7. Финансово-информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://maanimo.com/oils. References:
1. Tax Code of the Russian Federation (Tax Code of the Russian Federation) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru.
2. Kazimirova S. M., Ustinova M. M. The mechanism of calculation and payment of mineral extraction tax in Russia / / Mo-lodezhny sbornik nauchnykh articov "Nauchnye aspravleniya". - 2019. - No. 26. - pp. 34-39.
3. Mitrokhina R. A. The essence and role of tax in the budget system of the Russian Federation. Innovations in the field of taxation / Nabatchikova V. A. / / Finance and Accounting Policy. - 2019. - No. 6. - p. 19-24.
4. Ustinov N. M. Tax control: problematic issues and digitalization of tax administration / Yumaev M. M. / / Taxes and taxation. - 2020. - No. 3. - p. 44-54.
5. The Accounting Chamber of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://ach.gov.ru/.
6. Federal Tax Service [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.nalog.ru/rn23/.
7. Financial and information portal [Electronic resource]. - Access mode: https://maanimo.com/oils.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11390
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский Государственный Аграрный университет, [email protected],
O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of И^^е, Kuban State Agrarian University;
А.С. Белоусова - студентка экономического факультета, 3 курс, Кубанский Государственный Аграрный университет, [email protected],
A.S. Belousova - student of the Faculty of Economics, 3rd year, Kuban State Agrarian University;
Д.А. Зацепилина - студентка экономического факультета, 3 курс, Кубанский Государственный Аграрный университет, [email protected],
D.A. Zacepilina - student of the Faculty of Economics, 3rd year, Kuban State Agrarian University.
АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ANALYSIS OF SMALL BUSINESS TAXATION IN RUSSIA AND ABROAD
Аннотация. В ходе исследования была рассмотрена роль малого предпринимательства. В статье проанализировано воздействие на малый бизнес при помощи налогообложения, как наиболее результативного механизма регулирования, а также выявлена значимость налогового стимулирования данного сектора экономики, так как его развитие имеет большое значение для национальной экономики, путем наращивания темпов экономического роста и структуры валового национального продукта, что также влияет на повышение инвестиционной привлекательности страны, в свою очередь, это способствует улучшению состояния экономики и ее стабильности за счет притока капитала, следовательно и укреплению позиций страны на международной арене. Также анализируются особенности налогообложения России и зарубежных стран, определяется возможность использования зарубежного опыта налогового стимулирования малого бизнеса в российской экономике.
Abstract. in the course of the study, the role of small business was examined. The article analyzes the impact on small business with the help of taxation, as the most effective regulatory mechanism, and also reveals the importance of tax incentives for this sector of the economy, since its development is of great importance for the national economy, by increasing the rate of economic growth and the structure of the gross national product, which also affects the increase in the investment attractiveness of the country, in turn, this contributes to the improvement of the state of the economy and its stability due to the inflow of capital, and hence the strengthening of the country's position in the international arena. It also analyzes the peculiarities of taxation in Russia and foreign countries, determines the possibility of using foreign experience in tax incentives for small businesses in the Russian economy.
Ключевые слова: малый и средний бизнес (предпринимательство), налоговые льготы, налог на прибыль, упрощенная система налогообложения, налоговая политика, ставка налога.
Keywords: small and medium business (entrepreneurship), tax incentives, income tax, simplified taxation system, tax policy, tax rate.
В рамках современной экономической ситуации все большую актуальность приобретают малые предприятия и способы развития данного сектора для формирования в ней конкурентных отношения, увеличения денежных поступлений и повышения восприимчивости экономики к новшествам, включая создания дополнительных условий для занятости, что в целом может содействовать росту благосостояния населения и участию страны в международных отношениях, то есть по своему экономическому содержания, малый бизнес является одним из условий стабильного функционирования и развития экономики страны. В рыночных реалиях для результативного создания капитала, обеспечения эффективной конкурентоспособности и развитие национальной экономики необходимо расширение малого предпринимательства.
Активный процесс содействия малому бизнесу влияет на повышение гибкости и устойчивости национальных экономик. Кроме того, способность страны приспосабливаться к изменениям на внешних рынках определяется, в первую очередь, высоким уровнем развития малого бизнеса в ней. В целом малые предприятия
выполняют различные задачи. Они эффективны тогда, когда средние и больший компании не могут полностью удовлетворить потребности потребителей. То есть по своей сути они выступают стабилизатором национального рынка, путем привлечения новых необходимых ресурсов для удовлетворения общества. Мелкие фирмы выступают двигателем для крупных компании, не давая им застаиваться. Главным условием их существования является разработка гибкой и краткосрочной стратегии развития.
