Научная статья на тему 'Дополнительное образование как основа системы непрерывного образования'

Дополнительное образование как основа системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / CONTINUOUS EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / PROJECT TRAINING / INTERACTION / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асалиев Асали Магомедалиевич, Зайцева Анастасия Сергеевна

В статье исследована проблематика дополнительного образования посредством реализации программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, краткосрочных образовательных мероприятий. Обоснована значимость взаимодействия образовательных организаций с работодателями на основе проведения совместных образовательных программ, проведения профессионально-общественной аккредитации программ, создания базовых кафедр различных ведущих компаний РФ, реализации сетевых программ на основе партнерских отношений (бизнес-акселерационных программ дополнительного образования), что позволит обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Выявлены преимущества проектов по созданию практической предпринимательской среды для студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асалиев Асали Магомедалиевич, Зайцева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problems of extended education through professional retraining programs, advanced training programs, vocational training, additional general education programs, and short-term educational workshops. The authors stress the importance of interaction between educational institutions and employers on the basis of joint educational programs, conducting professional and public accreditation of educational programs, closer cooperation between university departments and leading companies of the Russian Federation, implementing network programs based on partnerships (business acceleration programs of vocational education), all of which will ensure high quality training of future experts. Importance of projects that involve creating a realistic business environment for students of higher educational institutions is revealed.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как основа системы непрерывного образования»

ISSN 1994-5094 ♦-

19 -♦

Asali Magomedalievich Asaliyev,

Doctor of Economics, professor,

vice-rector for vocational education and branches,

Plekhanov Russian University of Economics

Anastasia Sergeyevna Zaytseva,

director of development center for further vocational education, Plekhanov Russian University of Economics

Асали Магомедалиевич Асалиев,

доктор экономических наук, профессор, проректор по дополнительному образованию и филиалам, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

asaliev.am@rea.ru

Анастасия Сергеевна Зайцева,

директор центра развития дополнительного профессионального образования, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

as.zaytseva@mail.ru

УДК 371.014

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье исследована проблематика дополнительного образования посредством реализации программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, краткосрочных образовательных мероприятий. Обоснована значимость взаимодействия образовательных организаций с работодателями на основе проведения совместных образовательных программ, проведения профессионально-общественной аккредитации программ, создания базовых кафедр различных ведущих компаний РФ, реализации сетевых программ на основе партнерских отношений (бизнес-акселерационных программ дополнительного образования), что позволит обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Выявлены преимущества проектов по созданию практической предпринимательской среды для студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное образование, проектное обучение, взаимодействие, компетенции.

VOCATIONAL EDUCATION AS A BASIS FOR CONTINUOUS EDUCATION SYSTEM

The article examines the problems of extended education through professional retraining programs, advanced training programs, vocational training, additional general education programs, and short-term educational workshops. The authors stress the importance of interaction between educational institutions and employers on the basis ofjoint educational programs, conducting professional and public accreditation of educational programs, closer cooperation between university departments and leading companies of the Russian Federation, implementing network programs based on partnerships (business acceleration programs of vocational education), all of which will ensure high quality training of future experts. Importance of projects that involve creating a realistic business environment for students of higher educational institutions is revealed.

Keywords: continuous education, vocational education, project training, interaction, competences.

Современный мир очень динамичен в своем развитии. Растущая производительность труда, автоматизация индустриального производства, все большее использование в нем информационных технологий, стремительно меняющееся глобальное разделение труда действительно существенным образом изменяют все прежние традиции получения «образования на всю жизнь», а также определяют необходимость релевантных компетенций у работников - не только у молодого поколения, адаптированного к информационному пространству, но и у старшего поколения, прежние компетенции которого становятся невостребованными и требуют обновления.

В этих условиях непрерывное образование является одним из ключевых компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала, повышает конкурентные возможности выпускников различных учебных заведений независимо от года выпуска на рынке труда.

