Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа с родным (нерусским) языком обучения / подготовка учителей в системе непрерывного образования / организационно-педагогические условия. / school with native (non-Russian) language of instruction / teacher training in continuing education system / organizational and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Мирошниченко

В статье раскрываются особенности школ с родным (нерусским) языком обучения на современном этапе. Анализ нормативных документов показал, что к таким особенностям относятся: этнический состав субъектов образовательного процесса, включение в учебный план предметов этнокультурной направленности, отражение в содержании учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности этнокультурной тематики, наличие целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Автор статьи обосновывает необходимость организации специальной подготовки учителей для работы в таких школах. В качестве основных организационно-педагогических условий подготовки выделяют: учет реальной потребности национальных субъектов Российской Федерации в учителях родного (нерусского) языка; непрерывность, преемственность и интеграция всех системы непрерывного образования; приведение уровня профессиональной подготовки учителей родного языка в соответствие с запросами современной школы и требованиями стандартов; модернизация содержания образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, а также технологий и методик преподавания; взаимодействие всех организаций, чья деятельность направлена на решение проблемы сохранения и развития языков и культур народов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHERS’ PREPARATION FOR WORK IN SCHOOLS WITH A NATIVE (NON-RUSSIAN) LANGUAGE OF INSTRUCTION

The article reveals peculiarities of schools with a native (non-Russian) language of instruction at the present stage. The analysis of normative documents has shown that these peculiar features include the ethnic composition of subjects of the educational process, the inclusion of ethnocultural subjects in the curriculum, reflection of educational research and design and research activities of ethnocultural themes in the content, the presence of a holistic educational environment that takes into account historical, cultural, ethnic and regional specifics. The author of the article explains the necessity to organize special teacher training to work in such schools. The following are the main organizational and pedagogical conditions for preparation: taking into account the real needs of the national subjects of the Russian Federation in teachers of their native (non-Russian) language; consistency, continuity and integration of all continuing education systems; bringing the level of professional training of native language teachers into the line in accordance with the needs of a modern school and with the requirements of standards; modernization of the content of education, taking into account national, regional and ethnocultural characteristics of the region, as well as technologies and teaching methods; interaction of all organizations which activities are aimed at solving the problem of preservation and development of languages and cultures of the peoples of the region.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г, с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020). Официальный интернет-портал правовой информации. Available at: http://www.pravo.gov.ru

2. Путин В.В. Встреча с активом Клуба лидеров: стенограмма 03.02.2016. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/by-date/03.02.2016

3. В. Никонов указал на основные проблемы российской системы высшего образования. Available at: http://duma.gov.ru/news149841

4. Абрамов А.П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности в условиях военного образования: монография. Москва: Direct MEDIA, 2014: 227.

5. Владимиров А.И. Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании. Независимое военное обозрение. 2010; № 8: 14 - 16.

6. Лопуха А.Д. Качество военного образования: цель - эджастментизм? Психолого-педагогические исследования в Сибири. 2020; № 5: 49 - 51.

7. Леонтьев Д.А. и др. Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл, 2011.

8. Большая советская энциклопедия. Москва: Советская Энциклопедия, 1975; Т. 20.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: ООО «ИТИ технологии», 2006.

10. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Мысль, 2003; Т. 2.

11. Степанова И.Ю. Профессиональный потенциал человека как фактор востребуемости непрерывного образования для обеспечения качества жизни. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015; № 1: 288 - 293.

12. Резник Ю.М. Феноменология человека: бытие возможного. Москва: Канон+, 2016.

13. Каталоги. Российская государственная библиотека. Available at: https://www.rsl.ru/ru/4readers/catalogues/

14. Авдеев В.В., Визер В.Г Военная история: учебное пособие. Новосибирск: Архивариус-Н. 2009.

15. Писарькова Л.Ф., Данилина ГЯ. История России. XVIII -XIXвв.: хрестоматия. Москва: Вербум-М, 2003.

16. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. Под редакцией Л.Г. Бескровного. Москва: Воениздат, 1956.

17. Верховский А.И. Россия на Голгофе. Из походного дневника 1914 - 1918 гг. Петроград, 1918.

