Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / учет и налогообложение / налоговый учет / налоговые режимы / упрощенная система налогообложения / small business / accounting and taxation / tax accounting / tax regimes / simplified taxation system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.П. Полонская, О.В. Борода, В.В. Рубан

Деятельность предприятий малого бизнеса оказывает огромное влияние не только на участников данной сферы экономики, но и на экономику отдельно взятого региона и страны в целом. Увеличение числа малых предприятий способствует экономическому росту, повышению уровня жизни населения, созданию дополнительных рабочих мест. Все это говорит о необходимости поддержания представителей малого бизнеса со стороны государства. Огромное влияние на эффективность деятельности субъекта малого предприятия оказывает налоговое бремя. В настоящее время существует ряд льгот для представителей малого бизнеса при осуществлении налогообложения их доходов. В статье рассмотрены уплачиваемые представителями малого бизнеса налоги, особенности налогообложении данных субъектов бизнеса, отражены изменения налогового законодательства России, вступившие в силу с 1 января текущего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES

The activities of small businesses have a huge impact not only on the participants in this sector of the economy, but also on the economy of a particular region and the country as a whole. An increase in the number of small businesses contributes to economic growth, an increase in the living standards of the population, and the creation of additional jobs. All this speaks of the need to support small business representatives from the state. The tax burden has a huge impact on the efficiency of a small business entity. Currently, there are a number of benefits for small businesses in the implementation of taxation of their income. The article discusses taxes paid by representatives of small businesses, the peculiarities of taxation of these business entities, reflects changes in the tax legislation of Russia, which entered into force on January 1 of the current year.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

9. Sozinova, A. A., Androsova, I. V., Аbramov, V. L., Redin, D. V., Oganesyan, T. L. Formation of the New Forms of Management System Spatially Localized Economies in the Paradigm of the Cluster Approach / International Review of Management and Marketing VOL 6, NO 1S (2016): SPECIAL ISSUE (P. 250-254) References

1. Anisova N. A. Typical model of a cluster as a methodological basis for the theory of clusters [Text] / N. A. Anisova. -Tyumen: TIU, 2019 .- 218 p.

2. Gontar N. V. Clusters in the system of economic and innovative development ofthe agro-industrial complex in the Rostov region and the Krasnodar Territory [Text] / N. V. Gontar, V. V. Gorochnaya // Bulletin ofthe Baltic Federal University. I. Kant. Series: Humanities and Social Sciences. - 2020. - No. 2. - P. 21-37.

3. Korotkova K. S. Concept and characteristic features of territorial clusters [Text] / KS Korotkova, NNR Shafikova // Scientific notes of the Tambov branch of the Russian State Medical University. - 2018. - No. 10. - P. 56-61.

4. Kuprin A. A. Cooperation of market agents as part of a cluster [Text] / A. A. Kuprin, N. R. Shafikova // Scientific notes of the Tambov branch of RosSMU. - 2018. - No. 10. - P. 71-75.

5. Lukinykh M. I. Signs of clusters and factors that determine the efficiency of their functioning [Text] / MI Lukinykh // Financial Economics. - 2019. - No. 2. - S. 196-199.

6. Tashenova L. V. Typology and structure of industrial clusters [Text] / LV Tashenova, AV Babkin // Management in Russia and abroad. - 2019. - No. 1. - P. 4-14.

7. Trotsenko A. V., Oganesyan L. L., Fomenko E. V. Clustering as a form of organization and development of the region [Text] / A. V. Trotsenko, L. L. Oganesyan, E. V. Fomenko // Materials All-Russian scientific-practical conference "A new paradigm for the development of economic systems in the context of digitalization: theory, methodology, management."' - Krasnodar -Taganrog. - 2020. - 368 p. - S. 225-233.

8. Chirkova V. M. Clusters as a condition for innovative development [Text] / VM Chirkova // Regional bulletin. - 2019. - No. 3 (18). - S. 46-47.

9. Sozinova, A. A., Androsova, I. V., Abramov, V. L., Redin, D. V., Oganesyan, T. L. Formation of the New Forms of Management System Spatially Localized Economies in the Paradigm of the Cluster Approach / International Review of Management and Marketing VOL 6, NO 1S (2016): SPECIAL ISSUE (P. 250-254).

