Инновационные аспекты развития науки и техники
УДК 336.2
Каломбо Муламба Виктория Имадовна Kalombo Mulamba Victoria Imadovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры рыночных и государственных институтов candidate of economic Sciences, associate Professor departments of market and state institutions Айриян Феликс Каренович Airiyan Felix Karenovich Студент, магистр Student, Master
Кубанский государственный технологический университет
Kuban State Technological University
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2021 ГОД
MAIN DIRECTIONS OF TAX POLICY DEVELOPMENT IN KRASNODAR
REGION FOR 2021
Аннотация: цель исследования - раскрыть основные направления развития налоговой политики Краснодарского края на 2021 год. В статье рассмотрены ключевые направления по развитию налогового администрирования с целью эффективной собираемости налогов в условия пандемии, без серьезной нагрузки на налогоплательщиков. Также в статье указаны предложения по послаблению налоговых обязательств к малому и среднему бизнесу в нынешней обстановке.
Abstract: the purpose of the study is to reveal the main directions of the development of the tax policy of the Krasnodar Territory for 2021. The article discusses the key areas for the development of tax administration in order to effectively collect taxes in a pandemic, without a serious burden on taxpayers. The article also contains proposals for easing tax liabilities to small and medium-sized businesses in the current environment.
Ключевые слова: налоги, налоговая политика, Краснодарский край, малый и средний бизнес, направления налоговой политики, пандемия.
Key words: taxes, tax policy, Krasnodar Territory, small and medium business, areas of tax policy, pandemic.
II Международная научно-практическая конференция
Налоговая политика муниципальных образований имеет свои
специфические особенности и реализуется через механизм налогового регулирования, субъектно-объектная характеристика которого позволяет наилучшим образом определить его место и роль в формировании доходов местных бюджетов.
Под налоговой политикой муниципальных образований следует понимать совокупность экономических, финансовых и правовых мер органов местного самоуправления по формированию налоговой системы территории в целях обеспечения финансовых потребностей муниципалитета (региона), отдельных социальных групп общества, а также развития экономики муниципального образования за счет перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами бюджетной системы [1, с. 7].
Целью Основных направлений налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.
Пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. Нижняя точка кризиса, вероятно, была пройдена во 2 квартале 2020 года, когда глубокое падение ВВП наблюдалось практически во всех странах большой двадцатки (за исключением Китая). В летние месяцы по мере ослабления карантинных ограничений и активизации мер государственной поддержки наблюдалось улучшение деловых настроений. Тем не менее, ситуация в мировой экономике остается сложной, а траектория дальнейшего восстановления неясной. Даже по итогам 2021 года мировой выпуск, вероятно, не вернется к уровню 2019 года, а по сравнению с прогнозами до пандемии его уровень ожидается на 6,5% ниже.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняют преемственность в отношении определенных ранее целей, задач и приоритетов. Главной налоговой политики в Краснодарском крае
Инновационные аспекты развития науки и техники является обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Краснодарского края. Основным приоритетом налоговой политики является создание условий для дальнейшего развития экономического потенциала Краснодарского края, обеспечения роста доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края за счет повышения качества администрирования доходов бюджета и собираемости налогов, эффективного использования государственного и муниципального имущества.
Приоритетным направлением налоговой политики будет являться переориентация государственной поддержки в форме налоговых преференций по налогу на имущество организаций в сторону поддержки инвесторов, осуществляющих создание (реконструкцию) объектов недвижимого имущества.
В трехлетней перспективе будет рассмотрен вопрос о введении на территории Краснодарского края специального налогового режима для самозанятых граждан "Налог на профессиональный доход".
С учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796, будет проведена систематизация налоговых расходов Краснодарского края и утвержден порядок оценки их эффективности.
Также планируется установить ограничения для применения патентной системы налогообложения:
- по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
- по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта, используемых при применении патентной системы налогообложения;
- по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети, и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади.
II Международная научно-практическая конференция
Также существует поддержка малого и среднего бизнеса на территории Краснодарского края в условиях пандемии, а именно:
- снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса в рамках структурных изменений налоговой системы;
- расширение области применения патентной системы налогообложения на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим единого налога на вмененный доход;
- обеспечит комфортный переход индивидуальных предпринимателей с единого налога на вмененный доход на патентную систему налогообложения;
- продление до 2024 года право Краснодарского края вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки по упрощенной системе налогообложению и патентной системе налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению);
- исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику [2].
Предполагается Формирование справедливых конкурентных условий посредством повышения качества налогового администрирования:
- развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;
- введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;
- включение контроля за применением контрольно-кассовой техники в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);
Инновационные аспекты развития науки и техники
- расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора;
- внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий (в т.ч. при возмещении НДС в заявительном порядке);
- определение закрытого перечня случаев/критериев непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;
- введение обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;
- развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
По налогу на прибыль организации коснуться следующие изменения:
1. Усовершенствование порядка налогообложения прибыли инвестиционных товариществ в части сокращения количества формируемых налоговых баз, обеспечивая единый поход к их формированию. Мера направлена на создание дополнительных благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиций.
2. Конкретизация норм, касающихся налогового учета расходов на модернизацию амортизируемого имущества, с целью исключения возможности их различного толкования и сокращения соответствующих налоговых споров (судебных разбирательств и затрат на них).
По налогу на доходы физических лиц планируется:
1. Установление налога на выплаты процентных доходов по вкладам и ценным бумагам граждан в размере 13% для граждан, чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб. Новый налог будет впервые уплачен вкладчиками в 2022 году за 2021 год.
II Международная научно-практическая конференция
2. Установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период.
3. Упрощение порядка получения отдельных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц: отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом.
