Научная статья на тему 'Поликультурная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов'

Поликультурная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Константинова Валентина Васильевна

Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. В связи с этим перед обществом стоит серьезная задача подготовка молодежи к жизни в полиэтническом социуме. На первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов страны выходят проблемы формирования у подрастающего поколения поликультурной грамотности, гражданской ответственности, этнокультурной компетентности, уважительного отношения к традициям, национальной культуре и культурным различиям этносов. Цель исследования рассмотреть поликультурную образовательную среду вуза в формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этнокультурная компетентность определяется нами как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. В качестве эффективного средства формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в статье рассматривается поликультурная образовательная среда вуза. Важнейшими задачами поликультурной образовательной среды вуза являются: всестороннее изучение будущими педагогами основ культуры собственного народа; формирование представлений о многообразии национальных культур в России; формирование навыков межкультурного взаимодействия с представителями разных этносов; воспитание уважения к традициям культур разных народов и другие. Поликультурная образовательная среда вуза рассматривается нами как специально организованная социально-психологическая среда, в которой каждый субъект учебно-воспитательного процесса независимо от своей этнической принадлежности будет иметь равные возможности для личностной самореализации, социального развития и самосовершенствования, при этом весь учебно-воспитательный процесс вуза строится на уважении к культуре, традициям разных народов.The peculiarity of Russia is that it has historically developed and continues to exist as a multinational state, in this regard the society faces a serious task of preparing young people for life in a multi-ethnic society. The problems of the formation of multicultural literacy, civic responsibility, ethno-cultural competence, respect for traditions, national culture and cultural differences of ethnic groups in the younger generation come to the forefront of the educational, personnel and youth policies of the country's regions. The purpose of the study is to consider the multicultural educational environment of the university as a means of the formation of ethno-cultural competence of future teachers. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the research problem, analysis of survey results of students of the Mari State University. Ethno-cultural competence is defined by the authors as a necessary set of personal qualities of a teacher, including high professionalism, knowledge, skills and abilities that allow free use of cultural means and objects in the ethno-cultural environment. As an effective means of forming ethno-cultural competence of future teachers, the article considers the multicultural educational environment of the university. The most important tasks of the multicultural educational environment of the university are: comprehensive study by future teachers of the basics of the culture of their own people; the formation of ideas about the diversity of national cultures in Russia; the formation of skills of intercultural interaction with representatives of different ethnic groups; fostering respect for the traditions of different cultures and so on. The authors consider the multicultural educational environment of the university as a specially organized socio-psychological environment in which each subject of the educational process, regardless of ethnicity, will have equal opportunities for personal self-realization, social development and self-improvement, while the entire educational process of the university is based on respect for the culture and traditions of different peoples.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Константинова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 14. № 2. 2020 Vestnik of the Mari State University. Vol. 14, no. 2. 2020

Педагогические науки

Pedagogics

УДК 371.13, 37.048.45 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-155-160

Поликультурная образовательная среда вуза и ее влияние

на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов Н. Г. Арзамасцева, В. В. Константинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. В связи с этим перед обществом стоит серьезная задача - подготовка молодежи к жизни в полиэтническом социуме. На первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов страны выходят проблемы формирования у подрастающего поколения поликультурной грамотности, гражданской ответственности, этнокультурной компетентности, уважительного отношения к традициям, национальной культуре и культурным различиям этносов. Цель исследования - рассмотреть поликультурную образовательную среду вуза в формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этнокультурная компетентность определяется нами как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. В качестве эффективного средства формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в статье рассматривается поликультурная образовательная среда вуза. Важнейшими задачами поликультурной образовательной среды вуза являются: всестороннее изучение будущими педагогами основ культуры собственного народа; формирование представлений о многообразии национальных культур в России; формирование навыков межкультурного взаимодействия с представителями разных этносов; воспитание уважения к традициям культур разных народов и другие. Поликультурная образовательная среда вуза рассматривается нами как специально организованная социально-психологическая среда, в которой каждый субъект учебно-воспитательного процесса независимо от своей этнической принадлежности будет иметь равные возможности для личностной самореализации, социального развития и самосовершенствования, при этом весь учебно-воспитательный процесс вуза строится на уважении к культуре, традициям разных народов.

Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, полиэтническая образовательная среда вуза, профессиональная деятельность, образовательная деятельность, воспитательная деятельность, практическая деятельность.

Для цитирования: Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В. Поликультурная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 2. С. 155-160. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-155-160

University multicultural educational environment and its effect

on the formation of ethno-cultural competence of future teachers N. G. Arzamastseva, V. V. Konstantinova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

The peculiarity of Russia is that it has historically developed and continues to exist as a multinational state, in this regard the society faces a serious task of preparing young people for life in a multi-ethnic society. The problems of

the formation of multicultural literacy, civic responsibility, ethno-cultural competence, respect for traditions, national culture and cultural differences of ethnic groups in the younger generation come to the forefront of the educational, personnel and youth policies of the country's regions. The purpose of the study is to consider the multicultural educational environment of the university as a means of the formation of ethno-cultural competence of future teachers. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the research problem, analysis of survey results of students of the Mari State University. Ethno-cultural competence is defined by the authors as a necessary set of personal qualities of a teacher, including high professionalism, knowledge, skills and abilities that allow free use of cultural means and objects in the ethno-cultural environment. As an effective means of forming ethno-cultural competence of future teachers, the article considers the multicultural educational environment of the university. The most important tasks of the multicultural educational environment of the university are: comprehensive study by future teachers of the basics of the culture of their own people; the formation of ideas about the diversity of national cultures in Russia; the formation of skills of intercultural interaction with representatives of different ethnic groups; fostering respect for the traditions of different cultures and so on. The authors consider the multicultural educational environment of the university as a specially organized socio-psychological environment in which each subject of the educational process, regardless of ethnicity, will have equal opportunities for personal self-realization, social development and self-improvement, while the entire educational process of the university is based on respect for the culture and traditions of different peoples.

Keywords: competence; ethno-cultural competence; university multiethnic educational environment, professional activity, educational activity, educational activity, practical activity.

For citation: Arzamastseva N.G., Konstantinova V.V. University multicultural educational environment and its effect on the formation of ethno-cultural competence of future teachers. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 2, pp. 155-160. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-155-160 (In Russ.).

Особенностью России является то, что она была и остается многонациональным государством. В связи с этим, перед обществом стоит задача подготовки молодежи к жизнедеятельности в полиэтническом социуме. На первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов страны выходят проблемы формирования у подрастающего поколения поликультурной грамотности, гражданской ответственности, уважительного отношения к культуре и традициям разных народов. Мы придерживаемся мнения о том, что решение этих задач не может быть достигнуто без целенаправленной организации системы формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в поликультурной образовательной среде вуза.

Следует отметить, что Республика Марий Эл представляет собой поликультурный регион с этнически неоднородной средой, в которой на сегодняшний день проживают представители более 50 национальностей. В связи с этим наиболее перспективной образовательной стратегией становится полиэтническое культурное образование, которое определяется как часть содержания современного образования, позволяющая личности приобщиться к родной этнической культуре; усвоить знания о многообразии традиций

и культурах иных этнических общностей и их представителях; познакомиться с особенностями образа жизни представителей разных этносов, проживающих в регионе; формировать готовность и умение жить в полиэтнической среде.

Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенкова1 и другие исследователи поликультурную образовательную среду вуза рассматривают как специально организованную социально-психологическую среду, в которой каждый субъект учебно-воспитательного процесса независимо от своей этнической принадлежности будет иметь равные возможности для личностной самореализации, социального развития и самосовершенствования, при этом весь учебно-воспитательный процесс вуза строится на уважении к культуре, традициям разных народов.

Среди особенностей полиэтнической образовательной среды вуза выделяют: использование языков, науки, культуры и искусства как средств формирования этнокультурной компетентности обучающихся; сочетание основ национальной (родной), русской и мировых культур в содержании

1 Хухлаева О.В. Поликультурное образование:учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухла-ев. М. : Юрайт, 2015. 283 с. Серия : Бакалавр.

образования; воспитание мультикультурной личности, толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями, с позитивными моделями поведения; превращение образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, способствующую интеграции молодого поколения в полиэтническую среду и другие.

Мы придерживаемся мнения о том, что поликультурная образовательная среда вуза может рассматривается как образовательный процесс, способствующий приобщению будущих педагогов к национальной и мировой культуре, этническим ценностям народов проживающих в России и развитию на этой основе этнокультурной компетентности личности, развитие социальной готовности жить в современном социуме.

