/ V Социально-психологические
Га и педагогические аспекты/
\ \ VI \) / у деятельности
правоохранительных
V. органов
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Б СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
Канд. пед. наук, доцент А.Ф.Караваев, доктор пед. наук, профессор Г.Д. Бабушкин
Омская академия МВД России,
декан общеюридического факультета
И.В.Солдатов
Барнаульский юридический институт МВД России
Современное общество в сложившихся социально-экономических условиях нуждается в профессионально компетентных, трудолюбивых, инициативных, творческих специалистах, способных качественно выполнять предназначенные им функции. Средняя общеобразовательная школа выполняет особую роль в профессиональной подготовке учащейся молодежи, поскольку обеспечивает формирование всесторонне образованной личности и способствует профессиональному самоопределению выпускников.
Переосмысливание концепции профессиональной ориентации учащихся, формирование новых представлений о ее движущих силах, процессах и отношениях включает постановку целей и задач профессиональной подготовки, модернизацию содержания и структуры профессиональной ориентации школьников, разработку этапов профессиональной работы со школьниками и выбор средств, форм, методов профориентацонной работы в школе.
Профессиональная ориентация личности на специальность “правоприменительная деятельность” тесно взаимосвязана с решением задач юридического образования. Процессы профессиональной ориентации и юридического образования, как правило, идут параллельно и совпадают по времени.
Несовпадение этих процессов не содействует формированию личности будущего специалиста и затрудняет профессиональное самоопределение учащихся. В связи с этим большое значение в период вузовской подготовки приобретает специальная психо-лого-педагогическая работа по формированию под-
готовленности будущих сотрудников ОВД, их профессиональных знаний и педагогических умений.
Профессиональная ориентация в системе правоохранительных органов
В настоящее время, как никогда ранее, возникает проблема управления таким социальным процессом, как выбор трудовой сферы деятельности личностью, выбор профессии в соответствии с профессиональным призванием (1; 3; 4; 6). Профессиональная ориентация молодежи поставлена на качественно новую ступень в связи со следующими преобразованиями:
1. Ориентация связана с проблемой комфортности личности в сфере избранной профессиональной деятельности в различных условиях жизни человека, чувством удовлетворенности в реализации своих способностей и потребностей. Это достигается при соответствии выполняемой профессиональной деятельности природным (врожденным) способностям человека, которые должны быть выявлены в школьные годы. Случайно избранная или не отвечающая способностям человека профессия приводит к негативным психологическим и социальным последствиям.
2. В связи с тем, что у молодежи имеются широкие возможности выбора жизненного пути, государство создает благоприятные условия для реализации этого выбора, использования различных концептуальных подходов, имеющихся в образовательной системе МВД России. Возможности профессионального самоопределения могут реализоваться через средние и высшие учебные заведения МВД России. Но пока проблема индивидуального дифференцированного подхода и качественного отбора кандидатов (из числа учащейся молодежи) в соответствии с их природными задатками, способностями и возможностями недостаточно изучена. Об этом ярко свидетельствуют исследования, проводимые ежегодно в период поступления (отбора) абитуриентов и их зачисления на учебу в образовательные учреждения МВД России. Число абитуриентов, зачисленных в вуз из неблагоприятных групп (не рекомендованных и риска) составляет от 45,0% до 50,0%.
До недавнего времени так называемый усредненный подход к образованию не способствовал формированию индивидуальности, личностей, способных самостоятельно решать выдвигаемые обществом задачи, зачастую подавлял талант, неоднородность мышления, поскольку был нацелен на
воспитание и образование среднестатистического ученика. Поэтому разработка современных концептуальных подходов, в том числе и дифференцированного подхода, внедрение научно обоснованных принципов их организации, отвечающих прежде всего функциональным возможностям и закономерностям развития организма, природным способностям и возможностям учащейся молодежи, несомненно, оказывает положительный эффект на процесс ориентации школьников.
3. Профессиональная ориентация молодежи приобретает качественно новую ступень своего развития в связи с ростом информационного потока и появлением новых научных дисциплин.
4. Современное общество, в силу динамичности своего развития и усложняющихся требований к профессиональной подготовленности специалистов, рассматривает профессиональную ориентацию как процесс необходимого и возможного управления личностью.
