Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налоговая система / налоги / справочная система информации / история налоговой системы / экономические факторы / политические факторы / глобализация и международные тенденции / Tax system / taxes / reference information system / history of the tax system / economic factors / political factors / globalization and international trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Левшукова, В М. Литвинова, А А. Гутенева, Л А. Галич

В статье исследуется эволюция налоговой системы в России, приводится справочная информация по данному вопросу, анализируется история налоговой системы и рассматривается ее текущее состояние по состоянию на 2020-2023 годы. Исследование также проливает свет на различные факторы, влияющие на эволюцию налоговой системы, включая политические, экономические и социальные изменения внутри страны и во всем мире. Полученные результаты свидетельствуют о значительном прогрессе в налоговой системе, поскольку российское правительство проводит различные реформы для повышения прозрачности, эффективности и справедливости. Кроме того, международные тенденции и глобализация повлияли на эволюцию налоговой системы, что привело к расширению сотрудничества с другими странами и приведению в соответствие с международными налоговыми стандартами. В целом, в заключение статьи подчеркивается позитивное направление эволюции налоговой системы в России и многообещающие перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE TAX SYSTEM IN RUSSIA

This article examines the evolution of the tax system in Russia, provides background information on this issue, analyzes the history of the tax system and examines its current state as of 2020-2023. The study also sheds light on various factors influencing the evolution of the tax system, including political, economic and social changes within the country and around the world. The results indicate significant progress in the tax system, as the Russian government is implementing various reforms to increase transparency, efficiency and fairness. In addition, international trends and globalization have influenced the evolution of the tax system, which has led to increased cooperation with other countries and alignment with international tax standards. In general, the conclusion of the article emphasizes the positive direction of the evolution of the tax system in Russia and promising prospects for further development.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ»

- предложение уникальной комплектации товара,

- улучшение качества товара,

- внесение в законодательные акты пунктов о маркетплейсах,

- ввод много ступенчатой проверки кандидатов при приеме на работу,

- проведение регулярных бесед и тестов с сотрудниками о безопасности в Интернете,

- пользование услугами хакерских атак «на заказ» для выявления уязвимости систем безопасности.

Источники:

1. Белозеров, С., Соколовская, Е. Финтех как фактор трансформации глобальных финансовых рынков / С. Белозеров, Е. Соколовская // Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2019. №2. С. 23-35.

2. Вигна, П., Кейси, М. Эпоха криптовалюты: как биткоин и цифровые деньги бросают вызов глобальному экономическому порядку / П. Вигна, М. Кейси ; под ред. Ю. А. Мироновой. - М.: ЮРАЙТ, 2018. 205 с.

3. Волошин, О. А. Порядок решения проблем / О. А. Волошин // Маркетплейсы и их проблемы. 2018. №2. С. 11-20.

4. Кинг, Б. Брейк-банки: новаторы, разбойники и стратеги, перезагружающие банки / Б. Кинг ; под ред. А. И. Солодкого. - М.: ИНФРА-М, 2020. 250 с.

5. Клейнер, Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). с. 40-45.

6. Костин, К.Б., Березовская, А.А. Современные технологии цифровой экономики как драйвер роста мирового рынка товаров и услуг // Экономические отношения. 2019. № 2. с. 455-480.

7. Котляров, И. Д. Платформы и экосистемы как современная форма экономической организации / И. Д. Котляров // Труды IX Всероссийского симпозиума по экономической теории, Екатеринбург, 10-11 ноября 2020 года / Сборник докладов секционных заседаний. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2020. - С. 57-58. - EDN VGFFVW.

8. Основные модели создания отраслевых цифровых платформ /Грибанов Ю.И. // Вопросы инновационной экономики. 2018. № 2.

9. Платформизация в цифровых бизнес-моделях компаний и сервисной экономике /Карачун И.А. // Информатизация в цифровой экономике. 2021. № 4.

10. Савин, Ю. И. Проблемы маркетплейсов / Ю. И. Савин // Кактус. 2021. №3. С. 4-15.

11. Федорова, О.И., Сыроваткина, Т.Н. Сеть как форма взаимодействия субъектов экономики// Экономические отношения. 2019. № 2. с. 1353-1362. doi: 10.18334/eo.9.2.40737.

12. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг/Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. и др. // Экономические отношения. 2019. № 2.

13. Чишти, С., Барберис, Я. Финтех: путеводитель по новейшим финансовым технологиям / С. Чишти, Я. Барберис ; под ред. М. Гормского. - М.: Интеллектуальная литература, 2017. 300 с.

