Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Белогорская Любовь Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВАНТОРИУМА В СИСТЕМЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация. Рассматриваются особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников на базе кванториума. Определена цель допрофессионального педагогического образования обучающихся, основные ценности и ориентиры, а также механизмы организации деятельности обучающихся, способствующие выявлению и развитию педагогически одаренной молодежи.
Ключевые слова: педагогический кванториум, допрофессиональная педагогиеская подготовка, педагогические классы.
Annotation. The article deals with the features of the organization of pre-professional pedagogical training of schoolchildren on the basis of quantorium. The goal of pre-professional pedagogical education of students, the main values and guidelines, as well as the mechanisms of organizing the activities of students, contributing to the identification and development of pedagogically gifted youth are determined.
Keywords: pedagogical quantorium, pre-professional pedagogical training, pedagogical classes.
Введение. Педагогическое образование выдвигается в число важнейших факторов социального развития, меняются его ориентиры и содержание, отражающие новые реалии современного общества. Необходимым этапом и условием успешной непрерывной подготовки педагогических кадров является допрофессиональная подготовка школьников.
Но, прежде, чем раскрывать этот аспект, необходимо ответить на вопрос, зачем мы это делаем.
Целью допрофессионального педагогического образования обучающихся, на наш взгляд, стало определение основных ценностей и ориентиров, а также механизмов организации деятельности обучающихся, способствующих выявлению и развитию педагогически одаренной молодежи.
Изложение основного материала статьи. Опыт организации такой подготовки в России имеет длительную историю. «Уже в середине XVIII века педагогика стала изучаться в духовных семинариях и в педагогических классах Смольного института благородных девиц, однако в этот период она носила больше характер профессионального обучения. Собственно систематическая работа по профориентации молодежи на учительские профессии датируется 1848 годом, когда мещанская половина Смольного института благородных девиц была преобразована в Александровское училище, где в том же году открылись педагогические классы. Уже с первых лет существования в программу работы педагогических классов была включена педагогическая практика. Она представляла собой попечение старших воспитанниц над младшими с целью формирования опыта воспитания детей. В женских епархиальных училищах, которые стали создаваться во второй половине XIX века, педагогическую подготовку проходили все воспитанницы. Согласно имеющимся данным, в этот период одна треть женщин, работавших в начальных школах России, были выпускницами епархиальных училищ» [2].
История развития психолого-педагогических классов в России показывает, что, как и в образовании, так и в функционировании, в самом наличии классов для будущих педагогов были стремительные взлеты, падения, периоды застоя. Педагогические классы постоянно то упразднялись, то снова реанимировались, и в начале 90-х годов окончательно оформились четыре основных модели функционирования педагогических классов.
1. Педклассы, функционирующие на базе школ.
2. Педклассы, существующие на базе учебно-производственных комбинатов (УПК). Спецификой таких классов являлась практическая направленность обучения, т.к. на занятия в УПК отводился целый учебный день, и обучающиеся имели возможность не только осваивать основы педагогики и психологии, но и осуществлять практическую деятельность с детьми (в подшефных детских садах и начальных школах).
3. Школы юных педагогов, существующие при вузе или на базе его отдельных факультетов. Как правило, выпускники подобных объединений имели определенные льготы при поступлении на педагогические специальности, а вуз, соответственно, получал профессионально сориентированных абитуриентов.
4. Объединения клубного типа, создаваемые при центрах работы с детьми и юношеством. Такие объединения отличались разновозрастностью и большой вариативностью реализуемых программ.
Любое качество, важное для будущего педагога, каждая компетентность проявляется и формируется в деятельности. Основой развития является не просто деятельность, а совместная деятельность участников образовательного процесса по реализации выработанных целей и задач. Кроме того, эффективность допрофессиональной педагогической подготовки школьников повышается, если она интегрирована в образовательное пространство организации, что придает ей новые интегративные свойств, а также обогащает содержание допрофессиональной подготовки обучающихся.
Анализ литературы показывает, что часть исследователей связывают обучение старшеклассников в психолого-педагогическом классе с формированием у них профессионального самоопределения [1, 3, 6]. Данный подход представляется нам достаточно узким: если выпускник психолого-педагогического класса к концу обучения понимает, что профессия учителя не для него, то он выберет то направление, которым, либо больше интересуется, либо о котором больше знает, либо по формальному признаку (например, сколько баллов, набранных по ЕГЭ, ему хватит для поступления на бюджет). В этом случае у школьника нет возможности скорректировать свой будущий профессиональный профиль, сориентироваться в профессии. Кроме того, формирование профессионального самоопределения не решает проблему слабой мотивации обучающихся в изучении профильных дисциплин психолого-педагогического класса [4, 5].
