Научная статья на тему 'Направления развития непрерывного образования для предприятий АПК Волгоградской области'

Направления развития непрерывного образования для предприятий АПК Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АПК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ / АГРАРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Объедкова Л.В., Опейкина Т.В., Беликина А.В.

Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий во многом зависит от обучения персонала. В статье анализируются вопросы подготовки кадров для сельского хозяйства и приведены результаты обучения персонала сельскохозяйственных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, использованы статистические и аналитические данные, в которых проанализирован образовательный уровень кадров в аграрном секторе Волгоградской области. Авторы подчеркивают, что непрерывное образование во многом связано с развитием региональной системы образования и, в частности, с развитием образовательного кластера аграрной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития непрерывного образования для предприятий АПК Волгоградской области»

For visual information support and convenient selection of genetic resources in the process of their study and creation of new breeding material, breeders recently use databases that contain the most complete information on each crop and variety.

Successfully developed databases provide ease of operation and high speed of their replenishment.

At the same time, due to the specificity of plant growth conditions, databases in each individual case have a number of features.

The article presents the features of the database of fruit crops biotypes in the Lower Volga region.

Key words: biotype, base data, culture, variety, characteristics of crops, characteristics of varieties

УДК 63:470.12

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.В. Объедкова, к.э.н., доцент - Волгоградский государственный университет, laravik@bk.ru., Т.В. Опейкина, к. ф. н., доцент - Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, otv06@bk.ru, А.В. Беликина, ученый секретарь - Нижне-Волжский НИИСХ -филиал ФНЦ агроэкологии РАН, bav742009@rambler.ru

Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий во многом зависит от обучения персонала. В статье анализируются вопросы подготовки кадров для сельского хозяйства и приведены результаты обучения персонала сельскохозяйственных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, использованы статистические и аналитические данные, в которых проанализирован образовательный уровень кадров

в аграрном секторе Волгоградской области. Авторы подчеркивают, что непрерывное образование во многом связано с развитием региональной системы образования и, в частности, с развитием образовательного кластера аграрной специализации.

Ключевые слова: персонал, непрерывное образование, система образования, аграрный сектор, сельскохозяйственные предприятия, АПК Волгоградской области, аграрный образовательный кластер.

Информатизация и инновационность современной экономики требуют от персонала компаний постоянного возобновления своих знаний и компетенций. Следовательно, одной из главных задач, стоящих перед руководством предприятий, становится формирование эффективного и непрерывного внутрифирменного обучения. В последние годы основной проблемой в области подготовки кадров является противоречие между потребностью общества в наличии профессионально обученных сотрудников и сложившейся практикой их подготовки. К сожалению, устаревание знаний, полученных в процессе среднего специального или высшего образования, происходит ускоренными темпами. Следовательно, назрела необходимость в постоянном обновлении и получении дополнительных знаний. Другими словами, речь идет о новых методах и технологиях подготовки кадров, которые бы позволили компенсировать пробелы традиционных методов обучения.

Система внутрифирменного обучения должна быть нацелена на достижение целей и стратегии компании. Поэтому задачи обучения всегда напрямую связаны со стратегическими и тактическими планами компании. Главное - обеспечить адекватность обучения требованиям предприятия в условиях турбулентной экономики. В зарубежной практике HR- менеджмента, к примеру, существует специальный показатель устаревания знаний персонала - это так называемый «период полураспада компетенции». Он означает временной промежуток после окончания обучения, в течение которого полученные знания устаревают на 50% [13]. По оценкам специалистов в таких отраслях, как экономика, менеджмент, техника и в иных наукоемких технологиях обновление знаний равняется трем годам, соответственно период полураспада компетенций приравнивается примерно к полутора годам. При этом долговременные знания даются человеку академическим базовым образованием, которое требует достаточно долгого периода и финансируется учащимся, его семьей и государством. Знания с

коротким периодом полураспада требуют гораздо более короткого периода обучения, которое финансируется самим работником и (или) работодателем. Оба эти типа знаний характеризуются различной экономической отдачей. Кратковременные знания могут и должны окупаться за короткий срок, в противном случае затраты на их приобретение оказываются бесполезными в силу устаревания. Долговременные знания имеют весьма продолжительный цикл отдачи. Более того, они являются базой для интенсивного обновления краткосрочных знаний. Именно по этой причине вложения в фундаментальное общее образование, в конечном счете, приносят обществу значительный экономический эффект. Особенности процесса приобретения и использования знания определяют связь индивидуума с организацией, интеллектуальный капитал которой он формирует [6].