18. Антология военно-педагогической мысли России: учебное пособие: в 12 ч. Авторы-составители В.Ф. Березин, И.М. Рукавицын. Под редакцией В.И. Пронина. Новосибирск: НВВКУ МВД России, 1992; Ч. VIII. Первая четверть XX века.

19. Антология военно-педагогической мысли России: учебное пособие: в 12 ч. Авторы-составители В.Ф. Березин, И.М. Рукавицын. Под редакцией В.И. Пронина. Новосибирск: НВВКУ МВД России, 1992; Ч. IX. Вторая четверть XX века.

20. Краткий словарь по социологии. Под редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Москва: Политиздат, 1989.

21. Ганс Ф.К. Гюнтер. Избранные работы по расологии. Перевод с немецкого А.М. Иванова. Москва: Белые альвы, 2005.

22. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д. Идейно-ценностные основы профессионального воспитания курсантов военных вузов: монография. Новосибирск: НВВКУ 2020. References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g., s izmeneniyami, odobrennymi v hode vserossijskogo golosovaniya 01.07.2020). Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Available at: http://www.pravo.gov.ru

2. Putin V.V. Vstrecha s aktivom Kluba liderov: stenogramma 03.02.2016. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/by-date/03.02.2016

3. V. Nikonov ukazal na osnovnye problemy rossijskoj sistemy vysshego obrazovaniya. Available at: http://duma.gov.ru/news149841

4. Abramov A.P. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt formirovaniya lichnosti v usloviyah voennogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: Direct MEDIA, 2014: 227.

5. Vladimirov A.I. Ob innovacionnyh Vooruzhennyh Silah Rossii, nacional'noj voennoj mysli, voennoj nauke i professional'nom voennom obrazovanii. Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2010; № 8: 14 - 16.

6. Lopuha A.D. Kachestvo voennogo obrazovaniya: cel' - 'edzhastmentizm? Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya v Sibiri. 2020; № 5: 49 - 51.

7. Leont'ev D.A. i dr. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika. Moskva: Smysl, 2011.

8. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: Sovetskaya Enciklopediya, 1975; T. 20.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: OOO «ITI tehnologii», 2006.

10. Sociologicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Mysl', 2003; T. 2.

11. Stepanova I.Yu. Professional'nyj potencial cheloveka kak faktor vostrebuemosti nepreryvnogo obrazovaniya dlya obespecheniya kachestva zhizni. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. 2015; № 1: 288 - 293.

12. Reznik Yu.M. Fenomenologiya cheloveka: bytie vozmozhnogo. Moskva: Kanon+, 2016.

13. Katalogi. Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka. Available at: https://www.rsl.ru/ru/4readers/catalogues/

14. Avdeev V.V., Vizer V.G. Voennaya istoriya: uchebnoe posobie. Novosibirsk: Arhivarius-N. 2009.

15. Pisar'kova L.F., Danilina G.Ya. Istoriya Rossii. XVIII - XIX vv.: hrestomatiya. Moskva: Verbum-M, 2003.

16. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Pod redakciej L.G. Beskrovnogo. Moskva: Voenizdat, 1956.

17. Verhovskij A.I. Rossiya na Golgofe. Iz pohodnogo dnevnika 1914 - 1918 gg. Petrograd, 1918.

18. Antologiya voenno-pedagogicheskoj mysli Rossii: uchebnoe posobie: v 12 ch. Avtory-sostaviteli V.F. Berezin, I.M. Rukavicyn. Pod redakciej V.I. Pronina. Novosibirsk: NVVKU MVD Rossii, 1992; Ch. VIII. Pervaya chetvert' XX veka.

19. Antologiya voenno-pedagogicheskoj mysli Rossii: uchebnoe posobie: v 12 ch. Avtory-sostaviteli V.F. Berezin, I.M. Rukavicyn. Pod redakciej V.I. Pronina. Novosibirsk: NVVKU MVD Rossii, 1992; Ch. IX. Vtoraya chetvert' XX veka.