5. В настоящее время образовательные учреждения переходят на систему многоуровневой подготовки специалистов, что благоприятно воздействует на качество процесса ориентации. Эта идея в условиях значительной текучести кадров в основных службах ОВД заслуживает положительной оценки. При правильном подходе к реализации данной системы она будет в определенной степени способствовать интенсивному пополнению ОВД квалифицированными кадрами, их стабилизации, формированию профессионального ядра сотрудников*.
6. Разработан ряд документов, эффективно воздействующих на качество профессиональной подготовки будущих специалистов: учебные планы, программы, нормативные документы, отражающие содержание образования по общим и специальным дисциплинам.
7. Качество профессиональной ориентации молодежи зависит от таких факторов, как рост культурного и общеобразовательного уровня населения, а также от подготовленности учителей к проведению профориентацонной работы в общеобразовательной школе.
Таким образом, в настоящее время большое значение приобретает изучение будущими сотрудниками ОВД теоретических основ профессиональной ориентации и реализация ее в системе МВД России.
Функции профориентации
Правильно выбранная профессия — залог достижения высоких показателей в будущей деятельности и проявление удовлетворенности процессом своего труда, что, в свою очередь, создает положительный эмоциональный настрой и возможность творческого подхода к исполняемой работе.
Создание целостной системы профориентации, способной решить возложенные на нее задачи, возможно лишь в том случае, когда каждый ее струк-
турный компонент будет хорошо работать на всю систему, справляться с возложенными на нее функциями. В свою очередь, от правильного распределения функций внутри системы зависит результат профориентацонной работы в целом. Выделены следующие функции профориентации: социальная, экономическая, психологическая, педагогическая, медикофизиологическая (7).
Социальная функция профориентации предполагает формирование у учащихся личностных профессиональных ценностей, соответствующих выбираемой профессии, управление процессом адаптации к профессии, поднятие престижа профессии сотрудников ОВД.
Экономическая функция профориентации предусматривает управление выбором профессии в соответствии с потребностями данного экономического региона и возможностями личности. Важным является изучение причин смены профессии сотрудниками ОВД. Далеко не всегда школьники выбирают “свою” профессию. В результате такого неправильного выбора они прекращают обучение, будучи специалистом, меняют профессию, а другие трудятся не в полную силу и не могут достичь высоких результатов в профессиональной деятельности. Все это наносит серьезный экономический урон государству.
Психологическая функция профориентации предполагает изучение личности учащегося, включающее выявление интересов, мотивов, способностей, склонностей, ценностных ориентаций, идеалов, намерений и т.п. Цель психодиагностики — выявить соответствие личности требованиям выбираемой профессии. При отсутствии такого соответствия необходима дополнительная работа с учащимися и корректная консультация по окончательному выбору профессии. Наибольшее удовлетворение своими результатами и наиболее высокие показатели человек получит и проявит в той профессиональной деятельности, которая в большей степени соответствует его психофизиологическим способностям и другим свойствам личности.
Педагогическая функция профориентации заключается в воспитании у учащихся устойчивого профессионального интереса к выбранной профессии, развитии склонностей к ней, воспитании моральных качеств, формировании необходимых умений и навыков, расширении знаний о профессии. Всестороннее знание личности учащихся и их учет в профессиональной работе будет способствовать правильному выбору профессии и формированию устойчивого профессионального интереса как сложного личностного образования.
Медико-физиологическая функция профориентации предусматривает изучение физического развития учащихся, повышение и сохранение оптимального уровня физической подготовленности школь-
*Об этом свидетельствовали и ответы заместителя начальника ОмЮИ МВД России доктора юридических наук, профессора Ю.П.Соловья на вопросы заочного “Круглого стола” по проблемам повышения эффективности подготовки специалистов ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — №2 (6). — С. 119-123.
ников, разработку критериев отбора учащихся для поступления в образовательные учреждения МВД России. Решение этих задач будет способствовать предотвращению неблагоприятных воздействий условий профессиональной деятельности на организм. Естественно, учащиеся не всегда знают об отклонениях в состоянии своего здоровья, являющихся противопоказанием к выбору той или иной профессии, а также о тех требованиях, которые предъявляют к их здоровью профессии. В этом им должны помочь спортивные наставники.
Содержание и структура профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация является целостной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, основными из которых являются: профессиональное просвещение, профессиография, профессиональный отбор, профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация (7).
