УДК 347.63 ББК 67.404.5
© 2018 г. В. П. Полунин,
начальник кафедры огневой и физической подготовки Волгодонского филиала
Ростовского юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
Л. Б. Прудникова,
старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала
Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Е. В. Кузнецова,
преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Волгодонского филиала
Ростовского юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
В данной статье рассматривается семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, предусмотренная в семейном праве РФ. Это связано с тем, что в последнее время сложилась непростая ситуация в области воспитания детей их родителями. Неосведомленность в данном вопросе приводит к отказу от своих несовершеннолетних детей, и заведомому нарушению прав и свобод ребенка.
Ключевые слова: семейный кодекс, воспитание, ответственность, родители, дети, семья, лишение прав.
V. P. Polunin - Head of the Department of the Fire and Physical Training of the Volgodonsk branch of the Rostov
Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
L. B. Prudnikova - Senior lecturer at the Department of Law Disciplines of the Volgodonsk branch of the Rostov
Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law, associate professor.
E. V. Kuznetsova - Lecturer at the Department of Fire and Physical Training of the Volgodonsk branch of the Rostov
Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
FAMILY-LEGAL RESPONSIBILITY OF PARENTS
This article deals with the family-legal responsibility of parents for non-fulfillment of their rights and obligations for the upbringing of underage children in the family law of the Russian Federation. This is due to the fact that in the last war there was not a simple situation in the field of raising children by their parents. Not being aware of this issue leads to the abandonment of their underage children, and the deliberately doomed rights and freedoms of the child.
Keyword: family code, education, responsibility, people, children, deprivation of rights.
Действующий на сегодняшний день Се- лении. Анализ современного национально-
мейный кодекс Российской Федерации от го семейного законодательства показывает,
29 декабря 1995 года (далее - СК РФ) отли- что его развитие, хотя и придерживается ус-
чается от своего предшественника, Кодекса тоявшейся тенденции к сохранению симбиоза
брака и семьи РСФСР 1969 года, увеличени- нравственного и правового в нормах, тем не
ем объема прав и обязанностей родителей в менее, упускает некоторые вопросы, напри-
сфере воспитании детей. Однако ранее состо- мер, касающиеся более четкого представле-
явшиеся количественные изменения на со- ния блока личных неимущественных прав ро-
временном этапе развития общества требуют дителей и детей на взаимное уважение их че-
качественных преобразований этих отноше- ловеческого достоинства.
ний с учетом того, что Российская Федера- Авторы данного исследования видят по-
ция активизировала свои усилия по восста- требность в расширении смыслового содер-
новлению традиционных семейных приори- жания морального аспекта родительских
тетов и ценностей, включившись в движение прав и обязанностей по воспитанию детей,
всего мирового сообщества в данном направ- что придает особое направление развитию
законодательной деятельности, правоприменительной и правоохранительной практике. Для специалистов очевидно, что правовое регулирование отношений по семейному воспитанию несовершеннолетних детей зависит от обстоятельств, которые прямо или косвенно влияют на условия жизни ребенка в семье, а значит, и качество его социализации вне ее. Именно семейные взаимоотношения играют очень важную роль в жизни несовершеннолетнего, становлении ребенка, формировании его внутреннего «Я», личности и его представления о семье в целом.
Сегодня актуален интерес к проблематике и изменениям, происходящим в экономической и социальной сфере российского государства, приводящим, зачастую, к проблеме качественной реализации норм семейного законодательства РФ в части регулирования родительских прав и обязанностей по воспитанию детей и ответственности за ненормативные отклонения от требований закона. В этой связи внимание теоретиков и практикующих специалистов в сфере семейного права и смежных с ним отраслей права должно акцентироваться на совершенствовании элементов правового статуса родителей, в том числе на особенностях их ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей, а также на разработку эффективных механизмов формирования у них такой модели поведения как «ответственное родительство». Это означает, что по-прежнему требуется комплексный научный подход в исследованиях прав и обязанностей родителей, учитывающий морально-нравственный, социально-экономический и другие аспекты.
Также тщательного изучения и правовой ревизии требуют вопросы, связанные с должной реализацией прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, проживающих отдельно от них, как и ответственность иных законных представителей, оставивших детей без опеки и попечительства.
