Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ГОЛОСА СТУДЕНТАМИ-БУДУЩИМИ ЛОГОПЕДАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ГОЛОСА СТУДЕНТАМИ-БУДУЩИМИ ЛОГОПЕДАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / САМООЦЕНИВАНИЕ / ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ ЛОГОПЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашкина Гульнара Рустэмовна, Золотарева Ирина Владимировна

В статье описывается значимость самооценки голоса студентов-будущих логопедов, современные подходы в проведении анкетирования. Даны результаты по итогу анализа анкеты по самообследованию знаний в области анатомии и физиологии органов голосового аппарата, в области развития голоса в онтогенезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SELF-ASSESSMENT OF VOICE BY FUTURE SPEECH THERAPISTS IN REMOTE LEARNING

The article describes the importance of self-assessment of the voice of students-future speech therapists, modern approaches to conducting a questionnaire. The results of the analysis of the questionnaire on self-examination of knowledge in the field of anatomy and physiology of the organs of the vocal apparatus, in the field of voice development in ontogenesis are given.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ГОЛОСА СТУДЕНТАМИ-БУДУЩИМИ ЛОГОПЕДАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

исторической реконструкции с привлечением различных источников. Выстроенное содержание образовательных результатов на уровне hardskills, предполагает корреляцию формируемых умений у школьника и соответствующих профессиональных умений у будущего учителя. Содержание образовательных результатов определяет и возможное техническое наполнение квантума.

Выводы. Предложенная модель педагогического кванториума позволяет обеспечить технологический подход к обучению предметам гуманитарного цикла на основе современных цифровых средств, что концептуально предполагает обоснование новой образовательной среды, конкретизации «портфеля» актуальных компетенций и соответствующих методов и приемов активного взаимодействия.

В условиях смены парадигм образования необходимо пересмотреть перечень необходимых компетентностей будущего учителя истории и обществознания. Инновации в цифровом обучении представляют собой не столько технические инновации, сколько изменения в содержании и организации образовательного контента, в структуре и в организационных принципах обучения. Интеграция цифровых методик в традиционный процесс обучения требует перестройки, как самой среды обучения, так и переоценку возможностей. Такой средой определен педагогический кванториум, как технологичная цифровая среда компетенций будущего учителя истории и обществознания. Педагогический кванториум подразумевает информационно-образовательную среду цифрового образования включающую: технические ресурсы; образовательные ресурсы; управление процессом.

Появление кванториума в педвузах будет не только способствовать обеспечению качества подготовки будущего учителя, но и позволит создать современную систему непрерывного образования педагогов, в частности учителей по истории и обществознанию; расширить взаимодействие с общеобразовательными организациями через программы дополнительного образования по определенному профилю подготовки, привлечь мотивированных абитуриентов и трансформировать модель взаимодействия с базовыми школами-партнерами.

В дальнейших перспективах исследований будут рассмотрены вопросы франшизы гуманитарных кванториумов, которая станет основой формирования «детской» науки.

Будущие исследования будут ориентированы на участие в этих проектах, что потребует инновационных идей и решений, способных создавать альтернативные решения и формы технологичной цифровой среды, в том числе, дискуссии о компетенциях будущего учителя истории и обществознания.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «HomoCyberus». - 2019. - №1 (6). [Электронный ресурс|.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф/документы/

3. Шамигулова О.А., Мусифуллин С.Р., Ахтямов Р.С., Горсков Д.А. Кванториум как инновационная среда формирования компетенций будущего учителя истории и обществознания // Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (XV Акмуллинские чтения) 14-15 декабря 2020. Том I. - Уфа. - С. 322-325

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Шишкина Гульнара Рустэмовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и психологии (г. Москва); аспирант Золотарева Ирина Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и психологии (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ГОЛОСА СТУДЕНТАМИ-БУДУЩИМИ ЛОГОПЕДАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье описывается значимость самооценки голоса студентов-будущих логопедов, современные подходы в проведении анкетирования. Даны результаты по итогу анализа анкеты по самообследованию знаний в области анатомии и физиологии органов голосового аппарата, в области развития голоса в онтогенезе.

Ключевые слова: голос, самооценивание, онлайн-анкетирование, диагностика, студенты, будущие логопеды.

Annоtation. The article describes the importance of self-assessment of the voice of students-future speech therapists, modern approaches to conducting a questionnaire. The results of the analysis of the questionnaire on self-examination of knowledge in the field of anatomy and physiology of the organs of the vocal apparatus, in the field of voice development in ontogenesis are given.

