2. Лекция: «Профилактика нехимических зависимостей детей и подростков с умственной отсталостью».
3. Круглый стол «Использование здоровьесберегающих установок в работе педагога».
4. Тренинг «Стресс и способы управления эмоциональным состоянием».
5. Тренинг «Здоровый педагог-это..».
6. Семинар «Здоровьесбережение детей на уроке, как педагогическая проблема.
Программа мероприятий по реализации программы для родителей:
1. Лекторий на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Разрешение конфликтов с подростками».
2. Трениниг «Родительские установки».
3. Семинар «Здоровье наших детей- в наших руках».
4. Беседа «Влияние компьютера на здоровье детей».
План мероприятий по реализации программы для учащихся:
1. Классный час «Что такое ЗОЖ?».
2. Тематическая неделя «Здоровье- это здорово».
3. Работа старшеклассников: контроль за санитарным состояние кабинетов; проверка сменной обуви; контроль за чистотой рук в столовой.
4. КТД, посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом: Просмотр фильмов по теме. Открытое мероприятие «Я люблю тебя, жизнь..» Общешкольный конкурс плакатов «СПИДУ скажем: «Нет!».
5. Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни: По профилактике употребления психоактивных веществ. «В здоровом теле - здоровый дух». «Хочешь быть здоровым - будь им». Про вред компьютера. Про правильное питание.
6. Беседа «Правила личной гигиены».
7. Проведение КТД (коллективно творческого дела) «2 июня-Всемирный день борьбы с расстройством пищевого поведения». Открытое мероприятие. Общешкольный конкурс плакатов «Мы то что мы едим».
8. Занятие: Компьютер- враг или друг.
9. «Всемирный день здоровья».
Выводы. Мы считаем, что проведение данных мероприятий поможет обобщить знания педагогов по предложенным темам. Расширит знания и даст понимание о подростковом возрасте, его особенностях и возможностях. Учащимся поможет стать самостоятельнее и даст возможность сформировать у них собственные здоровьесберегающие установки.
Литература:
1. Бондяева Е. В. Актуальность современных технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 7-9.
2. Джахбарова, З. М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся / З. М. Джахбарова, Г. Г. Недюрмагомедов, Д. Г. Джаруллаев // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 9: Специальный выпуск. - С. 104-107.
3. Иванова И.В. Факторы, определяющие и формирующие здоровье подростков-школьников: пути оценки и механизмы управления ими в современных социально-экономических условиях: диссертация ... доктора медицинских наук: 14.01.08 / Иванова Инна Викторовна; [Место защиты: ФГУ "Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии"]. - Москва, 2010. - 311 с.: 21 ил.
4. Морозов, В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты): монография / В. О. Морозов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Орс. гуманитар.-технол. ин-т (фил.) Федер. гос. бюджет. образоват. учреждения высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Орск: ОГТИ, 2014.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Лахмоткина Валентина Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Ястребова Лариса Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ЛИЦ
РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы наиболее частых причин нарушений голосовой функции у лиц речевых профессий - педагогов. Раскрываются актуальные теоретические и прикладные аспекты способов постановки голоса и приемов коррекционной работы над совершенствованием голоса. Представлены рекомендации по предупреждению профессиональных расстройств голоса.
Ключевые слова: речевой голос, профессиональные заболевания и нарушения голоса, постановка голоса, дыхание, осанка, навыки голосоведения, технологии формирования правильной голосоподачи, фонопедические упражнения, гигиена голоса, предупреждение и профилактика голосовых расстройств.
Annotation. The article deals with the most frequent causes of violations of the voice function in persons of speech professions - teachers. Disclosed are topical theoretical and applied aspects of the methods of voice formulation and methods of remedial work on voice improvement. Recommendations for the prevention of professional voice disorders are presented.
Keywords: speech voice, occupational diseases and voice disorders, voice staging, breathing, posture, voice skills, techniques for the formation of correct voice, phonopedic exercises, voice hygiene, prevention and prevention of voice disorders.
Введение. Уникальным акустическим явлением с учетом анатомо-физиологических и социальных факторов является человеческий голос. Его генерация обеспечивается согласованной деятельностью многих органов и систем. Состояние голоса, таких его характеристик как сила, чистота оказывает кардинальное влияние на психоакустические характеристики речи - разборчивость, интонационную и эмоциональную выразительность, внятность, семантику. Сильный, звучный, чистый и подвижный голос обладает способностью воздействовать на устную речь так же, как и нормативное произношение звуков.
