Научная статья на тему 'Влияние учета и налогообложения на развитие малого бизнеса'

Влияние учета и налогообложения на развитие малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъекты малого предпринимательства / налогообложение / бухгалтерская отчетность / предпринимательство / упрощенная система налогообложения / subjects of small business / taxation / financial statements / entrepreneurship / simplified taxation system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Елена Евгеньевна, Миргородская Марина Геннадьевна, Пиксайкина Дарья Александровна, Родин Максим Алексеевич

В статье рассматривается особенности отнесения предприятия к субъекту малого предпринимательства. Исследуется динамика развития малого предпринимательства в России, в Приволжском федеральном округе и в Республике Мордовия за 2013-2017гг. Изучен один из факторов оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства в России – налогообложение. Рассмотрены действующие режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства в Российской Федерации и их изменения в 2018 году, и особенности организации бухгалтерского учета, при той или иной системе налогообложения. Приведена динамика количества предприятий использующих упрощенную систему налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родина Елена Евгеньевна, Миргородская Марина Геннадьевна, Пиксайкина Дарья Александровна, Родин Максим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of accounting and taxation on small business development

The article discusses the features of attributing a business entity to a small business entity. The dynamics of the development of small business in Russia, in the Volga federal district and in the Republic of Mordovia for 2013-2017 is investigated. Studied one of the factors affecting the development of small business in Russia – taxation. The current regimes of calculation and collection of taxes on small businesses in the Russian Federation and their changes in 2018, and the features of the organization of accounting, with a particular tax system are considered. The dynamics of the number of enterprises using the simplified taxation system is given.

Текст научной работы на тему «Влияние учета и налогообложения на развитие малого бизнеса»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMIC THEORY

Влияние учета и налогообложения на развитие малого бизнеса The impact of accounting and taxation on small business development

}\ А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 330.34 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15001 Родина Елена Евгеньевна,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ)», доцент кафедры экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (119517, г. Москва, ул. Нежинская д. 13 кв. 785; тел.: 89272761196, [email protected])

Миргородская Марина Геннадьевна, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ)», доцент кафедры экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (123298, г. Москва, у. Народного ополчения д. 38 корп 2 к.304, тел. 89851927878, [email protected])

Пиксайкина Дарья Александровна, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», студентка направление подготовки 38.04.01 «Экономика» (430005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, [email protected])

Родин Максим Алексеевич, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», студент направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (119517, г. Москва, ул. Нежинская д. 13 кв. 785, 89176900132, [email protected]) E. Rodina,

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University)», Associate Professor, Department of Economics and Management, candidate of economic sciences (119517, Moscow, st. Nezhinskaya d. 13 - 785, 89272761196, [email protected]) М. Mirgorodskaya,

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University)», Associate Professor, Department of Economics and Management, candidate of economic sciences (123298, Moscow, People's Militia. 38 bldg. 3 k.304, tel. 89851927878, [email protected]) D.Piksaikina,

National Research Mordovia State University, female student (430005, Saransk, Polezhaeva str., 44, [email protected]) М. Rodin,

Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, student (119517, Moscow, st. Nezhinskaya d. 13 - 785,, 89176900132, [email protected])

Аннотация: В статье рассматривается особенности отнесения предприятия к субъекту малого предпринимательства. Исследуется динамика развития малого предпринимательства в России, в Приволжском федеральном округе и в Республике Мордовия за 2013-2017гг. Изучен один из факторов оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства в России - налогообложение. Рассмотрены действующие режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства в Российской Федерации и их изменения в 2018 году, и особенности организации бухгалтерского учета, при той или иной системе налогообложения. Приведена динамика количества предприятий использующих упрощенную систему налогообложения. Summary: The article discusses the features of attributing a business entity to a small business entity. The dynamics of the development of small business in Russia, in the Volga federal district and in the Republic of Mordovia for 2013-2017 is investigated. Studied one of the factors affecting the development of small business in Russia - taxation. The current regimes of calculation and collection of taxes on small businesses in the Russian Federation and their changes in 2018, and the features of the organization of accounting, with a particular tax system are considered. The dynamics of the number of enterprises using the simplified taxation system is given.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, налогообложение, бухгалтерская отчетность, предпринимательство, упрощенная система налогообложения.

