Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГОВАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смородина Елена Анатольевна, Долгих Юлия Александровна

Статья посвящена специфике налогообложения малого бизнеса в России. Рассмотрена политика стимулирования малых предприятий в фокусе отраслевого критерия налогообложения. Авторы статьи приходят к выводу, что в России отраслевой критерий в системе налогообложения малых предприятий практически не применяется. Единственная сфера, где заметна вариативность налоговой политики, - информационные технологии. Обозначена проблема отсутствия достаточных полномочий органов местного самоуправления в снижении налогового бремени субъектов малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX RUSSIAN POLICY AT THE PRESENT STAGE: SPECIFICITY OF TAXATION OF SMALL BUSINESS

The article considers the specifics of small business taxation in Russia. The policy of stimulating small enterprises in the focus of the sectoral criterion of taxation is considered. The authors of the article come to the conclusion that in Russia the sectoral criterion in the system of taxation of small enterprises is practically not applied. The only area where the variability of tax policy is noticeable is information technology. The problem of the lack of sufficient powers of local governments in reducing the tax burden of small businesses is outlined.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_1_98 УДК 336.2

Смородина Елена Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: smorodina_e@mail.ru

Долгих Юлия Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: rimdm@rambler.ru

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СПЕЦИФИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Статья посвящена специфике налогообложения малого бизнеса в России. Рассмотрена политика стимулирования малых предприятий в фокусе отраслевого критерия налогообложения. Авторы статьи приходят к выводу, что в России отраслевой критерий в системе налогообложения малых предприятий практически не применяется. Единственная сфера, где заметна вариативность налоговой политики, - информационные технологии. Обозначена проблема отсутствия достаточных полномочий органов местного самоуправления в снижении налогового бремени субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес; налоговая политика; предпринимательство; налоговый кодекс; налоговая преференция; налоговая льгота; налоговая ставка.

UDC 336.2

Smorodina Elena Anatolievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-mail: smorodina_e@mail.ru

Dolgikh Yulia Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: rimdm@rambler.ru

TAX RUSSIAN POLICY AT THE PRESENT STAGE: SPECIFICITY OF TAXATION OF SMALL BUSINESS

The article considers the specifics of small business taxation in Russia. The policy of stimulating small enterprises in the focus of the sectoral criterion of taxation is considered. The authors of the article come to the conclusion that in Russia the sectoral criterion in the system of taxation of small enterprises is practically not applied. The only area where the variability of tax policy is noticeable is information technology. The problem of the lack of sufficient powers of local governments in reducing the tax burden of small businesses is outlined.

Keywords: small business; tax policy; entrepreneurship; tax code; tax preference; tax benefit; tax rate.

Налоговые политики и налоговые системы в различных странах формируются по-разному, что обусловлено влиянием широкого круга исторических, культурных, ментальных, экономических, политических, социальных и иных факторов. В периоды кризиса каждое государство, как правило, корректирует налоговое законодательство, стремясь к максимизации уровня эффективности механизмов налогообложения [5, с. 111].

Целями настоящей статьи являются:

- анализ роли малого бизнеса в российской экономике;

- обзор российской налоговой политики в отношении малого бизнеса, включая антикризисные меры поддержки малого предпринимательства с позиции налогообложения;

- рассмотрение налоговой политики государства в фокусе отраслевого критерия поддержки малого бизнеса;

- обзор муниципального уровня регулирования налогообложения малого бизнеса.

Проблематика исследования процессов и механизмов формирования и реализации налоговой политики в целях стимулирования малого предпринимательства является довольно разработанной в современной науке: методы государственного управления развитием сферы услуг, к примеру, исследуют Н.А. Воронина и М.А. Новоселова [2]; специфику и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России рассматривает В.В. Громов [3]; налогово-бюджетные меры стимулирования предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса раскрыты в публикациях О.В. Гудковой [4]; Е.Ю. Золочевской, А.В. Скидан, А.Т. Микая [6]; Т.В. Прокопьевой и А.С. Яковлевой [12] и др. Тем не менее существует необходимость развития соответствующих научных исследований в рамках данной проблематики.