Изложение основного материала статьи. Врачи-фониатры и практические логопеды отмечают, что среди лиц, нуждающихся в получении оториноларингологической и фонопедической помощи, нередко оказываются педагоги как представители речевых профессий. И.В.Плешков и З.И.Аникеева отмечают [6], что «...профессиональной патологией следует считать функциональные нарушения голоса, протекающие в сочетании с заболеваниями легких, нервной системы и сопровождающиеся акустической неполноценностью и укорочением фонационного выдоха, а также органические заболевания голосового аппарата».
Основными факторами, определяющими развитие стойкой нетрудоспособности у лиц педагогических профессий, как отмечают авторы, являются:
- высокая психоэмоциональная напряженность процесса обучения и воспитания, так называемый психогенный фактор;
- значительное превышение голосовых норм в течение дня, недели, месяца; низкая толерантность к простудным заболеваниям;
- трудовая деятельность в период воспалительного состояния органов голосообразования; несоблюдение гигиены голоса, частое форсирование голоса, ведущее к перенапряжению голосовых складок;
- неправильная постановка голоса или ее отсутствие.
Голос профессионалов, как справедливо отмечают Е.В.Лаврова и И.А.Михалевская [3], должен соответствовать таким требованиям, как выносливость, мелодичность, широкий тоновый и динамический диапазон, соответствующие полу и возрасту высота и тембр голоса. Специалисты в области коррекции расстройств речевого голоса отмечают особую чувствительность голосового аппарата к несовершенной технике его постановки, что значительно увеличивает количество заболеваний голосового аппарата. Неграмотное использование фонационного аппарата, манкирование основных требований гигиены голоса приводит к его слабости, изменению тембра, сужению диапазона. Зачастую наблюдаются затруднения дыхания, неприятные ощущения в голосовом аппарате. Нарушения голоса, по мнению исследователей, затрудняют не только выполнение профессиональных обязанностей, но и влекут за собой нетрудоспособность, оказывают психотравмирующее действие, приводящее к возникновению невротических реакций. Таким образом проблема восстановления нарушенной голосовой функции и постановки речевого голоса педагогов является достаточно острой и актуальной.
Нарушения голоса проявляются обычно в двух основных формах: афонии (полной утрате голоса) и дисфонии (частичном его нарушении). Основные недостатки голоса проявляются в утрате силы звучания, нарушениях тембра, недостаточной выраженности голосовых модуляций, осиплости (шипящий звуковой оттенок). Нарушения голоса, как и все нарушения речи, классифицируются на центральные и периферические. Каждое из них может носить органический или функциональный характер.
Согласно исследованиям Е.В.Лавровой [4], наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса, при которых отсутствуют какие-либо анатомические изменения гортани, а причины их могут быть самыми разнообразными: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания, стрессовые ситуации. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений голосового аппарата или протекающих в нем хронических воспалительных процессов, считается органической.
О.С.Орлова [5] в своих исследованиях отмечает, что функциональные нарушения голоса чаще диагностируются у лиц речевых профессий, в частности, у преподавателей. Автор констатирует тот факт, что среди жалоб педагогов прежде всего отмечается быстрая утомляемость голоса, невозможность говорить голосом нормальной громкости при самой обычной голосовой нагрузке, дрожание голоса, опасение утраты трудоспособности и профессиональной непригодности.
Среди функциональных расстройств голоса особое место занимает фонастения, которая проявляется в выраженном нарушении координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторов на фоне особой невротической предрасположенности. Так И.В.Плешков и З.И.Аникеева [6] считают фонастению профессиональным заболеванием, хотя она до сих пор не включена в соответствующий список. Е.В.Лаврова [4] также приводит данные о том, что данное нарушение наблюдается у лиц голосоречевых профессий (дикторов, артистов, педагогов, менеджеров и пр.), которым в виду особенностей профессиональной деятельности необходимо постоянно напрягать голос. Основной причиной фонастении, по мнению автора, является повышенная голосовая нагрузка на фоне различных инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей и эмоциональных перегрузок, а также большая голосовая нагрузка при отсутствии постановки голоса.
