Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадиева М.Ю., Мусаева Б.М.

Малые предприятия самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности, системы налогообложения и других особенностей деятельности. Бухгалтерский учет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности. Особенности функционирования малых предприятий требуют нестандартного подхода к организации бухгалтерского учета, в частности у малых предприятий имеется возможность выбора между традиционным ведением учета и упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, предусмотренными для данных субъектов бизнеса. Немаловажное значение для развития упрощенной системы бухгалтерского учета малых предприятий приобретают разработка рекомендаций по формированию учетной политики и адаптация элементов системы бухгалтерского учета к специфике деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок ведения налогового учета на малом предприятии находится в прямой зависимости от применяемого этим предприятием режима налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING BY SMALL BUSINESSES

Small businesses independently form an accounting policy based on their structure, industry, taxation system and other features of their activities. Small business accounting should be organized in such a way that its reporting is reliable and useful for its users, reflecting truthfully in all material aspects the financial position of the organization and the financial results of its activities. The peculiarities of the functioning of small businesses require a non-standard approach to the organization of accounting, in particular, small businesses have the opportunity to choose between traditional accounting and simplified accounting methods provided for these business entities. Of no small importance for the development of a simplified accounting system for small businesses is the development of recommendations for the formation of accounting policies and the adaptation of elements of the accounting system to the specifics of the activities of legal entities and individual entrepreneurs. The procedure for maintaining tax accounting in a small enterprise is directly dependent on the tax regime applied by this enterprise

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА»

7. Nebavskaya, T.V. Organization of operational planning and management control in the livestock industry / T.V. Nebavskaya, S.A. Chernyavskaya // Political Mathematical Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 111. S. 1767-1780

8. Prokhorova, VV. Subregional aspects of the structuring of the economic space of modern Russia / V.V. Prokhorova, S.A. Chernyavskaya // Business in law. 2010. No. 1. S. 235-237. 11. Torchinova, O.V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchinova, S.A. Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 2-2. S. 200-204.

9. Chernyavskaya S.A. Subregional system as a result of the specification of economic relations / Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 68-70.

10. Chernyavskaya S.A. Improving the organization of management accounting in crop production / Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. No. 99. S. 1199-1209.

11. Chernyavskaya, S. A. Sectoral characteristics of the automation of primary accounting in crop production) / S.A. Chernyavskaya, E. A. Vlasenko, T. V. Nebavskaya // Economics and Entrepreneurship. - 2014. - No. 12-4. - S. 770-774.

12. Chernyavskaya S.A. Accounting statements as the main source of assessment of business activity of commercial organizations / Chernyavskaya S.A., Kravchuk A.S., Usachev V.V. // Financial economics. 2019.No 6.P. 529-533.

13. Chernyavskaya S.A. Analysis of current assets on the example of agricultural organizations of the Krasnodar Territory / Chernyavskaya S.A., Agasyan E.A., Li V.I. // Financial economics. 2019.No 3. S. 530-537.

14. Chernyavskaya S.A. Accounting and analysis of financial results / Chernyavskaya S.A., Vlasenko E.A., Bondarenko E., Gavrilov A. // Natural-Humanitarian Studies. 2020. No. 1 (27).

15. Aksenova Zh.A. Features of the formation and analysis of the accounting, tax reporting of the organization using information technologies / Aksenova Zh.A., Ishchenko O.V., Saliy V.V. // In the collection: Teacher of the Year 2020. Collection of articles of the International Scientific and Methodological Competition. In 2 parts. 2020.S. 48-55.

16. Aksenova Zh.A. Economic analysis: Textbook. allowance / Aksenova Zh.A., Glushchenko T.E., Ishchenko O.V., Saliy V.V.Krasnodar, Scientific Research Center Academy of Knowledge. 2020. - 128 p.

10.24412/2309-4788-2021-11008

М.Ю. Шадиева - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

M.Yu. Shadieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Accounting, Analysis and Audit" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University";

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING BY SMALL BUSINESSES

Аннотация. Малые предприятия самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности, системы налогообложения и других особенностей деятельности. Бухгалтерский учет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности.

Особенности функционирования малых предприятий требуют нестандартного подхода к организации бухгалтерского учета, в частности у малых предприятий имеется возможность выбора между традиционным ведением учета и упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, предусмотренными для данных субъектов бизнеса. Немаловажное значение для развития упрощенной системы бухгалтерского учета малых предприятий приобретают разработка рекомендаций по формированию учетной политики и адаптация элементов системы бухгалтерского учета к специфике деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок ведения налогового учета на малом предприятии находится в прямой зависимости от применяемого этим предприятием режима налогообложения.

Abstract. Small businesses independently form an accounting policy based on their structure, industry, taxation system and other features of their activities. Small business accounting should be organized in such a way that its reporting is reliable and useful for its users, reflecting truthfully in all material aspects the financial position of the organization and the financial results of its activities.