Мотивирование обучающихся общеобразовательной школы к изучению дисциплин психолого-педагогического цикла и понимание особенностей труда учителя возможно при использовании инновационных форм работы, таких как школьная
точка кипения, создание особой программы воспитания старшеклассников, которая направлена на совместную работу всех участников образовательного процесса [5].
Этим требованиям, на наш взгляд полностью соответствует педагогический кванториум, создаваемый в Мининском университете.
Педагогические Кванториумы при педагогических вузах Российской Федерации создаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Целью создания Педагогического Кванториума стало развитие материально-технической базы педагогических вузов с целью подготовки студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников на уровне международных стандартов как обязательной составляющей общей функциональной грамотности за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов.
Педагогические Кванториумы создаются для проведения практических занятий со студентами педагогических вузов, повышения квалификации педагогических работников, профессиональной ориентации школьников (см. схема 1). При этом, несмотря на порядок определения целевых групп, допрофессиональная подготовка школьников, в том числе из профильных классов психолого-педагогической направленности, становится сегодня приоритетной задачей педагогического вуза.
» квгзип едагогичеекая деятельность,
» разработка
исследовательских работ, проектов, моделей; » организация практической подготовки;
■ проведение опыгно-кон структур ских работ по разработке новых методик и методических инструментов;
■ организация инновационной
д еятельн о сти р азличи ого урошя;
■ организация и проведение практических занятий
Схема 1. Специфика взаимодействия педагогического кванториума с целевыми группами
«Образование школьников и их профориентация в России - тема, загроможденная в массовом сознании стереотипами: в класс из-под палки, учебники устаревают быстрее, чем их успевают печатать, дети тонут в теории, а практика - это архаичные и бесполезные экзерсисы на уроках труда»[7].
«Педагогический кванториум - это институция нового типа, в которой школьники могут получить не только и не столько конкретные навыки, сейчас это называют хардовые навыки - пилить, печатать на 3D или строить коптеры, сколько развивать у детей креативное мышление и умение работать в команде и, в целом, формируются ценности профессионального воспитания.
Но это все о технологической составляющей работы Кванториума.
Однако, образовательный потенциал Кванториума позволяет по-иному взглянуть и на процесс формирования компетенций гуманитарной направленности. Коллеги из московского кванториума запустили программу по развитию общекультурных компетенций: стали привлекать Минкульт, Русский музей, Еврейский музей, музей на Поклонной горе. И все эти институции сейчас готовы вложиться, чтобы у себя создать, например, VR-направление для занятий детей.
А у себя раз в месяц москвичи объявляют тему, посвященную какому-то направлению искусства или культуре края. Первая неделя музыки была про творчество П.И. Чайковского. В Ижевске, где тоже есть «Кванториум», находится Дом-музей имени Чайковского. В режиме видеоконференции собрались в этом музее, прослушали небольшую вводную лекцию. После дети начали работать над проектами. Кто-то сконструировал роботизированное пианино, которое играло мелодии Чайковского, кто-то - на 3D-принтере сделал бюст композитора. Таким образом удалось «подружить» увлечение техникой и при это «подтянуть» культуру» [7].
В целом, «Кванториум» - это среда ускоренного развития ребенка как по научно-техническим, естественно-научным компетенциям, так и компетенциям софтовым. Образовательный процесс проектируется следующим образом: сначала ребенок узнает что-то новое, потом включается в проектную работу. При этом парто-урочная система - это не про Кванториум. Перед тем как ребенок начнет работать с технологиями, ему, конечно, нужно дать какую-то теорию. Но этот компонент не может занимать более 1/3 образовательного процесса, а дальше дети реализуют собственные проекты. Какие-то, безусловно, придумают наставники, какие-то предложат сами школьники. Это и прокачка коммуникативных навыков: ведь чтобы донести свою идею другому кванторианцу, отстоять свою идею на проектном кастинге необходимо владение особыми компетенциями»[7].
Безусловно, потенциал Кванториума для популяризации педагогической профессии, для повышения имиджа педагога в современных условиях неисчерпаем.
Это и возможности для проведения конкурсов и олимпиад регионального, всероссийского, международного уровней, это погружение в квазипедагогическую деятельность, это новые горизонты и единомышленники.
