Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ОТ ТЕХНОЛОГИИ - К КОМПЕТЕНЦИЯМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ОТ ТЕХНОЛОГИИ - К КОМПЕТЕНЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЙ КВАНТОРИУМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна, Зекрист Рида Ирековна, Мусифуллин Салават Ришатович

Цель статьи заключалась в обосновании необходимости создания цифровой образовательной среды в формате педагогического кванториума с целью развития гуманитарных технологий, которые должны сформировать у студентов педагогического вуза hardskils и softskils. Основными методами научного исследования являлись метод форсайт-проектирования, метод экспертных панелей и методы диагностического исследования профдефицитов. Проведенный анализ психолого-педагогических подходов, результаты эмпирического и экспериментального исследования профессиональных дефицитов учителей истории и обществознания позволили выявить набор и содержание «западающих» компетенций студентов педагогического вуза в области применения технологий гуманитарного образования. Выводы обращены на возможность широкого распространения модели гуманитарного педагогического кванториума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна, Зекрист Рида Ирековна, Мусифуллин Салават Ришатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING IN THE SYSTEM OF FUTURE TEACHER OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCE: FROM TECHNOLOGY TO COMPETENCIES

The purpose of the article was to substantiate the need to create an educational environment in the format of a pedagogical quantorium in order to develop humanitarian technologies that should be formed in students of the pedagogical university hardskils and softskils. The main methods of scientific research were the method of foresight design, the method of expert panels and methods for the diagnostic study of occupational deficiencies. The analysis of psychological and pedagogical approaches, the results of an empirical and experimental study of the professional deficits of history and social science teachers made it possible to identify the set and content of "falling" competencies of students of a pedagogical university in the field of humanitarian education technologies.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ОТ ТЕХНОЛОГИИ - К КОМПЕТЕНЦИЯМ»

Литература:

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОО: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.

2. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №4. - С. 1

3. Гурова О.В. Современные проблемы развития игровой компетентности педагогов ДОО в контексте ФГОС ДО // Нижегородское образование. - 2015. - №3. - С. 140-145.

4. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. -№2. - С. 10.

5. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. - М., 2010. - 151 с.

6. Лещинская-Гурова О.В. Развитие игровой компетентности педагогов в условиях обучения в ДОО: методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 119 с.

7. Миронова И.Я. Методы активного обучения в повышении игровой компетенции педагогов ДОО [Электронный ресурс]. - URL: http://gcro.nios.ru/metody-aktivnogo-obucheniya-v-povyshenii-igrovoy-kompetencii-pedagogov-dou (дата обращения: 30.03.2021).

8. Потапова Н.Н., Ханова Т.Г. Особенности проектирования предметно-игрового пространства в разных возрастных группах дошкольного учреждения // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - С. 284-288.

9. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. - 2013. - №3. - С. 92-97.

10. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. -2017. - №9. - С. 4-9.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/3/1642 (дата обращения: 30.03.2021).

13. Ханова Т.Г., Никитина Я.В. Развитие субъектной позиции детей в игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 329-332.

14. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 240-243.

15. Шаманова Н.А., Ханова Т.Г. Свободная игра дошкольника: проблемы и пути решения // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. - Т. 1. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2019. - С. 329-332.

16. Шаманова Н.А., Ханова Т.Г. Развитие игровой компетентности педагогов дошкольного образования // Детский сад от А до Я. - 2020. - №3(105). - С. 82-92.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Шамигулова Оксана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа);

доктор философских наук, профессор Зекрист Рида Ирековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент Мусифуллин Салават Ришатович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ОТ ТЕХНОЛОГИИ - К КОМПЕТЕНЦИЯМ

Аннотация. Цель статьи заключалась в обосновании необходимости создания цифровой образовательной среды в формате педагогического кванториума с целью развития гуманитарных технологий, которые должны сформировать у студентов педагогического вуза hardskils и softskils. Основными методами научного исследования являлись метод форсайт-проектирования, метод экспертных панелей и методы диагностического исследования профдефицитов. Проведенный анализ психолого-педагогических подходов, результаты эмпирического и экспериментального исследования профессиональных дефицитов учителей истории и обществознания позволили выявить набор и содержание «западающих» компетенций студентов педагогического вуза в области применения технологий гуманитарного образования. Выводы обращены на возможность широкого распространения модели гуманитарного педагогического кванториума.

Ключевые слова: гуманитарный кванториум, технологический подход, подготовка учителя истории и обществознания, цифровая среда.

