Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
УДК 631.145
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF THE PERSONNEL'S TRAINING FOR THE ENTERPRISES OF AN AGRARIAN BRANCH OF THE VOLGOGRAD REGION
Л.В. Объедкова, Т.В. Опейкина L.V. Obedkova, T.V. Opeykina
Волгоградский государственный университет, Россия, 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100
Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Россия,
400002, г. Волгоград, ул. Новосибирская, 76
Volgograd State University, 100 Universitetskiy Prospect, Volgograd, 400062, Russia
Volgograd cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation, 76 Novosibirskaya Street,
Volgograd, 400002, Russia
E-mail: laravik@bk.ru, otv06@bk.ru
Аннотация. Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий во многом определяется состоянием и развитием персонала. В статье анализируются вопросы подготовки кадров для сельского хозяйства и приведены результаты обучения персонала сельскохозяйственных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, использованы статистические и аналитические данные, в которых проанализирован образовательный уровень кадров в аграрном секторе Волгоградского региона. Авторами также рассмотрена система образования аграрного профиля и кооперативного образования. Авторами подчеркивается, что развитие аграрной отрасли во многом связано с проведением образовательной реформы и расширением мер государственной поддержки, включая создание многоуровневой системы сельскохозяйственного образования и развитие региональных образовательных кластеров.
Resume. Effective functioning of agricultural enterprises in many respects is defined by the state and the development of the personnel. In the article the questions of training for agriculture are analyzed and the results of the personnel's training of agricultural enterprises, both on federal, and on regional levels are given. In particular statistical and analytical data are used, in which the staff's educational level of the Volgograd region's agriculture is analyzed. In addition to that an education system of an agrarian profile and a cooperative education is considered by the authors. It is emphasized by the authors that the development of an agrarian branch is in many respects is connected with carrying out an educational reform and the expansion of the state support's measures, including the creation of multilevel system of an agricultural education and the development of regional educational clusters.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, образовательный уровень персонала, система обучения в АПК, образование, сельское хозяйство, образовательный кластер аграрного профиля.
Key words: human resources, educational level of the personnel, system of training in agrarian and industrial complex, education, agriculture, educational cluster of an agrarian profile.
Введение
В современных условиях основными ресурсами становятся не только технологии, но и знания. Поэтому обучение персонала становится ключевым элементом в менеджменте любого предприятия. В нашей стране вопросы подготовки специалистов всегда играли ключевую роль как для социально-экономического, так и политического развития государства. Мировая практика также доказала, что именно инвестиции в человеческие ресурсы приносят наибольший эффект, поскольку интеллектуальные способности и уровень компетентности работников - это стандарты, которые определяют границы новой экономики - экономики знаний.
Как правило, обучение рассматривается как длительный процесс, одним из начальных этапов которого становится обучение в высшем учебном заведении. Оно представляет собой процесс целенаправленного, организованного, планомерного и систематического овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставни-
ков, специалистов, руководителей [7]. При этом вузовское обучение имеет целый ряд особенностей, среди которых, в первую очередь, следует отметить прагматическую направленность, приближенную к предстоящей практической производственной деятельности [2].
Результаты исследований
Для современных российских предприятий проблема обучения и развития человеческих ресурсов также очевидна и актуальна, как и для зарубежных. И наиболее остро этот вопрос стоит перед предприятиями аграрного сектора. К сожалению, приходиться констатировать, что сельское хозяйство - это практически единственная отрасль, где доля кадров, имеющих профессиональное образование, за последнее десятилетие значительно уменьшилось. Не секрет, что к работе после окончания высшего учебного заведения или колледжа приступают лишь 20% выпускников [13]. Большинство из них остаются в городе или трудоустраиваются не по специальности, а в условиях низкой заработной платы и коммерциализации образования многие выпускники сельских школ или уже работающие специалисты не могут себе позволить продолжить обучение и получить к примеру, высшее образование. Приходиться констатировать также, что происходит сокращение специалистов и с высшим образованием (59 %,), и со средним специальным образованием 39%. Кроме того, наблюдается сокращение доли наиболее опытных руководителей и специалистов в возрасте от 30-55 лет (4-5%) [3]. В то же время именно образовательный уровень руководителей и специалистов и создает тот необходимый для развития сельскохозяйственного производства кадровый потенциал. Будущее устойчивого развития АПК... «будет решаться людьми, их квалификацией, умением, трудовой мотивацией и культурой. Поэтому обучение и переобучение, повышение квалификации, формирование кадров приобретают решающее значение для всех сфер комплекса» [5].
