чительную роль в формировании российской налоговой политики, особенно в том, что касается снижения риска двойного налогообложения и поощрения трансграничных инвестиций и торговли.
В заключение следует отметить, что эволюция налоговой системы в России была долгим и сложным процессом, на который на протяжении многих лет влияли различные политические и экономические факторы. История налоговой системы восходит к началу 18 века, и с тех пор были внесены серьезные изменения, чтобы адаптироваться к постоянно меняющемуся экономическому ландшафту.
За прошедшие годы правительство ввело множество новых законов и стратегий для достижения эффективного вектора развития налоговой системы, включая цифровые технологии. Однако все еще существуют некоторые проблемы, которые необходимо решить, такие как обеспечение более сбалансированного налогового бремени, содействие справедливой налоговой конкуренции и стимулирование инвестиций в страну. Все эти факторы останутся решающими в будущей эволюции налоговой системы в России.
Забегая вперед, отметим, что налоговая система в России будет по-прежнему находиться под влиянием глобализации, международных тенденций и продолжающихся политических и экономических событий в стране. В целом, эволюция налоговой системы в России была позитивной, и будущие усилия должны быть направлены на развитие ее достижений и решение остающихся проблем для обеспечения более стабильного и процветающего экономического будущего.
Источники:
1. Бухгалтерский учет и налогообложение: учебник / И. Н. Сергеев, Н. В. Никитин. — 6-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 576 с. — (Высшее образование).
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/.
3. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ на 2022 год Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В. Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 197-202.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalogkodeks.ru/.
5. Налоговая система российской федерации: оценка эффективности и направления реформирования Левшукова О.А., Полинская М.В. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 69. С. 42-48.
6. Налоговая политика в России: теория и практика: учебное пособие / под ред. И. М. Романовской, И. А. Разумовой. — М.: Юристъ, 2019. — 400 с.
7. Налоговое право: учебник / О. Ю. Крупнов, Л. В. Погребняк, И. Н. Смирнова и др.; под ред. О. Ю. Крупнова. — М.: Юстицинформ, 2021. — 624 с.
8. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Г. А. Аганбегяна. — 6-е изд. — М.: КНОРУС, 2020. — 672 с.
9. Налоги и налоговая система : учебное пособие / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.В. Сапрыкина. - Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 - 130 с.
10. Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/.
EDN: TBUZOO
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Е.И. Рязанова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.I. Ryazanova - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia; Л.Ю. Гричанова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
L.Yu. Grichanova - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ TAX POLICY OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. В данной статье рассматривается налоговая политика России в современных условиях. Определяется значение налоговой политики для государства в период развития цифровизации и конкуренции экономики. Анализируются различные системы налогообложения, их особенности и описываются налоговые ставки на ряд налогов в стране. Приводится роль налоговых льгот в сфере бизнеса, освещается суть налоговых органов и их функций. Проводится оценка влияния на экономический рост и инвестиции и сравнение эффективности налоговой политики России с другими странами. Рассматриваются вызовы и риски налоговой системы, такие как несоблюдение налогоплательщиками налоговых обязательств, недостаточная прозрачность и справедливость налогообложения, а также неэффективность налоговой администрации. Также обсуждаются тенденции и перспективы развития данной сферы, в том числе возможность введения новых налогов и изменения существующей системы налогообложения.
Abstract. This article examines the tax policy of Russia in modern conditions. The importance of tax policy for the state during the development of digitalization and competition of the economy is determined. Various taxation systems, their features are analyzed and tax rates for a number of taxes in the country are described. The role of tax benefits in the field of business is given, the essence of tax authorities and their functions is highlighted. The impact on economic growth and investment is assessed and the effectiveness of Russia's tax policy is compared with other countries. The challenges and risks of the tax system are considered, such as non-compliance by taxpayers with tax obligations, insufficient transparency and fairness of taxation, as well as inefficiency of the tax administration. The trends and prospects for the development of this sphere are also discussed, including the possibility of introducing new taxes and changing the existing taxation system.
Ключевые слова: налоги, ставки, льготы, налоговая политика, налогообложение, органы, налогоплательщики, бизнес-сфера, система. Keywords: taxes, rates, benefits, tax policy, taxation, authorities, taxpayers, business sphere, system.
