▲
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Предметные концепции общего образования в содержании дополнительных профессиональных программ
Н. М. Кузнецова, С. Н. Федорова, Х. Г. Ларионова
Subject conceptions of general education in the content of additional professional programs
N. M. Kuznetsova, S. N. Fyodorova, H. G. Larionova
Аннотация. Актуализируется проблема отражения предметных концепций общего образования в содержании курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Анализируется, как это направление реализуется в ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» и какие изменения, связанные с результатами учащихся и необходимостью «усиления» актуальных для педагогов вопросов, внесены в дополнительные образовательные программы. Обосновывается эффективность разработанных модулей и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей-предметников (в частности, учителей русского языка и литературы, математики, истории и обществознания), педагогов дошкольных образовательных организаций, руководящих работников. Выделяются конкретные формы деятельности института в этом направлении, аргументируется возможность обсуждения содержания предметных концепций общего образования на семинарах-практикумах курсового и посткурсового сопровождения, на научно-практических конференциях, фестивалях, методических акциях, во время индивидуальных и групповых консультаций и т. д.
Abstract. The problem of reflecting the subject conceptions of general education in the framework of advanced training courses and professional retraining of teachers is actualized. The concept implementation by the State Budgetary Institution of Additional Professional Education of the Mari El Republic "Mari Institute of Education" is analyzed. And changes associated with the results of students and the need of "strengthen" the relevant issues for teachers are included in additional edu-
cational programs. The effectiveness of the developed modules and additional professional programs for professional development and professional retraining of subject teachers (in particular teachers of the Russian language and literature, mathematics, history and social studies), teachers of preschool educational organizations, and leading workers is substantiated. Specific forms of the institute's activity in this direction are highlighted, the possibility of discussing the subject conceptions of general education at seminar and practical work of course and post-course support, at scientific and practical conferences, festivals, methodical actions, during individual and group meetings, etc., is argued.
Ключевые слова: предметные концепции, общее образование, педагог, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, образовательный модуль, семинар-практикум.
Keywords: subject conceptions, general education, educator, advanced training courses, professional retraining of teachers, educational module, seminar and practical work.
Сегодня в системе общего образования реализуются три Концепции, нацеленные на модернизацию содержания и технологий обучения, а также профессиональное развитие педагогов: Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г.) [1]; Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (историко-культурный стандарт) (утверждена решением Президиума Российского исторического общества от 05 апреля
2013 г.) [2]; Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016) [3].
Разработаны и находятся на стадии обсуждения проекты Концепций еще нескольких учебных предметов: «Обществознание», «Физическая культура», «География», предметной области «Искусство», предметной области «Технология». Также разрабатывается Концепция преподавания немецкого языка. В перспективе до 2020 года будут разработаны и утверждены Концепции всех предметов.
ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» реализует дополнительные образовательные программы, в рамках которых рассматриваются и вопросы предметных концепций.
Разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы, в содержание которых введена вариативная тема «Реализация предметных Концепций общего образования»:
- «Реализация компетентностного подхода в преподавании математики в общеобразовательной школе» - 18 часов.
- «Технологии формирования УУД в предметной области «математика» - 36 часов.
- «Система оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования» -18 часов.
- «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС» - 36 часов.
- «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности» - 36 часов.
- «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» - 36 часов.
Кроме того, в целях реализации Концепций преподавания русского языка и литературы и развития математического образования ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования» систематически проводит курсы повышения квалификации учителей русского языка и математики по единой теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-х классах и «Методика подготовки к итоговой аттестации в 11-х классах», объемом 18 часов.
Дополнительные образовательные программы повышения квалификации учителей русского языка и математики во многом придерживаются единого подхода к подготовке учителей
двух основных предметов общего образования, по которым проводится государственная итоговая аттестация обучающихся, и постоянно изменяются и совершенствуются.
За период с 2014 по 2016 год содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-х классах» по математике претерпело существенные изменения. Эти изменения связаны в большей степени с результатами учащихся и необходимостью «усиления» актуальных для педагогов вопросов. Если в 2014 году в программу курсов по математике были включены такие вопросы, как методические особенности организации и содержания итогового повторения по математике за курс основной школы; технологии решения геометрических задач по планиметрии; уравнения и неравенства; решение задач с параметрами; выражения и их преобразования; решение текстовых задач и другие, то в 2015 году вопросы экзаменационных работ, рассматриваемые на курсах, были трансформированы с точки зрения деятельности учителей по организации деятельности учащихся в процессе подготовки к экзамену. Больше стало заданий деятельностного характера. Был полностью пересмотрен модуль по технологиям обучения учащихся. Были определены эффективные методы и приемы работы с учащимися. На курсах и семинарах широко применяется практико-ориентированный и дея-тельностный подходы.
