1. Поддержка деятельности профильных классов как естественнонаучных, так и физико-математических направленностей.
2. Деятельность по привлечению выпускников общеобразовательных организаций, то есть абитуриентов, а также организация профориентационной работы со школьниками.
3. Агитация школьников к участию в олимпиадах и конкурсах.
4. Организация и проведение различных практических мероприятий для школьников, например, учебных семинаров, конкурсов, Олимпиад.
Если произвести анализ о проведённых мероприятиях на площадке «Кваториума» в 2021 году, то в сетевом формате проводились курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Генетические технологии в проектно-исследовательской деятельности по биологии», в котором приняли участие педагоги различных образовательных организаций. Также были проведены профориентационные мероприятия для обучающихся общеобразовательных школ, а также для учеников психолого-педагогических классов Нижегородской области. На территории «Кванториума» был организован образовательный процесс непосредственно для самих студентов университета.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что введение такой образовательной площадки, как Педагогический технопарк «Кванториум» является значительным шагом в развитии страны. Необходимость создания данного образовательного пространства обусловлена тем, что:
- учитель постоянно развивающегося информационного-цифрового общества должен владеть навыками передачи знаний с помощью цифровых технологий;
- педагог должен сформировать у каждого обучающегося школы конкурентоспособность, уметь решать задачи государства в области образования, осознавать и признавать ценности образования современной России;
- педагоги должны владеть современными методиками и подходами, а также учебными инструментами в учебном процессе, с помощью которых будет обеспечен рост и удержание на высоком уровне качества общего образования.
Выводы. Изучив общие сведения, цель, задачи и функции Педагогического технопарка «Кванториума», можно отметить ожидаемые эффекты и результаты от инновационной образовательной площадки.
Во-первых, такая организация обеспечит систему образования высококвалифицированными кадрами и также позволит повысить квалификацию педагогических работников.
Во-вторых, данная образовательная среда - значительный шаг в развитии материально-технической базы педагогического университета.
В-третьих, наличие площадки с современным высокотехнологичным оборудованием способствует росту конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг.
В-четвертых, возможность проведения обучения школьников и студентов колледжа в Кванториуме повышает качество знаний абитуриентов, поступающих в педагогический вуз, а также развивает их интерес к педагогической деятельности, тем самым создавая формируя положительный имидж профессии педагога.
Литература:
1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.
2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.
3. Петров, ЮН. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.
5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.
6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.
7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.
8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.
9. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).
10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ЭТНОДИЗАЙН. МАСТЕР-КЛАССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. Целью статьи является изучение особенностей построения и проведения мастер-классов по этнодизайну. В статье обосновывается роль этнодизайна в профессиональной подготовке будущих дизайнеров. Автором предложен краткий обзор представлений российских и зарубежных исследователей о сущности и структуре современного этнодизайна. В статье определено, что изучение этнодизайна опирается на конкретные методы, в том числе мастер-классы. Автор рассматривает мастер-класс как самостоятельную практическую работу будущих дизайнеров или ее начало, к характерным
особенностям которых относятся глубокая связь теории с практикой, активное взаимодействие участников мероприятия, высокая наглядность и доступность, проявление творчества, инициативности. В статье автором выделены характерные особенности проведения мастер-классов дизайнерами, определены их основные этапы: подготовительно-организационный, презентационный, моделирующий, рефлексивно-оценочный. В статье детализируются содержание и задачи мастер-классов по этнодизайну.
Ключевые слова: мастер-классы, этнодизайн, профессиональная подготовка будущих дизайнеров.
Annotation. The purpose of the article is to study the features of building and conducting master classes on ethnodesign. The article substantiates the role of ethnodesign in the professional training of future designers. The author offers a brief overview of the ideas of Russian and foreign researchers about the essence and structure of modern ethnodesign. The article determines that the study of ethnodesign is based on specific methods, including master classes. The author considers the master class as an independent practical work of future designers or its beginning, the characteristic features of which include a deep connection between theory and practice, active interaction of the participants of the event, high visibility and accessibility, manifestation of creativity, initiative. In the article, the author highlights the characteristic features of conducting master classes by designers, defines their main stages: preparatory-organizational, presentation, modeling, reflexive-evaluative. The article details the content and tasks of the master classes on ethnodesign.
