экономические науки
Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ...
УДК 336.221.4
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0051
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2020
SPIN-код: 5444-1530
AuthorID: 265496
Бабаева Зоя Шапиулаховна, профессор кафедры бухгалтерского учёта экономического факультета Маграмова Хадижат Гадисовна, магистрант 2 курса направление бухгалтерский учёт, анализ и аудит Дагестанский государственный университет (367000, Россия, Махачкала, улица Гаджиева, 43-а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная статья написана на довольно актуальную тему, поскольку в настоящее время организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юридических лиц, которые используют налоговые специальные режимы. Основная цель, которой должны придерживаться специалисты при организации бухгалтерского учета в любой организации - максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных задач. Для малых предприятий это особенно актуально в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность. Поэтому процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в этой организации выполнять. Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»? Говоря более конкретно хочется отметить что такое упрощенный бухгалтерский учет для субъектов предпринимательства малого бизнеса. Значительно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а также налоговый и кадровый учет может этот метод. Поэтому стоит попробовать применить этот метод представителям малого бизнеса, чтобы минимизировать риски и сэкономить время. Целью работы является более подробное изучение особенностей бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, особенности бухгалтерского учета, малые предприятия, малый бизнес, упрощенный бухгалтерский учет
FEATURES OF ACCOUNTING FOR SMALL BUSINESSES
© 2020
Babayeva Zoya Shapiulachovna, Professor of accounting Department
of the faculty of Economics Magranova Khadizhat Gazizovna, the 2-year Student of the direction of accounting, analysis and audit Dagestan State University (367000, Russia, Makhachkala, Hajiyev street, 43-a, e-mail: [email protected])
Abstract. This article is written on a rather topical topic, because organizations currently belonging to small businesses can enjoy some "indulgences" in terms of accounting. This issue is most relevant for those legal entities that use special tax regimes. The main goal, which should adhere to specialists in the organization of accounting in any organization-the maximum simplification of accounting procedures without prejudice to the implementation of tasks. For small businesses, this is especially important due to limited financial resources, so the effectiveness of the accounting service for them is of particular importance. Therefore, the procedure for the initial formulation or reform of the accounting organization is preceded by the study of the tasks that he must perform in this organization. A small enterprise itself chooses the form of accounting based on the needs of its production and management, their complexity and number of employees. At the same time, a small enterprise can adapt the accounting registers used to the specifics of its work, while respecting the basic principles of accounting. What is the concept of "simplified accounting"? Speaking more specifically I would like to note what is simplified accounting for small businesses. This method can significantly facilitate accounting on the USN, as well as tax and personnel accounting. Therefore, it is worth trying to apply this method to small businesses to minimize risks and save time. The purpose of the work is a more detailed study of the features of accounting for small businesses.
Keywords: accounting, accounting features, small enterprises, small business, simplified accounting
ВВЕДЕНИЕ
В первую очередь стоит уточнить то, что абсолютно все организации обязаны вести бухгалтерский учет в установленной форме вне зависимости их от того режима, который они применяют в соответствии с налогообложением. Существуют определенные различия между теми или иными организациями и наиболее простым вариантом, который может быть использован для ведения бухгалтерского учёта, представляется нам вариант субъектов малого бизнеса. Субъектом малого бизнеса, в свою очередь, является юридическое лицо, надлежащим образом оформленное.
Сама форма ведения бизнеса для предпринимателя может представляться в различных формах: существуют определенные виды ведения бизнеса, которые могут быть классифицированы как малое предпринимательство, среднее или крупное. Рассматривать все критерии, в соответствии с которыми определяется форма
ведения бизнеса, мы здесь не будем, хочется отметить только один из них, а именно введённую в июле 2015 года планку предельного размера выручки для компании малого бизнеса. В июле 2015 года сумма была увеличена вдвое с 400 млн до 800 млн руб. Федеральным Законом номер 402 от 06.12.2011 года в Российской Федерации законодательно была закреплена возможность организациям малого бизнеса вести упрощенную систему бухгалтерского учета. Конечно в последствии выходили дополнения и разъяснения к данному закону, вносившие определенные изменения либо уточняющие какие-либо моменты.
ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ
Ввиду того, что сам закон в своём содержании не несёт каких-либо определенных моментов, а также конкретных действий, в нашей статье мы хотим рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учёта субъектов малого предпринимательства в упрощенной форме.
2ТТ
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30)
Babayeva Zoya Shapiulachovna, Magranova Khadizhat Gazizovna economic
FEATURES OF ACCOUNTING FOR SMALL ... sceinces
МЕТОДОЛОГИЯ
Методом изучения материала по данному вопросу, а также обобщением полученных выводов мы хотим определить основные моменты ведения упрощенного бухгалтерского учета, а также определенные особенности ведения бухгалтерского учета для малого предпринимательства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во-первых, необходимо выделить права малого предпринимательства на неприменение ряда положений бухгалтерского учета. В качестве примера можно привести положение, при котором субъект малого бизнеса не применяет стандартом налог на прибыль. Это же касается и заемных средств, которые субъекты малого бизнеса списывают как иные доходы. В то время как другие представители, имеющие отношение к малому бизнесу, обязаны учитывать их совершенно отдельно. Так, например, как расходы по кредитам или займам, а также средства, которые были потрачены на приобретение каких-либо активов.
Также к особенностям можно отнести возможность всех субъектов малого бизнеса исправлять ошибки ведения бухгалтерского учета в течение базисного периода вне зависимости от того, насколько серьёзной данная ошибка является. При этом необходимость пересчитывать определенные показатели отсутствует [1].
Говоря более конкретно, хочется отметить, что такое упрощенный бухгалтерский учет для субъектов предпринимательства малого бизнеса. В соответствии с сокращенным бухгалтерским учетом субъекты малого бизнеса имеют установленное законом право использовать из плана не все счета, отбросив лишнее.
Так, например, субъектам малого предпринимательства, занимающимся производством чего-либо, предлагается производить учет совершаемых затрат в графе номер 20 с наименованием «Основное производство». При необходимости туда можно приложить субсчета, которые будут более точно отражать и выделять необходимые данные. При этом различные другие счета, такие как «общепроизводственные расходы», «брак в производстве», «вспомогательные производства», «общехозяйственные расходы», можно попросту убрать.
Рассматривая где должна находиться вся ваша изложенная информация для каких-либо конкретно определенных субъектов малого бизнеса, можно выделить Книгу учёта хозяйства.
При этом, если количество совершаемых операций становится довольно значительным, предлагается внести в книгу учета хозяйства дополнительные графы о совершенных операциях.
В целом, выделяя особенности ведения бухгалтерского учёта субъектами малого предпринимательства, хочется отметить 2 основных момента [2]:
- необходимость вести всю бухгалтерскую отчетность в том объеме, в котором она необходима.
- информировать руководство.
Рассматривая задолженности, такие как дебиторскую, можно отметить то, что организации, не относящийся к субъектам малого предпринимательства, в обязательном порядке разделяют её как краткосрочную и долгосрочную, при этом в отношении субъектов малого предпринимательства достаточно заполнение 1230 строки баланса. Остальные приложения отображаются точно также.
Так, например, отчёт об изменении капитала остаётся полностью на отображение, по мнению бухгалтера. В соответствии с законодательством данный отчет должен отражать все данные, без которых невозможно наиболее полно и всесторонне оценить общее финансовое положение организации, при этом не существует какое-то течение капитала, которое на взгляд бухгалтера не влияет на общую картину, соответственно, он имеет право его не отображать. Это же касается и всех пояснений, которые необходимо давать, то есть если уточнять нечего 212
соответственно, и пояснений давать никаких не нужно.
Также в качестве особенности можно отметить необязательно сдачу пояснений в бухгалтерских отчетах в какой-либо форме для Росстата или ИФНС. То есть, в отличие от организаций, которые субъектами малого предпринимательства не являются, организации малого предпринимательства не несут ответственности за данные действия и не платят какие-либо неустойки или пени. При этом для более полного понимания всей особенности стоит сказать, что каких-либо санкций за не заполнение пояснений к документации не предусмотрено. Из чего можно сделать вывод, что сами по себе пояснение в принципе не являются обязательным для заполнения элементом.