Профессиональное просвещение предусматривает сообщение учащимся о профессии следователя, оперуполномоченного и деятельности сотрудников ОВД, в результате чего у школьников формируется положительное или отрицательное (принятие или неприятие) отношение к профессии. В профессиональном просвещении учащиеся выделяют три составных элемента: профинформация, профагитация, проф-пропаганда. Профинформация включает раскрытие важности развития будущего специалиста для общества, становления полноценной личности сотрудника правоохранительных органов, ознакомление учащихся с профессией следователя, оперуполномоченного. Профагитация школьников предусматривает приобщение их к деятельности ОВД и выявление тех лиц, чьи склонности и способности соответствуют требованиям, предъявляемым этими профессиями. Профпропаганда предполагает раскрытие знаний о содержании и методике профориентационной работы среди сотрудников и руководителей ОВД, УВД.
Профессиография предусматривает описание профессий следователя и оперуполномоченного. Конечной целью профессиографии является составление профессиограмм, с содержанием которых необходимо ознакомить школьников. В профессиог-рамме должны быть отражены: 1) общая характеристика профессии, ее история, общественная значимость, потребность в специалистах; 2) содержательная сторона профессии, включающая описание содержания и характера профессиональной деятельности, ее цели, средства, конечные результаты;
3) состав общих и специальных знаний, практических умений; 4) требования, предъявляемые профессией к личности, состояние здоровья, физическое развитие, личностные особенности; 5) психологическая характеристика профессиональной деятельности, ее привлекательные стороны, трудности в работе, творческий характер труда, социально-психологический портрет передовых специалистов; 6) условия труда и возможности профессионального роста; 7) сведения об учебных заведениях, где можно
получить необходимую профессиональную подготовку. Полнота и объективность разработанных профессиограмм в значительной степени определяет эффективность профориентационной работы с учащимися. В сфере правоохранительных органов насчитывается множество специальностей: следователь, оперуполномоченный УР, участковый, сотрудник ГИБДД и др. Поэтому разработка профессиограмм на каждую специальность является необходимым элементом профессиональной ориентации школьников.
Профессиональный отбор (подбор) предполагает выявление пригодности школьников и их призвания к деятельности ОВД. Есть целый комплекс таких личностных качеств и черт характера, которые затрудняют выполнение явной деятельности следователя, оперуполномоченного УР даже на среднем уровне профессионального мастерства. К таким качествам можно отнести эгоизм, интравертирован-ность, малообщительность, излишнюю возбудимость, обидчивость, беспринципность, слабоволие, конфликтность и др. При обнаружении у школьников старших классов такого набора качеств не следует рекомендовать им поступать в образовательные учреждения системы МВД. При этом важно знать, что профотбор не является негуманным актом, ограничивающим свободу личности. Подлинный гуманизм в профориентационной работе заключается в том, чтобы оградить школьников от нежелательных последствий стихийного выбора профессии.
Профессиональное воспитание — это продолжительный и самый трудоемкий процесс, направленный на воспитание у школьников устойчивого профессионального интереса к выбранной профессии, любви и уважения к ней, профессионального долга и необходимых качеств и умений. Важным моментом в профессиональном воспитании является формирование у школьников адекватного представления о выбираемой профессии, которое поможет им разобраться в правильности ее выбора. Эффективность профессионального воспитания обусловлена проведением систематической работы со школьниками во время учебных занятий и на различных внеклассных мероприятиях.
Профессиональная диагностика направлена на всестороннее изучение личности школьника и предусматривает выявление способностей, самооценки, склонностей, интересов, идеалов, ценностных ориентаций, темперамента, профессиональных намерений и других свойств личности, имеющих значение для выбираемой профессии. Профессиональная диагностика включает предварительное и углубленное изучение личности, она проводится со школьниками средних классов для выявления первоначальных интересов школьников к конкретной профессии, их профессиональных намерений, склонностей. Углубленное изучение проводится со школьниками старших классов и предусматривает постановку диагноза о соответствии выбранной профессии личностного склада школьника и организации индивидуального подхода в профессиональной работе.