Keywords: subjects of small business, taxation, financial statements, entrepreneurship, simplified taxation system.

Малое предпринимательство - одна из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, достоинствами и недостатками, закономерностями развития. Работа на местном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, плотная связь с потребителем, узко направленная специализация в конкретной нише рынка труда и услуг, позволяющая глубоко подходить к потребностям клиентов, уникальный шанс создать собственное дело со сравнительно небольшим начальным капиталом, достаточно быстрая окупаемость - это, конечно, неоспоримые преимущества малого бизнеса, которые обеспечивают устойчивость его развития [1].

Однако малое предпринимательство имеет и свои минусы. Например, сравнительно небольшая величина капитала ограничивает размер производства, сужает возможности использования дополнительных ресурсов, часто предприятие не способно конкурировать с крупным бизнесом. И как следствие встают вопросы и касательно организации и в ведения учета, и в системе налогообложения и др.

Рассмотрим, какие предприятия можно относить к малым. Субъектами малого предпринимательства (СМП) могут быть:

- хозяйственные общества и партнерства;

- производственные и потребительские кооперативы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к СМП в 2018 году может быть отнесено любое Общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое отвечает всем критериям, перечисленным в таблице 1 (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») [2].

Таблица 1 -Критерии отнесения предприятий к малым на 2018 г.

КрЖТврИИ

Пр едельно е значение СреЛНеСПИС очной численности раооснп-еое за прелылушии кал енл арный г од — 15 чековое — для мпкропределении; - 16-100 человек - для малых предприятий п. 2 ч. 1 Л ст. 4 Законе от 24 июля 2007 Ха 209-ФЗ

Доходы за год по правил ам нал ог оеот о учета на превысят: — 12Э млн. руо. — для мгекр опр елприсшсн; - ВОЗ млн. руо. - для малых предприятий по становл ение Пр а-вительс тва РФ от 4 апреля 2016 \a2i5

Дополнительные критерии для ООО

Суммарная доля участия е уставном (складочном) капитале (паевом фонде) оргЕнизепш: Не а о лее 25 процентов принадлежит: — государству, суаъектамРФ; — >п.1гтгтгтлтадС^иппипт» — ооп: ее таенный 1[ религиознь^г оргенп-ь-1пг—.г (объединениям): — ПГ™тГЛ-ЕГ.рТ4-Г1ТЫГ^ГУГ тг тгтгь^г ф>птпатг ПОЛП. «а» п. 1 4.1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 Ха 209-ФЗ

Не а о лее 4? процентов принадлежит: - ино стр анньем организациям; - орг аннзацняи. которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Дополнительные критерше для АО

Суммарная доля участия в капитал е На Бенин 23 процентов гопосуюших аллей принадл ежит: — государству. суаъектамРФ; _ 1Л1 и и 11 и 11Я TT.TTi.Hf пЯрЯЛтНЮТТИ' — О'ОШ ее гвешйы и релшиолш^! орган|[^а-ТГТГС--.Г (о оъ е линешсс^): — ллит-пгрпрт4-гпт.тгт.-ггтгтгтгь.-гг фптпллг ПОЛП. <Ж» П. 1 4.1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 Ха 209-ФЗ

На бепва 49 процентов гаиосующих аюпей принадл ежит: - нносгр аиньл: организациям; — органпзагпс.'см. которые не являются суаъектами мал ог о и ср елнег о пр е лщиши-магельс и =

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ ответственным за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, выполнение законодательства при проведении хозяйственных операций являются руководители малых предприятий.

