гаем, что саногенная рефлексия может выступать в качестве фактора развития эмоциональной культуры и, как следствие, оптимизации адаптации курсантов. Поэтому на первоначальном этапе обучения необходимо включать в работу с курсантами всех субъектов педагогического общения как минимум элементы развития саногенной рефлексии у курсантов, а в идеале - создать целенаправленную программу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лысенко В. В. Пути развития саногенной рефлексии в деятельности педагога. - М.: Изд-во МГПУ, 2001.
2. Морозюк С. Н. Акцентуации характера и саногенная рефлексия. - М.:"Штыкова М. А.", 2000
3. Орлов Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест. - М.: Гольфстрим, 1999.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗВАНИЯ
Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев,
доцент В. Г. Гиль Омская академия МВД России Канд. биолог, наук Е. В. Фомина
Формирование профессионального призвания представляет собой сложный акт. Появление и осознание мотивов выбора профессии по призванию - противоречивый и относительно длительный период. В то же время само их появление у личности и осознание ею этих мотивов еще не означает, что у нее сформировалось профессиональное призвание. Именно данные мотивы и побуждают это формирование. Они действуют на протяжении всего процесса формирования, в ходе которого сами подвергаются определенному изменению.
Формирование профессионального призвания включает три этапа - чувственно-эмоциональный, рациональный и эмпирический. Они являются общими для всех, у кого формируется призвание к определенному виду труда. Однако специфика их проявлений, длительность функционирования каждого этапа зависит от конкретной личности и конкретных ситуаций, в которых протекает формирование призвания.
Чувственно-эмоциональный этап формирования призвания по времени является первичным. Выбор профессии начинается с чувственного отражения видов труда. Через сопоставление, сравнение сфер деятельности определяются предпочтительность, эмоциональная привлекательность того или иного вида труда.
На этом этапе человек выявляет те или иные отдельные стороны определенных сфер трудовой деятельности. Обычно они образны, наглядны. Личность еще не проникает в сущность особенностей конкретного труда. Склонности еще неустойчивы, могут быстро подвергаться изменению, ибо человек опирается на знание второстепенных свойств содержания и характера определенного занятия.
На этапе формирования личного призвания у человека возникает чувственно-эмоциональное отношение к избранной профессии, чувственная согласованность избираемой профессии с еще нечеткой, неопределившейся склонностью и ограниченно развитыми способностями. На этом этапе у молодых людей появляются желания типа: "хочу быть инженером", "хочу быть летчиком", "хочу быть учителем", "мне нравится быть врачом" и т. д. Но инженеры, летчики, учителя, врачи и т. д. имеют свои градации профессии. "Инженеры", "учителя" и т. д. - это обобщенные сферы деятельности.
Чувственное познание сфер деятельности, своих способностей, возникновение эмоциональной привлекательности, страсти к определенным занятиям неразрывно связаны с меч-
той о назначении индивидуальной жизни, с мечтой о смысле жизнедеятельности. Молодой человек через мечту, фантазию на основе своих знаний, опыта и потребностей общества определяет желание иметь такую сферу деятельности, которая позволила бы наиболее полно проявить способности и быть максимально полезным обществу. Через мечту личность предвкушает благо профессионального призвания и самостимулируется к тому, чтобы определить, найти, сформировать его.
И. С. Кон пишет: "Именно в мечте осуществляется первая внутренняя дифференциация объекта юношеского порыва как стремления к любви, нравственному подвигу или общественной деятельности. Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные "прожективные ситуации", в которых человек вырабатывает свое отношение к различным жизненным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференция внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни, поведения" (1,171-172).
Главная задача научного управления формированием личного призвания заключается в выявлении и развитии способностей и воспитании склонностей на основе задатков личности. Формирование у людей личного призвания должно отвечать потребностям общества в нужных специалистах.
О формировании личного призвания должны заботиться не только государственные и общественные организации, но и сама личность, ответственная за свой трудовой путь. Привитие самоответственности происходит в семье, в школе, в повседневной жизни. Она воспитывается через систему массовой информации.
В формировании профессионального призвания существенную роль должны играть традиционные и новые средства массовых коммуникаций. Официальные устные каналы распространения информации недостаточно влияют на поднятие престижа профессии и формирование профессионального призвания. Иначе говоря, массовая коммуникация имеет возможность выразительно и ярко, на личных примерах передовых работников, сотрудников органов внутренних дел поднимать значимость всех профессий и выступать в роли социального регулятора формирования и проявления профессионального призвания.
Престиж профессии подразделяется на личный и общественный. Общественный престиж профессий есть значимость, популярность, авторитет конкретных профессий, проявляющийся через общественное мнение. Только мысленно можно представить такое положение, когда общественный престиж каждой конкретной профессии в совокупности всех существующих может быть абсолютно одинаковым. Практически такого положения не может существовать. Общественное отношение к профессиям изменяется в зависимости от изменения их роли в народном хозяйстве. На каждом этапе развития государства одни профессии имеют один уровень естественного престижа, другие - иной. Чрезмерная разница этих уровней -явление отрицательное для выбора профессии по призванию. Непомерный общественный престиж одних профессий неминуемо вызывает недооценку значимости других (2, 69).
Личный престиж профессии — это индивидуальная авторитетность и привлекательность конкретных видов труда. При выборе профессии по призванию для личности данная профессия обладает наивысшим уровнем престижа.
На личный престиж профессий сильное влияние оказывает общественный престиж профессий. Это характерно и при формировании профессионального призвания, особенно при обычном выборе профессии.