Непрерывное образование выполняет важные для общества функции:

- профессиональная функция обеспечивает формирование необходимых профессиональных

компетенций и квалификаций и, как следствие, приобретение новых профессиональных возможностей, повышение трудовой мобильности;

- социальная функция позволяет дополнять и обогащать процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д.);

- личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.

Основным блоком в системе непрерывного образования является именно дополнительное образование. Дополнительное образование является профессиональной составляющей и обеспечивает

20 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

формирование необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, их развитие, приобретение новых профессиональных возможностей, повышение трудовой мобильности. Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования, а также для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.

Дополнительное образование осуществляется посредством реализации таких видов дополнительных образовательных программ, как программы профессиональной переподготовки (в том числе программы DBA и МВА), программы повышения квалификации, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы профессионального обучения и различные краткосрочные образовательные мероприятия (семинары, тренинги, квалификационные экзамены и т.п.). Несмотря на то что в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» данный блок не относится к дополнительному образованию, про него нельзя забывать и он должен идти в совокупности всех программ дополнительного образования.

Система дополнительного образования является достаточно востребованной. При этом имеется ряд препятствий, сдерживающих развитие данной системы.

Основная проблема заключается в том, что в ходе реформирования системы государственных образовательных структур перестроечный период прежние отраслевые институты повышения квалификации были упразднены или вошли в состав вузов. В результате были разрушены связи системы образования с производством, с работодателями, сложившиеся механизмы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов.

На сегодняшний день образовательные организации стараются восстановить связь с работодателями посредством проведения совместных образовательных программ, проведения профессионально-общественной аккредитации программ.

В основном дополнительные образовательные программы реализуются с компаниями среднего звена. Образовательная организация совместно с компанией разрабатывает образовательную программу, чаще всего это программы профессиональной переподготовки. Данные программы являются практико-ориентированными: студенты направляются на стажировку в компании, где они могут полученные знания реализовать на практике. 50% времени они находятся в образовательной организации, а 50% - специалистов готовят непосредственно на рабочих местах. То есть обучение студентов происходит под конкретные рабочие места в компании. Ведь компания заинтересована, чтобы к ним пришли специалисты на данные позиции без какой-либо дополнительной подготовки.

Таким образом, взаимодействие с работодателями обеспечивает высокое качество подготовки

специалистов. Во-первых, повышается мотивация студентов к обучению, получению профессии в процессе прохождения практики. Во-вторых, во время прохождения практики студенты имеют возможность показать свои умения работодателю, а он, в свою очередь, оценить их.

Такие проекты в основном реализуются с компаниями среднего звена, так как если говорить о крупных компаниях, то практически все имеют свои корпоративные университеты, тем самым самостоятельно решают проблему подготовки персонала под конкретные рабочие позиции. А вот средние компании, которые еще не готовы или только планируют создавать корпоративные университеты, могут работать в связке с образовательными организациями.

Также с целью организации углубленной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в различных областях экономики, ориентированных на практическое решение задач производства и продвижение высокотехнологичной продукции на внешний и внутренний рынки, в образовательных организациях создаются базовые кафедры различных ведущих компаний Российской Федерации.

Для вовлечения работодателей в процесс подготовки и реализации программ дополнительного образования некоторые образовательные организации стали запускать проекты по реализации сетевых программ на основе партнерских отношений с предприятиями и организациями, в том числе по реализации бизнес-акселерационных программ дополнительного образования. Программы работают по модели «вуз - предприятие». Преимуществом данного проекта является создание практической предпринимательской среды для студентов Российского экономического университета: вовлечение их в будущее профессии, прохождение стажировок у резидентов НИП, полноценное вовлечение в создание собственных проектов и стартапов уже с первого курса, или возможность понять горизонт возможностей в корпоративной среде, а также приобщение к востребованным временем и страной, профессиям.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ проводится для независимой оценки качества образования со стороны профессиональных объединений и сообществ. Она позволяет повысить качество образования и качество подготовки выпускников, компетенции которых соответствуют требованиям рынка труда.