Руководителем малого предприятия может быть создана в зависимости от объема учетной работы:

- бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- штатная должность бухгалтера;

- система бухгалтерского учета, переданная на договорных началах специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

- система, при которой руководитель ведет бухгалтерский учет лично.

Рассмотрим динамику количества субъектов, относящихся к малым, за 2012-2017гг. как в Российской Федерации, в Приволжском федеральном округе и в Республике Мордовия.

50<](](И

2 а а а ас 15ассс МОООС

5ааас с

234537

.72314

Рисунок 1 - Количество малык предприятий е Российской Федерации, ед.

[3,4]

Как видим, по данным Росстата с 2013г. по 2015г наблюдался рост числа малых предприятий в Российской Федерации, в 2016г. резко снизилось их количество, а в 2017 г. опять возобновилась тенденция к росту их количества. аналогичная тенденция и в ПФО

(рис.2).

Однако в Республике Мордовия сохранилась тенденция уменьшения количества

малых предприятий в 2013-2017гг. (рис.3.).

115с

нас

И5С

114-1

юас

ЗА 13-, га 14г. 2й 15-, 2014-, 2017 -.

Ристаок 3 - Количество малых предприятий в Республике Мордовия (без микропредприл1ий), ед. [5]

На развитие малого предпринимательства как в целом в России, так и в субъектах оказывают влияние многие факторы, в их числе экономическая ситуация в стране и в регионе, государственная поддержка малого бизнеса, его налогообложение и т.п.

Рассмотрим один из таких факторов - налогообложение и организацию учета на малых предприятиях.

Особенностями учета на малых предприятиях является то, что, во-первых, государство упростило ведение бухгалтерского учета для малых предприятий. Более того, упрощенная система налогообложения дает возможность предприятию вообще не вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также типовыми рекомендациями.

Во-вторых, малым предприятиям государство предложило использовать упрощенные системы налогообложения [6].

Но чтобы платить меньше налогов (и меньше, соответственно, отчитываться перед налоговыми органами), необходимо предварительно, при регистрации налогового учета в ИФНС, сделать выбор именно в пользу упрощенной методики - подать заявление на использование наиболее выгодной, перспективной методики и системы налогообложения. Налоговый Кодекс позволяет использовать следующие режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

Упрощенная налоговая система (УСН). УСН представляет собой специальный налоговый режим, который добровольно применяется на территории РФ как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Отличительной чертой данной системы является упрощенный налоговый и бухгалтерский учет, а также замещение основных налогов традиционной системы одним - единым. Налог уплачивается по фактической прибыли и, соответственно, если доходов нет вообще, то налог платить не нужно, в отличие от ЕНВД, где налог платится по вмененному доходу, или патента который покупается также исходя из вмененного, а не фактического дохода [7]. Могут применяться налоговые каникулы в первые два года после регистрации в отношении некоторых видов деятельности. Декларацию по УСН необходимо сдавать раз в год.

Условием перехода на УСН с 2018 г. является сумма доходов от реализации и внереализационных доходов организации за 9 месяцев 2017 г., не превышающая 112,5 млн. руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Для предпринимателей ограничение доходов не установлено. В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства в 2018 г. утверждена заниженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут

вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства. Новый индекс-дефлятор для упрощенцев в 2018 г. - 1,481. Однако величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на УСН, в 2018 г. не индексируется на коэффициент-дефлятор.

