DOI 10.24412/2309-4788-2021-11115
М.А. Абаджян - студентка 3 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
M.A. Abajyan - a student of the 3rdyear of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, abadzhyan2000@m ail.ru;
А.К. Богатырева - студентка 3 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.K. Bogatyreva - student ofth e 3rd year of th e Faculty ofEcon omics, Kuban State Agrarian University, [email protected];
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.A. Levshukova - Ph.D., Associate Professor of Finance, Kuban State Agrarian University ([email protected]).
ИЗМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ CHANGES IN TAX LEGISLATION DURING THE PANDEMIC PERIOD
Аннотация. Пандемия COVID-19 перевернула мир, изменив абсолютно все сферы жизнедеятельности. Не стало исключением и налоговое законодательство Российской Федерации, которое с помощью органов власти и их современным и своевременным решениям позволило не допустить сверхглубокий спад эконом ики.
В данной статье рассматривается ряд предлагаемых мер налогового законодательства для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, которые в большей степени имеют трудности, вызванные инфекцией; изменения, связанные с оформлением и предоставлением документации в органы Федеральной налоговой службы.
В работе приводятся официальные статистические данные о последствиях налоговых послаблений, а также прогнозные цифры возможности развития налоговыхпоступлений в перспективе. Целью работы является изучение и демонстрация наиболее важных и актуальных поправок для налогоплательщиков.
Abstract. The pandemic COVID-19 turned the world around, changing absolutely all spheres of life. The tax legis lation of the Russian Federation was no exception, which, with the help of the authorities and their modern and timely decisions, made it possible to prevent an ultra-deep economic decline.
This article considers a number of proposed tax legislation measures for individual entrepreneurs, legal entities that have more difficulties caused by infection; changes related to the preparation and submission of documentation to the bodies of the Federal Tax Service.
The paper contains official statistics on the effects of tax relief, as well as forecast figures of the possibility of developing taxrevenues in the future. The purpose ofthe work is to study and demonstrate the most important and relevant amendments for taxpayers.
Ключевые слова: пандемия, изменения налогового законодательства, налоги, сроки, поддержка государства, УСН, ПСН, налоговые послабления, поступление отчислений.
Keywords: pandemic, changes in taxlegislation, taxes, deadlines, state support, USN, PSN, tax relief, receipt of deductions.
Распространение новой короновирусной инфекции сильно повлияло на экономическое состояние по всему миру. Если рассматривать перемены в РФ, можно выделить несколько наиболее важных направлений и сфер, на которое повлияло изменение налогового законодательства.
Требования о социальной дистанции и мерах предотвращения инфекции в период пандемии заставило многие предприятия перейти на режим удаленной работы. Вместе с тем направление документов для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в электронном формате с помощью сайта Федеральной налоговой службы России и единого портала госуслуг и муниципальных услуг.
Изменился и реестр малого и среднего бизнеса. Уже с ноября 2020 года внесение сведений в реестр о юридических лицах и индивидуальных предпринимателей должно осуществляться 10 числа каждого месяца. При этом данное изменение позволяет юридическим лицам и предпринимателям, исключенным из Реестра в течение года и утратившим свой статус, восстановить его.
Для предотвращения негативных последствий были внесены изменения в пользу налогоплательщиков в налоговый кодекс Российской Федерации. Так для поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне снизили тариф страховыхвзносов с 30 % до 15 %. Воспользоваться пониженной ставкой смогут лишь к той части дохода физического лица, которая по итогам месяца превысит величину МРОТ. Однако за несколько месяцев число субъектов МСП уменьшилось почти на 250 тыс. единиц, что составляет более 4 %. В связи с экономической ситуацией и реализованными в течение года мерами поддержки ситуация в регионах может различаться.
Для субъектов МСП были введены следующие налоговые льготы:
— отсрочка уплаты страховых взносов;
— приостановление мер взыскания;
— перенесение сроков уплаты безвозвратных обязательных платежей;
— уменьшение арендной платы за период 2020 года, в связи с тем, что было невозможно использовать данное недвижимое имущество в период повышенной готовности.
