Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА'

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОДИЗАЙН / ЭТНОТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. В настоящее время на первый план образовательной политики выходят проблемы сохранения культуры и традиций народов, проживающих в России, создание благоприятных условий для их межкультурного общения. В связи с этим подготовка специалистов в области педагогического образования должна обеспечить высокий уровень их этнокультурной компетентности, социальной мобильности, создавать благоприятные условия для его самосовершенствования в полиэтнической среде. Опыт нашей работы убеждает нас в том, что в качестве эффективного средства развития этнокультурной компетентности студентов могут быть использованы элементы этнодизайна, который рассматривается нами как вид проектно-творческой деятельности студентов, направленный на изучение культурных особенностей народов, проживающих в республике; знакомство с разнообразными формами декоративно-прикладного искусства; практической реализации технических приемов изготовления и декорирования изделий, выполненных с использованием этнокультурных мотивов. Целью исследования является изучение роли этнодизайна в развитии этнокультурной компетентности студентов. Материалы и методы : теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ. На сегодняшний день российское общество предъявляет качественно иные требования к подготовке специалистов. Необходимо компетентное решение национальных проблем, как на государственном, так и на местном (городском, районном) уровне, на уровне производственного или учебного коллектива. На повестку дня встает вопрос развития этнокультурной компетентности студентов, способных активно действовать в поликультурной образовательной среде. Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. В качестве эффективного средства развития этнокультурной компетентности студентов обучающихся по профилю «Технология и информатика» в статье рассматривается этнодизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' ETHNO-CULTURAL COMPETENCE BY MEANS OF ETHNO-DESIGN

Introduction. The peculiarity of Russia is that it has historically developed and continues to exist as a multinational state. At present, the problems of preserving the culture and traditions of the peoples living in Russia, creating favorable conditions for their intercultural communication are coming to the fore in educational policy. In this regard, the training of specialists in the field of vocational education should ensure a high level of their ethno-cultural competence, social mobility, and create favorable conditions for their self-improvement in a multi-ethnic environment. The experience of our work convinces us that elements of ethno-design can be used as an effective means of developing the ethno-cultural competence of students, which we consider as a type of design and creative activity of students aimed at studying the cultural characteristics of the peoples living in the republic; acquaintance with various forms of arts and crafts; practical implementation of techniques for the manufacture and decoration of products made with the use of ethno-cultural motives. The purpose of the research is to study the role of ethno-design in the development of students' ethno-cultural competence. Materials and methods: theoretical analysis of the literature on the research problem, generalization, analysis. Today the Russian society makes qualitatively different requirements for the training of specialists. It is necessary to competently solve national problems, both at the state and at the local (city, district) level, at the level of the production or educational team. The issue of the development of ethno-cultural competence of students who are able to actively act in a multicultural educational environment is on the agenda. We stand on the position that ethno-cultural competence is a necessary set of personal qualities of a teacher, including high professionalism, knowledge, abilities and skills that allow the free use of cultural means and objects in an ethno-cultural environment. Ethno-design is considered in the article as an effective means of developing the ethno-cultural competence of students in the field of “Technology and Informatics”.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 15. № 2. 2021 Vestnik of the Mari State University. Vol. 15, no. 2. 2021

Педагогические науки Pedagogics

УДК 378.2

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-2-129-134

Развитие этнокультурной компетентности студентов

средствами этнодизайна

Н. Г. Арзамасцева, З. Ю. Максимова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. В настоящее время на первый план образовательной политики выходят проблемы сохранения культуры и традиций народов, проживающих в России, создание благоприятных условий для их межкультурного общения. В связи с этим подготовка специалистов в области педагогического образования должна обеспечить высокий уровень их этнокультурной компетентности, социальной мобильности, создавать благоприятные условия для его самосовершенствования в полиэтнической среде. Опыт нашей работы убеждает нас в том, что в качестве эффективного средства развития этнокультурной компетентности студентов могут быть использованы элементы этнодизайна, который рассматривается нами как вид проектно-творческой деятельности студентов, направленный на изучение культурных особенностей народов, проживающих в республике; знакомство с разнообразными формами декоративно-прикладного искусства; практической реализации технических приемов изготовления и декорирования изделий, выполненных с использованием этнокультурных мотивов. Целью исследования является изучение роли этнодизайна в развитии этнокультурной компетентности студентов. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ. На сегодняшний день российское общество предъявляет качественно иные требования к подготовке специалистов. Необходимо компетентное решение национальных проблем, как на государственном, так и на местном (городском, районном) уровне, на уровне производственного или учебного коллектива. На повестку дня встает вопрос развития этнокультурной компетентности студентов, способных активно действовать в поликультурной образовательной среде. Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. В качестве эффективного средства развития этнокультурной компетентности студентов обучающихся по профилю «Технология и информатика» в статье рассматривается этнодизайн.

Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, этнодизайн, этнотрадиции

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Арзамасцева Н.Г., Максимова З.Ю. Развитие этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 129-134. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

Development of students' ethno-cultural competence

by means of ethno-design

N. G. Arzamastseva, Z. Yu. Maksimova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The peculiarity of Russia is that it has historically developed and continues to exist as a multinational state. At present, the problems of preserving the culture and traditions of the peoples living in Russia,

creating favorable conditions for their intercultural communication are coming to the fore in educational policy. In this regard, the training of specialists in the field of vocational education should ensure a high level of their ethno-cultural competence, social mobility, and create favorable conditions for their self-improvement in a multi-ethnic environment. The experience of our work convinces us that elements of ethno-design can be used as an effective means of developing the ethno-cultural competence of students, which we consider as a type of design and creative activity of students aimed at studying the cultural characteristics of the peoples living in the republic; acquaintance with various forms of arts and crafts; practical implementation of techniques for the manufacture and decoration of products made with the use of ethno-cultural motives. The purpose of the research is to study the role of ethno-design in the development of students' ethno-cultural competence. Materials and methods: theoretical analysis of the literature on the research problem, generalization, analysis. Today the Russian society makes qualitatively different requirements for the training of specialists. It is necessary to competently solve national problems, both at the state and at the local (city, district) level, at the level of the production or educational team. The issue of the development of ethno-cultural competence of students who are able to actively act in a multicultural educational environment is on the agenda. We stand on the position that ethno-cultural competence is a necessary set of personal qualities of a teacher, including high professionalism, knowledge, abilities and skills that allow the free use of cultural means and objects in an ethno-cultural environment. Ethno-design is considered in the article as an effective means of developing the ethno-cultural competence of students in the field of "Technology and Informatics".

Keywords: competence, ethno-cultural competence, ethno-design, ethno-tradition

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Arzamastseva N.G., Maksimova Z.Yu. Development of students' ethno-cultural competence by means of ethno-design. Vestnik of the Mari State University. 2021 vol. 15, no. 2, pp. 129-134. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

В настоящее время одним из направлений образовательной политики является сохранение культуры и традиций народов, проживающих в России, создание благоприятных условий для их межкультурного взаимодействия и общения. В связи с этим подготовка специалистов в области педагогического образования должна обеспечить высокий уровень их этнокультурной компетентности, социальной мобильности, создавать благоприятные условия для его самосовершенствования в полиэтнической среде.

А.А. Волчкова, Г.М. Королева, А.Г. Чухно и другие рассматривают этнокультурную компетентность как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через знания, умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [10].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить структурные компоненты этнокультурной компетентности:

- аксиологический компонент, который предполагает развитие у личности студента социально-педагогических ценностей, критическое

мышление, педагогический такт, потребность в творческом самосовершенствовании, культура речи и другое;

- технологический компонент проявляется в умении студентом выстраивать общение с представителями разных народов, использовать приемы организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности в поликультурной образовательной среде вуза, разрешать межнациональные конфликты или предупреждать их появление и другое;

- творческий компонент предполагает создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего творческого потенциала студентов через участие в системе деятельностей, организуемых как в вузе, так и в республике;

- личностный компонент характеризуется развитием личностных качеств студента таких как: этническая толерантность, этническое самосознание, любовь к малой родине, патриотизм и так далее.

Формирование этнокультурной компетентности студента решает следующие задачи:

- передача этнокультурного опыта другим поколениям;

- развитие творческой индивидуальности личности;

- воспитание личностных качеств студента с опорой на этнокультурные традиции конкретного региона;

- развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями разных культур и традиций в поликультурной среде города, региона.