Следовательно, ситуация с кадрами в аграрном секторе остается весьма сложной, и по большей части, она затрагивает многие аграрные регионы нашей страны. И это несмотря на то, что, в целом на сегодняшний день по стране в системе высшего образования работает 59 аграрных вузов и 25 учреждений дополнительного профессионального образования. Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется по 122 специальностям и 70 направлениям бакалавриата и магистратуры. Подготовку кадров со средним профессиональным образованием осуществляют 26 высших учебных заведений по 51 специальности. По программам высшего профессионального образования обучаются 429,2 тыс. студентов (в том числе 197,8 тыс. - очно), а также 9,5 тыс. аспирантов и докторантов; по программам среднего профессионального образования - 25,6 тыс. чел. [14]. В них ведется обучение как по традиционным для сельского хозяйства направлениям, так и по современным специальностям: зоотехния, механизация, агрономия, экономические специальности, маркетинговые услуги, информационные технологии и др. При этом около 87% от общего количества студентов аграрных вузов обучается исключительно по специальностям сельскохозяйственного профиля. Кроме того, к аграрным вузам в течение последних десяти лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, один НИИ. В то же время статистика показывает следующие данные относительно уровня образования работников за 2013 год (табл. 1). К сожалению, аналогичной информации, касающейся 2014-2015 годов авторам статьи обнаружить на сайте Росстата не удалось.
Таблица 1 Table 1
Численность работников сельского хозяйства, прошедших обучении (по субъектам РФ, 2013) The number of agriculture's workers who were trained (on the territorial subjects
of the Russian Federation, 2013)
Субъекты РФ Прошли профессиональное обучение в отчетном году - всего человек в том числе по программам
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих переподготовки рабочих, служащих повышение квалификации рабочих, служащих
Российская Федерация 1991937 546973 327776 1154589
Центральный федеральный округ 472534 140885 75649 265828
Северо -Западный федеральный округ 213953 60723 31961 126178
Южный федеральный округ 160916 52024 26171 85202
Северо-Кавказский федеральный округ 35973 11242 6485 18480
Уральский федеральный округ 269805 67139 44109 162875
44 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ \ Серия Экономика. Информатика.
2016 №2(223). Выпуск 37
Как известно, за последнее десятилетие аграрный сектор нашей страны достиг значительных успехов, в том числе и в Волгоградской области. Традиционно она является агропромышленным регионом нашей страны. За последние годы область не утратила свою аграрную специализацию, сохранив как крупное производство, так и малые формы хозяйствования, включая кооперативное производство. Наш регион продолжает оставаться одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. По размерам сельскохозяйственных земель и сельхозугодий Волгоградская область занимает 3 место в России, уступая первенство Алтайскому краю и Оренбургской области [4]. Ведущей отраслью сельского хозяйства региона является растениеводство. В структуре валовой продукции сельского хозяйства оно составляло в разные периоды от 60 до 70 процентов. За последнее десятилетие Волгоградская область увеличила валовой сбор овощей в 6,3 раза. Так в 2015 г. было посеяно яровых зерновых и масличных культур на площади 1568,9 тыс. га, что на 18,5% выше уровня соответствующего периода прошлого года [12]. Традиционно наш регион занимает основное место в рейтинге лучших производителей овощной и бахчевой продукции (по итогам 2013 года - 3-е место по России с 800 тыс. тонн овощей и 400 тыс. тонн картофеля). Общим итогом работы АПК Волгоградской области в прошлом году стало 4-е место нашего региона в рейтинге Российской Федерации по производству подсолнечника, 9-е место -по производству зерна и 3-е место - по производству овощей [6].
На протяжении многих лет Волгоградская область относится к тем регионам Российской Федерации, где крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственная кооперация формируют основу как агропромышленного комплекса, так и экономики региона в целом. При этом развитие малых форм хозяйствования является безусловным приоритетным направлением в аграрной экономике региона, несмотря на то, что в структуре АПК Волгоградской области занято 230 тыс. человек или 18 % от общей численности населения, занятого в экономике [4].