Существенные изменения внесены в содержание дополнительных образовательных программ повышения квалификации и учителей русского языка и литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-х и 11 -х классах по русскому языку», которые обусловлены анализом результатов оценочных процедур по русскому языку и литературе. Деятельностный подход в проведении курсов повышения квалификации обеспечивает то, что педагоги активно включаются в обсуждение и выработку стратегий проработки «трудных» для обучающихся вопросов. Широко используются практикумы по решению самых «сложных» заданий. Коллегиально обсуждаются и вырабатываются методические рекомендации и алгоритмы по решению разнообразных заданий. Эффективными оказываются
групповые формы деятельности, в процессе которых идет взаимопроверка и взаимоконтроль педагогов по выполненным самостоятельно работам.
Важно отметить, что в соответствии с методическими проблемами Концепции в программах по русскому языку учитываются трудности экзаменуемых на ОГЭ и ЕГЭ при выполнении творческих заданий с развернутым ответом -заданий высокого уровня сложности (написание сочинения) - связаны с умением создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи - рассуждение и, как следствие этого, строиться по определенным композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения.
В связи с тем, что в Концепции одной из главнейших проблем содержательного характера является проблема обеспечения формирования коммуникативных компетенций обучающихся, дополнительные образовательные программы повышения квалификации по русскому языку нацелены на формирование и повышение компетенций педагогов по использованию в практической деятельности данных коммуникативных компетенций, повышение качества преподавания и профессионального мастерства учителей русского языка в вопросах методики и практики подготовки к экзамену.
В соответствии с проблемами методического характера Концепции, предполагающими различные методические подходы и формы организации и оценивания образовательной деятельности, в дополнительных образовательных программах по русскому языку уделяется большое внимание методике написания сжатого изложения, сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, а также сочинений по анализу текста (ОГЭ для 9 класса) и методике написания сочинения-рассуждения более объемного характера (ЕГЭ по русскому языку в 11 -х классах).
В ГБУ ДПО Республики Марий Эл осуществляется совершенствование программ повышения квалификации, направленных на развитие компетенций учителей русского языка и литературы, связанных с работой в условиях многоязычия и поликультурности, разработаны про-
ЧИППКРО
граммы повышения квалификации по вопросам использования государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности, в том числе в условиях многоязычия и поликультурности [4].
Осуществляется поддержка программ образовательного обмена для учителей русского языка и литературы между субъектами Российской Федерации. В частности, в рамках дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Марийский язык и литература» разработаны модули: «Введение в литературоведение», «Введение в языкознание» для учителей марийского языка Татарстана, Удмуртии, Башкирии, Свердловской области. Разработаны рабочие тетради для слушателей, тестовые задания, методические материалы, задания для самостоятельной работы.
Разработаны новые образовательные модули:
- «Преподавание русского языка в билин-гвальной образовательной среде» - 16 часов.
- «Деловое общение» - 16 часов.
Тема «Русский язык как государственный язык РФ» в объеме 4 часов включена в курсы повышения квалификации всех категорий педагогических работников.
В рамках реализации Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, составной частью которой является Историко-культурный стандарт, с 2015 года реализуется дополнительная образовательная программа «Методика преподавания истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» в объеме 36 часов. В рамках курсов повышения квалификации учителей истории по указанной программе проводится подробный анализ УМК по истории России (особый акцент делается на анализ трех новых линий учебников по истории России: Издательского центра «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», которые прошли научную экспертизу.
При анализе содержания Историко-культурного стандарта обращается внимание на следующие важные вопросы: перечень рекомендуемых для изучения тем; перечень понятий и терминов; исторические персоналии, события, даты, источники; принципиальные оценки ключевых событий истории России; основные методологические подходы к препо-
даванию истории (многоуровневое представление истории, синхронизация истории России с всемирной историей, антропологический подход, многоуровневое представление истории); освещению «трудных» вопросов, которые вошли в историко-культурный стандарт.