Профессиональная консультация — это совет, рекомендация о выборе соответствующей личностному складу школьника профессии у образовательного учреждения. Профессиональная консультация основывается на результатах профессиональной диагностики и должна носить характер совета, рекомендации. Решать вопрос о выборе конкретной профессии должен сам школьник, но к этому его надо готовить. Цель профориентации — установить соответствие индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Профессиональная консультация проводится в следующих формах: 1) справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста; 2) диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащихся, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии; 3) формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимся профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения; 4) медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьников, их психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, их переориентацию (если необходимо) на другую или близкую избираемой область деятельности, которые будут больше соответствовать их психофизиологическим данным.
Профессиональная консультация завершается выдачей школьнику характеристики, носящей рекомендационный характер для поступления в общеобразовательное учреждение МВД России.
Профессиональная адаптация — это активный процесс приспособления человека к условиям труда, окружению, особенностям и требованиям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы. Про-фадаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, слиянием общественной и личной мотивации труда, она осуществляется в единстве с социальной адаптацией.
Итак, профессиональная ориентация — это сложная динамическая система, которая функционирует в общественном и личностном планах, тесно связанных друг с другом. Вся система состоит из определенных элементов, игнорирование хотя бы одного из которых может снизить качество профориентации в целом. Все структурные элементы профориентации в целом направлены на реализацию определенных ее целей.
Профессиональное самоопределение школьников как объект профессиональной ориентации
Конечным результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности.
Профессиональное самоопределение — это активный и длительный процесс нахождения школьниками “своей” профессии. Этот процесс сопряжен с нахождением внутренних психологических оснований выбора профессии. В содержание профессионального самоопределения входит: понимание школьниками значения профессии и необходимости путей ее выбора, самоанализ, самооценка своего соответствия конкретной профессии, практическая проба сил в выбранной профессии, самовоспитание необходимых качеств и формирование профессиональных умений. Продолжительность процесса профессионального самоопределения у каждого человека различна и составляет от 2 до 6 лет, а иногда более. В этом процессе выделяют три этапа. Первый этап включает знакомство с выбранной профессией и создание представления о ней. На втором этапе происходит “примеривание” себя к выбираемой профессии, осознание своих способностей и выявление склонности к выбираемой профессии. Третий этап — принятие решения о выборе профессии и подготовка себя к будущей работе.
Профессиональное самоопределение постоянно находится под воздействием объективных и субъективных факторов. К первым относятся содержательная сторона профессиональной деятельности (сотрудник ОВД, руководитель и др.), личность наставника, родители, друзья, родственники, знакомые, престиж профессии следователя, оперативного работника УР, телевидение, кино, периодическая печать, книги и т.п. Вторую составляют юридическая подготовленность школьника, удовлетворенность занятиями, результатами, интересы, склонность к профессиональной деятельности сотрудников ОВД, педагогические способности, свойства темперамента, идеалы, ценностные ориентации и др.
Социальное окружение школьников, активно работающее в ОВД, включает комплекс объективных факторов и оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение и его конечный результат (выбранная профессия).
Выбор профессии у большинства окончивших школу основан на складывающемся у них специальном интересе к той деятельности: обучение в юридических классах или УЦ МВД. Познавательный интерес, сформировавшийся в процессе длительных занятий и увлечений, оказывает влияние на формирование профессионального интереса к деятельности сотрудников ОВД. Не случайно большинство курсантов (слушателей) связывают свой профессиональный выбор с деятельностью в милиции. Однако, как показывает практика, не все школьники, занимающиеся в юридических классах, выбирают профессию оперативного работника ОВД. Многие из
них выбирают профессию врача, педагога и др. Значит занятия, обучение в юридических классах являются той социальной ситуацией развития, в которой при наличии определенных способностей и склонностей школьник выбирает интересующую его профессию. В противном случае выбор этих профессий будет неоправданным и приведет к разочарованию в выбранной профессии.
