08.00.12. Бухгалтерский учет, статистика
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10121
А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
Л.В. Болтышева - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
L.V. Boltysheva - undergraduate, Kuban state agrarian University.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА FEATURES OF CONSTRUCTION OF THE ACCOUNTING SYSTEM OF SUBJECTS OF SMALL ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. Ведение бухгалтерского учета на малом предприятии имеет свои особенности. На систему бухгалтерского учета, каждой конкретной коммерческой организации, в том числе и субъекта малого предпринимательства, оказывают влияние ряд факторов. В том случае, если субъект малого предпринимательства находится на специальном налоговом режиме, это не освобождает его от обязанности ведения бухгалтерского и налогового учета. Льготные режимы налогообложения созданы для поддержки малых предприятий. Основным документом, закрепляющим порядок и способы ведения учета при отражении фактов хозяйственной жизни на малом предприятии, является учетная политика, которая оговаривает порядок создания первичных учетных документов; систему оборота документов; систему оценки активов; формы внутренней отчетности фирмы. Грамотная разработка учетной политики дает субъекту малого предпринимательства ряд преимуществ.
Annotation. Accounting in a small enterprise has its own characteristics. A number of factors influence the accounting system of each particular commercial organization, including a small business entity. In the event that the small business is in a special tax regime, this does not exempt it from the obligation to maintain accounting and tax records. Preferential tax regimes are created to support small enterprises. The main document fixing the order and methods of accounting when reflecting the facts of economic life in a small enterprise is the accounting policy, which stipulates the procedure for creating primary accounting documents; document circulation system; asset valuation system; forms of internal reporting of the company. Proper development of accounting policies gives a small business a number of advantages.
Ключевые слова: учетная система, бухгалтерский учет, налоговый учет, малое предпринимательство, учетная политика
Keywords: accounting system, accounting, tax accounting, small business, accounting policy
Согласно действующему законодательству Российской Федерации бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету, и составление на ее основе бухгалтерской отчетности.
Ведение бухгалтерского учета в на малом предприятии может осуществляться руководителем самостоятельно, либо бухгалтерской службой или единственным бухгалтером (штатным или по договору), либо специализированной организацией по договору (аутсорсинг). Решение о том, кем будет осуществляться ведение учета принимает руководитель экономического субъекта.
Объектами бухгалтерского учета малого предприятия выступают:
- собственный капитал;
- имущество организации;
- факты хозяйственной жизни, изменяющие состав активов и обязательств;
- дебиторская и кредиторская задолженности.
Главной целью бухгалтерского учета в коммерческой организации являются анализ и использование экономической информации для выявления тенденций в результатах деятельности, выбора пути развития и принятия управленческих решений.
На систему бухгалтерского учета, каждой конкретной коммерческой организации, в том числе и субъекта малого предпринимательства, оказывают влияние ряд факторов, они приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на систему бухгалтерского учета малого предприятия
Основным документом, закрепляющим порядок и способы ведения учета при отражении фактов хозяйственной жизни на предприятии, является учетная политика. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Организация формирует учетную политику, опираясь на свою структуру, отрасль, в которой функционирует, и другие особенности деятельности. При формировании учетной политики предприятие имеет право определить методы списания материалов, сырья и инвентаря на расходы, способы начисления амортизации объектов основных средств и так далее.
Этот документ отражает требования к бухгалтерскому и налоговому учету, он является своего рода инструкцией по отображению фактов хозяйственной жизни фирмы в стоимостном выражении, с последующей их систематизацией, составлением и сдачей отчета.
Составлять учетную политику обязаны все организации, без исключения, в том числе и предприятия малого бизнеса. Учетная политика формирует рекомендации по созданию:
- первичных учетных документов;
- системы оборота документов;
- системы оценки активов;
- форм отчетности при хозяйственной деятельности.
Организации разрабатывают ее с учетом требований ПБУ 1/2008 (приказ Минфина от 6 октября 2008 г. № 106). Здесь учитываются структура фирмы, направления деятельности и принятый режим налогообложения, способы ведения бухгалтерского учета. Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер (либо лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета в организации), а утверждается она приказом руководителя.
Одной из важнейших задач учетной политики малого предприятия является разработка комплексной системы инструкций, положений и методов, которые позволяют упорядочить, унифицировать и регламентировать учет, сформировать отчетность, отражающую имущественное положение фирмы, создать схему документооборота и систему оценки активов.