Данная тема актуальна и важна в современных условиях. Налоговая политика является одной из важнейших составляющих экономической политики любого государства, поэтому ее эффективность непосредственно влияет на экономическое развитие страны. Современные условия характеризуются высокой степенью глобализации, цифровизации и усиления конкуренции, поэтому необходимо постоянно совершенствовать налоговую политику, чтобы она соответствовала вызовам времени и способствовала развитию экономики. Наконец, в последние годы Россия проводит реформы налоговой системы, поэтому необходимо оценить их эффективность и выработать стратегию развития налоговой политики в будущем.
Помимо этого налоговая политика напрямую влияет на бизнес-среду, поэтому ее эффективность и справедливость влияют на развитие предпринимательства и привлекательность страны для инвесторов. Стоит
учесть, что налоговые поступления являются одним из основных источников доходов государства, поэтому необходимо повышать эффективность налоговых поступлений и бороться с налоговыми преступлениями и уклонением от уплаты налогов.
Цель статьи заключается в изучении основных принципов и направлениях налоговой политики России и её влияния на экономику страны, в анализе эффективности налоговой системы и определении пути ее совершенствования в условиях современной экономической ситуации.
Налоговая политика - это совокупность мер, которые государство принимает для регулирования процесса налогообложения. Ее целью является создание оптимальной системы налогообложения, которая бы обеспечивала достаточный уровень налоговых поступлений в бюджет, при этом не препятствуя развитию бизнеса и экономики в целом.
Суть налоговой политики для экономики государства кроется в том, что она оказывает существенное влияние на экономическую активность населения и на развитие бизнеса и инвестиций. Иначе говоря, она стимулирует развитие экономики через создание благоприятных условий для бизнеса и повышения качества жизни населения через обеспечение социальных нужд [5].
Однако, неэффективная налоговая политика может привести к снижению инвестиционной привлекательности страны, утечке капитала за границу и к созданию неравных условий для бизнеса. Поэтому, стоит учитывать все особенности при создании оптимальной налоговой политики (рисунок 1).
Л
'Приём международных стандартов; •Учитывать влияние налоговой политики на экономический рост;
• Применение цифровых технологий;
• Развитие механизмов налогового стимулирования; •Борьба с налоговыми убежищами и уклонением от
уплаты налогов;
• Прозрачности и справедливости налогообложения.
I_)
Рисунок 1 - Особенности налоговой политики
Важной особенностью налоговой политики является также необходимость сотрудничества с другими странами и международными организациями для снижения уровня налогового давления на бизнес и предотвращения налоговых уклонений и утечек. Для этого необходимо разрабатывать международные стандарты налогообложения и принимать участие в работе международных организаций в этой сфере, таких как ОЭСР и Всемирная торговая организация.
Например, в современных условиях многие государства уже сотрудничают в области налогового регулирования и применения международных стандартов, таких как BEPS (Международный план действий по борьбе с базовой эрозией и перемещением прибыли) и FATCA (Закон об налоговом соблюдении и счетах за границей), которые регулируют трансграничное налогообложение.
Также налоговая политика в условиях глобализации должна учитывать влияние налоговой нагрузки на экономический рост и привлекательность страны для иностранных инвесторов.
Помимо этого, с развитием цифровых технологий налоговые органы используют новые методы контроля и мониторинга налогоплательщиков, такие как электронные налоговые декларации и системы онлайн-проверки налоговой задолженности.
И уже в условиях усиления конкуренции налоговые стимулы становятся более важными, чтобы привлекать инвестиции и поддерживать экономический рост.
Так, цифровизация позволяет налоговым убежищам и уклонителям от уплаты налогов скрываться более эффективно, поэтому налоговая политика должна уделять больше внимания этому вопросу.
Со временем становится острее вопрос, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость налогообложения, чтобы удерживать инвесторов и поддерживать доверие в налоговых моментах [1].
За последние годы было проведено несколько реформ налоговой системы, направленных на упрощение налогообложения, сокращение налоговых барьеров и стимулирование экономического роста (рисунок 2).
Реформы в налоговой системе были проведены, чтобы упростить и улучшить налоговое законодательство и стимулировать экономический рост.
Налог - это обязательный платеж, который субъекты права должны уплачивать в бюджеты государств или муниципалитетов на основе законодательства. Смысл налога заключается в том, чтобы собирать деньги от населения и бизнеса для финансирования различных общественных нужд.