В нашей стране потребность в непрерывном профессиональном образовании ощущается все острее и во многом обусловлена необходимостью ускоренного перехода к инновационному типу развития предпринимательской деятельности [1, с.42]. Для российской экономики проблема обучения специалистов всегда играла ключевую роль как для развития гражданского общества, так для совершенствования производственных отношений. Мировая практика также доказала, что инвестиции в обучение персонала обеспечивают наибольшую отдачу, поскольку знания и компетентность работников лежат в основе устойчивого функционирования любой компании в условиях так называемой «экономики знаний».

В настоящее время вопросы обучения персонала и в нашей стране, и за рубежом решаются различными путями, и в первую очередь они связаны с развитием как узкоспециальных (профессиональных), так и корпоративных форм. Однако традиционно обучение персонала рассматривается как непрерывный процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоение ими новых навыков и приемов работы [9].

Разумеется, что решение кадрового вопроса всегда было актуальным вопросом и для аграрного сектора нашей страны.

Как известно, отечественное сельское хозяйство является основой для развития других секторов экономики, следовательно, его совершенствование невозможно представить без развития человеческих ресурсов. Кроме того, развитие кадрового потенциала в сельскохозяйственной отрасли служит одним из основных факторов модернизации агропромышленного комплекса РФ в целом.

Вместе с тем приходится отмечать, что в аграрном секторе доля профессиональных кадров за последнее десятилетие значительно уменьшилась

Таблица 1 - Цели и задачи обу

несмотря на постоянный рост выпускников вузов сельскохозяйственной направленности. К примеру, национальный рейтинг вузов РФ показывает, что среди выпускников лидируют сельскохозяйственные вузы страны - более 70% выпускников (таблица 1) [14].

Сегодня не редкостью являются ситуации, когда выпускников профильных вузов работодатели не готовы принять на работу, поскольку они заинтересованы в специалисте с учётом своих конкретных запросов. К сожалению, во многом современные аграрные научно-образовательные учреждения оторваны от реальных потребностей отраслей АПК, однако востребованность их услуг очевидна (таблица 2). ния персонала в организации

Цели персонала с позиций работодателя Цели персонала с позиций работника Общие задачи управления, решаемые в процессе обучения персонала

-организация и формирование персонала управления; -овладение умением определять, понимать и решать проблемы; -воспроизводство персонала; -интеграция персонала; -гибкое формирование персонала; -адаптация и внедрение нововведений. -поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации; -приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности; -приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы; -развитие способностей в области планирования и организации производства. - подготовка к решению новых рабочих задач; -систематическое своевременное обновление знаний; -активизация потенциальных возможностей работника; -повышение профессиональной культуры и сплочение коллектива; -подготовка сотрудников к карьерному росту.

Источник: составлено авторами [5, 15, 16].

Таблица 2 - Численность работников сельского хозяйства, прошедших обучение по субъектам РФ (по данным за 2016г.)

Субъекты РФ профессиональное обучение в отчетном году -всего человек в том числе по программам

профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих переподготовки рабочих, служащих повышение квалификации рабочих, служащих

Российская Федерация 180839 32042 43033 105764

Центральный федеральный округ 39656 6844 7702 25110

Северо-Западный федеральный округ 20102 2735 4662 12605

Южный федеральный округ 19691 5324 5344 9023

Северо-Кавказский федеральный округ 6572 978 2488 3106

Уральский федеральный округ 22693 3717 4740 14236

Источник: составлено авторами на основе ф актологического материала, характеризующего основные показатели образо-

вания за 2016 г. // Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.10.2016).

В этой связи Волгоградская область не является вопросы подготовки профессиональных кадров для исключением [10]. Она продолжает оставаться тра- сельскохозяйственного производства продолжают диционным агропромышленным регионом в РФ, где оставаться весьма актуальными (таблица 3).

Таблица 3 - Численность работников по категориям персонала и возрасту, получивших дополнительное профессиональное образование (по направлению организации или осуществляемое самой организацией),

Волгоградской области в 2016 году

Все работники, получившие дополнительное профессиональное образование По категориям персонала

Руководители Специалисты Другие служащие Рабочие

Численность работников списочного состава, человек 441756 35587 154767 38292

Численность работников, прошедших обучение, получивших образование, человек 88196 11945 38334 3127

Численность работников, прошедших обучение, получивших образование, от общей численности работников списочного состава соответствующих категорий персонала и возраста, в % 20 33,6 24,8 8,2

Источник: составлено авторами на основе фактологического материала, характеризующего основные показатели образования за 2016 г. // Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.10.2016).

