Научная статья на тему 'Перспективы развития системы обучения квалифицированных кадров для аграрного сектора (на примере Волгоградской области)'

Перспективы развития системы обучения квалифицированных кадров для аграрного сектора (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АПК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ / АГРАРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Объедкова Л.В., Опейкина Т.В.

В статье выявлено современное состояние обучения персонала в аграрном секторе Волгоградской области, а также проанализированы статистические данные, в которых отражены результаты обучения персонала российских сельскохозяйственных предприятий. Авторы рассматривают систему аграрного образования Волгоградской области и подчеркивают, что повышение образовательного уровня специалистов для сельскохозяйственных предприятий во многом связано с развитием региональной системы образования и, в частности, с формированием образовательного кластера аграрной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы обучения квалифицированных кадров для аграрного сектора (на примере Волгоградской области)»

УДК 331.363:63(470.12)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Л.В. Объедкова, к.э.н., доцент - Волгоградский государственный университет, laravik@bk.ru. Т.В. Опейкина, к.ф.н., доцент - Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, otv06@bk.ru

В статье выявлено современное состояние обучения персонала в аграрном секторе Волгоградской области, а также проанализированы статистические данные, в которых отражены результаты обучения персонала российских сельскохозяйственных предприятий. Авторы рассматривают систему аграрного образования Волгоградской области и подчеркивают, что повышение образовательного уровня специалистов для сельскохозяйственных

В условиях глобализации экономики и развития информационного общества вопросы, связанные с приумножением профессиональных знаний и компетенций сотрудников, становятся приоритетными для всех организаций вне зависимости от вида деятельности. В нынешних условиях важно учитывать не только реальный рынок труда, но «рынок» потенциальных работников, которые в перспективе могут сыграть ключевую роль в формировании целостной системы управления персоналом для конкретного предприятия. Следовательно, одной из главных задач компании на современном этапе становятся обучение и развитие персонала. Обученный персонал с его новыми знаниями, навыками и умениями, становится ключевым стратегическим активом любого предприятия во всех сферах предпринимательской деятельности.

Традиционно обучение работника в организации рассматривается как процесс постоянного совершенствования знаний и компетентности, навыков и умений работников, их созидательной деятельности [2, с.72]. Отечественный и зарубежный опыт сформировал несколько направлений обучения персонала на предприятии: концепция специализированного обучения, концепция многопрофильного обучения и концепция обучения, ориентированная на личность.

Первая концепция - концепция специализированного обучения, рассматривает процесс обучения работника непосредственно на рабочем месте. Концепция многопрофильного обучения направлена на развитие внутрипроизводственной и вне-производственной мобильности работника. Третья концепция основывается на развитии личностных качеств работника, которые были заложены природой или сформированы на практике. Несмотря на многообразие концепций, мы полагаем, что процесс обучения должен начинаться с момента поступления сотрудника на работу и продолжаться в течение всего периода его нахождения на рабочем месте в конкретной организации. Вместе с тем, процесс обучения специалиста носит длительный характер и начинается с первых шагов его социализации в обществе, как то: семья, школа, вуз и др.

Анализ статистических данных реализуемых методов обучения персонала в нашей стране и на зарубежом показывает, что и отечественные, и западные компании одинаково часто используют модульное обучение (83% - российские компании, 81% - западные компании), наставничество (78% -российские компании, 72% - западные компании),

предприятий во многом связано с развитием региональной системы образования и, в частности, с формированием образовательного кластера аграрной специализации.

Ключевые слова: персонал, система образования, образовательный уровень, аграрный сектор, сельскохозяйственные предприятия, АПК Волгоградской области, аграрный образовательный кластер.

рабочие группы (65% - российские компании, 60%

- западные компании), дистанционное обучение (37% - российские компании, 54% - западные компании) [8, с.96-97]. В тоже время для российских предприятий при обучении персонала все большее значение приобретают нехарактерные для традиционного обучения методы - тренинги, тестирование, коучинг, внедрение компетентностного подхода и др. [4].

Процесс обучения в высшем учебном заведении имеет особое значение. Обучение персонала в вузе

- это, как правило, основной путь получения профессионального образования. Оно представляет собой процесс целенаправленного, организованного, планомерного и систематического овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей [7, с.426]. Вместе с тем совместное сотрудничество профессионального и корпоративного образования в сложившихся условиях весьма целесообразно и может принести пользу всем агентам рынка образовательных услуг [8, с.97].

