Научная статья на тему 'Аграрное образование в России: проблемы и современные тренды'

Аграрное образование в России: проблемы и современные тренды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СИСТЕМА АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / АГРАРНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Объедкова Лариса Викторовна, Опейкина Татьяна Владимировна

Авторы отмечают, чтосоздание многоуровневой системы аграрного образования будет способствовать не только улучшению кадрового обеспеченияв сельской местности, но и приведет к устойчивому развитию сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрное образование в России: проблемы и современные тренды»

SOCIAL POLICY AS A DIRECTION OF CORPORATE DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF PJSC "NLMK")

Abstract. This article examines the specifics of the social activities of Russian enterprises at the present stage. The content of social policy of PJSC "NLMK" is analyzed. Keywords: social policy of the enterprise, staff motivation, staff development, social package, youth policy of the organization.

УДК 331.363:63(470.12)

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ Объедкова Лариса Викторовна, доцент, к.э.н., доцент (e-mail: laravik@br.ru) Волгоградский государственный университет,г.Волгоград, Россия Опейкина Татьяна Владимировна, доцент, к.ф.н., доцент

(e-mail: otv06@bk.ru) Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г.Волгоград, Россия

Авторы отмечают, чтосоздание многоуровневой системы аграрного образования будет способствовать не только улучшению кадрового обес-печенияв сельской местности, но и приведет к устойчивому развитию сельских территорий.

Ключевые слова:аграрный сектор, система аграрного образования, кадровая обеспеченность сельскохозяйственных предприятий, аграрный кластер.

Сельское хозяйствоявляется стратегически важным среди отраслей хозяйствования в экономике нашей страны. Именно сельское хозяйство обеспечивает население РФ жизненно важной продукцией и одновременно решает проблему продовольственной безопасности в стране. Поэтому проблемы его развития затрагивают интересы не только государства, но и гражданского общества в целом.В этой связиразвитие аграрного образования становится одним из наиболее востребованных, реалистичных и перспективных путей для решения вопросов кадрового обеспечения на селе.

Анализ действующей государственной кадровой политики в области АПК обозначил следующие проблемные зоны в этом вопросе: во-первых,уровень профессиональной подготовки кадров не всегда соответствует реальным запросам со стороны агробизнеса, а также проблема «старения» кадров, и нежелание выпускников аграрных вузов работать в сельском хозяйстве; во-вторых, высокая мобильность руководящего состава и специалистов, работающих на селе. Во многом это определяется (также, как и нежелание выпускников сельскохозяйственных вузов работать на селе) экономической нестабильностью в аграрном секторе. В-третьих, речь идет о несовершенстве существующих методов оценки образовательных

потребностей в АПК и как следствие, отсутствиеорганизационной поддержки для развития профессионального обучения персонала на предприятиях АПК, несовершенство программ профессиональной подготовки и повышения квалификации. В качестве особой проблемы связанной с кадровой обеспеченностью следует назвать более низкий уровень заработной платы на селе по сравнению с оплатой труда на городских предприятиях и нехватку финансовых ресурсов у предприятий аграрного бизнеса для организации подготовки и повышения квалификации кадров на необходимом уровне. В целом, выпускники около 50% всех аграрных вузов имеют заработную плату после окончания университета более 20 тысяч рублей.Все вышесказанное показывает, что ситуация с обеспеченностью кадрами в сельском хозяйстве, как и в целом, и во многих отраслях АПК, требует серьезных тактических и стратегических решений, и характерна для многих аграрных регионов нашей страны. Поэтому авторы считают возможным вновь повторить мысль о развитии целостной системы аграрного образования для нашей страны. Будучи особой формой профессионального образования, аграрное образование носит в первую очередь практикоори-ентированный характер, Оно не только максимально приближено к реалиям сельскохозяйственного производства, но и позволяет более организованно, с позиций прикладной направленности развивать профессиональные компетенции, как за счетрегулирования процесса производственной практики, к примеру, проводимой на базе предприятий агропромышленного комплекса, либо в вузе при поддержке предприятий, так и на основе привлечение представителей аграрного бизнеса к процессу обучения, использование обучающих тренажеров, симуляторв, техники и др. форм обучения.

В настоящее время структура аграрного образования ориентирована на трех базовых направлениях подготовки специалистов. Первое направление - этой уровень высшей школы - высшего образования. Второй уровень осуществляет подготовку по программам среднего профессионального образования. Третий уровень связан с учреждениями дополнительного профессионального образования.Итак, система высшего аграрного образования включает в себя55 вузов:27 аграрных университетов, 17 сельскохозяйственных академий и 1 сельскохозяйственный институт. 22 вуза имеют43 филиала,в том числе 2 расположены за рубежом.Система сельскохозяйственного образования на уровне специального профессионального образования (СПО) состоит из - 253 техникума и колледжа, которые находятся в ведении 73 субъектов Российской Федерации. Система дополнительного профессионального образования (ДПО)— это22 учреждений дополнительного профессионального образования (3 академии, 16 институтов, 1 школа и 2 центра). В них осуществляется программы по профессиональной переподготовке (34 программы) и программы повышения квалификации. Последние, как правило, разрабатываются образовательными учреждениями по большей части самостоятельно в соответствии с потребностями заказ-

