Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННООФОРМИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОДИЗАЙН / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова З.Ю., Крылов Д.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения организационно-педагогических условий и опыта формирования художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна у студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Декоративноприкладное искусство и Дизайн) и (Сервис). Подготовка педагога профессионального обучения в области этнодизайна отличается тем, что она включает в себя осуществление двух видов профессиональной деятельности: педагогической, с опорой на знание особенностей осуществления теоретического и производственного обучения; дизайнерской, предполагающей приобретение навыков дизайн-проектирования, владение современными технологиями выполнения проектно-художественных работ с использованием этнокультурных мотивов. В статье приводится анализ результатов формирования данной компетентности и положительная динамика полученных экспериментальных данных по исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF FORMING THE ARTISTIC AND DESIGN COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING BY MEANS OF ETHNODESIGN

The relevance of the article is due to the need to study the organizational and pedagogical conditions and experience for the formation artistic and design competence by means of ethnodesign of students areas of training 44.03.04 Professional training (by industry) (Decorative and applied arts and Design) and (Service). The training of a teacher ofprofessional training in the field of ethnodesign differs in that it includes the implementation of two types of professional activities: pedagogical, based on knowledge of the specifics of the implementation of theoretical and industrial training; design, involving the acquisition of design design skills, possession of modern technologies for performing design and artistic works using ethno-cultural motives. The article provides an analysis of the results of the formation of this competence and the positive dynamics of the obtained experimental data on the study.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА»

УДК 378.016

Опыт формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами этнодизайна

The experience of forming the artistic and design competence of future teachers of professional training by means of ethnodesign

Максимова З.ЮЮ., Марийский государственный университет, zina.maksimova.80@mail.ru Крылов Д.А., Марийский государственный университет, krilda@mail.ru

Maksimova Z., Mari State University, zina.maksimova.80@mail.ru Krylov D., Mari State University, krilda@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.011

Ключевые слова: профессиональное обучение, организационно-педагогические условия, художественно-оформительская компетентность, этнодизайн, эксперимент.

Keywords: professional training, organizational and pedagogical conditions, artistic and design competence, ethnodesign, experiment.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения организационно-педагогических условий и опыта формирования художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна у студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Декоративно-прикладное искусство и Дизайн) и (Сервис). Подготовка педагога профессионального обучения в области этнодизайна отличается тем, что она включает в себя осуществление двух видов профессиональной деятельности: педагогической, с опорой на знание особенностей осуществления теоретического и производственного обучения; дизайнерской, предполагающей приобретение навыков дизайн-проектирования, владение современными технологиями выполнения проектно-художественных работ с использованием этнокультурных мотивов. В статье приводится анализ результатов формирования данной компетентности и положительная динамика полученных экспериментальных данных по исследованию.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the organizational and pedagogical conditions and experience for the formation artistic and design competence by means of ethnodesign of students areas of training 44.03.04 Professional training (by industry) (Decorative and applied arts and Design) and (Service). The training of a teacher ofprofessional training in the field of ethnodesign differs in that it includes the implementation of two types of professional activities: pedagogical, based on knowledge of the specifics of the implementation of theoretical and industrial training; design, involving the acquisition of design design skills, possession of modern technologies for performing design and artistic works using ethno-cultural motives. The article provides an analysis of the results of the formation of this competence and the positive dynamics of the obtained experimental data on the study.

