Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности'

Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРЕСТИЖ / ПРОФЕССИОГРАММА / VOCATIONAL GUIDANCE / MOTIVATION / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS / PRESTIGE / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

В статье анализируется необходимость профориентации курсантов как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation as a pedagogical condition of cadets' training for self-educational activities

In article necessity of vocational guidance of cadets as the real phenomenon and the concrete scientific category having difficult integrative structure is analyzed

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности»

AND POLITICS OF CIVIL-MILITARY RELATIONS by Samuel P. Huntington, pp. 7-18, Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, Copyright © 1957 by the President and Fellows of Harvard College.

Literature:

1. Bogolyubov, V. I. The innovative technologies in pedagogy // School technologies. — 2005.

2. Volynkina, M. V. About a place of innovations in education {Electronic resource} // the Center of innovation development: / The institute of humanitarian education. — {Moscow, 2005} —URL: http: / / www.innovatika.ru/bibl/st2.html (10.26.2006).

3. Elizarov, L. I., Yastrebov, D. Yu., Gugelya, A. A. The distance controlled education. The characteristic of concept. {Electronic resource} http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ f82505dbb1679f7c32571da0031c56f.

4. Kochnev, A., Akhmadullin, M, Averko-Antonovich, I., etc. The innovative educational activity // Higher school in Russia. - 2004. - № 8.

5. The personal directed approach in pedagogical activity: the experience of development and application / Published by E.N. Stepanov. - Moscow, 2004. - 128 p.

6. Mikryukov, V. Y. The educational innovations in a context of a military-patriotic upbringing of pupils / / The Innovation in education. - 2006. - № 4.

7. Novikova, T. G. The efficiency conditions of the innovative activity in education: a foreign experience and a vision at the Russian practice // School technologies. - 2005. - № 5.

8. Slobodchikov, V. I. The innovations in education: fundamentals and sense {Electronic resource} // City expert council on experimental and innovative activity in education: {site} / Moscow educational department. - Moscow, 2004-2006. - URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 (10.26.2006).

9. Khutorsky, A. V. The distance controlled education and its technologies // Internet-journal «Eidos». -2005. - The 1-st of September. http: // www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.

10. ShJykov, V The translation is printed with the permission of the publisher: «Officership as a Profession» in the THE SOLDIER AND THE STATE: THE THEORY AND POLITICS OF CIVIL-MILITARY RELATIONS by Samuel P. Huntington, pp.7-18, Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, Copyright C 1957 by the President and Fellows of Harvard College.

1 Сэмюэл Хантингтон. Офицерская служба как профессия [10].

УДК 378. 14 Э.Х. Карсанов*

Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности

В статье анализируется необходимость профориентации курсантов как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.

Ключевые слова: профориентация, мотивация, объективные и субъективные факторы, престиж, профессиограмма.

E.H. Karsanov*. Professional orientation as a pedagogical condition of cadets' training for self-educational activities. In article necessity of vocational guidance of cadets as the real phenomenon and the concrete scientific category having difficult integrative structure is analyzed.

Keywords: vocational guidance, motivation, objective and subjective factors, prestige, professiogram.

Актуальность проблемы профессиональной ориентации заключается в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов для ВВ МВД, которая обусловлена сложностью задач, выполняемых сегодня войсками по защите интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан. Деятельность высшей военной школы направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально-активной личности военного специалиста и обеспечивающих высокое качество его профессиональной подготовки. Одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки

* Карсанов, Эдуард Хаджимуссаевич, командир курсантского батальона Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-62.

* Karsanov, Edward Hadzhimussaevich. The commander cadet battalion of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, street of Letchika Pitjutova, 1. Ph. 744-70-62

Статья поступила в редакцию 24 мая 2010 г.

Карсанов Э.Х. "Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности

будущих офицеров в целях обеспечения войск специалистами, способными целенаправленно обучать и воспитывать подчиненных, умело руководить подразделениями в сложных условиях служебно-боевой деятельности войск.

На современном этапе развития общества наблюдается устойчивая тенденция усложнения профессиональной деятельности специалистов самого различного профиля. Одной из наиболее важных причин этого является научно-технический прогресс, который привел к появлению принципиально новых образцов техники, сложных технологических производств, в результате чего деятельность специалистов становится все более и более опосредованной, в т.ч. и «искусственным интеллектом».