А. Н. Джуринский1 выделяет следующие цели поликультурной образовательной среды вуза:

- создание комфортных условий для социальной адаптации личности в многонациональном государстве;

- возрождение и сохранение традиций родной культуры и воспитание уважения и терпимости к другим этническим культурам и традициям;

- развитие гармонии во взаимоотношении между представителями различных этнических групп и предотвращение межличностных конфликтов.

Среди задач поликультурной образовательной среды вуза выделяют следующие:

- формирование практической готовности личности к жизнедеятельности в поликультурной среде, умению взаимодействовать с представителями иной культуры;

- развитие гармонизации отношений между представителями разных социальных и этнических групп и предотвращение конфликтов по межнациональным, социально-культурным вопросам;

- формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов и их практическую готовность использовать полученные знания для решения проблем во взаимодействии с представителями разных этнических групп [2].

Следует отметить, что при формировании поликультурной образовательной среды вуза ни одна этническая культура не может выступать эталоном для оценки других; каждый имеет возможность самоопределиться в мире существую-

1 Хухлаева О.В. Поликультурное образование:учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухла-ев. М. : Юрайт, 2015. 283 с. Серия : Бакалавр.

щих этносов; создаются благоприятные условия для формирования готовности вступать в диалог с представителями разных культур и другое.

Этапы организации поликультурной образовательной среды в вузе:

• Контрибутивный. Он характеризуется тем, что в содержание образования включается информация о культуре этнических меньшинств; происходит знакомство с представителями этнических культур, народными ремеслами, кухней, музыкой. Например, организация и проведение национальных форумов, праздников с использованием кулинарных дегустаций, мастер-классов, знакомство с художественным творчеством, национальными песнями и танцами.

• Аддитивный. Данный этап характеризуется добавлением в содержание образования дополнительных спецкурсов, таких как «Этнотрадиции в сервисной деятельности», «Этнопедагогика», «Культура межнационального общения», «Поликультурное образование» и др., в процессе изучения которых создаются благоприятные условия для дальнейшего формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов.

• Трансформационный. Он характеризуется тем, что большинство учебных программ изучаются с позиции поликультурности. Студенты изучают факты и события с точки зрения различных культур, с целью формирования у них умения сочувствовать, критически относиться к одномерному взгляду на явления, толерантно относиться к мнению других.

• Социально-деятельностный. Опыт нашей работы позволяет нам сделать вывод о том, что поликультурная образовательная среда Марийского государственного университета находится сегодня на данном этапе, который характеризуется организацией на базе вуза разнообразных видов деятельности, которые могли бы помочь студентам совершенствовать межкультурные отношения в ходе проведения национальных форумов, праздников, конференций. Такие формы взаимодействия позволяют развивать у студентов многомерное мировоззрение; уважение к культурному многообразию; признание ценности любой культуры; способность вступать в переговоры с представителями всех культур современного общества и приходить к взаимообогащаю-щим решениям.

Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность

личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде.

Этнокультурная компетентность будущих педагогов способствует:

- передаче этнокультурного опыта, информации другим поколениям;

- развитию индивидуальности личности;

- воспитанию и развитию человека с опорой на этнокультурные традиции конкретного региона;

- передаче культурного наследия;

-развитию этнического самосознания и этнической толерантности.

Процесс формирования этнокультурной компетентности будущего педагога в поликультурной образовательной среде вуза включает в себя три важнейшие сферы - учебно-образовательную, воспитательную и практическую деятельности.

Учебно-образовательная деятельность вуза представляет собой специально организованный процесс взаимодополняющих друг друга компонентов - изучение дисциплин общекультурного блока (педагогика, философия, история и др.), участие в научной и исследовательской работе, что дополняется изучением специальных дисциплин или дополнительных образовательных программ по выбору студента. В этом случае вуз призван выполнять функции коррекции, обогащения, развития и совершенствования культурного опыта человека, способствует превращению его в реальное знание.

Второй важной областью формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов является воспитательная деятельность вуза, которая предполагает организацию социокультурной среды, способствующий дальнейшему развитию и совершенствованию личности студента. Следует отметить, что в основе воспитательной работы вуза лежат особенности и традиции учебного заведения, факультета, кафедры.