Введение. Характерной особенностью современного вуза становится процесс создания условий для формирования у студентов представлений о многообразии культур в социуме, воспитания позитивного отношения к этническим традициям, развитие творческой направленности личности. Как отмечено в статье Д.А. Крылова и Е.Б. Сиваева «С развертыванием глобализационных и миграционных процессов во всём мире происходит столкновение различных национальных культур. Для полиэтнической России также очень важно сглаживать потенциальные противоречия среди различных

этносов, входящих в её состав» [9]. Решение данной проблемы видится нам и в развитии у студентов художественно-оформительской

компетентности средствами этнодизайна, основанного на этнотрадициях народов нашей многонациональной родины и народном фольклоре. Чаще всего понятие «этнодизайн» используют при изучении проблем организации воспитания и обучения личности средствами трансформации национальной культуры, традиций, элементов декоративно-прикладного искусства [1]. Художественно-оформительская компетентность педагогов профессионального

обучения средствами этнодизайна представляет собой приобретаемые и развивающиеся в течение жизни интегральные характеристики личности в виде комплексного личностного ресурса, обеспечивающего возможность эффективного взаимодействия в педагогической деятельности в виде совокупности компетенций, реализующих способность (готовность) применять и переносить приобретенные знания, умения, навыки в новые ситуации, особенно в ситуации, связанные с метапредметностью и с художественным многообразием возможностей этнодизайна. Структурными компонентами художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами этнодизайна являются: когнитивный компонент, обеспечивающий развитие теоретической составляющей метапредметного понимания студентами проектно-творческой деятельности и включающий профессиональные знания, умения и навыки, обладающие свойством широкого переноса и трансформации средств этнодизайна при разработке и художественном оформлении дизайн-проекта (продукта, изделия) в этническом стиле; мотивационно-творческий компонент, включающий в себя мотивы, цели, потребности, ценностные установки,

стимулирующие творческое проявление личности в процессе обучения элементам этнодизайнерской деятельности на занятиях. В нашем случае можно говорить о формировании художественного вкуса обучающихся на основе активного использования накопленного веками коммуникативного потенциала культурных достижений народов нашей многонациональной страны и приобщения к методам интерпретации этно-кодов к объектам дизайна [8]; деятельностный компонент, направленный на развитие практической составляющей художественно-оформительской компетентности и проявляющийся в овладении и применении в конкретной деятельности профессиональных умений и полученного опыта реализации этнодизайнерской деятельности [7].

Методология исследования: концептуальные основы доминирующих подходов:

компетентностного (И.А. Зимняя [2], А.Р. Камалеева [3], Н.В. Скачкова [10] и др.), дизайнерско-педагогического (А. Бровченко [1], П.А. Ковешников [4] и др.); концепции дизайн-образования в современных условиях Е.В. Ткаченко [11] и С.М. Кожуховская [5].

Методы исследования: экспериментальные (наблюдение, анкетирование, анализ результатов проектно-творческой деятельности обучаемых, педагогический эксперимент); обработки

экспериментальных данных (количественная обработка результатов исследования, графическое отображение данных, качественный педагогический анализ количественных статистических параметров).

Результаты исследования. Реализация организационно-педагогических условий

формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов

профессионального обучения средствами этнодизайна проходила в процессе осуществления формирующего этапа

эксперимента. На данном этапе была активно использована разработанная нами технология формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов

профессионального обучения средствами этнодизайна в процессе реализации из курса в курс механизма осуществления дидактической цепочки (З ^ У ^ Н ^ ОУН ^ К ^ ХОК-ть) (знания -умения - навыки - обобщенные умения и навыки - компетенции [3] - художественно -оформительская компетентность),

характеризующая алгоритм поэтапной регуляции этого механизма, включающая в себя педагогическую диагностику уровня развития этнокультурных знаний студентов (1 этап), введение дополнительных спецкурсов, факультативов (2 этап) и заключительный (3 этап) демонстрации результатов дизайн-проектов студентов. Разработанный нами оценочно-результативный инструментарий в виде критериев, показателей и уровней оценивания сформированности художественно-

оформительской компетентности будущих педагогов средствами этнодизайна, позволил отслеживать результаты проведенной экспериментальной работы из курса в курс обучения в вузе.

Для проведения эксперимента нами были выбраны студенты бакалавриата специальностей 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (направленность (профиль) программы: Сервис) для контрольной группы из 70 человек (очная и заочная формы обучения), и 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (направленность (профиль) программы: Декоративно-прикладное искусство и дизайн) для экспериментальной группы из 82 человек (очная и заочная формы обучения).

