экономические науки
Самарина Наталья Сергеевна, Коваленко Наталья Александровна НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ...
УДК 336.221.4
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
© 2018
Самарина Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и управления» Коваленко Наталья Александровна, магистрант
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Мировой опыт показывает, что специальные налоговые режимы были созданы с целью привлечения, стимулирования и развития субъектов малого предпринимательства. Применение общей системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства является тяжелым налоговым бременем. Целью написания статьи является изучение специальных систем налогообложения и базовых ставок для субъектов малого предпринимательства развитых зарубежных стран. В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи, которые заключаются в раскрытии разницы в подходах налогообложения малого бизнеса в развитых странах, сопоставление уровня налоговой нагрузки, льгот и поощрений. Методом изучения является метод библиографического поиска и анализа источников информации. Для исследования были выбраны страны с высокими показателями доли малого и среднего предпринимательства в ВВП. Проведенное исследование помогает выявить направление развития налогового законодательства зарубежных стран и обобщить опыт применения налоговых ставок определенных видов налогов. Опыт зарубежных стран важен для изучения и применения в практики налогообложения России, с целью привлечения, стимулирования и развития малого бизнеса. Основные выводы и данные статьи могут найти применение в дальнейших мерах поддержки субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: налогообложение, налоговая политика страны, валовой внутренний продукт, специальные налоговые режимы, малое предпринимательство, налоговые льготы, налог на прибыль, субсидии, налог на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость.
THE TAXATION OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN OTHER DEVELOPED COUNTRIES
© 2018
Samarina Natalia Sergeevna, candidate of economical sciences, associate Professor of «Economics and management» Kovalenko Natalia Aleksandrovna, graduate student Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The application of the General system of taxation for small businesses is a heavy tax burden. The purpose of this article is to study the special tax systems and base rates for small businesses in developed foreign countries. In accordance with this goal, the tasks were formulated, which are to disclose the difference in approaches to taxation of small businesses in developed countries, comparing the level of tax burden, benefits and incentives. The method of study is the method of bibliographic search and analysis of information sources. Countries with high rates of small and medium-sized enterprises share in GDP were chosen for the study. The study helps to identify the direction of development of tax legislation of foreign countries and summarize the experience of the application of tax rates of certain types of taxes. The experience of foreign countries is important for the study and application in the practice of taxation in Russia, in order to attract, stimulate and develop small businesses. The main conclusions and these articles can be applied in further measures to support small businesses.
Keywords: taxation, tax policy of the country, gross domestic product, special tax regimes, small business, tax incentives, income tax, subsidies, personal income tax, value added tax.
Несмотря на льготы и специальные налоговые режимы, в последние годы в Российской Федерации прослеживается негативная тенденция спада количества малых и микро предприятий, а это в свою очередь говорит о снижении численности человек занятых в малом бизнесе. Статистика малого бизнеса за последние годы показывает закрытие большого количества организаций малого бизнеса, многие организации закрываются в первый год своего существования и только 4% предприятий существуют более 3 лет. Данная статистика говорит о не эффективной поддержке предприятий малого бизнеса со стороны государства.
Исследования в сфере налогообложения малого бизнеса в зарубежных странах и в Российской Федерации широко освещены Захаровой Н.В. [1], Лабудиным А.В. [2] Коростылевой Л.А. [3], Корецкой Л.К. [4], Конвин-саровой Е.В. [5] и другими авторами [6-9]. Основная роль специальных налоговых режимов заключается в создании единого налога, заменяющего все другие налоги и упрощающего ведение учета. Такая политика нацелена в основном на снижение налоговой нагрузки, упрощение и удешевление процедур, которые реализуют налоговые органы по контролю и администрированию.
В сформировавшейся международной практике специальные налоговые режимы используется в отношении субъектов малого предпринимательства, которое занимает в экономике иностранных государств более весо-Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
мое значение, чем в Российской Федерации. Сведения
0 доли субъектов малого предпринимательства в ВВП иностранных государств и в России приведен в таблице
1 [10].