В результате усложнения профессиональной деятельности в современных условиях значительно возрастают требования к интеллектуальным, психическим и волевым качествам специалиста. Требования к интеллектуальным и психическим функциям военнослужащих внутренних войск в современных условиях столь высоки, что находятся на грани предельной возможности человека. Цена ошибок в профессиональной деятельности многократно возросла, т.к. эти ошибки могут привести к подрыву доверия сотрудников силовых структур, групповым нарушениям общественного порядка, межнациональным конфликтам.

Практика показывает, что качество обучения курсантов в вузах ВВ МВД РФ и в последующем успешность военно-профессиональной деятельности выпускников зависят от качественного профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации и их подготовки в военных вузах ВВ МВД РФ. Проблема профессионально-личностного становления будущих офицеров ВВ МВД РФ приобретает особую актуальность ввиду усложнения и повышения требований к эффективности военно-профессиональной деятельности.

Многие выпускники вузов ВВ МВД РФ, столкнувшись в практической деятельности офицера с большими трудностями социального, экономического и психологического характера, стремятся оставить службу и найти другое применение своим способностям, знаниям и умениям. Это говорит о том, что наряду с такими важнейшими качественными показателями подготовки военного специалиста, как знания, умения, навыки, должны формироваться не менее важные профессионально-значимые качества личности, его военно-профессиональная направленность, сформированная и развитая потребность личности в профессиональном становлении и профессиональном самообразовании.

Профессиональная деятельность изменилась в направлении:

— значительного увеличения количества параметров процессов и объектов, которыми управляет офицер внутренних войск с одновременным снижением времени, отводимого на выполнение отдельных управляющих воздействий;

— невозможности непосредственно наблюдать за управляемыми процессами (объектами, явлениями);

— работы с информационными моделями. При этом значительно возросли требования к декодированию информации в виде различных сигналов, поступающих по средствам связи;

— значительного повышения требований к интеллектуальным качествам профессионалов из-за чрезвычайно сложных условий обстановки.

Анализ литературных источников свидетельствует об актуальности проблемы адекватного подбора, ориентации и подготовки кадров для профессиональной деятельности, требующей задействования интеллектуальных и психических ресурсов личности, близких к их предельным возможностям.

Развитие событий в стране и за рубежом в последние годы XX и начала XXI вв. объективно обусловливает повышение ответственности силовых структур вообще и внутренних войск, в частности, перед обществом и выдвигает перед ними более сложные и ответственные задачи, решение которых требует повышения роли человеческого фактора. Этому призвана способствовать ориентация в строительстве и развитии внутренних войск на профессиональной основе, которая выдвигает в число приоритетных вопросов совершенствование профессионально-личностных и других качеств военнослужащих, которые составляют основу их военно-профессиональной компетентности (ВПК). Формирование базы ВПК офицеров была и остается важнейшей задачей вузов. Ее успешное решение определяется прежде всего тем, насколько способными, хорошо подготовленными и заинтересованными в служении Отечеству будут подобраны кандидаты для поступления в военные вузы.

Практика последних лет показывает, что комплектование Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России и других военных вузов кандидатами, в соответствии с руководящими документами с каждым годом становится все более затруднительно, т.к. процесс обучения в этих вузах требует наличия уже сформированных некоторых качеств личности.

В высших военно-учебных заведениях внутренних войск в настоящее время около 25% курсантов испытывают трудности в военно-профессиональной адаптации. Очевидно, что это является причиной низкой интеллектуальной и физической работоспособности, а также устойчивости к стрессовым факторам. К сожалению, показатели пригодности допризывной молодежи России к группам военных специальностей прогрессивно снижаются.

Обучение в вузе является важным этапом в процессе военно-профессионального становления офицера. Именно здесь происходит интенсивное формирование профессионально важных качеств, знаний и навыков, профессионально-личностное становление будущих военных специалистов.