Проявляется фонастения не только в невозможности владеть своим голосом - ослаблять и усиливать звучание, осиплости, отсутствии звучности голоса, но и в наличии целого ряда неприятных и болезненных субъективных ощущений: першении, жжении, ощущении "комка" в горле, потребности откашляться. Острые формы фонастении могут сопровождаться афонией, то есть полным отсутствием голоса. Е.В.Лаврова [4] выражает обеспокоенность, что у педагогов на фоне длительно протекающих функциональных изменений могут возникать так называемые профессиональные ларингиты, характеризующиеся гиперемией слизистой оболочки гортани, отечностью и утолщением голосовых складок. Указанные симптомы могут проявляться даже при незначительной голосовой нагрузке. Длительность заболевания, хронификация патологического процесса могут привести к изменениям нервно-мышечного аппарата гортани, к несмыканию голосовых складок, расстройствам функций гортани в целом.
И.В.Плешков и З.И.Аникеева отмечают [6], что основными методами лечения заболеваний гортани являются медикаментозные, физиотерапевтические и хирургические при обязательном соблюдении голосового покоя в период обострения воспалительного процесса. В то же время в последние годы врачи-оториноларингологи рекомендуют дополнять лечение болезней гортани в период выздоровления фонопедическими упражнениями.
Фонопедия - это раздел логопедии, занимающийся восстановлением голоса педагогическими методами.
Это комплекс педагогических воздействий, направленный на поэтапную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани посредством специальных упражнений, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Безусловно, фонопедия совершенствуется в тесном содружестве с фониатрией - разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и методы их лечения. Е.В.Лаврова и И.А.Михалевская отмечают [3], что лица, страдающие функциональными нарушениями голоса, в частности, фонастенией, «...обращаются, как правило, за помощью к врачу-фониатру, получают медикаментозную терапию, в то время, как одним из эффективных способов восстановления голосовой функции при данном нарушении и превентивной мерой по предупреждению голосовой недостаточности является постановка речевого голоса и соблюдение его гигиены». По мнению исследователей, несмотря на то, что голос каждого человека индивидуален и неповторим, планомерные и направленные тренировки нервно-мышечного аппарата гортани, методичное овладение техникой речи позволяют усовершенствовать акустические свойства голоса и адаптироваться к повышенной голосовой нагрузке.
Преодоление функциональных нарушений голоса требует владение логопедом, узким специалистом в области коррекции голосоречевых расстройств, целым комплексом профессиональных знаний и умений. В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) «Логопедия», предусмотрено изучение дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения». Основной целью дисциплины является совершенствование навыков владения свободным голосом на основе грудобрюшного дыхания, воспитание таких качеств речевого голоса, как сила, полетность, гибкость, красота тембровой окраски; формирование профессиональных качеств речи (четкая артикуляция, ясная дикция, умение логично, образно, эмоционально выражать свои мысли). В результате изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть навыками формирования правильной осанки, орфоэпическими нормами русского литературного языка, основами анализа художественного текста и стихотворного произведения. Основными задачами дисциплины являются изучение основополагающих разделов техники речи, имеющих тесные взаимные связи: дыхание, дикция, голос, орфоэпия, а также овладение навыками выразительного чтения.
Практические занятия по постановке речевого голоса обязательно включают изучение научно-теоретических основ голосообразования, а также выполнение комплекса упражнений по нормализации мышечного тонуса, коррекции осанки, формированию дыхания, навыков голосоведения и т.д. Перед началом занятий преподаватель должен определить функциональную готовность студентов к реализации речевого голоса: правильность осанки, напряжение мышц. Под правильно осанкой понимают положение тела человека в покое и движении без лишнего напряжения мышц. Осанка, при которой голова держится прямо, плечи слегка опущены и отведены назад, спина прямая, грудь немного выступает вперед, низ живота подтянут. Это способствует не только формированию правильного дыхания, но и укреплению здоровья. Правильная осанка делает фигуру стройной, походку легкой и красивой, а процесс голосообразования непринужденным. Нарушения осанки в большинстве случаев приводят к нарушениям дыхания.
