Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Чеботаева Ольга Алексеевна

В статье отмечается, что интеграция в различных ее проявлениях становится важнейшим логическим основанием для построения содержания профессиональной подготовки и формирования профессиональных компетенций будущего специалиста - дизайнера. Авторами были определены основные подходы междисциплинарной интеграции содержания образования по направлению подготовки 54.03.01. Дизайн профиль Дизайн костюма. Особое внимание в статье уделяется вопросу определения особенностей содержания дисциплин «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Современный костюм», «Макетирование» при построении процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Чеботаева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATIONAL DISCIPLINES AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR BUILDING THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE DESIGNERS

The article notes that integration in its various manifestations becomes the most important logical basis for the construction of the content of professional training and the formation of professional competencies of the future specialist-designer. The authors identified the main approaches to interdisciplinary integration of the content of education in the field of training 54.03.01. Design profile Costume design. Special attention is paid to the issue of determining the content features of the disciplines "Design", "Fundamentals of Production skills", "Modern costume", "Layout Design" when building the process of forming professional competencies of design students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

обеспеченный основами фундаментальных наук, которые традиционно преподают в отечественной школе, сколько умение осваиваться в постоянно меняющихся условиях.

Выводы. Необходимость формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста обусловлена переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки младшего школьника к жизни, правильной, грамотной и ценностно-обусловленной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики, определенной ФГОС НОО [7].

Литература:

1. Барашкина, С.Б., Зимина, С.С., Орлова, Ю.А., Юскаева, А.К. Особенности организации предметного пространства образовательной организации в процессе решения исследовательских задач младшими школьниками // Сборник статей XIV всероссийской научнопрактической конференции «Артемовские чтения»: Пенза, 2018г. - С. 267-270.

2. Барашкина С.Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир». В сборнике: Гносеологические основы образования. Международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения С.П. Баранова: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2017. - С. 14-17

3. Землянская Е.Н. Курс экономики для начальной школы. М.: Вита Пресс-2007. 184 с.

4. Попова, Н.Е. Экономическое воспитание человека начала XXI в. / Н.Е. Попова, О. С. Кавардакова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5. - С. 174-176.

5. Юскаева, А.К. Особенности формирования представлений младших школьников об экономических профессиях во внеурочной деятельности. // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики»: Стерлитамака, 2018. -С. 179-182

6. Юскаева, А.К. Развитие познавательных умений младших школьников в процессе использования цифровых образовательных ресурсов в курсе «Окружающий мир» // Материалы Всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции: ГГТУ, 2018. - С. 141-144.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 №1241, от 22.09.11 №2357 - URL http:/www/ug/ru/new_dtadarts/3 (дата обращения: 12.01.2019)

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); старший преподаватель Чеботаева Ольга Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ

ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье отмечается, что интеграция в различных ее проявлениях становится важнейшим логическим основанием для построения содержания профессиональной подготовки и формирования профессиональных компетенций будущего специалиста - дизайнера. Авторами были определены основные подходы междисциплинарной интеграции содержания образования по направлению подготовки 54.03.01. Дизайн профиль Дизайн костюма. Особое внимание в статье уделяется вопросу определения особенностей содержания дисциплин «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Современный костюм», «Макетирование» при построении процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: профессиональные компетенции студентов, интеграция, междисциплинарные связи, междисциплинарная интеграция.

Annotation. The article notes that integration in its various manifestations becomes the most important logical basis for the construction of the content of professional training and the formation of professional competencies of the future specialist-designer. The authors identified the main approaches to interdisciplinary integration of the content of education in the field of training 54.03.01. Design profile Costume design. Special attention is paid to the issue of determining the content features of the disciplines "Design", "Fundamentals of Production skills", "Modern costume", "Layout Design" when building the process of forming professional competencies of design students.

Keywords: professional competence, integration, interdisciplinary connections, interdisciplinary integration.

Введение. Для эффективного функционирования образовательной системы, способной выпускать современных конкурентоспособных специалистов, требуется соблюдение ряда педагогических условий, наиболее значимое из которых, мы определяем, как интеграцию учебных дисциплин внутри образовательного процесса вуза. Это связано, в первую очередь, с тем, что профессиональные компетенции, которые заложены в основе требований ФГОС ВО, определяются как совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств [6, с. 26]. А процессы их формирования строятся на основе не только последовательного, но параллельно - последовательного изучения дисциплин внутри образовательной программы.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день имеется достаточное количество определений «интеграция», но нас, прежде всего, интересует педагогический аспект данного понятия, который, в частности, нашел отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Л.В. Дубицкой, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, И.П. Яковлева и др. Так в работах И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой были определены условия успешного протекания интеграционных процессов, которые они определяют как совокупность трех

основных композитов структуры содержания каждой учебной дисциплины: система знаний, система умений, система отношений [2].

