Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иксанова Лидия Геннадьевна, Фёдорова Светлана Николаевна

Введение . В статье показана эффективность системы повышения квалификации педагогов по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Авторы знакомят с системой внутришкольного обучения педагогов в Национальной президентской школе-интернате, реализующей образовательную программу этнокультурной направленности. Цель исследования - выявить эффективность системы повышения квалификации педагогов в рамках внедренной модели управления деятельностью образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Материалы и методы. Повышение квалификации педагогов носит плановый и системный характер. В основном квалификация (квалификационная категория) повышается раз в пять лет, но в рамках этого срока есть дополнительное обучение (индивидуальное, групповое или коллективное). Индивидуализированная система повышения квалификации усиливает мотивацию учителя к своему профессиональному совершенствованию: он сам выстраивает образовательный маршрут в соответствии не только со своими образовательными потребностями, но и потребностями общества и государства. Результаты . В опросе участвовали 36 педагогов, в т.ч. 4 учителя начальных классов, преподающих марийский язык, 2 учителя марийского языка, 1 учитель ИКН. Проводилась экспертная оценка по квалификационной категории, повышению квалификации и курсовой подготовке. Обсуждение. Итоги внедрения программы повышения квалификации педагогов в рамках экспериментальной работы по управлению деятельностью ОО по УЯПиЭПО показали, что уровень реализации всех задач по УЯПиЭПО повысился. Заключение . Повышение квалификации учителей, осуществляющих этноориентированную деятельность по УЯПиЭПО, предполагает использование различных форм работы и целенаправленное управление этим процессом. Только персонифицированная модель повышения квалификации, обеспечивающая возможность выбора педагогами собственных индивидуальных образовательных траекторий, позволит повысить качество удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иксанова Лидия Геннадьевна, Фёдорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRA-SCHOOL EDUCATION PROGRAM AS A MECHANISM FOR MANAGING THE ETHNO-ORIENTED ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. The article shows the effectiveness of the system of professional development of teachers to meet the language rights and ethno-cultural needs of students. The authors introduce the system of intra-school education of teachers in the National Presidential Boarding School, which implements an educational program of ethno-cultural orientation. Purpose of the study - to identify the effectiveness of the system of professional development of teachers within the framework of the implemented model of managing the activities of an educational organization to meet the language rights and ethno-cultural needs of students. Materials and methods. Professional development of teachers is planned and systematic. Basically, the qualification (qualification category) is upgraded every five years, but within this period there is additional training (individual, group or collective).The individualized system of professional development increases the motivation of the teacher for his professional improvement: he himself builds an educational route in accordance not only with his educational needs, but also with the needs of society and the state. Results. 36 teachers participated in the survey, including 4 primary school teachers who teach the Mari language, 2 teachers of the Mari language, and 1 teacher of the history and culture of the peoples living in the republic. An expert assessment was conducted on the qualification category, advanced training and course preparation. Discussion. The results of the implementation of the teacher training program as part of the experimental work on managing the activities of an educational organization to meet the language rights and ethno-cultural needs of students showed that the level of implementation of all tasks to meet the language rights and ethno-cultural needs of students has increased. Conclusion. Professional development of teachers who carry out ethno-oriented activities to meet the language rights and ethno-cultural needs of students involves the use of various forms of work and purposeful management of this process. Only a personalized model of professional development, which allows teachers to choose their own individual educational trajectories, will improve the quality of meeting the language rights and ethno-cultural needs of students.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.1