Annotation. The purpose of the article was to substantiate the need to create an educational environment in the format of a pedagogical quantorium in order to develop humanitarian technologies that should be formed in students of the pedagogical university hardskils and softskils. The main methods of scientific research were the method of foresight design, the method of expert panels and methods for the diagnostic study of occupational deficiencies. The analysis of psychological and pedagogical approaches, the results of an empirical and experimental study of the professional deficits of history and social science teachers made it possible to identify the set and content of "falling" competencies of students of a pedagogical university in the field of humanitarian education technologies.

Keywords: humanitarian quantorium, technological approach, history and social studies teacher training, digital environment.

Введение. Основная функция гуманитарного образования заключается в создании смыслов, формировании ценностно-мировоззренческой картины мира человека. Проблема формирования ценностей и смыслов в современном цифровом мире связана с многообразием каналов трансляции ценностей или псевдоценностей, доступностью для каждого различных источников информации и, соответственно способностью человека обрабатывать и верифицировать поступаемую информацию, понимать и создавать смыслы, осваивать способы работы с информацией, используя цифровые средства. Цифровые средства, как неотъемлемые элементы цифровой дидактики начинают стремительно использоваться в процессе обучения современной школой и системой дополнительного образования. При этом, несмотря на стремительное увлечение цифровыми средствами обучения в мире, ученые признают, что на данный момент отсутствуют педагогические или психолого-педагогические теории цифрового обучения (1).

В данной связи, вопросов возникает больше чем ответов: действительно ли цифровые средства обучения влияют на повышение качества образования? Какова методика их использования в учебном процессе? Как при выборе приемов и средств обучения должна быть учтена их взаимосвязь с формируемыми умениями? Как современные цифровые средства могут помочь в «переводе» избыточной информации в знания обучающегося? Используют ли цифровые средства в подготовке будущего учителя, и готов ли он к их применению?

Очевидно, что в практике подготовки учителя, актуальным является поиск новых цифровых дидактических инструментов, адаптированных к ситуации, при которой учебник и слово учителя не являются единственным источником знаний и смыслов. Такими инструментами, на наш взгляд, могут стать технологии гуманитарного образования, применяемые в комплексе с новыми цифровыми средствами обучения. В контексте нашего исследования, речь идет о создании модели педагогического кванториума, позволяющей обеспечить технологический подход к обучению предметам гуманитарного цикла на основе современных цифровых средств. Данное понятие впервые вводится в научный оборот.

Гуманитарный кванториум в системе предметной и методической подготовки будущего учителя истории и обществознания понимается как инновационная модель формирования компетенции учителя по применению технологий гуманитарного образования, объединяющая планируемые результаты подготовки учителя, содержание гуманитарного образования, формы, методы, технологии и цифровые средства обучения.

Проектирование и внедрение в практику подготовки учителя модели кванториума продиктовано жесткой необходимостью развития образовательной среды педагогического вуза и формирования у будущего учителя тех профессиональных компетенций, которые адекватно отвечают современной практике общего и дополнительного образования. Как известно, опыт организации работы кванториумов в виде детских технопарков, существует в России с 2016 года в системе дополнительного образования детей по программам естественнонаучной и технической направленности. В данной связи, очевидно, что имеющийся опыт требует особого внимания при подготовке будущего учителя в различных его аспектах: на уровне формируемых компетенций, выбора технологий и цифровых средств обучения применительно к гуманитарным предметам, создания новой инфраструктуры, разработки и внедрения модели кванториума в практику подготовки учителя истории и обществознания в целом.

Изложение основного материала статьи. Отправной точкой для разработки модели гуманитарного кванториума как инновационной дидактической среды формирования профессиональных компетенций будущих учителей истории и обществознания в нашем исследовании мы определили набор и содержание профессиональных компетенций учителя в области применения технологий гуманитарного образования и цифровых средств обучения. Определение данного набора потребовало создания экспертного сообщества из числа представителей работодателя, директоров, завучей школ, ведущих учителей-практиков, студентов выпускных курсов, имеющих опыт прохождения педагогической практики. Анализ требований работодателя к современному учителю истории и обществознания, практики преподавания предметов гуманитарного цикла, методических дефицитов учителя и выпускников педвуза, а также сопоставление полученных данных с приоритетными задачами в области гуманитарного образования и воспитания обучающихся, позволили конкретизировать содержание компетенций будущего современного педагога в области обеспечения технологического подхода к обучению предметам на уровне мягких (универсальных) навыков и профессиональных умений. К первым относятся, прежде всего, гуманитарное мировоззрение, медиаграмотность, DATA-грамотность, полилоговое мышление, исследовательские технологии. Содержание профессиональных умений объединяет как предметную, так и методическую подготовку, направленную на способность эффективно применять технологии гуманитарного образования в контексте достижения планируемых результатов освоения предметного содержания. К ним, в результате работы экспертного сообщества, отнесли навыки картографической интерпретации социально-экономических объектов; умение работать с историографической базой данных; умение применять диалоговые и полилоговые технологии в анализе источников исторической и обществоведческой информации; умение отбирать содержание предмета для работы с дополненной и виртуальной реальностями; умение использовать технологии исторической реконструкции; умение организовывать микросоциальные исследования в контексте личного социального опыта учащихся; умение обеспечить технологический подход в обучении истории и обществознанию и применять технологии формирования критического мышления, диалоговые технологии (диспуты, дебаты, сократовские диалоги), технологии геймификации и исторического реконструирования, кейс-технологии, форсайт-технологии, эдьютеймент.

