Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабашкина Евгения Владимировна, Трифанова Анна Александровна, Филатова Ольга Николаевна

В статье рассматривается идея создания педагогических Кванториумов. Деятельность педагогических кванториумов обеспечит создание нового инновационного образовательного пространства где взаимодействуют педагоги, обучающиеся и цифровые технологии. Создание педагогических Кванториумов является приоритетным государственным направлением, которое требует консолидацию усилий всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабашкина Евгения Владимировна, Трифанова Анна Александровна, Филатова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL QUANTORIUM AS A MEANS OF CREATING INNOVATIVE EDUCATIONAL SPACE

The article discusses the idea of creating pedagogical Quantoriums. The activities of pedagogical quantoriums will ensure the creation of a new innovative educational space where teachers, students and digital technologies interact. The creation of pedagogical Quantoriums is a priority state direction, which requires the consolidation of the efforts of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

экономику. Быстрый рост цифровизации мировой экономики усилил глобальную тенденцию, связанную с возрастающей ролью человеческого капитала в качестве основного двигателя экономического развития.

В формировании цифрового общества главным субъектом постепенно становится молодежь как социальная группа. Молодые специалисты и выпускники вузов становятся носителями современного человеческого капитала. По этой причине их знания, навыки, способности и мотивация должны соответствовать требованиям, которые предъявляет новое цифровое общество. Очевидно, что в таких условиях система образования должна соответствовать требованиям современной цифровой экономики, которая выступает ее основным заказчиком [4].

В России уже началась реализация Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», лучшие специалисты мировой системы образования ищут новые пути развития высшего образования в этом направлении.

Эпоха информационного общества выдвинула новые требования к системе образования, методам и формам обучения будущих специалистов. Для достижения поставленной цели в российском образовании сделан акцент на обеспечении инновационного характера системы обучения. Ведущее место в такой системе занимают инновационные метода подготовки студентов в системе высшего образования, отвечающие новым вызовам современности.

Информационные и инновационные технологии активно применяются при изучении социально-гуманитарных дисциплин в вузе.

Использование инновационных методов в процессе обучения способствуют преодолению стереотипов в преподавании, развитию творческих креативных способностей студентов.

Среди наиболее эффективных форм учебных занятий является применение различных инновационные методов обучения студентов: дискуссионное обсуждение, игровая и проблемная технологии, проектные методы, методы анализа конкретных ситуаций, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, использование мультимедийных технологий, технология дебатов и др.

Социально-гуманитарные дисциплины по своей сути изначально ориентированы на диалоговое обучение, поскольку способствуют «рождению мысли» в процессе диалога с помощью вопросов и ответов. Дискуссия, обмен мнениями, рассуждение, спор и т.д. создают условия для реализации креативных форм и методов организации обучения_[2].

Выводы. Таким образом, усвоение традиционных духовных ценностей в рамках преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе даёт студентам возможность осознанного, ответственного и активного участия в процессе собственного личностного и профессионального роста. Социально-гуманитарное образование в вузе призвано способствовать повышению общего культурного развития студентов, их нравственных, гражданских и профессионально-значимых качеств. В связи с этим обучение в вузе необходимо рассматривать как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности студентов.

Литература:

1. Бердяев, Н. Эрос и мораль. - М.: Directmedia. - 2013. - 318 с.

2. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г., Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2019. - 315 с.

3. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2015. - 222 с.

5. Лукьянова, З.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности студента института культуры методом усвоения психологического знания // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315; С. 5-7

6. Портал ФГОС ВО. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054/, свободный (дата обращения: 10.01.2022).

Педагогика

УДК 378

студент Барабашкина Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Трифанова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассматривается идея создания педагогических Кванториумов. Деятельность педагогических кванториумов обеспечит создание нового инновационного образовательного пространства где взаимодействуют педагоги, обучающиеся и цифровые технологии. Создание педагогических Кванториумов является приоритетным государственным направлением, которое требует консолидацию усилий всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогический Кванториум, цифровые компетенции, образовательный процесс, профессиональное образование.

Annotation. The article discusses the idea of creating pedagogical Quantoriums. The activities of pedagogical quantoriums will ensure the creation of a new innovative educational space where teachers, students and digital technologies interact. The creation of pedagogical Quantoriums is a priority state direction, which requires the consolidation of the efforts of all participants in the educational process.

Key words: pedagogical Quantorium, digital competencies, educational process, professional education.