Как отмечают А.И.Бруссер, М.П.Оссовская [1], правильная осанка создает благоприятные условия для работы органов дыхания. В профессиональной среде педагогам нередко приходится наблюдать нарушения дыхания, возникающие вследствие плохой осанки. Своевременное выявление недостатков и постоянный контроль за осанкой является важной задачей деятельности каждого педагога. Формирование осанки способствует развитию дыхательных мышц. В свою очередь нарушенная осанка приводит к быстрому голосовому утомлению, появлению профессиональных заболеваний, ухудшению общего самочувствии. Можно утверждать, что формирование осанки является одним из необходимых элементов процесса формирования правильного дыхания и голоса.
Тренировку дыхания, речевого голоса, дикции следует начинать с самомассажа, так как множество нервных окончаний, участвующих в процессе голосообразования, находится непосредственно в области лица (лоб, нос, щеки, язык, твердое небо, десна). Массаж мышц предупреждает мышечные зажимы, способствует свободному формированию звуков. Для снятия чрезмерного напряжения мышц рук, ног, шейно-плечевого отдела позвоночника следует попеременно напрягать и расслаблять разные группы мышц. Это обеспечит подготовку тела к дальнейшим тренировкам наиболее оптимального при постановке голоса типа дыхания -косто-абдоминального. При формировании навыков правильного дыхания необходимо вырабатывать смешанный тип дыхания, состоящий из элементов грудного и брюшного. Особое внимание необходимо уделять деятельности мышц брюшного пресса. Их координированная и слаженная работа предупреждает переизбыток воздуха, обеспечивает плавность выдоха и необходимую опору голоса.
В своей практической деятельности педагогу следует стремиться к совершенствованию дыхания, овладению навыками правильной голосоподачи. Это необходимо для формирования акустических качеств голоса, четкого произнесения звуков, слов и фраз, темпо-ритмической организации речи. Отсутствие одышки во время движения, перегрузки легких воздухом положительно влияет на голосообразование, нормализует деятельность дыхательной мускулатуры, освобождает дыхательный аппарат от чрезмерных напряжений, способствует предупреждению голосовых расстройств. С этой целью на практических занятиях нами используется комплекс статических и динамических упражнений, построенный с опорой на рекомендации А.Н.Стрельниковой [2].
Формирование физиологического и фонационного дыхания осуществляется параллельно с тренировками мышц артикуляционного аппарата. Это способствует снятию мышечных зажимов, закреплению правильного положения гортани. Прежде чем приступить к выполнению упражнений по нормализации акустических характеристик голоса, необходимо убедиться в отсутствии органических причин (нарушений в строении резонаторных полостей), требующих медицинского вмешательства. Далее следует определить особенности звучания голоса каждого студента. Для этого используется программа специальных занятий, предложенная Е.В.Лавровой и И.А.Михалевской [4].
Безусловно формирование речевого голоса требует совершенствования природного голосового потенциала. Специально организуемые тренинги проводятся с опорой на фонетический метод, позволяющий достичь оптимальной направленности звука для более продуктивной фонации. Важно сформировать такой способ голосоподачи, при котором затраты энергии голосовых складок будут минимальными, а акустический эффект максимальным.
Работа по формированию голоса строится по следующим направлениям: определение рабочего диапазона голоса; оптимальное использование резонаторных полостей; совершенствование тонового диапазона. Комплекс фонопедических (вокально-педагогических) упражнений включает ряд специальных приемов, предназначенных для «вызывания» голоса и закрепления полученных навыков, а также автоматизации эффективных способов взаимодействия дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов. Голосовые упражнения включают приемы формирования мягкой атаки подачи голоса, обеспечивающей плавное начало звука, наилучший тембр и интонационную точность. Например, при функциональных нарушениях голоса, при его постановке, следует кратко произносить звук «м» («мычание»), постепенно увеличивая длительность звучания. После этого следует приступать к произнесению сонорных звуков - «м» и «н» в сочетании с гласными «у», «о», «а», «э», «и» в указанной последовательности.