DOI: 10.30914/2072-6783-2021 -15-1 -19-28

Программа внутришкольного обучения как механизм управления

этноориентированной деятельностью образовательной организации

Л. Г. Иксанова1, С. Н. Федорова2

Национальная президентская школа-интернат, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация 2Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье показана эффективность системы повышения квалификации педагогов по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Авторы знакомят с системой внутришкольного обучения педагогов в Национальной президентской школе-интернате, реализующей образовательную программу этнокультурной направленности. Цель исследования - выявить эффективность системы повышения квалификации педагогов в рамках внедренной модели управления деятельностью образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Материалы и методы. Повышение квалификации педагогов носит плановый и системный характер. В основном квалификация (квалификационная категория) повышается раз в пять лет, но в рамках этого срока есть дополнительное обучение (индивидуальное, групповое или коллективное). Индивидуализированная система повышения квалификации усиливает мотивацию учителя к своему профессиональному совершенствованию: он сам выстраивает образовательный маршрут в соответствии не только со своими образовательными потребностями, но и потребностями общества и государства. Результаты. В опросе участвовали 36 педагогов, в т.ч. 4 учителя начальных классов, преподающих марийский язык, 2 учителя марийского языка, 1 учитель ИКН. Проводилась экспертная оценка по квалификационной категории, повышению квалификации и курсовой подготовке. Обсуждение. Итоги внедрения программы повышения квалификации педагогов в рамках экспериментальной работы по управлению деятельностью ОО по УЯПиЭПО показали, что уровень реализации всех задач по УЯПиЭПО повысился. Заключение. Повышение квалификации учителей, осуществляющих этноориен-тированную деятельность по УЯПиЭПО, предполагает использование различных форм работы и целенаправленное управление этим процессом. Только персонифицированная модель повышения квалификации, обеспечивающая возможность выбора педагогами собственных индивидуальных образовательных траекторий, позволит повысить качество удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.

Ключевые слова: педагоги, повышение квалификации, модель, программа внутришкольного обучения, языковые права, этнокультурные потребности

Для цитирования: Иксанова Л.Г., Федорова С.Н. Программа внутришкольного обучения как механизм управления этноориентированной деятельностью образовательной организации // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. С. 19-28. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-1-19-28

Intra-school education program as a mechanism for managing

the ethno-oriented activities of an educational organization

L. G. Iksanova1, S. N. Fedorova2

1 National Presidential Boarding School, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2 Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article shows the effectiveness of the system of professional development of teachers to meet the language rights and ethno-cultural needs of students. The authors introduce the system of intra-school education of teachers in the National Presidential Boarding School, which implements an educational program of ethno-cultural orientation. Purpose of the study - to identify the effectiveness of the system of professional development of teachers within the framework of the implemented model of managing the activities of an educational organization to meet the language rights and ethno-cultural needs of students. Materials and methods. Professional development of teachers is planned and systematic. Basically, the qualification (qualification category) is upgraded every five years, but within this period there is additional training (individual, group or collective).The individualized system of professional development increases the motivation of the teacher for his professional improvement: he himself builds an educational route in accordance not only with his educational

needs, but also with the needs of society and the state. Results. 36 teachers participated in the survey, including 4 primary school teachers who teach the Mari language, 2 teachers of the Mari language, and 1 teacher of the history and culture of the peoples living in the republic. An expert assessment was conducted on the qualification category, advanced training and course preparation. Discussion. The results of the implementation of the teacher training program as part of the experimental work on managing the activities of an educational organization to meet the language rights and ethno-cultural needs of students showed that the level of implementation of all tasks to meet the language rights and ethno-cultural needs of students has increased. Conclusion. Professional development of teachers who carry out ethno -oriented activities to meet the language rights and ethno-cultural needs of students involves the use of various forms of work and purposeful management of this process. Only a personalized model of professional development, which allows teachers to choose their own individual educational trajectories, will improve the quality of meeting the language rights and ethno-cultural needs of students.

Keywords: teachers, professional development, model, program of intra-school education, language rights, ethno-cultural needs

For citation: Iksanova L.G., Fedorova S.N. Intra-school education program as a mechanism for managing the ethno-oriented activities of an educational organization. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 1, pp. 19-28. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-1-19-28

Введение

Удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся (УЯПиЭПО) является составной частью деятельности образовательной организации (ОО) поликультурного региона. В условиях «функционирования школ с этнокультурным составом особую значимость приобретают вопросы разработки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и бикуль-турной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой -на национально-культурные и регионально-этнические традиции» [1, с. 161]. Результаты деятельности по этому направлению во многом зависят от квалификации педагогов, которая рассматривается как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Чтобы соответствовать требованиям времени, педагог должен постоянно повышать свою квалификацию, т.е. обновлять теоретические и практические знания, совершенствовать свои навыки.

