Экономика и управление в АПК
УДК 355.237:63/333
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫМ АСПЕКТ
Л.В. Объедкова, к.э.н., доцент - Волгоградский государственный университет, [email protected], Т.В. Опейкина, к.э.н., доцент - Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, [email protected]
рк^ни
В статье изучаются и анализируются вопросы развития человеческих ресурсов, обоснована актуальность исследования данной проблематики для предприятий аграрного сектора в современных условиях.
В представленной статье выявлено современное состояние образовательного уровня кадров в аграрном секторе, в частности использованы статистические и аналитические данные, в которых
Инвестиции в человеческий капитал в современных условиях модернизации российской экономики рассматриваются как одно из приоритетных направлений в деятельности государства и общества. Инвестиции в человеческий капитал традиционно осуществляются на двух институциональных уровнях: на макро и микроуровнях. На макроуровне - это реализация государственных национальных приоритетов в первую очередь в отношении финансирования образования, медицины, культуры, фундаментальные исследования и другие расходы, предоставляемые государственными институтами. Данный вид затрат, естественно, предполагает разноплановую деятельность и государства, и гражданского социума. К примеру в области образования речь идет о повышении научно-исследовательской деятельности высших и среднепро-фессиональных учебных заведений. В отношении здравоохранения - это расходы на медицинское обслуживание, на повышение доступности качественной медицинской помощи, государственное регулирование цен на необходимые и важнейшие лекарственные средства и др.
Что касается инвестиций в человеческий капитал на микроуровне, то это уровень отдельного предприятия, и затраты здесь сосредоточены вокруг социальной политики фирмы. Они направлены на подготовку и повышение квалификации работников, оплату медицинских услуг, включая оплату больничных листов в случае нетрудоспособности работника, расходы на охрану труда, безопасности на рабочем месте и другие социальные услуги. Результаты отдачи от инвестиций в человеческий капитал всегда значимы. Для государства и общества - это экономический рост в целом, а для бизнес-структур - это увеличение производительности труда и производства, включая их инвестиционную стоимость и привлекательность. Так, социологическое исследование, проведенное на предприятиях Волгоградской области и г. Волгограда, по изучению совокупного человеческого ка-
показаны результаты обучения персонала сельскохозяйственных предприятий. Авторы подчеркивают, что возрождение предприятий аграрного сектора во многом связано с инвестициями в человеческие ресурсы.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, инвестиции в человеческие ресурсы, человеческий капитал, аграрный сектор, сельскохозяйственные предприятия.
питала показало, что более половины опрошенных респондентов имеют финансовые средства для приращения человеческого капитала, особенно в области капитала знаний. Наиболее востребованными факторами инвестиций в человеческий капитал у работников являются: наличие стажа, опыта работы в занимаемой должности (38,1%); наличие высшего образования (24%); личные качества (21,7%); наличие связей (11,6%); конкретные достижения в данной деятельности (9,5%); повышение квалификации (71,4%) [1, с.49]. Следовательно, вложение средств в человеческий капитал - это целенаправленная деятельность, с одной стороны, институционализированная государством, а с другой стороны, бизнес-сообществом и непосредственно самими работниками фирм.
Для современных российский предприятий проблема накопления и приумножения человеческого капитала также очевидна, как и для западных стран [6, с.43]. И наиболее остро этот вопрос стоит перед предприятиями аграрного сектора. В нашей стране вопросы подготовки специалистов всегда играли ключевую роль как для социально-экономического, так и политического развития государства. Мировая практика также доказала, что именно инвестиции в человеческий капитал приносят наибольший эффект, поскольку знания и уровень компетентности работников - это основа для развития любого предприятия и страны в целом. Как известно, за последнее десятилетие аграрный сектор нашей страны достиг значительных успехов. На наш взгляд, они были бы еще более заметными, если бы не проблема дефицита высококвалифицированных работников. К сожалению, приходится констатировать, что сельское хозяйство - это практически единственная отрасль, где доля кадров, имеющих профессиональное образование, за последнее десятилетие значительно уменьшилась. Не секрет, что к работе после окончания высшего учебного заведения или коллежа приступают лишь 20% выпускников. Большинство из них остаются в городе или трудоустраиваются не по специальности. А в условиях низкой заработной платы и коммерциализации образования многие выпускники сельских школ или уже работающие специалисты не могут себе позволить продолжить обучение и получить, к примеру, высшее образование. Приходится констатировать также, что происходит сокращение специалистов и с высшим образованием (59 %,), и со средним специальным образованием (39%). Кроме того, наблюдается сокращение доли наиболее опытных руководителей и специалистов в возрасте от 30-55 лет (4-5%) [2, с.34]. В то же
время именно образовательный уровень всех работник, задействованных в сельском хозяйстве, и создает тот необходимый для развития аграрного производства кадровый потенциал. Как подчеркивает один из ведущих экономистов О.В. Иншаков, будущее устойчивого развития АПК «„.будет решаться людьми, их квалификацией, умением, трудовой мотивацией и культурой. Поэтому обучение и переобучение, повышение квалификации, формирование кадров приобретают решающее значение для всех сфер комплекса» [3, с.321].
