деятельности, аттестация научно-педагогических кадров, повышение квалификации.

Отечественный и зарубежный опыт подготовки преподавателей свидетельствует о необходимости улучшения подготовки начинающих преподавателей, а также повышения эффективности введения инновационных подходов в процесс и содержание программ повышения квалификации преподавателей. Последипломное (послевузовское) обучение по программе «Педагогика высшей школы» является достаточно эффективным, но оно не формирует компетентность, направленную на решение конкретных практических задач. Целесообразно внедрение инновационных

дифференцированных программ обучения, которые реализуют целостный подход к проблеме педагогического мастерства и являются элементами непрерывной и системной подготовки и повышения квалификации преподавателя вуза. Это процесс образования (самообразования) взрослых людей, требующий учета индивидуальных особенностей, сложившихся способов познания и усвоения информации, имеющегося опыта профессиональной деятельности. Программы повышения квалификации преподавателей вузов с различным стажем педагогической деятельности, по нашему мнению, должны отличаться высокой степенью дифференциации, большей долей самостоятельной и индивидуальной работы и должны завершаться написанием научных статей, разработкой авторских образовательных программ, учебных пособий и других методических материалов. При подготовке молодых преподавателей следует включить программу профессиональной переподготовки на дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» в магистратуре или аспирантуре и организовать дальнейшую

долгосрочную форму совершенствования психолого-педагогической компетентности.

Современная система подготовки научно-педагогических кадров России имеет значительный опыт по формированию компетентного преподавателя вуза. Этот опыт затрагивает как вопросы комплексного развития системы повышения квалификации, так и его отдельные прикладные элементы. Э.Никитиным в статье [1] разработан комплексный проект модернизации в организации повышения квалификации работников образования: модульность программ

обучения, включающих проектную деятельность и стажировки; переход на координацию и логистику функционирования образовательных структур, обновление принципов финансирования и оплаты труда работников, осуществляющих повышение квалификации. Согласно внедрению предлагаемого проекта ожидаются следующие результаты:

1) кадровое укрепление учреждений повышения квалификации передовыми учеными-исследователями и аналитиками в качестве наставников, тьюторов, тренеров;

2) интерактивный режим - индивидуальная работа на основе новых информационных технологий, тренингов, проектной и исследовательской деятельности;

3) широкое использование индивидуализации обучения, опыта лучших, передовых преподавателей;

4) новая нормативно-правовая и финансовая база деятельности, включающая кредитно-накопительную систему повышения квалификации;

5) связь процедур аттестации с повышением квалификации;

6) разработка и апробация нормативно-правовых актов, регулирующих условия и порядок ПК в регионе и рекомендации для всей системы образования страны.

В связи с этим остро встает проблема аттестации (определение уровня квалификации) преподавателей и оценка кадрового потенциала вузов. Для определения уровня профессионализма В.Ф. Бессараб и Т.Н. Неустоев [2] используют следующие критерии:

■ объективные (соответствие требованиям профессии, вклад в социальную практику) и субъективные (соответствие профессиональным требованиям человека, его мотивам, склонностям; удовлетворенность трудом в профессии);

■ результативные (достижение желаемых обществом результатов труда) и процессуальные (использование социально приемлемых способов, приемов, технологий);

■ нормативные (усвоение норм, правил, эталонов профессии и умения воспроизводства высоких эталонов профессии на уровне

мастерства) и индивидуально-вариативные (индивидуализация труда, самореализация в нем личных потребностей, проявление самобытности, развитие себя средствами профессии);

■ критерии наличного уровня (достижение на сегодняшний день достаточно высокого уровня профессионализма) и прогностические (перспективы роста, зоны ближайшего развития);

■ профессиональной обучаемости (перенятие профессионального опыта других людей, профессиональная открытость) и творческие (личный творческий вклад в профессию);

■ социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе (заинтересованность общества результатами труда, привлечение внимания к насущным потребностям профессии);

■ профессиональной приверженности (честь и достоинство, специфический и неповторимый вклад в прогресс общества);

■ качественные и количественные (оценка профессионализма в параметрах качества - глубина, системность знаний, формирование учебной деятельности и др., количества - баллы в рейтинге, категории и др.).

При создании в вузе условий для повышения качества профессионального образования и профессионального роста педагогических кадров Ю.П. Скачков и А.М. Данилов [3] поддерживают введение рейтинга преподавателя высшей школы (ПВШ). Вклад в повышение и поддержание авторитета вуза определяется на основе деятельности ПВШ в текущем календарном году и за весь период научно-педагогической работы в баллах. В качестве базовых показателей приняты защита кандидатской (20 б.) и докторской (60 б.) диссертаций. Рейтинг включает баллы за

публикации учебников, учебных пособий с грифами МО, УМО (до 45

б.), без грифа (10 б.), монографий, статей, тезисов, оформление патентов (10-30 б.), награждение медалями, дипломами, грамотами, присуждение премий, разработка тестовых заданий, оппонирование диссертаций, рецензирование, проведение конференций (до 15 б.), получение грантов и победы в конкурсных программах (10 б.), председательство в ГАК и др. Рейтинг учитывает ученые степени, звания, член-корреспондентство в РАН, правительственные награды и т.д. (до 30 б.).