Keywords: voice, self-assessment, online survey, diagnostics, students, future speech therapists.

Введение. Голос учителя-логопеда - инструмент его работы. К голосу логопеда предъявляются достаточно завышенные требования: выносливость, интонационная выразительность, мелодичность, широкий звукочастотный диапазон, умеренная сила и приятный тембр. Важно не только обладание необходимыми качествами голоса, должным уровнем практической голосовой подготовки, но и умение разбираться в строении голосового аппарата, знать специфику развития голоса у детей, знать и учитывать правила гигиены голоса. Будущим логопедам необходимы знания о теории голосообразования, чтобы экономно и качественно использовать свой голосовой аппарат в дальнейшей практической работе.

Без использования голоса осуществление логопедической практики невозможно, поэтому важно следить и контролировать состояние голосовой функции, следовать правилам гигиены голоса и беречь его. Профессор О.С. Орлова [6] отмечала, что педагогу необходимо владеть самооцениванием голоса и своевременно обращать внимание на его качественные изменения. Не имея достаточный уровень голосовой подготовки, логопед не сможет передать нужные интонации, использовать нужную атаку голоса, отразить особенности голосов героев сказок, держать внимание детской аудитории. Неправильная техника голосоподачи, недостаточное развития силы, высоты, тембра может отразиться на смысловом содержании высказывания.

Данная проблематика затрагивается и описывается в научных наработках Е.С. Алмазовой, Ю.С. Василенко, Д.К. Вильсон, Л.Б. Дмитриева, И.И. Ермаковой, Е.В. Лавровой, И.А. Михалевской, О.С. Орловой, Л.М. Телеляевой.

Самообследование голоса не всегда удобно проводить во время занятий в рамках специализированных дисциплин по развитию голоса в вузах или распространять бланки с анкетами. Однако, в период пандемии распространился и приобрел успешность онлайн-формат для проведения многих форм работы. Онлайн-анкетирование со специально сформулированными и подобранными вопросами - оптимальный вариант для самооценивания знаний в области голоса, гигиены голоса, профилактики нарушений голоса и самооценивания состояния голоса в разные периоды времени.

Изложение основного материала статьи. Достаточно большое количество ученых-исследователей рассматривали вопрос о диагностике и подготовке голоса студентов, будущих специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями.

В работе О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян, О.П. Пецух, Е.С. Ткаченко [1] представлен критический анализ изучения интонации у педагогов, взаимодействующих и обучающих детей с особыми потребностями в образовании. Авторы рассматривают интонацию как сложную структурированную систему, которую, с использованием знаний лингвистики, можно делить на 7 простых конструкций: повествовательная завершенность, вопросительные слова, вопросительный сопоставительный союз, выражение оценки с использованием местоимений, экспрессивное отрицание. При обследовании интонации необходимо учитывать: пол, уровень владения родным языком, эмоциональность человека, профессиональный опыт, уровень профессионального выгорания, личностные особенности, уровни сенсорного, интеллектуального, социального развития, ведущий вид восприятия, особенности коммуникации и невербальные признаки при речевом взаимодействии.

Исследователи поднимают важную проблему отсутствия необходимых технологий диагностики голоса педагогов в связи с нехваткой кадрового состава, оборудования, точных сведений, а также рассуждают об обязательности тестирования голоса педагогов для качественного преподнесения материала детям с ограниченными возможностями.

В.И. Лахмоткина и Л.А. Ястребова [4], проводя анализ голоса студентов дефектологического факультета Армавирского государственного педагогического университета, обозначили важность своевременной диагностики и профилактики голосовых расстройств. Голосовая нагрузка в логопедии часто превышает голосовые возможности человека, неготового долго и выразительно говорить. На фоне завышенных требований часто наблюдается появление и развитие гипотонусной дисфонии, что влечет за собой снижение голосовых возможностей и заметные ухудшения качеств голоса логопедов.

Авторы отмечают: значимость голосового тестирования при обучении логопедов на специальных дисциплинах, предназначенных для профессиональной подготовки голоса; важность формирования знаний о гигиене голоса и строении голосового аппарата. Результаты исследования показывают, на каких уровнях находятся голоса участников диагностики, какими знаниями в области фонопедии обладают студенты, как они оценивают собственный голос.