В педагогической науке проблема повышения квалификации учителей исследована многими учеными. Нас интересуют вопросы профессионального роста учителей и будущих педагогов по образовательным программам этнокультурной направленности, раскрытые в трудах О.И. Арте-менко [3], С.Б. Серяковой [4], В.А. Тишкова [2], С.Н. Федоровой [6] и других.

Цель нашего исследования - выявить эффективность системы повышения квалификации педагогов в рамках внедренной модели управления деятельностью образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.

Модель внедрялась на базе ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат» и предусматривала реализацию следующих задач:

— развитие навыков применения инновационных средств в организации этноориентированно-го образовательного процесса;

— создание условий, обеспечивающих удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся;

— ознакомление с инновационными практиками, методиками и формами этнокультурного образования;

— повышение качества этноориентированного обучения;

— разработка учебно-методического обеспечения (пособий, методических разработок, наглядного материала и т. д.) этнокультурной направленности;

— развитие этнокультурной компетентности педагогов [5].

Материалы и методы

В ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат» повышение квалификации педагогов носит плановый и системный характер. В основном квалификация (квалификационная

категория) повышается раз в пять лет, но в рамках этого срока есть дополнительное обучение (индивидуальное, групповое или коллективное). Заместителем директора по УВР составляется график, в котором прописываются сроки и виды обучения, на которое направляется педагог.

Предлагаются две основные формы повышения квалификации:

— самообразование (работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствуется в своих навыках, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса);

— организованное стороннее профессиональное обучение (стажировка, курсы, в т.ч. дистанционные).

Педагог может воспользоваться накопительной системой повышения квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).

Каждый педагог обязательно включает в свою программу профессионального обучения вариа-

тивный и два инвариативных раздела (изучение фундаментальных проблем развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также глобальные проблемы конкретного направления обучения по своему предмету).

Индивидуализированная система повышения квалификации усиливает мотивацию учителя к своему профессиональному совершенствованию: он сам выстраивает образовательный маршрут в соответствии не только со своими образовательными потребностями, но и потребностями общества и государства. У учителя есть и право выбора формы обучения: очная, очно-заочная или заочная; с применением дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

Прежде всего нами выявлялась мотиваци-онная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств на основе модифицированного опросника Т.С. Соловьевой1. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 / Table 1

Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств / Motivational readiness of the teaching staff to master innovations

№ / no. Критерии / Criteria Кол-во / Number % Кол-во / Number %

1 2 3 4 5 6

педагоги / teachers уч. мар.яз. / Mari language teachers

1 Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить 15 36 6 85,7

2 Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов 34 94,4 6 85,7

3 Потребность в контактах с интересными, творческими людьми 26 72,2 7 100

4 Желание создать хорошую, эффективную школу для детей 36 100 7 100

5 Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины 34 94,4 5 71,4

6 Потребность в лидерстве 15 41,6 3 42,8

7 Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей 14 38,8 4 57,1

8 Потребность в самовыражении, самосовершенствовании 30 83,3 6 85,7

9 Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе 13 36,1 6 85,7

10 Желание проверить на практике полученные знания о новшествах 22 61,1 6 85,7

11 Потребность в риске 10 27,7 2 28,57

1 Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. URL: https://nsportal.ru/shkola/ materialy-k-attestatsii/library/2019/03/01/ankety-na-opredelenie-urovnya-gotovnosti-pedagogov (дата обращения: 20.01.2021).

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

12 Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. 35 97,2 6 85,7

13 Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным 32 88,8 7 100

Результаты исследования

В опросе участвовали 36 педагогов, в том числе 4 учителя начальных классов, преподающих марийский язык, 2 учителя марийского языка, 1 учитель ИКН. Анализ полученных результатов показал, что у 94,4 % педагогов высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов; у 41,6 % педагогов есть потребность в лидерстве, они могут возглавить руководство экспериментальными группами; у 83,3 % педагогов отметилась потребность в самовыражении и самосовершенствовании, они готовы к инновациям; 88,8 % педагогов стремятся быть замеченными и по достоинству оце-

ненными, что дает возможность поручить им важные задания. Таким образом, мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств оказалась на достаточно высоком уровне.