Образовательные организации должны в обязательном порядке развивать программы дополнительного образования во взаимодействии с работодателями, их объединениями, представителями профсоюзов и т. д. Также нельзя забывать о качестве такого образования. Необходимым условием высокого уровня качества образования является современная материально-техническая база обучения, включающая в себя аудиторный фонд для лекций и семинаров, компьютерные классы, аудио- и видеосистемы, программное обеспечение, свободный доступ к информационным источникам, внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные технологии, технологические

ISSN 1994-5094 ♦-

21 -♦

платформы для открытого образования и электронного обучения. Это особенно важно на современном этапе, когда актуальной сферой непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров становятся вопросы социальной адаптации населения к вызовам цифровой экономики, обучение специалистов, владеющих современными технологиями, передовыми навыками и компетенциями.

Реализации программ дополнительного образования необходимо уделять должное внимание, так как именно дополнительное образование является важным фактором повышения общественной стабильности посредством создания условий для успешности, независимо от места жительства, социально-экономического статуса, уровня образования, возраста или дохода.

Nazym Atabekovna Akhmetzhanova

postgraduate student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.9

Назым Атабековна Ахметжанова,

аспирантка кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

a.n.a.78@mail.ru <«»>

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕАЭС

В статье представлен анализ развития интеграционных процессов в экономическом взаимодействии стран - участниц ЕАЭС в области функционирования общего рынка продукции и услуг, факторов производства, сельского хозяйства. Проанализированы показатели интеграции на рынке товаров, услуг и труда Казахстана, производство продукции сельского хозяйства в государствах - членах ЕАЭС, урожайность основных сельскохозяйственных культур в странах ЕАЭС. Показано, что агропромышленный комплекс является одним из важнейших стратегических секторов экономик России и Казахстана. В общей структуре внешнеторгового оборота области со странами - членами ЕАЭС на долю агропромышленной продукции приходится 24%. Формирование цепочек межотраслевых связей в разных сферах экономики обладает мощным мультипликативным эффектом для развития экономики страны в целом. Анализируются и сопоставляются итоги функционирования агропродовольственных систем России и Казахстана, а также уровень государственной поддержки АПК. Делается вывод о значимости осуществления эффективной государственной политики для решения стратегических задач развития агропродовольственной системы страны.

Ключевые слова: интеграция, ЕАЭС, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, продукция, животноводство, растениеводство, урожайность, рынок, развитие.

DEVELOPMENT OF THE PROCESS OF INTEGRATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE FRAMEWORK OF EAEU

The article presents an analysis of the process of economic integration in the course of economic interaction of the EAEU member states with regard to the common market of products and services, factors of production, and agriculture. The author analyzes indicators of integration in the market of goods, services and labor in Kazakhstan, production of agricultural products in the EAEU member states, and yield of agricultural crops in the EAEU member states. It is shown that agro-industrial complex is one of the most important strategic sectors of both Russian and Kazakhstan economy. It is established that agro-industrial products account for 24% of the general structure of the foreign trade turnover with the EAEU member states. The article argues that chains of inter-industry relations in different sectors of economy create a powerful multiplicative effect for the development of the economy as a whole. The author contrasts and compares the success of the system of agricultural production in Russia and Kazakhstan, as well as the level of state support for the agro-industrial complex in both countries. It is concluded that an efficient state support policy is required in order to reach strategic goals of developing national agro-industrial system.

Keywords: integration, EAEU, agriculture, agro-industrial complex, products, animal husbandry, crop production, crop yield, market, development.

Развитие интеграционных процессов играет положительную роль в экономическом взаимодействии стран - участниц ЕАЭС в области функционирования общего рынка продукции и услуг, факторов производства. Устойчивое развитие всех подсистем страны, в том числе агропродоволь-ственной, возможно благодаря активности данного вида сотрудничества. Необходимость усиления приграничной интеграции областей Казах-

стана со странами - членами ЕАЭС обусловлена конкуренцией на мировых рынках, которые уже поделены. Проблема зависимости социально-экономического развития от внешних факторов характерна для Западно-Казахстанской области, которая имеет самую протяженную в Казахстане границу с пятью регионами Российской Федерации: Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской; семь из тринадцати

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.