Е.В. Жаровская [2] при диагностике голосовых возможностей большое внимание уделяет исследованию мелодики голоса. Мелодика, по мнению автора, может показать наличие или отсутствие умения эмоционально преподносить речь. С помощью графических изображений при исследовании мелодики голосо-речевого сигнала можно установить диапазонные значения по высоте и силе голоса.

Анализ мелодики показывает, может ли обследуемый передавать в своей речи грусть, удивление, радость, спокойствие или напряженность, голоса героев произведений, сказок. Логопед должен передать содержание утрированно, ярко и наиболее выразительно произнести контекст. При утрированном произношении необходима правильная техника голосоведения для устранения рисков появления голосовых расстройств.

Важный вопрос своевременной диагностики речевой культуры при профессиональной подготовке студентов-педагогов к их дальнейшей педагогической деятельности затрагивается в работе Р.С. Семыкиной [8]. Автор констатирует, согласно современным образовательным стандартам федерального значения, речь студента-будущего педагога должна полностью соответствовать прописанным требованиям к речевой культуре, что включает в себя манеру проговаривания материала, технику речи, голосоведения.

Р.И. Семыкина отмечает важность диагностики, особенно выявление артикуляционных, моторных речевых зажимов. Если не выявить данный вид напряжения определенных групп мышц, которые участвуют в артикуляции и голосообразовании, то появляется риск возникновения нарушений дикции, снижение диапазонных значений голоса, неровного и физиологически неверного типа речевого дыхания. Автор отмечает, что для развития голоса, дикции и речевой культуры педагогов, важно уделять внимание не отдельным компонентам речи, которые необходимо диагностировать и развивать, а всем компонентам, умениям и возможностям речи говорящего.

В научных исследованиях В.А. Родькина [7] утверждает, что функциональные нарушения голоса могут появляться из-за перенапряжения голосового аппарата у логопедов и фонопедов. Она считает, что своевременную диагностику органов голосового и речевого аппарата необходимо проводить, используя психологический подход, при котором возможно выявление степени тревожности пациентов, проведение анкетирования, получение самооценочных характеристик голосов пациентов. Такой подход дает возможность рассматривать голос не только как акустический параметр, но и как отражение состояния организма в определённых ситуациях, которые могут стать риском развития функциональных нарушений голоса в дальнейшем. Самооценивание показывает, насколько пациент осведомлен знаниями в области гигиены голоса, каково отношение пациента к голосу и к собственному здоровью.

По мнению Е.А. Когаловой [3], важным аспектом в изучении голосовых параметров является диагностика диапазона голоса оратора по силе. Необходимо знать, умеет ли человек самостоятельно и точно контролировать силу звука собственного голоса. От силы передаваемого человеком звука голоса зависит качество понимания речи оратора слушателями, что достаточно важно при педагогическом и коррекционном воздействии. Автор проводит взаимосвязь между зависимостью амплитуды колебания голосовых связок от факторов, наличие которых необходимо уточнять при обследовании: психическое состояние человека, жизненные обстоятельства, воспитание индивида. Знания о наличии данных факторов могут облегчить диагностику интенсивности голоса и профилактику развития нежелательных проявлений голосовых расстройств.

С.В. Леонова [5] в статье о современных тенденциях состояния голоса лиц голосо-речевых профессий отмечает важность самостоятельной работы студентов-бакалавров профиля "Логопедия" над собственной речевой культурой, техникой речи, речевой выразительностью и голосоведением. Так как будущий логопед обязан готовиться к работе с детьми с ОВЗ, ему необходимо нарабатывать технику речи и голосоведения для утрированного произнесения материала, для повышения качества образовательного, воспитательного и коррекционного процессов, для стабильной и постепенной профилактики появления профессиональных голосовых расстройств. Студенты обязаны следить за своим качеством голоса, оценивать свои голосовые возможности и профессионально развивать голос.

Целью нашего исследования было изучение самостоятельной оценки голоса студентами-логопедами с применением дистанционного онлайн-анкетирования.

В период с 23 по 16 декабря 2020 года было проведено дистанционное анкетирование по оцениванию знаний в области фонопедии и самооценке качеств голоса студентов-логопедов. В анкетировании приняли участие 202 человека: студенты Московского государственного областного университета профиля «Логопедия» в количестве 79 человек (39%), обучающиеся Московского городского педагогического университета (кафедры логопедии) в количестве 113 человек (56%), обучающиеся Казанского Федерального университета в количестве 10 человек (5%). Пол обследуемых - женский. Возрастной диапазон участников анкетирования - от 19 лет до 61 года. Преобладали студенты в возрасте от 19 лет до 23 лет (75,2%), от общего числа студентов очная форма обучения составила 57,1%, заочная - 42,9%.