Анализ имеющейся проблемы показал, что практика отбора кандидатов в вузы МВД России далеко не совершенна: многие поступающие на учебу в недостаточной степени профессионально ориентированы. Система неадекватных, зачастую идеализированных представлений об учебе и службе в вузах МВД в последующем приводит к трудностям адаптации к учебе, разочарованиям, кризису мотивации. Кризис мотивации проявляется в переосмыслении своего места, назначения, окружения, изучения интересов; позиций, отношения к учебе и служебным обязанностям курсанта. Практика подтверждает, что в конечном итоге все заканчивается отчислением из вуза по банальной причине — из-за нежелания учиться в данном вузе. Здесь следует подчеркнуть, что отчисления, связанные с неуспеваемостью, нарушениями служебной дисциплины весьма тесно связаны с изменениями мотивации у отчисляемых.

Анализ неосознанной, незрелой мотивации показывает, что главные причины кроются в неосведомленности об избранной профессии во внутренних войсках МВД, низкой самооценке, недостаточном знании самого себя, требований будущей учебы и службы в данном вузе, ошибочном, иллюзорном представлении об их условиях.

Однако следует отметить, что не только социально-психологические, педагогические аспекты профессиональной ориентации и отбора являются важными и проблемными. Среди проблем психолого-педагогического обеспечения в вузе МВД России можно обозначить и следующие:

— нарастание криминализации в обществе, наркомания, пьянство, ухудшение психического здоровья, существующая угроза терроризма и др. требуют ориентировать профотбор соответствующим образом;

— направленность профотбора на успешность обучения курсанта (слушателя) в вузе и последующую успешность специалиста во внутренних войсках МВД сама по себе является проблематичной и требует поиска соответствующих мотивов исследования;

— более того, анализ мотивации абитуриентов показывает, что направленность на учебу и получение высшего командно-юридического образования часто не совпадает с направленностью на последующую профессиональную деятельность во внутренних войсках. Это явление ставит проблему не только перед профориентацией и профотбором, но и перед всей системой подготовки специалиста в вузе МВД России.

Следовательно, в структуре учебно-воспитательного процесса этап профессиональной ориентации будущих курсантов (слушателей) и определения их профессиональной пригодности является весьма актуальным и требует своей разработки и методического обеспечения. Поэтому среди основных направлений работы по совершенствованию образовательного процесса в вузах МВД важное место занимает профессиональная ориентация кандидатов на учебу, что, несомненно, положительно сказывается на быстрейшей подготовке курсантов к самообразовательной деятельности в вузе и послевузовскому непрерывному образованию и самосовершенствованию профессионализма.

Профессиональная ориентация призвана привлечь молодых граждан России к службе во внутренних войсках МВД России, а также решает задачу качественного комплектования курсантами вузов МВД. Данное качество находится в прямой зависимости от количества (конкурса) лиц, желающих поступить в данное учебное заведение. Чем больше желающих, тем выше вероятность качественного профотбора кандидатов на учебу в вузе МВД.

Основными задачами профориентационной работы в вузах МВД, на наш взгляд, должны быть:

— ознакомление молодых граждан с особенностями и требованиями служебно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД;

— ознакомление кандидата с его индивидуально-психологическими особенностями с целью оказания ему помощи в самоопределении выбора профессии офицера в определенной специализации.

Профессиональная ориентация абитуриента может быть представлена как сознательный процесс, включающий в себя получение молодым человеком по каналам межличностной, публичной и массовой коммуникации доступной информации о видах профессиональной деятельности офицеров МВД и сотрудников ОВД в целом и выбранной профессии в вузе МВД, а также ее обработку, сопоставление с личными целями, интересами, способностями, уровнем притязаний, формирование профессионального выбора и подготовку к овладению избранной специальностью.

Практически профессиональная ориентация имеет два аспекта:

— во-первых, сложную систему социально-экономических и психолого-педагогических мероприятий, осуществляемых МВД России с целью формирования у молодых граждан социально-психологических и экономических мотивов выбора профессии;

— во-вторых, систематическая и целенаправленная деятельность вузов МВД по формированию у молодежи психологической готовности к осознанному выбору профессии и содействию в подготовке к ее освоению, в т.ч. и активной профессиональной самообразовательной деятельности как в вузе, так и в послевузовской профессиональной деятельности.