Роль малого бизнеса в государственной экономической системе

Малое предпринимательство играет существенную роль в экономике любой страны. Высокий уровень развития малых бизнес-структур является важным фактором экономического благосостояния страны, положительно сказывается на экономическом росте, насыщает рынок высококачественными, инновационными и эксклюзивными товарами, работами, услугами. Малые предприятия

характеризуются гибкостью, адаптивностью и мобильностью, что позволяет им сглаживать отрицательные тенденции в сфере занятости населения [4, с. 99]. Малый бизнес обладает потенциалом в сфере вовлечения в трудовую деятельность резервов рабочей силы за счет привлечения кадров в рамках частичной занятости и в качестве временных работников, которые зачастую не могут быть трудоустроены в крупные компании. Более того, именно малый бизнес является рычагом для развития политики кредитования в государстве. Большинство исследователей сходятся во мнении о приоритетной роли малого бизнеса в экономической системе страны, указывая при этом, что государство должно способствовать развитию малых форм ведения бизнеса, чтобы они могли занять свою нишу в высококонкурентном, а нередко монополистическом рынке. Следовательно, государство и крупные предприятия нуждаются в успешном и стабильном функционировании малого бизнеса, а тот, в свою очередь, также нуждается в поддержке с их стороны.

По состоянию на 10 июля 2022 г. в Российской Федерации функционировало 213 481 субъектов малого бизнеса; численность работников малых предприятий составляла 5 953 434 чел. Российский малый бизнес по со -стоянию на обозначенную дату вырабатывал 1 293 позиции товаров и услуг [16].

Оборот субъектов малого бизнеса за первое полугодие 2021 г. составил 13,7 трлн руб., что на 18 % превышает аналогичный показатель 2020 г., и на 10 % - аналогичный показатель 2019 г.

При этом в сопоставлении с экономически развитыми странами мира сектор малого бизнеса в России имеет гораздо меньший удельный вес в ВВП [17, с. 187]. Доля малого бизнеса в совокупном обороте предприятий страны в первом полугодии 2021 г. составила 11,5 %. Подобный уровень считается минимальным с начала ведения подобной статистики (с 2008 г.). В первом полугодии 2020 г. данный показатель составил 12,6 %, в 2019 г. - 13,4 %. Максимальным считается уровень 2017 г., когда доля малого бизнеса в совокупном обороте российских предприятий составила 18,2 %. В отраслевой структуре малого бизнеса России доминирующую позицию занимают торговые предприятия, которые обе-

спечивают около 56 % оборота (по данным за первое полугодие 2021 г.) [15].

Политика стимулирования развития малого бизнеса в России посредством применения налогового инструментария

Если рассмотреть существующие налоговые системы стран разного уровня социально-экономического развития, можно прийти к выводу о мировой практике реализации трех типов налоговых политик. При этом с течением времени государства, как правило, меняют свои подходы к налогообложению малого бизнеса (что позволяет рассматривать данные типы как фазы эволюционного развития налоговых систем).

В качестве первого типа налоговой политики назовем политику максимальных налогов. Данный тип политики прослеживался в России в 1990-х гг.: в условиях глубочайших экономико-социальных кризисов (кризис, обусловленный распадом СССР, и кризис 1998 г.) органы власти ввели множество новых налогов и установили завышенные ставки по существующим налогам, что, в свою очередь, негативно сказалось на благосостоянии российских граждан и деятельности субъектов малого бизнеса. Малый бизнес в условиях высокого налогового бремени оказался перед выбором: прекращать деятельность в принципе, либо уходить в теневой или полутеневой сектор экономики.

Сущность второго типа налоговой политики (политика минимальных налогов) заключается в стремлении государства обеспечить условия для максимального экономического роста, стимулируя предпринимательскую активность. Индикаторы подобного типа налогообложения наблюдаются, как правило, непосредственно перед фазой экономической стагнации, обусловленной кризисом перепроизводства.