В России существует несколько основных налогов, которые охватывают большую часть налоговых поступлений в бюджет страны. Налоговые ставки на эти налоги могут изменяться в зависимости от многих факторов: например, экономическая ситуация как на мировой арене, так и внутри государства и изменения в налоговом законодательстве (рисунок 3).
Основные особенности налоговой политики в условия штфровизашш и усиления конкуренции
Единый налоговый счет. В России ввели Единый налоговый платеж. С 1 января 2023 года обязательный для всех налогоплательщиков. Теперь платить налоги станет значительно легче: однократно плательщик пополняет ЕНС (Единый налоговый счет). В период оплаты с него будут списываться средства-
Изменения по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). С 1 января 2020 года у индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных лиц. занимающихся частной практикой, отсутствует обязанность представления в налоговый орган по месту жительства налоговых деклараций о предполагаемом доходе физических лиц по форме 4-
Реформа в области социального налогового вычета. В 2022 году были введены изменения в Налоговый кодекс, позволяющие физическим лицам получить налоговый вычет не только на пожертвования, обучение, медицинские услуги, пенсионные и страховые взносы, прохождение независимей оценки квалификации, но и за физкультурно-оздоровительные услуги при расчете предельной сумма годовых затрат (120 000 рублей, при возврате 13%) [8]
Реформа по льготам для определенных категорий налогоплательщиков. Например, с 2022 года от НДС освобождаются услуги общепита, которые оказываются через рестораны,. кафе„ закусочные^ столовые и при выездном обслуживании. Под освобождение не попадает реализация продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями и индивидуальными предпринимателями, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей [16].
Рисунок 2 - Основные реформы налоговой системы с 2020 г.
НДС (налог на добавленную стоимость) - это основной налог на потребление в России. Ставка НДС в России составляет 20%. Однако, есть также сниженные ставки НДС, которые применяются к некоторым товарам н услугам.
Акцизы - это федеральный налог, взимаемый с определенных товаров,
которые признаны
предметами повышенной налогообложения из-за их влияния на общественное благополучие.
Налог на прибыль организаций (НПО) - это налог, который уплачивается организациями на прибыль. Стандартная ставка НПО в России составляет 20%, но для некоторых видов деятельности ставка может быть ниже.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимаемается с компаний, занимающихся добычей природных ресурсов. НДПИ - федеральный налог, установленный с целью учёта и контроля использования природных ресурсов страны и получения дохода.
Налог на доходы физических лиц - ставка налога на доходы физических лиц составляет 13% и прогрессивная ставка 15% по доходам свыше 5 милионнов рублей.
Рисунок 3 - Первостепенные налоги в Российской Федерации
Основные бюджетно-образующие налоги в России: НДПИ, косвенные налоги (НДС, акцизы), НДФЛ, налог на прибыль организаций. Немаловажную роль играют и имущественные налоги, которые формируют региональные и местные бюджеты.
По итогу, налоги являются важным инструментом финансовой политики государства и необходимы для обеспечения развития страны и поддержания жизненного уровня ее граждан.
Налогообложение в различных секторах экономики может отличаться в зависимости от особенностей отрасли, ее структуры и специфики производства или услуг, которые предоставляются:
1) сельское хозяйство налогово-привилегированное. Налоги на землю, имущество и доходы фермеров ниже, чем в других отраслях экономики;
2) в России в последние годы были введены налоговые льготы для 1Т-компаний. Это было сделано для стимулирования развития отрасли и привлечения инвестиций;
3) налогообложение в нефтегазовом секторе. Нефтегазовая отрасль в России является одной из самых налогооблагаемых. Налоговая ставка на добычу нефти и газа достигает 50 % от прибыли;
4) сфера малого и среднего бизнеса. Введение налоговых льгот для малого и среднего бизнеса. Например, для малых предприятий существует упрощенная система налогообложения.
В нашей стране действует несколько систем налогообложения, каждая из которых предназначена для определенной категории налогоплательщиков (рисунок 4).
Рисунок 4 - Системы налогообложения в России [13]
Как правило, налоговая политика страны нацелена на поддержку развития отраслей и экономики с учетом стимулирования инвестиций.
Налоговые льготы - это установленные государством особые правила налогообложения, которые предоставляют определенным категориям налогоплательщиков возможность снизить свои налоговые обязательства либо вовсе освободиться от уплаты налогов. Льготы могут быть как общими, действующими для всех налогоплательщиков, так и специальными, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков.