Ситуация с кадрами в аграрном секторе по-прежнему остается весьма сложной, и по большей части, она затрагивает многие аграрные регионы нашей страны. И это несмотря на то, что в целом на сегодняшний день по стране в системе высшего образования работает 59 аграрных вузов и 25 учреждений дополнительного профессионального образования. В них ведется обучение как по традиционным для сельского хозяйства направлениям, так и по современным специальностям: зоотехния, механизация, агрономия, экономические специальности, маркетинговые услуги, информационные технологии и др. При этом около 87% от общего количества студентов аграрных вузов обучается исключительно по специальностям сельскохозяйственного профиля.
При анализе существующей государственной кадровой политики в АПК на уровне Российской Федерации и отдельных ее субъектов выделяются следующие проблемы:
- слабая профессиональная подготовка кадров;
- «старение» кадров, сопровождающееся нежеланием молодых специалистов работать в сельском хозяйстве;
- высокая сменяемость руководителей и специалистов из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе;
- несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК;
- нехватка финансовых ресурсов у хозяйств для организации подготовки и повышения квалификации кадров на необходимом уровне;
- отсутствие методических материалов для ор-
Источник: составлено авторами на основе фактологического материала, характеризующего особенности подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК Волгоградской области. //Рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов Агропромышленного комплекса Волгоградской области //ksh.volganet.ru/export/sites/ksh/ ^Мег_3ДоМег_5ДоЫег_2/.../26^ос приложение 2
Несмотря на существующие трудности в кадровом обеспечении подготовке специалистов для предприятий агропромышленного комплекса в Волгоградской области уделяется много внимания,
ганизации профессионального развития персонала на предприятиях АПК;
- несовершенство программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- отсутствие действенных механизмов контроля эффективности обучения.
В регионах эта проблема выглядит еще более остро. Примером этого служит и Волгоградская область. Она является традиционно агропромышленным регионом нашей страны. За последние годы она сохранила свою аграрную специализацию, сохранив как крупное производство, так и малые формы хозяйствования, включая кооперативное производство. Подготовка специалистов для аграрного сектора в нашем регионе осуществляется в рамках многоуровневой системы образования по всему спектру специальностей и направлений, востребованных агропромышленным комплексом Волгоградской области. Однако проблема повышения образовательного уровня работников сельского хозяйства остается весьма актуальной. По данным мониторинга обеспеченности кадрового состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций их образовательный уровень во многом не соответствует современным реалиям. Анализ последнего показал, что, к примеру, главные специалисты, работающие на предприятиях АПК Волгоградской области, имеют высшее профессиональное образование - 71%, среднее профессиональное - 28%, а 1 % не имеют профессионального образования [8]. В отношении руководителей статистика показывает такие данные: только 56% из этих категорий работающих имеют высшее образование, 32 % - среднее профессиональное, а 12% - это так называемые практики (не имеющие специального образования). Кроме того, в процессе подготовки кадров для предприятий аграрного сектора явно присутствует еще одна проблема - проблема «старения» персонала. Анализ показывает, что основной состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий (около 60 %) находится в возрастной категории 40-59 лет. Специалисты в активной стадии профессиональной карьеры - от 25 до 39 лет - составляют всего лишь 34 %.
этот процесс заметно приобретает комплексный и системный характер. В нашем регионе в течение более 70 лет функционирует аграрный вуз и около 20 лет филиал Университета Российской кооперации, и уже 50 лет работает система дополнительного образования сельхозтоваропроизводителей. Работники сельского хозяйства области имеют возможность проходить обучение как по краткосрочным программам обучения, к примеру, в рамках повышения квалификации, так и по длительным программам в отношении профессиональной переподготовки, получения второго высшего и дополнительного образования. Повышение обра-
Таблица 1 - Возрастной состав руководителей и специалистов АПК Волгоградской области
Наименование должностей Возрастные категории, (% / чел)
До 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 От 60 лет
руководители 4 % (39) 19 % (187) 35,6% (351) 34,4 % (338) 7 % (67)
главные специалисты 7,8 % (92) 23,3% (276) 40,1% (476) 23,3 % (276) 5,5 % (66)
специалисты 16,6 % (392) 27% (639) 29,4% (696) 23% (544) 4 % (93)
Всего: 11,5 % (523) 24,2% (1096) 33,6% (1523) 25,6% (1158) 5 % (226)
зовательного уровня для предприятий агропромышленного комплекса нашего региона имеет весьма важное значение, во-первых, оно оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность самого сельскохозяйственного предприятия, а во-вторых, способствует развитию непосредственно сельской территории и муниципального образования в целом.