Однако, несмотря на то, что форма организации бухгалтерского учета малых предприятий зависит от ряда факторов, ей присущи общие, характерные для любой отрасли народного хозяйства, черты: учет строится по унифицированному Плану счетов с использованием типовые регистров и форм, а также методов проведения учетных работ.
Все факты хозяйственной жизни субъекта малого предпринимательства оформляются первичной документацией, использование которой позволяет избежать разнобоя и облегчает внедрение компьютерного учета.
Обращение документов в организации происходит в соответствии с утвержденным графиком документооборота - движением документов с момента их составления или получения до сдачи в архив после обработки и систематизации.
В документе должны быть обязательные реквизиты, такие как наименование документа, наименование организации, содержание хозяйственной операции, дата составления, должности и подписи лиц, ответственных за совершение фактов хозяйственной жизни и правильность оформления, величина натурального и (или) денежного измерения.
После систематизации и накопления первичных документов осуществляются соответствующие записи в регистры синтетического учета. Под регистром в бухгалтерском учете принято понимать различные виды таблиц, содержащих данные первичной документации.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры предназначены для накопления и систематизации данных из принятых к учету первичных документов, для их отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, адекватно, грамотно и объективно сформированная учетная политика является важнейшим аспектом эффективности ведения бухгалтерского учета малого предприятия.
В том случае, если субъект малого предпринимательства находится на специальном налоговом режиме, это не освобождает организацию от обязанности ведения бухгалтерского и налогового учета.
Рассмотрим некоторые особенности ведения бухгалтерского учета малого предприятия на отдельных участках учета.
Счета раздела «Денежные средства» предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах, открытых на территории России и за ее пределами, а также ценных бумаг и денежных документов.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, находящихся в кассе организации предназначен счет 50 «Касса». Порядок совершения и оформления кассовых операций регулируется Центральным банком России.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации. Первичные кассовые документы, принимаемые к учету составляются по унифицированной форме, содержащейся в альбомах форм документации. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Все приходные и расходные ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Нумерация расходных и приходных кассовых ордеров начинается с начала каждого года с порядкового номера 1 (Один) и до окончания года ведется в порядке возрастания номеров. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
Малое предприятие обязано вести кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована, опечатана и заверена подписями руководителя и бухгалтера организации. Подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Ошибки исправляются следующим образом: неправильный текст или суммы зачеркиваются и над ними надписываются исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправляемое.
Учет наличия и движения основных средств на предприятии малого бизнеса ведется на счете 01 «Основные средства» в разрезе субсчетов, чаще только с применением одного единственного субсчета 01.1 «Основные средства в организации». Для отражения начисления амортизации используется синтетический счет 02 «Амортизация основных средств». Формирование в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств, находящихся у малого предприятия на праве собственности, ведется в целом в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н. Учетной политикой организации может быть предусмотрено проведение
переоценки основных средств. Амортизация по объектам основных средств начисляется одним из предусмотренных российским законодательством способом.
Формирование информации в бухгалтерском учете о материально-производственных запасах, находящихся в организации, ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н на активном синтетическом счете 10 «Материалы».
Расходы, связанные с доставкой сырья и материалов на склад организации от поставщиков могут учитываться на счете 10 «Материалы» и включаются в фактическую себестоимость приобретенных товарно -материальных ценностей, либо отражаться в учете с использованием счетов 15 «Заготовление приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». В бухгалтерском и налоговом учете они списываются тем способом, который предусмотрен учетной политикой организации (по средней себестоимости, по цене первых по времени закупок, по себестоимости каждой единицы, а в случае применения счетов 15 «Заготовление приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - по учетным ценам).
Организация при определении затрат руководствуется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н и отраслевыми нор-
мативными документами. Затраты малого предприятия учитываются на следующих счетах бухгалтерского учета:
- на счете 20 «Основное производство» - в части расходов относящихся к основному производству;
- на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчете 91.2 «Прочие расходы» - в части прочих расходов.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами
на предприятии малого бизнеса используются счета расчетов, а именно: счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчет с покупателями и заказчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», каждый из них ведется в разрезе субсчетов, предусмотренных к этим счетам. Аналитический учет по этим счетам ведется в разрезе каждого контрагента (поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора, кредитора), что обеспечивает возможность получения необходимой информации о состоянии расчетов. С целью осуществления контроля над состоянием расчетов с контрагентами бухгалтерия малого предприятия обязана периодически производить сверку расчетов с контрагентами.