Так, например, первокурсники уже с первых дней обучения приобщаются к традициям вуза через воспитательные мероприятия: торжественную церемонию посвящения в первокурсники, торжественную линейку, посвященную началу учебного года, молодежные фестивали, проводятся тематические кураторские часы, раскрывающие тему толерантности, национальных культурных ценностей и так далее.

Традиционными в формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов стали как научные, так и воспитательные мероприятия.

На факультете иностранных языков проходит научно-практическая конференция «Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты», в институте национальных культур и межкультурной коммуникации ежегодно проводится научный форум «Проблемы марийской и сравнительной филологии». Студентов всех факультетов и институтов объединяет и Большой этнографический диктант, где каждый проверяет свою компетентность в вопросах этнической культуры. Клуб интернациональной дружбы и Центр культурно-творческой деятельности университета под руководством Управления по воспитательной работе и молодежной политике проводит молодежные фестивали национальных культур, конкурсы, мастер-классы. Танцевальные коллективы «Цармис», «Эхо гор», «КЬ^Ы» принимают участие в республиканских конкурсах, фестивалях, где занимают призовые места.

Мы считаем, что важнейшими принципами воспитательной деятельности вуза должны стать:

- принцип гуманизма, (направлен на формирование общечеловеческих, общекультурных и этнокультурных ценностей личности);

- принцип целостности, (предполагает создание благоприятных условий для социального и культурного становления личности будущего учителя в единстве учебно-образовательной, воспитательной и социально-практической деятельности);

- принцип социально-педагогического взаимодействия, (предполагает тесное сотрудничество вуза с другими социальными институтами по проблемам оказания квалифицированной помощи и поддержки разным категориям студентов);

- принцип самореализации, (предполагает создание условий для развития внутреннего творческого потенциала студента.

Выделяют следующие компоненты воспитательной деятельности вуза:

1. Социальная и общественная работа, которая содействует активной социализации личности, формирует ее социальную, гражданскую и этническую культуру.

2. Культурная и эстетическая работа, способствующая развитию общей культуры личности студента, приобщению ее к духовным ценностям, воспитанию потребности видеть, ощущать прекрасное

и так далее. Обучение и воспитание студентов по этому направлению осуществляется по следующей схеме: вуз - библиотека - музей - концертный зал - дискотека и так далее.

3. Спортивно-оздоровительная работа, предполагающая формирование у студентов потребности к здоровому образу жизни, что, несомненно, тесно взаимосвязано с воспитанием культурных и духовных ценностей личности.

6. Досуговая деятельность, включающая студентов в различные досуговые мероприятия. Кроме общеуниверситетских мероприятий на каждом факультете проводится своя воспитательная работа, которая планируется в зависимости от специфики данного факультета, его особенностей и традиций.

В системе формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов важная роль принадлежит педагогической практике, которая дополняет и углубляет теоретические знания, прививает интерес к профессии, развивает творческие способности личности. Задачи педагогической практики сводятся к осуществлению студентами педагогической деятельности с высокой творческой активностью, развитию умения взаимодействовать с детьми разных национальностей, проводить воспитательные мероприятия с классом другие.

Для изучения поликультурной образовательной среды вуза как средства формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов нами было проведено анкетирование студентов Марийского государственного университета. В эксперименте участвовали 122 студента 3-4 курсов, обучающихся по УГСН «Образование и педагогические науки».

Студентам предлагалось высказать свое мнение о важности введения в содержание образования дополнительных спецкурсов; организацию на базе вуза разнообразных видов деятельности, которые могли бы помочь студентам совершенствовать межкультурные отношения в ходе проведения национальных форумов, праздников, конференций; оценить свою этническую принадлежность; самостоятельно выделить признаки национальной культуры, показать уровень знаний в области мировой и национальной культу-

ры, определить уровень сформированности личностных качеств и так далее.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

Большинство опрошенных 60 % студентов обладают прочными знаниями в области мировой и национальной культуры, хорошо ориентируются в ее особенностях, жанрах, легко распознают музыкальные, художественные и другие произведения по характеру, содержанию, языку, прекрасно владеют терминологией, они эмоционально отзывчивы на произведения искусства, суждения и оценки объективны и мотивированны. Все респонденты подчеркивают необходимость и важность изучения дополнительных спецкурсов, которые, по их мнению, создают благоприятные условия для дальнейшего совершенствования этнокультурной компетентности.