чиков и отраслевой спецификой и перспективами развития конкретных регионов. Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществлялась и осуществляется по 122 специальностям и 70 направлениям бакалавриата и магистратуры. Подготовку кадров со средним профессиональным образованием осуществляют 26 высших учебных заведений по 51 специальности. По программам высшего профессионального образования обучаются 429,2 тыс. студентов (в т.ч. 197,8 тыс. очно), а также 9,5 тыс. аспирантов и докторантов; по программам среднего профессионального образования - 25,6 тыс. чел.[4].Образовательные программы реализуются как в рамках традиционных для сельского хозяйства направлениях, так и по современным специальностям и фгосам: зоотехния, механизация, агрономия, экономика предприятия, 1Т-технологии, маркетинговая, рекламная деятельности и др. При этом около 87% от общего количества студентов аграрных вузов обучается исключительно по направлениям сельскохозяйственного профиля. К примеру, национальный рейтинг вузов РФ, показывает, что среди выпускников, лидируют сельскохозяйственные вузы страны - более 70% выпускников [7]. По данным мониторинга эффективности аграрных вузов, проводимого Министерством сельского хозяйства РФ в 2017 г. первое место занял Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз показал высокую эффективность как по образовательной, воспитательной, так и научной деятельности. Среди показателей отмечались также: численность обучающихся (приведенный контингент), чел., средний балл ЕГЭ, число аккредитованных специальностей, профильность, трудоустройство, %, удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах и др. 2 место принадлежит Государственному университету по землеустройству, 3 место - Кубанский ГАУ, 4 место - Ставропольский ГАУ, 5 место - Уральский ГАУ. Наш Волгоградский ГАУ занял 13 позицию из 16 [6 ].

В целом, характеризуя современное состояние системы аграрного образования, следует отметить два вида дифференциации - структурная и институциональная Первая, основывается на региональной специфике сельскохозяйственного производства и его места в структуре АПК регио-на,ориентируясь преимущественно на задачи социально-экономического развития регионов. Более того, важное значение в данном случае имеют сельскохозяйственная специализации сельских территорий, а также зависимость от природных и климатических условий. Так, животноводство распространено в северных районах, овцеводство в горных, зерновые культуры в степных и лесостепных зонах, и др. Институциональная дифференциация базируется на номенклатуре новых типов образовательных организаций, которые по структуре и содержанию ориентированы на выполнение разных функций в системе аграрного образования.Это дает основание утверждать, что, несмотря на сложности в развитии образовательных учреждений в аграрной сфере, сильными сторонами системы аграрного образования, являются: во-первых, близость к потребителю -основным

структурообразующим элементом данной системы выступают аграрные вузы. Они есть во всех регионах России агропромышленной специализации. Во-вторых, аграрные вузы и колледжи, продолжают оставаться главными источниками - «кузницей» квалифицированных кадров для сельских

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ:

Сельское хозяйство: экономика ф У аграрного образования

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: & ф текущее состояние 4г система управления Ф отраслевой характер <г структуры образования <г процесса обучения <г содержания образования <- ИТК / дистанционного образования

Российское образование: ф гос.политика

Рисунок 1 - Внешние и внутренние факторы, влияющие на систему аграрного образования в современном мире

Поэтому естественно, что нынешняя конфигурации образовательной среды в сельскохозяйственной отрасли экономики нашей страны основывается на учете контекстных потребностей и возможностей внешней среды (тренды обучения с учетом мировых и российских образовательных стандартов) и на развитии сильных сторон - интеграция образовательных технологий и прикладной аграрной науки.

Кроме того, в настоящее время аграрное образование должно учитывать и такой факт, что в агропромышленном секторе экономики нашей страны по-прежнему занято около 35 % всех работающих, а с учетом реализации курса на импортозамещение их количество будет только увеличиваться (таблица 1).

Таблица 1 - Соотношение городского и сельского населения в субъектах

РФ в 2017 г.

Доля (%) в общей численности населения

городского населения сельского населения

РФ 74,3 25,7

ЮФО 62,4 37,6

Республика Адыгея 47,3 52,7

Республика Калмыкия 45,3 54,7

Республика Крым 50,9 49,1

Краснодарский край 54,6 45,4

Астраханская область 66,5 33,5

Волгоградская область 76,8 23,2

Ростовская область 67,9 32,1

г. Севастополь 92,8 7,2

Следовательно, реальный ипотенциальный объем занятых в сельском хозяйстве требуетот аграрного образования учета как новых подходов к обучению для всех заинтересованных получить научные знания в сфере

сельского хозяйства, так и мировых трендов отраслевого образования, а также внутреннююобщегосударственную политику реформирования образовательной системы в нашей стране.

