DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-414-417
М.В. Калинская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
M. V. Kalinskaya - Ph.D., Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HE Kuban SAU;
М.А. Дрофа - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
M.A. Drofa - student, FSBEI HE Kuban SAU;
А.А. Заремук - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.A. Zaremuk - student, FSBEI HE Kuban SAU.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ С НАЛОГОВЫМИ СИСТЕМАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION VERSUS THE TAX SYSTEMS OF FOREIGN COUNTRIES
Аннотация. Данная статья раскрывает сущность понятия «налоговая система», ее значение и экономический смысл, как для организаций, так и для государств в целом. Особое внимание уделяется изучению налоговой политики Российской Федерации, классификации взимаемых налогов, структуре налогового бюджета, проблемным вопросам современной отечественной налоговой системы и направлениям их решения. Анализируются налоговые системы таких стран как Австрия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты, Германия и Франция. На основе анализа, проводится сопоставление налоговых систем данных стран с российской налоговой системой, выявляются существенные различия и сходства. Делается вывод о том, что налоговая система Российской Федерации наиболее схожа с налоговой системой Германии. Детально рассматриваются налоговые ставки по различным налогам в некоторых развивающихся странах мира.
Abstract. This article reveals the essence of the concept of "tax system", its meaning and economic meaning, both for organizations and for states in general. Particular attention is paid to the study of the tax policy of the Russian Federation, the classification of taxes levied, the structure of the tax budget, problematic issues of the modern domestic tax system and directions for their solution. The tax systems of such countries as Austria, Italy, the United States of America, the United Arab Emirates, Germany and France are analyzed. Based on the analysis, the tax systems of these countries are compared with the Russian tax system, significant differences and similarities are revealed. It is concluded that the tax system of the Russian Federation is most similar to the tax system in Germany. The tax rates for various taxes in some developing countries of the world are examined in detail.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, налоги, налоговый учет, реформа, законодательство.
Keywords: tax system, tax policy, tax, tax accounting, reform, legislation.
В современных экономических условиях каждое государство создает условия для оптимизации налоговых систем, минимизации расходов государства на взимание налогов, поддержке малого и среднего бизнеса при помощи различных налоговых льгот, а также формирует такую налоговую систему, которая будет надежно защищена от двойного налогообложения и проста для понимания любому заинтересованному пользователю. Налоговая система Российской Федерации появилась относительно недавно, чем и обосновано ее продолжающиеся реформирование, которое стало причиной множества эффективных в ней изменений. Вот некоторые из модификаций, направленные на совершенствование отечественной налоговой системы:
1. Была снижена налоговая нагрузка на все виды бизнеса. Так, в настоящее время, федеральная налоговая служба осуществляет проверку только одного из пяти предпринимателей.
2. Произведены реформы контрольно-кассовой техники, которая подразумевает применение в малом бизнесе онлайн-касс с функцией передачи в налоговую службу, что значительно упрощают кассовую отчетность.
3. Проведены программы по борьбе с фирмами однодневками. Итогом данной программы является то, что в 2020 г. количество фирм-однодневок снизилось до 120 тыс.
4. Реализованы современные технологии по сбору налога на добавленную стоимость.
5. Выстроена система контрольных мероприятий за операциями, осуществляемыми крупными налогоплательщиками.
6. Создана система бесконтактного налогового администрирования, которая позволяет налогоплательщикам удаленно вносить все налоги, сокращая при этом свои трудозатраты [2, 3].
Несмотря на проводимые реформы, система налогообложения России считается одной из самых сложных. Основанием данного суждения стали данные отчетов, подготовленные Всемирным банком и Международными финансовыми корпорациями, сформированные на основе оценки удобства национальных систем налогообложения, проводимой по трем критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате.
Из участвующих в оценке 181 национальных налоговых систем мира, Россия заняла 134 место. Было установлено, что налоговые ставки в нашей стране высокие, разновидностей налогов много, а временя требуемого для их исчисления и уплаты (около 56 рабочих дней) значительно превышает другие налоговые системы мира. Для подтверждения вышесказанного на рисунке 1 нами представлен федеральный уровень налогов РФ [4].
Рисунок 1 - Федеральные налоги РФ
Помимо федеральных налогов на региональном уровне отечественными организациями также уплачиваются следующие виды налогов: налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Местный уровень налогообложения предусматривает налог на имущество физических лиц, торговый сбор и земельный налог [2, 3].
Для сравнения, рейтинг выявил, что самая удобная налоговая система представлена на Мальдивах. На этом островном государстве налогоплательщикам следует платить только один налог, ставка которого составляет менее 10 %, потратив при этом лишь полчаса в год.
Отсюда следует вывод, что в Российской Федерации налоги являются основным источник пополнения бюджета. Подтвержением данного суждения стал рисунок 2, на котором представлена структура налоговых поступлений в бюджет России за 2020 г.
