Научная статья на тему 'Значение развития малых предприятий и специфика организации учета их налогообложения'

Значение развития малых предприятий и специфика организации учета их налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КРИТЕРИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SMALL ENTERPRISE / CRITERIA FOR SMALL ENTERPRISES / SUBJECT OF SMALL BUSINESS / SIMPLIFIED ACCOUNTING SYSTEM / TAXATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяконова О. С., Пузанкова А. М.

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость создания единой законодательной базы, регулирующей систему учета малых предприятий. Рассмотрены современные трактовки понятия «малое предприятие». Обобщены критерии отнесения предприятия к малому в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Выделены особенности ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, которые предполагают выбор между общей или упрощенной системой учета. Определены специфические системы налогообложения для малых предприятий и проведено их сравнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES AND THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF ITS ACCOUNTING TAXATION

The arguments, justifying the need to create a unified legislative framework, governing the accounting system of small enterprises, have been presented. The modern interpretations of the concept “small enterprise” have been considered. The criteria for classifying an enterprise as small in accordance with the legislative acts of the Russian Federation have been summarized. The features of accounting by small enterprises, which suggest a choice between a general or simplified accounting system, have been highlighted. Specific taxation systems for small enterprises have been determined and compared.

Текст научной работы на тему «Значение развития малых предприятий и специфика организации учета их налогообложения»

УДК 657.01

JEL M41

Дьяконова Ольга Семеновна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: diakonova_o@mail.ru

Пузанкова Алёна Максимовна

магистр, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: alyona.puzanckova@yandex. ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-5-130-135

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ИХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость создания единой законодательной базы, регулирующей систему учета малых предприятий. Рассмотрены современные трактовки понятия «малое предприятие». Обобщены критерии отнесения предприятия к малому в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Выделены особенности ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, которые предполагают выбор между общей или упрощенной системой учета. Определены специфические системы налогообложения для малых предприятий и проведено их сравнение.

Ключевые слова: малое предприятие, критерии малых предприятий, субъект малого предпринимательства, упрощенная система бухгалтерского учета, система налогообложения.

Цитирование: Дьяконова О.С., Пузанкова А.М. Значение развития малых предприятий и специфика организации учета их налогообложения//Вестник университета. 2019. № 5. С. 130-135.

D'yakonova Olga

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: diakonova_o@mail.ru

Puzankova Alena

Master of degree, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: alyona.puzanckova@yandex. ru

THE IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES AND THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF ITS ACCOUNTING TAXATION

Abstract. The arguments, justifying the need to create a unified legislative framework, governing the accounting system of small enterprises, have been presented. The modern interpretations of the concept "small enterprise" have been considered. The criteria for classifying an enterprise as small in accordance with the legislative acts of the Russian Federation have been summarized. The features of accounting by small enterprises, which suggest a choice between a general or simplified accounting system, have been highlighted. Specific taxation systems for small enterprises have been determined and compared. Keywords: small enterprise, criteria for small enterprises, subject of small business, simplified accounting system, taxation system.

For citation: D'yakonova O.S., Puzankova A.M. The importance of the development of small enterprises and the specifics of organization of its accounting taxation (2019) Vestnik universiteta, I. 5, pp. 130-135. doi: 10.26425/1816-4277-2019-5-130-135

В условиях перехода и развития рыночной экономики, как и в других странах, малые предприятия в Российской Федерации (далее - РФ) выполняют несколько функций: с их помощью создаются новые рабочие места, они помогают развивать конкурентную среду, тем самым содействуют борьбе с монополизмом, быстрее адаптируются к интересам покупателей и удовлетворяют индивидуальные потребности потребителей, быстро переориентируются на специфику потребностей определенного региона страны.