The peculiarities of the functioning of small businesses require a non-standard approach to the organization of accounting, in particular, small businesses have the opportunity to choose between traditional accounting and simplified accounting methods provided for these business entities. Of no small importance for the development of a simplified accounting system for small businesses is the development of recommendations for the formation of accounting policies

and the adaptation of elements of the accounting system to the specifics of the activities of legal entities and individual entrepreneurs.

The procedure for maintaining tax accounting in a small enterprise is directly dependent on the tax regime applied by this enterprise

Ключевые слова: малые предприятия, малый бизнес, бухгалтерский учет, налоговый учет, учет на малом предприятии.

Keywords: small businesses, small businesses, accounting, tax accounting, small business accounting.

Малые предприятия, наравне с другими юридическими лицами, для осуществления постановки бухгалтерского учета должны самостоятельно формировать учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности, системы налогообложения и других особенностей деятельности.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям.

Особенности функционирования малых предприятий требуют нестандартного подхода к организации бухгалтерского учета. Нормы Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, а также практика ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях свидетельствуют об отсутствии единообразия в вопросах формирования учетной политики вообще, и учетной политики малых предприятий, в частности.

В связи с этим, немаловажное значение для развития упрощенной системы бухгалтерского учета малых предприятий приобретают разработка рекомендаций по формированию учетной политики и адаптация элементов системы бухгалтерского учета к специфике деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что соответствует положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии - это процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, действующий субъект малого предпринимательства:

- не сможет обойтись без оформления учетной политики;

- должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;

- может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухгалтерского учета).

Бухгалтерский учет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности.

Организовать упрощенный бухгалтерский учет малое предприятие вправе одним из трех предложенных способов (рисунок 1).

Таким образом, особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, предусмотренными для данных субъектов бизнеса.

Согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета по следующим формам:

- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, -форма № В-2;

- Ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;

- Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

- Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

- Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

- Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

- Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Чтобы воспользоваться возможностью выбора способа ведения бухгалтерского учета, экономический субъект должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус субъекта малого предпринимательства.

Существующие на сегодняшний день особенности организации бухгалтерского учета, присущие субъектам малого предпринимательства, обобщены и наглядно представлены на рисунке 2.

Незначительное либо полное отсутствие разделения труда среди сотрудников бухгалтерской службы

Выполнение главным бухгалтером или иными работниками бухгалтерии (при наличии бухгалтерии как структурного подразделения) смежных и несвойственных функций, которые в крупных и средних организациях осуществляются отдельными подразделениями

Существенное влияние налогового законодательства на организацию бухгалтерского учета

Зависимость от имеющихся стандартных программных комплексов автоматизации бухгалтерского учета и отсутствие возможности их адаптации к особенностям субъекта

Рисунок 2 - Особенности организации бухгалтерского учета, присущие предприятиям малого бизнеса

Одновременно с ведением бухгалтерского учета все коммерческие организации, в том числе и представители малого бизнеса, обязаны осуществлять ведение налогового учета. Это установлено налоговым законодательством Российской Федерации.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок ее формирования регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Налоговым кодексом Российской Федерации для субъектов малого бизнеса введены специальные налоговые режимы. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену большинства налогов одним.

Особенности организации налогового учета зависят в первую очередь от применяемого режима налогообложения.

Субъекты малого бизнеса могут уплачивать налоги по следующим налоговым режимам:

1) общая система налогообложения (ОСН);

2) упрощенная система налогообложения (УСНО);

3) обычная система налогообложения наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

4) упрощенная система налогообложения наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Отметим, что начиная с 1 января 2021 г. на территории Российской Федерации отменена одна из систем налогообложения, применяемая ранее субъектами малого бизнеса. Речь идет о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Актуальные на сегодняшний день режимы налогообложения призваны не только снизить объем учетно-аналитических процедур субъекта малого бизнеса, но и сократить налоговую нагрузку данных субъектов экономики.

Несмотря на то, что субъекты малого предпринимательства имеют возможность перехода на специальные режимы налогообложения, далеко не все решаются их применять. В большинстве случаев это обусловлено системой исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Если поставщиками малого предприятия являются партнеры, применяющие общую систему налогообложения, то у него, как правило, есть «входной» НДС, по которому он может получить вычет. Однако вычет предоставляется лишь плательщикам данного налога, а коммерческие организации, использующие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

В начале осуществления своей деятельности субъектам малого бизнеса в первую очередь необходимо определиться с системой налогообложения. Выбор должен осуществляться исходя из вида и масштабов деятельности организации, налогового режима контрагентов и других факторов. При выборе субъектом малого бизнеса режима налогообложения имеет смысл произвести расчеты предполагаемого налогового бремени организации при применении различных режимов налогообложения: общего и специальных. Грамотный подход к осуществлению указанных расчетов позволит выбрать наиболее рациональную систему налогообложения.

Порядок ведения налогового учета на малом предприятии находится в прямой зависимости от применяемого этим предприятием режима налогообложения.