Key words: master classes, ethno design, professional training of future designers.
Введение. Профессия дизайнера уже давно стала одной из наиболее престижных и востребованных в обществе. Поскольку для укрепления рыночных отношений требуется значительное количество профессионально подготовленных специалистов-дизайнеров, которые способны предложить для отечественной промышленности конкурентоспособные идеи и проекты. Что в свою очередь ведет к пристальному вниманию к проблемам и дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки будущих дизайнеров, включая вопросы по ее структуре, содержанию, учебно-методическому обеспечению.
Профессия дизайнера обладает определенной спецификой, которая отличает ее среди инженерных и художественных профессий и позволяет балансировать на грани материальной и духовной деятельности. Именно поэтому, профессиональные компетенции будущих дизайнеров включают знания как в области различных видов искусств, так и в сфере инноваций функционально-технологических процессов, конструкций и материалов, а также опыт реализации художественного замысла в практической и научно-исследовательской деятельности.
В профессиональной подготовке будущих дизайнеров отдельную позицию занимает этнодизайн. Поскольку на сегодняшний момент все большее распространение приобретают изделия, в основу которых легли древние архаические образцы народного творчества. К слову сказать, кутюрье еще в начале XX века стали активно внедрять народные элементы в современную одежду (крой, орнамент и т.д.). Но использование этнокультурных мотивов, помимо модных тенденций, имеют более глубинные причины. Этнокультурные образы сегодня являются носителями не только национального своеобразия (рекламно-информационное сопровождение туристического бизнеса, оформление национальных культурно-массовых мероприятий; создание имиджа для представления России на международной арене (выставочные, спортивные, экономические, политические, культурные мероприятия), но и экологической безопасности, в том числе, и для продуктов питания, а также гарантии качества и надежности выпускаемого товара [5].
По нашему мнению, становление этнодизайна как новой полифункциональной области гуманитарной теории и практики требует передачи молодым художникам знаний и навыков, выработанных целыми поколениями народных мастеров, квалифицированной подготовки их в учебных заведениях с применением новейших образовательно-воспитательных методик и технологий, среди которых особое внимание в личностном и профессиональном совершенствовании молодых дизайнеров уделяется такой методической форме как мастер-класс.
Изложение основного материала статьи. Хотя «этнодизайн» относительно новое понятие, мы можем сказать, что этнодизайн как явление существовал всегда, ведь творческая деятельность народных мастеров и профессиональных художников имеет в себе национальные черты. Сегодня этнодизайн определяется как дизайн-продукт, который выполняется на основе стилизации этнокультурных мотивов. Возможность получения данного продукта гарантируется наличием у проектировщика достаточного объема знаний о традиционной культуре, приобретенных профессиональных навыков, специального образования, творческого потенциала, технического оснащения, позволяющего вести работу как по идентификации исторических артефактов в их социокультурном контексте, так и по созданию нового визуального образа, при этом дизайнер в полной мере должен осознавать свою социальную ответственность перед обществом [5].
За рубежом идеи этнодизайна весьма популярны в среде профессионалов. Так, в своей работе «Этнодизайн: диалог между ремеслом и современным дизайном» (университет Лаваля, Квебек, Канада) Ж.-Э. Бэлье постарался доказать многозначность концепции этнодизайна. Автор предложил посмотреть на этнодизайна с пяти позиций. Прежде всего, наличие и значение связей между прошлым и настоящим; определение соотношения между ремеслом и дизайном; выявление доли значимости ручной работы; условия обеспечения устойчивого развития, а также вклад в развитие индустрий. Эти позиции нельзя рассматривать как изолированные, самостоятельные единицы, дизайн и ремесло находятся относительно друг друга в непрерывном возвратно-поступательном движении [6]. Говоря по-другому, этничное ищет новые пути реализации и обновления через дизайн. В короткий срок процессы, связанные с товаризацией и сувениризацией этничности, набрали серьезные обороты, а это напрямую связано с этнодизайном. На сегодняшний день мы наблюдаем рост разнообразных «этноиндустрий»: этнотуризм, этнопарки, этнодеревни, этнотеатры, этнорестораны, этномода.