По данным статистики в мире на малых предприятиях занято около 50 % экономически активного населения и их удельный вес в производстве национального продукта составляет 35-60 % [6]. Такие показатели свидетельствуют о том, что развитие малых предприятий создает необходимые предпосылки для ускоренного экономического роста стран, насыщения местных рынков необходимыми товарами и сглаживания экономической нестабильности в отдельных регионах стран (снижения безработицы, кризисных проявлений и колебания рынков).

С учетом значения развития малых предприятий в экономике и социальной сфере РФ за последние годы по малым предприятиям в нашей стране принимались законы, способствующие их развитию и послабляющие

© Дьяконова О.С., Пузанкова А.М., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

налогообложение по ним. Этим вопросам уделяется большое внимание с целью их дальнейшего эффективного развития, как результат увеличения доходов государства, которые в значительной степени складываются из налогов малых предприятий. Для дальнейшего развития рассматриваемых малых предприятий необходимо также совершенствовать систему учета и контроля, дальнейшего изменения в законодательной базе. В настоящее время деятельность малых предприятий регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ) [2].

Понятие малого предприятия в экономической литературе носит несколько противоречивый характер. Так, ученые-экономисты подходят по-разному к определению сущности понятия «малое предприятие». Рассмотрим наиболее распространенные современные трактовки, встречающиеся в научной литературе и периодике.

А. И. Цыганов считает что «малое предприятие — самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [9, с. 20]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон дают такое определение «малое предприятие — фирма, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [7, с. 154]. В Большом экономическом словаре под редакцией А. Азрилияна дано такое определение «малый бизнес - это принятое обозначение совокупности малых и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [5, с. 216].

На наш взгляд, эти определения не отражают в полной мере особенности функционирования малых предприятий и во многом являются достаточно схожими с понятием «предприятие», что в свою очередь является ошибкой. Многие определения содержат несколько одинаковых характеристик малого предприятия: юридически независимые организации, с небольшим количеством работников, с определенной долей в уставном капитале государственных предприятий, с определенной величиной среднегодовой стоимости основных средств, главной целью которого является получение прибыли. Также, обратим внимание, что термин «малое предприятие», помимо выделенных ранее отличительных характеристик, в обязательном порядке должен отражать особенности ведения системы бухгалтерского учета [8]. На наш взгляд, этот критерий является главным отличительным признаком между понятиями «малое предприятие» и «предприятие». Так, в 4 статье Закона № 209-ФЗ приводится ряд классификационных признаков, по которым предприятие может быть отнесено к малым. Рассмотрим данные классификационные признаки более подробно [2].

1. Цель деятельности малых предприятий - извлечение прибыли.

2. Малые предприятия должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

3. Доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не может превышать 25 %.

4. Среднесписочная численность работников не может превышать 100 человек.

5. Выручка от реализации товаров, работ и услуг за отчетный год не должна превышать 800 млн руб.

6. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов за отчетный год не должна превышать 150 млн руб.

В 3 статье Закона ФЗ-209 прописано, что субъектом малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [2]. Согласно этому закону предприятие может, в зависимости от изменения экономических показателей за предшествующий отчетный период, переходить из категории малого предприятия со всеми льготами, которые ему предоставляются законодательными актами, в не малое, которое лишено этих льгот.

Поскольку малые предприятия играют значительную роль в росте экономики, то государство стремится поддержать малые предприятия и создать наиболее благоприятные и комфортные условия для развития данного вида предпринимательства. Важными условиями оказания поддержки со стороны государства является предоставления порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности и системы налогообложения.