Анализ научно-педагогической литературы позволил нам говорить о достаточном разнообразии классификаций интеграции в образовании, включая интеграцию научных подходов, практик и технологий образования; интеграцию теоретических исследований и практической деятельности; интеграцию внутри системы непрерывного образования (дошкольное, общее, высшее, послевузовское, и т.д.); интеграцию дисциплинарного содержания образования; интеграцию участников образовательного процесса (преподаватели, студенты и работодатели).

Согласно Ю.С. Тюнникову, признаками интеграции можно назвать: взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов; качественные и количественные преобразования взаимодействующих элементов; наличие своей логико-содержательной основы и структуры; обязательное наличие педагогической целесообразности и относительной самостоятельности [4].

В рамках нашей статьи мы ограничимся раскрытием особенностей интеграции дисциплинарного содержания образования по направлению подготовки 54.03.01. Дизайн профиль Дизайн костюма. Данный профиль можно охарактеризовать как творческую прикладную область, в которой дизайнерские образы применяются не только как вид искусства, но и как объект технологической обработки. При создании коллекции костюмов студент демонстрирует технологические и технические знания, полученные в процессе обучения, включая способности учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов (их формообразующие свойства); приемы составления спецификаций к дизайн - проекту, с основными экономическими расчетами для реализации дизайн - проекта; способность применять современные технологии, выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале; способность разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии ее изготовления: выполнять технические чертежи, разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта. Именно эти компетенции необходимо развивать у будущих дизайнеров одежды.

В качестве основы построения интеграции между дисциплинами выступает теория межпредметных (междисциплинарных) связей, вопросы которой рассматриваются с различных позиций. Так A.B. Усова в исследованиях трактует межпредметные связи как дидактические условия, направленные на повышение научного уровня знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления и творческих способностей, оптимизации учебного процесса [5].

У И.Д. Зверева межпредметные связи раскрываются благодаря принципу системности, в этом случае межпредметные связи стоит устанавливать согласно взаимной сбалансированности содержания образования по различным учебным дисциплинам, отбору материалов, определенным общим целям образования, а также оптимальному учету познавательных задач, в которых учитывается специфика каждой учебной дисциплины [2].

В.Н. Максимова [3], А.В. Усова предложили следующие условия интеграции дисциплин: объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими; интегрированные учебные дисциплины должны строиться на общих теоретических концепциях и общих закономерностях, использую при этом одинаковые методы исследования [5].

При построении междисциплинарной интеграции требуется учитывать три системных композита, а именно: информационная структура учебной дисциплины; морфологическая структура учебно-профессиональной деятельности; организационно-методические элементы процесса обучения и оценивания.

Содержательный аспект междисциплинарной интеграции включает согласованное изучение одних и тех же тем в различных дисциплинах; выявление возможности изучения отдельных вопросов, предусмотренных программами различных дисциплин, в одной дисциплине; использование единых подходов для объяснения вопросов и обязательное выполнение ссылок на ранее изученный материал в других дисциплинах [1].

Организационно-методический аспект междисциплинарной интеграции позволяет использовать единые технологии, методы и средства для «родственных» дисциплин.

Процессуальный аспект междисциплинарной интеграции определяется как построение единого плана деятельности; выделение структурных компонентов формируемой деятельности и их перенос в другую дисциплину; применение единых приемов и методов к различным задачам учебных дисциплин.

Для осуществления междисциплинарной интеграции нами был предпринят анализ учебно-методического обеспечения по дисциплинам направления подготовки 54.03.0l. Дизайн профиль Дизайн костюма. В качестве стержневых дисциплин, выступающим своеобразным центром интеграции предметных областей обучения, были выбраны дисциплины: «Конструирование в дизайне костюма», «Основы производственного мастерства в дизайне костюма», «Современный костюм», «Макетирование в дизайне костюма», а также учебная и производственные практики. Выбор дисциплин был закономерен, для пояснения нашей позиции требуется небольшая ремарка. Дело в том, что современный компетентный дизайнер одежды должен быть подготовлен как в проектно-художественном направлении (рисунок, живопись, композиция и т.д.), так и в конструкторско-технологическом. Профессиональные компетенции дизайнера одежды включают знания и умения конструирования, моделирования и изготовления швейных изделий. Данные дисциплины обеспечивают единство целей и задач обучения студентов, определяя профессиональное соответствие выпускников образовательной программе Дизайн профиль Дизайн костюма по конструкторско-технологическому направлению. Все эти дисциплины выделены в единые модули, что дает возможность использовать единую теоретическую и практическую основу обучения.