В статье мы остановимся более подробно на таком направлении как этномода. Дизайнеры сегодня возвращаются к истинным ценностям, черпая вдохновение в народных традициях. Мы можем смело утверждать, что народный костюм остается главным источником вдохновения для современных кутюрье, поскольку национальный костюм эстетичен, функционален, целесообразен, индивидуален, отличается рациональностью кроя и исполнения. Наиболее полно народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания начали использовать дизайнерами с середины ХХ века. Со временем использование элементов народного костюма в современной одежде сложилось в стиль этно.
Этнодизайн, как направление научной и проектно-практической деятельности, опирается на конкретные методы. Значительная роль в изучении и пропаганде этнодизайна, изучению ее сокровищ принадлежит проблемным группам, научным кружкам, мастер-классам.
Мастер-класс мы рассматриваем как самостоятельную практическую работу будущих дизайнеров или ее начало. К характерным особенностям мастер-классов, в первую очередь, относится глубокая связь теории с практикой, активное взаимодействие участников мероприятия, высокая наглядность и доступность, проявление творчества, инициативности и т.д.
Считаем, что мастер-класс как форма обучения этнодизайну должен достичь следующих задач: передача мастером своего опыта путем прямого комментируемого показа последовательности действий, методов, приемов и форм
дизайнерской деятельности; общей отработки методических подходов мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса (слушателями); оказание помощи участникам в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
На основе определенных подходов к организации и проведению мастер-класса с целью обмена профессиональным опытом можно сделать вывод, что результативность данного мероприятия будет зависеть от создания активной среды во время мероприятия; эффективной организации и управления процессом мастером (человеком, ведущим мастер-класс); рефлексивных процессов усвоения инновационных и традиционных этно-технологий; отдельных приемов и способов дизайнерской деятельности.
Не менее важным фактором, обеспечивающим эффективную организацию и проведение мастер-класса, является научно-методическое сопровождение, в которое входят: информация о видах и содержании этно-деятельности; разработка алгоритмов по выполнению отдельных технологических приемов и способов действий; разработка критериев оценки результатов проведения мастер-классов; обеспечение современными материалами для изготовления дизайнерского продукта.
Процесс обмена профессиональным опытом дизайнера в процессе проведения мастер-класса состоит из следующих этапов: подготовительно-организационного, презентационного, моделирующего, рефлексивно-оценочного.
Подготовительно-организационный этап предусматривает разработку авторской технологии, выделение этно-идеи, разработку задач для решения поставленной проблемы, выбор средств для реализации поставленной цели.
В процессе презентационного этапа происходит знакомство с заявленной дизайн-технологией мастера, достижениями, структурой и содержанием его системы, авторскими разработками по выделенной проблеме. С позиции мастера данный этап является основным, так как он предполагает обоснование основных идей инноваций, результатов опыта работы, динамику развития, демонстрацию конкретных дизайнерских приемов.
Следующим этапом мастер-класса является моделирование участниками мероприятия структуры и содержания личностного проекта на основе предложенной идеи. В ходе обмена мнениями участники мероприятия могут как поддержать, так и отклонить предложенную ими идею. В процессе дискуссии создаются условия для анализа, уточнения, корректировки и формулировки общей проблемы мастер-класса.
Рефлексия является обязательным этапом мастер-класса, как для самого мастера, так и для всех участников. Благодаря проведению дискуссий по результатам выполненных действий мастером, осуществляется самоанализ и самооценка личной проектной деятельности специалистами, выстраивается ее реалистическая основа, осознается своя индивидуальность, обеспечивается корректировка результатов работы в соответствии с поставленными целями.
В своей практике при построении мастер-классов мы исходим из постулата, что народный костюм является не только ярким самобытным элементом культуры, но, прежде всего, синтезом различных видов декоративного творчества.
Мастер-классу предшествует серьезная подготовительная работа: посещение музея, изучение литературных источников и т.д., поскольку для создания образца по народным мотивам, от студента требуется тщательное изучение первоисточника, включая исследование структуры ткани, вышивки, особенности колорита, традиционные принципы расположения вышивки и т.д.
