Научная статья на тему 'Пути формирования и сохранения профессиональных качеств голоса'

Пути формирования и сохранения профессиональных качеств голоса Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2307
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИИ С ГОЛОСОВЫМИ НАГРУЗКАМИ / ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА / СОХРАНЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ ГОЛОСА / ГИГИЕНА ГОЛОСА / РЕЧЕВОЙ ДИАПАЗОН ГОЛОСА / НАРУШЕНИЕ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ / КОРРЕКЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ФОНАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ / ГОЛОСОВАЯ НАГРУЗКА / ТРЕНИРОВКИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ / PROFESSION WITH VOICE LOADS / THE PRODUCTION OF SPEECH VOICES / THE PRESERVATION OF THE PHYSIOLOGICAL NORM VOICES / HYGIENE VOICES / VOICE RANGE VOICE / VIOLATION OF SPEECH / CORRECTION OF PHYSIOLOGICAL AND PHONATORY BREATH / VOICE LOAD / TRAINING VOCAL CORDS / THE RESTORATION OF THE FUNCTIONS OF THE VOICE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Иванова Екатерина Константиновна, Охтярова Татьяна Ильинична

Стремление к профессиональному развитию голоса формирует потребность исправления его врожденных или приобретенных недостатков, а также выводит на новый уровень вопросы изучения голосовой функции, ее определяющие характеристики, возможности и особенности специальных педагогических приемов. Охарактеризованы коммуникативные профессии, зависящие от работоспособности голосового аппарата. Сформирован перечень требований к качествам голоса - выносливость, мелодичность, гибкость, интонационная выразительность, приятный тембра, сила голоса, от умения правильно владеть которыми в профессиональных целях зависит эффективность деятельности. Приведена классификация профессий в соответствии с требованиями к качеству голоса, предложенная Союзом европейских фониатров в 1979 г., согласно которой певцы-солисты, певцы-хористы, актеры, дикторы радио и телевидения относятся к профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса; преподаватели, профессиональные ораторы, переводчики, политические деятели, воспитатели и учителя детских учреждений. телефонисты и др. - к профессии с высокими требованиями к качеству голоса; адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры - к профессии с повышенными требованиями к качеству голоса. В результате интенсивной нагрузки голос утрачивает необходимые акустические признаки - звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость. По данным обследований, нарушения голосовой функции отмечаются у 40-50% учителей. Освещены вопросы профилактики заболеваний голосового аппарата людей речевых профессий, к которым относится учитель. В частности, раскрыта система функциональных тренировок по формированию и развитию профессиональных качеств голоса, реализуемая на базе сурдофониатрического центра Чувашской республиканской клинической больницы.Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного среди учителей г. Чебоксары Чувашской республики, которое было направлено на выявление наиболее характерных ранних признаков изменений профессиональных качеств голоса, определение взаимосвязи между состоянием органов дыхания и неблагоприятными факторами условий труда учителей и предупреждение их профессиональных заболеваний. Как показало исследование, данная система способствует постановке речевого голоса, позволяет пациенту овладеть навыками правильного и естественного голосообразования, содействует улучшению акустических свойств голоса, корректирует дыхание и развивает коммуникативные функции речи, дает возможность совершенствовать природные голосовые функции. Экспериментально выявлены наиболее характерные ранние признаки изменений голоса учителя и взаимосвязь между состоянием органов дыхания и воздействием неблагоприятных факторов условий труда на голосовые функции учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPING AND MAINTAINING PROFESSIONAL QUALITIES OF THE VOICE