Особое внимание в работе со школьниками необходимо уделять закреплению уже имеющихся мотивов выбора профессии или формированию новых, обусловливающих правильность выбора школьниками той или иной профессии. Мотив — это внутренняя побудительная причина действий и поступков человека, мотивация — система взаимосвязанных соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Профессиональная деятельность молодого человека может побуждаться одним или несколькими мотивами. К ним относятся понимание общественной значимости профессии, интерес к работе, связанный с раскрытием преступлений, возможность видеть результаты своего труда и т.д. С целью формирования и закрепления общественно значимых мотивов выбора профессии рекомендуется проводить следующие мероприятия: убеждать в необходимости приобретения знаний о будущей профессии, их расширения и углубления, осуществлять контроль, проверку прочности усвоения знаний, проводить тщательный анализ пригодности учащихся к той или иной профессии в системе МВД, убеждать в правильности выбора профессии тех учащихся, у которых выявлена высокая или средняя склонность к профессиональной деятельности сотрудников ОВД, привлекать к практической деятельности школьников с недостаточным количеством мотивов выбора профессии совместно с учащимися, имеющими высокую склонность к милицейской деятельности, адекватную самооценку и положительную мотивацию.
Существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников оказывает самооценка как свойство личности. Самооценка является внутренним условием саморегуляции поведения, осознание человеком того, какую профессию он хочет выбрать (есть цель и мотив), что он собой представляет (оценка своих личностных и психологических свойств), что он может (возможности, склонности, способности), чего от него ждет общество (социально-профессиональный статус). Соотнесение индивидом своих склонностей и возможностей с потребностями общества, эмоциональное переживание этого процесса выступают механизмом развития его профессионального самоопределения.
Постоянная самооценка своих действий и сопоставление их с требованиями профессии способствует формированию адекватной самооценки, критического отношения к себе и уверенность в правильности выбора будущей профессии (7). В практике профориентационной работы с учащимися педагогическому коллективу зачастую приходится сталкиваться со школьниками, имеющими завышенную самооценку (переоценивающими свои возможности
в правильности выбора будущей профессии) либо заниженную самооценку (недооценивающих свои возможности при выборе той или иной профессии). Переоценка или недооценка школьниками своих возможностей может способствовать неправильному выбору профессии. В этой связи в работе с учащимися является необходимым формирование у них адекватной самооценки. Для этого рекомендуется проводить следующую работу: при завышенной самооценке акцентировать внимание на имеющихся у школьников недостатках при выборе той или иной профессии, указывать методы устранения недостатков, разъяснять их значимость и соответствие их личностных и профессиональных качеств требованиям профессии; при заниженной самооценке чаще оказывать поддержку школьникам в правильности выбора учащимися будущей профессии, убеждать в соответствии личностных и профессиональных качеств школьников требованиям избранной профессии, включать их в практическую деятельность по избранной профессии совместно со школьниками, имеющими адекватную самооценку, формировать и закреплять общественно значимые мотивы выбора профессии.
Важным фактором при выборе профессии является профессиональный идеал, т.е. представление, оказывающее влияние на личность. В виде идеала школьники создают для себя образ совершенного человека, обладающего совокупностью высокоморальных черт и качеств личности. Идеал для подражания в выбранной профессии важен в том плане, что школьники стремятся выработать в себе такие профессиональные и личностные качества, которые они видят в том или ином носителе профессии оперуполномоченного уголовного розыска. Отсюда становится очевидным, каким должно быть отношение к своей работе сотрудника, оперативного работника ОВД и какими они должны быть, чтобы, глядя на них, школьники выбирали их профессию. В профориентационной работе со школьниками следует обращать внимание на тех учащихся, у которых в качестве идеала служит сотрудник ОВД. С такими учащимися необходимо проводить работу, ориентируясь на расширение и углубление у них знаний о профессиях в сфере деятельности сотрудников ОВД, формирование профессиональных качеств, предъявляемых профессией, посещение рабочих мест специалистов ОВД и преподавателей с анализом их деятельности, проведение встреч, пресс-конференций с заслуженными деятелями ОВД, юристами.
Следующим фактором, оказывающим существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, а следовательно, и на качество управления профессиональной ориентацией, является склонность к профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Склонность к милицейской деятельности понимается как предрасположенность личности, сформировавшейся в процессе социального опыта, к профессиональной деятельности типа “человек-человек”, связанной с профессиональной деятельностью сотрудников ОВД. В содержание склонности к милицейской деятельности входят:
направленность мотивов, желаний, стремлений к работе с людьми, положительное отношение к процессу профессиональной деятельности следователей, стремление к оказанию помощи людям, быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми, общительность и отзывчивость, понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему. Общеизвестно, что склонность к тому или иному типу профессии формируется и проявляется в практической деятельности, в том числе милицейской. Поэтому в профориентационной работе необходимо учитывать уровень развития этого качества у учащихся. Развитие склонности к милицейской деятельности требует осуществления деятельности практической в следующих ее направлениях: регулярном сообщении о служебной деятельности сотрудников ОВД, их жизни в стране и за рубежом, написании сочинения на тему: “Моя будущая профессия”, оформлении и обновлении наглядной агитации по выбору профессии, создании профуголка или кабинета по профессиональной ориентации в системе МВД России, оказании помощи следователю, оперуполномоченному ОВД, закреплении умений следственного работника и др.