Анализ представленных и рассмотренных нами научных исследований по вопросам формирования компетенций преподавателя высшей школы показывает необходимость создания специальных программ дополнительного профессионального образования в системе повышения квалификации, реализуя которые компетентность преподавателей вузов будет доведена до того уровня, который необходим для их деятельности, адекватной существующим

должностным требованиям. По мнению А.К. Марковой [4] процесс роста компетенции включает в себя компоненты вхождения в специальность, овладение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, наличие элементов творчества, описание личного опыта и передача его следующим поколениям. При организации повышения квалификации важно содержательно определить и сравнить уровень компетентности слушателя на входе и выходе, вооружить его реалистической профессиональной самооценкой и возможностями дальнейшего профессионального роста. Следует также учитывать основные показатели аттестации, общие для всех категорий работников: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также в должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по аттестуемой должности.

В соответствии с вышесказанным педагогами кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» Казанского государственного энергетического университета были разработаны и внедрены элементы непрерывного педагогического образования: дисциплина «Педагогика высшей школы» (на первом году обучения в магистратуре), педагогическая практика (на втором году обучения в магистратуре), профессиональная переподготовка по направлению «Педагогика высшей школы» и педагогическая интернатура (на втором году обучения в магистратуре или в аспирантуре), инновационные программы подготовки преподавателей к деятельности на должности старшего преподавателя и доцента.

Обучение ассистентов по программе подготовки к деятельности на должности старшего преподавателя проходило в марте-июне 2009 г. и завершилось защитой выпускной аттестационной работы. Были проведены входной и выходной контроль знаний. В эксперименте участвовало 20 ассистентов. Согласно этой программе слушатель, освоивший программу дисциплины, должен: знать: дидактические основы образовательного процесса в вузе (сущность различных форм организации, методов и технологий обучения и контроля знаний студентов); структуру учебного плана, программ производственной и преддипломной практики, учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) и требований к ним; методические основы проектирования, проведения и анализа лекционного, практического и других видов учебных занятий; сущность основных современных образовательных технологий в высшей школе; содержание компетентностных моделей ПВШ и профессионалов по направлению кафедры.

Уметь: разрабатывать учебные планы, программы

производственной и преддипломной практики, УМКД и их

электронных версий; организовывать самостоятельную, учебноисследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов (СРС и НИРС); осуществлять чтение лекций и проведение всех видов учебных занятий (лекций, практических занятий, семинаров, коллоквиумов, тестирования и т.д.); обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса с использованием инновационных технологий; применять современные технологии обучения и контроля знаний при аттестации студентов; развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности и формировать навыки аналитической работы; совершенствовать свой практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство.

Обобщая результаты входного тестирования был сделан вывод о том, что слушатели обладают организационными и коммуникативными умениями и базовыми знаниями в области дидактики. В меньшей степени (у половины слушателей) развиты конструктивные знания и умения по применению различных методов обучения, в т.ч. использование активных методов обучения и мультимедийных технологий. У более 60% ассистентов не сформированы компетенции проектировочной деятельности (целеполагание и планирование аудиторных занятий, разработка УМКД, разработка педагогических тестов по дисциплине).

Оценка уровня обучения по программе осуществлялась с использованием 100-балльной рейтинговой системы (БРС) контроля знаний, включающей поощрительные баллы - по 1 баллу за активное участие на каждом занятии (максимально 18 баллов), выходное тестирование - до 10 баллов, за выполнение письменной зачетной работы (по разделам) - до 72 баллов.

Результаты обучения по программе диагностировались также методом педагогического тестирования. В тест были включены задания на определение уровня знаний о педагогическом проектировании и моделировании, о компетентностном подходе и компетенциях выпускников вуза, о структуре учебно-методических комплексов дисциплин; о целях, этапах планирования и анализа учебного занятия (лекционного, практического), о сущности различных форм организации и методов обучения; о видах образовательных технологий, в области тестологии (формы тестовых заданий, обработка результатов тестирования). Лучший результат у 30% протестированных слушателей составил 9 из 10 баллов. Наибольшие затруднения вызвало задание на формулировку основных принципов осуществления методов активного обучения (50% правильных ответов). Около 30% слушателей не смогли указать коэффициент надежности педагогического теста, сформулировать

основную учебную цель лекции и определить этапы работы преподавателя с лекцией. Большинство (более 90%) усвоили знания о компетенциях специалиста, о педагогическом проектировании и моделировании, о различных формах лекционных занятий и их особенностях, установили таксономию (иерархию) целей и последовательность действий преподавателя при подготовке к лекции.