Далее была проведена экспертная оценка по двум показателям:

— квалификационная категория (по годам);

— повышение квалификации и курсовая подготовка (по годам) (табл. 2, 3).

Оценка по первому показателю обозначила процентный состав педагогов по категориям. В частности, оказалось, что высшую категорию имеют 57,14 % педагогов, преподающих предметы этнокультурной направленности.

Таблица 2 / Table 2

Квалификационная категория (по годам) / Qualification category (by years)

Годы / Years Количество педагогов с категорией / Number of teachers with category

СЗД / compliance with the position II I высшая / the highest

в т. ч. уч. мар. яз. в т. ч. уч. мар. яз. в т. ч. уч. мар. яз. в т. ч. уч. мар. яз.

2014 2 0 2 0 30 2 4 1

2015 2 0 1 0 28 4 5 3

2016 1 0 1 0 28 3 6 4

Таблица 3 / Table 3

Повышение квалификации и курсовая подготовка (по годам) / Professional development and coursework (by years)

Годы / Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку / Number of teachers who completed coursework

Years общее кол-во прошедших / total number по этнокультурному направлению / in the ethno-cultural direction of training

в т. ч. мароведов в т. ч. мароведов

2014 20 2 1 1

2015 26 4 12 5

2016 35 7 34 7

Всего 36 (100 %) 7 (100 %) 34 (94,4 %) 7 (100 %)

По данному показателю также выявлен высо- ского языка для реализации задач этнокультур-кий уровень подготовленности учителей марий- ного образования.

Далее для выстраивания грамотной управленческой политики по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся необходимо было выявить причины, которые мешали достижению высоких результатов. Для этого мы использовали методику «Барьеры, препятствующие освоению инноваций», по которой были получены следующие результаты:

1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях — 0 чел.

2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому — 0 чел.

3. Плохое здоровье, другие личные причины — 2 чел.

4. Большая учебная нагрузка — 3 чел.

5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения — 2 чел.

6. Отсутствие материальных стимулов — 0 чел.

7. Чувство страха перед отрицательными результатами — 3 чел.

8. Отсутствие помощи — 0 чел.

9. Разногласия, конфликты в коллективе — 1 чел.

Как показывают полученные результаты, некоторые учителя в качестве инновационных барьеров называли состояние здоровья, личные обстоятельства, отсутствие опыта, страх перед отрицательными результатами и большую учебную нагрузку. В целом же выявлен достаточно высокий инновационный потенциал среди педагогического коллектива.

Также был проведен анализ мотивационной среды на основе «Диагностики структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л. Бадоева1 и «Структуры мотивации трудовой деятельности» К. Замфир2 (табл. 4). Необходимо было оценить соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов - полностью не соответствует, 10 баллов - полностью соответствует.

На основе полученных результатов построен графический профиль мотивационной среды ОО, а также определены демотивирующие факторы.

Таблица 4 / Table 4

Анализ мотивационнои среды организации / Analysis of the motivational environment of the organization

№ / no. Утверждения / Statements 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1 Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены 1 1 4 30

2 Эти результаты известны каждому учителю 1 2 2 1 4 26

3 Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов 2 2 32

4 Размеры вознаграждения известны каждому учителю 2 3 3 28

5 Вознаграждения имеют ценность 36

6 Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности 2 3 4 1 2 3 1 20

7 Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы 1 1 1 3 30

8 Каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы 2 3 3 2 2 24

9 Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ 1 1 1 34

1 Бадоев Т.Л. Методика диагностики структуры мотивов трудовой деятельности // Психологическая диагностика. URL: https://sites.google.com/site/test300m/smtd (дата обращения: 20.01.2021).

2 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана). URL: https://hr-portal.ru/ artide/motivaciya-professionalnoy-deyatelnosti-metodika-k-zamfir-v-modifikacii-reana (дата обращения: 20.01.2021).

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

10 Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов 2 2 2 30

11 Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения 1 2 3 5 25

12 Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям 3 3 6 8 16

13 Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения 5 5 26

14 Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатов условия 2 2 2 2 2 24

15 В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные 1 1 1 1 32

Итого 0 0 0 2 5 12 14 22 30 40 413

Мотивационный профиль педагогического коллектива

40 35 30 25 20 15 10

100 % 36 чел.