EDN: SAMMRC

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

В.М. Литвинова - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

V.M. Litvinova - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia,

А.А. Гутенева - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Guteneva - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Л.А Галич - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

L.A. Galich - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ EVOLUTION OF THE TAX SYSTEM IN RUSSIA

Аннотация. В статье исследуется эволюция налоговой системы в России, приводится справочная информация по данному вопросу, анализируется история налоговой системы и рассматривается ее текущее состояние по состоянию на 2020-2023 годы. Исследование также проливает свет на различные факторы, влияющие на эволюцию налоговой системы, включая политические, экономические и социальные изменения внутри страны и во всем мире. Полученные результаты свидетельствуют о значительном прогрессе в налоговой системе, поскольку российское правительство проводит различные реформы для повышения прозрачности, эффективности и справедливости. Кроме того, международные тенденции и глобализация повлияли на эволюцию налоговой системы, что привело к расширению сотрудничества с другими странами и приведению в соответствие с международными налоговыми стандартами. В целом, в заключение статьи подчеркивается позитивное направление эволюции налоговой системы в России и многообещающие перспективы дальнейшего развития.

Abstract. This article examines the evolution of the tax system in Russia, provides background information on this issue, analyzes the history of the tax system and examines its current state as of 2020-2023. The study also sheds light on various factors influencing the evolution of the tax system, including political, economic and social changes within the country and around the world. The results indicate significant progress in the tax system, as the Russian government is implementing various reforms to increase transparency, efficiency and fairness. In addition, international trends and globalization have influenced the evolution of the tax system, which has led to increased cooperation with other countries and alignment with international tax standards. In general, the conclusion of the article emphasizes the positive direction of the evolution of the tax system in Russia and promising prospects for further development.

Ключевые слова: Налоговая система, налоги, справочная система информации, история налоговой системы, экономические факторы, политические факторы, глобализация и международные тенденции.

Keywords: Tax system, taxes, reference information system, history of the tax system, economic factors, political factors, globalization and international trends.

Налоговая система государства служит жизненно важным инструментом для выполнения его важнейших функций и обязанностей. То, как организована налоговая система, является важным показателем социально-экономического прогресса и роста страны. В 1992 году налоговая система Российской Федерации была создана одновременно с принятием закона "Об основах налоговой системы Российской Федерации", что привело к введению налога на прибыль, акцизного налога и налога на добавленную стоимость (НДС).

С переходом на рыночные рельсы российская налоговая система претерпела ряд преобразований, реформ и модернизаций. Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации была введена в действие в начале 1999 года, а вторая часть вступила в силу 1 января 2001 года. Налоговый кодекс Российской Федерации стал преобладающим правовым документом в стране, определяющим динамику, структуру и компоненты налогообложения в государстве, а также взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации изложены основные элементы российской налоговой системы. Принципы налоговой системы в широком смысле можно классифицировать следующим образом: справедливость, определенность, равенство, удобство и экономичность. Принцип справедливости диктует, что любой гражданин России обязан платить налоги в соответствии с установленными правительством нормами, но при этом учитывается его платежеспособность. Определенность требует, чтобы элементы налоговой системы были четко определены для установления налогов. Принцип равенства запрещает дифференциацию налоговых ставок в зависимости от гражданства, религии, социального статуса, расы и других факторов. Законы налоговой системы должны быть написаны доступным способом, чтобы обеспечить удобство и возможность своевременной уплаты налогов. Кроме того, принцип экономии требует экономического обоснования налогов и сборов, а платежи, которые не соответствуют конституционным основам России, неприемлемы. В целом принципы налоговой системы направлены на обеспечение соответствия российскому законодательству и конституционным основам.

Для обеспечения эффективного функционирования налоговая система структурирована по уровням с соответствующими им элементами. Налоговая система в России имеет три уровня, а именно федеральный, региональный и местный, каждый со специфическими налогами, которые характеризуют ее функционирование и способствуют ему. Согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральные налоги являются обязательными к уплате на всей территории России, за исключением конкретных льгот, связанных с применением специальных налоговых режимов. Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами субъектов Федерации и требуют обязательной уплаты на соответствующей территории. Местные налоги и сборы взимаются муниципалитетами в соответствии с налоговым законодательством, законами субъектов федерации и законами муниципалитетов.

