Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ПАНДЕМИЯCOVID-19 / БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET TAX REVENUES / COVID-19 PANDEMIC / BUSINESS / SUPPORT / ANTI-CRISIS MEASURES / BUDGET AND TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноева Елена Евгеньевна, Евсеев Василий Александрович, Саакян Сона Артаковна

Негативное влияние на экономические процессы ограничительных мер, введенных в условиях пандемии COVID-19, привели к снижению объемов налоговых платежей в бюджет РФ в 2020 году.Несмотря на сокращение доходов бюджета,общепринятая практика поддержки бизнеса в условиях пандемии включает, в первую очередь, мероприятия, предусматривающие снижение налоговой нагрузки и финансовую поддержку. Согласно данным проведенного анализа, представленным в данной статье,реализация данных мероприятий приносит положительный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ноева Елена Евгеньевна, Евсеев Василий Александрович, Саакян Сона Артаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE BUDGET AND TAX POLICY OF THE STATE IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

The negative impact on economic processes of restrictive measures introduced in the context of the COVID-19 pandemic led to a decrease in the volume of tax payments to the budget of the Russian Federation in 2020. Despite the reduction in budget revenues, the generally accepted practice of supporting business in a pandemic includes, first of all, measures to reduce the tax burden and financial support. According to the data of the analysis presented in this article, the implementation of these measures brings a positive effect.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 336.02

DOI 10.23672^0403-6841-8028^

Ноева Елена Евгеньевна

старший преподаватель, Фи нансово-эконом ически й институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова [email protected]

Евсеев Василий Александрович

магистрант,

Фи нансово-эконом ически й институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова [email protected]

Саакян Сона Артаковна

Выпускник,

Фи нансово-эконом ически й институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова [email protected]

Elena E Noeva

Senior lecturer,

Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov [email protected]

Vasiliy A. Evseev

Master student,

Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov [email protected]

Sona A. Sahakyan

Graduate,

Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova [email protected]

Реализация

бюджетно-налоговой политики государства в условиях пандемии covid-19

Implementation

of the budget and tax policy of the state in the conditions of the covid-19 pandemic

Аннотация. Негативное влияние на экономические процессы ограничительных мер, введенных в условиях пандемии COVID-19, привели к снижению объемов налоговых платежей в бюджет РФ в 2020 году.Несмотря на сокращение доходов бюджета,общепринятая практика поддержки бизнеса в условиях пандемии включает, в первую очередь, мероприятия, предусматривающие снижение налоговой нагрузки и финансовую поддержку. Согласно данным проведенного анализа, представленным в данной статье,реализация данных мероприятий приносит положительный эффект.

Ключевые слова: налоговые доходы бюджета, пан-демияCOVID-19, бизнес, поддержка, антикризисные меры, бюджетно-налоговая политика.

Annotation. The negative impact on economic processes of restrictive measures introduced in the context of the COVID-19 pandemic led to a decrease in the volume of tax payments to the budget of the Russian Federation in 2020. Despite the reduction in budget revenues, the generally accepted practice of supporting business in a pandemic includes, first of all, measures to reduce the tax burden and financial support. According to the data of the analysis presented in this article, the implementation of these measures brings a positive effect.

Keywords: budget tax revenues, COVID-19 pandemic, business, support, anti-crisis measures, budget and tax policy.

Поступающие от физических и юридических лиц налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета любого государства. Высокий уровень налоговых доходов является гарантией обеспечения качественного бесплатного образования, здравоохранения, безопасности страны и достойного уровня жизни населения. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в экономике в сочетании с другими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и эффективного функционирования единого финансового рынка [4, с. 2].

Об эффективности функционирования бюджетной системы свидетельствуетобеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджета, а эффективность налоговой системы определяет использование инструментов и механизмов аккумулирования налоговых доходов бюджета, учитывающих интересы участников налоговых правоотношений. Исходя из этого, бюджетно-налоговая политика государства, ориентированная на достижение стабильного воспроизводства и экономического роста, призвана обеспечивать решение целого ряда задач, в том числе:

- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней;

- развитие финансово-инвестиционного и инновационного потенциала и снижение рисков инвестирования;

- сохранение финансовой стабильности субъектов хозяйствования;

- налоговое регулирование и налоговая оптимизация деятельности хозяйствующих субъектов. [2, с. 123].

Мировой кризис, спровоцированный распространением вируса СОУЮ-19 в 2020 году, привел к значительным негативным экономическим последствиям, поскольку повлиял на наполнение государственных бюджетов, создал новые шоки для предложения и спроса, непохожие на те, с которыми экономика сталкивалась в рамках прошлых кризисов. Пандемия оказала существенное влияние на процессы как в макро-, так и в микроэкономике. По оценкам ОЭСР, принятые для ограничения распространения вируса меры могут привести к снижению экономической активности примерно на 25 % в некоторых странах, а потребительские расходы сократятся примерно на треть. Каждый месяц такого сдерживанияпредпо-лагает потерю 2 % годового ВВП [7].