На первом и втором курсе при обучении в рамках дисциплин «Организация

производственного обучения по рабочей профессии» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» преобладающим методом при формировании

художественно-оформительской компетентности являлись поисковый и репродуктивный методы. Именно в это время идет предварительное насыщение студентов этнокультурными знаниями и первоначальное использование их при написании рефератов. Например, на тему «Традиционные и современные методы организации производственного обучения по рабочей профессии», «Особенности

производственного обучения по видам народных промыслов», «Традиции и обычаи народов Поволжья», «Национальный костюм и украшения народа мари», «Татарский национальный костюм и украшения» и др.

Третий курс обучения наиболее насыщенный, такие дисциплины как «Этнотрадиции в сервисной деятельности», «Дизайн-

проектирование», «Практикум по декоративно-прикладному творчеству и дизайну» содержат большой пласт этнокультурного материала. Кроме того, обучение студентов в рамках спецкурса (модуля) «Этнодизайн» и изучение теории и методики обучения по учебной дисциплине МДК.05.01 «Основы художественно-оформительских работ» по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в рамках дисциплины «Методика обучения декоративно-прикладному искусству и дизайну», значительно повышает уровень сформированности художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна студентов

экспериментальных групп, будущих педагогов профессионального обучения. Именно на этом этапе внедрения алгоритма поэтапной регуляции нашего механизма в процессе введения дополнительных спецкурсов, факультативов и средств этнодизайна, используемых в декоративно-прикладном искусстве и

отражающих специфику национальной культуры, преобладающим методом при формировании художественно-оформительской компетентности студентов становится исследовательский метод, ориентирующий обучающихся на творческую поисковую работу, направленную на изготовление и анализ этнодизайн-продукта. При изучении материалов, стилистики, конструкции и технологии изготовления изделий народного творчества (костюм, головные уборы, украшения, предметы быта) студенты экспериментальных групп профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» нацелены на исследование их художественной обработки, технологии изготовления и применения в современном дизайне в виде украшений, оформления интерьера, изготовления декораций и др. [6]. Это проявляется в содержании студенческих

исследовательских работ: проекты выставок изобразительного искусства «Герои марийских сказок и былин» в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование» (рук. к.п.н., доцент Полевщикова Т.И.), «Богатство марийского костюма» в рамках производственной (технологической) практики (рук. к.п.н., доцент Кузьмин В.К.) и «Художественная роспись деревянных кукол» в рамках дисциплины «Практикум по декоративно-прикладному творчеству и дизайну» (рук. к.п.н., доцент Филиппова Л.Г.); проекты «Обрядовые текстильные куклы» и выставка текстильных панно «Национальный колорит» (рук. ст. преподаватель Максимова З.Ю.) в рамках производственной (технологической) практики. Данные проекты участвовали в конкурсах и выставках различного уровня, таких как Международный многожанровый фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Радуга над Кокшагой», Всероссийский конкурс на лучшее изделие художественного творчества, народных промыслов, ремесел и изобразительного искусства «Все краски жизни для тебя» и др., занимали призовые места. Результаты исследований так же отражены в научных статьях и докладах студентов. Например, статья Петрухановой Т.В. «Декоративно-прикладное искусство марийцев как источник творчества современных дизайнеров» V Международный финно-угорский студенческий форум «Богатство финно-угорских народов» (г. Йошкар-Ола, 2018 г.) и др.

В исследовательских проектах студентов профиля «Сервис» акцент делается на воспроизведение различных обычаев, национальных праздников, приготовление традиционных блюд, имеющих особое значение в этнотуризме. Например, проекты-презентации «Организация предприятия общественного питания национальной кухни», «Культура, традиции и обычаи народов мира» (рук. ст. преподаватель Максимова З.Ю.) в рамках дисциплины «Этнотрадиции в сервисной деятельности», выставка блюд национальной кухни (рук. ст. преподаватель Юкина Н.А.) в рамках производственной (технологической) практики и др.