Налоговая система России включает в себя несколько ключевых компонентов, включая различные виды налогов, пользовательские сборы и пошлины, права и обязанности налогоплательщиков и органов налоговой системы, подходы и виды налогового контроля, юридические действия, предпринимаемые в случае нарушения налоговых правил, факторы, оправдывающие введение налога, и руководящие принципы для формирования налогов. Также включены общие принципы, проверки и оценки налоговой системы, а также регулирование деятельности налогоплательщиков, аудит и стратегии оспаривания решений

Налоговая система Российской Федерации выполняет различные функции посредством входящих в нее элементов. Эти функции классифицируются следующим образом:

1) фискальный - Налоговая система обеспечивает поступление в государственный бюджет достаточных финансовых ресурсов;

2) регулятивный - он направлен на достижение определенных целей в государственной налоговой политике. Налоговая система считается мощным инструментом регулирования экономики, инвестиций, спроса и предложения, а также уровня занятости;

3) распределение - Налоговые средства распределяются между бюджетами всех уровней;

4) стимулирующий - различные налоговые льготы способствуют эффективному развитию перспективных секторов экономики;

5) контроль - Налоговая система позволяет государству осуществлять контроль за финансовой деятельностью налогоплательщиков, включая их доходы и расходы. По мере развития налоговой системы механизмы контроля оценивают осуществимость новых инициатив.

Концепция налогов существует уже почти два столетия как центральный институт формирования доходов государственного бюджета. Изучение налогов началось в 16 веке, но только в начале 18 века в России сформировалась своя налоговая система. Император Петр 1 издал указы о сборе налогов, такие как указ от 18 декабря 1706 года, которым учреждались провинции и предписывалось начальникам управлять денежными сборами и представлять их императору. Эти указы были эффективны при организации налоговой системы, которая включала налоги на топоры, бороды и дубовые гробы. Налоговая система получила дальнейшее развитие во время правления императрицы Екатерины II, которая издала указы об образовании губерний Всероссийской империи и передала финансовое управление Государственным палатам, а также учредила Экспедицию по государственным доходам и контролю. В ее эпоху налоговая система была в некоторой степени упрощена.

Эволюция налоговой системы в России продолжалась на протяжении всей ее истории. Во время правления Павла I были изданы указы о восстановлении Петровских коллегий по управлению финансами, учреждении должности государственного казначея и замене подушного налога денежными выплатами.

В 19 веке бюджет России формировался в основном за счет налогов, взимаемых с крепостного крестьянства, в частности подушного налога, сбора с оборота, "дохода от питья" и других налогов, на долю которых приходилось около двух третей поступлений. В 1860-х годах "доходы от питья" составляли почти 40% бюджетных поступлений. Столетие также ознаменовалось введением процентного сбора с доходов от недвижимости, акцизов на потребительские товары, такие как сахар, табак, соль, керосин, дрожжи, осветительные нефтепродукты и спички. Кроме того, в 1883 году в городах и поселках был введен государственный квартирный налог, который способствовал увеличению поступлений в бюджет.

На рубеже 20-го века наиболее продуктивными источниками бюджетных поступлений были винная монополия, акцизы и таможенные пошлины, а также доходы от железнодорожных перевозок, составлявшие 21-

25 %, 20 % и 18-23 % государственных доходов соответственно. С 1863 года до конца 1920-х годов государственный реестр доходов и расходов публиковался для всеобщего сведения.

Во времена правления Александра 1 и Николая 1 налоговая система в России претерпела изменения, и было издано несколько указов. Например, в 1802 году Манифестом было учреждено Министерство финансов, ответственное за все источники государственных доходов, налоги и сборы. Другие указы, изданные в этот период, включают создание в 1805 году комитета сенаторов для расчета и распределения земских сборов между провинциями пропорционально их населению и льготам, а также упорядочение земских сборов за содержание общественной инфраструктуры в 1816 году. Подушный налог, который был отменен во время правления Николая 1, был переведен на серебро, а налоги были установлены в размере 95 копеек на душу населения в 1839 году, согласно указу от 9 ноября. Кроме того, были утверждены Устав 1851 года и правила о земских повинностях, таких как дорожные, почтовые и квартирные.

Император Александр II сыграл значительную роль в реформировании налоговой системы в России. 19 февраля 1861 года он подписал Манифест об отмене крепостного права, устанавливавший порядок взимания выкупных платежей и государственных земских и мирских повинностей. В 1863 году он еще больше отменил покупку вина и ввел акциз на выпивку указом от 1 января.

Император Александр III продолжал вносить изменения в налоговую систему. 15 мая 1883 года он подписал указ о прощении задолженности по заработной плате, подушному налогу, кибиточному сбору, поборам Кубанской и Терской областей, ясачному сбору, пошлине, выкупным платежам всех размеров и т.д.

Однако последний император России издал три важных указа о налогах. 6 мая 1896 года Николай II преобразовал Департамент неуплатных сборов в Главное управление неуплатных сборов и государственной продажи напитков, а 14 мая 1896 года подписал Высочайший манифест о снижении государственного земельного налога. Наконец, в январе 1917 года он ввел в России подоходный налог.