Рассмотрим динамику уменьшения/увеличения ключевых показателей у определенных категорий налогоплательщиков за 2 года под влиянием применения налоговых льгот.
Таблица 1 - Ключевые показатели определенных категорий налогоплательщиков
Категория налогоплательщика Вид налога Налоговая льгота Показатели за 2019 год Показатели за 2020 год
Малое и среднее предпринимательство НДС Некоторые операции не признаются объектом облажения НДС; выплата субсидий 5,93 млн (субъектов) 5,64 млн (субъектов)
Индивидуальный предприниматель НДФЛ Приостановление проверок, мер взыскания, продление сроков сдачи отчетности 4,014 млн 3,879 млн
Исходя из данных, мы видим, что количество субъектов МСП сократилось на 290 тысяч, в период с 2019 по 2020 год, а число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось на 135 тысяч.
Еще одним послаблением является перенос сроков, приходящихся на нерабочие дни. Это означает, что все сроки, в том числе относящиеся к сдаче отчетности, исчисляемые в рабочих днях и приходящиеся на определенный период по статье 6 НК РФ, переносятся на ближайший рабочий день после этих дат. Так же нужно учитывать, что с переносом сроков продлевается время на перечисление налоговых отчислений в бюджет.
Немало важной антикризисной мерой правительства является приостановление вынесения решений о проведении выездных налоговых проверок, их проведение; мероприятия, связанные с вынесением решений по результатам рассмотрения налоговой проверки проводить по каналам видеосвязи и телекоммуникационным каналам связи; осуществление работы с документацией должно проводиться непосредственно с ксерокопиями и с помощью ТКС; запрет на проведение допросов, инвентаризаций; вызовов в налоговый орган; рассмотрение жалоб вышестоящим налоговым органом должно осуществляться без участия лиц, предоставивших данные жалобы.
Приостанавливаются взыскания. Это означает что применение мер взыскания приостанавливаются до 1 мая 2020 года для:
• для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в Единый реестр МСП;
• для налогоплательщиков, которые задействованы в отраслях туризма и авиаперевозок;
• для ИП, работающих в сферах культуры и досуга.
Данная поддержка предполагает предотвращение прямого контакта сотрудников федеральной налоговой службы с налогоплательщиками и иными лицами.
Выбор налоговой системы и подачи заявления на принятие УСН датировали 31 декабря. Это означает; если предприниматель до 31 декабря 2020 года не подаст уведомление, то уже с 1 января 2021 года автоматически переходит на общий режим налогообложения. Также продлены сроки уплаты налога, а погашение образовавшейся задолженности можно будет в течение года эквивалентными платежами. Одной из значимых мер поддержки является установлением нулевой ставки для только зарегистрированныхпредпринимателей. В свою очередь, почти все субъекты Российской Федерации установили пониженную ставку налога, взимаемого по УСН. В связи с данными послаблениями объем поступлений в бюджет снизился за первые 9 месяцев 2020 года.
Мы видим, что наибольшие потери поступлений имеют регионы, которые ввели льготы для всех МСП независимо от вида деятельности, такие как Республика Коми, Архангельская и Тюменская области. Если рассматривать общую статистику, то наиболее пострадавшими являются Мурманская область, Ненецкий АО и Камчатский край, в которых процент потери к предыдущему году составил более 20 %.
Патентная система налогообложения не осталась без изменений. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут применять ПСН, в состав которыхвходят предприятия обслуживающие автотранспортные средства. Налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, теперь имеют право уменьшать сумму налога на страховые платежи и пособия, данное право раньше имели только налогоплательщики, применяющие ЕНВД. Обновился и список видов деятельности, на которые не применяется патентная система налогообложения. В него входят: услуги по перевозке грузов и пассажиров, оптовая торговля, торговля по договорам поставки, деятельность по совершению сделок с ценными бумагами, деятельность по производству подакцизных товаров.
Рисунок 1 - Регионы с худшей динамикой налоговых поступлений, %
Рассмотрим регионы, которые ввели меры поддержки для индивидуальных предпринимателей на патентной системе налогообложения.