Обеспечение технологического подхода в обучении является одним из условий реализации требований ФГОС общего образования, концептуально ориентированного на результат и реализацию субъектной позиции обучающегося в процессе освоения предмета. Но, несмотря на почти десятилетнюю практику реализации нового стандарта в школах, процесс обучения так и не стал в полной мере технологичным с точки зрения дидактики. Применение образовательных технологий на уроке, которые позволяют обеспечить желаемый результат и сформировать у обучающегося планируемые способы действий с предметным содержанием, часто вызывает у учителя методические затруднения. Учителя не всегда владеют достаточным

арсеналом образовательных технологий, эффективных в практике преподавания предметов гуманитарного цикла.

В ходе работы с представителями педагогического сообщества на ежегодных научно-методических семинарах и курсах повышения квалификации для учителей истории и обществознания, мы опросили 128 учителей на предмет применения ими конкретных образовательных технологий в обучении предметам гуманитарного цикла (таблица 1).

Таблица 1

Применение отдельных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Периодичность Наименование образовательных технологий

применения ия И 8 £ и ве ол ^ а иы § й рм 2 о А и о ик и и г о л о н х е т ^ ы в и и г о л о н х е н е о г о £ « « § чн си в ^ р ит и и г о л о н X е т Форсайт-технологии

ис ге оч ли от ни хр ек н о г о л а и Ч ыв о р г К 5 п оо 5 * ое нр х е н с й е И

систематически 34% 21% 14% 0% 16% 0%

иногда 55% 44% 36% 2% 11% 7%

практически не 11% 35% 50% 98% 73% 93%

применял

Среди причин нечастого применения образовательных технологий на уроках истории и обществознания, более половины опрошенных (61%) указывают на большие временные затраты при разработке такого урока, 31% учителей связывают причину с недостаточной методической подготовленностью в области применения отдельных перечисленных технологий и 8% педагогов связали неиспользование образовательных технологий с отсутствием необходимого технического оснащения процесса обучения.

Содержательно-функциональное наполнение кванториума и, соответственно, общий дизайн проекта предполагает выделение нескольких локаций - квантумов: Локация общегуманитарных навыков XXI века, Локация интерактивной истории, Локация «Человек в цифровом обществе» и Локация «Homosimbolicum»». Это позволяет обеспечивать преемственность в логике предъявления историко-обществоведческого содержания в системе общего образования и формировании предметных и методических компетенций будущего учителя истории и обществознания.

Современные цифровые средства позволят в процессе подготовки будущего учителя реализовать возможность сбора, визуализации, интеллектуального анализа данных и информационного поиска для самостоятельной экспериментальной деятельности в области новых технологий в социально-гуманитарных наук: проекционное оборудование и проекты для дополненной реальности (проектирование событий по исторической и обществоведческой тематике), интерактивные инсталляции для проектных решений в рамках предметного содержания истории и обществознания и тематики для дополнительного образования («интерактивная археология», «интерактивная медиевистика», «интерактивный политология», «цифровая экономика» и т.д.), интерактивные карты (физические, политические, тематические (локально-исторические) и др.), интерактивные рабочие столы (для визуализации исторических событий, социальных объектов; организации индивидуальной и групповой проектной работы), AR и VR оборудование, аудиогиды (проектирование виртуальных экскурсий), мобильные приложения и прочее (3).

Функциональность кванториума значительно расширяет возможность организации проектной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС общего образования, внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, дополнительного образования социально-гуманитарной направленности. Поэтому модель гуманитарного кванториума в системе подготовки будущего учителя в педагогическом вузе проектируется с учётом необходимости опережающего освоения технологий и навыков, которые будут актуальны в ближайшее десятилетие, и для формирования которых сенситивное поле может быть создано средствами общественных дисциплин.