За весь период своей деятельности Волгоградский государственный аграрный университет (ВолГАУ) подготовил более 60 тыс. специалистов (табл. 2) [5].
Таблица 2 - Динамика контингента студентов (очная и заочная форма) в Волгоградском государственном аграрном университете
Количество студентов (чел.)
2003 г 2007 г. 2012 г. 2014 г.
9055 чел. 10395 10944 10554
Источник: составлено автором по данным официального интернет-сайтаФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». Элек-трон.текстовые дан. Режим доступа:_^Ир:/^м™. volgau.com/http.
Как показали результаты анкетирования, проведенного среди выпускников ВолГАУ, 59% опрошенных уже определились с местом предстоящей работы, из них 40% планируют найти себя в сфере АПК, 75% - работать по специальности в сельской местности [10]. Новые возможности по организации непрерывности процесса образования открывает, созданный на базе ВолГАУ и Волгоградского технического колледжа, образовательный кластер аграрного профиля.
Еще одним учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов для сельского хозяйства и кооперативных организаций, является Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Он создан Постановлением Президиума Правления Центросоюза Российской Федерации № 319-П от 15 июля 1996 года.
Волгоградский кооперативный институт представляет собой многоуровневый учебно-научно-воспитательный комплекс, являясь важной составной частью автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» и региональной системы кооперации. За время своего существования он развился от учебно-консультационного пункта до института. По основным показателям деятельности и развитию материально-технической базы Волгоградский кооперативный институт занимает ведущее место на рынке образовательных услуг региона, входя в семерку крупнейших вузов Волгоградской области. В настоящее время Волгоградский кооперативный институт благодаря своей активной образовательной политике является крупнейшим филиалом в Волгоградской области. Миссия института состоит в том, чтобы способствовать социально-экономическому развитию региона, осуществляя подготовку высокопрофессиональных специалистов, формируя гармонично развитых личностей, учитывая требования потребителей образовательных услуг кооперативных организаций и других работодателей, эффективно используя интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, реализуя ин-
новации в сфере профессионального образования. Отражением реализации заявленной миссии служат данные о численности выпускников за все время существования института (табл. 3).
Таблица 3 - Численность выпускников Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (чел.)
Год выпуска Очное отделение Заочное отделение Всего
1998 - 145 145
1999 - 198 198
2000 - 165 165
2001 374 445
2002 506 711
2003 314 790 1104
2004 507 1083 1590
2005 484 1319 1803
2006 486 991 1477
2007 198 706 904
2008 313 71 868
2009 163 205 849
2010 254 774 1028
2011 277 768 1045
2012 207 698 905
2013 183 870 1053
2014 134 796 930
2015 74 543 617
2016 132 604 736
Всего 3726 12593 16319
Примечание: составлено авторами
Кроме того, в институте реализуется ряд социально ориентированных программ, начинаний и проектов, имеющих региональное значение, среди которых необходимо отметить следующие:
- реализация программы развития потребительского рынка, торговли и конкурентных отношений в Волгоградской области. В данную программу были внесены такие социально значимые и социально ориентированные разделы, как изучение платежеспособности населения, дисконтная политика в сельских районах, мероприятия по возрождению кооперативных форм организации экономико-хозяйственной деятельности в отдаленных населенных пунктах;
- развитие системы переподготовки и повышения квалификации работников системы потребительской кооперации и потребительского рынка Волгоградской области [7, с.47].
Причины негативных тенденций снижения образовательного уровня работников сельского хозяйства, на наш взгляд, достаточно разноплано-вы - это и неравномерное размещении производительных сил в сельских территориях, и невысокая инвестиционная привлекательность сельских поселений, и недостаточное качество рабочей силы, и слабая конкурентоспособность сельских кадров на городских рынках труда, и неразвитость рынка труда и жилья на селе, уменьшение мер поддержки со стороны государственных органов власти, а также центробежные процессы в структуре управления сельским хозяйством как целостной системы и др. Учитывая вышеизложенное, нам представляется возможным предложить меры следующего содер-
жания по преодолению отрицательных тенденций. Необходимо восстановить механизм подготовки кадров для аграрного сектора на основе традиционной для нашей страны схемы обучения «наука -образование - производство», ранее успешно применявшийся в советский период. Например, еще 2008 году силами преподавателей Волгоградского государственного аграрного университета и специалистов волгоградского областного потребительского сельскохозяйственного кредитного кооператива (ВОПСКК) «Содружество» была осуществлена подготовка 168 преподавателей вузов России по потребительской кооперации, а в ноябре 2014 года была разработана и осуществлена программа обучения глав сельских поселений по программе «Менеджмент комплексного развития сельских территорий», в которой прошли обучения управленцы 25 сельских поселений Урюпин-ского района [4]. Кроме того, как мы уже отмечали выше, основной структурой в отношении подготовки кадров для кооперации в нашем регионе является Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Институт готовит специалистов как для кооперативных структур, так и для иных сфер народного хозяйства области. Этот опыт весьма полезен для аграрных регионов России.