Таблица 1 - Роль МСП в экономике зарубежных стран, по состоянию на 2017 год
Название страны Доля малого бизнеса в ВВП страны
Страны ЕС около 70%
КНР около 60 %
США около 62%
Сингапур около 50%
Японии около 63%
Индия около 45 %
Россия около 22,3%
Опираясь на данные, приведенные в таблице 1, можно однозначно утверждать, что доля малого бизнеса в ВВП зарубежных стран значительно превышает показатели по России, более чем наполовину.
В большинстве развитых стран, например в Китае, и в Индии малые и средние предприятия (МСП) создают около половины валового внутреннего продукта и рабочих мест.
Налогообложение малого бизнеса, используемое в настоящее время в большинстве развитых зарубеж-
Samarina Natalia Sergeevna, Kovalenko Natalia Aleksandrovna economic
THE TAXATION OF SMALL BUSINESS ... sceinces
ных стран, показывает себя более эффективным, по сравнению с системой налогообложения принятой в Российской Федерации.
Государственные налоговые льготы, применяемые в РФ можно классифицировать следующим образом:
- определение разнообразных открытых льгот по обычным формам налогообложения, в том числе по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
- льготы при применении специальных налоговых режимов.
По первому пункту можно отметить, что для субъектов малого предпринимательства существует ряд прямых льгот в виде снижения ставки по налогу на прибыль [6]. Данное снижение напрямую не называют налоговой льготой. В большинстве развитых зарубежных стран уменьшение налоговой нагрузки по налогу на прибыль является налоговой политикой государства, а не налоговой льготой. Таким образом, исследование заграничного опыта предоставления льгот для субъектов малого предпринимательства является актуальным вопросом в настоящее время. Во многих развитых зарубежных странах существует мощная государственная поддержка.
Если рассматривать Европу, то можно отметить налогообложение субъектов малого бизнеса в Германии, так как для данной категории налогоплательщиков существуют весьма существенные приоритеты и преимущества. К примеру, если за отчетный год прибыль от деятельности является незначительной, то представитель малого бизнеса может быть освобожден от выплаты налога. В Германии существует упрощенная система открытия малого бизнеса, достаточно встать на учет в специальное региональное представительство по месту нахождения налогоплательщика. Политика налогообложения гибкая, зависит от уровня материального благополучия резидента. Для поддержки малого бизнеса были снижены разнообразные налоги и отчисления в государственные фонды. Также в Германии ежегодно выделяют субсидии для поддержки малого предпринимательства.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [11], в Китае в малом и среднем бизнесе работает около 80% занятого населения и вклад составляет около 60%. Если рассматривать азиатские страны, то необходимо отметить минимальную налоговую нагрузку в Гонконге. Легкость открытия и ведения бизнеса, привлекательные налоговые ставки, отсутствие налога на добавленную стоимость, налога на прирост капитала и налога на продажи позволяет малым организациям минимизировать затраты и повышать доходность компании. С апреля 2018 года действует двухступенчатая система налогообложения прибыли, размер пониженной налоговой ставки составляет 8,25% для прибыли в размере 2 млн. гонконгских долларов и ставка в размере 16,5 % свыше указанной суммы. Снижение налоговой ставки по налогу на прибыль, оказывает стимулирующий эффект для развития бизнеса. Прибыль компании вообще не облагается налогом, если применяется территориальный принцип налогообложения. Выплаты в обязательный страховой фонд за сотрудника и за работодателя равен ставке 5%.
В Макао предусмотрены многочисленные финансовые и налоговые льготы для малых организаций. Льготы в определенных отраслях, например легкая промышленность (не наносящая вред окружающей среде), могут полностью освободить от налогов (оффшорные предприятия), или снизить налоговую нагрузку по определенным видам налогов до 50%. Субъекты малого предпринимательства относят к категории налогоплательщиков по группе «В». Такие компании облагают налогом по принципу примерной оценки доходов, от данных организаций не требуют проверки счетов. Ставка налога на прибыль прогрессивная и составляет от 9 % до 12%. Налог на доходы физических лиц облагается по ставке 0%, если доход резидента составил менее 144 000 пат. Для не резидента ставка равна 5%. Если доход выше 94
установленного лимита, то ставка колеблется в пределах от 11% до 12%. Законодательством Макао предусмотрен стандартный вычет из общей суммы налога в размере 25%. Кроме этого предусмотрена льгота в размере 30%, что создает эффективную налоговую ставку, которая имеет значение менее 6.3% [12]. Налога на добавочную стоимость в Макао нет.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства ставка федерального налога на прибыль в Соединенных Штатах Америки (США) зависит от полученного дохода, можно выделить три уровня ставок.