Разберем на двух небольших примерах содержательный аспект междисциплинарной интеграции, которая, как уже отмечалось выше, понимается как скоординированное изучение одних и тех же тем в различных дисциплинах и т.д.

Так, подготовка студентов по профилю Дизайн костюма, начинается с учебной практики на 1 курсе обучения. Это специфический курс пропедевтики заданного профиля позволяет подготовить студентов к изучению таких дисциплин как «Конструирование в дизайне костюма» и «Основы производственного мастерства». Так, в разделе учебной практики «Ассортимент швейных изделий» изучаются все виды ассортимента одежды, ее функции, свойства, классификации. Студенты учатся выполнять технические эскизы по заданному ассортименту одежды. Кроме этого, на учебной практике изучают различные приемы обработки швейных изделий: выполняют ручные и машинные швы, изучают процессы влажно-тепловой обработки. На заключительном этапе практики студентам предлагается выполнить минипроект, который

представляет собой разработку и изготовление фартука-трансформера (швейное изделие, позволяющее продемонстрировать различные технологии, изученные за время практики). Все темы и задания практики тесно связаны между собой и собраны в единый модуль. Учебная практика, построенная по такому принципу, позволяет вывести студентов на следующий уровень обучения.

Таблица 1

Фрагмент междисциплинарной интеграции по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн профиль

Дизайн костюма

Дисциплины Основы производственного мастерства Учебная практика Конструирование в дизайне костюма

Разделы и темы дисциплин Введение в технологию обработки одежды. Ассортимент одежды. Классификации современной одежды. Выполнение технических эскизов на каждый вид изделия. Ознакомление с конструктивными линиями в одежде.

Технологическая последовательность обработки фартука -трансформера, изучение и практическое выполнение обработки деталей. (клапаны, погоны, хлястики, паты, пояса, шлевки). Разработка и пошив фартука -трансформера. Выполнение технических эскизов на тему «фартук». Выполнение чертежа фартука.

Ручные и машинные швы. Способы соединения одежды. Клеевые и сварные соединения деталей. Ручные и машинные швы. Выполнение технических эскизов ручных и машинных швов.

В качестве следующего примера можно рассмотреть раздел «Материаловедение» дисциплины «Основы производственного мастерства». Дисциплина «Основы производственного мастерства» ориентирована на освоение процесса изготовления швейных изделий на производстве и предполагает наличие междисциплинарных связей с дисциплинами «Конструирование» и «Макетирование», что обеспечивает в дальнейшем создание изделий по собственным проектам. Раздел «Материаловедение» включает темы, раскрывающие классификацию и основные свойства текстильных волокон и нитей, процессы изготовления и отделки тканей, виды ткацких переплетений, основные свойства тканей и т.д.

Таблица 2

Фрагмент междисциплинарной интеграции по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн профиль

Дизайн костюма

Дисциплины «Конструирование в дизайне костюма» «Основы производственного мастерства» «Макетирование в дизайне костюма»

Разделы и темы дисциплин Эскизное проектирование в дизайне костюма. Этапы проектирования: поисковый; исследовательский; эскизный; технический; демонстрационный. Разработка и выполнение эскизного проекта по выбранному дизайнеру. Разработка конструкторско-технологической документации на изделие. Макетирование. Нахождение новых форм с учетом свойств материалов.

Технические эскизы и зарисовки. Натуральные и синтетические волокна. Производство ткани. Ассортимент тканей. Свойства материалов.

Процесс создания новой модели швейного изделия неразрывно связан с таким процессом как конструирование, основной задачей которого является разработка чертежей конструкции одежды. Для построение чертежей необходима характеристика тела человека, определяемая размерными признаками (ряд отдельных измерений). Любая новая конструкция нуждается в проверке на макете, который следует выполнять не только со знанием особенностей технологической последовательности обработки деталей макета, но и свойств ткани («Основы производственного мастерства»). На следующем этапе разработки новых моделей швейных изделий изучаются альтернативные методы построения конструкций, среди которых метод наколки, или муляжный метод, применяемый при изучении учебной дисциплины «Макетирование в дизайне костюма». Практические занятия по макетированию дают студентам воплотить свои художественные эскизы и замыслы в реальный проект. В процессе макетирования появляется новый образ с необычными формами, что придает изделию неповторимый художественный образ. Одна из целей метода наколки является использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы. Выявляя пластические свойства ткани при наколке, дизайнер видит насколько гармонично ткань соответствует конструктивному решению модели.