Отличительной чертой малых предприятий является формирование конкурентной среды, однако им необходимо действовать сообща, тем самым получая преимущества и способность влиять на конъектуру рынка, так как они слабы по отдельности и не могут успешно конкурировать с крупными организациями. То есть без противостояния мелких и крупных компаний невозможны конкурентные процесс, а соответственно, и дальнейшие развитие экономики страны.
Малые предприятия, в виду своих характерных отличий (рисунок 1), нуждаются в применении государством финансово-кредитной поддержки и стимулирования малого предпринимательства.
Рисунок 1 - Преимущества и недостатки малых предприятий
Важным методом результативного регулирования малого бизнеса является разработка налоговой политики. Налоговая политика разных стран имеет свои особенности, которые обусловлены не только историческим развитием страны, но и характеристикой современной экономики и политики. Это проявляется в различиях между типами и структурой налогов, налоговыми ставками, методах подачи, налоговых полномочиях органов власти различных уровней, а также в объеме и количестве налоговых льгот.
В настоящее время малые и средние предприятия составляют около 70-90 % рабочей силы: в США они составляют 53 % национальной рабочей силы, а в Японии - около 71 %. Средние компании составляют 1 % от общего числа мировых компаний, но обеспечивают 20 % общего объема продаж и 17 % занятого населения [1]. Кроме того, малый бизнес должен быть финансово независимым и соответствовать одному из финансовых стандартов, перечисленных в таблице 1, которые страны могут дополнять, в зависимости от отрасли экономики [2].
Таблица 1 - Критерии классификации компаний по стандартам в ЕС
Максимальные значения критериев Категории предприятий
Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия
Число занятых, чел От 1 до 9 От 10 до 90 От 50 до 249 От 249
Годовой оборот, евро Меньше 2 млн Менее 10 млн Не более 50 млн Более 50 млн
Годовой баланс, евро Меньше 2 млн Менее 10 млн Не более 50 млн Более 43 млн
Вектор экономики: www/vectoreconomy.ru СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
Германия оказывает существенную поддержку малому бизнесу, в том числе в налоговых вопросах. Здесь распространена такая форма ведения бизнеса, как семейные предприятия и предприниматели-совместители. Это особенно характерно в банковском, страховом, бухгалтерском и юридическом секторе [2]. Процесс налогообложения очень сложен, но именно в Германии малый бизнес может добиться значительных преимуществ и приоритетов. Так, при слишком низком уровне дохода владельцы малого бизнеса могут быть полностью освобождены от налогов. Налоговые льготы в размере 24 500 евро предусмотрены для индивидуальных предпринимателей и товариществ и 5 000 евро для ассоциаций. Для коммерческих организаций вычет не предусмотрен. Ставка федерального налога составляет 3,5 %. Поскольку подоходный налог является местным налогом, окончательная ставка налога определяется муниципалитетом в каждом регионе (коэффициенты варьируются от 20 % до 48 %). Средняя налоговая ставка в Германии составляет 14 %.
В Китае в МСП занято около 80 % работающего населения, а их и вклад в общую структуру ВВП составляет приблизительно 60 %. В апреле 2018 года была введена двухуровневая система налогообложения подоходного налога, таким образом прибыль в размере 2 млн гонконгских долларов облагается по ставке 8,25 %, и по 16,5 % свыше указанной суммы. При применении принципа территориального налогообложения прибыль компании не является объектом налогообложения. Ставка взносов на обязательное страхование работников и работодателей составляет 5 % [5].
Стандартная ставка корпоративного налога в Великобритании составляет 19 %, или 10 % при применении патентной системы. Так же британские МСП пользуются рядом преимуществ, представленные на рисунке 2.
Если общая годовая налоговая нагрузка не превышает 500 фунтов стерлингов, предприятие освобождается от уплаты налоговых авансовых платежей, В этом случае компании нужно только уплатить налог за следующий год
ОСОБЕННОСТИ
Если доход компании не превышает 15 ООО фунтов стерлингов, она подает упрощенную налоговую декларацию без раскрытия деталей своей деятельности и активов
Могут не регистрироваться в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость
Кроме того, фирмы могут использовать методы начисления амортизации для зданий и систем, чтобы снизить затраты на их приобретение на 25%. а в некоторых случаях даже на 40%. если компания соответствует двум из грех условий: годовой объем продаж - не более 11.2 млн фунтов стерлингов, активы - до 5.6 млн фунтов стерлингови количество сотрудников-до 250 человек
Рисунок 2 - Налоговые преимущества для предприятий мелкого и среднего бизнеса
Рассчитывать на налоговые льготы по корпоративному налогу могут:
- компании, занимающиеся в сфере НИОКР;
- компании творческой отрасли;
- фирмы при потерях терминального, капитального и имущественного дохода, а также при торговых убытках. Если фирмы понесли убытки в результате торговли, продажи или отказа от основных средств или дохода от собственности, вы имеете право на освобождение от уплаты налогов;
- ставка корпоративного налога будет более низкой, если компания будет осуществлять благотворительную деятельность. Сумма пожертвований может быть вычтена из совокупного дохода в качестве налоговых вычетов.