С 2018 г. на УСН можно списать расходы на содержание помещений, оборудования и персонала, которые предоставляет вузам по договорам о сетевой форме обучения. Расходы можно учесть, если фирма приняла на работу хоть одного выпускника вуза на один год или бессрочно. Региональные власти могут снизить ставку по объекту «доходы» с 6% до 1%, а ставку по объекту «доходы минус расходы» с 15% до 5%. Минусов у УСН значительно меньше, чем у других режимов, но они все же имеются. УСН, как и любой специальный режим, проигрывает общей системе в лимите сотрудников и предельном доходе, позволяющем применять данный режим. Применение УСН возможно при годовом доходе не более 150 млн. руб. и численности сотрудников не более 100 человек.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 2013 г. ЕНВД - это добровольный налоговый режим для отдельных видов деятельности. Налог на вменённый доход - один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса. В 2018 г. ЕНВД, который часто использует малый бизнес, увеличился на 3,9%. ЕНВД для малого бизнеса является альтернативой почти всем налогам. Его можно использовать, например, в розничной торговле, общественном питании, оказании услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, помноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент - повышающий коэффициент-дефлятор, который устанавливает Минэкономразвития. В 2017 г. он составлял 1,798, в 2018 г. его повысили до 1,868. Министерство объясняет необходимость повышения дефлятора ростом инфляции: по итогам 2017 г. она, по его прогнозу, составила 3,2%, в 2018-м - 4%. Второй - понижающий, его утверждают муниципалитеты, которые являются получателями ЕНВД. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%[8].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей. Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи

сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.

Патентная налоговая система (ПНС).Патентная система налогообложения - это единственный режим, налоговая декларация по которому не сдается, а расчет налога производится сразу при оплате патента. Получить, а точнее, приобрести патент можно на срок от одного до двенадцати месяцев в любой местности, где он действует. Это может быть очень удобно, если вы хотите какое-то небольшое время (месяц-два) опробовать мелкий бизнес, чтобы выяснить потребительский спрос и перспективы его развития в выбранном регионе [9]. Действует с 1 января 2013 г. Применять эту систему налогообложения могут исключительно индивидуальные предприниматели. В 2018 г. коэффициент-дефлятор для расчета величины патента увеличили до 1,481. Таким образом, максимальная сумма потенциально возможного годового дохода для «патентного» бизнеса составит 1,481 млн. рублей (1 млн. руб. х 1,481). А максимальная стоимость патента на месяц будет равна 7405 руб. (1,481 млн. руб. х 6%: 12 мес.). Региональные власти могут увеличить размер потенциально возможного годового дохода для отдельных видов деятельности в 3,5 и 10 раз (п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Список разрешенных для патента видов деятельности, указанных в статье 346.43 НК РФ, местные власти могут только дополнить, а не сократить. Так, например, в Москве ЕНВД не действует, а патент для работы в столице купить можно, что является отличным способом уменьшить налоговую нагрузку. Несмотря на то, что стоимость патента рассчитывается, исходя из потенциально возможного годового дохода, по каждому патенту надо вести специальную книгу учета доходов для этого режима. Делается это для того, чтобы доходы от деятельности по всем полученным предпринимателем патентам не превышали лимит в 60 млн. рублей в год. Стоимость патента нельзя уменьшить за счет выплаченных страховых взносов, как это возможно сделать на УСН или ЕНВД. Правда, если индивидуальный предприниматель совмещает патентную систему налогообложения с другим режимом, то при расчете единого или вмененного налога он может учесть выплаченные страховые взносы, но только за себя. Расходы по страховым взносам за работников, занятых в патентной деятельности, учесть нельзя никак. На патенте ограничение по численности жестокое - не более 10 человек.

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

Торговый сбор(ТС). Он производится не во всех регионах, с 01.07.2015 г. введен в городе Москва, но планируется постепенное расширение списка субъектов Федерации, где будет взиматься ТС. Данный платеж зависит от территориального местонахождения торговой точки. Рассчитывается и перечисляется поквартально. Например, для центральных округов - 60 000 руб. в квартал, для Южного - 30 000 руб. и т. п. Хотя теоретически ТС увеличивает налоговые нагрузки на средний и малый бизнес, фактически этого можно избежать. Допускается вычесть ТС из суммы налога по принятому налогоплательщиком режиму налогообложения. Например, из величины УСН. Но для того, чтобы реализовать это право, надо уплатить ТС до последнего числа месяца текущего квартала. Общие сроки уплаты - до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.