83 % 30 чел.

94 % 34 чел.

66 % 24 чел.

83 % 30 чел.

88 %

32 чел.

ряд 1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд 5 ряд 6 ряд 7 ряд 8 ряд 9 ряд 10 ряд 11 ряд 12 ряд 13 ряд 14 ряд 15

5

0

Рис. 1. Графический профиль мотивационной среды ОО / Fig. 1. Graphic profile of the motivational environment of the educational organization

Таким образом, на констатирующем этапе своего исследования мы сделали выводы относительно готовности учителей к деятельности по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся и наличии барьерных рисков в реализации задач этого направления.

Задача формирующего этапа заключалась в разработке и внедрении Программы внутри-школьного обучения педагогов, по которой каждый педагог выбирал тему самообразования, разраба-

тывал свой образовательный маршрут и выбирал формы и виды профессионального обучения исходя из своего профессионального дефицита.

Педагогами реализовывались такие темы самообразования, как «Воспитательная работа на основе марийской национальной культуры», «Этно-педагогическая среда как фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», «Воспитание детей на оснве марийского эпоса», «Использование народных сказок в воспитании детей», «Этнокультурные ЭОР в педагогической

практике», «Марийская литература и ее герои в школьной жизни», «Использование этнокультурных образовательных технологий в образовательном процессе», «Этнопедагогизация образовательной среды» и другие.

Педагогами пройдены курсы повышения квалификации «Русский язык и литература в этнокультурной образовательной среде» (4.12.2017— 9.12.2017 г.) — 16 чел., «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по изучению национальной культуры и традиций народов» (18.02.19—22.02.2019 г.) — 17 чел., «Формирование системы оценки качества образования: графический метод анализа образовательной статистики» (7.11.19 — 11.11.2019 г.) — 33 чел., «Электронные образовательные технологии в образовательном процессе» (16.11.2020 — 16.12.2020 г.) — 9 воспитателей и другие.

Использовались различные формы повышения профессионального мастерства педагогов: этнокультурные проекты, «Языковой лагерь», Межрегиональный «Юнкоровсий слет», Межрегиональный финно-угорский лагерь, Всероссийская хоровая школа и другие.

Нами была организована методическая работа с молодыми специалистами (они составляют 38,8 %), для которых регулярно организуются консультации по интересующим их вопросам методики преподавания, педагогики, психологии. Внедрена система менторства, наставничества, в рамках договора о сетевом взаимодействии со школой № 138 г. Москва.

Использовались и традиционные формы повышения квалификации: публичные выступления на обучающих семинарах, мастер-классы, конкурсы и фестивали педагогического мастерства, конкурсы и фестивали для учащихся, обобщение педагогического опыта, разработка методических рекомендаций, пособий, тестовых и контрольных материалов, открытые уроки, методические сообщения, взаимопосещение уроков, консультации, участие в конкурсах профессионального мастерства.

С целью повышения квалификации педагогов нами проводились организованные формы методической работы:

— общешкольные: педсовет «Школа как этно-педагогический центр», методический совет «Обеспечение условий по УЯПиЭПО»;

— совещания при директоре: «Система и структура деятельности по УЯПиЭПО», «Механизм внедрения УЯПиЭПО»;

— совещания при заместителе директора по учебно-воспитательной работе: «Внедрение учебной системы УЯПиЭПО» и «Внедрение воспитательной системы по УЯПиЭПО», методическая копилка идей «Портфолио педагогов», круглый стол «Проблема реализации программы по УЯПиЭПО», семинар-практикум «Реализация программы по УЯПиЭПО»), ресурсы библиотечного фонда (учебная и художественная литература в электронном доступе);

— групповые методические совещания, педагогические чтения, открытые тематические уроки, мероприятия, предметные недели, связь с кураторами учебных заведений культуры и искусства по профилю.