20. Kratkijslovar'posociologii. Pod redakciej D.M. Gvishiani, N.I. Lapina. Moskva: Politizdat, 1989.

21. Gans F.K. Gyunter. Izbrannyeraboty porasologii. Perevod s nemeckogo A.M. Ivanova. Moskva: Belye al'vy, 2005.

22. Lopuha T.L., Lopuha A.D. Idejno-cennostnye osnovy professional'nogo vospitaniya kursantov voennyh vuzov: monografiya. Novosibirsk: NVVKU, 2020.

Статья поступила в редакцию 22.09.20

УДК 371.1

Miroshnichenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),

E-mail: Vlada_V@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHERS' PREPARATION FOR WORK IN SCHOOLS WITH A NATIVE (NON-RUSSIAN) LANGUAGE OF INSTRUCTION. The article reveals peculiarities of schools with a native (non-Russian) language of instruction at the present stage. The analysis of normative documents has shown that these peculiar features include the ethnic composition of subjects of the educational process, the inclusion of ethnocultural subjects in the curriculum, reflection of educational research and design and research activities of ethnocultural themes in the content, the presence of a holistic educational environment that takes into account historical, cultural, ethnic and regional specifics. The author of the article explains the necessity to organize special teacher training to work in such schools. The following are the main organizational and pedagogical conditions for preparation: taking into account the real needs of the national subjects of the Russian Federation in teachers of their native (non-Russian) language; consistency, continuity and integration of all continuing education systems; bringing the level of professional training of native language teachers into the line in accordance with the needs of a modern school and with the requirements of standards; modernization of the content of education, taking into account national, regional and ethnocultural characteristics of the region, as well as technologies and teaching methods; interaction of all organizations which activities are aimed at solving the problem of preservation and development of languages and cultures of the peoples of the region.

Key words: school with native (non-Russian) language of instruction, teacher training in continuing education system, organizational and pedagogical conditions.

В.В. Мирошниченко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: Vlada_V@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕМ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются особенности школ с родным (нерусским) языком обучения на современном этапе. Анализ нормативных документов показал, что к таким особенностям относятся: этнический состав субъектов образовательного процесса, включение в учебный план предметов этнокультурной направленности, отражение в содержании учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности этнокультурной тематики, наличие целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику Автор статьи обосновывает необходимость организации специальной подготовки учителей для работы в таких школах. В качестве основных организационно-педагогических условий подготовки выделяют: учет реальной потребности национальных субъектов Российской Федерации в учителях родного (нерусского) языка; непрерывность, преемственность и интеграция всех системы непрерывного образования; приведение уровня профессиональной подготовки учителей родного языка в соответствие с запросами современной школы и требованиями стандартов; модернизация содержания образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, а также технологий и методик преподавания; взаимодействие всех организаций, чья деятельность направлена на решение проблемы сохранения и развития языков и культур народов региона.

Ключевые слова: школа с родным (нерусским) языком обучения, подготовка учителей в системе непрерывного образования, организационно-педагогические условия.

Известный социолог К. Манхейм писал, что «образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества» [1, с. 479]. Задача нашего исследования - показать на примере подготовки учителей для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения, каким образом данный тезис реализуется в современных условиях.

В Российской Федерации проживает более 180 национальностей (национальных групп), у многих из которых есть свои школы с обучением на родном (нерусском) языке. «В настоящее время в России в государственной системе образования используется более 90 языков, из них 31 - в качестве языка обучения и более 60 языков - в качестве предмета изучения» [2, с. 51]. Поэтому проблема качественного обеспечения образования и подготовки учителей в таких школах для многих регионов является актуальной.

Проблеме подготовки учителей для работы с детьми коренной национальности всегда уделялось большое внимание как в нашей стране [3; 4; 5], так и за рубежом [6; 7; 8]. По мнению многих ученых [9; 10;11], подготовка учителей для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения и с учетом этнокультурных и региональных особенностей региона в настоящее время нуждается в существенной корректировке.

Поэтому целью нашего исследования является рассмотрение особенностей школ с родным (нерусским) языком на современном этапе, а также организационно-педагогических условий, способствующих качественной подготовке учителей для работы в таких школах.