Как мы видим на примере, в ходе проведенного анализа были выделены и уточнены темы внутри каждой из перечисленных дисциплин, по мере необходимости была проведена перестановка отдельных учебных тем (для устранения дублирования), были разработаны ссылки на ранее изученный материал, были проведены организационные мероприятия, направленные на повышение уровня педагогического сотрудничества между преподавателями кафедры и преподавателями смежных кафедр (совместные методические семинары, заседания кафедр и т.д.) [1].

Выводы. В заключении мы можем сказать, что реализация междисциплинарной интеграции в процессе подготовки бакалавров по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн профиль Дизайн костюма способствует не только построению эффективной структуры образовательной программы (последовательность изучения дисциплин, тем, разделов их объем), но и способствует формированию профессиональных компетенций студентов, в том числе, формирование цельного представления о будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бахлова Е.В., Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров [Текст] / Н.А. Бахлова, Е.Н. Ковешникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. № 56 -1 -С. 102-110

2. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. - 163 с., С. 27-28.

3. Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования [Текст] / В.Н. Максимова. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 83 с.

4. Тюнников, Ю.С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тюнников Юрий Станиславович. - Казань, 1990. - 37 с.

5. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №7) [Текст] / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

6. Шапошников, К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков [Текст]: автореферат дис....канд. пед. наук / Шапошников Константин Владимирович. - Йошкар-Ола, 2006. - 26 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Настоящая научная работа посвящена исследованию сущности и специфики социальной политики относительно сферы здоровья студентов в современных вузов. Рассматриваются основные принципы, на которых базируются ключевые элементы социальной политики в данной сфере. Описывается современная ситуация в данной области, её тенденции и проблемы. Кроме того, рассматриваются риски, существующие в сфере здоровья студентов современных вузов, поскольку современное положение дел таково, что студенты болеют все чаще, все чаще не придерживаются правильного здорового режима дня, питания, чем значительно и негативно влияют на свой организм. В связи с этим в современной педагогической науке возникла масса проблем относительно повышения уровня общего здоровья молодёжи, а также относительно социальной политики в этом вопросе.

Ключевые слова: социальная политика, сфера здоровья студентов, студенческое оздоровление, специфика социальной политики, оздоровление и здоровый образ жизни, здравоохранение.

Annotation. This scientific work is devoted to the study of the essence and specificity of social policy in relation to the health of students in modern universities. The basic principles on which the key elements of social policy in this area are based. The current situation in this area, its tendencies and problems are described. In addition, the risks that exist in the health of students of modern universities are considered, since the current state of affairs is such that students get sick more often, more and more often they do not adhere to the correct healthy daily regimen, nutrition, which significantly and negatively affects their body. In this regard, in modern pedagogical science, a lot of problems have arisen regarding increasing the level of general health of young people, as well as regarding social policy in this matter.

Keywords: social policy, the sphere of students' health, student health improvement, specificity of social policy, health improvement and a healthy lifestyle, health care.

Введение. Современная молодёжь - будущее государства. Она представляет собой наиболее перспективную и многообещающую прослойку общества, которая в дальнейшем будет управлять не только ключевыми мировыми производствами и компонентами социокультурного пространства, но и будет задавать тенденции в различных областях социального взаимодействия людей. Именно молодое поколение - самая перспективная возрастная группой населения и ключевой объект социальной политики в сфере здоровья.

Многие учёные и исследователи данной темы отмечают, что сегодня наблюдается крайне большой и обширный рост заболеваемости среди молодого населения, при этом его численность сокращается в непомерных количествах. Показатели здоровья большинства молодых людей вызывают у врачей, педагогов и психологов беспокойство, а также требуют принятия временных, целесообразных и эффективных мер по устранению причин заболеваемости различными инфекциями, генетическими и приобретёнными болезнями.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день социальная политика ориентируется на поддержание здоровья населения, что остается ключевым показателем эффективности проведения социальных мероприятий. Государственная политика в этом отношении ориентируется на повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.