Процесс формирования этнокультурной компетентности личности осуществляется на протяжении всей жизни человека, в связи с этим мы убеждены в том, что студенты-первокурсники уже имеют некий «этнокультурный багаж» и опыт. В связи с этим вуз должен выполнять функции не только обучения и воспитания личности, но и коррекции уже существующих знаний, умений и навыков в области этнокультуры.

Характерной особенностью современного вуза становится процесс создания условий для формирования у студентов представлений о многообразии культур в социуме, воспитания позитивного отношения к этническим традициям, развитие творческой направленности личности. Решение данной проблемы видится нам в развитии у студентов этнокультурной компетентности средствами этнотрадиций, этнодизайна, народного фольклора, дидактических игр и другого.

В последнее время понятие «этнодизайн» все чаще стало появляться на страницах педагогических журналов и научных статей. Следует отметить, что до сих пор нет единой точки зрения, что же обозначает этот термин. Чаще всего понятие «этнодизайн» используют при изучении проблем организации воспитания и обучения личности средствами национальной культуры, традиций, элементами декоративно-прикладного искусства.

А.И. Бровченко, Л.А. Корницкая и другие рассматривают этнодизайн как проектно-художест-венную деятельность студента, позволяющую «трансформировать элементы национальной культуры, декоративно-прикладного искусства в современное промышленное изделие» [2].

Этнодизайн рассматривается нами как вид проектно-творческой деятельности студентов, направленной на изучение культурных особенностей народов, проживающих в республике, знакомство с разнообразными формами декоративно-прикладного искусства, практической реализации технических приемов изготовления и декорирования изделий, выполненных с использованием этнокультурных мотивов.

Опыт нашей работы убеждает нас в том, что эффективность развития этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна зависит, прежде всего, от наличия у обучающихся первоначального уровня этнокультурных знаний, которыми обладают студенты при поступлении в вуз. Следует отметить, что от наличия этих знаний и выстраивается индивидуальная программа развития этнокультурной компетентности каждой личности.

Выделяются четыре уровня этнокультурных знаний студентов:

- репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением неких теоретических положений, правил поведения личности в поликультурной образовательной среде, выполнением отдельных действий по образцу. На этом уровне личность не умеет самостоятельно ставить задачи и решать их профессионально, это уровень первоначального овладения действиями (так называемая профессиональная адаптация);

- репродуктивно-творческий уровень предполагает осознанный подход к совершению какого-либо поступка, выполнение частично самостоятельного поиска решений проблем в типичных ситуациях;

- творческо-репродуктивный уровень отличается умением применять знания на практике, развитием интереса к самостоятельному поиску знаний, выполнением практических действий в нестандартных ситуациях, возникающих в поликультурной среде;

- творческий уровень характеризуется умением анализировать свою деятельность, умением корректировать и совершенствовать собственный опыт.

В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» студенты бакалавриата, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 -Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) программы Технология и информатика, начинают знакомство с элементами этнодизайна, используемых в декоративно-прикладном творчестве различных народов, в ходе изучения следующих дисциплин: «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «технологии обработки материалов», «дизайн-проектирование», «творческо-проектная деятельность в педагогическом образовании» (2).

Целью изучения данных дисциплин становится процесс формирования следующих универсальных,

общепрофессиональных и профессиональных компетенций: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4); способен применять предметные знания при реализации содержания образовательного процесса (ПК-2).

Программы вышеперечисленных дисциплин позволяют педагогу решать следующие задачи:

- совершенствовать систему этнокультурных знаний студентов в ходе изучения этнотрадиций, этнодизайна, фольклора, декоративно-прикладного искусства и другие;

- развивать профессиональные компетенции;

- развить потребность к поиску новых знаний, дальнейшего самосовершенствования и саморазвития;

- выработать умения и навыки творческого применения средств этнодизайна при изготовлении элементов одежды, аксессуаров, предметов интерьера, детских игрушек и так далее.

В ходе такого обучения студенты знакомятся с понятием «этнодизайн», изучают его особенности, определяют его роль в развитии и сохранении национальных традиций, культуры. Большое значение отводится изучению особенностям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества (национальная вышивка, традиционная кукла, женские украшения, головные уборы и др.), при этом студенты заранее изучают историю и особенности этнического стиля, которые они планируют использовать при изготовлении будущего изделия.