Почти 90 % или 2,4 млн испанских предприятий, действующих на данный момент - малые и средние предприятия. Работающее население в данной сфере составляет более 76 % от общей численности рабочей силы, и вклад предприятий в ВВП составляет около 68 %. Следует отметить, что государство поддерживает малые компании с помощью таких методов, как субсидии и гранты, которые доступны для физических лиц, создающих бизнес, также при приеме на работу людей, которые не были официально трудоустроены более полугода, или женщин преклонного возраста, можно получить льготу в размере от 20 %. В течение двухлетнего периода организации, созданные в зонах особого экономического развития, освобождаются от отдельных видов
налогов: процентные ставки по налогу на имущество и НДФЛ равны 0 % [5]. Небольшие компании с годовым доходом менее 1,5 миллиона евро могут взимать налоговую ставку в размере 30 % для базы налогообложения от 0 до 90 200 евро, для налоговой базы более 90 200 евро, ставка составляет 35 %. Льготы для недавно созданных предприятий не предусмотрены.
По сравнению с Европой или Россией малый бизнес в США довольно велик. Характеристики малого предприятия в США: количество сотрудников не должно превышать 500 чел., но может достигать значения 1500 чел. в зависимости от отрасли, а оборот составляет не более 15 млн. $. В Соединенных Штатах также действуют прогрессивные ставки подоходного налога, зависящие от уровня полученной прибыли, и так же применяются инвестиционные стимулы: инвестиции до 75 000 долларов США не облагаются налогом. Владельцы МСБ с совокупными активами не более 50 млн. долл. освобождаются от уплаты налога на доходы от прироста капитала. Малые и средние компании могут уменьшить свои общие налоговые обязательства по налогу на прибыль в зависимости от срока полезного использования приобретенного оборудования (с 7 %, если срок службы более 7 лет, и до 2,33 % при сроке до 3 лет) [2].
Для малого и среднего бизнеса ставка федерального подоходного налога в США варьируется если налогооблагаемый доход составляет [5]:
- менее 50 000 долл. - 15 %;
- меньше 75 000 долл. - 25 %;
- более 75 000 долл. - 34 %.
УСН для малого и среднего предпринимательства во Франции очень похожа на общую налоговую систему. Упрощенная система налогообложения применяется к годовым продажам от 500 000 до 5 000 000 французских франков - для коммерческих операций, или от 175 000 до 1 500 000 французских франков для оказания услуг или благотворительной деятельности. В этом случае налогооблагаемый доход - это разница между фактическими доходами и расходами компании. Форма отчетности при УСН также так же была упрощена - предприятия представляют в налоговые органы данные о своих активах и пассивах, наличии основных средствах, суммах инвестиций и финансовых результатах. В то же время предприятия с годовым объём продаж не превышающем 7 600 тыс. евро (не включая НДС), но при этом 75 % капитала принадлежит физическим лицам, уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке 19 %, по сравнению с 33 % для крупных предприятий. Во Франции предприниматели обычно освобождаются от местных налогов и налога на акционерные общества в течение первых двух лет своей деятельности.
В Канаде, если годовой налогооблагаемый доход не превышает 200 000 долларов, контролируемая местная частная компания получает налоговую льготу, снижающую федеральный подоходный налог на 16 %. Так же здесь ставка варьируются от 22 до 43 %.
В японской экономике 40 % занимает сектор малого предпринимательства. В этой отрасли преобладают в основном легкая промышленность и строительство, но она уступает крупным компаниям в сфере высоких технологий, таких как автомобили, и другая техническая продукция. Правительственные организации, поддерживающие МСП, такие как Управление малого бизнеса, определяют основные направления политики сектора МСП и контролируют исполнение антимонопольного законодательства для поддержки интересов МСП. Среди этих мер можно выделить отдельно: контроль предпринимателя ограничен, а подрядчик и заказчик несут полную ответственность за выполнение контракта [1]. Ставка налога для предприятий зависит от размеров уставного капитала компании и от ее дохода. Она может увеличиваться с 22,46 до 36,81 %.