4. Отмена обязанности представления налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 000 руб. либо 1 000 000 руб.) над соответствующими доходами.
Имущественные налоги потерпят следующие изменения:
1. Отмена налоговой декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (административные и торговые центры, отдельные нежилые помещения), с учетом практики применения аналогичных норм по транспортному и земельному налогам. Контроль за уплатой налога на имущество организаций в отношении таких объектов будет осуществляться налоговыми органами на основании сведений, получаемых от Росреестра в порядке, аналогичном порядку, установленному по транспортному и земельному налогам.
2. Изменение порядка исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств. В случае гибели (уничтожения) транспортных средств обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента гибели (уничтожения), а не с момента снятия транспортного средства с регистрационного учета. Аналогичные нормы в настоящее время предусмотрены по налогу на имущество физических лиц.
3. Распространение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам ветеранам боевых действия.
Инновационные аспекты развития науки и техники
4. Возложение обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о статусе земельного участка, изъятого из оборота и ограниченного в обороте, на органы и лица, уполномоченные федеральными органами государственной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба).
5. Исключение положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации о применении инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц в связи с окончанием 1 января 2020 года переходного периода.
Ожидается повышение ставки по акцизам на табачную продукцию в целях дестимулирования «вредного» для здоровья потребления.
Совершенствование налогового администрирования
1. Развитие налогового мониторинга путем уменьшения пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения перечня его потенциальных участников, а также за счёт расширения информационного взаимодействия налоговых органов с участниками налогового мониторинга и снижения административной нагрузки на последних.
2. Интеграция законодательства Российской Федерации о ККТ в законодательство о налогах и сборах. Предполагается отмена контроля за применением контрольно-кассовой техники как самостоятельной формы федерального государственного контроля (надзора) и его включение в систему налогового контроля в рамках единого нормативного правового акта -Налогового кодекса Российской Федерации. Это будет способствовать дальнейшему формированию бесконтактного налогового администрирования, установлению единых правил контроля за деятельностью налогоплательщиков, осуществляющих фиксацию расчётов, а также снизит административную нагрузку на налогоплательщиков.
3. Введение института «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя» в целях упрощения процедуры расчетов
II Международная научно-практическая конференция налогоплательщиков с бюджетом. Данный институт предполагает уплату налогов одним платёжным поручением без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы Российской Федерации и т.д. и последующий зачет перечисленных денежных средств налоговым органом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств.
4. Возложение на налоговые органы обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации (расчёта).
5. Определение закрытого перечня случаев, при которых налоговая декларация (расчёт) будет считаться непредставленной.
6. Дальнейшее развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
7. Урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.
8. Расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства. Реализация данной меры будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков.
9. Законодательное урегулирование возможности налоговых органов получать от Банка России необходимые документы и сведения, составляющие банковскую тайну, а также возможности Банка России получать отдельные сведения, составляющие налоговую тайну, необходимые для исполнения возложенных на него функций.
10. Увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырёх до пяти лет, в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.
Инновационные аспекты развития науки и техники
11. Установление нового порядка предоставления налоговых льгот
инвестиционного характера, предусматривающего обязанность для получателей льгот осуществлять инвестиции в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключенными с Правительством Российской Федерации [3].
Также, основными направлениями налоговой политики региона будет являться продолжающийся вектор развития цифровизации, который определён в «Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики России на 2021 год».
Цифровизация - это объективный процесс, который в ближайшее время продолжит свое распространение в России, бросая новые вызовы действующей налоговой системе. Отсюда, требуется трансформация налоговой системы, которая будет соответствовать развитию цифровизации, направленной на повышение эффективности налоговой политикой [4].
Библиографический список:
1. Паздникова Н. П. Налоговая политика муниципальных образований: теория, методология, практика: монография / Н. П. Паздникова, О. Н. Савина, Е. О. Савина. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 150 с.
2. Министерство финансов Краснодарского края. Основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Электронный ресурс: https://minfinkubani.ru/. (дата обращения: 14.11.20).
3. Министерство России, официальный сайт. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Электронный ресурс: https://minfin.gov.ru/ru/. (дата обращения 14.11.20).
4. Каломбо Муламба В.И., Ларионова М.Е. Анализ влияния цифровой экономики на налоговую систему России// Актуальные вопросы экономических наук: Материалы III международной научно-практической конференции, 2020.
II Международная научно-практическая конференция
Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43327753 (дата обращения: 14.11.20).
УДК 339.92
Львова Г.Н.
Lvоvа G.N.
старший преподаватель кафедры экономики и финансов senior lecturer of the Department of Economics and Finance Московский университет имени С.Ю. Витте
филиал в г. Рязани Finance Moscow University named S. U. Vitte a branch in the city of Ryazan
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ) ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
WAYS TO PROTECT (ENSURE SECURITY) EXPORT-IMPORT
OPERATIONS
Аннотация: В статье рассмотрена деятельность таможенных органов через призму цифровых технологий. Особое внимание уделено способам защиты экспортно-импортных операций. Выделены основные задачи и проблемы, которые следует решить для ускорения процесса цифровой трансформации таможенных органов. Цифровизация экспортно-импортных операций способна помочь решить насущную проблему необходимости постоянного контроля товаров, оборот которых осуществляется через интернет-среду. Развитие деятельности таможенных органов с учетом формирования безопасной информационной среды, к обеспечению работы которой будут привлекаться компетентные должностные лица, позволит повысить эффективность и качество таможенных услуг.
Abstract: the article examines the activities of customs authorities through the prism of digital technologies. Special attention is paid to ways to protect export-import operations. The main tasks and problems that should be solved to speed up the process of digital transformation of customs