Анкетирование включало 5 тематических блоков и сведения об испытуемых: возраст, пол, место обучения.

Первый блок содержал вопросы для проверки знаний студентов в области анатомии и физиологии голосового аппарата: знания о хрящах, образующих гортань; о нервной иннервации гортани; мышечном строении при фонации; о самом процессе фонации и о том, от чего зависит качество голоса.

Второй блок включал вопросы о развитии голоса в онтогенезе: периоды развития детского голоса; возраст появления мутаций голоса; стадии развития голосовых мутаций; характер детского голоса и его отличие от голоса взрослого человека.

Третий блок объединял вопросы о голосовых нарушениях, о функциональных и органических расстройствах голоса, об ученых, занимающихся лечением голосовых нарушений и восстановлением голоса.

Четвертый блок включал вопросы для самооценки голоса студентов. Полученные ответы отражали самостоятельную характеристику голоса студентов, изменения голоса студентов в определённых ситуациях, наличие или отсутствие тревожности, время использования голоса в сутки, наличие и частота респираторных заболеваний, время утомления голоса, наличие или отсутствие вокальной или голосовой подготовки.

Пятый блок содержал вопросы о фонопедической и фониатрической работе, о специалистах, занимающихся лечением и восстановлением голоса.

Таблица №1

Анализ анкетирования студентов

Анализ ответов —-— " Блоки Блок №1 Блок №2 Блок №3 Блок №4 Блок №5

Ответы раскрывают суть вопроса, аргументированные. Для 4 блока: положительная самооценка голоса. 17% 58,4% 8,9% 66,3% 100%

Ответы раскрывают суть вопроса, недостаточно аргументированные. Для 4 блока: сомнительная самооценка голоса. 83% 41,6% 79,2% 15,3% 0%

Ответы не раскрывают суть вопроса. Для 4 блока: отрицательная самооценка голоса. 0% 0% 11,9% 18,4% 0%

По итогу анализа ответов по первому блоку мы выявили, что 17% студентов дали полные, правильные и раскрытые ответы на вопросы по анатомическому строению голосового аппарата. 83% студентов ответили недостаточно полно, их ответы не раскрывают сути вопросов.

58,4% студентов дали полные и аргументированные ответы на второй блок вопросов о развитии голоса в онтогенезе. 41,6% студентов представили неполные, нераскрытые ответы, дали неточные сведения о периодах развития голоса в онтогенезе, о периодах мутации, некорректно определили характеристики голоса в мутационном периоде.

Анализ ответов третьего блока раскрывает диапазон знаний студентов в области нарушений голоса. Полные и развернутые ответы на вопросы, с перечислением всех требуемых терминов и должной аргументацией, с учетом научных классификаций дали всего лишь 8,9% участников анкетирования. Ответы без конкретизации терминологии и с недостаточной аргументацией представили 79,2% студентов. 11,9%

студентов показали слабый уровень знаний по терминологии, в их ответах отсутствовали определения, аргументация, не учитывалась классификация нарушений голоса.

Для корректной оценки голоса необходимы и знания в области самостоятельного оценивания голоса студентов. Самооценивание подразумевает учет самим обследуемым его возможностей в области чего-либо, в частности, возможностей голоса в каких-либо ситуациях. Вопросы анкеты по четвертому блоку по самооценке голоса предполагают свободную форму ответа. После качественного анализа полученных свободных ответов мы выявили, что 15,3% участников анкетирования характеризуют свой голос как нормальный и достаточно модулированный. 16,8% студентов считают, что их голос выразительный и интонационно насыщенный, 17,3% участников оценивают свой голос как громкий, 10,4% - как спокойный и ровный. Всего 1% от общего числа студентов указали, что их голос является выносливым, 3% студентов считают свой голос неприятным, режущим слух, в некотором случае назализованным. 11,4% студентов описывают силу голоса как недостаточную и говорят о том, что во многих ситуациях их голос тихий. У 4% анкетируемых в ответах отмечено, что их голос хриплый, сиплый, отмечается быстрое утомление при голосовой нагрузке. 2,4% студентов описывают свой голос как монотонный, недостаточно модулированный, маловыразительный. 2% участников указывали на то, что их голос невыносливый. Только 7% участников анкетирования отметили, что их голос стабилен в любых ситуациях. Остальные участники отметили, что голос меняется в зависимости от ситуации: утомляется к вечеру или при большой нагрузке, становится сиплым, тихим; отражает ситуации стресса или моменты возбуждения нервной системы, например, при публичных выступлениях; отмечается дрожание при волнении, переживаниях, напряженных моментах; многие указывали, что качество голоса значительно меняется при наличии респираторных и вирусных заболеваний.