- если налогооблагаемый доход составляет менее 50 000 долл. - ставка 15%;
- если налогооблагаемый доход составляет менее 75 000 долл. - ставка 25%;
- если налогооблагаемый доход составляет более 75 000 долл. - ставка 34%.
Также ставка налога зависит от территориальной принадлежности (расположение штата) и покупательской способности населения, то есть для более развитых регионов ставки выше (Нью-Йорк), а для менее развитых ниже. Субъекты малого предпринимательства отнесены к отдельному виду налогоплательщиков. Для данной категории существует система специальных налоговых вычетов, к примеру, при сумме дохода до 200 тысяч долларов налогооблагаемую базу можно уменьшить[6]. Вновь созданные организации имеют право на приобретение специальной лицензии, которая заменяет ряд обязательных налогов, стоимость лицензии зависит от конкретного вида экономической деятельности [13]. В первый год работы организации могут вообще быть освобождены от налогов, также применяя предоставляемые государством специальные вычеты и льготы, малый бизнес может снизить налоговую нагрузку до 50%. Также можно выделить основной принцип налоговой политики США, это справедливое распределение налоговой нагрузки, то есть крупные компании платят больше, нежели субъекты малого предпринимательства. В конгрессе США за проблемами малого предпринимательства следят специально созданные комитеты, которые зависят от регионального расположения. Во главе комитета стоит администрация и главная ее цель, это поддержка малого бизнеса на государственном уровне. Значимой помощью со стороны государства является предоставление услуг по погашению банковских кредитов для малого предприятия, в некоторых случаях процент поддержки доходит до 90%.
В других развитых зарубежных развитых странах в отношении малого бизнеса также значительно уменьшена ставка налога на прибыль в сравнении с крупным предпринимательством.
Упрощенное или вмененное налогообложение в основном применяются в практике в форме специальных налоговых режимов. Разные специальные налоговые режимы можно сочетать между собой. Этот эффект, усиливает регулирующие и фискальные стимулы в некоторых странах относящихся к мировым экономическим лидерам.
Сочетать разные налоговые режимы при осуществлении разных видов деятельности разрешено и положениями налогового кодекса Российской Федерации. К примеру, законодательно разрешено совмещать единый налог на вменённый доход [14] и упрощенную систему налогообложения [15-17]. Также необходимо отметить, что общую систему налогообложения можно применять с единым налогом на вменённый доход или патентной системой налогообложения.
Субъекты малого предпринимательства могут использовать специальные упрощенные модели налогообложения на основе вмененного налога [18]. К примеру, данной формой налога можно назвать аккордный налог, ставку по которому устанавливает государство, процент налоговой нагрузки не зависит от размера прибыли, данный налог имеет фиксированную ставку пла-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
экономические науки
Самарина Наталья Сергеевна, Коваленко Наталья Александровна НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ...
тежа. Данный вид налога применяется в Швейцарии (рассчитывается на основании расходов, которые связаны с содержанием налогоплательщиком себя и семьи), Андорре, Таиланде и в других странах.
В Мексике для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, разработан специальный режим налогообложения, ставка налога на прибыль по которому составляет 2.5%. Минимальная налоговая нагрузка в Мексике является привлекательной для создания, развития и функционирования малого бизнеса.
В странах ЕС, например в Венгрии, ставка налога на прибыль составляет 9%, при этом обычные расходы на ведение бизнеса вычитаются при расчете налогооблагаемого дохода. Дивиденды резидентов полностью освобождаются от налога на прибыль. Налоговые льготы существуют в виде налогового кредитования определенных видов инвестиций, которые зависят от территориальной принадлежности организации. Помимо льгот, для материальных инвестиций существует «резерв на развитие», на сумму которого можно уменьшить налоговую нагрузку до 2 миллионов евро. Если организация занимается научно исследовательской деятельностью, то она вправе уменьшить налогооблагаемую базу на 50%.