По данным статистики, в Волгоградской области в настоящее время фермерские хозяйства производят 14 % от всей выращенной сельскохозяйственной продукции и 40% - от продукции собственников личных подворий [10]. Малые формы хозяйствования обеспечивают содержание 281,0 тыс. голов крупного рогатого скота, что составляет 85 % их общей численности, в том числе 141,7 тыс. голов коров (88 %); 664,0 тыс. голов овец и коз (83 %), 5516,0 тыс. голов птицы (57%).
По состоянию на 1 января 2015 г. в Волгоградской области имелось 10,9 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 240,5 тыс. личных подсобных хозяйств, 165 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (табл.2).
Таблица 2 Table 2
Валовая продукция АПК Волгоградской области, млрд. рублей Gross output of agrarian and industrial complex of the Volgograd region, one billion rubles
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2013 г. (в сопоставимых ценах)
Валовая продукция сельского хозяйства 83,9 89,9 108,5 108,7
В том числе:
растениеводства 53,3 61,0 74,4 109,9
животноводства 30,6 28,9 4,1 106,4
На наш взгляд, положительные результаты в развитии аграрного сектора Волгоградской области были бы еще более заметными, если бы не проблема дефицита высококвалифицированных работников. Подготовка специалистов для аграрного сектора в нашем регионе осуществляется в рамках многоуровневой системы образования по всему спектру специальностей и направлений, востребованных агропромышленным комплексом Волгоградской области. Однако проблема повышения образовательного уровня работников сельского хозяйства остается весьма актуальной. По данным мониторинга обеспеченности кадрового состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, их образовательный уровень во многом не соответствует современным реалиям. Анализ последнего показал, что 71% главных специалистов, работающих на предприятиях АПК Волгоградской области, имеют высшее профессиональное образование, 28% - среднее профессиональное, а 1% - не имеют профессионального образования [15]. В отношении руководителей статистика показывает такие данные: только 56% из этой категории работающих имеют высшее образование, 32 % - среднее профессиональное, а 12% - это, так называемые, практики (люди, не имеющие специального образования) (рис. 1).
Рис. 1. Образовательный уровень главных специалистов сельскохозяйственных организаций
Волгоградской области Fig. 1. Educational level of chief specialists of the Volgograd region's agricultural organizations
Кроме того, в подготовке кадров для предприятий аграрного сектора явно присутствует еще одна проблема - «старение» персонала. Анализ показывает, что основной состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий (около 60 %) находятся в возрастной категории 40-59 лет. Специалисты в активной стадии профессиональной карьеры (от 25 до 39 лет) составляют всего лишь 34 %. (табл.3) [15 ].
Таблица 3 Table 3
Возрастной состав руководителей и специалистов АПК Волгоградской области Age structure of heads and experts of the Volgograd region's agrarian and industrial complex
Наименование должностей Возрастные категории, (% / чел)
До 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет
руководители 4 % (39) 19 % (187) 35,6% (351) 34,4 % (338) 7 % (67)
главные специалисты 7,8 % (92) 23,3% (276) 40,1% (476) 23,3 % (276) 5,5 % (66)
специалисты 16,6 % (392) 27% (639) 29,4% (696) 23% (544) 4 % (93)
Всего : 11,5 % (523) 24,2% (1096) 33,6% (1523) 25,6% (1158) 5 % (226)
Несмотря на существующие трудности в кадровом обеспечении, проблеме подготовки специалистов для предприятий агропромышленного комплекса в Волгоградской области всегда уделялось достаточное внимание. Она, на наш взгляд, носит комплексный и системный характер и представляет собой основу для формирования кадрового потенциала региона.
В нашем регионе в течение более 70 лет функционирует аграрный вуз, около 20 лет - филиал Российского университета кооперации и уже 50 лет работает система дополнительного образования сельхозтоваропроизводителей. Работники сельского хозяйства области имеют возможность проходить обучение как по краткосрочным программам обучения, к примеру, в рамках повышения квалификации, так и дополнительным программам профессиональной переподготовки, получения второго высшего и дополнительного образования. Повышение образовательного уровня для агропромышленного комплекса нашего региона имеет весьма важное значение, во-первых, оно оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность самого сельскохозяйственного предприятия, а во-вторых, способствует развитию непосредственно сельской территории и муниципального образования в целом [11].