Commitment to professional development creates the need for improving the voice, correct his congenital or acquired defects and also displays a new level of voice problems in studies of the functions of its defining characteristics, features and special teaching methods. Authors of the article describes the communication profession depend on the health of their vocal apparatus. A list of requirements for the qualities of their voices, including stamina, melody, flexibility, expressive intonation, timbre and voice power, from the ability to correctly hold that for professional purposes depends on efficiency. The article describes the classification of occupations in the light of quality requirements to vote proposed by the Union of European medical specialists in 1979, including the singers soloists, singers-choir members, actors, radio and television announcers refer to the profession with extremely high requirements to the quality of the voice; teachers, professional speakers, interpreters, politicians, educators and teachers of children's institutions. telefonisty, etc. refer to the profession with high requirements to the quality of the voice; lawyers, judges, doctors, military commanders refer to the profession with increased requirements to quality of the voice or associated with work in a noisy environment. As a result of intensive load the voice loses the necessary acoustic signs such as sonorousness, voice power, changing the timbre and stamina. According to surveys, the voice function are violations by 40-50% of teachers. The article highlights the issues of prevention of diseases of the human vocal apparatus speech professions, including teaching profession. In particular, the functional training system is disclosed on the formation and development of professional qualities of voice, which is implemented on the basis of the Surdo phoniatric Center of the Chuvash Republic Clinical Hospital. Presents the results of experimental research conducted among teachers in Cheboksary, Chuvash Republic, which was aimed at identifying the most common early signs of changes to the professional qualities of voice, determining the relationship between the condition of the respiratory system and negative factors of teachers working conditions, prevention of occupational diseases. Research has shown that this system contributes to the setting of the voice vote, allows the patient to acquire skills of proper and natural of voice, helping to improve the acoustic properties of the voices, adjusts breathing and develops communicative function of speech, provides an opportunity to improve natural speech. Experimentally revealed the most characteristic early signs of teachers voice change and the relationship between the condition of the respiratory system and the influence of negative factors of teachers working conditions.

Текст научной работы на тему «Пути формирования и сохранения профессиональных качеств голоса»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 78 Е. К. Иванова

д-рпед. наук, Чувашский государственный университет

им. И. Н.Ульянова E-mail: lvanova_EK_chuvsu@mail.ru

Т. И. Охтярова

аспирант, Чувашский государственный университет

им. И. Н.Ульянова E-mail: 79278616286@ya.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ГОЛОСА

Стремление к профессиональному развитию голоса формирует потребность исправления его врожденных или приобретенных недостатков, а также выводит на новый уровень вопросы изучения голосовой функции, ее определяющие характеристики, возможности и особенности специальных педагогических приемов.

Охарактеризованы коммуникативные профессии, зависящие от работоспособности голосового аппарата. Сформирован перечень требований к качествам голоса — выносливость, мелодичность, гибкость, интонационная выразительность, приятный тембра, сила голоса, от умения правильно владеть которыми в профессиональных целях зависит эффективность деятельности. Приведена классификация профессий в соответствии с требованиями к качеству голоса, предложенная Союзом европейских фониатров в 1979 г., согласно которой певцы-солисты, певцы-хористы, актеры, дикторы радио и телевидения относятся к профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса; преподаватели, профессиональные ораторы, переводчики, политические деятели, воспитатели и учителя детских учреждений, телефонисты и др.- к профессии с высокими требованиями к качеству голоса; адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры - к профессии с повышенными требованиями к качеству голоса. В результате интенсивной нагрузки голос утрачивает необходимые акустические признаки - звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость. По данным обследований, нарушения голосовой функции отмечаются у 40-50% учителей.

Освещены вопросы профилактики заболеваний голосового аппарата людей речевых профессий, к которым относится учитель. В частности, раскрыта система функциональных тренировок по формированию и развитию профессиональных качеств голоса, реализуемая на базе сурдофониатрического центра Чувашской республиканской клинической больницы.Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного среди учителей г. Чебоксары Чувашской республики, которое было направлено на выявление наиболее характерных ранних признаков изменений профессиональных качеств голоса, определение взаимосвязи между состоянием органов дыхания и неблагоприятными факторами условий труда учителей и предупреждение их профессиональных заболеваний.

Как показало исследование, данная система способствует постановке речевого голоса, позволяет пациенту овладеть навыками правильного и естественного голосообразования, содействует улучшению акустических свойств голоса, корректирует дыхание и развивает коммуникативные функции речи, дает возможность совершенствовать природные голосовые функции. Экспериментально выявлены наиболее характерные ранние признаки изменений голоса учителя и взаимосвязь между состоянием органов дыхания и воздействием неблагоприятных факторов условий труда на голосовые функции учителей.

Ключевые слова: профессии с голосовыми нагрузками, постановка речевого голоса, сохранение физиологической нормы голоса, гигиена голоса, речевой диапазон голоса, нарушение голосовой функции, коррекция физиологического и фонационного дыхания, голосовая нагрузка, тренировки голосового аппарата, восстановление голосовой функции

Для цитирования: Иванова, Е. К. Пути формирования и сохранения профессиональных качеств голоса / Е. К. Иванова, Т. И. Охтярова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 134-139.