Основная цель европейских МСП - согласовать интересы страны и предпринимателей и создать им наилучшие условия для открытия и развития своих компаний.
Рассматривая же российское законодательство, можно выделить следующие критерии (рисунок 3) компаний, относящихся к малому бизнесу:
Рисунок 3 - Критерии малого предприятия в России
Говоря о налоговой политике, особое внимание стоит уделить способам финансовой поддержки малого бизнеса, а именно мерам налогового стимулирования деятельности субъектов, относящихся к данной категории. Так, разработка льготной системы налогообложения является одной из наиболее результативных мер госу-
дарственной поддержки, ее эффективность заключается в улучшении состояния действующих субъектов малого бизнеса.
Эффективность разработки и внедрения специальных налоговых режимов обосновывается положительным опытом других стран. В целом льготы необходимы для уменьшения времени, затрачиваемого на оформление документов, упрощения системы ведения учета и оплаты налогов. Следовательно, главная цель льготных режимом налогообложения состоит в том, чтобы уменьшить налоговую нагрузку на малые предприятия. Такие меры способствуют расширению малого бизнеса и появлению новых инноваций
В России применяются несколько видов льготных налоговых режимов для малого предпринимательства. Ниже рассмотрим специальные режимы налогообложения:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- налог на профессиональный доход.
В 2021 году были введены некоторые изменения в данные режимы с целью усовершенствования системы поддержки и стимулирования малого бизнеса (таблица 2).
Таблица 2 - Изменения в специальных налоговых режимах
Налоговый режим Характеристики
Упрощенная система налогообложения (УСН) Лимит по доходам - 200 млн. руб. Лимит по численности - 130 человек При превышении лимитов уплачиваются по повышенным ставкам: - 8 % при УСН с объектом «доходы» - 20 % при УСН «доходы минус расходы»
Патентная система налогообложения (ПСН) - Увеличен список видов деятельности, при этом региональные власти могут вносит изменения в него и устанавливать стоимость патента по каждому виду деятельности; - Возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, а при наличии сотрудников уменьшение - не более, чем на 50 %;
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - Доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %; количество сотрудников не должно превышать 300 человек; - Освобождение от НДС в 2021 году: кто в 2020 году применял ЕСХН - при сумме дохода, не превышающей 80 млн рублей; кто перешел на ЕСХН с 2021 года - без ограничения по сумме дохода за прошлый год
Налог на профессиональный доход Самозанятые могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке - 4 или 6 %
Мировой опыт показал эффективность применения налоговых каникул. Так, они введены в России в целях содействия развитию малого бизнеса и предусматривают предоставление возможности устанавливать период на протяжении двух лет, в течение которого налоговая ставка равна 0 %, для субъектов Российской Федерации, впервые зарегистрированных как индивидуальные предприниматели и перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, а также при условии осуществления деятельности в производственной, социальной и научной сферах.
Кроме того, существуют различные региональные ограничения. Так, к примеру, местные органы власти вправе самостоятельно устанавливать их по видам деятельности: по количеству сотрудников; по длительности налоговых каникул; по периоду действия регионального закона о налоговых каникулах. Регионы также могут ограничить введение налоговой ставки в размере 0 % на своей территории, но в таком случае пропадает возможность уйти на налоговые каникулы.
Таким образом, в современных рыночных реалиях отмечается курс на развитие малого предпринимательства, как основы сосредоточения массы национальных ресурсов и развития конкурентоспособной экономики. Зарубежный опыт применения налогового стимулирования показывает эффективность данного метода государственной поддержки бизнеса. Кроме этого, государству необходимо стремиться к разработке и ведению гибкой и понятной политики. Активное содействие малому бизнесу путем налоговых льгот поможет увеличить количество таких компаний, что положительно скажется на национальной экономике. В таком случае существует возможность роста вовлеченности населения в малый бизнес, сопоставимый с уровнем других стран.
Источники:
1. Влезникова В.И., Асадова Н.Р. Малый и средний бизнес в современной мировой экономике. / В.И. Влезникова, Н.Р. Асадова // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2019. Режим доступа: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-ekonomiki-menedzhmenta-i-finansov-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trud/sektsiya-6-mirovaya-ekonomika-spetsialnost-08-00-14/malyy-i-sredniy-biznes-v-sovremennoy-mirovoy-ekonomike/.
2. Полинская М.В. Идентификация налоговой политики РФ и направления ее реформирования / М.В. Полинская, О.А. Левшукова, Н.А. Гончарова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89). С. 95-103.