Обозначенные проблемы также неизбежно затрагивают вопросы эффективности лишения родительских прав и их ограничения, как фактически единственные формы жесткой реакции государства на неправомерное поведение родителей в отношении несовершеннолетних детей. Явной особенностью таких репрессий в отношении родительских прав является то,
что они осуществляются не только в интересах ребенка, но и государства. Но очевиден и обратный эффект - фактическая легализация освобождения безответственных родителей от всего объема их обязанностей.
Представленные актуальные вопросы ставят, хотя и фрагментарно, в качестве цели данного исследования анализ взаимосвязи порядка осуществления родительских прав и исполнения ими своих обязанностей, исследование особенностей их ответственности, предусмотренной различными отраслями российского права (например, семейным и административным), а также вопросы эффективного взаимодействия различных органов власти и общества.
Говоря об ответственности в семейном праве, следует отметить ее публичные начала, то есть, она выражает, прежде всего, государственное осуждение правонарушителя. Семейное законодательство, регулируя вопросы ответственности родителей, исходит из первостепенного значения охраны прав и законных интересов ребенка и второстепенного значения исправления и наказания родителей. Однако нормы, предусматривающие ответственность родителей, не имеют комплексного выражения в самом семейном законодательстве и содержатся не только в семейном, но и административном и уголовном законодательстве. Кроме того, в самом СК РФ нет понятия семейно-правовой ответственности, хотя термин «ответственность» активно используется, что порождает споры о ее самостоятельности как таковой и необходимости отграничивать от понятия «ответственность в семейном праве» в целом.
Семейно-правовая ответственность рассматривается, как обязанность лица подвергаться лишению каких-либо прав и другим дополнительным неблагоприятным последствиям, вследствие его виновного противоправного поведения [1, с. 56]. Данный подход не совсем точно отражает сущность ответственности в семейной и правовой сферах, поскольку в данном случае в рамках ответственности приходится сочетать ее личный характер и потребность налагать обременения на имущественную сферу лица [2, с. 145]. Именно материализацию (монетизацию или овеществление) семейно-правовой ответственности, например, выражающуюся в расширении оснований для компенсации морального вреда
за семейные же правонарушения, авторы видят перспективным направлением развития
^ _ ______________ т»
норм семейно-правовой ответственности. В частности, вполне обоснованной представляется презумпция причинения морального вреда ребенку при лишении его родителей родительских прав, ограничении их прав, отмене усыновления, опеки (попечительства).
В теории семейного права устоялось мнение о том, что при наступлении семейно-пра-вовой ответственности происходит лишение субъективного семейного права, предоставленного родителю, по отношению к определенному несовершеннолетнему. В связи с чем возникает вопрос о существовании ответственности в форме исполнения под принуждением и только тогда, когда имеют место неблагоприятные последствия.
Не следует оставлять без внимания и тот факт, что ответственность в семейном праве имеет специфические характеристики, например, может применяться исключительно к членам семьи и лицам, приравниваемым к ним (опекунам, попечителям, приемным родителям, усыновителям). Люди, которые не связаны друг с другом существующими семейными правоотношениями, не могут быть привлечены к семейной юридической ответственности. Третьи лица, в случаях нарушения их семейных прав, как участники семейных отношений, несут перед ними не семейную юридическую, а гражданскую, административную или уголовную ответственность [3, с. 89].
Следует также упомянуть и такую особенность семейно-правовой ответственности, как необходимость установления в деянии лица наличия состава правонарушения, который от гражданско-правового деликта отличается противоправностью поведения и виной. Противоправность при этом означает нарушение норм, как объективного права, так и субъективного права участников семейных правоотношений. Ее можно выразить как при выполнении некоторых действий, так и в воздержании от действий (например, отказ родителей воспитывать своих детей) [4, с. 156]. А вина будет отражать отклонение от нормального в психическом отношении субъекта к своему деянию и (или) его последствиям.
Целью мер семейно-правовой ответственности является, во-первых, применение к правонарушителю определенной санкции, заключающейся в возложении на него до-
полнительных обременительных обязанностях, а во-вторых, в обеспечении защиты прав уполномоченного лица.