Студентам было предложено выбрать наиболее важные факторы, формирующие этнокультурную компетентность личности: 40 % студентов выбрали поликультурную образовательную среду вуза, региона, города; 20 % студентов выбрали средства массовой информации; 20 % -чтение национальной литературы, 10 % считают, что главным фактором является семья и историческое прошлое своего народа. Следует отметить, что все респонденты (100 %) важными показателями этнокультурной компетентности личности считают: развитие у студента способности к моральным суждениям в ситуации межнационального общения; проявление уважения к различным культурам; развитие таких чувств личности, как сочувствие, милосердие, толерантность, гуманность и др.; умение вести себя должным образом - сохранять достоинство, выдержку в незнакомой среде; знание национального этикета и традиций.

Опыт нашей работы подтверждает, что процесс формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов - сложный и многоуровневый, в качестве эффективного средства его формирования выступает поликультурная образовательная среда вуза, что, несомненно подталкивает нас к творческому поиску путей ее формирования.

Литература

1 Арзамасцева Н.Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей в контексте их профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 20-27.

2. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. М. : РГПУ. 2003. 510 с.

3. Волчкова А.А. Этносоциальная культура молодежи в условиях большого города. Самара : Изд-во МГПУ, 2005. 144 с.

4. Константинова В.В., Алексеева Е.В. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию этнокультурной компетентности современных школьников // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. СПб., 2017. С. 37-39.

5. Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 69-72.

6. Серякова С. Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 314-316.

7. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С.43-49.

8. Чухно А.Г. Этнокультурная модель регионального образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 2. С. 38-39.

References

1. Arzamastseva N.G. Formirovanie etnokul'turnoi kompetentnosti budushchikh uchitelei v kontekste ikh professional'noi podgo-tovki [Formation of ethno-cultural competence of future teachers in the context of their professional training]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = Bulletin of Moscow Region State University, Moscow, 2012, no. 4, pp. 20-27. (In Russ.).

2. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya I praktika [Multicultural education: theory and practice]. RSPU Publ. house, 2003, 510 p. (In Russ.).

3. Volchkova A.A. Etnosotsial'naya cul'tura molodezhi v usloviyakh bol'shogo goroda [Ethno-social culture of youth in a large city]. Samara, MSPU Publ. house, 2005, 144 p. (In Russ.).

4. Konstantinova V.V., Alekseeva Ye.V. Podgotovka budushchego uchitelya nachal'nykh klassov k formirovaniyu etnokul'turnoi kompetentnosti sovremennykh shkol'nikov [Preparation of future primary school teachers to form the ethno-cultural competence of modern schoolchildren]. Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nykh problem sovremennosti = Synthesis of science and society in solving global problems of our times, Saint Petersburg, 2017, pp. 37-39. (In Russ.).

5. Komarovskaya Ye.P. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev i muzeinaya pedagogika [Cultural and educational activities of museums and museum pedagogy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.20 Pedagogicheskoe obrazovanie = The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education, 2009, no. 1, pp. 69-72. (In Russ.).

6. Seryakova S.B. Kompetentnostnyi podkhod v opredelenii obrazovatel'nykh strategii vysshei shkoly [Competence-based approach in determining educational strategies of university education]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2011, no. 10, pp. 314-316. (In Russ.).

7. Slastenin V.A. Osnovnye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniya [The main tendencies of modernization of higher education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical Education and Science, Moscow, 2004, no. 1, pp. 43-49. (In Russ.).

8. Chukhno A.G. Etnokul'turnaya model' regional'nogo obrazovaniya [Ethno-cultural model of regional education]. Srednee professional'noe obrazovanie = The Journal of Secondary Vocational Education, 2006, no. 2, pp. 38-39. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 25.03.2020 г.; принята к публикации 28.05.2020 г.

Submitted 25.03.2020; revised 28.05.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, natta69@mail.ru

About the authors Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, natta69@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Константинова Валентина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, mar.pedagog@gmail. com

Valentina V. Konstantinova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia,

mar.pedagog@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.