За 70 лет функционирования Волгоградский государственный аграрный университет подготовил более 60 тысяч выпускников. Как показали результаты анкетирования, проведенного среди выпускников Волгоградского государственного аграрного университета, 59% опрошенных уже
Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
определились с местом предстоящей работы, из них 40% планируют найти себя в сфере АПК, 75% -работать по специальности в сельской местности [18].
Еще одним учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов для сельского хозяйства и организаций сельхозкооперации, является Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Он создан Постановлением Президиума Правления Центросоюза Российской Федерации № 319-П от 15 июля 1996 года.
Волгоградский кооперативный институт представляет собой многоуровневый учебно-научно-воспитательный комплекс, являясь важной составной частью автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» и региональной системы кооперации. За время своего существования он развился от учебно-консультационного пункта до института. По основным показателям деятельности и развитию материально-технической базы Волгоградский кооперативный институт занимает ведущее место на рынке образовательных услуг региона, входя в семерку крупнейших вузов Волгоградской области. В настоящее время Волгоградский кооперативный институт, благодаря своей активной образовательной политике, является крупнейшим филиалом в Волгоградской области.
Миссия института состоит в том, чтобы способствовать социально-экономическому развитию региона, осуществляя подготовку высокопрофессиональных специалистов, формируя гармонично развитых личностей, учитывая требования потребителей образовательных услуг, кооперативных организаций и других работодателей, эффективно используя интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, реализуя инновации в сфере профессионального образования.
Отражением реализации заявленной миссии служат данные о численности выпускников за все время существования института (табл. 4).
Таблица 4 Table 4
Численность выпускников Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского
университета кооперации (чел.)
Number of graduates of Volgograd Cooperation Institute (branch) of Russian Cooperation University
(people)
Год выпуска Очное отделение Заочное отделение Всего
1998 - 145 145
1999 - 198 198
2000 - 165 165
2001 - 374 445
2002 - 506 711
2003 314 790 1104
2004 507 1083 1590
2005 484 1319 1803
2006 486 991 1477
2007 198 706 904
2008 313 71 868
2009 163 205 849
2010 254 774 1028
2011 277 768 1045
2012 207 698 905
2013 183 870 1053
2014 134 796 930
2015 74 543 617
Всего 3594 11989 15583
Кроме того, в институте реализуется ряд социально ориентированных программ, начинаний и проектов, имеющих региональное значение, среди которых необходимо отметить следующие:
- реализация программы развития потребительского рынка, торговли и конкурентных отношений в Волгоградской области. В данную программу были внесены такие социально значимые и социально ориентированные разделы, как изучение платежеспособности населения, дисконтная политика в сельских районах, мероприятия по возрождению кооперативных форм организации экономико-хозяйственной деятельности в отдаленных населенных пунктах;
Серия Экономика. Информатика. 2016. №2 (223). Выпуск 37
- развитие системы переподготовки и повышения квалификации работников потребительской кооперации и потребительского рынка Волгоградской области.