Большое значение для самоопределения личности имеет наличие у школьников устойчивого профессионального интереса к профессиональной деятельности следователей. Профессиональный интерес представляет личностное образование, возникшее и проявляющееся во взаимодействии с конкретной профессией (2). Устойчивый профессиональный интерес характеризуется эмоциональной привлекательностью профессии, общественно значимыми мотивами ее выбора, волевой активностью в овладении профессиональной деятельности (5). Закрепление устойчивого профессионального интереса осуществляется всеми описанными выше формами, методами и средствами профориентационной работы, направленными на создание благоприятных условий правильного профессионального самоопределения школьников, в частности, формами и методами закрепления идеала профессии, общественно значимых мотивов ее выбора, адекватной самооценки, склонности к профессиональной деятельности сотрудников ОВД и расширения и углубления знаний о профессии.
Профессиональное самоопределение школьников осуществляется как самостоятельно, так и при участии других людей — родителей, учителей, друзей, знакомых. Несомненно, родители — основные помощники в выборе профессии для детей. Они лучше, чем кто-либо, знают особенности своего ребенка, его интересы, склонности, состояние здоровья и, кроме того, имеют огромный жизненный опыт. Это существенно отражается на выборе жизненного пути подростка. Родители развивают и направляют интересы детей, тем самым способствуют их правильному самоопределению в трудовой деятельности. Но часть родителей, участвуя в развитии и становлении личности школьника, предоставляют своим детям самостоятельность в выборе профессии, ограничиваясь лишь некоторыми принципами трудоус-
тройства. Другая часть родителей дает советы своим детям при выборе профессии, определяя ее престижностью, перспективой профессионального роста, и не задумываясь над тем, что она может не соответствовать интересам, склонностям и способностям ребенка и привести к разочарованию и неудовлетворенности в будущем. В связи с этим важна работа с родителями по их профессиональному просвещению, необходимо усилить профессиональную ориентацию молодежи и родителей на специальности в сфере правоохранительных органов. Формы работы с родителями самые разнообразные: это индивидуальные беседы и консультации, собрания и лектории, тематические выставки и др.
Продолжая мысль о положительном воздействии родителей на профессиональное самоопределение школьников, не следует забывать тот факт, что многие сотрудники ОВД, проработавшие 20 лет и более, выбрали профессию самостоятельно. Самостоятельность в выборе профессии отвечает моральным принципам современного общества, но она должна быть сознательной и обоснованной. Это достигается в тех случаях, когда: 1) личностные качества школьника будут соответствовать качествам, предъявляемым избранной профессией; 2) сформирован устойчивый профессиональный интерес;
3) способности и склонности соответствуют выбираемой профессии; 4) школьники достаточно хорошо представляют себе будущую профессию и свое место в ней.
В качестве причин неправильного выбора профессии в системе МВД выступают следующие:
1) необдуманное принятие решения о выборе профессии, сделанное под влиянием окружающих; 2) перенос положительного отношения к знакомому сотруднику ОВД на профессию; 3) увлечение внешней стороной профессии оперуполномоченного УР;
4) неумение разбираться в своих мотивах, способностях, интересах, склонностях и др.
Выбор профессии, сделанный в соответствии со способностями, склонностями и другими свойствами личности, оправдывается экономически, социально и морально и создает возможности для проявления у человека профессионального призвания.
Некоторые школьники не всегда выбирают профессию в системе МВД в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Они не знают себя, не представляют себе тот состав требований, который предъявляется выбираемой профессией к личностным качествам. Всему этому должно способствовать изучение личности учащихся на протяжении периода профессионального самоопределения.
Знание факторов, оказывающих благоприятное воздействие на профессиональное самоопределение школьников, и использование их в практике профориентационной деятельности позволит заблаговременно готовить выпускников средней школы для поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения МВД России с целью продолжения профессионального образования.