Ещё для предприятий малого предпринимательства есть формы отчета, а также баланса, которые являются упрощенными. Их данные приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Если разбирать разницу между упрощенными обычными формами, то стоит обратить внимание непосредственно на актив баланса. В упрощенной форме этот показатель по итогу состоит из одного раздела в отличие от отчётности в полной форме, где отдела 2. При этом балансом является непосредственно сам итоговый показатель. По такой же форме построен и раздел пассив: вместо трёх разделов там присутствуют только один.
По сути, это можно заметить при заполнении абсолютно всех разделов упрощенной формы ведения бухгалтерского учета. Итоговые показатели во всех разделах, как правило, укрупнённые. При этом не обязательно сдавать саму бухгалтерию для отчётности по месту регистрации фирмы, можно предъявить всю отчетность по месту нахождения [3].
При этом предоставлять отчетность по месту нахождения фирмы необходимо в течении 3 месяцев после преодоления отчётного периода. Предоставлять отчетность можно как в форме письменной, так и в электронной, путем её подачи в Росстат и ИФНС через официальный сайт в интернете. Каких-либо определяющих требований по поводу формы предоставления отчётности в законодательстве Российской Федерации на этот счёт не предусмотрено. Одним из главных положительных моментов ведения упрощенного бухгалтерского учета с субъектами малого предпринимательства можно считать право пользоваться признанием доходов либо расходов по факту оплаты, используя кассовую систему. Всё удобство заключается в ведении одной формы как для предоставления отчетов, так и для исчисления налогообложения. Рассматривая формы ведения основных учетных бухгалтерских форм субъектами малого предпринимательства, можно отметить в формировании как в соответствии с основными правилами, а именно, включая отчёты о финансовом результате, балансе, а также различных документов, приложений и пояснений, так и в упрощенной форме, которая включает в себя баланс, а также отчет о финансовых результатах.
Рассматривая конкретно упрощённый вариант, можно отметить, что все итоговые показания укрупнены. Пояснения при этом необязательны, и должны быть предоставлены в том случае, если они требуются.
В упрощённой форме отчётности для субъектов малого предпринимательства используются другие бланки для введения отчета, баланса, а также отчета о финансовых результатах. При этом вышеуказанные бланки для предприятий, которые не являются субъектами малого предпринимательства, имеют гораздо больше показателей и колонок в отличие от упрощенной системы.
Так, например, рассматривая бланк «Баланс», можно отметить, что он состоит всего лишь из двух отделов. При этом 4 показателя относятся к активу, а 5 - к пассиву. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.20l0 г [4].
То есть можно сказать, что для субъектов малого
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)
экономические науки
Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ...
предпринимательства в этом случае существует так называемая «поблажка». Субъекты малого предпринимательства могут без использования двойной записи, которая стандартная для бухгалтерского учета, вести учёт в регистрах.
Но при этом присутствует ряд определенных ограничений:
Во-первых, при ведении двойной записи упор делается на кассовый учет. То есть других вариантов ведения бухгалтерской учётности двойной записью не предусматривается. При этом в случае отказа от ведения учета двойной записью учёт будет вестись методом начисления.
Во-вторых, стоит учитывать то, что любая организация в процессе своего развития может выйти из малого предпринимательства, при этом восстановить бухгалтерскую отчетность за предыдущее время будет довольно сложно [5].
Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать вывод, что особенностей при ведении бухгалтерского учета в упрощенной форме для субъектов малого предпринимательства представляется довольно много.
Рассматривая формы бухгалтерского учета при которых не используются регистры (простая форма) при произведении процедуры регистрации всех операций хозяйственного назначения, предполагается использование книги учета хозяйства. Сама по себе книга учета хозяйствования используется организациями, перечисленными к субъектам малого предпринимательства и совершающим небольшие объемы различных хозяйственных операций. При этом, как правило, количество операций не превышает 30 в месяц. Особенность применения данной книги связана с тем, что её применение осуществляется при условии небольших затрат каких-либо материальных ресурсов, а также при отсутствии производимой продукции, оказания каких-либо услуг или работ [6-12].
На основании книги учета хозяйствования составляется упрощенная форма бухгалтерской отчётности. При этом разрешается использование каких-либо дополнительных регистров для отображения необходимой информации, например, при отображении информации о расчетах по заработной плате с сотрудниками.