Для всех индивидуальных предпринимателей снижение потенциально возможного годового дохода более 50 % или стоимость патента 1 рубль: о Республика Бурятия о Республика Дагестан о Кабардино-Балкарская Республика о Республика Калмыкия о Кировская Область о Тюменская Область о Республика Тыва
Для всех индивидуальных предпринимателей снижение потенциально возможного годового дохода: о Амурская область о Владимирская область о Волгоградская область о Ленинградская область о Новгородская область о Оренбургская область о Орловская область о Севастополь и т.д.
Снижение потенциально возможного дохода для пострадавших отраслей или льготы для ограниченного круга индивидуальных предпринимателей: о Республика Адыгея о Республика Алтай о Красноярская область и т.д.
Изменения в объеме поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей применяющих патентную систему налогообложения неоднозначны.
По сравнению с 2019 годом объем поступлений от индивидуальных предпринимателей в 2020 году претерпевает существенное падение. Наиболее пострадавшими являются Омская и Архангельская области, имеющие более 40 % сокращения поступлений.
Однако есть регионы, в которых изменения сыграли положительную роль. Так в Пермском крае, находящемся в числе субъектов с максимальным сокращением числа МСП и где стоимость патента снизили до минимума, объем поступленийувеличился более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году и составил 153,2 %.
Рисунок 2 - Регионы с худшей динамикой поступлений за первые 9 месяцев 2020 года, %
Кроме мер поддержки предусматриваются мероприятия, в целях повышения налоговой нагрузки. Так Президент РФ подписал закон, в котором планируется, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам в банках, подлежат налогообложению. Налоговой базой при этом будет считаться как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком, над суммой процентов, рассчитанных как произведение одно миллиона рублей и ключевой ставки Банка России.
По сравнению с 2019 годом объем поступлений от индивидуальных предпринимателей в 2020 году претерпевает существенное падение. Наиболее пострадавшими являются Омская и Архангельская области, имеющие более 40 % сокращения поступлений.
Однако есть регионы, в которых изменения сыграли положительную роль. Так в Пермском крае, находящемся в числе субъектов с максимальным сокращением числа МСП и где стоимость патента снизили до минимума, объем поступленийувеличился более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году и составил 153,2 %.
Кроме мер поддержки предусматриваются мероприятия, в целях повышения налоговой нагрузки. Так Президент РФ подписал закон, в котором планируется, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам в банках, подлежат налогообложению. Налоговой базой при этом будет считаться как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком, над суммой процентов, рассчитанных как произведение одно миллиона рублей и ключевой ставки Банка России.
На сегодняшний день внесение изменений в налоговое законодательство дает возможность налогоплательщикам наиболее полно использовать возникающие послабления и льготы, для избежания штрафных санкций и других негативных последствий.
Государство в период пандемии принимало все меры для поддержки налогоплательщиков, оставляя право за органами субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и муниципальных образований предусматривать и устанавливать дополнительные налоговые льготы.
Источники
1. Кривенко, М. Д. Изменения в сфере налогообложения за период пандемии, направленные на оптимизацию региональных бюджетов / М. Д. Кривенко. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 15 (357). - С. 92-94.
2. Левшукова О.А., Матвеев А.С., Позоян Д.П. Возможные последствия пандемии CO VID-19 на развитие экономики России / Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 191-194.
3. Налоговое планирования после пандемии. Перспективы 2020. Электронный доступ: https://www.kommer-sant.ru/doc/44502592.
4. Обзор налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в период пандемии. Электронный доступ: https://nifi.ru/images/FILES/COVID-19/taxview.pdf.
5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в третьем чтении Государственной думой 31.03.2020.
6. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекс.
References
1. Krivenko, M. D. Changes in taxation over the pandemic period aimed at optimizing regional budgets/M. D. Krivenko. - Text: direct//Young scientist. - 2021. - № 15 (357). - Page 92-94.
2. Levshukova O.A., Matveev A.S., Pozoyan D.P. Possible consequences of the pandemic COVID-19 on the development of the Russian economy/Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 29 (3). - S. 191-194.
3. Tax planning after the pandemic. Prospects 2020. Electronic access: https://www.kommersant.ru/doc/44502592