Важно в процессе формирования профессиональных компетенций учителя предложить будущему выпускнику педвуза широкий спектр методических решений по использованию образовательных технологий и цифровых средств обучения на уроке, направленных на обеспечение достижения предметных и метапредметных (универсальных) умений в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Методический выбор наполнения кванториума цифровыми средствами должен быть обоснован с точки зрения функциональности и направленности на обеспечение будущим учителем образовательных результатов, ориентиром для выбора которых будет являться ФГОС общего образования (2). Например, для создания локации (квантума) интерактивной истории образовательными результатами являются: развитие знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии; развитие системных исторических знаний, понимания места и роли России в мировой истории, истории региона в истории России и мира, исторической обусловленности локальных событий и явлений; развитие картографических умений и владения навыками картографической интерпретации социально-экономических характеристик различных территорий; развитие умений работать с различными видами исторических источников, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; формирование умения проектировать предметное содержание, умений проектировать тематические экспозиции и экскурсии в режиме AR и VR; развитие умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие навыков организации

исторической реконструкции с привлечением различных источников. Выстроенное содержание образовательных результатов на уровне hardskills, предполагает корреляцию формируемых умений у школьника и соответствующих профессиональных умений у будущего учителя. Содержание образовательных результатов определяет и возможное техническое наполнение квантума.

Выводы. Предложенная модель педагогического кванториума позволяет обеспечить технологический подход к обучению предметам гуманитарного цикла на основе современных цифровых средств, что концептуально предполагает обоснование новой образовательной среды, конкретизации «портфеля» актуальных компетенций и соответствующих методов и приемов активного взаимодействия.

В условиях смены парадигм образования необходимо пересмотреть перечень необходимых компетентностей будущего учителя истории и обществознания. Инновации в цифровом обучении представляют собой не столько технические инновации, сколько изменения в содержании и организации образовательного контента, в структуре и в организационных принципах обучения. Интеграция цифровых методик в традиционный процесс обучения требует перестройки, как самой среды обучения, так и переоценку возможностей. Такой средой определен педагогический кванториум, как технологичная цифровая среда компетенций будущего учителя истории и обществознания. Педагогический кванториум подразумевает информационно-образовательную среду цифрового образования включающую: технические ресурсы; образовательные ресурсы; управление процессом.

Появление кванториума в педвузах будет не только способствовать обеспечению качества подготовки будущего учителя, но и позволит создать современную систему непрерывного образования педагогов, в частности учителей по истории и обществознанию; расширить взаимодействие с общеобразовательными организациями через программы дополнительного образования по определенному профилю подготовки, привлечь мотивированных абитуриентов и трансформировать модель взаимодействия с базовыми школами-партнерами.

В дальнейших перспективах исследований будут рассмотрены вопросы франшизы гуманитарных кванториумов, которая станет основой формирования «детской» науки.

Будущие исследования будут ориентированы на участие в этих проектах, что потребует инновационных идей и решений, способных создавать альтернативные решения и формы технологичной цифровой среды, в том числе, дискуссии о компетенциях будущего учителя истории и обществознания.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «HomoCyberus». - 2019. - №1 (6). [Электронный ресурс|.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф/документы/

3. Шамигулова О.А., Мусифуллин С.Р., Ахтямов Р.С., Горсков Д.А. Кванториум как инновационная среда формирования компетенций будущего учителя истории и обществознания // Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (XV Акмуллинские чтения) 14-15 декабря 2020. Том I. - Уфа. - С. 322-325

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Шашкина Гульнара Рустэмовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и психологии (г. Москва); аспирант Золотарева Ирина Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и психологии (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ГОЛОСА СТУДЕНТАМИ-БУДУЩИМИ ЛОГОПЕДАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье описывается значимость самооценки голоса студентов-будущих логопедов, современные подходы в проведении анкетирования. Даны результаты по итогу анализа анкеты по самообследованию знаний в области анатомии и физиологии органов голосового аппарата, в области развития голоса в онтогенезе.

Ключевые слова: голос, самооценивание, онлайн-анкетирование, диагностика, студенты, будущие логопеды.

Annоtation. The article describes the importance of self-assessment of the voice of students-future speech therapists, modern approaches to conducting a questionnaire. The results of the analysis of the questionnaire on self-examination of knowledge in the field of anatomy and physiology of the organs of the vocal apparatus, in the field of voice development in ontogenesis are given.

Keywords: voice, self-assessment, online survey, diagnostics, students, future speech therapists.

Введение. Голос учителя-логопеда - инструмент его работы. К голосу логопеда предъявляются достаточно завышенные требования: выносливость, интонационная выразительность, мелодичность, широкий звукочастотный диапазон, умеренная сила и приятный тембр. Важно не только обладание необходимыми качествами голоса, должным уровнем практической голосовой подготовки, но и умение разбираться в строении голосового аппарата, знать специфику развития голоса у детей, знать и учитывать правила гигиены голоса. Будущим логопедам необходимы знания о теории голосообразования, чтобы экономно и качественно использовать свой голосовой аппарат в дальнейшей практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.