Страховые взносы в Пенсионный фонд. ИП платит их в заранее известной, зафиксированной сумме, порядка 20 000 руб. в год, учредители ООО - со своих сотрудников, и со своих зарплат, если они приняты в качестве генерального директора или на иные руководящие посты. Эти суммы также разрешается вычитать из стандартных налогов, снижая, таким образом, сумму к уплате. Но для этого взносы следует произвести до окончания текущего периода.

Несвоевременное перечисление в бюджет влечет санкции. Они чаще всего принимают форму штрафов. Неполная или неуплата - 20% от величины налога, непосредственно сам неуплаченный налог, за просрочку - 1/300 от банковской ставки рефинансирования за каждый день. С 1 января 2016 г. она равна 11% годовых. Также берутся штрафы за не предоставление (несвоевременно поданные декларации) в сумме 1000 руб. Если нарушения выявлены не самим лицом, а налоговыми органами в ходе проверок (выездных или камеральных), помимо штрафов начисляются неустойки, пени и иные санкции.

Выбор той или иной системы налогообложения не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

- отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);

- нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;

- предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью [6].

Смысл и той и другой системы налогообложения - заменить уплату многочисленных налогов одним единым налогом и одновременно сделать ставку этого налога предельно низкой. Таким образом, государство облегчает труд бухгалтеров по расчету налогов и ослабляет налоговое бремя на малый бизнес. Однако следует не забывать о том, что организации, перешедшие на специальные режимы налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и должны сохранять действующий порядок ведения кассовых операций. Рассмотрим далее динамику налоговых поступлений в разрезе разных систем налогообложения.

Поступления налогов на совокупный доход в бюджетную систему Российской Федерации в 2016 г. составили 380,39 млрд. руб., что на 10,1% больше, чем в 2015 г. Рост поступлений обусловлен увеличением налоговой базы в связи с ростом общего количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

В структуре поступлений налогов на совокупный доход по видам налогов в бюджетную систему Российской Федерации в 2016 г. 76 % составил единый налог, который взимается благодаря применению упрощенной системы налогообложения (УСН), 19% - единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности (ЕНВД), 3 % - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), 2% - налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

Поступления единого налога, взимаемого при использовании упрощенной системы налогообложения, в 2016 г. составили 287,07 млрд. руб., что на 12,9% больше, чем в 2015 г. Поступления единого налога на вмененный доход для определённых видов деятельности в 2016 г. составили 74,33 млрд. руб., что на 5,3% меньше поступлений 2015 г., что обусловлено сохранением тенденции снижения числа налогоплательщиков, применяющих указанную систему налогообложения. Поступления единого сельскохозяйственного налога в 2016 г. превысили 11,44 млрд. руб., что в 1,7 раза больше, чем в 2015 г. Поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 г. составили 7,56 млрд. руб. и выросли относительно 2015 г. в 1,4 раза. [3]. Наибольший вклад в бюджет вносит Центральный и Северо-западный федеральные округи. В разрезе видов деятельности преобладает торговля, промышленность, строительство.

Хотелось бы также привести динамику количества налогоплательщиков, использующих специальные режимы и объём перечисленных платежей в бюджет в Республике Мордовия.

Таблица 2 - Динамика количества налогоплательщиков, использующих специальные режимы н объём перечисленных платежей в бюджет в Республике

Мордовия за 2013-2016 гг. [3,5]

Год Специальный налоговый Количество организаций Сумма исчисленного

режим и ИП налога, тыс. руо.