Если рассматривать налогообложение малого бизнеса в Испании, то необходимо выделить систему государственной поддержки малого бизнеса в виде субсидий и грантов, доступных для физических лиц для создания малого бизнеса. Особенно это актуально для регионов, где требуется развивать промышленный сектор экономики. Недостатком является время, которое необходимо потратить на получение данной льготы. При приеме на работу людей, которые не были официально трудоустроены более шести месяцев, или женщин преклонного возраста, можно получить льготу в размере от 20 до 100%.
Организации, созданные в зонах особого экономического развития, в течение первых двух лет освобождены от некоторых налогов, к примеру, ставка по налогу на имущество и налогу на доходы физических лиц равна 0%.
Налог на доходы физических лиц в Израиле прогрессивный, имеет шести ступенчатую градацию и зависит от уровня дохода за год. Минимальная ставка для резидентов равна 10%, но если доход превысит 14 тысяч шекелей, то налог на доходы физических лиц повышается на 1%. Ставка в 48% (6 ступень) актуальна только для очень обеспеченных израильских граждан. То есть с увеличением дохода, процент налога, взимаемый государством, повышается. Сельскохозяйственный вид деятельности вообще освобожден от налоговой нагрузки, то есть на производство сельскохозяйственной продукции налог на сегодняшний день составляет 0%. Таким образом, политика государства стимулирует производителей к созданию и развитию малого бизнеса. Население Израиля делится на 10 групп по уровню покупательской способности (потребительской корзины), существуют специальные выплаты и дотации со стороны государства, призванные поднимать доходы населения до минимального прожиточного уровня.
Налоговая система Сингапура является территориальной. Налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 17%. Благодаря различным льготам данную ставку можно снизить на 50%. К примеру, доход до 300 тысяч долларов облагается налогом по ставке 8,5%. Ставку налога корпоративной прибыли, при выполнении определенных условий, можно свести к 0%.
В Сингапуре существуют налоговые скидки для различных расходов в бизнесе. Арендная плата, заработная плата сотрудников, плата за ведение бухгалтерского учета, все перечисленные расходы не облагаются налогом. Подоходный налог для физических лиц варьируется от 0% да 20%. Налогообложение основывается на территориальном принципе, то есть налогом облагаются только доходы, заработанные в Сингапуре, или доходы ино-
странного происхождения, но полученные в Сингапуре. Налог на добавочную стоимость отсутствует, но существует схожий по значению налог на экспорт и импорт товаров (услуг), ставка которого равна 7%, данный налог взимается с покупателя, поэтому малые организации не несут затрат по данному виду налога[19].
Конечно, и в России предпринимаются меры для стимулирования и развития малого бизнеса, к примеру, принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства с 2016 по 2030 год, в рамках которой уже реализуется ряд мер. Введено льготное кредитование, увеличена величина предельного размера дохода для малых предприятий за налоговый период с 60 до 150 миллионов рублей, которая дает право на применение упрощенной системы налогообложения со ставкой 6%. Для ограниченного числа видов деятельности введены двухлетние налоговые каникулы. В 2017 году выделено 7,5 млрд. рублей, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, данная сумма была распределена между 82 регионами [20]. Но, несмотря на все меры поддержки, реализуемые на территории Российской Федерации, субъекты малого предпринимательства создают всего лишь пятую часть ВВП, и в них занята лишь одна четвертая часть населения. Общий анализ различных направлений поддержки малого бизнеса показывает, что данные меры поддержки слишком разрозненны и практически не имеют влияния на темпы роста малого предпринимательства. Высокий процент налогов с зарплат наемных работников для многих малых предприятий является непосильной ношей, малое предпринимательство вынуждают закрываться или скрывать доход, тем самым уходить в тень. Помимо перечисленного, необходимо отметить, что постоянные изменения в законодательстве и отчетности, жесткое администрирование в отношении сдачи и предоставления отчетных документов, штрафы и камеральные проверки, все это влечет к количественному сокращению организаций малого бизнеса [21].