Однако следует констатировать, что на сегодняшний день в агропромышленном комплексе Волгоградской области остро стоит вопрос формирования новой кадровой политики, в которой ключевое значение отводится мероприятиям по обучению работников сельскохозяйственных предприятий, особенно в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом современных тенденций в науке и передовой практике ведения аграрного производства. Причины негативных тенденций снижения образовательного уровня работников сельского хозяйства, на наш взгляд, разноплановы. Это и неравномерное размещение производительных сил в сельских территориях, и невысокая инвестиционная привлекательность сельских поселений, и недостаточное качество рабочей силы, и слабая конкурентоспособность сельских кадров на городских рынках труда, и неразвитость рынка труда и жилья на селе, уменьшение мер поддержки со стороны государственных органов власти, а также центробежные процессы в структуре управления сельским хозяйством как целостной системы и др. Учитывая вышеизложенное, нам представляется возможным предложить меры следующего содержания по преодолению существующих отрицательных тенденций. Необходимо восстановить механизм подготовки кадров для аграрного сектора на основе традиционной для нашей страны схемы обучения: «наука-образование- производство», ранее успешно применявшейся в советский период. Например, еще в 2008 году силами преподавателей Волгоградского государственного аграрного университета и специалистов Волгоградского областного потребительского сельскохозяйственного кредитного кооператива (ВОПСКК) «Содружество» была осуществлена подготовка 168 преподавателей вузов России по потребительской кооперации, а в ноябре 2014 года была разработана и осуществлена программа обучения глав сельских поселений по программе «Менеджмент комплексного развития сельских территорий», в соответствии с которой прошли обучение управленцы 25 сельских поселений Урюпинского района [9]. Кроме того, как мы уже отмечали ранее, основной структурой в плане подготовки кадров для кооперации в нашем регионе является Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Институт готовит специалистов как для системы потребительской кооперации, так и для иных сфер народного хозяйства области.
Еще одной мерой в решении вопроса подготовки кадров и повышения образовательного уровня работников аграрного бизнеса должно быть создание многоуровневой системы сельскохозяйственного образования, а именно интеграция сельскохозяйственных вузов с сельскохозяйственными колледжами и другими средними профессиональными заведениями. Другими словами, речь идет о формировании образовательных кластеров аграрной направленности. Образовательный кластер - это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука-технология-бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [16]. Кластерный подход в образовании предполагает, прежде всего, взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом [1]. Отличительная особенность любого кластера заключается в целевой ориентации (природная, предпринимательская, образовательная и др.). Образовательный сельскохозяйственный кластер в этом плане реализует такие цели, как подготовка кадров, профессиональная ориентация и трудоустройство выпускников, обеспечение рынка труда региона специалистами среднего и высшего звена по востребованным направлениям, обеспечение тесной связи обучения с практикой, непрерывное профессиональное образование и решение реальных кадровых потребностей в наличии рабочих мест на селе.
В настоящее время в нашей стране образовательные кластеры разделены на две группы. Первая группа - региональные кластеры. Они формируются на базе высших учебных заведений, НИИ, опытно-конструкторских бюро, в их состав входят профтехучилища, колледжи, техникумы аграрного профиля, производственные предприятия, а в отдельных случаях речь может идти и об учреждениях начального профессионального образования. Ко второй группе относятся межрегиональные кластеры, отражающие интеграцию на уровне соседних регионов. В настоящее время уже сформировался определенный алгоритм создания кластера [17]. Первый этап рассматривается как подготовительный. Его задача состоит в определении потребности в образовательном кластере, в разработке соответствующей стратегии и рабочей группы по его формированию. Затем следует этап идентификации региональных кластеров и их отбор. При этом осуществляется внешний и внутренний анализ экономики региона. На третьем этапе происходит непосредственное функционирование кластера и разрабатываются меры по поддержке его развития. В отдельных регионах подобная практика уже успешно осуществляется. В качестве примера следует назвать такие регионы как Челябинская область, Республика Татарстан, Липецкая область, Ростовская область, Тверская область, Кемеровская область и др. Именно кластеры являются для России реальным шансом создания си-
Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
стемы современных промышленных платформ в АПК с учетом специфических отечественных ци-вилизационных оснований [8]. Волгоградская область также постепенно переориентирует свои целевые программы развития на реализацию такого подхода (рис 2.).
Рис. 2. Возможная структура аграрного образовательного кластера Волгоградской области Fig. 2. A possible structure of an agrarian educational cluster of the Volgograd region
Будущий региональный аграрный образовательный кластер предполагает создание вертикально-ориентированной цепочки поэтапной подготовки, в которую войдут Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоградский технологический колледж и ряд учебных заведений, осуществляющих начальную профессиональную подготовку.
Выводы
Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что развитие отраслей аграрного сектора во многом зависит от профессионализма и квалификации его работников. В Волгоградской области сформирована солидная научная и образовательная система обучения специалистов, включающая как аграрный университет, так и отраслевые научно-исследовательские институты в области земледелия, агролесомелиорации, производства и переработки мясомолочной продукции, эколого-мелиоративных технологий, гидротехники и мелиорации.