Во время "военного коммунизма" в Советской России были установлены эмиссия бумажных денег и контрибуции в качестве основных источников доходов бюджета. Налоговая система в период НЭПа (1922-1929 гг.) включала множество налогов и сборов, таких как промысловый налог, квартирный налог, налог на сверхприбыль и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Налоговое право и налогообложение стали средством классовой борьбы в условиях диктатуры пролетариата. В период "военного коммунизма" Народный комиссариат финансов создан в составе наркоматов, а Декретом ВСИК и СНК введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью обеспечить неотложные нужды революционного строительства и обороны страны. В НЭПе произошло возрождение налоговой системы, повторившейся в общих чертах налоговой системы до революции в России, а также введены новые налоги и сборы, включая "классовые налоги" на кулацкие хозяйства и трудгужналог.

В 1930-1932 гг. была произведена значительная налоговая реформа в СССР в соответствии с решением ЦИК и СНК. Акцизы были полностью отменены, а налоговая система была упрощена до двух основных платежей: налога с оборота и отчислений от прибыли для предприятий. Были объединены некоторые налоги для населения, а кроме того, значительное их число было отменено. Вся прибыль от промышленных и торговых предприятий, за исключением отчислений на формирование фондов, перечислялась в доход государства. Следовательно, доход государства формировался не только от налогов, а от прямых изъятий из валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате этой реформы налоги и система налогообложения потеряли свое значение для бюджета.

Между 1941 и 1965 годами в СССР произошли изменения в налоговом законодательстве. Во время войны была введена система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий. Однако, из-за дополнительных потребностей бюджета, были введены новые налоги и сборы населения, такие как налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, военный налог, сбор с владельцев скота и за регистрацию охотни-чье-промысловых собак. Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан был экзотическим и использовался для мобилизации средств на помощь многодетным матерям и рост населения страны.

В дальнейшем, законы налогового законодательства были изменены, включая подоходный и поимущественный налог, сельскохозяйственный налог, единую государственную пошлину, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, налог на демонстрацию кинофильмов и т.д.

На расширенном заседании коллегии руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров подвел итоги работы налоговых органов в 2020 году и определил основные направления дальнейшего роста. Он выразил свою благодарность коллегам за их усилия в течение того, что стало известно как год борьбы с коронавирусом. За прошедший год Федеральная налоговая служба предоставила данные правительству и региональным властям, в то время как недавно созданные ситуационные центры оказались неоценимыми, способствуя оперативному осуществлению мер поддержки, связанных с пандемией. Министр финансов Антон Силуа-нов похвалил сотрудников Налоговой службы за успешное достижение целевых показателей по сбору доходов, внедрение блокчейн-платформы для мер поддержки бизнеса и создание различных цифровых платформ. Несмотря на экономические последствия пандемии, налоговые поступления сократились на 7,6 % в 2020 году. Без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличились на 2,6 % благодаря успешному налоговому администрированию, в частности, за счет НДС и налога на доходы физических лиц.

К концу 2020 года общий долг оставался стабильным с индексом DTI на уровне 6,5 %. В течение всего этого года в рамках бесконфликтного урегулирования количество взаимозачетов увеличилось на 35 % по сравнению с 2019 годом и составило 123,6 млрд рублей. Кроме того, задержки увеличились в семь раз и составили 28,1 миллиарда рублей, в то время как на долю отсрочек из-за COVID пришлось более 52 миллиардов рублей. В результате приостановление действия счетов налогоплательщиков было сокращено на 160 %. На данный момент функции по управлению долгом централизованы в 18 долговых центрах, и ожидается, что в этом году будут созданы еще девять центров. К концу 2020 года эффективность принудительных мер в долговых центрах выросла на 5,8 процентных пункта по сравнению со среднероссийским показателем, и было взыскано дополнительно 3,8 миллиарда рублей. Несмотря на пандемию в 2020 году, поступления от процедур банкротства увеличились на 2 % по сравнению с 2019 годом благодаря инновационным мерам по проектной работе с должниками, уже находящимися в процедуре банкротства, в то время как текущие поступления от должников, находящихся в стадии банкротства, увеличились на 16 %. Наконец, в пилотном режиме, начиная с четвертого квартала 2020 года, должники были проинформированы о рисках банкротства и вариантах урегулирования задолженности, при этом было произведено на 60 % больше расчетов, чем годом ранее.

В ходе расширенного заседания коллегии руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров поблагодарил своих коллег за их работу в непростых условиях 2020 года, который ознаменовался пандемией COVID-19. Он отметил, что Налоговая служба стала важным поставщиком данных для правительства, региональных властей и ситуационных центров, которые готовили меры поддержки для различных секторов. Результаты работы Налоговой службы в этих условиях были высоко оценены министром финансов Антоном Силуановым, который признал, что Служба создала выгодные платформы для поддержки бизнеса и кредитования, оперативно оказывала финансовую поддержку семьям и генерировала статистическую информацию в режиме реального времени, которая была востребована для принятия управленческих решений.