Наконец, третий тип, который мы вслед за Е.А. Рочевой [13, с. 3] будем именовать «политикой разумных налогов», является наиболее совершенным типом регулирования налоговых поступлений от бизнеса, применяемым в экономически развитых странах. Государство за счет снижения налогов, введения преференций и льгот, дифференциации налогов в зависимости от типа бизнеса непрерывно реформирует и модернизирует налоговую систему, что, в свою очередь, положительно сказывается на деятельности

малых предприятий, которые в таких условиях могут тратить большую часть доходов на развитие своих внутренних бизнес-процессов.

Исторически малый бизнес в России развивался достаточно низкими темпами, и меры по его государственной поддержке в области налогообложения начали применяться позднее в сравнении с практикой зарубежных стран [17, с. 188]. Специальные налоговые режимы начали функционировать только к 1996 г. Закрепление их на законодательном уровне произошло в 2001 г. (НК РФ пополнился разделом «Специальные налоговые режимы»). Данный этап стал весьма важным для российского малого предпринимательства и позволил обеспечить более благоприятные условия ведения бизнеса малыми компаниями.

Уровень налоговой нагрузки на малые предприятия и показатель соотношения «налоговые доходы / ВВП» в нашей стране характеризуются цикличностью изменений: налоговое бремя на малые предприятия возрастало при подъемах ВВП и снижалось в периоды замедления общестранового экономического роста. К примеру, показатели налоговой нагрузки в 2018 г. были приближены к значениям 2006-2007 гг., когда ежегодный темп роста ВВП превышал 8 %. В период с 2016 по 2018 гг., когда рост ВВП составлял 1-2 % в год, налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса превысила 37 % [1, с. 107]. Обозначенная динамика указывает на две ключевые тенденции: цикличный характер изменения объема налогового бремени и, несмотря на временные спады, его постепенное увеличение.

На современном этапе поддержка российского малого предпринимательства является национальным приоритетом. Это, в свою очередь, обусловлено ориентацией на инновационную модель экономического роста, освоением технологичных сфер, что невозможно без участия малых бизнес-структур. Все это выражается в принятии ряда стратегических документов и нормативных правовых актов, направленных на развитие малого предпринимательства. К примеру, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», зафиксирована цель

по увеличению численности занятых в сфере малого предпринимательства до 25 млн человек. Схожие положения представлены и в тексте Общенационального плана действий («восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства») [14, с. 25].

Среди недавних изменений нормативно-правового поля следует выделить постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которое обозначило ряд мер поддержки для организаций, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Согласно Постановлению, субъектам малого бизнеса были продлены сроки предоставления налоговых деклараций и уплаты ряда налогов. Микропредприятия, помимо прочего, получили отсрочку по уплате страховых взносов. Кроме того, до 31 мая

2020 г. действовал мораторий на вынесение решений и проведение выездных проверок полноты исчисления налогов; приостановлено проведение проверок соблюдения валютного законодательства. Главной задачей этих законодательных мер стало снижение рисков банкротства небольших предприятий по причине отсутствия выручки [1, с. 115].

Е.А. Рочева утверждает, что в период с

2021 по 2023 г. весьма существенные изменения возможны за счет «маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий малого и среднего бизнеса через совершенствование эффективности налоговых льгот при добыче нефти, увеличение справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых ископаемых и уменьшение регрессивности налогообложения доходов» [13, с. 6].

Важную роль в налоговой поддержке малого бизнеса играет Закон № 66-ФЗ от 26 марта 2022 г. В его рамках был подготовлен пакет дополнительных налоговых льгот для предпринимательских структур. В частности, важным решением органов власти стало предоставление авансов по налогу на прибыль - компании стали рассчитывать суммы авансовых платежей на основании показателей фактической прибыли.