Так, статистические данные свидетельствуют о том, что количество человек, получивших дополнительное профессиональное образование в образовательных учреждениях г. Волгограда в 2014-2015 гг., в сравнении с 2012-2013гг. возрастает [4,11]. Однако на начало 2016-2017 учебного года численность обучаемых среднего профессионального образования, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, увеличилась в сравнении с предыдущим учебным годом на 10,3 тыс. человека (на 25,8%), а в сравнении с 2012/13учеб-ным годом увеличилась на 10,5 тыс. человек (на 26,7%) и составила 50,0 тыс.человек [2].

Как было авторами неоднократно отмечено, в Волгоградской области сложился развитый образовательный аграрно-университетский комплекс, в котором первое место занимает Волгоградский государственный аграрный университет [8, 10]. За все время своего существования (более 70 лет) он подготовил свыше 60 тысяч выпускников [7]. Большие возможности для развития непрерывного образо-

вания в плане подготовки специалистов для предприятий агробизнеса открылись в связи с созданием образовательного кластера аграрного профиля на базе Волгоградского аграрного университета и Волгоградского технического колледжа. За эту работу Волгоградский аграрный государственный университет в рамках XIII специализированной выставки «Образование 2017» был награжден дипломом победителя образовательного форума [3].

Кластерный подход в образовании - это не инновационные образовательные технологии, а в первую очередь продолжение системного подхода в образовательной сфере (рис. 1).

Образовательный кластер, с одной стороны, -это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; а с другой, - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука-технология-бизнес» [14, с.18].

Рис. 1 - Структура аграрного образовательного кластера аграрного профиля Волгоградской области

Источник: составлено авторами

Главная идея кластера заключается в том, чтобы одновременно и сохранить, и совершенствовать систему агарного образования нашего региона за счет синергетического эффекта. Преимущества кластерного подхода очевидны и для всех его участников. Для вуза речь идет в первую очередь о повышении эффективности, качества и престижа аграрного образования. Для учащихся - это возможности получения непрерывного образования, в том числе и за счет более высоких ступеней (к примеру, магистратура), четкие представления о возможности трудоустройства и перспектив карьерного движения по полученной профессии. Не менее очевидны выгоды и для предприятий АПК Волгоградской области: во-первых, получать образовательные услуги исходя из потребностей сельскохозяйственного предприятия, во-вторых, иметь возможность заниматься кадровым планированием в долгосрочной и краткосрочной перспективах, в-третьих, непосредственно заниматься повышением квалификации и переподготовки своих специалистов, в-четвертых, создание условий для активизации научно-исследовательской и инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Как известно, в постиндустриальной экономике производственный процесс ох-

ватывает весь цикл преобразования знания в инновационный продукт по схеме: «наука - технология - продукт - рынок». Научные знания совершенствуют технологию, изменение технологии приводит к появлению инновационных продуктов, которые уже формируют новые сегменты рынка. Непрерывность этих процессов преобразует экономическое пространство, в том числе и в аграрном секторе экономики. На наш взгляд, существование в Волгоградской области аграрного образовательного кластера позволит не только комплексно решать вопросы подготовки специалистов для сельскохозяйственных предприятий, но и будет способствовать закреплению и мотивации молодых специалистов на селе.

Литература:

1. Бешкинская Е. Переход к инновационному типу развития экономики и непрерывное профессиональное образование // Человек и труд.2009. № 6. - С. 42-45.

2. Волгоградская область в цифрах. 2016 : краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград : Волгоградстат, 2017. - 368 с. С91-120.

3. ВолГАУ награжден дипломами регионального образовательного форума //Официальный интернет-сайт ФГ-БОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». Режим доступа: http://www.volgau.com/http (дата

обращения: 03.11.2017).

4. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Волгоградской области за 2014 год.//Официальный портал комитета образования и науки Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL:http://obraz.volganet.ru/ current -activity/reports/ (дата обращения: 01.03.2016).

5. Кадровая служба РФ// http://xn—7sbabednt 4ap3axr 3a0p.xn--p1ai/

6. Климов С.М. Ваш человеческий и социальный капитал http: // www.psylive.ru / articles /4400_vash-chelovecheskii-i-socialnii-kapital.aspx (дата обращения: 30.10.2017)

7. Мичуринец. - 2014. - №6 (3283) 26 сентября// Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www.volgau.com / http: (дата обращения: 05.02.2016).