Еще одной мерой в решении вопроса подготовки кадров и повышения образовательного уровня работников аграрного бизнеса должно быть создание многоуровневой системы сельскохозяйственного образования, а именно интеграция сельскохозяйственных вузов с сельскохозяйственными колледжами и другими средними профессиональными заведениями. В отдельных регионах подобная практика уже успешно осуществляется, например, в Алтайском крае, Белгородской и Брянской областях. Другими словами, речь идет о формировании образовательных кластеров аграрной направленности. Образовательный кластер - это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой, - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука - технология -бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [9,с.102].
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что преодоление сложностей при подготовке кадров зависит от многих обстоятельств, но в большинстве своем они связаны с решением всего комплекса проблем социально-экономического обустройства сельских территорий. Поскольку трудоустройство молодых специалистов и закрепление их на селе продолжает оставаться одной из приоритет-
ных задач как в отношении формирования кадрового потенциала, так и в отношении социального развития сельской местности.
Литература:
1. Василенко, И.В. Капитал знаний в человеческом капитале современной России (на примере Волгограда и Волгоградской области) [Текст] / И.В. Василенко. - «Инновационное развитие человеческих ресурсов» 18-19 ноября 2011г. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград: Изд-во ФГО ВПО ВАГС, 2011. - 500 с.
2. Герасимова, Н.В. Инновационному агропроизвод-ству - высококвалифицированные кадры //Экономика сельского хозяйства. 2011. - №2. - С. 34-45.
3. Иншаков, О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России [Текст] / О. В. Иншаков. - Волгоград. Изд-во ВолГУ 1995. - 450 с.
4. Менеджмент комплексного развития сельских территорий // Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет» [Электронный ресурс // URL: http://www.volgau. com/http: (дата обращения: 24.01.2015).
5. Мичуринец. - 2014. - №6 (3283) 26 сентября // Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. volgau.com/http: (дата обращения: 05.02.2016).
6. Объедкова, Л.В., Проблемы и возможности обучении персонала для предприятий аграрной отрасли Волгоградской области / Л.В. Объедкова, Т.В. Опейкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - 2016. - № 2 (223). Выпуск 37. - С.42-50.
7. Опейкина Т.В.Проблемы и возможности обучения персонала для предприятий аграрной отрасли Волгоградской области / Объедкова Л.В., ОпейкинаТ.В. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Экономика, информатика. № 2 (223), выпуск 37. Март 2016. - С.42-50.
8. Рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов Агропромышленного комплекса Волгоградской области // Методические рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов Агропромышленного комплекса Волгоградской области с учетом основных направлений научно-технического прогресса и зонального деления территории области [Электронный ресурс] // URL:hhh: // ksh.volganet.ru /export/sites /ksh /folder_3 / folder_5 /folder_2/26. http://www.volgau.com/http:// (дата обращения: 25.02.2015).
9. Смирнов А.В. 2010. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань.: РИЦ «Школа», 102.Смирнов, 2010
10. Ярмарка вакансий // Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет» / Электрон.текстовые дан. -Режим доступа: http: // www.volgau.com/http (дата обращения: 24.01.2015).
SOME ASPECTS OF PREPARING HUMAN RESOURCES FOR THE AGRARIAN SECTOR OF THE ECONOMY: THE REGIONAL ASPECT Ob'edkova, L. V., K.E.N., Docent, Department of Management, Volgograd State University and Opeykina, T.V., K.E.N., Docent, Department of Management,
Technology of Trade and Public Catering, Volgograd Cooperative Institute, affiliate of Russian University of Cooperation
The article studies and analyzes the issues of development of human resources and substantiates the relevance of examining these problems for agricultural enterprises under the present-day conditions. The article reveals the current state of the educational level of cadres in the agrarian sector. In particular, statistical and analytical data are used that show the results of training of the personnel of agricultural enterprises. The authors emphasize that investments in human resources are an important factor of revival of enterprises in the agricultural sector.
Keywords: human resources, investments in human resources, human capital, agrarian sector, agricultural enterprises.