Вопросы развития и обучения персонала наиболее остро стоят перед предприятиями аграрного сектора. Как известно, за последнее десятилетие сельское хозяйство нашей страны успешно развивается. На наш взгляд, успехи были бы еще более заметными, если бы не проблема дефицита высококвалифицированных работников. К сожалению, приходится констатировать, что сельское хозяйство - это практически единственная отрасль, где доля кадров, имеющих профессиональное образование, за последнее десятилетие значительно уменьшилась (табл. 1) [14]. К сожалению, аналогичной информации, касающейся 2014-2016 годов, авторам статьи обнаружить на сайте федеральной службы государственной статистики не удалось.

При этом квалифицированные специалисты выполняют на селе важнейшие функции культурологического, исторического и государственного значения: обеспечивают продовольственную безопасность страны, социальный контроль и поддержание духовных ценностей и традиций, сохранение сельской общности и самобытности, поддержание экологической и социальной стабильности сельских территорий и др.

Вместе с тем анализ кадрового потенциала и вопросов занятости на агарном рынке труда позволяет выделить следующие характерные проблемы, как: слабая профессиональная подготовка кадров; «старение» кадров, сопровождающееся нежела-

нием молодых специалистов работать в сельском хозяйстве; высокая сменяемость руководителей и специалистов из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе; нехватка финансовых ресурсов у хозяйств для организации подготовки и повышения квалификации кадров на необходимом

уровне; отсутствие методических материалов для организации профессионального развития персонала на предприятиях АПК; несовершенство программ профессиональной подготовки и повышения квалификации; отсутствие действенных механизмов контроля эффективности обучения.

Таблица 1 - Численность работников сельского хозяйства, прошедших обучение по субъектам РФ (по данным за 2013г)

Субъекты РФ Прошли профессиональное обучение в отчетном году - всего человек в том числе по программам

профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих переподготовки рабочих, служащих повышение квалификации рабочих, слУжащих

Российская Федерация 1991937 546973 327776 1154589

Центральный федеральный округ 472534 140885 75649 265828

Северо-Западный федеральный округ 213953 60723 31961 126178

Южный федеральный округ 160916 52024 26171 85202

Северо-Кавказский федеральный округ 35973 11242 6485 18480

Уральский федеральный округ 269805 67139 44109 162875

Источник: составлено авторами на основе фактологического материала, характеризующий основные показатели образования за 2013 г. // Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www.gks.ru / (дата обращения: 23.12.2016).

В регионах проблема обучения персонала по специальностям сельскохозяйственной направленности выглядит еще более остро. Примером, иллюстрирующим все вышеизложенное, служит Волгоградская область. Она является традиционно агропромышленным регионом нашей страны. За последние годы в ней продолжилось развитие сельскохозяйственного производства за счет как крупных, так и малых форм хозяйствования. Ведущей отраслью сельского хозяйства Волгоградской области является растениеводство. В структуре валовой продукции сельского хозяйства оно составляло в разные периоды от 60 до 70 процентов. За последнее десятилетие Волгоградская область увеличила валовой сбор сельскохозяйственной продукции в 6,3 раза. В целом, в структуре посевных площадей Волгоградской области первое место занимает пшеница (35,9% от всех площадей), второе место

- подсолнечник (19,5%), третье - ячмень (13,7%), четвертое - зернобобовые культуры (3,8%), пятое

- просо (2,8%). Так, в 2014 г. производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составляло в фактически действовавших ценах 107804,4 млн. руб. (Таблица 2).

Таблица 2 - Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2014 году в фактически действовавших ценах, млн.руб.

Источник: составлено авторами на основе фактологического материала по данным Отчета Агропромышленного комплекса Волгоградской области в 2014 году // Официальный портал Комитета сельского хозяйства Волгоградской области//http://ksh.volganet.ru/current-activity/analytics/?PAGEN_1=2 В 2015 г. производство продукции сельского хозяйства уже составляло125,2 млн. рублей, к при-

меру, было посеяно яровых зерновых и масличных культур на площади 1568,9 тыс. га, что на 18,5% выше уровня соответствующего периода прошлого года [12].

Таблица 3 - Валовой сбор зерна за период 2010-2015 гг., млн.тонн

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г 2015 г.