Содержание деятельности школ с родным (нерусским) языком обучения опирается на такие документы, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция национальной образовательной политики в Российской Федерации, Концепция преподавания родных языков народов России, Федеральный государственный образовательный стандарт и ряд других.

Согласно нормативным документам, современная школа с родным (нерусским) языком обучения - это образовательное учреждение, в котором:

- этнический состав субъектов образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей) в основном однороден, уровень владения родным (нерусским) языком достаточно высок, при этом развит билингвизм (русско-национальное и национально-русское двуязычие);

- часть учебного плана направлена на удовлетворение языковых и этнокультурных потребностей обучающихся: «Родной (нерусский) язык и литература» (5 - 11 классы), «Родной язык и литературное чтение» (1 - 4 классы), «История и культура народов республики (региона)» (1 - 11 классы);

- во внеурочной деятельности реализуются программы, связанные с национально-ориентированными видами искусства, музыки, танцев, спорта;

- учебно-исследовательская и проектно-исследовательская деятельности также отражают этнокультурную тематику;

- система оценки качества преподавания родного (нерусского) языка включает разработку и использование контрольно-измерительных материалов как для текущей, так и итоговой (ГИА) аттестаций;

- наличие целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

По нашему мнению, подготовка учителей для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения будет эффективна, если ее организовать в системе непрерывного педагогического образования на основе следующих организационно-педагогических условий:

1. Учет реальной потребности национальных субъектов Российской Федерации в учителях родного (нерусского) языка. Его осуществляют Министерства образования и науки республик, краев и областей, в которых функционируют школы с преподаванием родного (нерусского) языка обучения. Это позволяет формировать заказ на подготовку таких учителей в вузах.

В настоящий момент в общеобразовательных организациях Российской Федерации работают 23 766 учителей родного языка и литературы. При этом кадровая потребность на ближайшие три года составляет 860 учителей, из них

65 - учителя родных языков коренных малочисленных народов Российской Федерации [12].

Нами была проанализирована подготовка учителей родных языков в стране. Рассматривались вузы, осуществляющие такую подготовку, а также институты развития образования и повышения квалификации, реализующие программы повышения квалификации и переподготовки учителей.

Анализ сложившейся системы показал достаточное количество высших учебных заведений по подготовке учителей родного (нерусского) языка обучения. Вместе с тем в некоторых регионах такая система не является полной, не прослеживается преемственность в организации подготовки учителей родных (нерусских) языков на всех ступенях системы непрерывного педагогического образования.

Изучение опыта работы по подготовке учителей к работе в школах с учетом этнокультурных особенностей того или иного региона показало разрозненность, фрагментарность функционирования такой системы в контексте непрерывного образования.

Нами практически не встречалась информация о довузовском этапе подготовки учителей с использованием краеведческого материала, хотя опыт использования педагогических классов в такой работе достаточно широк [13]. Большим минусом, на наш взгляд, было исключение из современных документов об образовании понятия педагогический класс как форма предпрофильной подготовки, помогающая школьникам старших классов практически попробовать себя в роли учителя еще до поступления в педагогический вуз. Педагогические классы мы рассматриваем не только с точки зрения профориентации на учительскую специальность, но и в некоторых случаях как форму обучения старшеклассников использованию краеведческого материала в образовательной деятельности.

В высших учебных заведених наблюдается наличие во многих учебных планах дисциплин этнокультурной и этнопедагогической направленности, которые относятся к вариативной части и могут быть не выбраны студентами.

Многие вузовские дисциплины в свое содержание могут включать региональный компонент, и здесь все часто зависит от желания и возможностей конкретного преподавателя предоставлять студентам материал, отражающий этнокультурную специфику. В итоге мы видим противоречие в том, что преподаватель средствами своего предмета зачастую формирует не связанные в какую-то целостную картину представления о культуре, традициях, обычаях своего региона, их современную интепретацию. Студент же, получая такие разрозненные знания, часто оказывается перед необходимостью их комплексного применения в процессе решения конкретных этнопедагогических и этнопсихологических проблем. Узкоспециализированный подход к подаче этнокультурного содержания образования студентов, а также нарушение единства в изложении отдельных вопросов мешают будущему учителю синтезировать, интегрировать знания вокруг решаемой этнопедагогической и этнопсихологической проблемы, состыковывать их в целостную картину.