Необходимость совершенствовать голос, анализирует звук голоса в качестве физического

исправлять его врожденные или приобретенные явления, физиология пытается объяснить меха-

недостатки побуждает разные науки изучать го- низм порождения звука в голосовом аппарате,

лотовую функцию, ее определяющие характери- фониатрия как раздел медицины рассматривает

стики, возможности и особенности. Акустика заболевания, методы лечения и профилактики

134

расстройств голосовой функции. Главной задачей фонопедии является коррекция голоса специальными педагогическими приемами.

Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования, а именно: 1) он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов (в норме голосовой аппарат выдерживает нагрузку 6 часов); 2) голос должен обладать определенными качествами - мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.

Несмотря на неуклонное техническое усовершенствование учебного, воспитательного и культурно-просветительного процессов, живое слово педагога, воспитателя, лектора, актера остается самым могущественным и убедительным источником информации, прогресса и культуры [6, с. 112]. Голос - уникальное явление не только физиологическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий -педагогов, актеров, политических деятелей и др.

На базе сурдофониатрического центра Чувашской республиканской клинической больницы проводится работа по формированию и развитию профессиональных качеств голоса. Целью нашего исследования был поиск путей формирования и сохранения полноценного голоса для лиц шлосоречевых профессий. Для этого были сформированы следующие задачи: правильная постановка голоса и совершенствование природных голосовых возможностей; определение способов овладения навыками правильного и естественного голосообразования; выявление взаимосвязи между состоянием органов дыхания и воздействием неблагоприятных факторов условий труда на голосовые функции, выявление и предупреждение профессиональных заболеваний.

Специалисты голоса - весьма распространенная категория в самых разных сферах общественной жизни. Только в нашей стране насчитывается более 2 млн учителей, растет численность работников культуры, вокалистов, актеров. Союзом европейских фониатров в 1979 г. была предложена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса:

A. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса: а) певцы-солисты; б) певцы-хористы; в) актеры; г) дикторы радио и телевидения.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса: а) преподаватели; б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.; в) политические деятели; г) воспитатели и учителя детских учреждений.

B. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде: а) адвокаты; б) судьи; в) врачи; г) войсковые командиры [5, с. 115].

Все их объединяет повышенный уровень требований к акустическим параметрам голоса, а также к выносливости и функциональной «прочности» голосового аппарата. К профессиональным заболеваниям голосового аппарата относятся те, которые возникают в результате интенсивной голосовой нагрузки, когда голос утрачивает необходимые акустические признаки - звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость.

В нашей стране приказом Министерства здравоохранения РФ № 90 от 14.03.96 г. к профессиональным расстройствам голосового аппарата отнесены: хронический ларингит, узелки голосовых складок и контактные язвы [5, с. 117]. Среди людей, имеющих голосоречевые профессии, подавляющее большинство составляют педагоги. По данным обследований, нарушения голосовой функции отмечаются у 40-50 % из них [8, с. 5]. Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение творческой активности, ограничение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности.

Поэтому огромное значение необходимо уделять профилактическим мероприятиям. На

135

базе Чувашской республиканской клинической больницы проводится работа по развитию и восстановлению голосовой функции. Поскольку постановка речевого голоса подразумевает совершенствование природных голосовых возможностей, развивается и укрепляется правильный способ дышать и звучать [10, с. 5]. Голосу педагога необходимы определенные качества. Прежде всего его голосовой аппарат должен быть в здоровом состоянии. Даже легкие воспалительные явления в гортани и верхних дыхательных путях без повышения температуры тела вынуждают напрягать голос, изменяя его акустические свойства, и влияют на общее состояние, как физическое, так и эмоциональное [2, с. 284].

В сурдофониатрическом центре проводятся консультации, беседы о необходимости владения практическими навыками оптимального голосоведения и основными гигиеническими правилами, предупреждающими расстройства голосовой функции. Так, например, для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является его правильная постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание [3, с. 283]. Занятия в сурдофониатрическом центре проводит специально обученный специалист (фонопед), формирующий способ голосообразования, соответствующий данному индивидуму и позволяющий выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.

Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое: 1) прежде всего это упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица; 2) тренинг для выработки правильной осанки; 3) коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыха-

тельной опоры; 4) функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса -установление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов [3, с. 285].

Данная система тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса (продолжительностью 4—5 месяцев), свободно справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Такой тренинг поддерживает звучание голоса в нужной позиции, создает ощущение легкости, содействует звучности фонации. Людям, имеющим голосоречевые профессии, требуются ежедневные - хотя бы кратковременные - тренировки подобно тому, как это делают драматические актеры и вокалисты [7, с. 28].

Также огромное внимание уделяется профилактике заболеваний голосового аппарата. В задачи активного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное проведение комплекса реабилитационных мероприятий. При острых простудных заболеваниях гортани представители речевых профессий должны освобождаться от работы, соблюдать строгий голосовой режим и следовать всем указаниям врача. Для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание организма, т. е. постепенное привыкание к свежему воздуху. Приобретенная закалка и определенная выносливость позволят переносить колебания температуры более легко и без ущерба для голосового аппарата.

Нельзя забывать также и о том, что многие виды деятельности для лиц голосоречевых профессий связаны с повышенным нервным напряжением, например, при большом волнении голос «срывается» и даже может перестать звучать. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Например, в условиях профессиональной педагогической деятельности учителя хронические за-

136

болевания органов дыхания и простудные инфекции наряду со специфическими профессионально-неблагоприятными факторами оказывают существенное влияние на изменение голоса. К таким факторам мы отнесли нерациональное чередование труда и отдыха в течение дня, недели, месяца, неравномерную занятость, превышение голосовых нагрузок, нервно-эмоциональную напряженность учебного процесса [1, с. 188]. Последние данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что 85 % работающих учителей имеют различные изменения голосовой функции в той или иной степени. Тоща как еще несколько лет назад - в 2010 г. этот показатель составлял 65 % [8, с. 5]. Поэтому для профилактики нарушений голоса, во время консультативной беседы в центре на базе Республиканской клинической больницы даются рекомендации с тем, чтобы не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению, укреплять голосовой аппарат и нервную систему, используя летний и зимний отдых. Также уделяется особое внимание гигиене голоса и правильному питанию, так как голосовой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище, и даются рекомендации не употреблять слишком холодную или слишком горячую еду. При каждой консультационной встрече разъясняется вред курения табака, раздражающего слизистую оболочку дыхательного тракта, и употребления спиртных напитков, также пагубно влияющих на слизистую оболочку полости рта, глотки и нижележащих отделов.

Проблема нарушений голоса учителей в последнее время приобретает все большее социальное значение. В связи с этим нами была поставлена задача: выявить наиболее характерные ранние признаки изменений голоса учителя для предупреждения профессиональных заболеваний на основании анализа клинических данных, беседы, анкетирования и др. Более конкретной задачей исследования явилось выяснение взаимосвязи между состоянием органов дыхания и воздействием неблагоприятных факторов условий труда учителей, обнаружение и предупреждение их профессиональных заболеваний.

Материалом послужили данные, полученные в ходе обследования 357 учителей Чувашской республики, проходивших курсы повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования с 2010 по 2014 г.

Анкетные данные позволили нам судить о том, что практически каждый учитель подвержен влиянию специфических профессиональных неблагоприятных факторов и несколько раз в год имеет лист по нетрудоспособности, что неблагоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Поскольку основным показателем неблагоприятного воздействия на здоровье голосовой функции учителя является зависимость частоты заболеваний от стажа педагогической деятельности, нами изучена частота патологии респираторного тракта.

Мы выделили 2 группы учителей: 1 группа -испытывающие более интенсивное воздействие неблагоприятных факторов и имеющие стойкие изменения голосовой функции; 2 группа - имеющие изменения голосовой функции, но не подверженные влиянию специфических профессиональных неблагоприятных факторов.

Исследования показали, что у учителей 1 группы нервно - эмоциональные нагрузки более высоки, отсутствует рациональное чередование труда и отдыха, временная утрата трудоспособности в связи с изменением и даже потерей голоса более значительна, чем у учителей 2 группы, у которых рационально организован режим труда и отдыха. Также мы выявили различные показатели распространенности заболеваний голосового аппарата. При анализе данных медицинского осмотра определено, что учителя продолжают работать при недомоганиях и проблемах с голосом. Известно, что полость носа и околоносовые придаточные пазухи выполняют важную резонаторную функцию, устные инструкции голоса снижают его силу за счет уменьшения полетности. Острые и хронические заболевания полости носа и придаточных пазух способствуют раздражению нервных окончаний тройничного нерва, в результате чего нарушается стимулирующая роль рефлекторной дуги между тройничным и добавочным нервами, создавая тем самым условия для возникновения нарушений голоса [9, с. 59].