Лишение родительских прав выступает «высшей» мерой родительской ответственности, хотя и имеет двойственный характер, одновременно являясь как мерой ответственности (для родителя), так и мерой защиты (для ребенка). При этом эффективность этой меры вызывает сомнения, так как многие уклоняются от уплаты алиментов даже под угрозой привлечения к более радикальным видам ответственности (административной или уголовной), а реабилитация семейных отношений «родители-дети» не предусмотрена законом вообще. В итоге неблагоприятные последствия возникают, по сути, только в отношении детей, хотя и устраняется опасность для их жизни, здоровья, создаются предпосылки для надлежащего воспитания [5, с. 83].
Распространены на сегодняшний день случаи, когда родители, временно ограниченные в правах по отношению к своим несовершеннолетним детям, не предпринимают никаких мер по улучшению собственных жилищно-бытовых условий, трудоустройства, с тем, чтобы восстановить свои права, что негативно влияет на психологическое, эмоциональное, физическое состояние ребенка. Отсутствие положительного примера и заботы со стороны родителей порождает в детях обиду, ненависть, злость и отчуждение от общества. Порой законные представители, временно ограниченные в своих правах, не думают о состоянии души и переживаниях своего ребенка. Как показывает практика, в большинстве случаев, в такие семьи дети все же возвращаются. Микроклимат в семье стабилизируется, жизнь налаживается, родители всячески стараются не допускать прежних ошибок, и, наоборот, стремятся измениться в лучшую сторону, окружить ребенка заботой и вниманием, нежностью и любовью.
В качестве самостоятельной формы защиты прав и законных интересов ребенка семейное законодательство предусматривает ограничение родителей в родительских правах, что является фактическим изъятием ребенка из-под власти родителей без лишения их прав в отношении него. Обращает на себя внимание временный характер этой меры, когда несовершеннолетний на определенный срок помещается в специализированное учреждение.
Изучение правовой природы ограничения родительских прав показывает смысловой дуализм данного института, так как очевидно выполнение им функций не только принуждения, но и предупреждения. Ограничение родительских прав может служить мерой защиты интересов ребенка, а также мерой ответственности родителей в случае их виновного противоправного поведения [6, с. 265].
Вопрос о том, является ли изъятие ребенка из семьи по решению суда, независимо от лишения родительских прав, мерой предосторожности или нет, до сих пор обсуждается и остается открытым. Как показывает практика, обращение к данной мере не всегда отвечает интересам, как самого ребенка, так и родителей. Во-первых, семейно-правовой статус ребенка размывается, возникают сложности с последовательной защитой его прав, не говоря уже о его нравственных страданиях.
Временный характер ограничения родительских прав диктует и необходимость рассмотрения его с позиции важности стимулирования родителей к скорейшему исправлению своего поведения или обстоятельств, повлекших применение данной меры. Отрицательным стимулом выступает позиция СК РФ о незамедлительной подаче искового заявления о лишении родительских прав в случае, если родители (один из них) не меняют своего поведения. При этом вполне разумным и обоснованным представляется расширение перечня лиц, управомоченных подавать исковое заявление о лишении родительских прав за счет включения в него Уполномоченного по правам ребенка в РФ (на что, собственно, направлены и правовая природа, и сущность самого данного института). При условии, что обращение в суд их законных представителей невозможно, либо они уклоняются от выполнения обязанностей или злоупотребляют правами. Необходимо внесение соответствующих дополнений в ч. 1 ст. 70 СК РФ.
Положительные стимулы, к сожалению, в законе отсутствуют. Например, содействие службы занятости в трудоустройстве, обязательная на основании решения суда бесплатная семейная реабилитация в специализированных центрах, систематическое психологическое тестирование родителей и детей на предмет эффективности предпринимаемых мер, обязательное привлечение родителей к работам по уходу за детьми, находящимися в учреждениях для детей-сирот, детей, остав-
шихся без попечения родителей, нуждающихся в уходе.
Обозначенные меры обусловлены тем, что ограничение родительских прав является одним из шагов на пути не только к укреплению правовых гарантий защиты детей, оставшихся без попечения родителей, но и к сохранению семьи. Это хороший способ повлиять на родителей, которые после изъятия из семей детей не должны чувствовать себя свободными от всех родительских обязательств. Наоборот, им следует приложить максимум сил и усилий для скорейшего и безболезненного возвращения ребенка в семью.