В результате освоения программы дополнительного образования «Методика преподавания истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» слушатели курсов знакомятся с новыми учебно-методическими комплексами по отечественной истории, новыми трактовками так называемых «трудных» (дискуссионных) вопросов истории России, основными методологическими подходами к преподаванию истории России.
Предметные концепция общего образования охватывают все ступени образования, в том числе дошкольное и начальное образование.
Теоретическая часть занятий включает вопросы, связанные с концепцией начального общего образования в математической области, предметов русский язык, литературное чтение и др. Практические занятия предполагают проектирование урока или этапа урока разных УМК в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия также носят не только теоретическую, но и практическую направленность, слушатели выполняют самостоятельные исследовательские проекты и защищают их.
В рамках курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций также рассматриваются вопросы об основных направлениях реализации предметных концепций, обсуждаются вопросы их реализации в дошкольном образовании.
Наряду с курсовой подготовкой по дополнительным профессиональным программам обсуждение предметных Концепций общего образования с педагогическими и руководящими работниками общего образования осуществлялось на семинарах и вебинарах, проводятся групповые и индивидуальные консультации. Проведено 250 индивидуальных и групповых консультаций по актуальным вопросам реализации Концепций общего образования.
Всеми видами таких консультаций за 2016 г. были охвачены 1200 человек. За 2016 год проведено 96 семинаров в рамках посткурсового сопровождения, в которых приняли участие
3256 человек. Это, например, такие семинары, как:
- «Эффективные методы работы учителя по подготовке учащихся к ГИА по математике»;
- «Эффективные методы работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике»;
- «Совершенствование методов и форм обучения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике в 9 классе»;
- «Реализация Концепции развития математического образования в Республике Марий Эл».
Для совершенствования механизмов преподавания и изучения русского языка и литературы, а также повышения уровня грамотности и интереса к чтению у российской молодежи разработана, организована и проведена серия семинаров-практикумов для учителей республики Марий Эл:
- «Русский язык как государственный язык РФ: языковая норма и правила речевой деятельности»;
- «Формирование культуры работы со словарем»;
- «Культура речи педагога»;
- «Особенности преподавания русского языка в условиях билингвальной образовательной среды»;
- «Круг чтения современного школьника»;
- «Современные методы и приемы развития интереса к чтению у обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»;
- «Современные формы и методы работы с одарёнными детьми в предметной области «литература»;
- «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы;
- «Формирование культуры работы со словарем» (в День словаря).
В связи с тем, что необходима активизация работы учителей русского языка и литературы в области развития навыков самостоятельной письменной речи учащихся в соответствии с Концепцией, был проведен Республиканский семинар «Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени основного и среднего полного общего образования».
В рамках курсов повышения квалификации по программе «Методика преподавания истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» в 2015-2016 гг. были проведены следующие семинары:
- «Современные образовательные технологии на уроках истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной истории»;
- «Образовательный потенциал музейной педагогики»;
- «Современные образовательные технологии на уроках истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»;
- «Методика преподавания истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной истории».
Результатом обучения на семинарах является умение практически применять полученные знания; организовать учебную деятельность обучающихся на уроке так, чтобы сформировать умения учащихся решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса; владения широким спектром приемов и способов рассуждений, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
В целях повышения эффективности деятельности образовательных организаций республики в условиях реализации предметных Концепций проведен «Фестиваль методических разработок - 2016». В Фестивале принимали участие и лидеры математического, филологического и исторического образования со своими методическими разработками.
В первом полугодии (февраль - март 2016 г.) в Фестивале приняло участие 185 педагогов. 40 методических разработок прошли редакторскую обработку и опубликованы на Образовательном портале Республики Марий Эл [5].
Во втором полугодии (октябрь - ноябрь 2016 г.) стартовала вторая волна Фестиваля методических разработок: 111 участников, 17 методических разработок прошли редакторскую обработку и опубликованы на сайте института http: //edu.mari.ru/mio/Методические разработки.
Три методические разработки, представленные в региональном банке методических материалов, участвовали в конкурсном отборе методических разработок в рамках ФЦП РЯ 2016-
ЧИППКР0
2020 в Мероприятии «Развитие сетевого взаимодействия организаций, призванных укреплять и продвигать русский язык, совершенствование образовательных технологий и методик обучения русскому языку» и размещены в информационном банке методик/практик преподавания русского языка и литературы на сайте ФГАОУ ДПО АПК и ППРО [6].