Значение налоговых льгот непосредственно для бизнеса заключается в том, что они позволяют сократить издержки налогообложения и повысить прибыльность деятельности. В условиях высокой конкуренции и нестабильной экономической ситуации, налоговые льготы могут стать решающим фактором для привлечения инвестиций и развития бизнеса в регионах, а также способом стимулирования определенных видов деятельности. Однако, налоговые льготы часто являются временными мерами и могут быть изменены или отменены в зависимости от экономической и политической ситуации в стране.
Некоторые из наиболее значимых примеров налоговых льгот в России включают:
1) Освобождение от налога на имущество для инновационных предприятий - компаний, занимающихся научно-исследовательской деятельностью или разработкой технологий. Эта льгота позволяет снизить налоговую нагрузку на компании, что стимулирует инвестирование в исследования и разработки.
2) Налоговые льготы для резидентов технопарков - комплексов, где сосредоточены инновационные компании. Резиденты технопарков могут получить льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и НДС, что делает бизнес-среду более привлекательной для инновационных компаний.
3) Льготы по налогу на топливо для транспортных компаний - предприятий, занимающихся перевозками грузов. Эта льгота позволяет снизить расходы на топливо, что уменьшает себестоимость перевозок и делает бизнес более конкурентоспособным.
4) Освобождение от НДС при экспорте товаров - компании, экспортирующие свою продукцию за пределы России, могут получить льготу по НДС. Это позволяет снизить цену на продукцию и сделать ее более конкурентоспособной на мировом рынке.
Данные налоговые льготы направлены на создание более благоприятной бизнес-среды в стране [3].
В России налоговые органы играют важную роль в сборе и контроле уплаты налогов. Налоговая служба России включает Федеральную налоговую службу (ФНС), ее территориальные органы и таможенные органы и финансовые органы (рисунок 5).
Основные налоговые органы
Федеральная налоговая служба (ФНС) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по сбору налогов и сборов, контролю за уплатой налогов и сборов и по выдаче соответствующих разрешений и свидетельств.
Российской
Федерации
Территориальные налоговые органы (ТНО) являются подразделениями ФНС и занимаются вопросами налогообложения на местном уровне. Они осуществляют контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Таможенные органы занимаются контролем за перемещением товаров через границу, сбором таможенных платежей и налогов и соблюдением таможенных правил и норм.
Финансовые органы - занимаются контролем за финансовой отчетностью предприятий и организаций, включая учет налоговых обязательств и налоговых льгот. Они также контролируют соблюдение законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности.
Рисунок 5 - Налоговые органы России
Одной из главных направлений налоговой политики России является уменьшение нагрузки на налогоплательщиков путем снижения налоговых ставок и расширения использования налоговых льгот. При этом налоговые органы исполняют все свои функции и обязательства перед государством и народом, например, борются с налоговыми злоупотреблениями и уклонением от уплаты налогов.
Так, основные функции налоговых органов:
1. Налоговые органы контролируют достоверность расчета и своевременную уплату налогов и сборов. Они также могут проводить ревизии и проверки у налогоплательщиков, чтобы обнаружить неправильности и неуплаченные налоги.
2. Предоставление информации о налоговом законодательстве и консультирование налогоплательщиков по вопросам налогообложения.
3. Разработка налоговой политики. Участвуют в разработке налоговой политики государства, предлагают изменения в налоговое законодательство, проводят анализ эффективности действующей налоговой политики.
4. Борются с налоговыми преступлениями. Также занимаются выявлением и расследованием налоговых преступлений, таких как уклонение от уплаты налогов или фиктивное предпринимательство.
5. Контролируют ведение бухгалтерского учета, чтобы убедиться в правильности расчета налоговых платежей.
6. Участвуют в разрешении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами и в спорах между налогоплательщиками.
Системы контроля за исполнением налоговых обязательств - это комплекс мер, который используется налоговыми органами для проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, исполнения налоговых обязательств и своевременной уплаты налогов. Целью систем контроля непосредственно за исполнением налоговых обязательств является обеспечение исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств в полном объеме и соблюдение требований налогового законодательства.
Примеры системы контроля, которые наиболее эффективно используются в нашей стране:
1) Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) «Налоги». Это централизованная база данных, содержащая информацию обо всех налогоплательщиках в России, а также обо всех налоговых платежах и налоговых декларациях, поданных налогоплательщиками. Налоговые органы используют эту систему для контроля за соблюдением налогового законодательства.