Волгоградская область не стоит в стороне от вышеперечисленных процессов и тенденций. Как было авторами неоднократно отмечено,кадровая обеспеченность сельскохозяйственных предприятий на уровне всех субъектов РФ носит первоочередной характер. Применительно к нашему региону - Волгоградской области, решение кадрового вопроса всегда остается актуальным и значимым. Общеизвестно, что Волгоградский область -это агропромышленный регион, в которомрастениеводство является ведущей отраслью в сельском хозяйстве.Кроме того, уже многие годы Волгоградская областьотносится к тем регионам, Российской Федерации, где региональными властями активно поддерживаются малые формы сельскохозяйственного производства, а именно идет развитие крестьянские (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственной кооперации. Они в комплексе и составляют основу как АПК региона, так и его экономики в целом.

Авторами также неоднократно отмечено, в Волгоградской области сложился развитый образовательный аграрно-университетский комплекс [2,3]. Ведущее значение в нем отводится Волгоградскому государственному аграрному университету. Кроме того, в нашем регионе около 20 лет существует филиал Российскогоуниверситета кооперации и уже более полста лет эффективно функционирует система дополнительного образования сельхозтоваропроизводителей.

В настоящее время в аграрной образовательной системе нашего региона ключевая роль принадлежит сельскохозяйственному образовательному кластеру. Он создан на базе Волгоградского государственного аграрного университета и Волгоградского технического колледжа. За эту работу Волгоградский аграрный государственный университетв рамках XIII специализированной выставки «Образование 2017» был награжден дипломом победителя образовательного форума [1]. Мы полагаем, что это открывает массу возможностей всем участниками образовательного процесса как в плане развития новых образовательных технологий обучения и управления образовательной деятельностью, так и в отношении расширения взаимодействия с сельскохозяйственным производством и иными структурами АПК региона, с органами власти и бизнес-сообществом. Кластерный подход в образовании - это не инновационные образовательные технологии, а, в первую очередь, продолжение системного подхода в образовательной сфере (рисунок 2).

Образовательный кластер, с одной стороны, - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; а с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука-технология-бизнес [8, с.18].

Главная идея кластера заключается в том, чтобы одновременно, и сохранить, и совершенствовать систему агарного образования нашего региона за счет синергетического эффекта.

Рисунок 2 -Структура образовательного кластера аграрного профиля

Волгоградской области

Таким образом, развитие системы аграрного образования ставит задачу, с одной стороны, поддерживать текущую ситуацию в плане кадровой обеспеченности отраслей АПК региона и его социально-экономической ориентации, а с другой стороны, создает стратегические направления для дальнейшего совершенствования аграрного бизнеса в нем. Следователь-но,система аграрного образования будет способствовать интенсивному и инновационному пути развития агропромышленного комплекса нашей страны.

Список литературы

1. ВолГАУ награжден дипломами регионального образовательного форума // Официальный интернет-сайт ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет». - Режим доступа: http://www.volgau.com/http (дата обращения: 03.11.2017).

2.Объедкова Л.В.Необходимость обучения персонала предприятий аграрного сектора: проблемы и перспективы// Л.В.Объедкова ,Т.В.Опейкина, М.В.Утученкова // Экономика и предпринимательство- 2017. - №1 (78)- с.664-668.

3.Опейкина Т.В. Перспективы развития системы обучения квалифицированных кадров для аграрного сектора (на примере Волгоградской области)// Т.В. Опейкина, Л,В.Объедкова // Научно-агрономический журнал - 2017.- №2.- С.59-63.

4. Оптимизация системы аграрного образования // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан.

- Режим доступа:http://www.mcx.ru/news/news/show/8242.355.htm (дата обращения: 23.01.2015).

5. Официальный интернет-портал федеральной служба государственной статистики.

- Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.11.2017)

6. Первое место в рейтинге аграрных вузов России// Официальный сайт Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова- Режим доступа :http://www.sgau.ru

7. .Рейтинг востребованности вузов в РФ- 2016 -Режим доступа: https://ria.ru/abitura_rus/20161215/1483607102.html (дата обращения: 27.10.2017)

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе.-Монография//А.В. Смирнов-Казань:РИЦ «Школа», 2010- 102с.

Obedkova Larisa Viktorovna, assistant Professor of the Department of Manage-ment,candidate of Economics, assistant Professor, Volgograd State University, Volgograd, Russia

Opeykina TatianaVladimirovna, assistant professor of department management, technology of trade and public catering, candidate of philosophy, assistant professor, Volgograd Institute of Cooperation (branch of) Russian University of Coopera-tion,Volgograd, Russia

AGRICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND MODERN TRENDS

The authors note that the establishment of anagricultural educationmultilevel systemwill not only contribute to improving staffing in rural areas, but also lead to sustainable development of rural areas.

Key words: agricultural sector, agricultural education system, human resources availability in agricultural enterprises, agricultural cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.