Федеральном законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлена возможность выбора ведения бухгалтерского учета в упрощенном или в общем порядке для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций [3]. Упрощенная система бухгалтерского учета - способ создания систематизированных сведений об учетных объектах, избавленных от единичных составляющих общепризнанного счетоводного учета. Отличительные черты упрощенной системы бухгалтерского учета приводятся в Информации Министерства финансов РФ (далее - Минфин) № ПЗ-З/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» [4]. Данный нормативный документ составлен Минфином на основании Положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика малых предприятий должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, опираясь на вид деятельности и размер организации. Специфическими особенностями учета на малом предприятии являются:

- сокращенное количество применяемых синтетических счетов учета в рабочем плане счетов организации;

- при учете доходов и расходов допускается использование кассового метода;

- можно учитывать материально-производственные запасы по стоимости поставщика;

- организация сама определяет период начисления амортизации по основным средствам;

- руководитель имеет право самостоятельно вести учет;

- дана возможность не проводить переоценку основных средств;

- допускается самостоятельная разработка форм годовой финансовой отчетности, которая включает упрощенную форму баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, что позволяет раскрывать меньший объем информации, по сравнению с другими формами предприятий.

- существенные ошибки, выявленные после утверждения годовой отчетности, можно исправлять без ретроспективного пересчета, то есть без пересчета относительных показателей бухгалтерской отчетности исполняемого посредством корректировки признаков бухгалтерской отчетности, словно этой ошибки в предыдущем отчетном периоде не существовало [4].

При составлении бухгалтерской отчетности руководитель малого предприятия должен придерживаться принципов достоверности и полноты информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности.

Малые предприятия, как и другие, производят начисление налогов в бюджет и фонды социального страхования. Налоговое законодательство предусматривает возможность выбора системы налогообложения при регистрации малого предприятия и возможность перехода на другую систему, но только при условии соблюдения определенного ряда критериев.

В Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) наряду с общим режимом налогообложения (далее — ОРН) в 26 главе определены такие виды систем налогообложения, которые могут быть использованы малыми предприятиями: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения (далее — УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД); патентная система налогообложения (только для индивидуальных предпринимателей) [1].

Рассмотрим сравнение наиболее используемых систем налогообложения, которые применяют малые предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение налоговых режимов

Параметры сравнения Системы налогообложения

ОРН УСН ЕНВД

Условия применения Регистрация ЮЛ Регистрация юридического лица и подача уведомления Регистрация юридического лица и подача заявления по форме ЕНВД-1 Обязательна постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД

Окончание табл. 1

Параметры сравнения Системы налогообложения

ОРН УСН ЕНВД

Ограничения применения Нет Не вправе применять УСН: численность наемных работников более 100 чел. доход за год более 60 млн руб. стоимость основных средств более 100 млн руб. доля участия других организаций более 25 %; ряд видов деятельности установленный НК РФ. Применяется в отношении определенных видов деятельности. Не применяется, если численность наемных работников более100 чел. и доля участия других организаций не более 25 %.

Виды деятельности Без ограничений Без ограничений Закрытый перечень видов деятельности

Объекты налогообложения и ставки по ним Налогооблагаемая прибыль: 20 % Объем реализации продукции (работ, услуг): НДС 20 %, 10 %, 0 % Среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества (основных средств): не более 2,2 % Доходы: 6 % Доходы, уменьшенные на величину расходов: 15 % Вмененный доход 15 %

Налоговый период По налогу на прибыль организаций: квартал По НДС: квартал По налогу на имущество организаций: квартал Календарный год Квартал

Срок уплаты налога Налог на прибыль организаций -не позднее 28-го марта Налог на имущество организаций - по срокам, установленным законами субъектов РФ НДС -не позднее 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (квартала)

Налоговый учет Ведется на основе регистров налогового и бухгалтерского учета Ведется книга учета доходов и расходов Раздельный учет физических показателей по видам деятельности и системам налогообложения

Возможность совмещения с другими режимами налогообложения с ЕНВД с ЕНВД с ОРН, УСН, ЕСХН

Применение контрольно-кассовой техники Обязательное Обязательное Необязательное

Источник: [1]

Каждая из рассмотренных нами систем налогообложения имеет ряд своих положительных сторон, но и вместе с тем существуют и отрицательные. При выборе системы налогообложения для малого предприятия необходимо учитывать все особенности определенного вида деятельности, которым занимается

предприятие, и более льготный режим налогообложения. Для этого надо в рамках действующего законодательства просчитать налоги при прочих равных условиях и выявить наиболее оптимальный режим налогообложения для конкретного предприятия.