Налоговые поступления в 2020 году снизились на 7,6 % по сравнению с 2019 годом, что сказалось на консолидированном бюджете Российской Федерации в размере 21,01 трлн рублей, наряду с сокращением федеральных налоговых поступлений на 12,9 % и небольшим снижением консолидированных доходов субъектов на 0,9 %. Тем не менее, без учета НДПИ эффективность налогообложения помогла увеличить консолидированную выручку на 2,6 %, достигнув 17,2 трлн рублей, в частности, НДС, который вырос на 0,3 %, в то время как подоходный налог снизился на 11,6 %, а налог на доходы физических лиц увеличился на 7,5 %.

Расширение онлайн-сервисов оказалось значительным для развития налоговых служб, в частности мобильного приложения "FL Taxes", которое позволяет налогоплательщикам заполнять и отправлять заявления на зачет или возврат средств всего в три клика. Аналогично, приложение "Личный кабинет индивидуального предпринимателя" выдает push-уведомления о непогашенных долгах и требованиях к оплате, выступает инструментом информирования граждан о тематических семинарах в рамках проверок и рассылает напоминания о сроках сдачи.

Чтобы обеспечить соответствие роста налоговых поступлений и страховых взносов экономике, Егоров подчеркнул необходимость активизации работы с крупными налогоплательщиками, заявляющими о высоком уровне нереформированных источников вычетов по НДС. Кроме того, он предложил создать сервис, позволяющий гражданам получать вычеты по НДФЛ в проактивном режиме.

В новом формате параллельно с основным заседанием были проведены круглые столы, на которых руководители региональных департаментов обсуждали и корректировали решения возникающих проблем. Начиная, с 1 июля 2021 года Федеральная налоговая служба России предоставляет услугу по выдаче сертификата квалифицированной электронной подписи, переходя от платных версий коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров к бесплатной соответствующей государственной услуге самим Сервисом.

Во время интервью телеканалу "Россия 24" глава Федеральной налоговой службы поделился информацией о проделанной ведомством работе в 2021 году. Он особо отметил увеличение налоговых поступлений в бюджет, участие в программе помощи бизнесу, автоматизированную систему получения налогового вычета и специальный налоговый режим для самозанятых. Примечательно, что всего за 10 месяцев в бюджет поступило 23 трлн рублей налоговых поступлений, что на 37 % больше, чем в прошлом году, и на 23 % больше по сравнению с 2019 годом. Федеральная налоговая служба сыграла важную роль в администрировании выплаты субсидий предприятиям для поддержания заработной платы в компаниях: более 300 предприятий и тысячи индивидуальных предпринимателей получили выплаты на общую сумму более 22 миллиардов рублей и обеспечили работой более 1,7 миллиона физических лиц. Кроме того, автоматизированный механизм получения налогового вычета при покупке жилья имеет значительные преимущества, позволяя физическим лицам получать вычет в течение 12 дней с момента указания счета, на который будут перечислены деньги. К ВТБ уже присоединился, ожидается, что в будущем к нему присоединятся и другие крупные банки. Наконец, специальный налоговый режим для самозанятых привлек 3,5 миллиона пользователей, позволив физическим лицам подключиться к нему всего за одну минуту с автоматическими платежами. В соответствии с этим режимом ставка налога для физических лиц составляет 4 %, а юридические лица платят 6 %.

В ходе расширенного заседания коллегии 9 февраля руководитель регионального отделения налоговой службы Елена Афонина поделилась результатами работы ведомства за 2022 год, определила приоритетные задачи и разъяснила нюансы внедрения нового порядка учета обязательных платежей - Единого налогового учета

(ЕНС). Она начала свое выступление со статистики, заявив, что в 2022 году в бюджетную систему поступило 240 миллиардов рублей, что на 17 % больше, чем в 2021 году. Кроме того, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона превысил 109 млрд рублей, впервые превысив порог в 100 млрд рублей. Доходы от специальных налоговых режимов составили около 13 млрд рублей, а доходы от налогов на имущество достигли 16 млрд рублей. Кроме того, в 2022 году были значительно сокращены сроки проверки деклараций по налогу на доходы физических лиц и запросов о возврате средств, что позволило почти 96 000 гражданам получить имущественные, социальные и инвестиционные вычеты из бюджета на сумму 3,8 миллиарда рублей.