Изменения коснулись также расчета налога на имущество компаний. Объем налоговой базы за 2023 г. будет рассчитываться на ос-

новании кадастровой стоимости на 1 января 2022 г. Изменился также размер пени за просрочку выплат налоговых отчислений.

Компании были освобождены от выплат пени с 31-го дня просрочки по 1/150 ставки Центрального Банка России за день; пеня за весь период рассчитывается исходя из 1/300 ставки за день. Данная мера не затрагивает просрочки, допущенные индивидуальными предпринимателями. Кроме того, приостановлена деятельность по инициации банкротства налоговыми органами - данная мера направлена на реструктуризацию задолженности малых компаний [18]. Официально провозглашена невозможность возбуждения уголовных дел в связи с совершением ряда налоговых преступлений.

Естественно, даже эффективная политика по поддержке малого бизнеса не является гарантом «спокойного прохождения малого бизнеса через затяжной тяжелый кризис» [7, с. 50]. Налоговые отсрочки и субсидируемые кредиты в любом случае предполагают осуществление платежей. В странах Запада государство оказывает безусловную безвозмездную поддержку предприятиям, что влечет за собой беспрецедентные уровни бюджетных дефицитов. В России же рост дефицита бюджета не является целевым ориентиром, поэтому государство следует стратегии оказания адресной помощи.

На первый взгляд, в России внедрено недостаточно инновационных алгоритмов регулирования налоговой политики в отношении малого бизнеса, но тем не менее следует учитывать, что традиционные механизмы поддержки малых предприятий, предусмотренные ранее, работают вполне эффективно [7, с. 48]. Исследователи в контексте анализа деятельности малых предприятий указывают на следующие недостатки налоговой системы: небольшое количество льгот для малого бизнеса; существенные ограничения по видам деятельности в специальных налоговых режимах; усложненная процедура бухгалтерского учета [17, с. 189].

Представители небольших компаний в России в целом оценивают уровень налоговой нагрузки как достаточно высокий, причем сложнее всего приходится недавно созданным предприятиям, которые начинают свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. В отличие от других государств, в рос-

сийской системе налогообложения отсутствует пороговый критерий по доходу малых и средних предприятий и численности кадров. Кроме того, в странах Запада наблюда -ется колоссальная разница между ставками корпоративного налога и налога на прибыль малых предприятий [9, с. 1014].

Политика стимулирования развития малых предприятий в фокусе отраслевого критерия налогообложения

Правительства многих стран успешно применяют стратегию налогового протекционизма в определенных отраслях производства. В частности, в аграрных странах протекционизм представляет собой единственное условие функционирования сельскохозяйственных предприятий в контексте индустриализации. Государства, проводя протекционистскую политику, используют различные инструменты, выбор которых зависит от конкретной ситуации [10]. В России отраслевой критерий в системе налогообложения малых предприятий представлен не так очевидно, но тем не менее некие меры учета отраслевой принадлежности при налогообложении субъектов малого бизнеса все же принимаются.

К примеру, согласно ст. 284 Налогового ко -декса, льготами по налогу на прибыль наделены компании-резиденты Арктики (нулевая ставка налога, поступающего в федеральный бюджет, и пониженная - в региональный). В период пандемии был принят Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ф3, который наделил производителей периодических изданий правом на списание нереализованной продукции до 30 % от стоимости тиража. Кроме того, определен ряд льгот для сфер бизнеса, в существенной степени пострадавших в период пандемии - рестораны, фитнес-клубы, торговые предприятия [6, с. 114].

Исследователи говорят о необходимости снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, ориентированный на внутренний рынок; однако на сегодняшний день, как указывают И.С. Букина и А.И. Смирнов, прогнозы и основные направления деятельности правительства не позволяют усмотреть возможности принятия подобных мер в ближайшем будущем [1, с. 114]. По мнению авторов, льготы по основным налогам - НДС и налогу на прибыль - будут способствовать «снижению налоговой нагрузки на отечественных про-

изводителей, которые ведут свою деятельность и инвестируют средства в пределах территории РФ» [1, с. 117].

