Научная статья на тему 'Голосоведение как основа системы подготовки специалистов в области голоса'

Голосоведение как основа системы подготовки специалистов в области голоса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Голосоведение как основа системы подготовки специалистов в области голоса»

ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Редакция журнала «Российская оториноларингология» продолжает публикацию дискуссионных статей. Каждый имеет право на страницах журнала высказать свое мнение (в развернутой статье или кратких замечаниях) по поводу представленного материала. К разряду дискуссионных относят работы, содержащие принципиальные предложения по новым классификациям нашей специальности, изменению взглядов на этиологию, патогенез и тактику лечения заболеваний ЛОРорганов, а также новые гипотезы.

Сегодня Вашему вниманию предлагается статья Л. Б. Рудина, который возглавляет созданную в 2007 году Российскую общественную академию голоса. Эта организация объединила людей с совершенно разным образованием: оториноларингологов-фониатров, вокальных и речевых педагогов, актеров и вокалистов. Их деятельность связана с различными аспектами голосовой функции человека - лечением, обучением, профессиональным использованием. Разумеется, что эти специалисты не могут обладать одинаковыми знаниями о столь сложной функции человеческого организма, каким является голос.

Автор статьи предлагает создать новую науку о голосе человека - голосоведение, которая будет понятна всем - давать общие междисциплинарные знания. Кроме этого планируется написать научное руководство по основам голосоведения. Конечно, информированность по смежным дисциплинам не может быть бесполезной. Но можно ли объять необъятное, а главное нужно ли это? Не будет ли это напоминать научно- популярный журнал «Здоровье»?

Отечественная фониатрия, как часть оториноларингологии, базируется на фундаментальных знаниях различных медицинских и немедицинских специальностей. На страницах нашего журнала мы постоянно публикуем результаты научных исследований российских ученых, посвященных разработке новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний голосового аппарата. Кроме этого в последние годы вопросы дисфонии широко освещаются с позиций фундаментальной науки (вегетологии, патоморфологии, иммунологии, акустики). Поэтому редакция не может согласиться с мнением автора статьи об «остром дефиците и профессиональной безграмотности» специалистов.

Целью развертываемой на страницах журнала дискуссии является обмен мнениями ведущих отоларингологов страны о голосоведении - как науке о голосе человека.

Дискуссионные статьи

УДК: 611. 225+612. 78+616. 22-008. 5

ГОЛОСОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОЛОСА Л. Б. Рудин

HARMONIZATION OF THEMES AS THE BASIS OF SYSTEM OF PREPARATION OF EXPERTS IN THE FIELD OF THE VOICE L. B. Rudin

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова, г. Москва

(Директор - Засл. работник культуры РФ Л. И. Малев)

Федеральный научно-клинический центр оториноларингологии, г. Москва

(Директор - проф. Н. А. Дайхес)

Российская общественная академия голоса, г. Москва

(Президент - Л. Б. Рудин)

Голос человека является уникальным природным феноменом, который до конца не изучен до сих пор. Голосом с различных позиций занимаются многие науки и соответствующие специалисты.

Так, например:

вокальная методика - наука о постановке певческого голоса;

гигиена голоса - комплексная система мер по профилактике заболеваний голосового аппарата;

лингвистика (языкознание, языковедение) - наука, изучающая языки, наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях; логопедия - раздел коррекционной педагогики, занимающийся недостатками речи и их исправлением;

психолингвистика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики и изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания;

технология устной речи - междисциплинарная система знаний, умений и навыков, направленная на улучшение качественных характеристик звучащей речи; фонетика - раздел языкознания, изучающий физический аспект речи: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим;

фониатрия - наука, изучающая причины нарушений голосовой функции и разрабатывающая методы их лечения;

фонология - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе (основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка) и т. д.

Как видно из представленного обзора, ни одна из наук не формирует целостного представления о голосе, этой удивительной функции организма. Все они ограничиваются лишь определённым спектром проблем, затрагиваемым той или иной областью знаний. Таким образом, на сегодняшний день не существует единой базовой науки, изучающей голос целостно, как природное явление, соответственно и специалистов, знающих его всесторонне. Можно сказать, что наиболее близок по объёму своих знаний к такому специалисту врач-фониатр, однако у большинства представителей данной специальности ощущается острый дефицит междисциплинарных знаний (в области вокальной и речевой педагогики, акустики, физиологии и пр.).

Следует обратить внимание на тот факт, что все вышеозначенные науки основываются на 3-х базисных составляющих: анатомии органов голосообразования, их физиологии и гигиене. Так постановка голоса не может осуществляться без точного понимания педагогом происходя-

щих при этом физиологических процессов, а постановка диагноза врачом-отоларингологом, фониатром и дальнейшее лечение не будет эффективным без комплекса междисциплинарных знаний, которые зачастую помогают избежать ошибок и дать пациенту исчерпывающие рекомендации.