Участники мастер-классов по декоративно-прикладному искусству костюма первоначально изучают простые и непродолжительные по регламенту проведения технологии (например, счетные вышивки - мережки, методики валяния и т.д.), а затем осваивают более сложные имитационные и другие виды техники. При этом в качестве ведущего мастер-класса могут выступать: приглашенный практикующий этно-художник или преподаватель образовательной организации; студент (студент ведет мастер-класс для своих же однокашников или студент-дизайнер проводит мастер-класс для обучающихся творческих объединений). Преподаватель самостоятельно выстраивает свою деятельность на мастер-классе, студент же согласовывает свою деятельность с преподавателем. Студенты работают по примерной схеме проведения мастер-класса, включающей описание каждого этапа: продолжительность мастер-класса составляет 0,5-1 ч.; составляется перечень оборудования и материалов; выполняется технологическая схема изготовления этно-продукта; изготавливается образец; выполняется презентация мастер-класса и его видеозапись [1, 2].
Преподаватель подробно инструктирует студентов по вопросу особенностей организации деятельности мастера. Прежде всего уточняется специфика деятельности мастера, которая заключается не в объяснении материала, а в предъявлении задач, ориентирующих участников мастер-класса на самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний и умений по созданию этно-продукта. Мастер не задает вопросы и сам не торопится отвечать на них, старается создать доброжелательную атмосферу, исключив оценочные суждения и выставление оценок. Сотворчество мастера и слушателя осуществляется посредством организации диалога, в котором каждый имеет право на собственные суждения.
Выбор формы проведения мастер-класса зависит от профессионально опыта мастера. Основными формами, которые способствуют более эффективной и продуктивной работе, являются: лекция-беседа с применением компьютерной презентации; проведение практических занятий с использованием дидактического материала, предложенного преподавателем; выставка творческих наработок с комментарием инноватора; организация познавательной дискуссии; решение проблемных ситуаций или творческих задач в процессе игры; проведение семинара-тренинга. Форма проведения мастер-класса выбирается студентом совместно с преподавателем, при этом учитывается общий объём материала, который необходимо представить, количество людей на мастер-классе, личностные характеристики мастера.
Результативность проведения мастер-классов проверяется с помощью критериев, к которым можно отнести: презентативность; уровень представления идеи; актуальность в образовательной практике; эксклюзивность; масштаб и уровень реализации идеи; оптимальность - достаточность и рациональность предложенных средств, форм и методов; связь с целью и результатом проведения мастер-класса; эффективность - предсказание путей и результатов профессионального развития для каждого участника мероприятия; технологичность - проведение мастер-класса по алгоритму действий [2].
Выводы. Таким образом, проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих дизайнеров посредством введения в образовательный процесс мастер-классов по этнодизайну видится весьма перспективной. Этно-проектная деятельность на мастер-классах способствует формированию бережного отношения к традиционному народному искусству; осознанию собственной причастности к художественным традициям своего народа, формированию навыков, приемов работы с различными материалами и репродуктивной интерпретации мотивов и сюжетов; развитию творческих умений и способностей; стимулированию творческой активности и устойчивого интереса к художественно-этнической культуре.
Литература:
1. Бахлова, Н.А. Формирование фонда оценочных средств по дисциплине "История костюма и кроя" / Н.А. Бахлова, И.А. Львова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 28-32.
2. Иванов, Н.А. Орнамент в западноевропейской теории дизайна XIX - XXI вв: канд. иск. наук: 17.00.06 / Иванов Николай Александрович. - СПб, 2010. - 25 с.
3. Львова, И.А. Внедрение мастер-классов в процесс обучения дизайну/ И.А. Львова, Н.С. Львова // Дизайн-образование XXI век: Материалы заочной международной научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 43-48.
4. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. / В.Ф. Рунге. -М.: Архитектура-С, 2006. - 368 с.
5. Черных, Д.Г. Русский графический дизайн в XX - XXI веке. / Д.Г. Черных // «Архитектон». Периодическое издание ФГБОУ ВПО Уральская архитектурно-художественная академия. - Челябинск. - 2014. - № 1(45). - С. 203-210
6. Beaulieu J.-E. L'ethnodesign: un dialogue entre l'artisanatet le design contemporain / J.-E. Beaulieu. - Quebec City, 2012.