1,5 2,8 2,5 3,2 3,7 4,02

Источник: составлено авторами на основе фактологического материала по данным с официального портала Губернатора и Администрации Волгоградской области //http:// www.VOLGOGRAD.RU/NEWS/3474/ В период осенних полевых работ 2016 года волгоградские аграрии посеяли озимых на площади 1 миллион 24 тысячи гектаров, а также закончили уборку технических культур, к примеру, урожай льна масличного составил 68 тыс. тонн, а сафлора - 45 тыс. тонн [3].

В 2016 г. особенно увеличилось количество выращенных плодовоягодных и бахчевых культур, что позволило Волгоградской области занять второе место в России по объемам производства данных культур и опередить Астраханскую область. В целом валовой сбор бахчевой продукции в овощном балансе Волгоградской области составляет 21%. В структуре АПК Волгоградской области также успешно продолжает развиваться производство животноводческой продукции. В 2015 г. регион занял 22 место в рейтинге регионов РФ по молоку, 24-е - по производству мяса, 25-е - по производству мяса и яиц [1].

Несмотря на существующие трудности в кадровом обеспечении, вопросы подготовки специалистов для предприятий агропромышленного комплекса в Волгоградской области всегда носили первоочередной характер. В этой связи следует отметить, что в нашем регионе создана многоуровневая система образования. Так, на территории Волгоградской области осуществляют свою деятельность 77 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена по программам среднего профессионального образования.

2014 г.

Волгоградская область 107804,4 млн. руб.

ЮФО 653020,9 млн. руб.

место Волгоградской области в ЮФО 3-е место

РФ 4319045,0 млн. руб.

место Волгоградской области в РФ 10 место

Кроме того, программы среднего профессионального образования реализуются в 3 высших учебных заведениях и в 1 филиале высшего учебного заведения. В настоящее время в профессиональных образовательных организациях региона обучается более 50 тыс.студентов, численность педагогических работников составляет 3 тыс. человек. Высшая школа Волгоградской области в целом представлена 16 организациями высшего образования, в том числе: федеральных - 8, в ведении субъекта РФ - 1; муниципальных - 2; негосударственных - 5. Кроме того, на территории региона осуществляют образовательную деятельность по программам высшего образования филиалы образовательных организаций высшего образования - 29, из них государственных - 16, негосударственных - 1 3.

Если сравнивать с 2014 годом, то общее количество учреждений высшего профессионального образования составляло 15 и 39 филиалов, из них: 8 учреждений высшего профессионального образования и 15 филиалов, финансируемых за счет средств федерального бюджета; 1 учреждение высшего профессионального образования, финансируемого за счет областного бюджета; 2 учреждения высшего профессионального образования, финансируемых за счет средств местного бюджета; 4 негосударственных учреждения высшего профессионального образования и 24 филиала негосударственных учреждений высшего профессионального образования [6]. В целом по программам высшего образования за анализируемые периоды (2014-2016 гг.) обучалось 86424 чел.

Особое место в образовательной системе Волгоградской области занимают учреждения агроо-бразования. В регионе сформирован крупный аг-рарно-университетский комплекс, включающий аграрный университет и 6 отраслевых научно-исследовательских институтов (сельского хозяйства, орошаемого земледелия, агролесомелиорации, производства и переработки мясомолочной продукции, эколого-мелиоративных технологий, гидротехники и мелиорации). Они являются основой для становления и развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса Волгоградской области на текущий и перспективный периоды.

Ведущее место в сложившемся аграрно-универ-ситетском комплексе региона занимает Волгоградский государственный аграрный университет. За все время своего существования, а это более 70 лет, он подготовил свыше 60 тысяч выпускников [10]. В перспективе на базе Волгоградского аграрного университета и Волгоградского технического колледжа планируется создание образовательного кластера аграрного профиля. Это позволит открыть новые возможности для организации непрерывного образования в отношении подготовки специалистов для предприятий агробизнеса.

Проблема повышения образовательного уровня работников для сельского хозяйства остается весьма актуальной и имеет важное государственное значение: во-первых, оно оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность самого сельскохозяйственного предприятия, а во-вторых, способствует развитию непосредственно сельской территории и муниципального образования региона в целом [11, с. 205].

По данным мониторинга обеспеченности кадрового состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций их образова-

тельный уровень во многом не соответствует современным реалиям. Анализ последнего показал, что, к примеру, главные специалисты, работающие на предприятиях АПК Волгоградской области, имеют высшее профессиональное образование - 71%, среднее профессиональное - 28%, а 1 % не имеют профессионального образования [18]. В отношении руководителей статистика раскрывает такие данные: только 56% из этих категорий работающих имеют высшее образование, 32 % - среднее профессиональное, а 12% - это так называемые практики (не имеющие специального образования) (рис. 1).