По нашему мнению, только такая организация работы по подготовке учителей, которая будет проводиться в системе, с учетом закономерностей формирования того или иного этноса в регионе, региональной и этнокультурной специфики, а также с опорой на современные тенденции современного мироустройства, способна сформировать у обучающихся целостную картину мира, в которой будет глубокое уважение родного народа, а также людей живущих рядом, и, самое главное, толерантное отношение и способность принятия отличных от собственной точек зрения (мировоззренческих, религиозных и др.).

2. Следующим важным организационно-педагогическим условием качественной и эффективной подготовки учителей для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения и с учетом этнокультурных и региональных особенностей мы считаем создание системы такой подготовки на основе непрерывности и преемственности всех ступеней (довузовского, вузовского и послевузовского).

Под системой непрерывного педагогического образования нами понимается интегративная целостность взаимосвязанных подсистем (ступеней образо-

вания на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях), обеспечивающая непрерывный и последовательный процесс подготовки учителей к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения и с учетом особенностей региона.

Для успешного функционирования и развития системы непрерывной подготовки учителей особое значение приобретает осуществление преемственности довузовского, вузовского и послевузовского уровней.

3. Реализация третьего организационно-педагогического условия - интеграция разных ступеней системы непрерывного образования - предполагает объединение в единую систему подготовки учителей родного (нерусского) языка обучения базовых школ (довузовская подготовка), вузов (основной этап профессиональной подготовки) и институтов развития образования и повышения квалификации (послевузовская подготовка).

В процессе реформирования профессионального образования апробируются модели интеграции различных ступеней профессионального образования. Это могут быть комплексы: «базовая школа - вуз», «колледж - вуз», «базовая школа - колледж - вуз», «вуз - послевузовское образование».

Говоря об интегративных тенденциях в системе непрерывного образования, исследователи чаще всего рассматривают формальное образование, то есть те государственные учреждения, которые по заказу государства и общества осуществляют образование по вертикали и горизонтали (детский сад, школа, колледж, вуз, система повышения квалификации). Вместе с тем можно выделить как интеграционные (объединяющие), так и дезинтеграционные (разъединяющие) процессы, привносимые этническим фактором, влияющие на систему непрерывного педагогического образования.

Исследование дезинтеграционных факторов в системе высшего образования провела О.И. Давыдова. Она указывает, что «анализ учебных планов педагогических вузов разных регионов России показал, что под национально-региональным компонентом подразумевается именно национальный компонент. Безусловно, важно будущему специалисту получить знания по краеведению или народной педагогике того народа, что является титульным для этого региона, но поликультурность России и мира в целом при этом упускается» [14, с. 23].

Интеграционное содержание фактора этничности отражается в «стремлении к общемировым стандартам в образовательной сфере; обогащению педагогического процесса культурно-историческим содержанием различных этнических традиций и, соответственно, воспитанию толерантного и адаптационного мировоззрения; использованию в учебно-воспитательном процессе апробированных и состоятельных элементов народной педагогики, этикета, династийных, семейных традиций и ценностей национальных культур в условиях кризиса духовности и т.д.» [15, с. 26].

4. Следующее организационно-педагогическое условие подготовки учителей школ с родным (нерусским) языком обучения - приведение в соответствие уровня профессиональной подготовки таких учителей в соответствии с запросами современной школы и с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и Федерального государственного образовательного стандарта.

Мониторинги, проводимые специалистами Министерств образований различных регионов, в целом показывают примерно одинаковую картину. Наша задача заключается в том, чтобы на основе анализа профессионального стандарта «Педагог», Федерального государственного образовательного стандарта разработать модель учителя школы с родным (нерусским) языком обучения. По причине ограничения объема публикуемой статьи описание такой модели будет представлено в отдельном материале.