Введение. В рамках федерального проекта «Современная школа» на базе педагогических университетов, подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации созданы педагогические технопарки "Кванториумы". Главная идея педагогического Кванториума - совершенствование материально-технической базы

педагогических вузов с целью обучения студентов и педагогов. Это необходимо для обеспечения системы образования квалифицированными штатными сотрудниками для организации естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности обучающихся на уровне высоких стандартов [1, 4, 5].

Изложение основного материала статьи. Отметим, что еще 2015 году появились детские технопарки «Кванториумы» в формате учреждений дополнительного образования. Данного рода организации являются средой ускоренного развития способностей детей, проявления их интеллектуальной смелости и формирования изобретательского и креативного мышления. Образовательная система таких учреждений ориентирована практический результат, которого дети достигнут за счет прохождения всего цикла создания собственного продукта, начиная от идеи и заканчивая реализацией своего проекта. Ориентируясь на более взрослое поколение, уже в 2021 году «Кванториумы» были созданы и на базе организаций высшего профессионального образования. В исследовании подробно рассмотрим деятельность «Кванториума» Нижегородского педагогического университета имени Козьмы Минина [2, 9].

Педагогический технопарк «Кванториум» Мининского университета представляет собой п образовательную лощадку для школьников, студентов ВУЗов и колледжей, педагогов образовательных организаций.

Определяя цель создания Педагогического Кванториума, можно сказать, что Мининский университет ориентируется на ориентируется на подготовку высококвалифицированных кадров системы образования, а также на совершенствование самих педагогических работников дальнейшего развития технологической, математической и естественно-научной грамотности школьников согласно стандартам международного уровня с применением различных новейших педагогических технологий и средств обучения.

Цель создания Педагогического Кванториума обеспечивается решением следующего ряда задач:

- обучение студентов - будущих преподавателей цикла естественно-научных и технологических дисциплин педагогическим методикам и технологиям с использованием современного оборудования и технических средств, в том числе в целях подготовки их к преподаванию в детских технопарках «Кванториумах», в «Точке роста», в «1Т-кубе»;

- повышение квалификации преподавателей общеобразовательных организаций, в том числе учреждений, оснащенных современным оборудованием и техническими средствами (детские технопарки «Кванториум», «Точка роста», «1Т-куб»);

- реализация профориентационной работы со школьниками в целях развития их интереса к педагогической деятельности и к последующему поступлению в педагогические вузы.

В педагогическом кванториуме Мининского университета функционируют несколько лабораторий: естественнонаучный квантум, технологический квантум и медиаквантум. Каждая лаборатория включает себя большое количество новейшего оборудования:

- медиаквантум - студия для создания онлайн-курсов, проведения дистанционных занятий, а также онлайн-занятий совместно с другими образовательными организациями, включающая в себя камеру, стеклянную маркерную доску, компьютер, ноутбуки и др.;

- технологический квантум включает такое оборудование, как лазерный станок, 3D-принтер и 3D-сканер, робототехника (роботы-манипуляторы, роботы с камерами и другие программируемые роботы);

- естественно-научный квантум содержит цифровые лаборатории по химии, физике, биологии, лабораторное оборудование по физике и химии, учебные комплекты по нейротехнологиям, учебная лаборатория исследования окружающей среды и альтернативных источников энергии, лабораторная посуда и многие другие приборы для исследований.

Таким образом, Педагогический технопарк «Кванториум» - это площадка, или - «институция» нового типа, которая позволит обучающимся получить как определенные «хардовые» навыки, например, конструировать и программировать робота, пилить на станке, печатать на 3D-принтере, так и развивать креативное мышление, воображение, умение работать в коллективе и другие [3, 6].

Что по итогу сможет обеспечить создание нового образовательного пространства «Кванториум» студентам?

1. Пожалуй, самым важным по сегодняшний день остаётся учебный процесс, а именно организация и проведение практических занятий с использованием новейшего и высокотехнологичного оборудования и средств обучения Педагогического «Кванториума».

2. Применение такого нововведения, как квазипедагогическая деятельность, иными словами, имитация передачи информации, деятельность самого преподавателя на занятиях.

3. По сей день остается важным сама включённость студентов на занятиях. И одной из важных функций будет являться разработка различных проектов, научных и исследовательских работ, проведение практикумов, лабораторных работ и опытов самими студентами.

4. Важно отметить и предпрофессиональную подготовку студентов, которая может в себя включать встречи с опытными наставниками из разных областей экономики, которые имеют действительно колоссальный опыт в работе по профессии.

5. Одной из функций является реализация мастер-классов посредством пользования ресурсов «Кванториума».