Для поддержки экономики в период кризиса принимаются решения, направленные на снижение-налоговой нагрузки на бизнес. Таковыми являются временный отказ от взимания налогов на имущество, снижение налогов на водопользование или транспортные средства, снижение, отсрочка или отмена налогов для малых предприятий. Ряд стран также отказался от специальных сборов с туристических и авиакомпаний, а некоторые сократили или освободили определенные сектора экономики от налогов на импорт.

Особенности бюджетно-налоговой политики могут быть разными в зависимости от страны, сектора и бизнеса. В некоторых странах меры поддержки доступны для всех. В других странах помощь предоставляется конкретным секторам (например, туризм, коммерческие авиаперевозки) или компаниям, которые столкнулись со значительным падением доходов. Это последнее условие обычно должно быть подтверждено налогоплательщиком в налоговом органе. В некоторых странах помощь предоставляется на индивидуальной основе (т.е. фирма или предприниматель должны сами обратиться за поддержкой). Большинство государств реализуют целый комплекс противокризисных мер, используя комбинацию инструментов фискальной и финансовой поддержки.

Правительство Российской Федерации в целях предотвращения распространения инфекции также приняло ряд противоэпидемических мер, в результате которых больше прочих пострадал малый и средний бизнес. В связи с этой ситуацией, были разработаны меры поддержки тем предпринимателям, которые попали в сложную ситуацию в связи с пандемией.

Сразу после принятия решения о введении режима самоизоляции в конце марта 2020 года, на официальном сайте Президента РФ был опубликован Перечень поручений, включающий, в том числе, следующие инициативы в сфере налогообложения [5]:

- предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляющим деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения ко-ронавирусной инфекции, отсрочку по уплате всех налогов (кроме НДС) на 6 месяцев;

- предоставить микропредприятиям из пострадавших отраслей отсрочку по страховым взносам на 6 месяцев;

- поддержать малый и средний бизнес путем снижения тарифа страховых взносов с 30 % до 15 % для сумм заработной платы, которые превышают МРОТ.

В перечень отраслей, наиболее пострадавших от введения противоэпидемических мер, вошлив числе прочих авиа- и автоперевозки, услуги по организации досуга и развлечений, культура, спорт, образование, туристические услуги, гостиничный бизнес, сфера общественного питания, выставочная деятельность, предоставление бытовых услуг, бьюти-индустрия.

Также, субъекты МСП, получили следующие льготы:

- перенос сроков сдачи отчетности по налогам и бухгалтерской отчетности;

- сокращение плановых и внеплановых проверок госорганами;

- продление сроков действия разрешений на строительство, лицензий на продажу алкоголя и некоторых других разрешительных документов [3, с. 21].

Было принято решение предоставить безвозвратные субсидии тем компаниям, деятельность которых пострадала именно из-за установления ограничительных мер. Субсидии в основном могут быть направлены на выплату заработной платы работникам, выплату арендной платы или же погашение задолженности по кредитам. МСП из данного перечня получили право на ряд дополнительных льгот: льготное кредитование, кредитные каникулы для заемщиков и отсрочки по кредитам по госпрограмме, арендные каникулы для арендаторов коммерческой недвижимости и арендаторов госимущества [3, с. 22].

Реализация мер поддержки бизнеса в условиях пандемии, так же, как и ограничительные меры, результатом которых стало значительное снижение предпринимательской активности в РФ, предсказуемо привели к снижению объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2020 году.

В таблице 1 представлены результаты исследования изменений общего объема налоговых

поступлений в бюджет РФ в текущем году по федеральным округам в сравнении с тем же периодом 2019 года [6]. Представленные данные позволяют определить, насколько сильным оказалось негативное влияние пандемии на хозяйственную деятельность на той или иной территории. Данные на 01 января, по сути, представляют

собой общую сумму поступлений за предыдущий год, а вот данные по кварталам - это суммы поступлений уже за соответствующий год, причем не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал, для большей достоверности результатов, поскольку интерес в данном случае представляет именно временной аспект.

Таблица 1

Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в разрезе федеральных округов в 2019-2020 гг., млн руб.