8. Объедкова Л.В. Перспективы развития системы обучения квалифицированных кадров для аграрного сектора (на примере Волгоградской области) /Объедкова Л.В., Опейкина Т.В. //Научно-агрономический журнал . - №1 (100) . - 2017 . - 70 с.- С.59-62.

9. Обучение персонала - залог успеха компании // http: // teachbase.ru / obuchenie-personala / (дата обращения: 23.10.2017)

10. Опейкина Т.В. Состояние АПК и проблемы подготовки кадров для аграрного сектора: региональный аспект / Опейкина Т.В., Объедкова Л.В. - Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Коллективная монография, 2016. Книга 14. - С.29-55.

11. Основные показатели образования за 2010-2013 г. // Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики. // URL: http: // www.gks.ru / (дата обращения: 23.01.2016).

12. Основные показатели образования за 2016 г. // Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www.gks.ru / (дата обращения: 23.10.2017).

13. Период полураспада компетенций // Обучение персонала http://obuchemepersonala.com(a,aTa обращения: 27.10.2017)

14. Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 // https: // ria.ru / abitura_rus / 20161215 / 1483607102.html (дата обращения: 27.10.2017)

15. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. / А.В. Смирнов. Монография. Казань.:РИЦ «Школа», 2010, 102с.

16. Цели обучения //https: // finances.social / upravlenie-personalom_709 / 102-suschnost-tseli-obucheniya-33178. html (дата обращения: 23.10.2017)

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION FOR AGRO-INDUSTRIAL ENTERPRISES IN VOLGOGRAD REGION

L.V. Ob'edkova, K.E.N., Docent - Volgograd State University and T.V. Opeykina, K.F.N, Docent - Volgograd Cooperative

Institute, Affiliate of Russian University of Cooperation,

A.V. Belikina, science secretary - Lower-Volga NIISKh, affiliate of FSC of Agroecology RAS, bav742009@rambler.ru

Effective functioning of agricultural enterprises is defined in many respects by the state and development of the personnel.The article analyzes the issues of training personnel for agriculture and gives the results of personnel training agricultural enterprises, both at the federal and regional levels. In particular, statistical and analytical data were used, in which the educational level of personnel in the agrarian sector of the Volgograd Region was analyzed. The authors emphasize that continuous education is largely associated with the development of the regional education system and, in particular, with the development of the educational cluster of agrarian specialization.

Key words: personnel, education system, continuing education, agrarian sector, agricultural enterprises, agrarian and industrial complex of the Volgograd region, agrarian educational cluster.

УДК 633.8:470.44/.47

МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Л.П. Андриевская, с.н.с., Е.А. Шевяхова, к.с.-х.н. - Нижне-Волжский НИИСХ -филиал ФНЦ агроэкологии РАН, Волгоград, niiskh@yandex.ru

В статье рассматриваются основные масличные Ключевые слова: Нижнее Поволжье, масличные культуры для возделывания в Нижнем Поволжье. культуры, подсолнечник, горчица, сафлор, лен.

Впервой половине XX века на Нижней Волге на неорошаемых землях выращивались масличные культуры, такие как горчица, подсолнечник, лен, мак, конопля, рыжик озимый и яровой, сурепица. Нередко на полях можно было встретить посевы ярового рапса и лялеманции.

Сейчас перечень масличных культур, выращиваемых в регионе, резко сократился, хотя все они воз-делывались в разных климатических зонах и представляют большой коммерческий интерес.

Основной масличной культурой стал подсолнечник, площадь посева которого в последние годы составляет около 500 тыс. га и в общем объеме производства масличного сырья занимает более 80%, что составляет свыше трех четвертей объема производства пищевых растительных масел. Родина подсолнечника - южная часть Северной Америки. В России подсолнечник появился в XVIII веке (из Голландии), как декоративное растение. С 1860 г. в России началась селекция масличных сортов подсолнечника. Культурный подсолнечник - НеИапШиБ си1ШБ Wenzl -является отечественной культурой. В 1913 г. посевная площадь подсолнечника достигала 0,98 млн. га [1].

На данный момент созданы новые современные районированные сорта и гибриды подсолнечни-

ка, более устойчивые к вредителям, болезням и стрессовым факторам окружающей среды, содержащие в семенах 50-52%, а некоторые гибриды до 56% жиров.

Подсолнечное масло полувысыхающего типа обладает высокими вкусовыми качествами и используется в основном для пищевых целей. По питательности одна весовая единица подсолнечного масла приравнивается к 2-3 единицам сахара, 4 единицам хлеба, 8 единицам картофеля. По усвояемости организмом и вкусовым качествам подсолнечное масло уступает лишь сливочному маслу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.