Задачи методической работы направляются на обеспечение высокого методического уровня проведения учебных занятий на основе выявления, обобщения и распространения положительного педагогического опыта коллег, внедрения в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов через работу педагогических и методических советов, методических объединений. Работа методического совета осуществляется в тесном контакте с методическими объединениями. Совместная работа МС и МО дает возможность проявить активность, творчество, реализовать познавательные интересы педагогов и провести информационные и другие многоплановые мероприятия на двух государственных языках республики.

Эффективность системы повышения квалификации педагогов в рамках внедренной модели управления деятельностью образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся можно оценить по перечню и уровню мероприятий, проведенных на базе школы: I республиканская научно-практическая конференция «Пряни-ковские чтения», I республиканская научно-практическая конференция «Этномир», республиканская научно-практическая конференция «Развитие духовно-нравственной составляющей образовательного процесса в современных социокультурных условиях» и другие.

Показателем эффективности является и разработанный педагогами учебно-методический материал: 2 сборника материалов научно-практической конференции «Этномир»; методические разработки «Марийская вышивка», «Народные

промыслы», «Художественная резьба», «Народная игра» и другие.

Педагоги школы выступили с докладами на XIV Международном конгрессе финно-угорских писателей (Тарту, Эстония, 2017 г.), VI съезде Общероссийского движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» «Финно-угорские народы России: гражданская идентичность и этнокультурное многообразие» (Республика Коми, Сыктывкар, 2017 г) и другие.

Обсуждение

Итоги внедрения программы повышения квалификации педагогов в рамках экспериментальной работы по управлению деятельностью ОО по УЯПиЭПО показали, что уровень реализации всех задач по УЯПиЭПО повысился. Об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента, в рамках которого мы прослеживали профессиональный рост учителей родного, в т.ч. марийского, языка. Результаты исследования по методике «Оценка этнокультурной компетентности» свидетельствуют о том, что 50 %

педагогов имеют оптимальный уровень профессиональной готовности к этноориентированной деятельности. Эти педагоги в полной мере обладает необходимыми навыками этнопедаго-гизации образовательного процесса, имеют глубокие знания в области национальной культуры, умело используют этнокультурные образовательные технологии. 50 % педагогов имеют допустимый уровень этнокультурной компетентности. Педагогов с критическим уровнем профессиональной готовности к этнопедагогической работе на контрольном этапе не обнаружено.

Наглядно сравнительный анализ данных диагностики педагогов по методике «Оценка этнокультурной компетентности» представлен на рис. 2.

Результаты исследования по методике «Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности педагогов по УЯПЭКПО» представлены на рисунке 3.

На контрольном этапе изменились и данные о повышении уровня квалификации педагогов и курсовой подготовке (табл.5, 6).

40 30 20 10 0

Рис. 2. Оценка этнокультурной компетентности педагогов / Fig. 2. Assessment of teachers' ethno-cultural competence

50

50

П оптимальный

□ допустимый

□ критический

Рис. 3. Данные диагностики по методике «Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности педагогов по УЯПЭКПО», % / Fig. 3. Diagnostic data according to the method "Expert assessment of the results of teachers' professional activities according to meeting the language rights and ethno-cultural needs of students (MLRECNS)"

%

0

Таблица 5 / Table 5

Уровень подготовленности педагогов по квалификационным категориям (по годам) / The level of teachers' readiness by qualification categories (by years)

Годы / Years Количество педагогов с категорией / Number of teachers with category

СЗД / compliance with the position II I высшая / the highest

в т. ч. уч. мар. яз в т. ч. уч. мар. яз. в т. ч. уч. мар. яз в т. ч. уч. мар. яз

2017 0 0 0 0 30 4 6 3

2018 0 0 0 0 28 3 7 4

2019 0 0 0 0 31 1 8 5

Таблица 6 / Table 6

Повышение квалификации и курсовая подготовка (по годам) / Professional development and coursework (by years)

Годы / Years Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку / Number of teachers who completed coursework

общее кол-во прошедших / total number по этнопедагогике / in ethno-pedagogy

в т. ч. уч. мар. яз. в т. ч. уч. мар. яз.