Итоговой контрольной точкой являлась творческая письменная работа слушателя по разработке дидактических элементов УМК по новой планируемой дисциплине, состоящая из семи разделов.

1. Введение (тема научного исследования, актуальность, значимость, объект, предмет исследования, область применения результатов исследования) - до 2 баллов.

2. Название, цели и задачи, результаты изучения планируемой новой дисциплины (дидактически обоснованные) на основе компетентностной модели специалиста - до 10 баллов.

3. Конспект вводной лекции (тема, цели и задачи, план, формы, средства, методы обучения, описание рассматриваемого вопроса) - до 15 баллов.

4. Конспект практического занятия (тема, цели и задачи, план, средства и методы обучения) - до 10 баллов.

5. Разработка балльно-рейтинговой системы контроля знаний по дисциплине с вариантами тестовых заданий - до 20 баллов.

6. Тематический план СРС и перечень тем курсовых работ (со списком рекомендуемой литературы) - до 10 баллов.

7. Предложения (обоснование) по выбору наиболее оптимальной образовательной технологии обучения для данной дисциплины - до 5 баллов.

Результаты БРС представлены в таблице 1 и показаны на гистограмме (рис. 1). Как видно из таблицы, по количеству итогового индивидуального балла можно выделить группу лидеров (11 человек), набравших более 70 баллов. Этими лицами была осуществлена защита своих работ на открытом заседании в присутствии руководителя аттестационной работы, декана ФПКП, проректора по учебной работе КГЭУ. Им были предоставлены положительные отзывы и рекомендации на занятие вакантной должности старшего преподавателя.

№№ слушателя в рейтинге Баллы за работу на занятиях Баллы за итоговый тест (ряд 2) Баллы за аттестационную работу (ряд 1) Итоговый индивидуальный балл (ряд 3)

1. 18 9 72 99

2. 18 8 72 98

3. 18 8 72 98

4. 16 9 72 97

5. 18 8 67 93

6. 12 8 72 92

7. 10 9 72 91

8. 12 7 65 84

9. - 7 72 79

10. 18 6 52 76

11. - 9 62 71

12. 14 7 47 68

13. - 9 57 66

14. 12 9 42 63

15. 18 5 37 60

16. - 6 53 59

17.

18. 14 3 32 49

19. 2 6 40 48

20. 12 7 25 44

21. - 4 38 42

Максимальный балл за аттестационную работу получили 7 человек (почти 30%). Электронный вариант презентации новой дисциплины был подготовлен у 40% обучающихся. Формулировка целей и задач конкретного учебного занятия на основе компетентностного подхода вызвали затруднения у 45% слушателей. С проектированием постановки проблемных вопросов и использования методов проблемного изложения на лекциях справились 35% слушателей. Около 30% разработали практические занятия с применением методов активного обучения, планированием самостоятельной работы студентов, по реализации БРС и тестового контроля знаний студентов.

Рис. 1. Результаты балльно-рейтинговой оценки

Таким образом, был получен первый опыт перехода к более гибкой, дифференцированной подготовке и повышения квалификации преподавателей вузов на основе анализа должностных инструкций, диагностики предполагаемых проблем и затруднений в

профессионально-педагогической деятельности на новом квалификационном уровне. Основаниями для дифференциации служили цели подготовки, уровень подготовленности и мотивации слушателей, их проблемы и затруднения в профессиональнопедагогической деятельности, потребности и интересы и др.

Дифференциация позволила сделать подготовку более востребованной, результативной, личностно - и практикоориентированной. Кроме этого, программа обучения позволила выявить преподавателей, имеющих высокий образовательный и творческий ресурс, и работать с ними в индивидуальном режиме.

Источники

1. Никитин Э. Модернизация системы повышения квалификации // Народное образование, 2008. - №4, - с. 42

2. Бессараб В.Ф., Неустоев Т.Н., Особенности формирования личности инженера- педагога в техническом вузе / Под общ. Ред. С.Е. Матушкина; Ю.- Уральский научно-образ. центр РАО. Сер. «Педагогическое образование». - Вып. 1. Челябинск, 2000. - 140 с.

3. Создание в вузе условий для повышения качества профессионального образования и профессионального роста педагогических кадров: Материалы Всероссийского совещания-семинара, 8-10 апреля 2002 г. / Под общей редакцией проф. А.М. Еремкина. - Пенза, ПГАСА. 2002. - 308 с.

4. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика, 1992. -№9-10, - с. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.