На заключительном третьем этапе реализации нашего алгоритма, на этапе создания благоприятных условий для реализации полученных знаний в поликультурной образовательной среде вуза, использовался в качестве преобладающего метода -демонстрационный. Такие дисциплины выпускных курсов, как «Технологии

художественной обработки материалов», «Техника и технологии в сервисной деятельности», позволили студентам наиболее эффективно оформлять и реализовывать на практике технологическую часть своих этнодизайн-проектов. Например, проекты «Художественное оформление зоны отдыха в этнической тематике» - роспись стен в стиле марийского пейзажа, «Татарский национальный костюм» и «Марийский национальный костюм» -воспроизведение этноизделий (рук. к.п.н., доцент Полевщикова Т.И.); «Герои русских сказок» -композиция ростовых кукол и предметов быта, «Русский национальный костюм» и «Молодежный ансамбль в русском стиле» -воспроизведение и стилизация этноизделий (рук. к.п.н., доцент Кузьмин В.К.); «Вязаные медведи в национальной одежде» и «Стилизованные куклы в национальном костюме» - выполнение текстильных кукол (рук. ст. преподаватель Максимова З.Ю.) в рамках курсовой и выпускной квалификационной работ; проекты «Славянская птица Сирин» и «Лесная нимфа» - образы для участия в конкурсе изделий по источникам творчества Межрегионального открытого чемпионата по парикмахерскому искусству и эстетике «Модный образ» (г. Йошкар-Ола) и эскизы коллекций «Марвэл», «Тропикана», «Марийская романтика» в номинации «Этномода» для Конкурса эскизов «Мир моды» (г. Йошкар-Ола) (рук. ст. преподаватель Максимова З.Ю.) и др. Данные проекты участвовали в конкурсах: Международный многожанровый фестиваль-конкурс

исполнительского мастерства «Радуга над Кокшагой», Международный конкурс-фестиваль искусств «Кубок Виктории» (г. Москва, 2020 г.), Международный конкурс творчества и таланта

«Сказочная пора» (г. Санкт-Петербург, 2020 г.) VIII Зимняя всероссийская олимпиада искусств «На волнах успеха» (январь, 2021 г. Республика Крым), Международный фестиваль-конкурс «Жар-птица России» (г. Москва, 2021 г.) и др., занимали призовые места. Результаты исследований так же отражены в научных статьях и докладах студентов. Например, статья Терентьевой Н.Г. «Использование элементов народной художественной культуры в эстетическом воспитании педагогов

профессионального обучения» Молодой исследователь: от идеи к проекту: III студенческая научно-практическая конференция (г. Йошкар-Ола, 2019 г.).

Эффективность разработанных нами организационно-педагогических условий

формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов

профессионального обучения средствами этнодизайна будет оцениваться по повышению уровня сформированное™ когнитивного, мотивационно - творческого, и деятельностного компонентов художественно-оформительской компетентности, которые должны обеспечить студентам удачную социализацию в дальнейшей профессиональной деятельности.

Экспериментальные данные по контрольным группам. В ходе анализа полученных результатов опытно-экспериментальной работы было проведено количественное и качественное сравнение динамики сформированности художественно-оформительской компетентности студентов контрольной группы профиля «Сервис». На Рисунке 1 представлена динамика усредненных экспериментальных цифр по двум контрольным группам (очной и заочной форм обучения).