Год На 01 января На 01 апреля На 01 июля На 01 октября

Всего по РФ 2019 г. 21148837,5 5305997,8 5945960,8 5523525,5

2020 г. 22510631,1 5554435 4374334,3 4880673,2

Изменение, млн руб. 1361793,6 248437,2 -1571626,5 -642852,3

Темп прироста, % 6,44 4,68 -26,43 -11,64

Центральный федеральный округ 2019 г. 5534757,2 1509550,6 1504749,3 1520983

2020 г. 6168365,3 1557806 1394967,9 1600420

Изменение, млн руб. 633608,1 48255,4 -109781,4 79437

Темп прироста, % 11,45 3,20 -7,30 5,22

Северо-Западный федеральный округ 2019 г. 2336180,5 555700,9 636347,5 656892,9

2020 г. 2480441,7 571214,1 565056,5 636317,4

Изменение, млн руб. 144261,2 15513,2 -71291 -20575,5

Темп прироста, % 6,18 2,79 -11,20 -3,13

Северо-Кавказский федеральный округ 2019 г. 207838,2 50692,8 58690,9 49584,9

2020 г. 230502,9 54820,3 49029,5 53821,3

Изменение, млн руб. 22664,7 4127,5 -9661,4 4236,4

Темп прироста, % 10,90 8,14 -16,46 8,54

Южный федеральный округ 2019 г. 1034521,9 227365 264368,6 285148,1

2020 г. 1086729,5 252189,4 252983,5 267721,6

Изменение, млн руб. 52207,6 24824,4 -11385,1 -17426,5

Темп прироста, % 5,05 10,92 -4,31 -6,11

Приволжский федеральный округ 2019 г. 3391913,7 843110,9 908122 870496,2

2020 г. 3538505,1 851511,9 618430,4 745522,4

Изменение, млн руб. 146591,4 8401 -289691,6 -124973,8

Темп прироста, % 4,32 1,00 -31,90 -14,36

Уральский федеральный округ 2019 г. 5829594,7 1440769 1687032,2 1422382,2

2020 г. 5957780,4 1445061,7 891027,8 928826

Изменение, млн руб. 128185,7 4292,7 -796004,4 -493556,2

Темп прироста, % 2,20 0,30 -47,18 -34,70

Сибирский федеральный округ 2019 г. 1962752,8 465744,4 534778,3 514139,1

2020 г. 2059113,7 497846 389699 467836,4

Изменение, млн руб. 96360,9 32101,6 -145079,3 -46302,7

Темп прироста, % 4,91 6,89 -27,13 -9,01

Дальневосточный федеральный округ 2019 г. 851278,3 213064,3 351871,7 203899,3

2020 г. 989192,5 323985,7 213139,6 180207,8

Изменение, млн руб. 137914,2 110921,4 -138732,1 -23691,5

Темп прироста, % 16,20 52,06 -39,43 -11,62

Источник: Таблица составлена авторами на основе да

В целом, по итогам первого квартала практически во всех федеральных округах наблюдался прирост (хотя бы минимальный) налоговых поступлений в бюджет, хотя влияние пандемии уже ощущали компании, ведущие деятельность на внешнем рынке. Однако во втором квартале последовало резкое снижение экономической активности. Апрель был объявлен нерабочим месяцем с сохранением заработной платы. Эксперты оценили потери от введения данных ограничительных мерв 2-2,5 % ВВП. Затем в мае вВп России упал до -12 % (больше, чем во времена мирового кризиса 2008 г.). В июне начался постепенный рост, который несколько ускорился в июле [3, с. 22], что, собственно, и подтверждают, данные таблицы 1. По показателям за третий квартал видно,

отчетности 1-НОМ за 2019-2020 гг. [6].

что темпы падения сократились, а в двух федеральных округах (Центральном и Северо-Кавказском) даже удалось достичь положительных результатов (прирост 5,22 % и 8,54 % соответственно по сравнению с аналогичным периодом

2019 г.)

На рисунке 1 представлены данные об изменении объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в процентном соотношении в

2020 году по сравнению с той же датой в 2019 году [6]. Данные свидетельствуют, что пандемия оказала весьма существенное негативное влияние на экономические процессы на всей территории РФ, что, безусловно, отразилось соответствующим образом и на налоговых доходах бюджета.

Рисунок 1. Изменение объемов налоговых поступлений в бюджет РФ в 2020 г. по сравнению с предыдущим годом (%)

Тем не менее, так же очевидно, что ситуация постепенно улучшается, и снижение налоговых поступлений в третьем квартале 2020 года уже не так велико, как можно было наблюдать в период с апреля по июль. Соответственно, можно предположить, что реализуемые меры поддержки предпринимательской деятельности дают определенный положительный результат.

Сложившаяся в экономике ситуация, когда бизнес, особенно в сфере услуг, сталкивается с резким сокращением или вовсе отсутствием доходов в течение какого-то периода, создает предпосылки для массового ухода с рынка небольших

компаний, не имеющих достаточных резервов, роста безработицы, увеличения бедности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам третьего квартала 2020 г., если считать нарастающим итогом, налоговые поступления в бюджет РФ по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократились почти на 2 триллиона рублей или на 11,7 % (рис. 2). При этом по итогам первого квартала, до начала кризиса, доходы бюджета в 2020 году выросли почти на 250 млрд рублей (чему, видимо, способствовало повышение НДС), однако, в дальнейшем негативное влияние пандемии привело к сокращению поступлений, и разрыв только увеличивался [6].