Выводы. В рамках рассматриваемой темы, безусловно, дискуссионными вопросами являются проблема подготовки педагогов - будущих и действующих школы и вуза, а также роль и место дополнительного образования в системе взаимодействия вуза с психолого-педагогическими классами.
В январе 2021 года на Гайдаровском форуме «Россия и мир после пандемии» министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов обозначил, что подготовку будущих учителей необходимо модернизировать, результатом этого процесса станет открытие 5 тысяч предпрофильных классов на территории России.
Все это открывает широкие возможности для развития способностей и профессиональных задатков каждого старшеклассника, построения индивидуального маршрута и дальнейшего профессионального самоопределения. Особенно важным представляется ориентация в профессии и формирование важных профессиональных качеств, а также педагогической одаренности будущих учителей, учеников психолого-педагогических классов.
Литература:
1. Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Формирование педагогического мировоззрения у обучающихся психолого-педагогического класса // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 2 (52). - С. 48-50.
2. Арифулина Р.У., Попова Л.А., Смирнова М.О., Летавина В.Е. История развития психолого-педагогических классов в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. -2018. - № 4 (46). - С. 75-79.
3. Арифулина Р.У., Степанищина Е.С., Швецова Ю.В., Шлыкова Ю.В. Проектирование учебных пособий для психолого-педагогического класса // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-10. - С. 30-36.
4. Беляева Т.К., Арифулина Р.У., Пухова А.Г., Малышева Г.И. Профессиональная проба как основа осознанного выбора школьниками будущей профессии // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-4. - С. 20-26.
5. Новик И.Р., Беляева Т.К., Рузанова Ю.В. Развитие профмотивации обучающихся с помощью реализации индивидуальных образовательных маршрутов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. -С. 260-263.
6. Родионова Е.Л., Беляева Т.К. Психолого-педагогические классы в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников // В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. - 2018. - С. 122-123.
7. Коровина А.Н. «Поколение Z - не про заработок, а про самореализацию и помощь другим» / https://knife.media/kvantorium/ (Дата обращения: 26.09.2021)
Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат филологических наук, доцент Жерновая Оксана Романовна
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород);
студент Минюхина Екатерина Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
Аннотация. Успех в освоении английского языка, как и в любой другой деятельности, невозможен без мотивации. Мотивация - главная движущая сила, обеспечивающая включенность обучающегося в учебную деятельность. Непременным условием повышения мотивации к учебной деятельности на этапе основного общего образования является тщательный обдуманный отбор методов обучения. Проблема низкой мотивации к изучению английского языка в основном связана с тем, что ситуации, используемые учителем в обучении, носят искусственный характер, не имеют общего с реальной жизнью. Более того, учащиеся зачастую не являются субъектами учебного процесса, не включены в активную учебную деятельность, тем самым лишаясь возможности применять язык в практических целях. Язык - это общение, поэтому вовлечение учащихся в ситуации, максимально приближенные к естественным условиям общения, поможет учителю создать положительную мотивацию, а учащимся - понять значение изучения предмета. Цель статьи заключается в выявлении значения коммуникативной мотивации в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: обучение, учебная деятельность, иностранный язык, мотивация, коммуникативная мотивация.
Annоtation. Success in learning English, as in any other activity, is impossible without motivation. Motivation is the main driving force that involves students into educational activities. Teaching methods, chosen carefully for a particular teaching purpose, are sure to increase motivation. The problem of low motivation to learn English is most cases can be explained by artificial speaking exercises, having nothing to do with real life. Moreover, students remain passive in the educational process, are not involved into active participation, thereby losing the opportunity to use the language for practical purposes. Language is communication, so involving students in situations as close as possible to the natural communication, will help the teacher create positive motivation, and students will understand the meaning of studying the subject. The aim of the article is to define the role of communicative motivation in the process of teaching and learning a foreign language.
Keywords: training, educational activity, foreign language, motivation, communicative motivation.
Введение. Учебная мотивация занимает особое место в структуре мотивации. Она является частным видом мотивации, включенным в учебную деятельность [4]. Учебная мотивация - это процесс, подразумевающий использование различных мотивов и стимулов учащегося [1]. Ее главная задача - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она способствовала раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося [7, 8, 9]. Мотивы, побуждающие школьника к познавательной активности, влияют на эффективность и продуктивность учебной деятельности [4, 11].