Необходимо признать, что в настоящее время у специалистов ощущается острый дефицит, зачастую просто профессиональная безграмотность в вопросах анатомии, физиологии, причин возникновения патологии голосового аппарата, гигиены голоса, сохранения профессионального долголетия лиц вокально-речевых профессий. Решение этой проблемы возможно посредством создания единой базовой науки о голосе. Данная проблема в одинаковой степени актуальна как для медицинских, так и педагогических работников. В большом проценте случаев у педагогических кадров представления о фонации лишены научности, системности, носят обывательский, стереотипный характер, основаны на личных ощущениях. У врачей-фониат-ров, особенно начинающих, зачастую не хватает знаний в области акустики голоса, физиологии и патофизиологии трудовой деятельности лиц вокальных и речевых профессий, вокальной и речевой педагогики. Особое место занимает проблема единства терминологии среди специалистов, работающих с голосом.

Да и откуда возьмутся эти знания, если не существует систематизированного руководства, понятного каждому из специалистов, дающего научную основу о различных аспектах голосовой функции. Категория «понятное» имеет принципиальное значение. Как показывает практика, изучение студентами творческих вузов, вокальными или речевыми педагогами физиологии фонации в объёме, предлагаемом медицинской литературой, представляется задачей не из лёгких. Большой объём информации, изобилующий медицинской терминологией, не может быть осмыслен человеком без специальной подготовки. Так же и врачу сложно сориентироваться в основах вокальной методики, написанной, как правило, совершенно иным, во многом абстрактным, языком, насыщенным специфической терминологией.

Отсутствие адаптированной литературы, легкомыслие по отношению к столь сложному явлению, как голос, ставшее по своей сути антинаучным стереотипом, а также низкий уровень самосознания необходимости освоения междисциплинарных знаний привели к той критической ситуации, которая имеет место в настоящее время в сфере диагностики и лечения патологии голосового аппарата, профессионального вокального и речевого образования, профессиональной деятельности лиц вокальных и речевых профессий.

На основании изложенного следует считать целесообразным внедрение в практику собственно науки о голосе, дающей общие, междисциплинарные, понятные для всех специалистов (адаптированные) знания о голосовом аппарате и его продукте - голосе. Нами в качестве такой науки предлагается голосовйдение.

Голосоведение - это наука о голосе человека.

Данный термин предложен Л. Б. Рудиным в ноябре 2008 года, а 15 мая 2009 года решением Общего собрания Российской общественной академии голоса он рекомендован для дальнейшего внедрения и использования. Также решено создать рабочую группу по написанию руководства по основам голосоведения под научной редакцией Л. Б. Рудина. Голосоведение должно включать в себя следующие разделы:

- анатомо-функциональная организация голосового аппарата;

- физиология и акустические основы фонации;

- методы исследования голосового аппарата;

- анатомо-функциональные особенности голосового аппарата детей и подростков;

- генетика голоса;

- певческий и речевой голос;

- классификация голосов, в том числе детских;

- гигиена голоса, в том числе детей и подростков;

- понятие о патологии голосового аппарата, в том числе профессиональной на основании нормативных актов Минздравсоцразвития;

- понятие о коррекционной педагогике;

^142 3^

- сущность и основные принципы вокальной методики;

- сущность и основные принципы технологии устной речи;

- понятие о вокальной одарённости;

- основы психологии творческого процесса и др.

Каждый из этих разделов должен быть доступен для понимания специалистам различных областей и содержать в себе объём информации, достаточный для формирования научных представлений о голосовом аппарате. Обязательным является употребление специфических терминов, однако их трактовка (объяснение) должна быть адаптирована к широкому кругу специалистов. Это является принципиальным условием для устранения той «терминологической катастрофы», которая имеет место в настоящее время в сфере голоса. Терминологическое единство должно стать профессиональной этической нормой и показателем уровня специалистов, работающих с голосом вне зависимости от направления этой деятельности. Данная проблема будет решаться посредством издания Российской общественной академией голоса голосовед-ческого терминологического словаря, работа над которым уже начата.

Каждый специалист, имеющий дело с голосом, вне зависимости от специфики этой деятельности, должен обладать определённым, базовым объёмом знаний. И конечно же, наиболее хорошо и глубоко каждый специалист должен знать свою область. Так врач-фониатр должен досконально знать анатомию голосового аппарата, физиологию, акустику, гигиену голоса, хорошо ориентироваться в вопросах фонопедии, иметь чёткие представления о вокально-речевых методиках.

гигиена

речи

Рис. 1. Долевая структура междисциплинарных знаний в системе подготовки врача-фониатра.

Для вокального педагога структура знаний будет выглядеть следующим образом:

Рис. 2. Долевая структура междисциплинарных знаний в системе подготовки вокального педагога.

Из рисунка видно, что помимо основной составляющей - вокальной методики, вокальный педагог должен в соответствующем объёме знать анатомию голосового аппарата, хорошо знать его физиологию, акустику и прекрасно ориентироваться в вопросах гигиены голоса. О логопедии, фонопедии, технологии устной речи и расстройствах голосовой функции педагог должен иметь научные представления.

Вышеописанные разделы голосоведения должны нести в себе следующий объём информации.