Рис 2. Образовательный уровень главных специалистов

сельскохозяйственных организаций Волгоградской области

Источник: составлено авторами [18].

Вместе с тем, среди наиболее востребованных специальностей на сегодняшний день на рынке труда АПК Волгоградской области являются: инженеры-электрики, зоотехники, ветеринары, трактористы, мастера по ремонту сельскохозяйственной техники, растениеводы.

Мы полагаем, что причины снижения образовательного уровня работников сельского хозяйства весьма разноплановы. Следует указать, в первую очередь неравномерное размещение производительных сил в сельских территориях, невысокую инвестиционную привлекательность сельских поселений, слабую конкурентоспособность сельских кадров на городских рынках труда. Особое место занимают социальные проблемы - это неразвитость рынка жилья на селе, сокращение мер государственной поддержки по решению социально-бытовых условий, проблемы в дорожно-транспортной инфраструктуре, а также центробежные процессы в структуре управления сельским хозяйством как целостной системы и др.

Следовательно, в настоящее время в Волгоградской области остро стоит вопрос о формировании новой региональной кадровой политики для агропромышленного комплекса. На наш взгляд, в ней в качестве основных мер должны быть мероприятия по обучению работников сельскохозяйственных предприятий, в том числе в отношении переподготовки и повышения квалификации с учетом современных инновационных тенденций ведения аграрного производства. Учитывая вышеизложенное, нам представляется возможным предложить следующие мероприятия по обеспечению конкурентоспособного кадрового состава работников в сельском хозяйстве Волгоградской области. В первую очередь необходимо восстановить механизм подготовки кадров для аграрного сектора на основе традиционной для нашей страны схемы обучения - «наука - образование - производство», ранее успешно применявшейся в советский период.

Например, еще 2008 году силами преподавателей Волгоградского государственного аграрного университета и специалистов Волгоградского областного потребительского сельскохозяйственного кредитного кооператива (ВОПСКК) «Содружество» была осуществлена подготовка 168 преподавателей вузов России по потребительской кооперации, а в ноябре 2014 года была разработана и успешно осуществлена программа обучения глав сельских поселений по программе «Менеджмент комплексного развития сельских территорий»[9].

В 2016 году Волгоградской областной думой был принят закон, предоставляющий возможность получения единовременной денежной выплаты молодым специалистам, занятым в сельском хозяйстве. Из областного бюджета им будут выплачиваться денежные пособия в размере 100 тысяч рублей - за первый год работы, 60 тысяч - за второй год, 40 тысяч - за третий [17]. Такой формой государственной поддержки могут воспользоваться выпускники не только аграрных учебных заведений, но и других образовательных учреждений по специальностям, востребованным в аграрном производстве.

Кроме того, для сокращения дефицита профессиональных кадров на селе необходимо создание многоуровневой системы сельскохозяйственного образования за счет интеграции сельскохозяйственных вузов с сельскохозяйственными колледжами и другими средними профессиональными заведениями. Сегодня не редкостью являются ситуации, когда выпускников профильных вузов работодатели не готовы принять на работу, поскольку они заинтересованы в специалисте с учётом своих конкретных запросов. К сожалению, во многом современные аграрные научно-образовательные учреждения оторваны от реальных потребностей отраслей АПК. Поэтому речь идет о формировании единых образовательных комплексов, в том числе и о создании образовательных кластеров аграрной направленности. Кластерный подход в образовании - это не инновационные образовательные технологии, а в первую очередь продолжение системного подхода в образовательной сфере. Образовательный кластер, с одной стороны, - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; а с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука-технология-бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [19, с.18]. При этом отличительная особенность любого кластера, включая образовательный, заключается в его целевой направленности. В этом плане образовательный сельскохозяйственный кластер реализует такие цели, как: подготовка кадров, профессиональная ориентация и трудоустройство выпускников, обеспечение рынка труда региона специалистами среднего и высшего звена по востребованным направлениям подготовки, обеспечение тесной связи обучения с практикой, непрерывное профессиональное образование, решение реальных кадровых потребностей на селе, предоставление рабочих мест в сельских поселениях и др.