На первоначальное решение о выборе профессии значительное влияние оказывают объективные и субъективные факторы:

Карсанов ЭХ. Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности

— к объективным относятся: экономический, политический, нравственный, информационный факторы, которые определяют социальный престиж труда и обусловливают личностный смысл возможного варианта будущей служебно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД;

— к субъективным относятся личностные факторы, которые не нуждаются во внешних стимулах и источниках информации, относительно изолированы от влияния макросреды (например, семейная направленность и наличие близких родственников, друзей, товарищей среди военнослужащих ВВ и сотрудников ОВД).

В связи с этим организация профессиональной ориентации молодежи должна носить комплексный характер, учитывать влияние на выбор профессии субъективных и объективных факторов и предусматривать комплексную реализацию социально-экономического, психолого-педагогического подходов.

Социально-экономический подход предполагает анализ потребности государства во внутренних войсках и сотрудниках ОВД различных специальностей, выявление перспектив их подготовки с учетом качественных и количественных показателей ресурсов, изучение общественного мнения о престиже службы во внутренних войсках и деятельности сотрудника ОВД.

Психолого-педагогический подход предполагает осуществление учета индивидуальных психологических особенностей личности человека и оценку их соответствия требованиям профессиональной деятельности и на этой основе разработку рекомендаций по выбору профессии. Кроме того, психолого-педагогический подход предусматривает целенаправленное воспитание молодежи, активное формирование у нее устойчивого интереса и желания посвятить свою жизнь службе во внутренних войсках, подготовленности к обучению в вузе МВД и будущей служебно-профессиональной деятельности по избранной специальности.

Сочетание указанных подходов требует системного решения всех вопросов профессиональной ориентации с учетом специфики каждого из ее направлений — информационного, психолого-педагогического и диагностического.

Информационное направление профессиональной ориентации связано с необходимостью обеспечить население страны всесторонней и адекватной информацией о положениях Конституции и законов Российской Федерации по вопросам службы во внутренних войсках и органах МВД, мерах правовой и социальной их защиты, преимуществах в предоставлении льгот и гарантий. Особо важной задачей является пропаганда наиболее распространенных видов профессиональной деятельности во внутренних войсках и сотрудников ОВД.

Психолого-педагогическое направление предусматривает ознакомление молодежи страны с историей возникновения, становления и развития, структурой ВВ и ОВД (ВВ МВД — 200 лет), потребностями МВД в специалистах различного профиля подготовки, формами профессионального обучения, правилами приема в вузы МВД, условиями и особенностями (закрытости) обучения и служебно-профессиональной деятельности, перспективами профессионального и служебного роста. Это направление в условиях значительной негативной направленности современных средств массовой информации («накатов чернухи» на МВД) приобретает важное значение и должно иметь характер систематизированного противодействия, а не только просвещения молодежи.

Диагностическое направление профессиональной ориентации связано с работой по всестороннему изучению индивидуальных и психофизиологических качеств и особенностей человека в процессе формирования выбора профессии военнослужащего ВВ и сотрудника ОВД, оказанию непосредственной помощи в профессиональном самоопределении на этапах допризывного возраста.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что профессиональная ориентация — это многоуровневая функциональная структура, в состав которой входят следующие основные элементы: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация и профессиональное воспитание.

Однако в настоящее время не решены вопросы информационного и психологического обеспечения профориентационной работы в вузах МВД.

Для решения этой задачи целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы по ориентации молодежи.

Следует отметить, что профориентационная работа по привлечению кандидатов в вузы МВД не должна сводиться только к агитационно-пропагандистской работе (реклама МВД, престижа и гарантий служебно-профессиональной деятельности военнослужащих ВВ и сотрудников ОВД и т.п.), а должна иметь четкое информационно-психологическое содержание (требования и особенности работы во ВВ и ОВД и т.п.). Агитационно-пропагандистский характер профориентационной работы приводит к высокому конкурсу в вузах МВД, но при этом часто осознанность выбора профессии, личностно-мотивационный фактор профессионального выбора может быть низок и как следствие — разочарование в выборе профессии и отчисление из вуза.

В интересах профессиональной ориентации молодежи в вузы МВД необходимо осуществлять подготовку аудио- и видеопрограмм соответствующей тематики, распространять их через телевидение и радио. Целесообразно организовывать издание справочно-информационных материалов и доведение

их до городских (районных) управлений ОВД, райвоенкоматов, а также осуществлять своевременную публикацию в периодической печати объявлений о наборе в данное учебное заведение.