137

С увеличением стажа педагогической деятельности показатели изменения голосовой функции увеличиваются в обеих наблюдаемых группах. Однако более стойкие изменения нарушений голоса отмечались у учителей с большим педагогическим стажем и тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. Так, при стаже работы до 10 лет показатели изменения голоса учителей составили 35 %, а более 10 лет увеличиваются показатели до 85 %.

По данным нашего исследования, среди учителей, часто болеющих и имеющих стойкие изменения голоса, ранними признаками заболевания являлись охриплость различной степени выраженности, покашливания, чувство дискомфорта в гортани, сужение диапазона голоса, снижение его силы, укорочение фонационного выдоха, неточное интонирование. В анамнезе имелись заболевания органов дыхания, такие как хронический ларингит, узелки голосовых складок и фонастения.

Таким образом, на базе Республиканской клинической больницы своевременно проводятся профилактические мероприятия по постановке голоса, представляющее собой систему функциональных тренировок голосового аппарата, перестраивающих его функцию, восстанавливающих фонаторную активность голосовых складок и оказывающих благотворное влияние на секреторную деятельность слизистой оболочки гортани. В ходе проведения курса по постановке речевого голоса восстанавливается на только полноценный, выносливый голос, но и исчезают дискомфортные ощущения в глотке и гортани.

Рекомендации, направленные на сохранение физиологической нормы голоса и расширение функциональных возможностей голосового аппарата, являются основным превентивным мероприятием по предупреждению расстройств голосовой функции людей, профессия которых связана с большой голосовой нагрузкой.

1. Андреев, В. И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 267 с.

2. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Богомильский М. Р., Орлова О. С. - Москва: Автор, акад.: Тов-во науч. изд-й КМК, 2008. - 399 с.

3. Василенко, Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю. С. Василенко. - Москва: Дипак, 2013. - 396 с.

4. Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика: сб. науч. тр. II Конгресса Рос. общ. акад.голоса. - Москва: Граница, 2009. - 324 с.

5. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии/ Е. В. Лаврова. - Москва: Академия, 2007. - 236 с.

6. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. - Москва: Академия, 2006. -128 с.

7. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов -Москва: Мое. гос. консерватория: Ин-т Психологии РАН, Центр «Искусство и Наука», 2008. - 592 с.

8. Орлова, О. С. Нарушения голоса: учеб. пособие / О. С. Орлова. - Москва: ACT Астрель, 2008. - 220 с.

9. Плешков, И. В. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий / И. В. Плешков, 3. И. Аникеева. - Москва: ГЭОТАР-Мед, 2003. - 166 с.

10. Черная, Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос: учеб. пособие / Е. И. Черная. -Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2012. -176 с.

Е. Ivanovo

Doctor of Pedagogy, Chuvash State University named after I. Uiyanov E-mail: ivanova_EK_chuvsu@maii.ru T. Okhtiarova post-gradute student, Chuvash State University named after I. Uiyanov E-mail: 79278616286@ya.ru

WAYS OF DEVELOPING AND MAINTAINING PROFESSIONAL QUALITIES OF THE VOICE

Abstract Commitment to professional development creates the need for improving the voice, correct his congenital or acquired defects and also displays a new level of voice problems in studies of the functions of its defining characteristics, features and special teaching methods. Authors of the article describes the communication profession depend on the health of their vocal apparatus. A list of requirements for the qualities of their voices, including

138

stamina, melody, flexibility, expressive intonation, timbre and voice power, from the ability to correctly hold that for professional purposes depends on efficiency.