В условиях приближения российского учета к международным стандартам необходимо дальнейшее совершенствования законодательства по упрощенной системе учета на малых предприятиях в основе, которой будут заложены принципы Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий принятый в июле 2009 г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (International financial reporting standard for small and medium-sized entities - IFRS for SMEs).

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.12.2018)//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 04.02.2019).

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 28.01.2019).

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» //СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 12.03.2019).

4. Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116670/ (дата обращения: 28.02.2019).

5. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь: 25 000 терминов. 7-е изд. М.: Институт новой экономики, 2007. 1 472 с.

6. Вартаваньян, В. А. Малые предприятия: альтернативные формы учета: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12. СПб., 2001. С. 9-13.

7. Ричмен, Д., Мескон, М. Современный бизнес. М.: Авеко, 2007. 1 521 с.

8. Харченко, О. Н., Туровец, А. А. Бухгалтерский аспект дефиниции «малое предприятие»//Вестник ИрГТУ. 2011. № 5 (52). С. 196-202.

9. Цыганов, А. И. Проблемы формирования системы государственного регулирования МСП//Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2008. №4 (5). С. 20-26.

10. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/yul/organization_pays_ taxes/compare/compare_full/ (дата обращения: 04.02.2019).

References

1. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 27.11.2018) (s izm. i dop.. vstup. v silu s 12.12.2018) [Tax Code of the Russian Federation (part two) dated on 05.08.2000 No. 117-FZ (as amended on 11.27.2018) (as amended and added, entered into force on 12.12.2018)]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 04.02.2019).

2. Federalnyi zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 28.11.2018) "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii" [Federal law dated on 24.07.2007 No. 209-FZ (Ed. from 11.28.2018) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation"]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed 28.01.2019).

3. Federalnyi zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ (red. ot 28.11.2018) "O bukhgalterskom uchete" [Federal Law dated on 06.12.2011 No. 402-FZ (Ed. from 11.28.2018) "On Accounting"]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (accessed 12.03.2019).

4. Informatsiya Minfina RF № PZ-3/2012 "Ob uproshchennoi sisteme bukhgalterskogo ucheta i bukhgalterskoi otchetnosti dlya sub'ektov malogo predprinimatelstva" [Information of the Ministry ofFinance of the Russian Federation No. Z-3/2012 "On the simplified accounting system andfinancial statements for small businesses"]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116670/ (accessed 28.02.2019).

5. Azriliyan A. N. Bolshoi ekonomicheskii slovar: 25 000 terminov [Big Economic Dictionary: 25000 terms]. M.: Institut novoi ekonomiki, 2007, 1 472 p.

6. Vartavan'yan V. A. Malye predpriyatiya: alternativnye formy ucheta [Small businesses: alternative forms of accounting]: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.12. SPb., 2001, pp. 9-13.

7. Richmen D., Meskon M. Sovremennyi biznes [Modern business]. M.: Aveko, 2007, 1521 p.

8. Kharchenko O. N., Turovets A. A. Bukhgalterskii aspekt definitsii "maloe predpriyatie" [Accounting aspect of the definition of "small business"], Vestnik IrGTU [Herald IrGTU] [Bulletin of theIrkuts State Technical University], 2011, I. 5 (52), pp. 196-202.

9. Tsyganov A. I. Problemy formirovaniya sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya MSP [Problems offorming a system of state regulation of SMEs], Nauchnyi vestnik Uralskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby [Scientific Bulletin of the Ural Academy of Public Administration], 2008, I. 4 (5), pp. 20-26.

10. Federal'naya nalogovaya sluzhba [The Federal Tax Service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/yul/organization_pays_taxes/ compare/compare_full/ (accessed 04.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.