2) Мониторинг налогоплательщиков. Налоговые органы используют специальные аналитические системы для выявления налоговых нарушений и уклонения от уплаты налогов. Например, с помощью системы мониторинга «Анализатор» налоговые органы проводят массовый анализ деклараций на предмет выявления возможных налоговых нарушений.
3) Аудит. Налоговые органы проводят аудиты у налогоплательщиков, чтобы проверить соблюдение ими налогового законодательства. Аудиты могут проводиться как планово, так и в случае выявления налоговых нарушений. В процессе аудита налоговые органы проверяют бухгалтерские документы, кассовые отчеты и другие документы, связанные с уплатой налогов.
4) Электронный налоговый учет (ЭНУ) - это система контроля за исполнением налоговых обязательств, которая используется в России. С помощью ЭНУ налоговые органы могут отслеживать движение денежных средств на банковских счетах налогоплательщиков и проверять, соответствуют ли эти движения налоговым декларациям и платежам. В рамках ЭНУ налогоплательщики обязаны предоставлять информацию о своих банковских счетах и договорах на обслуживание этих счетов, а также о движении денежных средств на этих счетах. Налоговые органы могут проверять эти данные и сравнивать их с данными, указанными в налоговых декларациях и платежных поручениях.
Оценка эффективности налоговой политики непосредственно зависит от многих факторов и проводится в виде анализа налоговых вкладов, работоспособность системы налогообложения и оценки влияния налоговой политики на социально-экономическую составляющую страны.
В итоге, анализ вклада налогов в бюджет России представляет собой оценку того, какую долю доходов государство получает от налоговых поступлений. Согласно данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, в 2021 году налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета составили 21,3 трлн рублей. Из этой суммы налоговые доходы составили 18,6 трлн рублей, что составляет около 87 % от общей суммы доходов [14].
Анализ вклада налогов в бюджет России важен для понимания того, какую роль налоги играют в экономике страны и какие изменения в налоговой политике могут повлиять на бюджетные поступления. Это позволяет правительству определить, какие налоги нуждаются в улучшении, а какие могут быть снижены или отменены. Помимо этого, анализ вклада налогов также помогает бизнесу и инвесторам понимать, какие налоги они должны уплачивать и какие налоговые льготы доступны для поддержки определенных отраслей экономики.
Оценка влияния налоговой политики на инвестиции и бизнес-среду является первостепенным аспектом изучения налоговой системы в любой стране. При этом налоговая политика может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на данные показатели эффективности.
Например, снижение налоговых ставок может стимулировать рост экономики, поскольку это увеличивает доходы у предприятий и дает им больше возможностей для инвестирования в бизнес-проекты. Более низкие
налоговые ставки также могут привлечь иностранные инвестиции в страну. Однако, это может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет, что может повлиять на финансирование социальных программ и инфраструктуры [4].
С другой стороны, повышение налоговых ставок непосредственно может привести к уменьшению инвестиций и сокращению деятельности предприятий. Это также может увеличить нелегальную экономику, или теневую, поскольку некоторые предприниматели могут попытаться избежать уплаты налогов.
Также особый фактор составляет работоспособность системы налогообложения. Если налоговая система неэффективна и сложна, это может привести к высоким затратам на соблюдение налоговых обязательств, что может снизить прибыль предприятий и негативно повлиять на бизнес-среду.
Поэтому оценка эффективности налоговой политики необходима для понимания того, как данный механизм воздействует на экономику и как ее можно улучшить, чтобы обеспечить стабильный рост и благоприятную инвестиционную составляющую.
Сравнение налоговой политики России с другими странами может быть выполнено с помощью различных показателей, таких как налоговая нагрузка, уровень налоговых поступлений, льготы и системы налогообложения.
По отчету Всемирного банка «Doing Business 2022», Россия заняла 31 место среди 190 стран по показателю «Платежи налоговых и сборов» в 2021 году. В отчете также указывается, что среднее время, необходимое для подготовки и оплаты налогов, составляет в России 160 часов в год, что также выше, чем в ряде других стран [9].
Налог на прибыль для корпораций в нашей стране составляет 20 %, что является одним из самых низких показателей в мире. В то же время, налог на добавленную стоимость (НДС) в России составляет 20 %, что также соответствует международному уровню [6].