Проведенное исследование показывает, что во многих развитых странах отсутствует налог на добавленную стоимость (Гонконг), или его ставка минимальна (Макао). Также касательно налога на прибыль, многие зарубежные субъекты малого бизнеса имеют возможность минимизировать налоговую нагрузку (Сингапур, Венгрия, Гонконг, Макао) или свести ставку по данному налогу к 0% (Германия, Мексика). Простота применения специальных налоговых режимов, как способ привлечения малого бизнеса, присутствуют в налоговых системах развитых зарубежных странах. Введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц является грамотным шагом в налоговой политике многих зарубежных государствах (Израиль, США).
Таким образом, ключевым моментом для развития и устойчивого функционирования субъектов малого предпринимательства является изменение и совершенствование существующей системы налогообложения, кардинального снижения базовых ставок по основным видам налогов и сборов, перестройка и упрощение налогового администрирования. Разумные налоговые ставки - это одно из главных условий возрождения реального сектора экономики Российской Федерации. Мировой опыт функционирования особых режимов налогообложения дает много положительных примеров их влияния на экономическое развитие этих стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Малое и среднее предпринимательство в Европейских странах: основные тенденции развития // Управленческое консультирование. 2017. № 12. С. 64-77
2. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Мировой рынок высоких технологий: особенности и перспективы развития // Управленческое консультирование. 2016, № 4. С. 104-115.
3. Коростылева Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса // Азимут научных исследований: Экономика и управление. 2014. № 3. С.42-44.
4. Корецкая Л.К., Губернаторов А.М., Корецкий Г.А., Нике-рова Т.А. Особенности учета и налогообложения субъектов малого
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
95
Samarina Natalia Sergeevna, Kovalenko Natalia Aleksandrovna THE TAXATION OF SMALL BUSINESS ...
economic sceinces
предпринимательства Учебное пособие. — М.: Русайнс, 2016. 210 с.
5. Самсонова И.А., Зеленская В.А., Кривошапова С.В. Специальные режимы налогообложения, отечественный и зарубежный опыт //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (6). С. 1173-1176
6. Артемова Н.В. Развитие системы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов: автореф. дис. канд. эконом. наук: 08.00.10 /Артамова Надежда Валериановна. — М. 2013.. С. 206
7. Балашов А.М. Некоторые актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ //Карельский научный журнал. 2018. № 1 (22). С. 84-86.
8. Кашицына Т.Н., ЛовковаЕ.С. Ключевые направления развития малого бизнеса и его проблемы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (Ч.4). С.462-465
9. Филиппова Н.А., Создаева О.Ю. Зарубежный опыт стимулирования инновационного бизнеса и возможности его использования в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35 (272). С. 51-57.
10. Официальная статистика. Национальные счета [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
11. Актуальные исследования OECD (ОЭСР) [Электронный ресурс] // Организация Экономического Сотрудничества и Развития — Режим доступа: http://oecdru.org/actual.html
12. Налоговые системы зарубежных стран. Макао [Электронный ресурс] Международное налоговое планирование — Режим доступа: https://gsl.org/ru/taxes/tax-zones/%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B0 %D0%BE/
13. Алиев Б.Х., Велиев М.Ш. Зарубежный опыт исчисления и уплаты бюджетообразующих налогов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. № 6-1. С. 131-134.
14. Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ envd/
15. Семенихин В.В. Упрощённая система налогообложения Учебно-практическое пособие. — М.: ГроссМедиа, 2016. 810 с.
16. Белых В.С., Кашин Т.А. Предложения по совершенствованию упрощенной системы налогообложения // Налоговый вестник.2016. №2. С. 27.
17. Луговкина О.А. Экономическая безопасность организации как элемент бухгалтерского и управленческого учета // Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 30-34.
18. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (2). С. 78-80.
19. Налоговые системы зарубежных стран. Сингапур [Электронный ресурс] Международное налоговое планирование — Режим доступа: https://gsl.org/ru/taxes/tax-zones/%D1%81%D0%B8% D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%80/
20. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации [Электронный ресурс] Гарант. Информационно-правовой портал — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71318202/
21. Голобков А.С., Будников И.А., Аммосова К.С. Актуальные вопросы поддержки малого бизнеса в приморском крае // Азимут научных исследований: Экономика и управление. 2018. № 2 (23). С.64-67.
Статья поступила в редакцию 07.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
96
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)