Известно, что навыки правильного голосоведения формируются посредством целенаправленных, систематических тренировок, а при их недостаточности утрачиваются. В связи с этим авторы фонетического метода [4] рекомендуют обучающимся проводить голосовые тренировки ежедневно. Закрепление правильного звучания осуществляется при произнесении отдельных слов, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворных текстов и произведений различных жанров. Однако для успешного овладения техникой речи не всегда достаточно обладать специальными знаниями и профессиональным опытом, необходимы самоотдача, мотивация, внимательное отношение ко всем указаниям педагога. Обучающийся, как указывает А.И.Савостьянов [7], должен обладать умениями слушать и слышать себя, улавливать различия в звучании своего голоса, контролировать и фиксировать собственные мышечные ощущения. Сказанное, по нашему мнению, следует дополнить навыками самоконтроля, желанием к самостоятельным и систематическим тренировкам. Это поможет не только закрепить полученные результаты, но и приступить к осознанному и целенаправленному закреплению новых необходимых в профессиональной деятельности качеств голоса.
Сложности самостоятельных тренировок зачастую обусловлены тем, что обучающийся должен сам определить необходимость тех или иных упражнений из ранее освоенных, уровень собственной подготовленности, свои потребности, трудности, с которыми он ежедневно сталкивается, состояния здоровья. Следует помнить о необходимости соблюдения дозировки дыхательных и голосовых упражнений. Основными признаками адекватной дозировки являются свобода и легкость, с которыми выполняются упражнения, отсутствие головокружения, состояние бодрости после завершения комплекса упражнений. Не стоит возобновлять освоенный комплекс упражнений после перенесенного острого респираторного заболевания, его следует включать в систематические занятия постепенно.
Залогом успешной постановки голоса является соблюдение принципов постепенности и последовательности в освоении упражнений, их систематичности. Практика показывает, что самостоятельные тренировки способны воспитать у обучающегося органическую потребность в ежедневных упражнениях, что является индикатором успешности всего процесса нормализации голоса. Заниматься следует не менее двух раз в день: утром (дыхательные и голосовые упражнения включаются в комплекс ежедневной оздоровительной гимнастики) и днем по 10-15 минут, увеличивая продолжительность тренировочной работы по мере усвоения упражнений до 30 минут. Упражнения необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. Преподаватели и обучающиеся владеют большим арсеналом учебных и методических пособий, в которых представлены современные технологии постановки голоса и интонационной стороны речи.
Итоговой формой отчетности после овладения материалами практикума является зачет. Обучающиеся должны продемонстрировать не только знания научно-теоретических основ постановки голоса, но и результаты улучшения собственной техники речи (расширенные функциональные возможности своего голосового аппарата), а также готовность к овладению технологией развития и восстановления голоса у детей и взрослых, ее использованию в коррекционно-логопедической работе.
Выводы. Таким образом, своевременное выявление нарушений голосового аппарата, их комплексное лечение с использованием медикаментов, физиотерапевтических процедур и фонопедических упражнений, соблюдение гигиены голоса, предупреждение голосовых расстройств позволят лицам речевых профессий, в том числе педагогам, продлить профессиональное долголетие. Профилактика заболеваний голосоречевого аппарата чрезвычайно обширна и разнообразна. Целью профилактики профессиональных нарушений голоса является ранняя диагностика заболеваний гортани, в связи с чем лицам речевых профессий следует находиться под постоянным диспансерным наблюдением врача-фониатра и соблюдать его рекомендации.
Литература:
1. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. - М.: «ИПЦ Маска», 2007. - 50 с.
2. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Видеокурс. - Издательство «Метафора», 2006.
3. Лаврова Е.В., Михалевская И.А. Значение постановки речевого голоса в профилактике возникновения голосовых расстройств / Сборник научных трудов. II Конгресс Российской общественной академии голоса «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика». - М.: Граница, 2009. - С. 87-93.
4. Лаврова Е.В. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани, хронических ларингитах и функциональных нарушениях / Хрестоматия по курсу «Логопедия. Нарушения голоса». Направление «Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия. Часть I // Сост. В.И.Лахмоткина, В.А.Дегальцева. - Армавир, 2016. - 168 с.
5. Орлова О.С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий. - М.: Моск. НИИ уха, горла, носа, 1993. - 17 с.
6. Плешков И.В., Аникеева З.И. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий (диагностика, лечение, реабилитация). - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 168 с.
7. Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 144 с.