5. Одно из важных организационно-педагогических условий - модернизация содержания образования с учетом региональной и этнокультурной специфики региона, а также технологий и методик преподавания, развитие мотивации у обучающихся к изучению родного языка, культуры, историко-культурного наследия народов региона - подводит к необходимости пересмотра основных подходов к структурированию и наполнению содержания образования в логике формирования целостного представления о культурах региона, страны, мира.

Библиографический список

Методологически содержание образования с учетом этнокультурных и региональных особенностей может быть рассмотрено на «мировоззренческом, общенаучном, конкретно-научном и методическом уровнях» [9].

Проблема использования современных технологий и методик преподавания родных (нерусских) языков, истории и культуры этносов в последнее время достаточно широко раскрывается в научной и методической литературе. К новым технологиям можно отнести следующие: технологии обучения родному (нерусскому) языку как иностранному, технология обучения языкам «Языковое гнездо» [16], технологии организации культурных практик ребенка [17], проектные этно-ориентированные технологии [18; 19], этноориентированные квесты [20], электронные образовательные ресурсы [21] и др.

Грамотное использование этих и других технологий способно значительно повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению родного языка, культуры, историко-культурного наследия народов региона. Вместе с тем даже использование самых новейших достижений в области педагогики (этнопедагогики), психологии (этнопсихологии) и активных методов обучения и технологий не способно поднять престиж родного языка и культуры для подрастающего поколения, если не будет организовано взаимодействие всех заинтересованных в решении этой проблеме лиц.

Поэтому мы переходим к следующему условию - организация сетевого взаимодействия всех организаций, чья деятельность направлена на решение проблемы сохранения и развития языков и культур народов региона.

Работа по сохранению и развитию языков и культур народов региона может осуществляться только комплексно, в системе и в тесной взаимосвязи с разными образовательными, научно-исследовательскими, экспериментальными и другими организациями, занимающимися проблемами сохранения и развития языка и культуры этносов региона [22].

Организация тесной взаимосвязи Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерств образования и науки регионов, высших учебных заведения региона, базовых школ, институтов развития образования и повышения квалификации в регионах, где осуществляется подготовка учителей родных (нерусских) языков обучения, позволяет «решить следующие проблемы:

- мониторинг потребности государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республик в учителях родного (нерусского) языка и литературы, а также учебной и методической литературы (Министерство науки и образования республик (регионов));

- подготовка высококвалифицированных кадров, а также повышение профессионального мастерства учителей через магистратуру, аспирантуру (высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку учителей для школ (нерусских) языков обучения);

- совершенствование профессиональной готовности студентов - будущих учителей родного языка во время прохождения практики в базовых школах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- научно-методическое сопровождение и повышение квалификации родного (нерусского) языка и литературы региона с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (институты развития образования и повышения квалификации)» [22].

Таким образом, в этой статье нами был дан анализ школы с родным (нерусским) языком обучения, раскрыты основные требования к организации таких учреждений с точки зрения основных нормативных документов. Сформулированы основные требования к подготовке учителей школ с родным (нерусским) языком обучения на современном этапе. Все это позволит описать модель и технологию подготовки учителей для работы в таких школах на современном этапе. По нашему мнению, организации подготовки учителей для школ с родным (нерусским) языком обучения необходимо уделять пристальное внимание как со стороны государства, так и со стороны всех заинтересованных лиц в сохранении и развитии культур и языков коренных этносов России. Такая подготовка будет гораздо эффективнее, если упор делать на включение в содержание образования не только родной культуры, но и культур этносов-соседей.

1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Москва: Юрист, 1994.

2. Боргояков С.А. Сохранение и развитие родных языков и культур в системе образования: прошлое, настоящее и будущее. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Московский психолого-социальный университет, 2017:49 - 54.

3. Волков Г.Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва: Магистр Пресс, 2002; Т. 1.

4. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. Москва: Гардарики, 2006.

5. Матис В.И. Школа глобальной ориентации (поликультурный подход в образовании и культурной сфере): монография. Барнаул: Азбука, 2014.

6. Pai Y. Cultural Foundations of Education. Columbus, OH: Merrill Publishing Company 1990.

7. Petrella R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe. Ethnic Minorities in Western Europe. New York: Praeger, 1980: 26 - 28.