The article describes the classification of occupations in the light of quality requirements to vote proposed by the Union of European medical specialists in 1979, including the singers soloists, singers-choir members, actors, radio and television announcers refer to the profession with extremely high requirements to the quality of the voice; teachers, professional speakers, interpreters, politicians, educators and teachers of children's institutions, tele-fonisty, etc. - refer to the profession with high requirements to the quality of the voice; lawyers, judges, doctors, military commanders - refer to the profession with increased requirements to quality of the voice or associated with work in a noisy environment. As a result of intensive load the voice loses the necessary acoustic signs such as sonorousness, voice power, changing the timbre and stamina. According to surveys, the voice function are violations by 40-50% of teachers. The article highlights the issues of prevention of diseases of the human vocal apparatus speech professions, including teaching profession. In particular, the functional training system is disclosed on the formation and development of professional qualities of voice, which is implemented on the basis of the Surdo phoniatric Center of the Chuvash Republic Clinical Hospital.

Presents the results of experimental research conducted among teachers in Cheboksary, Chuvash Republic, which was aimed at identifying the most common early signs of changes to the professional qualities of voice, determining the relationship between the condition of the respiratory system and negative factors of teachers working conditions, prevention of occupational diseases. Research has shown that this system contributes to the setting of the voice vote, allows the patient to acquire skills of proper and natural of voice, helping to improve the acoustic properties of the voices, adjusts breathing and develops communicative function of speech, provides an opportunity to improve natural speech. Experimentally revealed the most characteristic early signs of teachers voice change and the relationship between the condition of the respiratory system and the influence of negative factors of teachers working conditions.

Keywords: profession with voice loads, the production of speech voices, the preservation of the physiological norm voices, hygiene voices, voice range voice, violation of speech, correction of physiological and phonatory breath, voice load, training vocal cords, the restoration of the functions of the voice.

For citing: Ivanova, E. Ways of developing and maintaining professional qualities of the voice / E. Ivanova, T. Okhtiarova // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. -2015. -№2(42). -P. 134-139.

Reference

1. Andreev, V. Zdorovesberegayuschee obuchenie i vospitanie [Health Training and Education] / V. Andreev. Kazan': Tsentr innovatsionnyih tehnologiy, 2000. — 267p.

2. Bogomilsky, M. Anatomiya, fiziologiya ipatologiya organov sluha i rechi [Anatomy, Physiology and Pathol-ogy of Hearing and Speech] / M. Bogomils'kiy, O. Orlova. — Moscow: Avtorskaya akademiya: Tovarisch-estvo nauchnyih izdaniy KMK, 2008. - 399p.

3. Vasilenko, Yu. Golos. Foniatricheskie aspekty [Voice. Phoniatric Aspects] / Yu. Vasilenko. - Moscow: Deepak, 2013.-396p.

4. Golos: mezhdistsiplinarnyie problemyi. Teoriya ipraktika: sbornik nauchnykh trudov. II Kongress Rossiyskoy ob-schestvennoy akademii golosa ["Voice Academy: Interdisciplinary Problems. Theory and Practice": collection of scientific papers. П Congress of the Russian public voice], - Moscow: Granitsa, 2009. - 324p.

5. Lavrova, E. Logopediya. Osnovyi fonopedii [Speech Therapy. Fundamentals ofVinopedia] / E. Lavrova. -Moscow: Akademiya, 2007. - 236p.

6. Lavrova, E. Narusheniya golosa [Voice Disorders] / E. Lavrova, O. Kopteva, D. Uklonskaya. - Moscow: Akademiya, 2006. —128 c.

7. Morozov, V. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovyi rezonansnoy teorii i tehniki [The Art of Singing Resonance. Basics of Resonance Theory and Technology] / V. Morozov. — Moscow: Moscow State Conservatory: Institute ofPsycgology of the Russian Academy ofScience, Center "Iskusstvo i nauka " 2008. — 592 p.

8. Orlova, O. Narusheniya golosa [Voice Disorders] / O. Orlova. — Moscow: ASTAstrel, 2008. - 220p.

9. Pleshkov, V. Zabolevaniya golosovogo apparata и vokalistov i predstaviteley rechevyh professiy [Diseases of Vocal Apparatus for Vocalists and Speech-Representatives of Professions] / V. Pleshkov, Z. Anikeeva. -Moscow: GEOTAR-Med, 2003. -166p.

10. Chernaya, E. Osnovy stsenicheskoy rechi. Fonatsionnoe dyihanie i golos [Fundamentals of Stage Speech. Phonational Breath and Voice] / E. Chernaya. - St. Petersburg: Planeta muzyki: Lan', 2012. -176p.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.