Положительно зарекомендовало себя проведение в вузах МВД Дней открытых дверей, что предусматривает встречу будущих кандидатов и их родителей с преподавательским составом вуза МВД, ознакомление с учебно-материальной базой, бытовыми условиями жизни курсантов, посещение музея истории вуза, просмотр документальных кино- и видеофильмов о службе выпускников в ОВД и внутренних войсках. Перед собравшимися призваны (и это целесообразно) выступать офицеры, лучшие преподаватели, отличники учебы вуза, заслуженные ветераны внутренних войск.

В плане мероприятий по профессиональной ориентации молодежи каждого учебного заведения МВД следует предусмотреть целенаправленную работу в средних общеобразовательных заведениях, в РУВД и ГУВД, воинских частях и соединениях ВВ для проведения информационно-психологической агитационно-пропагандистской работы и предварительного отбора кандидатов непосредственно на местах.

Целесообразно особое внимание уделять популяризации и разъяснению условий учебы, жизни и быта курсантов вуза МВД, их деятельности после завершения обучения и непрерывности процесса образования и самообразования.

Важнейшим средством такой работы является целенаправленная профориентационная работа в общеобразовательных школах. Опыт нашей работы показывает, что проведение с учащимися тематических вечеров и бесед способствует формированию у них уважительного отношения к ВВ и ОВД, осознанному выбору профессии военнослужащего ВВ и сотрудника ОВД. Подобная работа должна охватывать своим влиянием не только выпускников школ, но и школьников 7-9 классов и предусматривать заблаговременную ориентацию для поступления в вузы МВД.

В интересах повышения престижа службы во внутренних войсках и в ОВД и обеспечения высокого конкурса в вузы МВД необходимо организовывать взаимодействие с органами государственной власти и органами самоуправления, общественными организациями и объединениями граждан, трудовыми и педагогическими коллективами, ветеранами МВД, родителями курсантов, осуществлять сотрудничество с центрами занятости и профессиональной ориентации молодежи, для этого необходимо последних обеспечить соответствующими рекламными материалами, а также методическими рекомендациями по подготовке к конкурсным вступительным экзаменам.

Важнейшим условием качественного решения задач профессиональной ориентации граждан для поступления в учебные заведения МВД является разработка вузами профессиограмм соответствующих специальностей офицеров МВД. На основании проводимой работы целесообразно регулярно издавать специальные справочники (словари), содержащие сведения о профессиях офицеров МВД, о текущих и перспективных потребностях МВД в кадрах, путях получения специализации офицера МВД.

Таким образом, организация и проведение профессиональной ориентации граждан для поступления в учебные заведения МВД РФ предполагает личную инициативу и ответственность соответствующих должностных лиц в выборе ее форм и методов, творческое отношение к их использованию, непременный учет социально-экономической ситуации в стране, местных условий и особенностей конкретной обстановки.

Список литературы

1. Лгеев, Б. Л. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности : дис. ...канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1997. — 194 с.

2. Иваницкш, Л. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : дис. ... докт. пед. наук. — СПб., 2000. — 389 с.

3. Кочин, Л. Л. Повышение эффективности воспитания офицеров-профессионалов в вузах ВВ МВД России : дис. .канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 223 с.

4. Поминова, О. Л. Формирование профессиональной ориентации студентов ССУЗов РФ. — СПб., 2001. — 140 с.

Literature

1. Ageev, В. Л. A motivational readiness of young officers to military — professional work : Diss. cand. psychol. sciences. — Moscow, 1997. — 194 p.

2. Ivanitsky, A. T. Organizational system professional development and self development of cadets (listeners) High schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia : Diss. dort. ped. sciences. — Saint-Petersburg, 2000. — 389 p.

3. Kochin, A. A. Increase of efficiency of education of officers-professionals in High schools WW Ministry of Internal Affairs of Russia, Diss. cand. ped. sciences. — Saint-Petersburg, 223 p.

4. Pominova, O. L. Vocational counseling formation Students SSEE of the Russian Federation. — Saint-Petersburg, 2001. — 140 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.