8. Riggs F.F. Ethnicity. INTERCOSTA Glossary. Concepts and Terms Used in EthnicitiResearch. Honolulu: International Social Science Council, 1985.

9. Арсалиев Ш. М.-Х. Методология современной этнопедагогики. Москва: Гелиос АРВ, 2013.

10. Бакланова Т.И. О необходимости подготовки в педагогических вузах России педагогов общего и дополнительного этнокультурного образования детей. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017: 212 - 214.

11. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе: учебное пособие. Москва: Форум, 2011.

12. Состояние изучения и преподавания родных языков в субъектах РФ по результатам Федерального мониторинга. Available at: http:// xn--80aefkflwjbr0jyb.xn--p1ai/ images/izucheniye-rodnihyazikov.pdf

13. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы как основа ориентации старших школьников на профессию учителя. Сборник научных трудов. Чебоксары: Издательство «Плакат», 2012:241 - 246.

14. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов. Социальная работа в Сибири: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004: 21 - 29.

15. Зинурова РИ. Проектирование этнической социализации в системе высшего образования (образование как фактор этнической социализации студента высшей школы). Казанский педагогический журнал. 2005; № 1: 25 - 33.

16. Памасян А. «Языковое гнездо» в процессе возрождения финно-угорских языков: опыт и перспективы. Финно-угорский мир. 2011; № 3.

17. Киркина Е.Н., Кондрашова Н.В. Современные подходы и технологии приобщения детей к родному языку и национальной культуре в дошкольном учреждении Гуманитарные науки и образование. 2019; № 3 (39): 62 - 69.

18. Горшенина С.Н. Проектная деятельность краеведческой направленности как средство формирования этнокультурных представлений обучающихся. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018: 176 - 179.

19. Коновалова Л.В. Проектные технологии в этнокультурном образовании. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018; № 4: 311 - 321.

20. Горшенина С.Н., Саттарова К.Р Современные технологии в этнокультурном образовании школьников. Начальная школа плюс До и После. 2013; № 8: 18 - 22.

21. Иксанова Л.Г., Федорова С.Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 2: 161 - 168.

22. Мирошниченко В.В. Этнорегиональная подготовка учителей на этапе постдипломного образования. Педагогическое образование в России. 2017; № 11: 63 - 69.

References

1. Manhejm K. Diagnoz nashego vremeni. Moskva: Yurist, 1994.

2. Borgoyakov S.A. Sohranenie i razvitie rodnyh yazykov i kul'tur v sisteme obrazovaniya: proshloe, nastoyaschee i buduschee. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, 2017: 49 - 54.

3. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi: izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Magistr Press, 2002; T. 1.

4. Lur'e L.I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem: uchebnik. Moskva: Gardariki, 2006.

5. Matis V.I. Shkola global'nojorientacii (polikul'turnyjpodhod v obrazovanii ikul'turnojsfere): monografiya. Barnaul: Azbuka, 2014.

6. Pai Y. Cultural Foundations of Education. Columbus, OH: Merrill Publishing Company, 1990.

7. Petrella R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe. Ethnic Minorities in Western Europe. New York: Praeger, 1980: 26 - 28.

8. Riggs F.F. Ethnicity. INTERCOSTA Glossary. Concepts and Terms Used in EthnicitiResearch. Honolulu: International Social Science Council, 1985.

9. Arsaliev Sh. M.-H. Metodologiya sovremennoj 'etnopedagogiki. Moskva: Gelios ARV, 2013.

10. Baklanova T.I. O neobhodimosti podgotovki v pedagogicheskih vuzah Rossii pedagogov obschego i dopolnitel'nogo 'etnokul'turnogo obrazovaniya detej. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017: 212 - 214.

11. Huhlaeva O.V., Chibisova M.Yu. Rabota psihologa vmnogonacional'nojshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Forum, 2011.

12. Sostoyanie izucheniya i prepodavaniya rodnyh yazykov v sub'ektah RF po rezul'tatam Federal'nogo monitoringa. Available at: http:// xn--80aefkflwjbr0jyb.xn--p1ai/images/ izucheniye-rodnihyazikov.pdf

13. Haritonov M.G. 'Etnopedagogicheskie klassy kak osnova orientacii starshih shkol'nikov na professiyu uchitelya. Sbornik nauchnyh trudov. Cheboksary: Izdatel'stvo «Plakat», 2012: 241 - 246.