Рисунок 2 - Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ в 2019-2020 гг. (млн руб.)

По предварительным оценкам, реализация минимального объематребуемых фискальных антикризисных мер на текущий год в виде дополнительных бюджетных расходов и снижения налогов может достичь 3-4 % ВВП. При этом по итогам года бюджетная система (включая федеральный, региональный, муниципальный уровень и внебюджетные фонды) может недополучить

7,1 трлн руб., что соответствует 6,3 % от предусмотренного бюджетом ВВП [1].

Потери доходов на региональном уровне суммарно оцениваются в 1,5 % ВВП [1]. В сложившихся обстоятельствах государство будет вынуждено выделить дополнительные средства на поддержку регионов, находящихся в наиболее

трудной ситуации. Общий объем недополученных в результате пандемииСОУЮ-19 бюджетных доходов, в итоге, может достичь 3,5-4 % ВВП, компенсировать которые придется либоза счет средств Фонда национального благосостояния, либо за счет дополнительных заимствований. Сами регионычасть оставшихся потерь профинансируют за счет своих внутренних резервов или опять же заимствований, а часть - за счет оптимизации расходов [1].

Как показывает текущая ситуация, бизнес-структуры могут подвергаться рискам, ведущим к возникновению неплатежеспособности по причинам, не всегда зависящим от самих предприни-

Литература:

1. Бюджетная политика во время пандемии. URL : https://econs.online/articles/opinions/byudzhet naya-politika-vo-vremya-pandemii (дата обращения 25.11.2020).

2. Власенко М.Г. Бюджетно-налоговая политика Приморского края // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3-2. С. 108-123.

3. Грибань М.К. COVID-19: влияние на национальную экономику. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. 2020. № 8. С. 19-23.

4. Зотиков Н.З. Особенности формирования доходов федерального бюджета / Н.З. Зотиков, М.В. Львова, О.И. Арланова // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. Т. 11. С. 1-19.

5. Налоговые последствия пандемии COVID-19 для бизнеса. URL : https://www.law.ru/article/22 746-nalogovye-posledstviya-pandemii-covid-19-dlya-biznesa (дата обращения 26.11.2020).

6. Федеральная налоговая служба РФ. Официальный сайт. URL : https://www.nalog.ru (дата обращения 28.11.2020).

7. Tax and Fiscal Policy in Response to the Coronavirus Crisis: Strengthening Confidence and Resilience. URL : https://read.oecd-ilibrary.org/view/? ref=128_128575-o6raktc0aa&title=Tax-and-Fiscal-Policy-in-Response-to-the-Coronavirus-Crisis (дата обращения 29.11.2020).

мателей и их решений, справиться с которыми без вмешательства государства им не по силам. По этой причине, бюджетно-налоговая политика государства должна быть гибкой, продуманной, способной адаптироваться к изменяющейся природе рисков, а также, предусматривать расширение перечня инструментов, механизмов и мер, призванныхв условиях кризиса преодолевать возможные проблемы самого разного характера. Это необходимо, чтобы, с одной стороны, способствовать сохранению хозяйствующих субъектов в кризисный период, а, с другой стороны, в нужном объеме обеспечивать налоговые поступления в бюджет.

Literature:

1. Fiscal policy during a pandemic. URL https://econs.online/articles/opinions/byudzhetnaya-politika-vo-vremya-pandemii (date accessed 11 /25/ 2020).

2. Vlasenko M.G. Fiscal policy of the Primorsky Territory. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017. № 3-2. P. 108-123.

3. Griban M.K. COVID-19: Impact on the National Economy. // Modern science: topical problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2020. № 8. P. 19-23.

4. Zotikov N.Z. Features of the formation of federal budget revenues / N.Z. Zotikov, M.V. Lvov, O.I. Ar-lanova // Bulletin of Eurasian Science. 2019. № 1. Vol. 11. P.1-19.

5. Tax implications of the COVID-19 pandemic for business. URL : https://www.law.ru/article/22746-nalogovye-posledstviya-pandemii-covid-19-dlya-biznesa (date of application 11/26/2020).

6. Federal Tax Service of the Russian Federation. Official site. URL : https://www.nalog.ru (date of application 28.11.2020).

7. Tax and Fiscal Policy in Response to the Corona-virus Crisis: Strengthening Confidence and Resilience. URL : https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref= 128_128575-o6raktc0aa&title=Tax-and-Fiscal-Pol-icy-in-Response-to-the-Coronavirus-Crisis (date of application 11/29/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.