В отдельных регионах образовательные аграрные кластеры уже успешно реализуются. В качестве примера следует назвать такие регионы, как Челябинская область, Республика Татарстан, Липецкая

область, Ростовская область, Тульская, область, Тверская область, Кемеровская область и др.

Кроме того, по мнению авторов, следует активно возрождать систему профессиональной ориентации среди учащихся сельских школ и средних учебных заведений. Это позволит сформировать не только готовность у них к обучению по сельскохозяйственным специальностям, но и сформировать в целом мотивацию к труду на селе. В этом контексте сельская школа как самое массовое общеобразовательное учреждение становится флагманом профориентационной деятельности.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что в современной экономике основным инструментом развития бизнеса, в том числе и аграрного предпринимательства, является образование. Образование как система подготовки и переподготовки специалистов оказывает непосредственное воздействие как на отдельных субъектов бизнеса, так и на регион в целом. В Волгоградской области сформирована солидная научно-образовательная система обучения специалистов, включающая не только аграрный университет, но и отраслевые научно-исследовательские институты. Однако мы полагаем, что преодоление проблем в подготовке кадров для села зависит от многих обстоятельств, которые в большинстве своем связаны с решением проблем социально-экономического и инфраструктурного обустройства сельских территорий [13,с.48]. Сельские территории как социально-территориальные подсистемы общества и государства выполняют две важнейшие функции: производственную и демографическую. Первая традиционно направлена на решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности и сырьевой базы, а вторая - на увеличение демографического потенциала страны. Следовательно, обучение, трудоустройство квалифицированных специалистов и закрепление их на селе продолжают оставаться одной из приоритетных и стратегических задач как в отношении формирования кадрового потенциала, так и в отношении социального развития сельской местности.

Литература:

1. Аграрии Волгоградской области собрали более 615 тысяч тонновощей // Источник ИА «Волга-Медиа»: // http: // vlg-media.ru / economy / agrari-volgogradskoi-oblasti-sobrali-bole-615-tysjach-ton-ovoschei-58815.html

2. Балашенко В. Как воспитать идеального менеджера? / В. Балашенко // Справочник по управлению персоналом. - 2004.- №2.- С.72-80.

3. В волгоградском регионе завершается сев озимых // Официальный портал Губернатора и Администрации Волгоградской области // http: // www. VOLGOGRAD.RU / NEWS / 3474/

4.Ведущий портал о кадровом менеджменте // - [Электронный ресурс]. URL:http: // www.hrm.ru / tekhnologii-hr---2013-rezultaty-oprosa] (дата обращения 19.11.2015)

5. Волгоградская область демонстрирует рекорды урожайности //Официальный портала Губернатора и Администрации Волгоградской области //http:// www. VOLGOGRAD.RU/NEWS/3474/

6. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Волгоградской области за 2014 год // http: // obraz-old.volganet.ru /export /sites /edu / deyat / otchet /downloads /Otchet_v_ internet.pdf

7. Кибанов, А.Я.Управление персоналом организации. /А.Я. Кибанов. Учебник. - М.: Инфра, 2013.-695с.

8. Маличенко И.П. .Сидорова А.М. Эффективные технологии обучения и развития персонала в системе корпоративного образования: вопросы выбора/И.П. Марченко, А.М. Сидорова //Менеджмент в России и за рубежом. -2015. - №4. - 2015. С.90-99.

9. Менеджмент комплексного развития сельских территорий. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». Режим доступа: http: //www. volgau.com /http (24 января 2015].

10.Мичуринец. - 2014. - №6 (3283] 26 сентября// Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgau.com/http: (дата обращения: 05.02.2016].

11. Объедкова Л.В. Региональные системы кооперации в аграрном секторе: направления и формы развития в современных условиях/ Объедкова Л.В., Опейкина Т.В.// Обеспечение импортозамещения национальной экономики: инструменты и методы: монография / под ред. Е.Н. Белкиной / - Ставрополь: Издательско-информацион-ный центр «Фабула». - 2015. - C.196-210.

12. Общая оценка социально-экономической ситуации Волгоградской области январь-март 2015 г. [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.fmsvolg.ru/loadFile. php?index=103 (25 января 2016]

13. Опейкина Т.В.Проблемы и возможности обучения персонала для предприятий аграрной отрасли Волгоградской области /Объедкова Л.В., Опейкина Т.В.// Научные ведомости Белгородского государственного университета.- Серия Экономика.Информатика.- 2016. -№2(223], вып.37. - С.42-48.