Таким образом, профессиональное самоопределение школьников как объект профессиональной
ориентации позволяет решить одну из основных проблем человека — способность найти достойное применение своим знаниям и умениям, врожденным и индивидуальным способностям.
Формы, средства и методы профориентирования
Профессиональная ориентация на специальность “Правоохранительная деятельность” представляет собой научно обоснованную систему подготовки учащейся молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии с учетом индивидуальных особенностей личности и реальной необходимости специалистов в системе МВД.
Решение вопроса “Кем быть?” для большинства школьников, активно интересующихся деятельностью правоохранительных органов, не представляет особого труда. Решение такого жизненно важного вопроса, как выбор профессии, нередко бывает случайным. По данным социологических исследований последних лет, около 50% выпускников образовательных учреждений МВД не работают по специальности. Решить эту проблему и призвана профессиональная ориентация, основными целями которой являются:
1) выяснение потребностей общества в милицейских кадрах;
2) выявление школьников, способных к работе в ОВД;
3) формирование у школьников устойчивого профессионального интереса и склонности к работе в сфере правоохранительных органов;
4) повышение престижа профессии сотрудника ОВД;
5) способствование развитию у учащейся молодежи специальных способностей;
6) создание у учащихся адекватного представления о профессиях в сфере МВД России и ознакомление их с требованиями этих профессий к личности;
7) способствование отбору в учебные заведения МВД России молодежи, способной к милицейской деятельности.
Этапы профориентационной работы со школьниками
Профориентационная работа в общеобразовательной школе длится на протяжении всего обучения и с учетом психического развития личности делится на четыре этапа. На каждом из этапов решаются конкретные задачи и используются определенные формы и средства, приемлемые для того или иного возраста школьников. Основной же задачей профориентации является формирование у школьников осознанного профессионального самоопределения на основе согласованности личных и общественных интересов в подготовке кадров в системе МВД.
Первый этап профессиональной ориентации школьников охватывает учащихся начальной школы (1-3 классы) и решает следующие задачи: знакомить детей с миром профессий, и в соответствии с возрастными особенностями младших школьников прививать им любовь к трудовым и учебным усили-
ям, формировать интерес к труду, учебе, а также осуществлять формирование у детей эмоционального отношения к профессиям в системе МВД России. Решению этих задач способствует проведение учителями общеобразовательных школ специализированных уроков на высоком методическом уровне и положительном эмоциональном фоне. Используются следующие формы и средства профориентации детей младшего школьного возраста: проведение бесед и просмотр фильмов на милицейские темы с последующим обсуждением.
Второй этап профориентации школьников охватывает учащихся основной школы (5-7 классы) и решает следующие задачи: продолжить целенаправленно знакомить учащихся с профессиями и на основе систематизированных профессиональных знаний формировать реальное представление о себе как субъекте трудовой деятельности; в процессе профессионального просвещения и выбора школьниками профессионального жизненного пути воспитывать основы нравственного, трудового характера; выявить первоначальные профессиональные намерения, склонности и интерес к педагогическим профессиям. Для решения этих задач рекомендуются следующие формы и средства: наблюдение, опрос, беседа, экскурсии в учебные заведения МВД России, встречи с ветеранами, заслуженными работниками МВД; встречи со старшими товарищами — курсантами (слушателями); проведение конкурсов по “защите” профессии и проверке знаний в области правоохранительной деятельности.
Третий этап профессиональной ориентации школьников (8-9-х классов) является основным и ответственным, так как именно в этот период у подростков формируется адекватная самооценка и оценка окружающей действительности. На данном возрастном этапе учащиеся основной школы значительную часть своего времени уделяют поиску будущего профессионального пути. Задачи профессиональной ориентации учащихся 8-9 классов: оказание помощи школьникам в поиске профессионального призвания, формирование профессионального самосознания, т.е. умения соотнести общественные нужды со своими идеалами, представления о ценностях — со своими реальными возможностями; содей-ствование учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессиональных идеалов, интереса к профессии, адекватной самооценки и склонности к милицейской деятельности. Реализация этих задач на практике достигается с использованием следующих форм и средств профессиональной ориентации: беседы, диспуты о профессии, встречи с курсантами образовательных заведений МВД; шефская работа с младшими школьниками, оформление стендов и фотомонтажей о милицейской жизни, подготовка рефератов. Кроме того, план профориентационной работы педагогического коллектива с учащимися 8-9-х классов включает углубленное изучение личности школьников, их интересов, склонностей, способностей, темперамента и других свойств личности, обусловливающих успешность в деятельности сотрудников ОВД.