6. Развитие, а в дальнейшем и организация инновационной и научной деятельности на межфакультетском уровне.

7. Студенты, обучающиеся на педагогических направлениях, которые связаны с технологической и естественнонаучной профилизацией и напрямую связаны с преподаванием, могут пройти практику, предварительно заключив договор о сотрудничестве с образовательной организацией, в нашем случае, Мининском университетом, на территории которой находятся такие площадки как: «Кванториум», центры «Точка роста» и «1Т куб».

8. Важнейшим в дальнейшем развитии «Кванториума» является разработка новых методик преподавания таких учебных дисциплин, как: «Математика», «Информатика», «Физика», «Технология» «Робототехника», «Мехатроника» и т.д. посредством проведения своего рода опытно-конструкторских работ.

Образование педагогического Кванториума, разумеется, важно и для самих педагогических работников образовательных организаций [5, 10].

1. Квантортум становится отличной площадкой для повышения квалификации педагогов, организации различных практических мероприятий, например, таких как научная конференция, педагогический форум и многое другое.

2. К функциям кванториума, ориентированным на педагогов, также следует отнести и развитие диагностических процедур, направленных на раскрытие трудностей при изучении отдельных предметов и выявление одарённых способностей у обучающихся.

3. Результаты опытно-конструкторских, исследовательских и проектных работ, проводимых на базе Кванториума, передаются педагогическим работникам образовательных организаций в целях отражения данных достижений в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Рассмотрев функции, направленные на студентов и педагогов, необходимо отметить, что открытие педагогического кванториума также ориентируется и на школьников [7, 8]:

1. Поддержка деятельности профильных классов как естественнонаучных, так и физико-математических направленностей.

2. Деятельность по привлечению выпускников общеобразовательных организаций, то есть абитуриентов, а также организация профориентационной работы со школьниками.

3. Агитация школьников к участию в олимпиадах и конкурсах.

4. Организация и проведение различных практических мероприятий для школьников, например, учебных семинаров, конкурсов, Олимпиад.

Если произвести анализ о проведённых мероприятиях на площадке «Кваториума» в 2021 году, то в сетевом формате проводились курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Генетические технологии в проектно-исследовательской деятельности по биологии», в котором приняли участие педагоги различных образовательных организаций. Также были проведены профориентационные мероприятия для обучающихся общеобразовательных школ, а также для учеников психолого-педагогических классов Нижегородской области. На территории «Кванториума» был организован образовательный процесс непосредственно для самих студентов университета.

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что введение такой образовательной площадки, как Педагогический технопарк «Кванториум» является значительным шагом в развитии страны. Необходимость создания данного образовательного пространства обусловлена тем, что:

- учитель постоянно развивающегося информационного-цифрового общества должен владеть навыками передачи знаний с помощью цифровых технологий;

- педагог должен сформировать у каждого обучающегося школы конкурентоспособность, уметь решать задачи государства в области образования, осознавать и признавать ценности образования современной России;

- педагоги должны владеть современными методиками и подходами, а также учебными инструментами в учебном процессе, с помощью которых будет обеспечен рост и удержание на высоком уровне качества общего образования.

Выводы. Изучив общие сведения, цель, задачи и функции Педагогического технопарка «Кванториума», можно отметить ожидаемые эффекты и результаты от инновационной образовательной площадки.

Во-первых, такая организация обеспечит систему образования высококвалифицированными кадрами и также позволит повысить квалификацию педагогических работников.

Во-вторых, данная образовательная среда - значительный шаг в развитии материально-технической базы педагогического университета.

В-третьих, наличие площадки с современным высокотехнологичным оборудованием способствует росту конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг.

В-четвертых, возможность проведения обучения школьников и студентов колледжа в Кванториуме повышает качество знаний абитуриентов, поступающих в педагогический вуз, а также развивает их интерес к педагогической деятельности, тем самым создавая формируя положительный имидж профессии педагога.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

3. Петров, ЮН. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

9. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ЭТНОДИЗАЙН. МАСТЕР-КЛАССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. Целью статьи является изучение особенностей построения и проведения мастер-классов по этнодизайну. В статье обосновывается роль этнодизайна в профессиональной подготовке будущих дизайнеров. Автором предложен краткий обзор представлений российских и зарубежных исследователей о сущности и структуре современного этнодизайна. В статье определено, что изучение этнодизайна опирается на конкретные методы, в том числе мастер-классы. Автор рассматривает мастер-класс как самостоятельную практическую работу будущих дизайнеров или ее начало, к характерным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.