В ходе заседания правления обсуждалась тема нового Единого налогового счета (ЕНС), и Елена Афонина назвала его революционным нововведением, направленным на упрощение налоговых расчетов с бюджетом и предоставление налогоплательщикам преимуществ в виде экономии времени и денег. Налоговые органы готовы рассматривать жалобы налогоплательщиков при переходе на ENS в индивидуальном порядке. Также были обсуждены приоритетные задачи властей на оставшуюся часть года с акцентом на обеспечение исполнения бюджетов всех уровней и оказание оперативной и всесторонней помощи налогоплательщикам во всех сферах работы. Кроме того, во время встречи несколько должностных лиц приняли участие в обсуждении, чтобы получить представление о налоговой и финансовой политике и департаментах, участвующих в проверках.

За последние годы Российская Федерация претерпела значительные экономические изменения, и эти изменения в значительной степени повлияли на эволюцию ее налоговой системы. Одним из основных факторов, определяющих эволюцию налоговой системы в России, является необходимость привлечения иностранных инвестиций. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо иметь прозрачную и предсказуемую налоговую систему. Российское правительство осознало эту необходимость и предприняло шаги по созданию более благоприятного инвестиционного климата путем оптимизации налогового законодательства и предоставления льгот компаниям, работающим в стране.

Еще одним фактором, определяющим эволюцию налоговой системы в России, является необходимость решения проблем, связанных с цифровой экономикой. Рост электронной коммерции, цифровых платежей и других видов онлайн-деятельности создал новые проблемы для налоговых органов, и российское правительство отреагировало на это введением новых нормативных актов, гарантирующих, что эти виды деятельности облагаются соответствующим уровнем налогообложения.

Кроме того, эволюция налоговой системы в России обусловлена необходимостью улучшения показателей соблюдения налогового законодательства. Традиционно российская налоговая система страдала от высокого уровня уклонения от уплаты налогов, и это привело к значительному сокращению государственных доходов. Для решения этой проблемы российское правительство приняло ряд мер, направленных на улучшение соблюдения налогового законодательства, включая использование технологий для мониторинга налоговых платежей, ужесточение штрафов для лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, и внедрение системы налоговых льгот для добросовестных налогоплательщиков.

Одним из положительных эффектов этих различных экономических факторов, определяющих эволюцию налоговой системы в России, является повышение эффективности сбора налогов. Благодаря упорядочению налогового законодательства, повышению уровня соблюдения налогового законодательства и решению проблем, связанных с цифровой экономикой, российская налоговая система становится более эффективной. Это, в свою очередь, способствует увеличению государственных доходов и обеспечению эффективного использования этих доходов на благо российских граждан.

Еще одним положительным эффектом этих экономических факторов, определяющих эволюцию налоговой системы в России, является улучшение инвестиционного климата. Создавая более благоприятный инвестиционный климат, российское правительство привлекает иностранные инвестиции, создает новые рабочие места и способствует стимулированию экономического роста. Этот рост приносит пользу не только компаниям, работающим в России, но и россиянам, которые пользуются более высоким уровнем занятости и экономическими возможностями.

Наконец, эволюция налоговой системы в России ведет к повышению уровня сотрудничества между правительством и частным сектором. Работая сообща над созданием более благоприятного инвестиционного климата и решением проблем, связанных с цифровой экономикой, правительство и частный сектор строят более сильную и устойчивую экономику, которая принесет пользу всем гражданам России.

Экономические факторы, определяющие эволюцию налоговой системы в России, приводят к ряду положительных эффектов, включая повышение эффективности сбора налогов, более благоприятный инвестиционный климат и расширение сотрудничества между правительством и частным сектором. Продолжая решать эти проблемы и работать над созданием более эффективной налоговой системы, Россия получит хорошие возможности для дальнейшего роста и процветания в предстоящие годы.

Налоговая система России претерпела значительные изменения после распада Советского Союза. На эволюцию системы оказали влияние различные политические факторы, которые сыграли решающую роль в формировании нынешней налоговой системы. Одним из наиболее значимых политических факторов, определяющих эволюцию налоговой системы в России, является переход страны от централизованно планируемой экономики к рыночной. Этот переход потребовал полной перестройки налоговой системы, чтобы сделать ее более эффективной, прозрачной и отвечающей потребностям рыночной экономики. В результате было принято

несколько законов, связанных с налогообложением, направленных на стимулирование экономического роста и привлечение иностранных инвестиций в страну.

Еще одним политическим фактором, повлиявшим на эволюцию налоговой системы в России, стало вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 году. Чтобы соответствовать требованиям ВТО, России пришлось провести ряд реформ в своей налоговой системе, включая снижение импортных тарифов, отмену экспортных пошлин и упрощение таможенных процедур. Эти реформы были направлены на стимулирование торговли и инвестиций, что позволило России лучше интегрироваться в мировую экономику.