Во втором полугодии 2016 г. проведена также акция «Педагогическая мастерская», посвященная, в том числе, и обобщению опыта работы образовательных организаций по реализации предметных Концепций. В акции приняли участие 396 педагогических работников 12 муниципальных образований Республики Марий Эл. В рамках акции на базе образовательных организаций республики было проведено более 60 мероприятий различного рода: 29 семинаров, 9 мастер-классов, 10 открытых учебных занятий и т. д.
Вопросам реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ была посвящена республиканская научно-практическая конференция «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы», проведенная в ноябре 2016 года.
Все разработанные в ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования» дополнительные профессиональные программы имеют практико-ориентированную направленность и предполагают, в том числе, и обобщение лучших практик реализации предметных Концепций общего образования.
Лидерские практики математического образования:
- ГБОУ Республики Марий Эл Лицей «Ме-гатех»;
- ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»;
- МОУ «Лицей № 11 им. Т. И. Александровой г. Йошкар-Олы».
Лидерские практики филологического образования:
- МОУ «Лицей № 11 им. Т. И. Александровой г. Йошкар-Олы»;
- «Гуманитарная гимназия „Синяя птица" имени Т. В. Иштриковой»;
- Государственное автономное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Лицей Бауманский».
J, «««■*>«*
Лидерские практики исторического образования:
- МОУ «Лицей № 11 им. Т. И. Александровой г. Йошкар-Олы»;
- Государственное автономное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Лицей Бауманский».
Институт и далее будет продолжать работу по наполнению банка методических идей в условиях реализации предметных Концепций общего образования за счет обобщения передового педагогического опыта образовательных организаций республики в этом направлении.
Таким образом, педагоги республики, прошедшие через курсовую подготовку, работу семинаров, вебинаров, различного рода акций, проведенных в ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования», ознакомлены с содержанием предметных Концепций общего образования и знают об основных направлениях их развития. Все проводимые мероприятия способствуют повышению и развитию профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации предметных Концепций.
Библиографический список:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Российская газета. 27 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/ 12/27/та1етайка-811е^ок.Мт1 (дата обращения: 12.01.2017).
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (историко-культурный стандарт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant. ru/docs/2013/standart.pdf (дата обращения: 10.01.2017).
3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// slovesnik.org/novosti/utverzhdena-kontseptsiya-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury.html (дата обращения: 10.01.2017).
4. Федорова С. Н. Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов / С. Н. Федорова // Научное обеспечение сис-
темы повышения квалификации педагогов. -2016. - № 1 (26). - С. 50-55.
5. Образовательный портал Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.mari.ru/mio/ (дата обращения: 10.01.2017).
6. Информационный банк методик/практик преподавания русского языка и литературы // Сайт ФГАОУ ДПО АПК и ППРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.apkpro.ru/367.html (дата обращения: 10.01.2017).
References:
1. The conception of mathematical education in the Russian Federation [Koncepcija razvitija ma-tematicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federa-cii] the Russian newspaper. December 27, 2013.
2. The conception of a new educational complex on Russian history (historical and cultural standard) [Koncepcija novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoj is-torii (istoriko-kul'turnyj standart)] [Web resource]. Access mode: http://www.kommersant.ru/docs/20 13/standart.pdf (accessed date: 10/01/2017).
3. The conception of teaching the Russian language and literature in the Russian Federation [Koncepcija prepodavanija russkogo jazyka i lite-ratury v Rossijskoj Federacii] [Web resource]. Access mode: https://slovesnik.org/novosti/utver zhdena-kontseptsiya-prepodavaniya-russkogo-ya zyka-i-literatury.html (accessed date: 10/01/2017).
4. Fyodorova S. N. Additional professional program for developing the ethnocultural competence of teachers [Dopolnitel'nye professional'nye programmy po povysheniju jetnokul'turnoj kom-petentnosti pedagogov]. Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 1 (26), pp.50-55.
5. Educational Portal of the Republic of Mari El [Web resource]. Access mode: http://edu.mari. ru/mio/ (accessed date: 10/01/2017).
6. Information Bank procedures / practices of teaching of Russian language and literature [In-formacionnyj bank metodik/praktik prepodavanija russkogo jazyka i literatury] [Web resource]. Access mode: http://www.apkpro.ru/367.html (accessed date: 10/01/2017).