2013 УСЫ 9710 824160

ЕНВД 15185 795579

ЕСХН 801 9720

Итого 25696 1629459

2014 УСЫ 9481 899429

ЕНВД 13984 839414

ЕСХН 662 10180

Итого 24127 1749023

2015 УСН 14412 916088

ЕНВД 13560 862312

ЕСХН 655 13583

Итого 28627 1791983

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 УСН 10474 952793

ЕНВД 13136 823598

ЕСХН 623 20926

Итого 24233 1797313

Рассмотрим основные изменения, произошедшие в учете и налогообложении предприятий малого бизнеса в 2018году:

Малые предприятия в 2018 году владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.

В конце прошлого года был принят закон № 335-ф3, который установил фиксированные суммы взносов ИП за себясразу на период с 2018 по 2020 гг. Приведем их в таблице 3.

Таблица 3 - Суммы отчислений ИП в Российской Федерации [14]

Год Медицинское страхование, руо. Пенсионное страхование, руо. Всего, руо.

2018 5 840 26 545 32 385

2019 6 884 29 354 36 238

2020 8 426 32 448 40 874

Эти суммы необходимо уплачивать всем предпринимателям, даже если они не ведут бизнес или получают от него только убытки. Если же доход ИП за год превысил 300 000 руб., то так же, как и раньше, надо заплатить еще и дополнительный взнос на пенсионное страхование в размере 1% от суммы превышения.

Для предпринимателей, которые нанимают работников, в 2018 г. произошел рост финансовой нагрузки.

В целом можно отметить, что проблема эффективного развития предпринимательства, в особенности малого, представляется актуальной, поскольку без него экономика страны не будет развиваться в полной мере: анализ налогообложения малого бизнеса России показывает, что наибольший вклад в доходную часть бюджета страны вносят организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения. Количество предприятий, зарегистрированных как малые, растет из года в год. Поэтому правительству и в дальнейшем очень важно создавать благоприятный климат для развития этой формы бизнеса.

Список литературы

1. Гугнина Е. В. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб.пособие / Е. В. Гугнина, Т. В. Козубова, Я. В. Попова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ. - 2012. - 66 с.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" / Электронный ресурс. -http://www.consultant.ru/law/hotdocs/2695.html/

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Налоговая аналитика. [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : http://analytic.nalog.ru/p ortal/index .ru-RU.htm /

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr.htm

5. Показатели развития малого предпринимательства в Республике Мордовия по итогам 2016 г. Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : http://binkrm.ru/node/3631.

6. Косинец Т. В. Учёт на предприятиях малого бизнеса : практикум / Т. В. Косинец, Е. В. Гавриченко ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ. -2015. - 75 с.

7. Бизнес и закон. [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : https://bizneszakon.ru/nalogooblozhenie/usn

8. Налог для малого бизнеса решили повысить впервые за три года.

9. [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : https://www.rbc.ru/economics/12/10/2017/59df6db49a7947d4d4c745d1

10. Патентная система налогообложения 2018 [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. -Режим доступа : https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/patentnaya-sistema-nalogooblozheniya

11. Налогообложение малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : https://e-tiketka.ru/sobstvenniy-biznes/sozdanie-biznesa-s-nulya/nalogooblojenie-malogo-biznesa

12. Изменения для ИП в 2018 году: налоговые и не только. [Электронный ресурс]. -^.,2018]. - Режим доступа : http://vse-dlya-ip.ru/nalogi/izmeneniya-dlya-ip-v-2018-godu

13. Кузнецова Н.Д., Макарова Е.С. ООО «Налогика» Налогообложение субъектов малого предпринимательства в 2018 г. [Электронный ресурс]. - ^.,2018]. - Режим доступа : http://docplayer.ru/72165232-Nalogooblozhenie-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-2018-godu.html

14. Свешникова О. Н., Ельмеева И.Г. Проблемы стандартизации бухгалтерского учета и отчетности российского малого бизнеса // Вестник Поволжского государ. универ-та сервиса. Серия Экономика. - 2014. -№3 (35). - С.124-130

15. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 N 335-ф3 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. -^.,2018]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283495/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.