■ НДС ■ экциэы ■ НДФЛ ■ Налог на прибыль ■ пошлины ■ прочие
Рисунок 2 - Налоговые поступления в бюджет РФ, млрд. руб.
Проанализировав данные рисунка 2 видно, что большая часть налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации связана с налогом на добавленную стоимость, а наименьшая часть - с государственными пошлинами.
Проведя краткий обзор современного состояния отечественной налоговой системы, считаем целесообразным перейти к рассмотрению налоговых политик зарубежных стран.
1. Италия располагает наивысшей налоговой нагрузкой на налогоплательщиков и сложным строением налоговой политики. В Италии существует более 350 нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые выплаты. Налоги этого государства классифицируются на две группы: государственные и местные.
К государственным налогам относятся следующие виды налогов: подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы, отчисления на социальное страхование, ипотечный и кадастровый налог, налог с игорного и лотерейного бизнеса, налог на наследование и дарение.
Местные налоги Италии: налог на недвижимое имущество, коммунальный и региональный подоходный налог, налог на страхование владельцев транспортных средств, сбор на электроэнергию.
При этом, наибольшая часть налоговых поступлений в бюджет Италии наблюдается от подоходного налога, налога на прибыль и НДС.
2. Страна, которая отличается практически самым низким уровнем инфляции и безработицы, является Австрия. В Австрии созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, которые заключаются в том, что налогом облагается только та деятельность, которая осуществляется в пределах государства. Австрия совместно с РФ, Швейцарией, ОАЭ, Лихтенштейном, а также многими странами Европейского Союза подписала соглашение, согласно которому отменяется двойное налогообложение. Данное решение, в первую очередь, было принято для того, чтобы продемонстрировать цивилизованный подход к развитию экономической системы страны.
Взаимоотношения с налогоплательщиками в Австрии выстраиваются таким образом, что они подразделяются на две основные группы: с неограниченной ответственностью по налогам и наоборот.
Если неограниченная ответственность по налогам подразумевает уплату налогов абсолютно со всех полученных доходов, как в стране и за ее пределами, а в соответствии с ограниченной ответственностью по налогам, резидент, имеющий место жительства за пределами данного государства, обязан уплачивать налоги с доходов, которые получены на территории именно данной страны.
В последние годы на территории Австрии наблюдается усиление контрольных мероприятий за уклонения от уплаты налогов, которые заключаются в лишении свободы сроком до 10 лет.
3. Налоговая система Соединенных Штатов Америки, в отличие от вышерассмотренных стран, не предусматривает классификацию налогов на федеральный, региональный и местный уровни. В соответствии с налоговой системой США, ее гражданами уплачиваются следующие виды налогов (рисунок 3).
Действующие налоговые сборы США
налог на доходы физ. лиц налог на сокращение безработицы налог на имущество налог на прибыль налог с продаж акцизы налог на охрану окружающей среды другие
Рисунок 3 - Классификация налогов США
Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в штатах отсутствие налога на добавленную стоимость, однако налогоплательщиками уплачивается налог с продаж со всех реализованных товаров. Также, большая часть налоговых поступлений поступает через налоговую систему (более 90 %).
Если сравнивать налоговую систему США с российской налоговой системой, то можно выделить следующие существенные различия:
- в РФ действует пропорциональный способ налогообложения, а в США прогрессивный;
- если в России наблюдается косвенный способ изъятия налогов с налогоплательщиков, то в США прямой;
- бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени от федеральных налогов, а бюджет США от местных;
- регионы РФ не вправе самостоятельно устанавливать ставки налогов, а штаты вправе вводить в действие налоги, которые не противоречат федеральному закону о налогах;
- в России перечень налогов прописан в законодательных актах, а в США нет.
Таким образом, подводя итог данному сопоставлению двух различных налоговых политик, то можно сделать вывод, что в России более «щадящий» режим налогообложения, нежели чем в США. При этом величина налоговой ставки в США практически не отличается от нашей ставки.
4. Главной особенностью налоговой политики Китая является то, что наибольшая часть поступлений в бюджет наблюдается от налоговых поступлений, которые, в свою очередь, значительно увеличивают налоговую нагрузку. На территории Китая в настоящее время действует 17 налогов: корпоративный подоходный налог; налог на доходы физических лиц; НДС; налог на предпринимательскую деятельность; транспортный, потребительский, ресурсный налог; налог на приобретение автотранспорта; налог на переход прав; налог на недвижимость; налог на прирост стоимости земли; налог на использование городских земель; сбор на занятие сельскохозяйственных земель; ресурсный налог; налог на городской ремонт и строительство; дополнительный сбор на образование; гербовый сбор; налог на табачный лист.