За исключением нескольких точечных антикризисных мер государство практически не стимулирует малые предприятия, которые работают в сфере услуг. Возможно, причина этого заключается в том, что государственные органы не усматривают необходимости вмешательства в функционирование данной отрасли. При этом за рубежом имеется множество примеров эффективных мер государства по облегчению налогового бремени предприятий в сфере услуг [2, с. 307].

Исключением из подобной тенденции являются изменения в обложении НДС для ту-риндустрии и гостиниц. В рамках обсуждения Закона от 26.03.2022 № 66-ФЗ было предложено установить ставку 0 % на период в 5 лет за услуги по предоставлению мест для временного проживания. Подобная ставка устанавливается и в отношении услуг аренды, управления объектами индустрии гостеприимства, введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 г.

Пожалуй, единственная сфера, где заметна существенная вариативность российской налоговой политики - это информационные технологии. Вышеотмеченный Закон расширил перечень расходов, по которым 1Т-компания может получить так называемый инвестиционный налоговый вычет. В данный перечень входят расходы, понесенные компанией на научные исследования и разработки; 90 % подобных расходов подлежат налогообложению по сниженной ставке (отчисления в региональный бюджет), а 10 % -в федеральный бюджет. Кроме того, снижен налог на прибыль для 1Т-компаний (с 20 % до 3 %).

Данные меры были окончательно оформлены и утверждены 23 июня 2020 г., когда Президентом было объявлено о стратегии поддержки отечественной 1Т-отрасли посредством новых налоговых льгот. Данный налоговый режим вступил в силу 1 января 2021 г. Обозначенный комплекс мер направлен, во-первых, на увеличение доли экспорта программного обеспечения, а во-вторых, - на повышение адаптивности социальной системы к экономическим кризисам за счет имплементации цифровых технологий в деятельность государственных органов

и экономических субъектов [3, с. 9]. Оборотной стороной подобной политики В.В. Громов называет отторжение массовой общественностью данной практики и восприятие налоговой системы как несправедливой. Акцент в налоговой политике на поддержку 1Т-компаний способствует появлению ожиданий в получении льгот среди иных групп налогоплательщиков [3, с. 10].

В последующем спектр мер налоговой поддержки расширился. В частности, Закон № 66-ФЗ от 26 марта 2022 г. предусмотрел, помимо прочего, особый налоговый режим для компаний ИТ-отрасли с 2022 по 2024 гг. (ставка налога на прибыль таким образом составила 0 %). В случае, если компания, занятая в сфере ИТ, была аккредитована соответствующим образом, применяется нулевая ставка налога на прибыль до 31 декабря 2024 г. В течение 2022-2024 гг. эти компании избавляются от налоговых и валютных проверок и других видов государственного и муниципального контроля [11].

Роль органов местного самоуправления в снижении налогового бремени субъектов малого бизнеса

Как неоднократно отмечалось в настоящей статье, комплекс мероприятий по повышению эффективности налогообложения малых предприятий сосредоточен на федеральном и региональном уровне. Однако успешность ведения бизнеса во многом определяется условиями, формируемыми на муниципальном уровне. Речь идет, прежде всего, о гибкости муниципальной политики в отношении субъектов малого предпринимательства и наличии продуктивного диалога местной власти и бизнеса.

В Российской Федерации региональные органы власти имеют право устанавливать некоторые условия налогообложения малых предприятий; это касается вариаций налоговой ставки по виду деятельности, по показателю штатной численности персонала, по продолжительности налоговых каникул и пр. Регионы могут ограничить введение налоговой ставки в размере 0 % [8, с. 389].