Таким образом, работа педагога, направленная на формирование этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна, включает в себя следующие этапы:

- первый этап - педагогическая диагностика уровня развития этнокультурных знаний студентов 1-го курса, что позволяет педагогу обдумать план дальнейшей работы по совершенствованию этнокультурной компетентности. На начальном этапе организации проектно-творческой деятельности студента нами используются поисковый и репродуктивный методы обучения, которые предполагают создание условий для активного поиска информации об истории, культуре, традициях и промыслах разных народов; составление плана работы над изготовлением будущего

изделия (выбор этнического стиля, материалов, оборудования и технических приемов);

- второй этап предполагает пересмотр всей системы учебной деятельности вуза, разработку и апробацию совершенных форм и приемов обучения с опорой на активность самих учащихся: введение дополнительных спецкурсов, факультативов в образовательный процесс, отражающих специфику национальной культуры, средств этнодизайна, используемых в декоративно-прикладном искусстве. На данном этапе чаще всего используется исследовательский метод, при помощи которого организуется творческая поисковая работа обучающихся, направленная на изготовление и анализ получившегося «продукта» деятельности. Студенты, обучающиеся по профилю «Технология и информатика», занимаются исследованием готовых изделий народного промысла, их художественной обработкой, технологией изготовления и созданием современного продукта с использованием средств этнодизайна [2];

- заключительный этап характеризуется созданием благоприятных условий для практической реализации полученных знаний в поликультурной образовательной среде вуза. На данном этапе нами используется демонстрационный метод, в ходе которого акцент делается на презентацию результатов проектно-творческой деятельности студентов, защиту и обоснование идей, участие в различных конкурсах и выставках.

Результатом такого обучения должно стать развитие этнокультурной компетентности студентов, которое характеризуется следующими умениями: анализировать и систематизировать этнопедагогические знания; применять полученные знания в поликультурной образовательной среде вуза, города, района и т. д.; выстраивать межличностное взаимодействие с субъектами образовательного процесса; использовать полученные знания при организации индивидуальной творческой деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства с учетом личностных интересов и требований общества.

Для изучения специфики развития этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна нами был проведен экспресс-опросник «Индекс толерантности» У.Г. Солдато-вой, О.А. Кравцовой и других среди студентов 1-3-х курсов (40 чел.), обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),

направленность (профиль) программы: Технология и информатика. Так, на вопрос «Нравится ли Вам изучать учебные дисциплины, в ходе которых происходит знакомство с этнокультурными традициями, элементами этнодизайна и культурой народов, проживающих в России?», большинство респондентов (90 %) ответили на вопрос «да - положительно». Они считают, что такие учебные дисциплины изучать необходимо, это значительно повышает уровень их этнокультурных знаний. Знакомство с элементами этнодизайна в ходе обучения, их использование в практической деятельности рассматривается студентами как средство воспитания таких личностных качеств: уважение к культуре других народов, сохранение традиций и других. Большинство респондентов (80 %) отметили, что после знакомства с элементами этнодизайна в сфере декоративно-прикладного искусства, стали использовать их при пошиве одежды, изготовлении аксессуаров, украшений, предметов интерьера, приготовлении пищи и так далее. На вопрос: «Какие формы знакомства с элементами этнодизайна Вам кажутся наиболее интересными?» - 70 % респондентов отметили мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, этнокультурные образовательные программы, экскурсии.

Список литературы

Развитие этнокультурной компетентности -сложный, специально организованный процесс, направленный на развитие личностных качеств студентов, знаний, умений и навыков, которые позволяют личности свободно использовать этнокультурный опыт в этнокультурной среде. Практика показывает, что эффективность данного процесса напрямую зависит от организации учебно-воспитательной деятельности вуза, включение в учебные планы дополнительных дисциплин, спецкурсов, проведение воспитательных мероприятий, которые способствуют формированию знаний студентов в области мировой и национальной культуры, родного языка, истории, традиций. При развитии этнокультурной компетентности студентов особое значение мы уделяем этнодизайну, который может быть реализован в работе обучающихся с декоративными элементами народного искусства, их участия в творческой дизайн-деятельности и другого.

Проблема развития этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна открывает возможности для дальнейших исследований, поиска новых путей ее совершенствования.

1. Арзамасцева Н.Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей в контексте их профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 20-27.