5. Самой эффективной налоговой политикой на международном уровне является налоговая политика Объединенных Арабских Эмиратов, которая не предусматривает единое налоговое законодательство. В ОАЭ отсутствуют такие налоги как НДС, налог на прибыль и подоходный налог. В целом ОАЭ подразделяется на свободные экономические зоны, которые регулируются соответствующим государственным органом и имеют полную налоговую свободу. Если организации состоят в данных экономических зонах, то они освобождаются от уплаты налогов на 15 лет. Далее, опираясь на действующее законодательство, у этих организаций есть возможность продлить этот срок еще на 15 лет.
6. Налоговая система Германии очень похожа на российскую, поскольку также представлена тремя уровнями налогообложения, а налоги являются основным источник пополнения бюджета. Имеются также и существенные различия: значительная налоговая нагрузка для налогоплательщиков, имеющих высокие доходы; принцип множественности налогов (40 видов); одновременное поступление налогов в несколько уровней бюджета одновременно.
7. Французская налоговая система в преобладании косвенных налогов схожа с налоговой системой Российской Федерации. В тоже время существенной отличительной чертой является уплата налогоплательщиками подоходного налога. Если в России данный налог имеет больше фискальный характер, то во Франции он практически один из основных налогов, формирующих бюджет. Также, если «единица» в налоговой политики Российской Федерации - физическое лицо, то во Франции под единицей понимается семья. Во Франции действует двухуровневая налоговая система, в то время как в России - трехуровневая. Во Франции налоговые органы представлены государственной налоговой дирекцией [4].
На рисунке 4 нами приведены налоговые ставки по различным видам налогов некоторых странах мира.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что отечественной налоговой системе еще предстоит реформация и возможно кардинальный пересмотр подхода к источникам обложения налогами. При этом следует помнить, что налоговая система практически всегда строится на ресурсном потенциале страны, а налоги -эффективный инструмент получения денег на финансирование здравоохранения, образование, безопасность и др. Кроме того, по мере того как число пенсионеров растет, работающим людям придется платить больше налогов, чтобы их поддержать.
Рисунок 4 - Налоговые ставки по различным видам налогов некоторых странах мира
Правительства могут облагать налогом три вещи: доход и прибыль, потребление или богатство. За последние пятьдесят лет налоги на прибыль действительно увеличились. Исследования показывают, что налоги на доходы, включая налог на прибыль организаций, отбивают у людей желание работать. В странах с низким подоходным налогом экономический рост обычно сильнее.
Если говорить о налогообложении потребления, то речь идет о таких налогах, как налог с продаж в Америке или налог на добавленную стоимость на покупку в России и Европе. Одна из проблем с налогами на потребление заключаются в том, что они сильнее всего сказываются на бедных людях, которые тратят большую часть своих доходов на повседневные расходы.
Есть налоги на богатство. Эта идея может быть лучше, чем налогообложение доходов или потребления. Отчасти это связано с тем, что так больший налог взимается с того, что есть у богатых людей, например, с имущества и инвестиций. Проблема в том, что налогообложение богатства не так-то просто в политическом плане, такие налоги всегда непопулярны.
Таким образом, мы провели анализ налоговых систем различных развитых государств и сравнили их с налоговой политикой Российской Федерации, выявив основные сходства и различия. Основным отличием налоговой системы Российской Федерации является то, что практически во всех странах применяется прогрессивный метод налогообложения доходов физических лиц, а в России размер данного налога в полной мере зависит от размера дохода, который получает физическое лицо. Кроме того, отечественная процедура сбора налогов архаична, государство несет значительные издержки на нее, а современные технологии, ее упрощающие, внедряются медленно. Все это подтверждает, что налоговой системе Российской Федерации еще предстоят преобразования, и нами отмечены проблемные ее моменты и основные направления их решения.
Источники:
1. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012. - 307 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Справоч.-правовая система ГАРАНТ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Справоч.-правовая система ГАРАНТ.
4. Прокопчук Е.Т. Классификационные характеристики современных налоговых систем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 5. - С. 77-91.
5. Цокова В.А. Сравнительный анализ налоговых систем России, Франции, Великобритании и Японии // Теоретическая и прикладная экономика. - 2015. - № 2. - С. 1-12.
References:
1. Bryzgalina A.V. Taxes and Tax Law // Ed. A.V. Splatter. M., 2012. - 307 p.
2. Tax Code of the Russian Federation (part one): Federal Law of July 31, 1998 № 146-FZ // Reference and legal system GARANT.
3. Tax Code of the Russian Federation (part two): Federal Law of 05.08.2000 № 117-FZ // Reference and legal system GARANT.
4. Prokopchuk E.T. Classification characteristics of modern tax systems // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2015. - № 5. - S. 77-91.
5. Tsokova V.A. Comparative analysis of tax systems in Russia, France, Great Britain and Japan // Theoretical and Applied Economics. - 2015. - № 2. - P. 1-12.