3. Зюзина Е.Д. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. // Электронный научный журнал Вектор экономики. 2019. Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/ publications/ 2019/1/economicsmanagement/Zyuzina.
4. Никитюк В.С. Мировой опыт налогообложения предприятий малого бизнеса и пути его применения в России. / В.С. Никитюк, Л.Р. Халикова // Вектор экономики. 2019. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38304880
5. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (утв. Минфином России) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_308390/.
6. Самарина Н.С. Налогообложение малого в бизнесе в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах. / Н.С. Самарина, Н.А. Коваленко // Карельский научный журнал. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ nalogooblozhenie-malogo-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii -i-v-razvityh-zarubezhnyh-stranah.
Reference:
1. Vleznikova V.I., Asadova N.R. Small and Medium Business in the Modern World Economy. / IN AND. Vleznikova, N.R. Asadova // Topical issues of economics, management and finance in modern conditions. // Collection of scientific papers based on the results of the international scientific and practical conference. 2019. Access mode: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-ekonomiki-menedzhmenta-i-finansov-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trud/sektsiya-6-mirovaya-ekonomika-spetsialnost-08 -00-14 / malyy-i-sredniy-biznes-v-sovremennoy-mirovoy-ekonomike /.
2. Polinskaya M.V. Identification of the tax policy of the Russian Federation and the direction of its reforming. Polinskaya, O.A. Levshukova, N.A. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 12-4 (89). S. 95-103.
3. Zyuzina E. D. Foreign experience in small business development. // Electronic scientific journal Vector of Economics. 2019. Available at: http://www.vectoreconomy.ru/images/ publications / 2019/1 / economicsmanagement / Zyuzina.
4. Nikityuk V.S. World experience in taxation of small businesses and ways of its application in Russia. / V.S. Nikityuk, L.R. Khalikova // Vector of Economics. 2019. Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=38304880.
5. "The main directions of budgetary, tax and customs-tariff policy for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021" (approved by the Ministry of Finance of Russia) - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_308390/.
6. Samarina N.S. Taxation of small businesses in the Russian Federation and in developed foreign countries. / N.S. Samarina, N.A. Kovalenko // Karelian scientific journal. 2018. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-malogo-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii -i-v-razvityh-zarubezhnyh-stranah.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11391
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.A. Levshukova - associate Professor of the Department of finance, candidate of economic Sciences, Kuban State Agrarian University;
М.А. Борисова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
M.A. Borisova - student, Kuban State Agrarian University;
Д.В. Ткачева - студент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected], D.V. Tkacheva - student, Kuban State Agrarian University.
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ TAX CONTROL AS A FACTOR FOR IMPROVING THE FINANCIAL SECURITY OF AN ORGANIZATION
Аннотация. В сложившихся макроэкономических обстоятельствах на рубеже 2020-2021 гг. большинство государств ужесточили степень влияния проводимой фискальной политики, несмотря на введение в краткосрочном периоде мер «налогового карантина» в начале пандемии. В частности, в качестве действенных мероприятий являлись: внедрение механизма отсрочки по уплате отельных видов налогов, прямое льготирование наиболее пострадавших отраслей и категорий плательщиков по секторам экономики. Однако в целях смягчения последствий влияния пандемии в среднесрочной перспективе важно предусмотреть дополнительные мероприятия в сфере налогового контроля, способные повлиять на уровень фискальной нагрузки на организацию. Данный аспект является наиболее актуальным по причине ужесточения проводимой политики в пост пандемический период, поскольку при осуществлении налогового планирования предприниматели могут использовать агрессивное построение налоговых схем с использованием способов незаконного уклонения от уплаты налогов. В качестве расширения механизма налогового взаимодействия важно предусмотреть возможность использования прямого доступа к витрине данных плательщика, что в большей мере является одним из наиболее оптимальных и современных способов при переходе к цифровым формам контроля, обеспечивающий финансовую стабильность и безопасность бизнеса.
Abstract. In the current macroeconomic circumstances at the turn of 2020-2021. most states have tightened the degree of influence of their fiscal policy, despite the introduction of "tax quarantine" measures in the short term at th e beginning of the pandemic. In particular, as effective measures were: the introduction of a deferral mechanism for the payment of hotel types of taxes, direct incentives for the most affected industries and categories of payers by sector of the economy. However, in order to mitigate the impact of the pandemic in the medium term, it is important to envisage additional measures in the field of tax control that can affect the level of the fiscal burden on the organization. This aspect is most relevant due to the tightening of the policy pursued in the post-pandemic period, since in the implementa-