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11148

О.П. Полонская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерскогоучета, Кубанский государственный аграрн ый ун иверситет,

O.P. Polonskaya - Can didate of Economic Scien ces, Associate Professor ofthe Departmen t of Accounting, Kuban State Agrarian University;

О.В. Борода - магистрант учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрн ый ун иверситет, boroda.olya98@mail.ru,

O. V. Boroda - undergraduate ofthe Accoun ting an d Fin ance Faculty, Kuban state agrarian University;

В.В. Рубан - магистрантучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, violettaruban2@gmail.com,

V.V. Ruban - undergraduate ofthe Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА FEATURES OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES

Аннотация. Деятельность предприятий малого бизнеса оказывает огромное влияние не только на участников данной сферы экономики, но и на экономику отдельно взятого региона и страны в целом. Увеличение числа малых предприятий способствует экономическому росту, повышению уровня жизни населения, созданию дополнительных рабочих мест. Все это говорит о необходимости поддержания представителей малого бизнеса со стороны государства. Огромное влияние на эффективность деятельности субъекта малого предприятия оказывает налоговое бремя. В настоящее время существует ряд льгот для представителей малого бизнеса при осуществлении налогообложения их доходов.

В статье рассмотрены уплачиваемые представителями малого бизнеса налоги, особенности налогообложении данных субъектов бизнеса, отражены изменения налогового законодательства России, вступившие в силу с 1 января текущего года.

Abstract. The activities of small businesses have a huge impact not only on the participants in this sector ofthe economy, but also on the economy of a particular region and the country as a whole. An increase in the number of small businesses contributes to economic growth, an increase in the living standards of the population, and the creation of additional jobs. All this speaks ofthe need to support small business representatives from the state. The tax burden has a huge impact on the efficiency of a small business entity. Currently, there are a number ofbenefits for small businesses in the implementation of taxation of their income.

The article discusses taxes paid by representatives of small businesses, the peculiarities of taxation of these business entities, reflects changes in the tax legislation of Russia, which entered into force on January 1 of the cunent year.

Ключевые слова: малый бизнес, учет и налогообложение, налоговый учет, налоговые режимы, упрощенная система налогообложения.

Keywords: small business, accounting and taxation, tax accounting, tax regimes, simplified taxation system.

В настоящее время деятельность предприятий малого бизнеса оказывает огромное влияние не только на участников данной сферы экономики, но и на экономику отдельно взятого региона и страны в целом. Увеличение числа малых предприятий способствует экономическому росту, повышению уровня жизни населения, созданию дополнительных рабочих мест. Зачастую именно открытие собственного дела позволяет гражданам реализовать свой потенциал.

Все это говорит о необходимости поддержания представителей малого бизнеса со стороны государства. Несмотря на множество преимуществ малой коммерческой структуры (хорошая управляемость, высокая скорость прохождения информации, быстрое реагирование на изменяющиеся запросы рынка и т.д.), она достаточно уязвима и ей достаточно трудно устоять перед уже сформировавшимися и успешно функционирующими представителями более крупного бизнеса.

Но даже в том случае, если малый бизнес способен представить потребителю продукцию, работы и услуги достойного качества и устоять перед своими конкурентами, тут существует еще один фактор, способствующий снижению эффективности деятельности и порой закрытию фирмы, это налоговое бремя.

Деятельность рассматриваемых субъектов бизнеса в нашей стране регулируется федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в данном нормативном акте приведены критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству [3].

Согласно данного федерального закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие определенным условиям (рисунок 1) и внесенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рисунок 1 - Критерии отнесения конкретного субъекта бизнеса к числу малых и средних предприятий

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается налоговыми органами на основании предоставленных им следующих документов:

- налоговых деклараций;

- отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;

- данных из Единого государственного реестра юридических лиц, либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Представители малого бизнеса наравне с другими юридическими лицами осуществляют ведения бухгалтерского и налогового учета, они должны самостоятельно формировать учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности, системы налогообложения и других особенностей деятельности. Однако особенности функционирования малых предприятий требуют нестандартного подхода к организации бухгалтерского и налогового учета. Общие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. № 64н. [5].

Нормы Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, а также практика ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях свидетельствуют об отсутствии единообразия в вопросах формирования учетной политики вообще, и учетной политики малых предприятий, в частности. В связи с этим, немаловажное значение для развития упрощенной системы бухгалтерского учета малых предприятий приобретают разработка рекомендаций по формированию учетной политики и адаптация элементов системы бухгалтерского учета к специфике деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что соответствует положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Остановимся более подробно на особенностях ведения малыми предприятиями налогового учета. Особенно актуально это с учетом того, что, начиная с 1 января 2021 г. вступили в силу ряд изменений налогового законодательства, касающиеся именно рассматриваемых субъектов бизнеса.

Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса в первую очередь зависят от налогового режима, выбранного организацией. Непосредственно от выбранной системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком ряда налогов и сборов, в частности налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, а также размер налогового бремени организации.

В таблице 1 обобщены возможные режимы налогообложения малого предприятия.