Так, в США существует система федеральных, штатных и местных налогов, которая сложна для понимания и выполнения. В России же существует система общей и упрощенной систем налогообложения, а также ряд льгот для различных категорий предприятий.
Данное сравнение предоставляет информацию для оценки конкурентоспособности страны на мировой арене и благополучия населения, позволяет выявить сильные и слабые стороны и определить потенциальные улучшения. Однако, стоит учитывать, что эффективность налоговой политики может варьироваться в зависимости от отрасли экономики и региона [11].
Несмотря на ряд преимуществ налоговой политики Российской Федерации, в обсуждаемой области непосредственно существуют и риски, и вызовы:
1. Один из основных рисков заключается в возможности увеличения налоговой нагрузки на население и бизнес в условиях экономического кризиса или увеличения расходов государства на социальные нужды. Это может привести к ухудшению инвестиционного климата и уменьшению конкурентоспособности экономики.
2. Борьба с теневой экономикой, которая оставляет значительную долю доходов вне контроля налоговых органов. Для этого необходимо совершенствовать налоговую систему и инструменты ее контроля, а также создавать условия для развития легального бизнеса.
3. Проблема необходимости адаптации налоговой политики к новым технологическим реалиям, таким как цифровизация экономики. Это означает не только введение новых налоговых ставок и снижение административных барьеров, но и создание новых механизмов контроля за исполнением налоговых обязательств в данной сфере.
4. Не нужно забывать и о социальных аспектах налоговой политики, такие как справедливость распределения налоговой нагрузки и обеспечение доступности социальных услуг для граждан.
Следовательно, налоговая политика России сталкивается с рядом рисков и вызовов, которые требуют постоянной адаптации и совершенствования. Однако при правильном подходе и оптимизации налоговой системы, она сможет справиться со всеми проблемами и стабильно развивать внутренние механизмы [2].
Перспективы развития налоговой системы России неразрывно связаны с изменением экономической ситуации в стране и в мире. Несмотря на то, что ряд реформ в налоговой сфере уже был проведен, существует множество задач, которые нужно решать в кратчайшие сроки.
1) Основная тенденция - упрощение налоговых процедур и сокращение бюрократии в обсуждаемой сфере. Это позволит снизить затраты на ведение бизнеса, ускорить процессы и увеличить прозрачность.
2) Улучшение налогового администрирования и борьба с налоговыми преступлениями. В этом контексте важно усовершенствование системы налогового контроля и ужесточение наказания за налоговые правонарушения.
3) Установление более привлекательных налоговых условий для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. Например, это может быть снижение налоговых ставок, введение новых налоговых льгот, упрощение процедур возврата налогов.
4) Адаптация к изменяющимся условиям в мире. Это касается, например, проблем налогообложения в электронной коммерции, налогообложения криптовалют, налогообложения трансграничных операций.
Таким образом, налоговая политика непосредственно важная составляющая экономической политики любого государства. Налоговая система должна быть адаптирована к новым вызовам и требованиям. В России проводятся реформы налоговой системы, направленные на повышение ее эффективности и привлекательности для бизнеса. Политика постоянно совершенствуется, вводятся новые налоговые механизмы, улучшается налоговое администрирование и сокращается налоговая нагрузка на население.
Основная миссия - борьба с налоговыми преступлениями. Для эффективной работы необходим высокий уровень функционирования налоговых органов и системы контроля за исполнением налоговых обязательств.
Итак, налоговая политика России в современных условиях направлена на создание благоприятных условий для развития экономики, улучшение налогового климата и обеспечение социальной справедливости, и стабильности бюджета, и привлечение инвестиций. Однако, для достижения данных задач нужно учитывать особенности нынешней экономической ситуации.
Источники:
1. Аганбегян А.Г. Налоговая система России не выполняет стимулирующую функцию и перестает выполнять фискальную // Абалкинские чтения на тему: «умная налоговая система» vs «бездефицитный бюджет, здесь и сейчас». -2018. - 55-62.
2. Беппиева Д.А., Балаева Д.А. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения //Матрица научного познания. 2020. № 7. С. 124-127.
3. Глазьев С.Ю. Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления // Абалкинские чтения на тему: «умная налоговая система» vs «бездефицитный бюджет, здесь и сейчас». - 2018. - 62-69.
4. Гончаренко Л.И., Вишневский В.П., Гурнак А.В. Особенности налогового регулирования в контексте четвертой промышленной революции // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - № 13. - с. 114-122.