В качестве примера успешной реализации полномочий по налоговому стимулированию малого бизнеса на региональном уровне можно привести меры, принятые в Свердловской области в области регулирования налога на имущество юридических

лиц. Во-первых, в 2020 г. вступила в силу обновленная версия областного закона о налоге на имущество организаций, благодаря чему была имплементирована система сниженных и дифференцированных налоговых ставок: от 0 до 1,5 % в зависимости от катего -рии налогоплательщиков. Сниженная ставка применяется компаниями в том случае, если они соответствуют установленным критериям по уровню заработной платы. Во-вторых, в 2020 г. арендодатели коммерческой недвижимости получили право на снижение суммы налога на имущество юридических лиц на 35 % [14, с. 28].

Налоговый инструментарий, применяемый на муниципальном уровне с целью поддержки малого бизнеса, имеет существенные ограничения. По существу, полномочия, которыми обладают органы местного самоуправления, заключаются в установлении ставок по двум налогам: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Безусловно, данное ограничение не позволяет органам местного самоуправления инициировать какие-либо существенные действия для развития малого бизнеса. Излишняя централизация политики по определению условий налогообложения фактически лишает органы местного самоуправления стимула к выстраиванию диалога с малым бизнесом [14, с. 31].

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. По нашему мнению, уровень эффективности государственной налоговой политики в стимулировании российского малого бизнеса можно назвать средним. Множество но -ваций налогового законодательства датируются периодом пандемии и, соответственно, утрачивают эффект после ее прекращения. Тем не менее некоторые успешные меры по стимулированию развития малого бизнеса в стране уже были приняты, но значительная доля потенциала реформирования налоговой политики, на наш взгляд, остается нераскрытой. Выделена ключевая роль законодательных реформ в поддержке малого бизнеса; в данной связи следует отметить такие акты, как Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», Закон № 66-ФЗ от 26 марта 2022 г. «О внесении изменений в части первую и вто-

рую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».

2. Если рассматривать налоговую поддержку малого предпринимательства по отраслям, можно отметить точечные меры по изменению в обложении НДС для туринду-стрии и гостиниц. Обширный комплекс мер был принят в сфере информационных технологий, где предусмотрен, помимо прочего, особый налоговый режим для компаний ИТ-отрасли до 2024 гг. (нулевая ставка налога на прибыль).

3. Очевидно, что налоговый инструментарий, применяемый на муниципальном уровне для поддержки малого бизнеса, имеет существенные ограничения: полномочия органов местного самоуправления заключаются, по существу, только в установлении ставок по двум налогам: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Список литературы

1. Букина И.С., Смирнов А.И. Направления налоговой политики России и возможность снижения налоговой нагрузки на отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок // Финансы: теория и практика. 2020. № 24(4). С. 104-119.

2. Воронина Н.А., Новоселова М.А. Методы государственного управления развитием сферы услуг // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 3-1. С. 306-310.

3. Громов В.В. Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 8-25.

4. Гудкова О.В. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике // Хроноэконо-мика. 2020. № 3 (24). С. 98-103.

5. Жидяева Е.С., Багян ГА. Проблемные стороны налоговой политики в условиях современной России // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 1 (33). С. 111-114.

6. Золочевская Е.Ю., Скидан А.В., Микая А.Т. Налоговая политика российской федерации: главные тренды и изменения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 111-115.

7. Качанова Е.А., Смирнова Е.А. Налогово-бюджетные меры стимулирования предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Вопросы управления. 2020. № 4 (65). С. 44-54.

8. Левшукова О.А., Белоусова А.С., Зацепилина Д.А. Анализ налогообложения малого бизнеса в России и в зарубежных странах // Вестник Академии знаний. 2021. № 4 (45). С. 385-390.

9. Махдиева Ю.М. Налогообложение субъектов

малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Индустриальная экономика. 2021. № 5. С. 1011-1016.

10. Оленева С.В. Оптимизация ставки налогообложения в зависимости от отраслевой концентрации на международном олигополистическом рынке // Управление экономическими системами. 2013. № 10 (58). 12 с.

11.О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.03.2022 г. № 83. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.08.2022).