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда, премий, отпускных и выплат социального характера на малых предприятиях осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации организации самостоятельно определяют вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение их размеров к отдельным категориям персонала. В состав фонда заработной платы малого предприятия включаются начисленные организацией суммы оплаты труда в денежной форме за отработанное и неотработанное время; стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты.
При составлении статистической отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период (с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством) денежные суммы независимо от источников их выплаты и статей смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиями и т.д., независимо от срока их фактической выплаты.
Учетную политику организации корректируют при изменении законодательства о бухгалтерском учете.
Грамотная разработка учетной политики дает субъекту малого предпринимательства ряд преимуществ (рисунок 2).
Ведение документооборота фирмы с меньшими затратами
Оптимизация величины налогов законными методами
Облегчение учета за счет использования определенных методик
Рисунок 2 - Последствия грамотного подхода к разработке учетной политике малого предприятия
Оформление учетной политики осуществляют одним документом с разделами по различным направлениям бухгалтерского учета и налогового учета (материалы, налоги, отчетность и т.д.). В ней также можно предусмотреть сближение позиций по бухгалтерскому и налоговому учету. Для этого нужно выполнять одинаковые действия при списании затрат, фиксации доходов, учете основных средств и т.п.
Разработанные формы документов для ведения учета также приводят в этом документе. Требование об обязательном применении унифицированных форм отчетности в федеральном законе «О бухгалтерском учете»
от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ отсутствует. Формы, которые будет использовать фирма, должен утверждать ее руководитель.
Таким образом, учетная политика позволяет всем сотрудникам и подразделениям организации работать на один результат, при этом обеспечивается минимальный уровень затрат.
При формировании учетной политики организации стоит учитывать, что льготные режимы налогообложения (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и др.) созданы для поддержки малых предприятий. Положения п. 4 ст. 6 федерального закона «О бухгалтерском учете» упрощают ведение учета для организаций, попадающих под категории малых предприятий. Поскольку при едином налоге на вмененный доход на объект налогообложения влияет физический показатель (количество автомашин, число работников, торговые площади и т.д.), то эту особенность надо учитывать в процессе составления учетной политики. Если же организация обладает статусом малого предприятия, то ей разрешается вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
Источники:
1. Адаменко А.А. Классификация предприятий малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.А. Подобная // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21. - С. 6-12.
2. Адаменко А.А. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности субъектами малого и среднего бизнеса / А.А. Адаменко, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25 (3). - С. 11-17.
3. Морозкина С.С. Порядок признания расходов на приобретение основного средства при применении УСН в вен-динговом бизнесе / С.С. Морозкина, Н. С. Остроухова // Материалы VIII Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов, 2018. - С. 178-181.
4. Папова Л.В. Роль учетной политики в бухгалтерском учете / Л.В. Папова, К.А. Роман // В сборнике: Учетно-аналитические и финансовые инструменты управления бизнес-процессами в экономике: материалы международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов, 2018. - С. 16-19.
5. Сигидов Ю.И. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская. - Краснодар, 2018. - 101 с.
6. Удовцева А.С. Учетная политика как инструмент оптимизации налоговых платежей экономических субъектов / А.С. Удовцева, О.П. Полонская // В сборнике: Экономика и общество в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции, 2017. - С. 95-100.
Sources:
1. Adamenko A.A. Classification of small businesses / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.A. Similar // Natural-Humanitarian Studies. - 2018. - No. 21. - S. 6-12.
2. Adamenko A.A. Application of the tax system in the form of a single tax on imputed income for certain types of activities by small and medium-sized businesses / A.A. Adamenko, D.V. Petrov // Natural-Humanitarian Studies. - 2019 .-- No. 25 (3). - S. 11-17.
3. Morozkina S.S. The recognition of expenses for the acquisition of fixed assets when applying the simplified tax system in the vending business / S.S. Morozkina, N. S. Ostroukhova // Materials of the VIII International Youth Scientific Conference. In 5 volumes. Executive Editor A.A. Gorokhov, 2018 .- S. 178-181.
4. Papova L.V. The role of accounting policies in accounting / L.V. Papova, K.A. Roman // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy: materials of the international scientific conference of young scientists and university professors. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov, 2018 .-- S. 16-19.
5. Sigidov Yu.I. Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: a study guide / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar, 2018 .- 101 p.
6. Udovtseva A.S. Accounting policy as a tool for optimizing tax payments of economic entities / A.S. Udovtseva, O.P. Polonskaya // In the collection: Economics and society in modernization. Materials of the international scientific-practical conference, 2017. - S. 95-100.