Стоит отметить, что упрощённая форма ведения бухгалтерского учета сама по себе предполагает не только использование регистров, но и применение по бухгалтерским счетам двойной записи. При этом для каждого из используемого бухгалтерского счёта применяется отдельная ведомость. Данную упрощенную форму ведение бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства рекомендуется использовать организациям, которые занимаются оказанием какого-либо рода услуг или работ.
При этом в приложениях учетной политики самого субъекта малого предпринимательства необходимо утверждать формы регистров.
ВЫВОДЫ
Что изменится в учете НМА и НИОКР.
Малым предприятиям дано право признавать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, а также на приобретение (создание) нематериальных активов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (абз. 3 п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Таким образом, затраты на приобретение НИОКР и НМА компания вправе списывать сразу, а не постепенно, что также приводит к увеличению расходов от обычных видов деятельности и к снижению размера чистой прибыли.
Что изменится в учете материалов.
Так же, как и в случае формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенные материа-
лы можно оценивать по «усеченной» стоимости, то есть только по цене приобретения у поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). А сопутствующие расходы, непосредственно связанные с приобретением материалов, могут единовременно включаться в расходы по обычным видам деятельности. Такой способ бухучета не выгоден для компаний, имеющих материалы с низким коэффициентом оборачиваемости, так как стоимость материальных запасов будет отражаться в балансе по заниженной стоимости с одновременным уменьшением показателя нераспределенной прибыли пассива баланса. Это ухудшает финансовые показатели баланса. Организациям также предоставлено право признавать расходы на приобретение материалов, сырья, товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме, при условии, что организация не имеет существенных остатков материалов. Как и в иных случаях, уровень существенности определяется организацией самостоятельно и прописывается в учетной политике; — организация использует материалы для управленческих нужд (п. 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).
Данное изменение избавит компании от необходимости распределения транспортных расходов на несколько типов материалов, доставка которых осуществлялась одним видом транспорта. Второе изменение связано с правом компании не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Напомним, что в настоящее время такой резерв должен формироваться малыми предприятиями в отношении материальных ценностей: - которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество;
— по которым текущая рыночная стоимость снизилась;
— по которым продажная стоимость снизилась (п. 25 ПБУ 5/01, п. 62
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. Следует отметить, что на практике такие резервы создаются редко, а необходимость их создания выявляется чаще всего при аудиторских проверках достоверности отчетности. По данным оборотно-сальдовых ведомостей видно, что ряд номенклатурных позиций по счетам 10, 11, 21, 41, 43 «висит» без движения не один год. И тем не менее остатки по этим счетам переносятся в баланс (в строку 1210 «Запасы» раздела II «Оборотные активы»).
Данное изменение, безусловно, облегчит работу бухгалтера, хотя и снизит достоверность показателя «Запасы» бухгалтерского баланса.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении: Рассматривая особенности ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме субъектами малого предпринимательства, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации регламентирует саму форму учета весьма неполно. Можно заметить необходимость регламентировать и закрепить на законодательном уровне формы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, находящихся в активном развитии, а значит и в переходном возрасте от малого предпринимательства к среднему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (действующаяредакция, 2016).
3. Налоговый кодекс РФ (НКРФ) 2019 последняя редакция
4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023).
5. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2014.
6. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск № 44 от 02.11.15.
7. Оноприенко В. И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 2014.
8. Мишина З.А. Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 126-133.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30)
213
Babayeva Zoya Shapiulachovna, Magranova Khadizhat Gazizovna FEATURES OF ACCOUNTING FOR SMALL ...
economic sceinces
9. Руденко А.А., Трифонов Ю.В. Стратегическое управление материальными ресурсами: методология исследования, теоретическое и статистическое обоснование //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 1 (27). С. 107-110
10. Боровицкая М.В. Необходимость и трудности внедрения бюджетирования на предприятиях малого бизнеса //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 99-102.
11. Певзнер А. Г. «Новое о малых предприятиях»М.: АО «Факт», выпуск 2, 2016.
12. Серегин А. С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 2015.
Статья поступила в редакцию 28.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
214
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)