Политический климат также играет решающую роль в формировании налоговой системы в России. С момента консолидации власти президентом Владимиром Путиным в 2000 году правительство осуществило различные меры, направленные на улучшение налогового администрирования, сокращение уклонения от уплаты налогов и ликвидацию коррупции в налоговой системе. Это привело к увеличению налоговых поступлений, способствуя общему экономическому росту страны.

Более того, правительство также внедрило несколько целевых налоговых льгот для развития конкретных отраслей, таких как сельское хозяйство, высокие технологии и возобновляемые источники энергии. Эти стимулы помогли диверсифицировать экономику, создать рабочие места и привлечь иностранные инвестиции в эти секторы.

Растущее значение экологических проблем является еще одним политическим фактором, повлиявшим на эволюцию налоговой системы в России. Правительство ввело различные экологические налоги и сборы в целях содействия устойчивому развитию и защите окружающей среды. Эти налоги и сборы направлены на противодействие вредной практике и поощрение экологически устойчивого поведения.

Эволюцию налоговой системы в России оказали влияние различные политические факторы, включая переход к рыночной экономике, вступление страны в ВТО, политический климат, целевые налоговые льготы и экологические проблемы. Несмотря на существующие проблемы, российская налоговая система постепенно эволюционировала, становясь более эффективной, прозрачной и чутко реагирующей на потребности экономики. Эти позитивные изменения являются хорошим предзнаменованием для будущего российской налоговой системы и общего экономического развития страны.

Глобализация и международные тенденции оказали значительное влияние на эволюцию налоговой системы в России. Глобализация привела к значительным изменениям в налоговой политике и практике в странах по всему миру. В России налоговая система эволюционировала в ответ на силы глобализации и международные тенденции.

За последние два десятилетия российская налоговая система подверглась значительному реформированию, поскольку страна столкнулась с силами глобализации и стремилась интегрироваться в мировую экономику. Правительство признало необходимость создания более благоприятной для бизнеса среды, которая включает в себя хорошо продуманную налоговую систему, стимулирующую экономический рост и инвестиции. Создание Всемирной торговой организации (ВТО) сыграло значительную роль в формировании налоговой политики России, особенно в отношении импортных и экспортных пошлин.

На российское правительство также оказали влияние лучшие международные практики в области налогообложения, особенно в отношении трансфертного ценообразования, размывания налоговой базы и перемещения прибыли. По мере того как компании становятся все более глобальными и сложными, возрастает риск уклонения от уплаты налогов и трансфертного ценообразования. Для решения этих проблем Россия приняла ряд мер по обеспечению того, чтобы компании платили свою справедливую долю налогов. Эти меры включают принятие правил трансфертного ценообразования, которые требуют от компаний раскрывать информацию о своих операциях по трансфертному ценообразованию российским налоговым органам. Кроме того, Россия внедрила меры по размыванию налоговой базы и перемещению прибыли (ББР8), призванные помешать транснациональным компаниям использовать лазейки в налоговой системе для уклонения от налогообложения.

Принятие международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) оказало значительное влияние на практику налогового учета в России. Принятие МСФО привело к большей прозрачности и согласованности финансовой отчетности, что, в свою очередь, привело к более точному налоговому учету. Это помогло снизить риск ошибок и расхождений в налоговой отчетности, что было выгодно как налогоплательщикам, так и российским налоговым органам.

Наконец, налоговые соглашения сыграли значительную роль в формировании российской налоговой политики. Россия заключила ряд налоговых соглашений с другими странами, которые помогли снизить риск двойного налогообложения и способствовать трансграничным инвестициям и торговле. Эти договоры также заложили основу для сотрудничества между странами по вопросам, связанным с налогообложением, что помогло улучшить соблюдение налогового законодательства и снизить риск уклонения от уплаты налогов.

Глобализация и международные тенденции оказали значительное влияние на эволюцию налоговой системы в России. Правительство признало необходимость создания более благоприятной для бизнеса среды, которая включает в себя хорошо продуманную налоговую систему, стимулирующую экономический рост и инвестиции. Создание ВТО сыграло значительную роль в формировании налоговой политики России, равно как и внедрение передовой международной практики в области налогообложения. Принятие МСФО также оказало положительное влияние на практику налогового учета в России. Наконец, налоговые соглашения сыграли зна-

чительную роль в формировании российской налоговой политики, особенно в том, что касается снижения риска двойного налогообложения и поощрения трансграничных инвестиций и торговли.