100 80 60 40 20 0

82,73

52,:

59,96

31,41:

17,27

п°

до

15,705

п

85,61

55,755

21,46 28,785 18,58

пп

15,46

П

после

до

после

когнитивный компонент мотивационно-творческий

компонент

44,495 44,245

12,83

nü6

до

11,26 п

после

деятельностный компонент

□ Низкий ПСредний □ Высокий

Рисунок 1. -Сравнительные данные уровней сформированности художественно-оформительской компетентности студентов контрольных групп (70 чел.), (результаты контрольного этапа эксперимента), в %

Как видно из средних значений результатов проведенного эксперимента в контрольных группах, см. рисунок 1, количество студентов контрольных групп, достигших высокого уровня сформированности художественно-

оформительской компетентности увеличилось в среднем на 7,43%, изменилось количество обучающихся, имеющий средний уровень сформированности художественно-

оформительской компетентности (увеличилось на 33,77%) и количество студентов с низким уровнем сформированности художественно-оформительской компетентности уменьшилось на 43,37%.

Данные по экспериментальным группам. В ходе анализа полученных результатов опытно-экспериментальной работы было проведено количественное и качественное сравнение динамики сформированное™ художественно-оформительской компетентности студентов экспериментальной группы профиля

«Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

Полученные усредненные цифры по двум экспериментальным группам (очной и заочной форм обучения) свидетельствуют о существенных положительных изменениях, см. рисунок 2.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

84,11

15,89

П0

до

13,18

п

после

64,65

49,01 37,81

18,35

до

49,

17 16,75

пп п

после

86,58

33,37

44,09 42,73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,07

гы5

до

13,18

П

после

когнитивный компонент

мотивационно-творческий деятельностный компонент компонент

□ Низкий □ Средний □ Высокий

Рисунок 2. - Сравнительные данные уровней сформированности художественно-оформительской компетентности студентов экспериментальных групп (82 чел.), (по результатам контрольного этапа эксперимента), в %

Анализ средних значений результатов проведенного эксперимента в экспериментальных группах, см. рисунок 2, количество студентов этих групп, достигших высокого уровня сформированности художественно-

оформительской компетентности увеличилось в среднем на 31,85% (в контрольной группе -7.42%), изменилось количество обучающихся, имеющий средний уровень сформированности художественно-оформительской компетентности (увеличилось на 32,22%) и количество студентов с низким уровнем сформированности художественно-оформительской компетентности уменьшилось на 64,07% (в контрольной группе -43,37%).

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы были обобщены и проанализированы. Можно отметить, что рост уровня сформированности художественно-оформительской компетентности студентов

имеется как у контрольной, так и у экспериментальной группы. Однако

количественные и качественные результаты опытно-экспериментальной работы показывают интенсивный рост уровня сформированности художественно-оформительской компетентности студентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольной.

Была проведена статистическая обработка полученных результатов с целью проверки отличия полученных экспериментальных данных от теоретических равновероятных с помощью использования непараметрического метода статистической обработки данных - критерий х2 (хи-квадрат). Для вероятности ошибки р<0,05 и = 2 критическое значение = 5,99. Полученные нами экспериментальные средние значения больше критического значения, следовательно различия частот являются достоверными (для

контрольных групп ^2=7,77; 8,10; для экспериментальных групп j2=6,76; 7,58; p<0,05).

Заключение. В процессе проведенного эксперимента были реализованы организационно-педагогические условия формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами этнодизайна. На основе полученных экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что в ходе исследования было

подтверждено, что внедрение в практику структурно-функциональной модели [7] и всех, определённых в исследовании организационно-педагогических условий формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами этнодизайна делает возможным достижение студентами высокого уровня сформированности данной компетентности.

Литература:

1. Бровченко А.И. Формирование профессиональной компетентности по основам этнодизайна у будущих учителей трудового обучения: автореф. дис. ... пед. наук: 13.00.02 / Бровченко Анатолий Иванович. - Киев. - 2011. - 21 с.

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование. -2006. - № 8. - С. 21-26.

3. Камалеева А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса / А.Р. Камалеева, Э.Р. Григорьева // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 4(14). - С. 59-65.

4. Ковешников П.А. Формирование художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Ковешников Павел Алексеевич. - Омск. -2016. - 23 с.

5. Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кожуховская Светлана Махтиевна. - Москва. - 2011. - 40 с.