Четвертый этап профессиональной ориентации (10-11-й классы) является завершающим, так как в старшем школьном возрасте заканчивается процесс развития профессионального самоопределения и формируется решение о выборе конкретной профессии. На данном этапе решаются следующие профориентационные задачи: подготовить учащихся ко времени окончания средней школы к осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования; стимулировать учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных знаний, умений и качеств; создавать у старших школьников адекватное представление о выбранной профессии и формировать профессиональные ценности; организовывать практическую деятельность по избранной профессии; формировать способность к адекватной самооценке, сохранению устойчивого профессионального интереса, склонности к милицейской деятельности; прививать интерес к научно-исследовательской работе и активизировать старшеклассников на выполнение самостоятельного научного труда с элементами творчества и практической деятельности. Для решения этих задач рекомендуются следующие формы и средства профориентационной работы: индивидуальные беседы со школьниками, консультации школьников с акцентированием внимания на положительных сторонах профессии и на трудностях, конкурсы по защите реферативной или экспериментальной работы, подготовка и написание сочинения “Моя любимая профессия” по предлагаемому плану, целенаправленное ознакомление с кругом профессиональных обязанностей, беседы с родителями о выборе профессии их детьми.
Основная ответственность в решении поставленных целей и задач профессиональной ориентации школьников, а также в выборе ее средств и форм проведения ложится на учителей общеобразовательных школ, сотрудников специальных служб УВД и образовательных учреждений МВД России.
Таким образом, предложенная концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, кандидатов на обучение в образовательных учреждениях МВД России и службу в ОВД предназначена для курсантов, учителей, школьников, родителей, может быть использована при отборе абитуриентов, поступающих в специализированные вузы МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметзянова Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов: Автореф. канд. дис.... — Л., 1972. — 24 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск: ОГИФК, 1990.
3. Бабушкин Г.Д. Профессиональное призвание к деятельности тренера // Психолого-методические вопросы спорта, физической культуры и здоровья. — Вып.VI. — Саратов: Изд-во СГУ, 1993. — С.85-88.
4. Ермолин В.В. Профессиональное призвание. — Иваново: Энергетический институт, 1973. — 354 с.
5. Крегжде С.Л. Психология формирования профессиональных интересов: Докт. дис. — Вильнюс, 1982.
6. Караваев А.Ф., Харитонов А.Н. Профессиональное призвание как проблема правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — Омск, 1995. — №1. — С. 38-41.
7. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
ЭКСПЕРТИЗА
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Доктор юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ И.Н.Сорокотягин
Уральская государственная юридическая академия,
г.Екатеринбург
В “Уральском рабочем” от 21 июля 2000 г. был опубликован материал (автор О.Баранникова), посвященный анализу проекта Закона “Об информационно-психологической безопасности”, принятого Госдумой к рассмотрению. Появление проекта закона является своевременным, нужным и позволяющим задуматься о возможных перспективах защиты физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, от негативных информационно-психологических воздействий.
Автор статьи спрашивает, “от каких же действий собираются оберегать сограждан заботливые члены думского комитета по безопасности, подготовившие законопроект?”. И отвечает цитатой из документа: “воздействие на человека или группу лиц (в том числе помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства”.
Основными средствами и приемами воздействия на психику человека является речь (устная и письменная), озвученная с помощью средств массовой информации (СМИ): печати, радио, телевидения, “Интернета”, телефонной сети и т.д.
Последнее время участились случаи появления в СМИ информации (особенно в период выборной компании), которая унижает честь и достоинство человека, вызывает у него физические и психологические страдания.
Негативными последствиями для человека, психически обработанного ложной информацией, являются:
а) болезнь (нервное потрясение, боли в области сердца, головокружение, сердечные приступы и др.);
б) психические страдания (галлюцинации, тревожно-боязливый аффект, подозрительность, недоверчивость, душевный дискомфорт и др.);
в) психологические последствия (аффект, стресс, бессонница, бред, тоска, страх, невротическая депрессия и т.д.).