Источники:

1. Адаменко А.А. Предприятия малого предпринимательства как субъект бухгалтерского учета / А.А. Адаменко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2007. - № 29. - С. 11-16.

2. Башкатов В.В. Взаимодействие элементов учетно-налоговой системы / В.В. Башкатов, М.А. Калашникова // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Материалы III международной научной конференции аспирантов, магистрантов и преподавателей. Составители: Ю. И. Сигидов, Г.Н. Ясменко, В. В. Башкатов. - 2015. - С. 142-147.

3. Оксанич Е.А. Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса в формате МСФО / Е.А. Оксанич, И.А. Углова / В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 368-373.

4. Павленко Ю.Н. Учетная политика для целей налогообложения / Ю.Н. Павленко // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России : в 2 т.. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». - Курск, 2020. - С. 94-96.

5. Петров Д.В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (28). - С. 215-219.

6. Полонская О.П. Особенности учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения / О.П. Полонская, О.А. Бурда // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 399-403.

7. Сигидов Ю.И. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская. - Краснодар, 2018. - 101 с.

8. Углова И.А. Принципы формирования и отдельные положения учетной политики предприятий малого бизнеса / И.А. Углова, Е.А. Оксанич // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 76-80. References:

1. Adamenko A.A. Small business enterprises as a subject of accounting / А.А. Adamenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2007. - No. 29. - S. 11-16.

2. Bashkatov V.V. Interaction of elements of the accounting and tax system / V.V. Bashkatov, M.A. Kalashnikov // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support Proceedings of the III international scientific conference of graduate students, undergraduates and teachers. Compiled by: Yu. I. Sigidov, G. N. Yasmenko, V. V. Bashkatov. - 2015. -S. 142-147.

3. Oksanich E.A. Reporting of small and medium-sized businesses in the IFRS format / E.A. Oksanich, I.A. Uglova / In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016.S. 368-373.

4. Pavlenko Yu.N. Accounting policy for taxation purposes / Yu.N. Pavlenko // Institutions and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice: collection of articles of the 10th International Scientific and Practical

Conference dedicated to the 255th anniversary of the Free Economic Society of Russia: in 2 volumes. Federation "(Kursk branch); KROO of the All-Russian public organization "Free Economic Society of Russia". - Kursk, 2020 .-- S. 94-96.

5. Petrov D.V. Small business in Russia: current state and development prospects / D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 2 (28). - S. 215-219.

6. Polonskaya O.P. Features of the accounting of income and expenses when applying the simplified taxation system /

0.P. Polonskaya, O.A. Burda // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the VI international scientific conference. - 2016 . - S. 399-403.

7. Sigidov Yu.I. Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: a tutorial / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar, 2018. - 101 p.

8. Uglova I.A. The principles of formation and certain provisions of the accounting policy of small business enterprises /

1.A. Uglova, E.A. Oksanych // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016.S. 76-80.

10.24412/2309-4788-2021-11009

М.Ю. Шадиева - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

M.Yu. Shadieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Accounting, Analysis and Audit" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University";

Х.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

Kh.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ THE ROLE OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE MANAGEMENT DECISION MAKING PROCESS

Аннотация. Весомую роль в процессе осуществления управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта играет построение учетной системы, при этом особое место отводится системе управленческого учета. Данный вид учета является самостоятельным направлением бухгалтерского учета организации, он обеспечивает информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью экономического субъекта. Управленческий учет используется управляющим персоналом организации с целью объективной оценки существующего положения вещей и для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на стабилизацию положения организации на рынке, на получение максимально возможного дохода от осуществления деятельности.

Грамотно организованная система управленческого учета способствует повышению качества принимаемых на ее основе решений. В рамках управленческого учета формируется информация, направленная на выполнение следующих основных целей: составление периодической внутренней отчетности и нерегулярной внутренней отчетности для принятия управленческих решений.

Abstract. An important role in the process of managing the financial and economic activities of an economic entity is played by the construction of an accounting system, with a special place given to the management accounting system. This type of accounting is an independent direction of the organization's accounting, it provides information support for the business management system of an economic entity. Management accounting is used by the management personnel of the organization in order to objectively assess the current state of affairs and to make appropriate management decisions aimed at stabilizing the organization's position in the market, to obtain the maximum possible income from the implementation of activities.

A well-organized management accounting system helps to improve the quality of decisions made on its basis. Within the framework of management accounting, information is generated aimed at fulfilling the following main goals: preparation of periodic internal reporting and irregular internal reporting for making management decisions.

Ключевые слова: управленческий учет, учетная система, управленческие решения, управленческая отчетность.

Keywords: management accounting, accounting system, management decisions, management reporting.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе осуществления управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта весомую роль играет построение учетной системы. При этом особое место отводится именно системе управленческого учета. Проведя анализ различных литературных источников по тематике исследования, можно выделить ряд подходов к понятию «управленческий учет», приведем некоторые из них.

Управленческий учет - это система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.