Раздел III. Частно-правовые (цивилистические) науки (юридические науки)
Научная статья
УДК 347.7 © П. С. Овча-
ренко
DOI: 10.24412/2225-82642024-3-818
Ключевые слова: несовершеннолетние, родительская власть, родительская ответственность, неисполнение обязанностей, содержание, воспитание Keywords: minors, parental authority, parental responsibility, failure to fulfill duties, maintenance, education
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (зарубежный опыт)
Овчаренко П. С.1
Аннотация. В настоящей статье рассматривается эволюция концепции ответственности родителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. На основе анализа законодательства и юридической доктрины делается вывод о том, что эволюция отечественного законодательства об ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию является отражением тех изменений, которые в данной сфере происходили в странах с правовыми системами романо-германского (континентального) типа.
'Овчаренко Павел Сергеевич — аспирант, Московский финансово-юридический университет, заместитель начальника Солнцевского отделения судебных приставов ГУФССП России по г. Москве (Россия, г. Москва, ул. Введенского, д. 1А)
E-mail: 7115406@gmail.com
Поступила в редакцию: 19.06.2024
EVOLUTION OF THE CONCEPT OF RESPONSIBILITY OF PARENTS OR OTHER LEGAL REPRESENTATIVES FOR NON-FULFILLMENT OF THEIR RESPONSIBILITIES FOR THE MAINTENANCE AND EDUCATION OF MINORS (foreign experience)
Pavel S. Ovcharenko
Postgraduate student, Moscow University of Finance and Law
Abstract. This article considers the evolution of the concept ofparental responsibility for failure to fulfill responsibilities for the maintenance and education of minors. Based on the analysis of legislation and legal doctrine, it is concluded that the evolution of domestic legislation on liability for failure by parents or other legal representatives of minors to fulfill their responsibilities for maintenance and education of the minors reflects the changes that occurred in this area in the countries with Romano-German (continental) legal systems.
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13. № 3
Концепция ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей менялся по мере исторического развития. Изменения в данном правовом институте обусловливались эволюции общества в целом и концепции семейных отношений в частности.
В рамках первоначального подхода глава семейства («paterfamilias») обладал всей полнотой власти в отношении детей. По мере развития данный подход сменился подходом, в рамках которого несовершеннолетний рассматривается в качестве носителя субъективных прав и первичного интереса, подлежащего правовой охране.
В римском праве родительская власть представляла собой неограниченную власть главы семьи над подчиненными. В рамках данных властных полномочий глава семьи обладал правом оставить ребенка в живых или убить его («iusvitaeacneris»).
Данный подход постепенно стал меняться уже в праве Юстиниана. В результате этого под выражением «отцовская власть» стало пониматься то, что в настоящее время понимается под родительской функцией родительской функцией, направленной на воспитание и защиту несовершеннолетних [1].
В рамках Гражданского кодекса Италии 1942 г. концепция «родительская власть» («patriapotesta») была представлена как обязанность почитания детьми родителей в рамках концепции, представленной в римском праве.
В рамках реформы семейного законодательства 1975 г. была введена концепция родительской власти («potesta genitoriale»). Закон о реформе радикально изменил правовое регулирование семейных отношений. Во-первых, был институт «власти отца, в соответствии с принципом равенства между супругами; кроме того, отношения между родителями и детьми изменились, перейдя от обязанности последнего «уважать и уважать родителей» к долгу уважения к ним и «содействовать [...] содержанию семьи».
Несмотря на реформу 1975 г., институт родительской власти по-прежнему был ориентирован преимущественно в сторону родителей. Достаточно сказать, что термин «власть» сам по себе свидетельствует на подчиненное положение несовершеннолетних детей.
И лишь в результате вступления в силу Закона № 219/2012 произошли не только терминологические изменения, но и изменения по существу. Речь шла уже не о родительской власти, а о родительской ответственности (со всеми вытекающими из нее правовыми последствиями) [1].
В настоящее время в силу ст. 147 ГК Италии брак налагает на обоих супругов обязательство поддерживать, обучать, воспитывать и морально помогать детям, уважая их способности, природные особенности и стремления.
В силу ст. 315 bis ГК Италии ребенок имеет право на содержание, образование и моральную помощь со стороны родителей. Ребенок имеет право расти в семье и поддерживать значимые отношения с родственниками.
Несовершеннолетний, которому исполнилось двенадцать лет, а также несовершеннолетний, не достигший данного возраста, но способный понимать и различать жизненные явления, имеет право быть услышанным во всех вопросах и процедурах, касающихся его.
При этом установлено, что ребенок должен уважать родителей и должен вносить свой вклад в содержание семьи, в которой он живет, в меру своих способностей и доходов.