2017 26 5 16 4

2018-2019 36 7 36 7

Всего 36 (100 %) 7 (100 %) 36 (100 %) 7 (100 %)

Заключение

Таким образом, повышение квалификации учителей, осуществляющих этноориентирован-ную деятельность по УЯПиЭПО, предполагает использование различных форм работы и целенаправленное управление этим процессом. Только

персонифицированная модель повышения квалификации, обеспечивающая возможность выбора педагогами собственных индивидуальных образовательных траекторий, позволит повысить качество удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.

Список литературы

1. Иксанова Л.Г., Федорова С.Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2 (34). С. 161—168.

2. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России: коллективная монография / под ред.: В.А. Тишков, В.В. Степанов. М. : ИЭА РАН, 2016. 297 с.

3. Русский язык в образовательной среде многоязычной России: коллективная монография / под научной ред. О.И. Ар-теменко. М. : РАНХиГС, 2020. 544 с.

4. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы. Сопоставительный анализ. М. : Прометей, 2016. 164 с.

5. Федорова С.Н Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации педагогов. 2016. № 1 (26). С. 50—55.

6. Федорова С.Н., Воронцова Э.М., Токтарова В.И. Концептуальная основа и модель языкового виртуального пространства по формированию языковой компетентности субъектов билингвальной среды в условиях русско-марийского двуязычия: монография. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2019. 180 с.

Статья поступила в редакцию 21.01.2021 г.; одобрена после рецензирования 10.02.2021 г.; принята к публикации 20.03.2021 г.

Об авторах

Иксанова Лидия Геннадьевна

аспирант, директор Национальной президентской школы-интернат, Марийский государственный университет, 424000, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1, [email protected]

Фёдорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, 424000, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1, [email protected]

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Iksanova L.G., Fedorova S.N. Organizatsionnoe, resursnoe i metodicheskoe obespechenie deyatel'nosti obrazovatel'noi organi-zatsii po udovletvoreniyu yazykovykh prav i etnokul'turnykh potrebnostei obuchayushchikhsya [Organizational, resource and methodological support of educational organization activities on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs of students]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 2 (34), pp. 161-168. (In Russ.).

2. Mezhetnicheskie otnosheniya i etnokul'turnoe obrazovanie v regionakh Rossii: kollektivnaya monografiya [Interethnic relations and ethno-cultural education in the regions of Russia: collective monograph]. Ed.: Tishkov V.A., Stepanov V.V., M., IEA RAS Publ., 2016, 297 p. (In Russ.).

3. Russkii yazyk v obrazovatel'noi srede mnogoyazychnoi Rossii: kollektivnaya: monografiya [Russian language in the educational environment of multilingual Russia: collective monograph]. Science editor Artemenko O.I. M., RANEPA Publ., 2020, 544 p. (In Russ.).

4. Seryakova S.B., Kravchenko V.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v Rossii i stranakh Zapadnoi Evropy. Soposta-vitel'nyi analiz [Additional professional education in Russia and the countries of Western Europe. Comparative analysis]. M., Prometheus Publ., 2016, 164 p. (In Russ.).

5. Fedorova S.N. Dopolnitel'nye professional'nye programmy po povysheniyu etnokul'turnoi kompetentnosti pedagogov [Additional professional programs of increasing ethno-cultural competence of teachers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov = Scientific support of a system of advanced training of teachers, 2016, no. 1 (26), pp. 50-55. (In Russ.).

6. Fedorova S.N., Vorontsova E.M., Toktarova V.I. et al. Kontseptual'naya osnova i model' yazykovogo virtual'nogo prostranstva po formirovaniyu yazykovoi kompetentnosti sub"ektov bilingval'noi sredy v usloviyakh russko-mariiskogo dvuyazychiya: monografiya [Conceptual basis and model of linguistic virtual space for the formation of linguistic competence of the subjects of the bilingual environment in the conditions of Russian-Mari bilingualism: monograph]. Yoshkar-Ola, Mari State University, 2019, 180 p. (In Russ.).

Submitted21.01.2021; approved 10.02.2021; revised20.03.2021.

About the authors

Lidiya G. Iksanova

Postgraduate Student, Director of the National Presidential Boarding School, Mari State University,

1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000, Russian Federation, [email protected]

Svetlana N. Fedorova

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, 1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation,

[email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.