В заключение следует отметить, что эволюция налоговой системы в России была долгим и сложным процессом, на который на протяжении многих лет влияли различные политические и экономические факторы. История налоговой системы восходит к началу 18 века, и с тех пор были внесены серьезные изменения, чтобы адаптироваться к постоянно меняющемуся экономическому ландшафту.

За прошедшие годы правительство ввело множество новых законов и стратегий для достижения эффективного вектора развития налоговой системы, включая цифровые технологии. Однако все еще существуют некоторые проблемы, которые необходимо решить, такие как обеспечение более сбалансированного налогового бремени, содействие справедливой налоговой конкуренции и стимулирование инвестиций в страну. Все эти факторы останутся решающими в будущей эволюции налоговой системы в России.

Забегая вперед, отметим, что налоговая система в России будет по-прежнему находиться под влиянием глобализации, международных тенденций и продолжающихся политических и экономических событий в стране. В целом, эволюция налоговой системы в России была позитивной, и будущие усилия должны быть направлены на развитие ее достижений и решение остающихся проблем для обеспечения более стабильного и процветающего экономического будущего.

Источники:

1. Бухгалтерский учет и налогообложение: учебник / И. Н. Сергеев, Н. В. Никитин. — 6-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 576 с. — (Высшее образование).

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/.

3. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ на 2022 год Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В. Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 197-202.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalogkodeks.ru/.

5. Налоговая система российской федерации: оценка эффективности и направления реформирования Левшукова О.А., Полинская М.В. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 69. С. 42-48.

6. Налоговая политика в России: теория и практика: учебное пособие / под ред. И. М. Романовской, И. А. Разумовой. — М.: Юристъ, 2019. — 400 с.

7. Налоговое право: учебник / О. Ю. Крупнов, Л. В. Погребняк, И. Н. Смирнова и др.; под ред. О. Ю. Крупнова. — М.: Юстицинформ, 2021. — 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Г. А. Аганбегяна. — 6-е изд. — М.: КНОРУС, 2020. — 672 с.

9. Налоги и налоговая система : учебное пособие / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.В. Сапрыкина. - Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 - 130 с.

10. Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/.

EDN: TBUZOO

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Е.И. Рязанова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

E.I. Ryazanova - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia; Л.Ю. Гричанова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

L.Yu. Grichanova - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ TAX POLICY OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. В данной статье рассматривается налоговая политика России в современных условиях. Определяется значение налоговой политики для государства в период развития цифровизации и конкуренции экономики. Анализируются различные системы налогообложения, их особенности и описываются налоговые ставки на ряд налогов в стране. Приводится роль налоговых льгот в сфере бизнеса, освещается суть налоговых органов и их функций. Проводится оценка влияния на экономический рост и инвестиции и сравнение эффективности налоговой политики России с другими странами. Рассматриваются вызовы и риски налоговой системы, такие как несоблюдение налогоплательщиками налоговых обязательств, недостаточная прозрачность и справедливость налогообложения, а также неэффективность налоговой администрации. Также обсуждаются тенденции и перспективы развития данной сферы, в том числе возможность введения новых налогов и изменения существующей системы налогообложения.

Abstract. This article examines the tax policy of Russia in modern conditions. The importance of tax policy for the state during the development of digitalization and competition of the economy is determined. Various taxation systems, their features are analyzed and tax rates for a number of taxes in the country are described. The role of tax benefits in the field of business is given, the essence of tax authorities and their functions is highlighted. The impact on economic growth and investment is assessed and the effectiveness of Russia's tax policy is compared with other countries. The challenges and risks of the tax system are considered, such as non-compliance by taxpayers with tax obligations, insufficient transparency and fairness of taxation, as well as inefficiency of the tax administration. The trends and prospects for the development of this sphere are also discussed, including the possibility of introducing new taxes and changing the existing taxation system.

Ключевые слова: налоги, ставки, льготы, налоговая политика, налогообложение, органы, налогоплательщики, бизнес-сфера, система. Keywords: taxes, rates, benefits, tax policy, taxation, authorities, taxpayers, business sphere, system.

Данная тема актуальна и важна в современных условиях. Налоговая политика является одной из важнейших составляющих экономической политики любого государства, поэтому ее эффективность непосредственно влияет на экономическое развитие страны. Современные условия характеризуются высокой степенью глобализации, цифровизации и усиления конкуренции, поэтому необходимо постоянно совершенствовать налоговую политику, чтобы она соответствовала вызовам времени и способствовала развитию экономики. Наконец, в последние годы Россия проводит реформы налоговой системы, поэтому необходимо оценить их эффективность и выработать стратегию развития налоговой политики в будущем.

Помимо этого налоговая политика напрямую влияет на бизнес-среду, поэтому ее эффективность и справедливость влияют на развитие предпринимательства и привлекательность страны для инвесторов. Стоит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.