Ограничение родительских прав - это наименее болезненный путь либо к улучшению связи «родители дети», либо к постепенному, но полному прекращению родительских правоотношений путем лишения родительских прав, как прав особой категории и предназначения со всеми вытекающими последствиями. Главное, чтобы не страдали жизнь ребенка, его психика и эмоциональный фон. Какими бы ни были родители, для детей они, несомненно, будут лучшими. Даже несмотря на то, что равнодушно относятся к их воспитанию, уделяют недостаточно времени для общения, употребляют спиртные напитки, либо вообще не принимают в жизни детей никакого участия из-за попустительского отношения. Есть семьи, в которых дети предоставлены самим себе, их не контролируют, о них не заботятся, они обделены вниманием и, по нашему мнению, именно в таких семьях детям угрожает опасность, что приводит к негативным, а порой трагическим последствиям. Ограничение родительских прав - достаточно редкая мера ответственности, и применяется только в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для его жизни и здоровья по обстоятельствам, не зависящим от родителей, а также когда не установлены достаточные для этого основания [7, с. 48].
Проведенное исследование современного состояния семейного законодательства РФ и практики его применения позволило сформировать обобщенное представление о целесообразных направлениях развития законодательства, касаемо семейно-правовой ответственности родителей за ненадлежащее исполнение ими возложенных на них законом ключевых обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям [8, с. 92].
1. С учетом того, что закон предоставляет родителям определенную свободу в содержании процесса воспитания своих детей, общество и государство могут столкнуться с отклонениями от желаемого результата. Для недопущения этого родителям и учреждениям, так или иначе вовлеченным в орбиту воспитания ребенка, не следует пренебрегать более тесным взаимодействием в части профессиональной помощи по воспитанию детей (дошкольные, школьные, дополнительного образования и т.п.). Подобные предложения довольно распространены не только в право-
^ ^ ____т»
вой, но и педагогической литературе. В связи с чем представляются допустимыми при содействии педагогического сообщества разработка и закрепление в имеющихся целевых Программах, Концепциях и Стратегиях, затрагивающих вопросы воспитания детей, наиболее важные направления развития личности ребенка (доброта, уважение, честность, трудолюбие, патриотизм и т.п.).
2. В вопросах воспитания несовершеннолетних детей следует уделять больше внимания уважению человеческого достоинства личности обеих сторон - родителей и детей, исходить из взаимности этого. Следовательно, надлежащее исполнение обязанности родителей уважать человеческое достоинство детей должно быть направлено на формирование у несовершеннолетних способности взаимно уважать человеческое достоинство своих родителей насколько это возможно и исходя из уровня развития ребенка.
3. Имеет право на обсуждение идея о внедрении в семейное законодательство таких мер, как: 1) возмещение вреда здоровью ребенка, в том числе при лишении родителей родительских прав, ограничении их прав, при отмене усыновления, опеки (попечительства); 2) приостановление права родителей на защиту и представительство ребенка на конкретный срок; 3) обязательное привлечение родителя к работам, связанным с уходом за детьми, находящимися в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в уходе.
4. Обращение законодателя в гл. 12 СК РФ по вопросам прав и обязанностей родителей не к каждому из них в отдельности, а к обоим одновременно (кроме ст. 66) свидетельствует о направленности данных норм на достижение наилучшего результата по развитию ребенка, что возможно только совместными
усилиями родителей. Из этого следует, что родительские права и обязанности являются не только равными, одноименными, но и взаимными по отношению друг к другу. При этом необходимо исходить из того, что взаимность прав и обязанностей в данном случае имеет «родительскую», а не «супружескую» природу, так как реализация имеет направленность их не столько друг на друга, сколько на ребенка. Данный тезис позволяет предложить дополнение статьи 61 СК РФ частью 3 следующего содержания: «Права и обязанности родителей, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка, направлены на наилучшее обеспечение его нравственного, духовного, физического и интеллектуального развития, а также построение отношений между родителями и детьми на основе духовности, нравственности, взаимного уважения и взаимопомощи в целях укрепления благополучия и благосостояния семьи, ее укрепления как основ полноценного развития детей» [9, с. 105].