Таблица 1 - Режимы налогообложения, приемлемые для субъектов малого бизнеса

Режим налогообложения Основные ограничения Налоговые ставки Прочие условия

Упрощенная система налогообложения - уровень годового дохода не более 150 млн руб.; - среднесписочная численность работников не более 100 человек; - остаточная стоимость основных средств не более 150 млн руб.; - участие в уставном капитале других юри- дических лиц не более 25%; - нет филиалов Доходы 6 % Доходы минус расходы 15 % Не является плательщиком НДС и НПО

Патентная система налогообложения (только для индивидуальных предпринимателей) - среднесписочная численность работников не более 15 чел.; - уровень годового дохода не более 60 млн руб. в год; - ограничения по видам деятельности: бытовые услуги, перевозки, розничная торговля, общепит 6 % Не является плательщиком НДС, НДФЛ и налог на имущество физических лиц

Общий режим налогообложения Ограничений нет Для юридических лиц: налог на прибыль организаций 20 % Для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц 13 % Является плательщиком НДС и налога на имущество организаций (юридические лица)

С 1 января 2021 г. отменен Единый налог на вмененный доход, пожалуй, это одно из самых значимых изменений налогового законодательства в нынешнем году. В связи с отменой указанного налога, налогоплательщики, исчисляющие и уплачивающие его вплоть до 31 декабря прошлого года должны были подать заявление на переход на другой специальный налоговый режим или на общий режим налогообложения.

В переходный период бывшим плательщикам ЕНВД, перешедшим в 2021 г. на УСН Налоговым кодексом предоставлена возможность списать материальные расходы, осуществленные до перехода на упрощенку (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ф3).

Что касается налога на доходы физических лиц, плательщиками которого являются субъекты малого бизнеса, то начиная с 2021 г. введена прогрессивная шкала при исчислении данного налога. Основная ставка не

изменена, по доходам, полученным в результате осуществления трудовой деятельности резидентами Российской Федерации она составляет 13 %, однако в том случае, если в отчетном году совокупный годовой доход физического лица превысит 5 млн руб., она возрастает до 15 %.

В текущем году возрос минимальный размер оплаты труда работников, с 1 января 2021 г. он составляет 12792 руб. В соответствии с этим работодатели обязаны повысить уровень заработной платы работников до этой отметки. Кроме того, с начала года увеличилась предельная база для расчета по страховым взносам:

- в Пенсионный фонд России 1465000 руб.;

- в Фонд социального страхования Российской Федерации 966000 руб.

Указанные изменения увеличивают затраты работодателя на оплату труда персонала.

В таблице приведены условия, при соблюдении которых представители малого бизнеса имеют право на использование упрощенной системы налогообложения. При несоблюдении указанных критериев, субъект малого предпринимательства переводится на общий режим налогообложения. Однако, начиная с 1 января 2021 г. появился так называемый «переходный период» для таких налогоплательщиков. В случае превышения установленных Налоговым кодексом лимитов доходов и численности сотрудников, субъект малого предпринимательства не переводится на ОСНО, а просто возрастают ставки упрощенного налога. Происходит это следующим образом: при получении дохода от 600 млн руб. до 800 млн руб., либо в том случае, когда численность сотрудников превысила 100 чел., но менее 130 чел., ставка налога возрастает:

- с доходов - с 6 % до 8 %;

- с доходов за минусом расходов - с 15 % до 20 %.

Повышенные ставки налога действуют весь квартал, в течение которого произошло превышение установленных лимитов объема доходов и численности сотрудников.

Что касается нововведений в части применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения, то начиная с 1 января 2021 г.:

- расширен перечень видов деятельности, дающих право на применение данной системы налогообложения, в том числе теми видами деятельности, которые применялись в рамках ЕНВД: деятельность автостоянок, ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств;

- для общепита увеличены доступные размеры площадей торгового зала с 50 кв. м до 150 кв. м;

- разрешено уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на страховые взносы.

До конца 2023 г. действующим законодательством продлены налоговые каникулы для индивидуальных

предпринимателей, находящихся на УСН и ПСН. Предприниматели могут рассчитывать на нулевую ставку уплачиваемого ими налога в том случае, если соблюдены следующие условия:

- в регионе регистрации индивидуального предпринимателя принят соответствующий закон;

- индивидуальный предприниматель впервые зарегистрирован после того, как в регионе приняли закон о налоговых каникулах;

- индивидуальный предприниматель работает в производственной, научной, социальной сфере, оказывает бытовые услуги населению или сдаёт жильё в аренду;

- доходы от этой деятельности составляют не менее 70 % от общего дохода индивидуального предпринимателя.