12. Прокопьева Т. В., Яковлева А.С. Анализ влияния налоговой политики на теневую экономику России и США // Oeconomia et Jus. 2022. № 1. С. 52-59.

13. Рочева Е.А. Налоговая политика России в усло -виях экономического кризиса // E-Scio. 2022. № 1 (64). 7 с.

14. Сонина Е.О. Проблемы реализации налоговой политики по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 3 (36). С. 24-35.

15. Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса за 2020 год. URL: https://rosstat.gov. ru/small_business_2020 (дата обращения: 04.08.2022).

16. Статистика для национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 04.08.2022).

17. Тускаева М.Р., Тускаев Т.Р., Текоева Е.Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 186-189.

18. ФНС России приняла решение о приостановлении с 9 марта инициирования банкротства должников. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_ fts/11971151/ (дата обращения: 04.08.2022).

References

1. Bukina I.S., Smirnov A.I. Directions of Russia's tax policy and the possibility of reducing the tax burden on domestic producers focused on the domestic market. Finance: theory and practice. 2020. No. 24(4). pp. 104-119.

2. Voronina N.A., Novoselova M.A. Methods of state management of the development of the service sector. Izvestiya Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. 2013. No. 3-1. pp. 306310.

3. Gromov V.V. Specifics and problems of tax incentives for small IT companies in Russia. Financial Journal. 2022. Vol. 14. No. 1. pp. 8-25.

4. Gudkova O.V. The role and importance of small business, the situation in the modern economy. Chronoeconomics. 2020. No. 3 (24). pp. 98-103.

5. Zhidyaeva E.S., Bagyan G.A. Problematic aspects of tax policy in modern Russia. Natural sciences and humanities research. 2021. No. 1 (33). pp. 111-114.

6. Zolochevskaya E.Yu., Skidan A.V., Mikaya A.T. Tax policy of the Russian Federation: main trends and changes. State and municipal administration. Scientific notes. 2021. No. 3. pp. 111-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kachanova E.A., Smirnova E.A. Fiscal measures to stimulate small business enterprises in the conditions of

the economic crisis. Management issues. 2020. No. 4 (65). pp. 44-54.

8. Levshukova O.A., Belousova A.S., Zatsepilina D.A. Analysis of taxation of small business in Russia and in foreign countries. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 4 (45). pp. 385-390.

9. Mahdieva Yu.M. Taxation of small and medium-sized businesses in Russia: problems and prospects of development. Industrial Economy. 2021. No. 5. pp. 10111016.

10. Oleneva S.V. Optimization of the tax rate depending on the industry concentration on the international oligopolistic market. Management of economic systems. 2013. No. 10 (58). 12 p.

11. On measures to ensure the accelerated development of the information technology industry in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 83 dated 02.03.2022. URL: http://www. consultant.ru / (accessed: 08/04/2022).

12. Prokopyeva T. V., Yakovleva A.S. Analysis of the impact of tax policy on the shadow economy of

Russia and the USA. Oeconomia et Jus. 2022. No. 1. pp. 52-59.

13. Rocheva E.A. Tax policy of Russia in the conditions of the economic crisis. E-Scio. 2022. No. 1 (64). 7 p.

14. Sonina E.O. Problems of implementing tax policy to support small business at the municipal level. Municipality: economics and management. 2021. No. 3 (36). pp. 24-35.

15. Continuous statistical observation of small and medium-sized businesses for 2020. URL: https://rosstat. gov.ru/small_business_2020 (accessed: 08/04/2022).

16. Statistics for the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative". URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html (date of address: 04.08.2022).

17. Tuskaeva M.R., Tuskaev T.R., Tekoeva E.R. Foreign experience in supporting small and medium-sized businesses. Audit statements. 2021. No. 4. pp. 186-189.

18. The Federal Tax Service of Russia decided to suspend the initiation of bankruptcy of debtors from March 9. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_ fts/11971151 / (accessed: 08/04/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.