1. Актуальность изучения основ голосоведения. Научные знания о голосовом аппарате как показатель уровня подготовки будущего специалиста в области голоса. Её цели и задачи. Принцип междисциплинарной интеграции специалистов по голосу. Классификация лиц вокально-речевых профессий. Классификация взрослых и детских певческих голосов. Примеры оперных партий для каждого типа голоса.

2. Принципы анатомо-функциональной организации отделов голосового аппарата: генераторного, энергетического, резонаторно-артикуляционного. Понятие об анатомии и функциях гортани. Дыхание в профессиональной речи и пении, его отличия от физиологического акта дыхания. Понятие о резонаторе и резонансе. Система резонаторов человека, формирование тембра. Значение резонанса в голосообразовании. Анатомо-функциональная уникальность полости рта.

3. Основы физиологии фонации, основы акустики. Голосовая функция в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Миоэластическая, мукоондуляторная и нейрохронаксическая теории голосообразования. Распространение звуковых волн в организме человека, формирование тембра голоса. Значение ларингостробоскопического метода исследования для определения функционального состояния голосовых складок. Влияние центральной нервной системы на процесс голосообразования. Элементарная схема голосообразования. Головной и грудной регистры, особенности фонации в них. Фальцет, фальцетный механизм голосообразования. Речевой и певческий голос, их отличия. Импеданс. Понятие о речевых и певческих формантах, их физиологическое значение. Понятие о второй сигнальной системе. Акустические методы исследования.

4. Основные принципы гигиены голоса. Повышенная голосовая нагрузка как вредный производственный фактор, предварительные и периодические медицинские осмотры лиц вокально-речевых профессий, профотбор в фониатрической практике, пригодность к вокальным и речевым профессиям. Гигиенические и физиологические принципы обучения вокальным и речевым профессиям. Режим труда и отдыха лиц вокально-речевых профессий, понятие о нормах голосовых нагрузок. Гигиена питания лиц вокальных и речевых профессий, влияние табачного дыма и алкоголя на голосовой аппарат. Разучивание новых партий. Последствия исполнения несвойственных партий. Гигиена голоса детей и подростков.

5. Научные основы постановки голоса. Постановка голоса как комплексный процесс. Понятие о рефлексе и динамическом стереотипе. Врождённые и приобретённые рефлексы. Принципы: целостности голосового аппарата и одномоментного подключения в процесс голосообразования всех его отделов; единства технической и художественной составляющей; постепенности освоения вокальных трудностей; подбора вокального репертуара с учётом технической, психологической и физической готовности и их значение для снижения уровня заболеваемости голосового аппарата. Психологические феномены при постановке голоса. Обратные связи. Резонансная теория искусства пения по В. П. Морозову (семь функций певческих резонаторов, психологические основы резонансного пения). Певческое положение гортани, вибрато, тремоляция. Певческая опора, надставная труба. Психология творчества. Генетические основы артистической одарённости.

6. Функциональные и органические заболевания гортани, причины их возникновения и профилактика. Влияние заболеваний различных органов и систем на голосовой аппарат. Профессиональные заболевания лиц вокально-речевых профессий. Список противопоказаний к профессии. Принцип освидетельствования абитуриентов на предмет пригодности к вокально-речевым профессиям.

7. Понятие о коррекционной педагогике. Цели, задачи логопедии и фонопедии. Основные

понятия. Основы нейролингвистики.

Этот список, безусловно, будет дополнен и расширен в процессе становления голосоведения как науки.

Нынешние инициативы творческих вузов по преподаванию основ фониатрии и гигиены голоса (или охраны голоса) являются чрезвычайно важными для укрепления и совершенствования системы профессионального образования. Однако данный предмет по сути своей должен являться ни чем иным, как преподаванием основ голосоведения. Остаётся лишь определить объём преподаваемого материала для студентов средних специальных учебных заведений, вузов, а так же циклов повышения квалификации педагогических кадров в области вокального и речевого образования. Актуально это и для повышения квалификации уже практикующих врачей-фониатров, и для подготовки новых кадров.

Говоря о перспективах, можно предполагать целесообразность создания некоего научно-исследовательского голосоведческого подразделения (лаборатория, отдел, институт голосоведения), оснащённого современным оборудованием для дальнейшего изучения голоса.

На уровне министерств следует добиваться обязательного повышения квалификации практикующих вокальных и речевых педагогов России по голосоведению. Более того, без наличия удостоверения о повышении квалификации по голосоведению не следует допускать к педагогической деятельности. Особое внимание должно уделяться физиологии фонации, гигиене голоса, терминологии, а также научным основам постановки голоса. Курс голосоведения должен быть обязательным и в системе подготовки врачей-фониатров.

В научном и педагогическом сообществе должно сформироваться чёткое представление о том, что голос не является достоянием какой либо одной науки - фониатрии, вокальной педагогики, логопедии и т. п. Явление это чрезвычайно сложное и носит междисциплинарный характер. Предлагаемый базис должен быть обязательным для всех подобных специальностей, каждая из которых в рамках своей компетенции занимается теми или иными проблемами голоса (профилактикой и лечением голосовых расстройств, воспитанием, коррекцией и пр.). При этом обогащая определённую отрасль знаний, обогащается голосоведение в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.