При обследовании наличия тревожности 20,3% студентов дали отрицательный ответ, остальные 79,9% обследуемых дали положительный ответ, при этом, часто описывая в скобках ситуации, которые вызывают повышенную тревожность, например, ответ на экзамене, влияние стрессоров, нервное напряжение.

29,4% студентов на вопрос о мерах профилактики голосовых расстройств ответили отрицательно, у них отсутствуют знания о гигиене голоса и о том, как избежать нарушений голоса, 4% студентов написали о том, что у них сформированы лишь частичные знания в этой области. Остальная группа студентов указала о факте наличия глубоких знаний в области гигиены голоса и профилактики голосовых нарушений.

14,9% обследуемых указали на то, что в течение суток они используют свой голос более 10 часов. 2% студентов указали, что голосовая нагрузка длится более 18 часов в сутки. Остальная группа студентов (83%) считают, что используют голос менее 10 часов в сутки.

На вопрос о частоте переноса респираторных и вирусных заболеваний в год 17,3% анкетируемых дали ответ "редко", остальные 82,7% участников указали, что болеют более двух раз в году.

16,3% студентов отметили, что их голос очень быстро утомляется, 71% - что их голос достаточно вынослив и не поддается утомлению, 12,7% затруднились в ответе на вопрос о скорости утомления голоса. 23,7% участников анкетирования отметили, что занимались или занимаются вокальной деятельностью, остальные 76,3% ранее вокалом не занимались.

Анализ ответов пятого блока о знаниях в области фонопедии и фониатрии показал, что знания студентов достаточно хорошо сформированы, обследуемые с легкостью отличают разницу между этими двумя направлениями (фонопедия и фониатрия) и легко отличают специалистов и их специфику работы, к какой области они относятся (медицина или педагогика). Большинство студентов отметили, что при нарушениях голоса (при заболеваниях ОРВИ) обращались к профильным врачам.

Выводы. При обследовании голоса студентов - будущих логопедов самостоятельная оценка голоса очень значима. Для самооценивания возможно проведение онлайн-анкетирования с применением специально подобранных вопросов со свободными формами ответов. Онлайн-анкетирование информативно, удобно в распространении и получении быстрой статистики для анализа полученных ответов.

Самооценивание знаний в области фонопедии и голоса имеет ключевое значение в диагностике, так как голос человека содержит психический и психологический аспекты, может меняться в зависимости от ситуации. Голосовое поведение в различных жизненных моментах возможно полностью описать только говорящему. Проведение анкетирования важно для составления плана дальнейшего обследования и проведения работы по развитию компонентов голоса и речевой выразительности будущих профессионалов.

Литература:

1. Агавелян, О.К. Педагогические аспекты проблемы классификации интонационных характеристик голоса / О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян, Е.С. Ткаченко, О.П. Пецух // Сибирский педагогический журнал. -2019. - №1. - С. 115-120

2. Жаровская, Е.В. Характеристика элементов мелодического рисунка речи / Е.В. Жаровская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - №7(73). - С. 137-140

3. Когалова, Е.А. Восприятие высказывания в зависимости от интенсивности его звучания / Е.А. Когалова // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. - 2018. - Вып. 5 (795). - С. 43-52

4. Лахмоткина, В.И. Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий/ В. И. Лахмоткина, Л. А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - №64-4. - С. 137-140

5. Леонова, С.В. Организация и содержание самостоятельной работы студентов-бакалавров профиля "Логопедия" в современных условиях модернизации высшего образования / С.В. Леонова // Современное образование: традиции и инновации. - 2017. - №1. - С. 139-143

6. Орлова, О.С. Самооценка голоса при формировании профессиональных компетенций логопеда / О.С. Орлова // Специальное образование. материалы XII Международной научной конференции. - 2016. -С. 9-15

7. Родькина, В.А. Функциональные нарушения голоса в практике логопеда-фонопеда/ В.А. Родькина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - №12 (декабрь). - С. 1-6

8. Семыкина, Р.С. Культура речи как фактор профессиональной подготовки студентов / Р.С. Семыкина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №1 (86). - С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.