Для организации процесса формирования личного призвания к определенной профессии, организации работы системы профконсультации и профориентации необходима научная классификация совокупности всех профессий в системе правоохранительных органов. Следовательно, рекомендовать
конкретной личности конкретную профессию по ее склонности и способностям из совокупности десятков тысяч наименований -занятие чрезвычайно трудоемкое.
В целях научного управления формированием профессионального призвания необходимо за основу классификации профессий взять их общие, особенные, единичные черты, которые предъявляются к людям при их профессиональной работе. Соответственно этому можно будет знать объективные требования к людям со стороны определенного типа, вида и отдельной профессии. Это дает возможность рекомендовать выбор профессии по призванию поэтапно, с учетом возраста. Личности, у которой нечетко определилась профессиональная ориентация и способности выделяются в самых общих чертах, лучше всего рекомендовать соответствующий тип профессий. Личности, у которой возникла определенная склонность, и направление развития способностей более или менее четко выяснилось, целесообразно рекомендовать виды профессий. Личности, у которой сложились профессиональные склонности и способности, можно и нужно рекомендовать конкретную профессию.
У человека имеются широкие возможности выбора профессии из группы наиболее целесообразных для своей индивидуальности и общества. Важно рекомендовать такую профессию или ряд профессий, где личность могла бы оптимально развить и проявить свои способности и максимально удовлетворить свои наклонности и принесла бы наибольшую пользу обществу. При проф консультации и профориентации необходимо использовать силу совета, важно заставить думать молодого человека о своем трудовом пути, убедить его в важности для личной судьбы, интересов семьи, общества быть квалифицированным специалистом в рекомендованном виде труда.
В общие принципы научного управления воспитанием профессионального призвания включается изучение объективных факторов (условий труда) и субъективных характеристик людей, а также совместимость объективных факгоров работы по определенной профессии с ценностной характеристикой личности, желающей выбрать эту профессию. Кроме этого, в общие принципы включаются следующие моменты:
1. Воспитание у людей доброжелательного отношения к любому общественно полезному труду.
2. Воспитание ответственности за правильный выбор профессии, за формирование личного призвания в соответствии с индивидуальными склонностями, способностями и интересами общества.
3. Организационная помощь в правильности выбора профессии, в формировании личного призвания.
4. Управление раскрытием творческих возможностей личности молодого человека в учебе и труде по избранной профессии.
Роль оптимально правильного выбора профессии, с учетом личных и общественных интересов, в процессе перехода к рыночным отношениям неуклонно растет, как возрастает и значимость выбора профессии по призванию.
Это обусловлено определенными причинами.
1. В настоящее время возрастает значение научной организации управления обществом, в частности, приобретает все большую значимость организация научной системы выбора профессии.
2. Научно-технический прогресс предполагает значительный рост числа квалифицированных специалистов. А чем выше уровень профессиональной квалификации, тем в большей мере требуется соответствие способностей и склонности личности объективным требованиям избранной специальности.
3. Развитие рыночных отношений в стране, открытие различных коммерческих предприятий, негосударственных образовательных учреждений вызывают необходимость и дают широкую возможность формирования у школьников личного призвания к определенной профессии.
4. Основой всестороннего и гармонического развития личности является труд в свободно избранной сфере твор-
ческой деятельности. Свобода выбора профессии не означает субъективного предпочтения той или иной профессии, а предполагает знание требований условий труда по данной специальности и соответствие устойчивой склонности и развитых способностей личности данным требованиям, предполагает учет общественных интересов.
Необходимо подчеркнуть, что пока еще значимость выбора профессии по призванию стоит на низком уровне. Это объясняется многими причинами. Важнейшие из них связаны с тем, что отсутствуют необходимые теоретические исследования проблем профессионального призвания, методов и средств его формирования у людей. В настоящее время в стране отсутствует организация управления выбором профессии именно по призванию. Средства массовой информации вопросам данного выбора уделяют недостаточное внимание.
Педагоги, сотрудники, призванные заниматься профессиональным воспитанием, в большинстве своем не знают теоретических основ, сущности призвания и, естественно, не ведут и не могут вести действенной работы среди молодежи относительно определения ими профессионального призвания с учетом общественных интересов. Поэтому для оптимального выбора профессии, правильного определения конкретной личностью профессионального призвания большое значение имеет соразмерность общественного престижа всех профессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
2. Титма М. X. Молодежь и труд. - М.: "Молодая гвардия", 1970.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ СЛЕДОВАТЕЛЯМИ ОВД НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Е. В. Белецкая, инспектор-психолог, О. А. Ульянина, инспектор-психолог Волгоградская академия МВД России
С целью выработки критериев отбора при поступлении в Волгоградскую академию МВД России было проведено исследование, содержащее:
- сравнительный анализ результатов психологического обследования абитуриентов разных лет набора, поступивших в академию и ставших впоследствии участниками Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди следователей органов предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД, субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД), ГУВДРО СОБ МВД России;
- сравнительный анализ результатов психологического обследования абитуриентов разных лет набора, поступивших в академию и уволившихся из ОВД в первые годы службы.
Данное исследование решало ряд задач:
1. Выявление общих психологических особенностей структуры личности поступающих в учебные заведения МВД России, как способствующих их профессиональному и личностному росту, так и неблагоприятно влияющих на дальнейшую успешность в правоохранительной деятельности.
2. Определение предпочтительности в оценке степени сформированности основных сфер личности, оказывающих наибольшее влияние на дальнейшую профессиональную