Педагогика
УДК: 371.3:372.881.111.1
кандидат педагогических наук Леонтьева Любовь Александровна
Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (г. Нижнекамск)
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Аннотация. Переход России к информационному обществу и внедрение средств информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности определяет необходимость овладения -информационно-коммуникационной компетенцией. Реализация компетентностного подхода в обучении требует последовательности, систематичности и преемственности, т.е. организации процесса постепенного восхождения от одного образовательного уровня к другому. В статье рассматриваются особенности реализации преемственности в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция; информационно-коммуникационная компетенция, преемственность.
Annotation. The transition of Russia to the information society and the implementation of information and communication technologies in all spheres of life determines the necessity of mastering of information and communication competence. The implementation of the competence approach in teaching requires consistency, regularity and continuity, i.e. the organization of the process of gradual ascent from one educational level to another. The article discusses the features of the implementation of continuity in the formation of information and communication competence of pupils and students.
Keywords: competence approach, competence; information-communication competence, continuity.
Введение. Происходящий в России переход от индустриального общества к информационному, определяемый внедрением новейших информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в качестве наиболее значимой выдвигает проблему формирования информационно-компетентной личности специалиста всех отраслей знания. Основным принципом обучения в связи с переходом к «обучению через всю жизнь» является принцип преемственности, который предполагает взаимосвязь школьной, вузовской и послевузовской систем образования [20, с. 17].
Изложение основного материала статьи. Проблема преемственности рассматривается в истории, философии, политологии, социологии, юриспруденции, педагогике, психологии. В философском энциклопедическом словаре «преемственность» рассматривается как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или его характеристик при переходе к новому состоянию ...» [21, с. 507].
Вопросы обеспечения преемственности в обучении и воспитании рассматривались многими педагогами прошлого. На последовательности и систематичности в организации учебного процесса настаивали
A. Дистервег, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.
В современной педагогической науке проблема преемственности в обучении исследуется уже много десятилетий и рассматривается как педагогическая система (А.В. Батаршев) [3], общедидактический принцип (А.Г. Мороз) [16], закон развития педагогики (Г.П. Кукла) [12], общепедагогическая закономерность (В.В. Давыдов) [9], форма связи между элементами системы обучения (А.А. Люблинский) [15], педагогическое условие образовательного процесса (А.В. Коржуев, В.А. Попков, Д.В. Чернилевский) [11].
Российская педагогическая энциклопедия выделяет преемственность в построении отдельного учебного предмета (преемственность в линейном расположении учебного материала), которая обеспечивает постепенное развертывание содержания изучаемой отрасли знания таким образом, что последующее органически связано с предыдущим [18, с. 385].
Преемственность реализуется также и в концентрическом расположении материала, которое, по мнению
B.В. Краевского и И.Я Лернера, состоит в «постепенном уточнении и дополнении понятий и одновременно в расширении системы соответствующего языкового материала» [14, с. 31]. Они полагают, что преемственность в этом случае должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними.
Развивающаяся сегодня тенденция ориентации результатов обучения на умение решать личностно-значимые и практически важные для обучаемых задачи приводит к необходимости внедрения так называемого «компетентностного» подхода с выделением определенного набора компетенций, необходимого для данной конкретной области знания.
Анализ существующих в педагогической литературе определений информационно-коммуникационной компетенции (М.А. Бовтенко [4], В.Г. Былинкина [5], В.М. Галкина [7], Г.Б. Паршукова [17]) и ее составляющих позволил автору сформулировать следующее ее определение: «Информационно-коммуникационная компетенция - это способность индивида использовать в практической деятельности знания и умения в области инфокоммуникационных технологий для поиска, обработки, интеграции, оценки, создания и передачи информации, представленной в различных форматах и операциональных системах» [13]. Данная компетенция входит в число ключевых компетенций личности, определенных Советом Европы, и является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалистов разного профиля на современном этапе развития общества.
Говоря о преемственности в условиях информатизации, мы имеем в виду не только преемственность по вертикали от нулевой ступени до старшей, где каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий, но и по горизонтальной - между различными учебными предметами.
Целью преемственного формирования информационно-коммуника-ционной компетенции у студентов и школьников является формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности с информацией на основе применения информационно-коммуникационных средств, осуществляемое как последовательный переход от одного уровня ее сформированности к следующему и способствующее развитию личности и успешной адаптации к жизнедеятельности в условиях информационного общества [13].