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат социологических наук, доцент Бацына Яна Валерьевна
Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна
Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна
Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ АНГЛИЙСКОМУ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
ОТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА
Аннотация. Статья посвящена анализу необходимости функционально-направленного обучения английскому языку будущих сотрудников гостиничного дела. Приводятся обоснования использования метода предметно-языкового интегрированного обучения как наиболее эффективного для формирования профессиональных компетенций студентов. Отмечается значимость овладения студентами концептами культуры иностранного социума, в том числе коммуникативно-поведенческими навыками и умениями. Для достижения данной цели предлагается методика функционально-направленного обучения иностранному языку. В этой связи особое значение необходимо уделить отбору содержания обучения и организации процесса обучения. Предлагается привлечение преподавателей дисциплин профессионального цикла в качестве консультантов на этапе подготовки профессионально-ориентированных заданий и подбора форм учебной работы. На продвинутом этапе обучения целесообразно использование интеграции с предметами профессионального цикла. Выделены приоритетные компоненты курса английского языка для специалистов гостиничной сферы. Описываются тематика и особенности обучения диалогической речи студентов данной специальности, использование учебно-ролевых игр. Предложены примеры работы со специализированными аудио- и видеозаписями для формирования совершенствования навыка аудирования. Отмечена роль умения специалиста работать с различными типами стандартных англоязычных документов. Еще одним необходимым компонентом курса обучения является английский для предоставления культурно-географической информации гостям отеля. Для использования в процессе обучения предложен ряд профессиональных сайтов. Используемые материалы требуют обязательной предварительной проработки и адаптации преподавателем. При этом следует сохранять специфику делового английского для гостиничного дела. Данная статья будет интересна как специалистам в области гостиничного дела, стремящимся увеличить свою эффективность на рынке гостиничных услуг, так и преподавателям, работающим со студентами данного направления обучения.
Ключевые слова: гостиничный бизнес; функциональный английский язык; персонал отеля; метод предметно-языкового интегрированного обучения; межпредметная интеграция; профессионально-ориентированная учебно-речевая ситуация; учебно-ролевая игра; деловая игра.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the need for functional-oriented teaching of the English language for future employees of the hotel business. The use of the method of subject-language integrated teaching as the most effective for the formation of professional competencies of students is proved. The importance of mastering the concepts of a foreign society culture, including communication and behavioral skills and abilities, is noted. To achieve this goal, a method of functionally oriented foreign language teaching is proposed. In this regard, special attention should be paid to the selection of the training content and the organization of the learning process. It is proposed to involve teachers of professional cycle disciplines as consultants at the stage of preparing professionally oriented tasks and selecting forms of educational work. At an advanced stage of education, it is advisable to use integration with professional cycle subjects. The priority components of the English language course for specialists in the hotel industry are highlighted. The topics and features of teaching dialogical speech, the use of educational role-playing games are described. Examples of working with specialized audio and video recordings for the improvement in listening skills are proposed. The role of the specialist's ability to work with various types of standard English-language documents is noted. Another necessary component of the course of study is English to provide cultural and geographical information to hotel guests. A number of professional sites are offered for use in the learning process. The materials used require preliminary study and adaptation by the teacher. At the same time, the specifics of business English for the hotel business should be preserved. This article will be of interest both to specialists in the field of hotel business, seeking to increase their effectiveness in the hotel services market, and to teachers working with students in this area of study.
Квy words: hotel business; functional English; hotel staff; method of subject-language integrated learning; interdisciplinary integration; professionally oriented educational speech situation; educational role-playing game; business game.
Введение. Для динамично развивающейся в нашей стране отельной индустрии одной из значимых проблем является проблема подготовки квалифицированных кадров. Зачастую выпускники учебных заведений, готовящих кадры для индустрии, могут обладать фундаментальной базой теоретических знаний и дисциплин, но при этом работодатели отмечают серьезные пробелы в их умениях воспользоваться теоретическими знаниями на практике, в умении применить современные технологические решения для профессионального пользования, а также недостаточный уровень языковой подготовки, в частности уровень разговорного языка. Гостиничный бизнес - это та сфера деятельности, где знание иностранного языка для персонала является обязательным. Ведь сотрудники постоянно общаются с гостями, приехавшими со всего мира. В этих ситуациях английский играет важную роль связующего звена. Постоянно общаясь с зарубежными гостями, сотрудники