14. Оптимизация системы аграрного образования // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: //http: //www.mcx.ru/news/news/ show/ 8242.355.htm (дата обращения: 23.12.2016].

15. Основные показатели образования за 2013 г. // Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения: 23.12.2016].

16. Официальный портал Комитета сельского хозяйства Волгоградской области// Отчет Агропромышленного комплекса Волгоградской области в 2014 году //http://

ksh.volganet.ru/current-activity/analytics/?PAGEN_1=2

17. Пряник для кадра. Чем пытаются завлечь на село молодых специалистов.http://www.vlg.aif.ru/society/ details/pryanik_dlya_kadra_chem_pytayutsya_zavlech_na_ selo_molodyh_specialistov

18. Рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов Агропромышленного Методические рекомендации по подготовке и переподготовке кадров и специалистов Агропромышленного комплекса Волгоградской области с учетом основных направлений научно-технического прогресса и зонального деления территории областикомплекса Волгоградской области // - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http:// ksh.volganet.ru /export/sites/ksh /folder_3/ folder_5/ folder_2/26.http://www.volgau.com/http://(дата обращения: 25.02.2015].

19. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе / А.В. Смирнов. Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102с.

THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF

PREPARING QUALIFIED CADRES FOR THE AGRARIAN

SECTOR (THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD PROVINCE) Ob'edkova, L. V., K.E.N., Docent - Volgograd Stata University and Opeykina, T. V., K.F.N, Docent - Volgograd Cooperative

Institute, Affiliate of Russian University of Cooperation.

The article shows the current state of personnel training in the agrarian sector of Volgograd Province. Statistical data reflecting results of training of the personnel of Russian agricultural enterprises are analyzed. The authors examine the system of agrarian education in Volgograd Province and emphasize that raising the level of education of specialists for agricultural enterprises depends to a large extent on development of the regional system of education, particularly on formation ofthe educational cluster of agrarian specialization.

Keywords: personnel, system of education, level of education, agrarian sector, agricultural enterprises, APK of Volgograd Province, agrarian educational cluster.

ЭНТОМОЛОГ И РАЗРАБОТЧИК ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ВРЕДИТЕЛЯМИ РАСТЕНИЙ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Н.М. Пантеева - Саратовский областной музей краеведения; В.И. Буянкин, к.с.-х.н. - Нижне-Волжский НИИСХ - филиал ФНЦ агроэкологии РАН

Изучение насекомых в степях Юго-Востока страны на научной основе было начато в последней четверти 18 века экспедицией российского академика П.С. Палласа. Весомый вклад внесли в следующем столетии профессор Казанского университета Э.А. Эверсман и выходец из колонии Сарепта А.К. Бек-кер. Их коллекции насекомых получили признание естествоиспытателей и ученых всех европейских государств.

Однако изучение биологии насекомых с целью выработки практических мер борьбы с наиболее опасными вредителями в нашем крае было организовано в первой половине 20-го века человеком удивительной работоспособности и судьбы - Сахаровым Николаем Львовичем (фото 1). Прошла добрая сотня лет с начала его научно-практической деятельности, но труды его не только не потеряли значимости, но и в большинстве своем порой остаются единственными источниками энтомологической информации и классическим образом для современного исследователя.

Современники Сахарова Н.Л. единодушно признавали научные достижения энтомолога. Достаточно привести отрывок текста поздравительной телеграммы по случаю 60-летия со дня его рождения, отправленной в Саратов в мае 1939 года великим биологом-агрономом Вавиловым Н.И.

«...Всегда с большим интересом привык читать

Ваши труды. Постоянно пользуюсь Вашими указаниями по борьбе с вредителями крестоцветных и льна, Ваши работы по иммунитету подсолнечника и хлебных злаков являются выдающимися. Желаю долгого продолжения столь же успешной работы на благо социалистического земледелия и волжской житницы. Николай Вавилов» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Л. Сахаров (1879-1945]. Фото 1930-х гг.

Сахаров Николай Львович родился в крестьянской семье 7 мая 1879 г. в с. Кувыка Саратовского уезда Саратовской губернии. Село расположено в 5-7 км вправо от автодороги Саратов - Воронеж, о чем сегодня свидетельствует дорожный указатель. Родителей звали Лев Евстафьевич и Мария Николаевна Павлова.

Начальное образование получил в сельской школе Николаевского городка (ныне Октябрьский городок Татищевского района). Здесь же располага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.