Также следует сказать и о льготах налогового законодательства, предусмотренных для IT-компаний. Для разработчиков программного обеспечения снижены налоги и страховые взносы. Налог на прибыль касается только налогоплательщиков, находящихся на общей системе налогообложения, а ставка данного налога для данной категории налогоплательщиков снижена с 20 % до 3 %.

Для указанных компаний введены также пониженные страховые взносы, которые действуют для налогоплательщиков на любой системе налогообложения. Общая ставка снижена с 14 % до 7,6 %, а по отдельным видам взносов проценты распределены следующим образом:

- пенсионное страхование - до 6 %;

- социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан - до 1,5 %;

- медицинское страхование - до 0,1 %.

Отметим, что правом на указанные льготы по налогам и страховым взносам обладают только те компании, которые вошли в Реестр аккредитованных организаций в IT-отрасли, при этом численность персонала такой компании не превышает 7 человек.

Налоговые льготы для разработчиков программного обеспечения обусловлены значимостью, осуществляемой ими деятельности в современных экономических условиях, когда автоматизации бизнес-процессов и цифровизации уделяется значительное внимание.

Таким образом, малый бизнес в настоящее время выступает одним из основных сегментов развития экономики любого государства, тем не менее, именно данные субъекты бизнеса подвержены наиболее сильному воздействию со стороны факторов внешней среды, влиянию нестабильных экономических ситуаций. В этой связи, меры, направленные на снижение налоговой нагрузки представителей малого бизнеса, создание более ком-фортныхусловий осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности являются вполне своевременными и актуальными.

Источники

1. Адаменко А.А. Классификация предприятий малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.А. Подобная // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21. - С. 6-12.

2. Башкатов В.В. Переход на упрощенную систему налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта / В.В. Башкатов, Е.Е. Малых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 97. - С. 1163-1173.

3. Гончарова Н.А. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии короновируса / Н.А. Гончарова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7(120). - С. 675-679.

4. Полонская О.П. Особенности учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения / О.П. Полонская, О.А. Бурда // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 399-403.

5. Полонская О.П. Учетная политика организации в условиях сближения налогового и бухгалтерского учета / О.П. Полонская, А.Е. Абраменко, И.А. Нгуи // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 416-421.

6. Сигидов Ю.И. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская. - Краснодар, 2018. - 101 с.

7. Углова И.А. Принципы формирования и отдельные положения учетной политики предприятий малого бизнеса / И.А. Углова, Е.А. Оксанич // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 76-80.

References

1. Adamenko A.A. Classification of small business enterprises / А.А. Adamenko, T .E. Khorolskaya, E.A. Similar // Natural and humanitarian research. - 2018. - No. 21. - P. 6-12.

2. Bashkatov V.V. Transition to a simplified taxation system as one of the ways to optimize the taxation of an economic entity / V.V. Bashkatov, E.E. Malykh // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2014. - No. 97. - S. 1163-1173.

3. Goncharova N.A. Measures to support small businesses in the context of the coronavirus pandemic. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 675-679.

4. Polonskaya O.P. Features of the accounting of income and expenses when applying the simplified taxation system / O.P. Polonskaya, O.A. Burda // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the VI international scientific conference. - 2016 .-- S. 399-403.

5. Polonskaya O.P. Accounting policy of the organization in the conditions of convergence of tax and accounting / O.P. Polonskaya, A.E. Abramenko, I.A. Ngui // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the VI international scientific conference. - 2016 .-- S. 416-421.

6. Sigidov Yu.I. Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: a tutorial / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar, 2018 .-- 101 p.

7. Uglova I.A. The principles of formation and some provisions of the accounting policy of small business enterprises / I.A. Uglova, E.A. Oksanych // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016.S. 76-80.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11149

В.П. Попов - к.э.н., доцент кафедры аудита, Кубанский государственный аграрныйуниверси-тет, pvp62@list.ru,

V.P. Popov - associate Professor of the audit Department, candidate of Economics, Kuban state agrarian University;

Ю.В. Нарижняя - студентка Кубанский государственный аграрный университет, narizhnyayay@mail.ru,

Yu.V. Narizhnyaya - student of Kuban State Agrarian University, narizhnyayay@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ МОШЕННИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ FEATURES OF DETECTING FRAUDULENT TRANSACTIONS IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В статье анализируются особенности мошенническихопераций в сельскохозяйственных организациях на примере Краснодарского края. Приводится статистика экономических преступлений в сельском хозяйстве в Российской Федерации и определяется место Краснодарского края в данном статистическом ряду.

Под мошенничеством понимается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Определены объекты мошеннических действий со стороны физических и юридических лиц.

Приведена классификация видов мошеннических операций.

Предложен алгоритм действий ревизора по выявлению мошеннических операций, действий работников и административного персонала сельскохозяйственной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.