6. Максимова З.Ю. Этнодизайн как средство формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов профессионального образования [Электронный ресурс] / З.Ю. Максимова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27629

7. Максимова З.Ю. Этнодизайн как средство формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения / З.Ю. Максимова // Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2021 г.); редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021.

8. Постыка Н.И. Этнодизайн - важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества [Электронный ресурс] / Н.И. Постыка // Студенческий научный форум. - 2015. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru

9. Сиваев Е.Б., Крылов Д.А. Сущность и содержание этнокультурной компетентности будущего педагога [Электронный ресурс] / Е.Б. Сиваев, Д.А. Крылов // Современные наукоемкие технологии. -2017. - № 5. - С. 140-144. - Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36684

10. Скачкова Н.В. Компетентностный формат дизайнерской подготовки бакалавра профессионального обучения / Н.В. Скачкова // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). -2013. - № 11(139). - С. 204-208.

11. Ткаченко Е.В. Концепция дизайн-образования в современных условиях / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2007. - № 2. - С. 3-51.

References:

1. Brovchenko A.I. Formation of professional competence in the basics of ethnodesign among future teachers of labor training: author. dis. ... Ped. Sciences: 13.00.02 / Brovchenko Anatoly Ivanovich. - Kiev. - 2011. -21 p.

2. Zimnyaya I.A. Competence approach. What is his place in the system of approaches to education problems / I.A. Zimnyaya // Higher education. -2006. - № 8. - P. 2126.

3. Kamaleeva A.R. Competence as a result of the educational process / A.R. Kamaleeva, E.R. Grigorieva // Education and self-development. - 2009. - № 4(14). - S. 5965.

4. Koveshnikov P.A. Formation of artistic and design competence of future bachelors of design: author. dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Koveshnikov Pavel Alekseevich. - Omsk. - 2016. - 23 p.

5. Kozhukhovskaya S.M. Design education. Structure. Content and methods of implementation: author. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / Kozhukhovskaya Svetlana Makhtievna. - Moscow. - 2011. - 40 p.

6. Maksimova Z.Yu. Ethnodesign as a means of forming artistic and technological competence of future teachers of technology and teachers of vocational education [Electronic resource] / Z.Yu. Maksimova // Modern problems of science and education. - 2018. - № 3. - Access

mode: http ://www. science-education.ru/ru/article/

view?id=27629

7. Maksimova Z.Yu. Ethnodesign as a means of forming the artistic and design competence of future teachers of vocational training / Z.Yu. Maksimova // Scientific and educational space in the face of the challenges of our time / Proceedings of the Intern. scientific-practical conf. (Cheboksary, August 13, 2021); editorial board: O.N. Shirokov [and others]. - Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2021.

8. Postyka N.I. Ethnodesign is an important constituent of the project culture and consolidation of the Russian society [Electronic resource] / N.I. Postyka // Student Scientific Forum. - 2015. - Access mode: http://www.scienceforum.ru

9. Sivaev E.B., Krylov D.A. The essence and content of the ethnocultural competence of the future teacher [Electronic resource] / Ye.B. Sivaev, D.A. Krylov // Modern high technologies. - 2017. - № 5. - S. 140-144. -Access mode: https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=36684

10. Skachkova N.V. Competence format of design training for bachelor of vocational training / N.V. Skachkova // Bulletin of the Tomsk State. ped. un-ta (TSPU Bulletin). - 2013. - № 11(139). - S. 204-208.

11. Tkachenko E.V. The concept of design education in modern conditions / E.V. Tkachenko, S.M. Kozhukhovskaya // Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional Pedagogical Education. - 2007. - № 2. - S. 3-51.

13.00.08 -Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторах:

Максимова Зинаида Юрьевна (г. Йошкар-Ола, Россия), старший преподаватель кафедры теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», e-mail: zina.maksimova.80@mail.ru

Крылов Дмитрий Александрович (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», e-mail: krilda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.