6. Вопросы привлечения родителей к се-мейно-правовой ответственности должны быть направлены не только на репрессивное воздействие в отношении виновного их поведения, но и на реабилитацию таких отношений, как «родители-дети». В связи с этим, а также в виду отсутствия у суда, рассматривающего дело о лишении родительских прав, реальных возможностей по санации отношений родителей и их детей, уместно говорить о включении в СК РФ статьи 70.1 «О досудебном урегулировании спора о лишении родительских прав». Она закрепит обязанность органов опеки и попечительства по досудебному урегулированию спора либо согласованию применения медиативной процедуры, направленных на восстановление надлежащих условий воспитания и содержания детей со стороны родителей с вынесением мотивированного постановления о соответствии (несоответствии) интересам ребенка лишения его родителей их прав.
В завершение данного, хотя и фрагментарного, исследования необходимо отметить, что на родителей со стороны возлагается серьезная ответственность по воспитанию, содержанию, развитию и обучению детей. При этом родители и общество в целом должны исходить из того, что дети - это особая категория людей, нуждающаяся в усиленной защите и гарантиях своего статуса в силу объ-
ективной неспособности защищать себя самостоятельно. Соответственно, лица и организации, на которых возлагается основное бремя по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, должны с исключительной
Литература
1. Антокольская М. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп. М., 2013.
2. Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): дисс. докт. юрид. наук. М., 2004.
3. Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1988.
4. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и их ответственность за их нарушение. Томск, 1987.
5. Ерохина Е. В. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах. Практическое пособие. Система ГАРАНТ.
6. Воронова Е. Л. Система защиты прав несовершеннолетних в регионах Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3.
7. Крылова О. А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности // Современное право. 2009. № 8.
8. Рот Л. Г. Природа ответственности лиц, заменяющих родителей, в случае неисполнения ими обязательств // Российский юридический журнал. 2010. № 5.
9. Смирновская С. И. К вопросу об ответственности родителей по семейному законодательству России и Франции // Семейное и жилищное право. 2010. № 1.
мерой добросовестности и при тесном сотрудничестве подходить к реализации возложенных на них прав и исполнению своих обязанностей.
Bibliography
1. Antokolskaya M. Family law. M., 2013. URL: https://refdb.ru/look/2983074-pall.html.
2. Borisova N. E. Constitutional bases of protection of the rights and interests of minors (theory, practice, problems of improvement of the legislation): diss. doc. the faculty of law. sciences. M., 2004. URL: http://lawlibrary.ru/disser2015985.html.
3. Maleen N. S. Civil law and individual rights in the USSR. M., 1988. URL: http://lawlibrary.ru/ izdanie16820.html.
4. Kazantseva A. E. Responsibilities and rights of parents (persons substituting them) for the education of children and responsibility for their violation. Tomsk. 1987. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/010013 62709Smirnovskaya S. I. On the issue of parental responsibility under the family law of Russia and France // Family and housing law. 2010. № 1. URL: http:// www.center-bereg.ru/d765.html.
5. Erokhina E. V. Deprivation of parental rights and restoration of parental rights. Practical guide. GARANT System. URL: http://www.studmed.ru/ view/erohina-ev-lishenie-roditelskih-prav-i vossta-novlenie-v-roditelskih-pravah_1134fc 881 b6.html Mouth L. G. the nature of the liability of surrogate parents, in case of default of their obligations // the Russian legal magazine. 2010. № 5. URL: http:// www.center-bereg.ru/d683 .html.
6. Voronova E. L. The system of protection of the rights of minors in the regions of the Russian Federation: problems, trends, prospects // Issues of juvenile justice. 2006. № 3. URL: http://oTpacnH-npaBa.p^/article/15294.
7. Krylova O. A. failure to fulfill the duties on the maintenance and education of minor children as a basis for the application of legal responsibility measures to parents // Modern law. 2009. № 8. URL: http://lawlibrary.ru/article2111728.html.
8. Rot L. G. the nature of the liability of surrogate parents, in case of default of their obligations // the Russian legal magazine. 2010. № 5. URL: http:// www.center-bereg.ru/d683 .html.
9. Smirnovskaya S. I. On the issue of parental responsibility under the family law of Russia and France // Family and housing law. 2010. № 1.