Таким образом, родительская ответственность, благодаря праву несовершеннолетних, реализуются в силу диалектической связи между несовершеннолетними и их родителями, играет важную роль в выполнении родительских обязанностей: при правильном выполнении она гарантирует несовершеннолетнему рост в спокойной семейной среде, а также моральную и материальную помощь, в которой нуждается несовершеннолетний.
В Германии в рамках реформы института родительской власти, осуществленной посредством Закона от 18 июля 1979 года, в § 1626 delBGB традиционный термин «gewalt» («власть») был заменен термином «sorge» («забота»). При этом законом установлено: «При воспитании и воспитании ребенка родители учитывают растущую способность и растущую потребность ребенка действовать независимо и ответственно. Они обсуждают с ребенком, насколько это уместно в соответствии с его состоянием развития, вопросы, связанные с заботой о нем, и стремятся к взаимному согласию по данным вопросам».
Тем не менее, родители сохраняют право принимать решения по вопросам заботы за ребенком, установленное в соответствии со статьей 6 второго абзаца Grundgesetz, при условии, что данное право осуществляется ими в исключительных интересах ребенка и для формирования его личности.
Аналогичное изменение произошло во Франции. Проблема защиты прав несовершеннолетнего обусловила многочисленные реформы, направленные на обеспечение личных прав ребенка в семье. В настоящее время во французском праве место, которое занимает ребенок в семье, считается первостепенным. Во французском праве, начиная с Гражданского кодекса Франции 1804 года и до настоящего времени, защита интересов ребенка ставится на первое место. Благодаря многочисленным реформам французскому законодателю удалось создать институт семьи, в котором ребенку гарантируется правосубъектность и условия для полноценного существования и развития в семье. Данные тенденции пришли на смену системе, которая характеризовалась неограниченной властью главы семьи. [2].
Кроме того, правовой статус несовершеннолетнего ребенка претерпевал многочисленные изменения в результате реформ, проведенных в XIX и XX вв. В рамках данных реформ постепенно удовлетворялись потребности несовершеннолетнего, а сам несовершеннолетний постепенно становился полноценным субъектом права и получал эффективную правовую защиту.
В рамках реформы гражданского семейного законодательства термин «puissance» был заменен термином
Овчаренко П. С. Эволюция концепции ответственности родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (зарубежный опыт). С. 155-157
«autorité» (ст. 371.2 ГК Франции). Оба термина обозначают «власть», при этом термин «autorité» происходит от латинского слова «augêre» («растить»). В действующей редакции данной статьи закреплено «Родительская власть — это совокупность прав и обязанностей, имеющих своей целью осуществление интересов ребенка. Она принадлежит родителям до совершеннолетия или эмансипации ребенка, чтобы защитить его безопасность, здоровье и нравственность, обеспечить его воспитание и обеспечить его развитие при уважении к его личности. Родители вовлекают ребенка в принятие решений, касающихся его возраста и степени зрелости» [3].
Из этого следует вывод о том, что в настоящее время несовершеннолетний больше не является «слабым субъектом», подлежащим защите, а является прямым субъективных прав и субъектом, мнение которого должно учитываться в обязательном порядке.
Смена концепции «родительской власти» концепцией «родительской ответственности» является
закономерным отражением и следствием социально-культурной эволюции отношений между родителями и детьми. Термин «родительская ответственность» предполагает наличие у родителей обязанности. Таким образом, речь идет не о «власти» родителей над несовершеннолетним, а именно об ответственности перед несовершеннолетним. Терминологическое изменение подчеркивает эволюцию, которая происходила на протяжении многих лет: безусловная родительская власть в отношениях между родителями и детьми сменилась подходом, в рамках которого интерес несовершеннолетних имеет неоспоримый приоритет.
В этом смысле можно утверждать, что эволюция отечественного законодательства об ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию является отражением тех изменений, которые в данной сфере происходили в странах с правовыми системами романо-германского (континентального) типа.
Список литературы
1. La responsabilità genitoriale. URL: https://concorsipubblici.ipcgil.it/wp-content/uploads/2022/10/La-responsabilita-genitoriale.pdf
2. Boulanger F. Les rapports juridiques entre parents et enfants — perspectives comparatistes et internationales. Paris, 1998.
3. Marinelli D., Di Mauro E.W. La responsabilità genitoriale: i rapporti tra genitori e figli. URL: https://www. consumatoriumbria.it/wp-content/uploads/2020/04/Marinelli-Damiano-cybrbullismo.pdf.
References
1. La responsabilità genitoriale. URL: https://concorsipubblici.fpcgil.it/wp-content/uploads/2022/10/La-responsabilita-genitoriale.pdf
2. Boulanger F. Les rapports juridiques entre parents et enfants — perspectives comparatistes et internationales. Paris, 1998.
3. Marinelli D., Di Mauro E.W. La responsabilità genitoriale: i rapporti tra genitori e figli. URL: https://www. consumatoriumbria.it/wp-content/uploads/2020/04/Marinelli-Damiano-cybrbullismo.pdf.