2. Волчкова А.А. Этносоциальная культура молодежи в условиях большого города. Самара : Изд-во МГПУ. 2005. 144 с.

3.Кондратенко З.К., Арзамасцева Н.Г. Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 25 -31. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-2-25-31

4. Константинова В.В. Андреева И.Н. Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3. С. 13-20.

5. Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета Сер. 20: Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 69-72.

6. Максимова З.Ю. Этнодизайн как средство формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27629 (дата обращения: 10.02.2021).

7. Митрохина Т.Н. Компетентностный подход в Российской высшей школе: инновация или регресс? // Вестник ВГУ. Сер. 4: Ист. 2013. № 1 (23). С. 158-161.

8. Серякова С.Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 314-316.

9. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.

10. Чухно А.Г. Этнокультурная модель регионального образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 2. С. 38-39.

Статья поступила в редакцию 21.04.2021 г.; одобрена после рецензирования 15.05.2021 г.; принята к публикации 29.05.2021 г.

Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), [email protected]

Максимова Зинаида Юрьевна

старший преподаватель, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), [email protected]

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Arzamastseva N.G. Formirovanie etnokul'turnoi kompetentnosti budushchikh uchitelei v kontekste ikh professional'noi podgo-tovki [Formation of ethno-cultural competence of future teachers in the context of their professional training]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = Bulletin of the Moscow Region State University, Moscow, 2012, no. 4, pp. 20-27. (In Russ.).

2. Volchkova A.A. Etnosotsial'naya kul'tura molodezhi v usloviyakh bol'shogo goroda [Ethnosocial culture of youth in a large city]. Samara, MSPU Publ. house, 2005, 144 p. (In Russ.).

3. Kondratenko Z.K., Arzamastseva N.G. Proforientatsionnoe konsul'tirovanie kak vid psikhologicheskogo konsaltinga v obra-zovatel'nom uchrezhdenii [Career counseling as a kind ofpsychological consulting in educational institutions]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of theMari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 25-31 DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-2-25-31 (In Russ.).

4. Konstantinova V.V. Andreeva I.N. Muzeinaya pedagogika v kontekste etnokul'turnoi podgotovki budushchikh pedagogov [Museum pedagogy in the context of ethnocultural training of future teachers]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, no. 3, pp. 13-20. (In Russ.).

5. Komarovskaya E.P. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev i muzeinaya pedagogika [Cultural and educational activities of museums and museum pedagogy]. Vestnik Moskovskogo universiteta Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie = The Moscow University Bulletin, series 20. Pedagogical Education, 2009, no. 1, pp. 69-72. (In Russ.).

6. Maksimova Z.Yu. Etnodizain kak sredstvo formirovaniya khudozhestvenno-tekhnologicheskoi kompetentsii budushchikh uchitelei tekhnologii i pedagogov professional'nogo obrazovaniya [Ethno-design as a means of forming the art and technological competence of future teachers of technology and teachers of professional education]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2018, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27629 (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

7. Mitrokhina T.N. Kompetentnostnyi podkhod v Rossiiskoi vysshei shkole: innovatsiya ili regress? [The competence approach in the Russian higher school: innovation or regression?]. Vestnik VGU. Ser. 4: Ist. = Bulletin of the VSU. Series 4: Hist., 2013, no. 1 (23), pp. 158-161. (In Russ.).

8. Seryakova S.B. Kompetentnostnyi podkhod v opredelenii obrazovatel'nykh strategii vysshei shkoly [Competence-based approach in determining educational strategies of university education]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2011, no. 10, pp. 314-316. (In Russ.).

9. Slastenin V.A. Osnovnye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniya [The main tendencies of modernization of higher education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical Education and Science, 2004, no. 1, pp. 43-49. (In Russ.).

10. Chukhno A.G. Etnokul'turnaya model' regional'nogo obrazovaniya [Ethnocultural model of regional education]. Srednee pro-fessional'noe obrazovanie = Secondary Vocational Education, 2006, no. 2, pp. 38-39. (In Russ.).

The article was submitted 21.04.2021; approved after reviewing 15.05.2021; accepted for publication 29.05.2021.

About the authors

Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian

Federation), [email protected]

Zinaida Yu. Maksimova

Senior Lecturer, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

zina.maksimova. [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.