14. Davydova O.I. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka social'nyh pedagogov. Social'naya rabota v Sibiri: sbornik nauchnyh trudov. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004: 21 - 29.

15. Zinurova R.I. Proektirovanie 'etnicheskoj socializacii v sisteme vysshego obrazovaniya (obrazovanie kak faktor 'etnicheskoj socializacii studenta vysshej shkoly). Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2005; № 1: 25 - 33.

16. Pamasyan A. «Yazykovoe gnezdo» v processe vozrozhdeniya finno-ugorskih yazykov: opyt i perspektivy. Finno-ugorskij mir. 2011; № 3.

17. Kirkina E.N., Kondrashova N.V. Sovremennye podhody i tehnologii priobscheniya detej k rodnomu yazyku i nacional'noj kul'ture v doshkol'nom uchrezhdenii Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2019; № 3 (39): 62 - 69.

18. Gorshenina S.N. Proektnaya deyatel'nost' kraevedcheskoj napravlennosti kak sredstvo formirovaniya 'etnokul'turnyh predstavlenij obuchayuschihsya. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2018: 176 - 179.

19. Konovalova L.V. Proektnye tehnologii v 'etnokul'turnom obrazovanii. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2018; № 4: 311 - 321.

20. Gorshenina S.N., Sattarova K.R. Sovremennye tehnologii v 'etnokul'turnom obrazovanii shkol'nikov. Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2013; № 8: 18 - 22.

21. Iksanova L.G., Fedorova S.N. Organizacionnoe, resursnoe i metodicheskoe obespechenie deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii po udovletvoreniyu yazykovyh prav i 'etnokul'turnyh potrebnostej obuchayuschihsya. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 2: 161 - 168.

22. Miroshnichenko V.V. 'Etnoregional'naya podgotovka uchitelej na 'etape postdiplomnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 63 - 69.

Статья поступила в редакцию 22.09.20

УДК 374+373.3/.5

Nikulnikov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: a.nik@ngs.ru

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION: FROM CONDITIONS TO EFFECTIVE RESULTS. The article reveals conditions for the formation of professional competence of a teacher of additional education. The first condition that ensures the effectiveness of professional activity of a teacher of additional education is the use of active teaching methods. These include working in groups, games, trainings, and solving pedagogical situations. The second condition can be defined as the organization of methodological support, which includes work planning, interaction with the methodologist of the institution of additional education, and maintaining pedagogical documentation. The third condition is the organization of psychological support for the activity of a teacher of additional education. The fourth condition is the reflection of the joint activity of the teacher of additional education and children studying in the creative Association. The presence of these conditions ensures the formation of professional competence of a teacher of additional education.

Key words: competence, professional competence, teacher of additional education, conditions, result.

А.Н. Никульникое, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: a.nik@ngs.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ УСЛОВИЙ К ЭФФЕКТИВНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

В статье раскрываются условия формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Первым условием, обеспечивающим эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, является применение активных методов обучения. К ним относится работа в группах, игры, тренинги. Вторым условием является организация методического обеспечения: взаимодействие с методистом учреждения дополнительного образования, ведение педагогической документации. Третье условие - организация психологического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования. К четвертому условию относится рефлексия совместной деятельности педагога дополнительного образования и детей, обучающихся в творческом объединении. Наличие данных условий обеспечивает формирование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, педагог дополнительного образования, условия, результат.

Отличительной особенностью современной системы дополнительного образования является ее развивающая направленность. Ребенок приходит в кружок или секцию, руководствуясь собственным желанием, в отличие от школы, где изучение предметов является обязательным для всех. Следовательно, педа-

гогу дополнительного образования необходимо заинтересовать обучающегося, создать такие условия, при которых ребенок захотел бы остаться в том или ином творческом объединении. Педагог дополнительного образования не просто обучает детей определенным видам деятельности, он выступает в роли наставника,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.