5. Куреневский, А. С. Некоторые аспекты современной налоговой политики Российской Федерации / А. С. Куреневский, М. Р. Дряев, А. С. Суворкин, Ж. А. Суворкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 25 (315). - С. 181-183. - [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https ://moluch.ru/archive/315/71971/.
6. Масальская М.В., Евсикова Д.В. Исторические аспекты налогообложения в России и их влияние на современную налоговую систему // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 11-3. - С. 514-518.
7. Мировой опыт налогового регулирования криптовалют Левшукова О.А., Ковалева А.В., Криворучко Д.А. Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 276-279.
8. НК РФ Статья 219. Социальные налоговые вычеты [Электронный ресурс]. -. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/946cbfc58c05e1392615a251973beb32dc79f94e/.
9. Отчет «Doing Business 2022» Всемирного банка: [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.doingbusiness.org/en/reports/global-reports/doing-business-2022.
10. 10 Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ на 2022 год Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В. Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 197-202.
11. Удод О.В. Институциональное формирование налоговой системы Российской Федерации //Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-1. С. 635-638.
12. Федеральная налоговая служба. Изменения для налогоплательщиков [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/ rn27/news/smi/11757920/.
13. ФНС России. Выбор подходящего режима налогообложения [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/mp/
14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Finans_2022.pdf
15. Федеральная налоговая служба. Основные изменения налогового законодательства 2023г. [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn67/news/smi/12999115/.
16. Федеральная налоговая служба. Изменения для налогоплательщиков [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/ rn27/news/smi/11757920/.
EDN: SUVVQO
Т.В. Небавская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
T.V. Nebavskaya - candidate of economics, associate professor of the accounting department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Н.С. Толмосов - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
N.S. Tolmosov - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА CASH FLOW BUDGETING AS A WAY TO PREVENT BANKRUPTCY PROCEDURES
Аннотация. В условиях резких изменений макроэкономических показателей национальной экономики проводить грамотное управление предприятием становится все сложнее, поэтому руководству организации необходимо приходить к более конкретизированному анализу хозяйственной деятельности организации. Изучены факторы финансовой несостоятельности, классифицированные на внешние и внутренние. Ключевым объектом при изучении хозяйственной деятельности организации является бухгалтерская отчетность, с помощью которой выявляются уровни рентабельности и платежеспособности экономического субъекта. Однако, отражения отрицательного и положительного денежного потока, недостаточно. Анализ результатов хозяйственной деятельности с помощью бюджетирования денежных потоков способен отражать причины финансовых потерь, как результат неверно принятых управленческих решений. Управление денежными потоками, как один из ключевых компонентов финансовой политики хозяйствующего субъекта, пронизывает всю структуру управления фирмы. Анализ денежных потоков, применяемый в крупных российских компаниях способен помочь не только крупным, но и увеличивающим свое влияние организациям.
Abstract. In the conditions of sharp changes in the macroeconomic indicators of the national economy, it is becoming more and more difficult to carry out competent enterprise management, so the organization's management needs to come to a more specific analysis of the organization's economic activities. The factors of financial insolvency, classified into external and internal, are studied. The key object in the study of the economic activity of the organization is the financial statements, with the help of which the levels of profitability and solvency of the economic entity are revealed. However, reflecting negative and positive cash flow is not enough. Analysis of the results of economic activity using cash flow budgeting is able to reflect the causes of financial losses as a result of incorrectly made management decisions. Cash flow management, as one of the key components of the financial policy of an economic entity, permeates the entire management structure of the company. Cash flow analysis used in large Russian companies can help not only large, but also increasing their influence organizations.
Ключевые слова: финансовая несостоятельность, факторы, денежный поток, анализ, управление. Keywords: financial insolvency, factors, cash flow, analysis, management.
Период возникновения новой экономики обусловлен высоким ростом глобализации по всему миру, а появление новых, ранее неизвестных иностранных фирм на рынке порождает и рост движения капиталов. Основой новой экономики становится экономическая инфраструктура, которая базируется на преобладании неосязаемых активов (информации). Таким образом, появление одного из факторов производства еще больше ускоряет движение капиталов транснациональных компаний и иных крупных фирм не только в рамках отдельных стран, но и по всему миру.
С ростом скорости движения финансов растет и скорость реагирования экономических субъектов на происходящие макроэкономические изменения. В результате многие из решений организаций могут быть судь-