Однако мы полагаем, что преодоление проблем подготовки кадров (системных, структурных, ресурсных и пр.) зависит от многих обстоятельств, которые в большинстве своем связаны с решением, прежде всего, комплекса проблем социально-экономического и инфраструктурного обустройства сельских территорий. Сельские территории как социально-территориальная подсистема общества и государства выполняют две важнейшие функции - производственную и демографическую. Первая - традиционно направлена на решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности и сырьевой базы, а вторая - на увеличение демографического потенциала страны. Следовательно, обучение, трудоустройство квалифицированных специалистов и закрепление их на селе продолжают оставаться одной из приоритетных и стратегических задач как в отношении формирования кадрового потенциала, так и в отношении социального развития сельской местности.
Список литературы References
1. Бойцов А.С., Костяев А.И. 2009. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 10: 25-31.
Boytsov A.S., Kostyaev A.I. 2009. K voprosu o teorii klasterov i klasternom podhode. Ekonomika selskohozyaystvennyih i pererabatyivayuschih predpriyatiy, 10: 25-31.
2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. 2007. Введение в профессию психолог. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 464.
Vachkov I.V., Grinshpun I.B., Prjazhnikov N.S. 2007. Vvedenie v professiju psiholog: M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 464.
3. Герасимова Н.В. 2011. Инновационному агропроизводству - высококвалифицированные кадры. Экономика сельского хозяйства. 2: 34-45.
Gerasimova N.V. 2011. Innovacionnomu agroproizvodstvu - vysokokvalificirovannye kadry. Jekonomika sel'skogo hozjajstva. 2: 34-45.
4. Инвестиционная стратегия Волгоградской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.investvolga.com/upload/documents/proectstrategiVO 2020.docx (23 января 2016).
Investicionnaja strategija Volgogradskoj oblasti na period do 2020. [Electronic resource]. - URL: www.investvolga.com/upload/documents/proectstrategiVO2020.docx (23 yanvarya 2016).
5. Иншаков О.В. 1995. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 450.
Inshakov, O.V. 1995. Mehanizm social'no-rynochnoj transformacii i ustojchivogo razvitija APK Rossii. Volgograd.: Izd-vo VolGU, 450.
6. Итоги и перспективы сельского хозяйства Волгоградской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //http://agroday.ru/analytics/itogi_i_perspektivy_selskogo_hozjaistva_volgogradskoi_oblasti (25 января 2015).
Itogi i perspektivy sel'skogo hozjajstva Volgogradskoj oblasti. [Electronic resource]. - URL: //http://agroday.ru/analytics/itogi_i_perspektivy_selskogo_hozjaistva_volgogradskoi_oblasti (25 yanvarya 2015).
7. Кибанов А.Я. 2013. Управление персоналом организации. М.: Инфра, 695.
Kibanov A.Ja. 2013. Upravlenie personalom organizacii. M.: Infra, 695.
8. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. 2015. Приоритеты и механизмы ГЧП в формировании инновационного промышленного комплекса региона Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, 13-210 (35/1): 5-9.
Lomovceva O.A., Gerasimenko O.A. 2015. Prioritety i mehanizmy GChP v formirovanii innovacionnogo promyshlennogo kompleksa regiona Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Istorija. Politologija. Jekonomika. Informatika, 13-210 (35/1): 5-9.
9. Менеджмент комплексного развития сельских территорий. Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.volgau.com/http (24 января 2015).
Menedzhment kompleksnogo razvitija sel'skih territorij. Oficial'nyj internet-sajt FGBOU VPO «Volgogradskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet». [Electronic resource]. - URL: http://www.volgau.com/http: (24 yanvarya 2015).
10. Министерство сельского хозяйства Волгоградской области отвечает на вопросы волгоградских фермеров. Фермер. Деловой журнал для владельцев агробизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://vfermer.ru/rubriki/oficial/171-ministerstvo-selskogo-hozyaystva-volgogradskoy-oblasti-otvechaet-na-voprosy-volgogradskih-fermerov.htm (25 января 2016).
Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Volgogradskoj oblasti otvechaet na voprosy volgogradskih fermerov k ferme-ru. Fermer. Delovoj zhurnal dlja vladel'cev agrobiznesa. [Electronic resource]. - URL: //http://vfermer.ru/rubriki/oficial/171-ministerstvo-selskogo-hozyaystva-volgogradskoy-oblasti-otvechaet-na-voprosy-volgogradskih-fermerov.htm (25 yanvarya 2016).
11. Объедкова Л.В., Опейкина Т.В. 2015. Региональные системы кооперации в аграрном секторе: направления и формы развития в современных условиях. В кн. Обеспечение импортозамещения национальной экономики: инструменты и методы. Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула»: 196-210.
Obedkova L.V., Opejkina T.V. 2015. Regional'nye sistemy kooperacii v agrarnom sektore: napravlenija i formy razvitija v sovremennyh uslovijah. V kN. Obespechenie importozameshhenija nacional'noj jekonomiki: instrumenty i metody. Stavropol': Izdatel'sko-informacionnyj centr «Fabula»: 196-210.
12. Общая оценка социально-экономической ситуации Волгоградской области январь-март 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fmsvolg.ru/loadFile.php?index=103 (25 января 2016).
Obshhaja ocenka social'no-jekonomicheskoj situacii Volgogradskoj oblasti janvar'-mart 2015 g. [Electronic resource]. - URL: //www.fmsvolg.ru/loadFile.php?index=103 (25 yanvarya 2016).
13. Опейкина Т.В., Объедкова Л.В. 2016. Роль человеческого капитала в развитии предприятий аграрного сектора. В кн. Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 декабря 2015 г. В 3-х частях. Часть 2. Смоленск.: ООО «НОВАЛЕНСО»:146-150.
Opeikina T.V., Obedkova L.V. 2016. Rol' chelovecheskogo kapitala v razvitii predpriyatii agrarnogo sektora. V kn. Sovremennoye nauchnoye znaniye: teoriya, metodologiya, praktika. Sbornik nauchnih trudov po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 30 dekabrya 2015 g. V 3-H chastyah. Chast' 2.Smolensk.: OOO «NOVALENSO»: 146-150.
14. Оптимизация системы аграрного образования. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/8242.355.htm (23 января 2016).
Optimizatsiyz sistemi agrarnogo obrazovaniya. Oficial'nyj internet-portal Ministerstva sel'skogo hozjajstva Ros-sijskoj Federacii. [Electronic resource]. - URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/8242.355.htm (23 yanvarya 2016).
15. Рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов Агропромышленного комплекса Волгоградской области. Методические рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов агропромышленного комплекса Волгоградской области с учетом основных направлений научно-технического прогресса и зонального деления территории области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
http:// ksh.volganet.ru/export/sites/ksh/folder_3/ folder_5/folder_2/26.http://www.volgau.com/http:// (25 февраля 2015).
Rekomendacii po podgotovke i perepodgotovke kadrov i specialistov Agropromyshlennogo kompleksa Volgogradskoj oblasti. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i perepodgotovke kadrov i specialistov agropromyshlennogo kompleksa Volgogradskoj oblasti s uchetom osnovnyh napravlenij nauchno-tehnicheskogo progressa i zonal'nogo delenija territorii oblasti Jelektron. tekstovye dan. [Electronic resource]. - URL: http:// ksh.volganet.ru/export/sites/ksh/folder_3/ folder_5/folder_2/26.http://www.volgau.com/http:// (25 fevralja 2015).
16. Смирнов А.В. 2010. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань.: РИЦ «Школа», 102.
Smirnov A.V. 2010. Obrazovatelnyie klasteryi i innovatsionnoe obuchenie v vuze. Kazan.: RITs «Shkola», 102.
17. Щепакин К.М., Жуков Н.В. 2013. Формирование образовательных кластеров региона. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 3-1: 208-218.
Schepakin K.M., Zhukov N.V. 2013. Formirovanie obrazovatelnyih klasterov regiona. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 3-1: 208-218.
18. Ярмарка вакансий. Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.volgau.com/http (24 января 2015).
Jarmarka vakansij. Oficial'nyj internet-sajt FGBOU VPO «Volgogradskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet». [Electronic resource]. - URL: http://www.volgau.com/http: (24 yanvarya 2015).